реферат, рефераты скачать
 

Финансовый контроль


с точки зрения законности произведенных расходов и достоверности

приложенных к ним оправдательных документов. Необходимо установить, не

значатся ли за отдельными работниками длительное время крупные суммы.

Соблюдаются ли сроки своевременности возврата неиспользованных остатков и

предоставления авансовых отчетов. Нет ли случаев выдачи новых авансов до

полного расчета по ранее выданным авансам, незаконных выдач авансов и т.

д..

Кроме того следует поверить соблюдается ли установленный законом

порядок и нормы возмещения расходов на служебные командировки.

Проверка расходования фонда заработной платы и расчетов с рабочими

и служащими начинается с ознакомления с утвержденной сметой, штатным

расписанием, тарификационными списками, приказами, расчетно-платежными

ведомостями и другими документами.

При проверке правильности учета фактически отработанного времени

необходимо сопоставить табеля учета рабочего времени с графиком работы

(медицинские учреждения).

Проверить правильность начисления доплат за замещение отсутствующих

работников.

Установить не включаются ли в ведомости вымышленные лица, правильно

ли производятся подсчеты в расчетно-платежных ведомостях.

При проведении комплексной проверки, налоговым инспектором ГНС

проверяется правильность удержания из заработной платы налогов и

своевременно ли вносятся удержанные суммы в бюджет.

Проверку состояния расчетов рекомендуется начать с анализа

материалов инвентаризации расчетов. Инвентаризация расчетов заключается в

выявлении по соответствующим документам остатков и тщательной проверке

обоснованности сумм, числящихся на счетах. Необходимо также проверить

реальность отдельных долгов путем сверки расчетов с организациями, за

которыми числится значительная дебиторская и кредиторская задолженность.

При проверке устанавливаются сроки возникновения задолженности по счетам

дебиторов и кредиторов, ее реальность и лиц, виновных в пропуске сроков

исковой давности.

Результаты сверки расчетов с организациями оформляются актом

встречной проверки.

Изучая состояние расчетной дисциплины проверяющий должен обратить

внимание на своевременность и правильность отражения в аналитическом и

синтетическом учете операций по расчетам с дебиторами и кредиторами, так

как дебиторская задолженность может быть зафиксирована на других

синтетических счетах, в том числе нереальная к получению, по которой

истекли сроки исковой давности.

Большого внимания требует также анализ расчетов с депонентами.

Прежде всего нужно установить своевременно ли относят к депонентским суммам

неполученные в установленные сроки заработанную плату и стипендии, а также

суммы удержанные из заработанной платы по исполнительным листам и другим

документам. Тщательно проверить выплату депонированных сумм рабочим и

служащим.

В ходе проверки финансовой деятельности бюджетного учреждения

необходимо тщательно проверить сохранность и правильность использования не

только денежных, но и материальных ценностей: инвентаря, оборудования,

материалов. Для этого необходимо выяснить проводится ли инвентаризация

материальных ценностей в установленные сроки, когда была проведена

последняя инвентаризация, выделены ли должностные лица ответственные за

сохранность этих ценностей, правильно ли эти ценности списываются в расход.

Проверку фактических остатков материальных ценностей ревизор

проводит в соответствии с действующей инструкцией по инвентаризации, при

участии инвентаризационной комиссии, назначаемой приказом руководителя

проверяемого учреждения.

Проверка фактических остатков имущества и материальных ценностей

должна быть проведена, по возможности, внезапно. Перед началом

инвентаризации материально ответственное лицо дает расписку в том, что все

документы, относящиеся к приходу или расходу ТМЦ, сданных в бухгалтерию и

что никаких не оприходованных или несписанных в расход материальных

ценностей у них нет.

Результаты инвентаризации по каждому виду материальных ценностей

фиксируются в инвентаризационных описях, составляемых отдельно по местам

нахождения или хранения ценностей, должностными лицами, ответственными за

сохранность.

Если установлены излишки или недостача, материально ответственное

лицо представляет письменное объяснение.

При проверке сохранности материальных ценностей важное место

занимает проверка полноты их оприходования и правильность, и обоснованность

списания в расход.

При проверке расхода продуктов питания следует обратить особое

внимание на:

? правильность оформления меню-требований, своевременность сдачи их в

централизованную бухгалтерию и отражения их в накопительных

ведомостях;

? правильность списания продуктов по норме на одного человека;

? соответствие числа довольствующихся по детским, лечебным и другим

учреждениям, показанного в меню-требованиях, с данными о

посещаемости детей детских учреждений, сведениями о наличие больных

в лечебных учреждениях и другие;

? действенность контроля со стороны бухгалтерии за расходованием средств

на питание;

? правильность взимания платы за питание с работников детских и

лечебных учреждений.

Проверка правильности списания материалов на ремонтные работы

производится путем сопоставления количества списанных материалов с их

потребностью по нормам на объемы выполненных работ.

Особое внимание при ревизии ТМЦ должно быть обращено на

правильность оприходования, учета и списания в расход топлива, горючих и

смазочных материалов.

При наличии расходов на капитальный и текущий ремонт зданий и

сооружений необходимо проверить:

? обