реферат, рефераты скачать
 

Финансовый контроль


единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет

систематический контроль за исполнением Законов Российской Федерации и иных

актов, регулирующих финансовые отношения, другими органами исполнительной

власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению их нарушения.

В полномочия Правительства Российской Федерации входит контроль за

деятельностью в области финансов подведомственных ему министерств,

государственных комитетов и других, включая органы федеральной службы

финансовой сферы. При этом Правительство российской Федерации вправе

отменить акты указанных органов.

Направляя деятельность подведомственных ему органов по

осуществлению финансового контроля, Правительство Российской Федерации

принимает правовые акты (нормативные и индивидуальные), регулирующие

порядок этой деятельности. Так, Правительством Российской Федерации

утверждены Положение о Министерстве финансов Российской Федерации

(Постановление от 19 августа 1994 года), Положение о федеральном

казначействе Российской Федерации (Постановление от 27.08.93г.), о других

службах, где закреплены функции по финансовому контролю.

Важнейшее место в системе финансового контроля занимает

Министерство финансов Российской Федерации, которое не только разрабатывает

финансовую политику страны, но и контролирует ее осуществление.

Прежде всего Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе

разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование

бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в

проведении валютного контроля; контролирует направление и использование

государственных инвестиций.

Следует при этом отметить, что контрольные полномочия Минфина

Российской Федерации распространяются на финансовые средства только

федерального уровня. В тех случаях, когда проверяется деятельность

исполнительных органов власти субъектов Федерации, его контрольные функции

не должны выходить за эти рамки. Такой подход обусловлен принципом

самостоятельности бюджетного устройства в Российской Федерации.

Однако, принимая во внимание принятый в 1998г. Бюджетный кодекс,

отметим, что на Минфин возложено осуществление финансового контроля за

исполнением бюджетов субъектов российской Федерации и местных бюджетов,

если субъект Российской Федерации получает помощь в объеме свыше 50%

расходов его консолидированного бюджета. Назначается ревизия и исполнение

бюджета субъекта Федерации переходит под контроль Минфина и в случаях,

когда субъект не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих

долговых обязательств.

Финансовый контроль осуществляют все структурные подразделения МФРФ

соответственно их компетенции. Так, органы казначейства призваны

осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом

исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль за

поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств. В

связи с повышением роли налогов в доходах государства стало необходимо

выделение органов налоговой службы в особую систему. Деятельность налоговой

службы направлена на обеспечение единой системы контроля за соблюдением

российского налогового законодательства, правомерности исчисления, полноты

и своевременности внесения налогов в бюджет и внебюджетные фонды. Органы

ГНС наделены широким кругом контрольных полномочий и прав по применению

мер принудительного воздействия к нарушителям налогового законодательства.

Одновременно, для обеспечения безопасности РФ и укрепления

государственной дисциплины в области налогообложения были созданы

федеральные органы налоговой полиции, которые включают в Федеральную службу

налоговой полиции, территориальные и местные органы.

Функции органов Государственного страхового надзора также

ограничены особой сферой – страховой деятельностью. Они осуществляются в

целях обеспечения соблюдения требований законодательства РФ о страховании,

развития страховых услуг, защиты прав и интересов участников страховых

отношений.

Перестройка банковской системы и возникновение коммерческих банков

в значительной мере изменили функции банков (кредитных органов) в области

финансового контроля. Особая роль в его осуществлении принадлежит

Центральному Банку России. Он организует и контролирует денежно-кредитные

отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих

банков. С этой целью создано специальное подразделение – Департамент

банковского надзора. При этом ЦБР вправе применить к банкам, нарушающим

законодательство и установленные правила деятельности, принудительные меры

воздействия в административном порядке. ЦБР осуществляет контроль за

соблюдением законодательства о валютном регулировании.

Впервые в законодательном плане решен вопрос об обязательности

ведомственного или внутреннего контроля. Главным распорядителем и

распорядителем бюджетных средств вменено в обязанность осуществлять

контроль за использованием этих средств.

Также со всеми перечисленными структурными подразделениями МФРФ

существует специальное контрольное подразделение, предназначенное именно

для проведения финансового контроля – это Контрольно-ревизионное

управление. С его территориальными органами на местах.

1.4. Негосударственный контроль.

Отказ от административно-командных методов управления экономикой

повысили роль тех видов финансового контроля, которые проводятся без

участия государственных органов, но в соответствии с государственными

законами и нормативными актами. К негосударственным видам финансового

контроля относятся внутрихозяйственный и аудиторский контроль.

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится самим

предприятием , его экономическими службами за финансово-хозяйственной

деятельностью своего предприятия.

Новый вид финансового контроля, возникший в России в конце 80-х

годов – аудиторский. В становлении и развитии в России аудиторского

финансового контроля нашёл отражение опыт развитых зарубежных стран, где

такая форма контроля широко распространена.

Порядок проведения аудиторского финансового контроля урегулирован

Указом Президента Российской Федерации «Об аудиторской деятельности в

Российской Федерации» от 22 декабря 1993 г. Согласно этим актам аудиторская

деятельность определяется как независимый вневедомственный финансовый

контроль. Его могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие

государственную аттестацию, так и аудиторские фирмы (в том числе,

иностранные), которые могут иметь любую организационно-правовую форму,

предусмотренную Российским законодательством. После получения лицензии на

право осуществления аудиторской деятельности они включаются в

Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Организация

государственного регулирования аудиторской деятельностью возложена на

комиссию по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.

Все услуги аудиторских организаций платные. Как правило отношения

аудитора и клиента оформляются договором с оплатой услуг по договорным

ценам. Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения. Этот

документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц,

государственных и судебных органов.

Выделяют два вида аудита:

? внешний

? внутрифирменный.

Внешний аудит выполняют специальные аудиторские фирмы по договору с

государственными, налоговыми и другими органами, предприятиями, другими

пользователями – банками, иностранными партнерами, акционерами, страховыми

обществами т.д. Основной их задачей является установление достоверности

финансовой отчетности проверяемых объектов, а также разработка рекомендаций

по устранению имеющихся недостатков в деятельности хозорганов, улучшению их

финансово хозяйственной деятельности и коммерческих результатов.

Внутрифирменный аудит осуществляется внутри фирм аудиторской

службой, функционирующей, как на уровне центрального руководства фирмы, так

и на уровне филиалов, дочерних компаний и т.п. Данный аудит направлен на

повышение эффективности управленческого решения по совершенствованию

финансовой и хозяйственной деятельности предприятия в целях максимизации

рентабельности и прибыли. В его задачи входит проверка соблюдения

принципов и правил бухгалтерского учета при подготовке ежегодной

отчетности, проработка рекомендаций внешних аудиторов; консультирование

руководства фирмы по всем вопросам финансовой стратегии предприятия;

проверка своевременности, надежности и точности финансовой информации.

Для достижения поставленных задач и целей аудиторские фирмы

осуществляют: финансовые экспертизы; проверки и ревизии финансово

хозяйственной деятельности и коммерческой деятельности предприятий и

организаций; контроль за правильностью определения доходов, подлежащих

налогообложению; предотвращение их занижения и возможность избежания

штрафных санкций.

В целом область аудиторских услуг весьма значительна. К ней можно

отнести также постановку и организацию бухгалтерского учета; подготовку

документов, необходимых при создании акционерных обществ, посредничество в

заключении торговых сделок и др.

Профессиональные услуги аудиторских фирм являются платными, это

обеспечивает реализацию главного отличия института аудиторства от других

форм организации финансового контроля, его полную, в том числе

экономическую, независимость от государственных, ведомственных

управленческих структур.

В нашей стране аудиторство, как принципиально новая форма

организации финансового контроля, только начинает делать свои первые шаги.

В развитых странах независимое аудитоство является ведущей формой

внешнего финансового контроля. Такая форма контроля получила широкое

распространение, вплоть до создания международных аудиторских фирм.

Международная ассоциация фирм дипломированных общественных бухгалтеров

объединяет более 4,2 тыс. аудиторских фирм, функционирующих в 147 странах.

При ООН создана Международная организация высших органов государственного

финансового контроля.

Во многих государствах действуют транснациональные аудиторско-

консультационные фирмы с представительством в других странах. Кроме того

существуют малые аналогичные службы, а также структуры для оказания

индивидуальных аудиторских услуг. Во многих фирмах существует внутренний

аудит для осуществления самоконтроля за уровнем затрат, рентабельности,

соблюдением оптимального режима экономии и высокого качества оказываемых

услуг. Внутренний аудит используют и в транснациональных корпорациях.

Основная задача аудиторских служб состоит в контроле за соблюдением

законодательства, регулирующего финансовую и хозяйственную деятельность

предприятия, ведение бухгалтерского учета, составление отчетности и

обеспечение государственных органов и собственников объективной информацией

о финансовом положении. В условиях бизнеса никто в деловом мире не

принимает всерьез предпринимателей, чьи отчетные данные не подтверждены

аудиторскими заключениями.

Глава 2. Организация контрольной работы органов

КРУ.

2.1. Правовая и законодательная основа.

Оперативный финансовый контроль в рамках Министерства финансов

Российской Федерации осуществляет Контрольно-ревизионное Управление.

В своей деятельности территориальные контрольно-ревизионные органы

руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральными

конституционными законами, указами и распоряжениями Президента Российской

Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской

Федерации, Положением о Министерстве финансов Российской Федерации,

приказами и инструкциями Министерства финансов Российской Федерации,

нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов

местного управления.

Документом, регламентирующим деятельность непосредственно органов

КРУ является «Положение о контрольно-ревизионном управлении Министерства

финансов Российской Федерации в субъекте Российской Федерации»,

утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от

06.08.98г. №888. Согласно данного постановления органы КРУ подверглись

реорганизации. На базе ранее действующих аппаратов главных контролеров-

ревизоров МФРФ образованы территориальные контрольно-ревизионные органы

МФРФ.

Основной задачей деятельности территориальных управлений КРУ

является осуществление последующего контроля за своевременным ,целевым и

рациональным использованием и сохранностью федеральных средств , что

включает в себя:

? усиление контроля за целевым использованием средств федерального

бюджета;

? осуществление контроля за целевым и рациональным использованием

государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;

? проведение ревизий и проверок поступления и расходования средств

федерального бюджета, использование внебюджетных средств, доходов от

имущества (в том числе от ценных бумаг), находящихся в федеральной

собственности;

? проведение документальных ревизий и проверок финансово-

хозяйственной деятельности организаций любых форм собственности по

мотивированным постановлениям правоохранительных органов.

Контрольно-ревизионное Управление Министерства финансов России в

субъектах Российской Федерации, помимо перечисленных задач, должны также

проводить по обращениям органов государственной власти субъектов Российской

Федерации и органов местного самоуправления ревизии и финансовые проверки

поступлений и расходования средств соответствующих бюджетов и доходов от

имущества, находящихся в их собственности.

Органы КРУ в своей работе взаимодействуют с другими

государственными органами: Контрольным управлением Президента Российской

Федерации, Счетной палатой, органами федерального казначейства,

правоохранительными органами государственной власти субъектов Российской

Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и

другими организациями.

Во всех самых последних нормативных документах направления

деятельности в области осуществления контроля для нужд органов власти

субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления получило

современную правовую базу.

Законодательством также определены формы взаимодействия органов КРУ

с правоохранительными органами в целях усиления эффективности контроля, что

имеет особо важное значение в связи с ростом преступности в экономической

сфере.

Сегодня в России объем теневой экономики составляет 45 % ВВП

страны. Все активнее криминальные структуры протекают в легальную экономику

и финансовую систему. Невиданный размах приняли преступления в сфере

внешнеэкономической деятельности.

Для наглядности хочу привести диаграмму экономической преступности

в России с прогнозом до 2001 года.

[pic]

Динамика роста экономической преступности в России [2]

Поэтому в настоящее время вопрос взаимодействия органов КРУ с

правоохранительными органами является наиболее актуальным, поскольку вести

борьбу с коррупцией, хищениями бюджетных средств силами только

правоохранительных органов невозможно. Ни одно дело не может быть доведено

до суда без тщательной финансовой проверки.

На сегодняшний день единственной мерой к устранению выявленных

нарушений и недостатков является доведение информации о выявленных

нарушениях до руководства учреждений, а также в необходимых случаях до

органов казначейства и правоохранительных органов. При этом органы КРУ не

имеют право ни на бесспорное взыскание сумм нанесенного ущерба, ни на

начисление штрафных санкций, ни на применение каких-либо других

принудительных (карательных) мер. Таким образом, результат возмещения

ущерба, за исключением случаев когда дело передается в следственные органы,

зависит только от инициативы руководителя проверяемого учреждения. И

единственное, что могут сделать органы КРУ в случае невыполнения

предложений, данных по результатам проверок, дать новые предложения.

Осуществляя проверки органы КРУ используют различные методы

финансового контроля. Но одним из наиболее эффективных и чаще всего

используемых является ревизия.

2.2. Ревизия ассигнований и исполнения смет расходов

учреждений, финансируемых за счёт средств

федерального бюджета.

Ревизия ассигнований и исполнения сметы расходов проводится с

ведома руководителя учреждения, при котором создана централизованная

бухгалтерия. Она включает в себя проверку обоснованности расчетов сметных

назначений, исполнения смет и основных производственных показателей,

использования средств по целевому назначению, обеспечения рационального

использования средств, соблюдения финансовой дисциплины и правильности

ведения бухгалтерского учета, и составление отчетности.

Проведению проверки должна предшествовать тщательная подготовка,

изучение имеющихся плановых, отчетных данных и материалов, характеризующих

исполнение сметы.

На основе изучения перечисленных данных разрабатывается программа

ревизии, в которой определяется: за какой период проводится проверка,

основные вопросы на которых следует сосредоточить внимание.

Перед тем как приступить к ревизии руководитель ревизионной бригады

предъявляет полномочия главному бухгалтеру. После чего ревизор, выделенный

для ревизии кассы, немедленно приступает к проверке наличия денежных

средств и бланков строгой отчетности. Одновременно с ревизией кассы

необходимо организовать инвентаризационную комиссию для проверки наличия

основных средств, малоценных быстроизнашивающихся средств, материалов у

материально- ответственных лиц.

Проверка наличия денежных средств в кассе производится в

присутствии кассира и главного бухгалтера. При выявлении недостачи или

излишек ревизор должен получить от кассира объяснения о причинах их

возникновения.

Результаты ревизии кассы оформляются отдельно (промежуточным)

актом, в котором указываются фактические остатки наличных денег и их

остатки по данным учета на момент проверки, а также излишки или недостачи.

Кассовые документы подвергаются сплошной проверке. При ревизии

кассовых документов необходимо проверить соблюдается ли Положение о ведении

кассовых операций.

Проверяя кассовые операции, ревизоры должны обращать внимание не

только на формальную сторону, но и на существо этих операций, выявлять и

устанавливать их законность и целесообразность.

Ревизия движения денежных средств проводится по каждому открытому

счету в банке или отделении федерального казначейства. Проверка проводится

по первичным документам, бухгалтерским записям и выпискам банка.

В процессе проверки необходимо выяснить сколько и какие счета

открыты для данного учреждения. Соответствуют ли суммы по выпискам банка

суммам указанным в приложенных к ним первичных документах. Не допускается

ли неправильное отражение в бухгалтерском учете банковских операций.

Каждая операция в выписке банка должна быть подтверждена соответствующими

первичными документами (счета, платежные поручения, требования и другие).

Необходимо обратить внимание на законность совершения операций. Не

проводятся ли через текущие и лицевые счета операции, не соответствующие

целевому назначению.

Проверка расходования подотчетных сумм производится по карточкам,

оборотным ведомостям и авансовым отчетам. Все авансовые отчеты подвергаются

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.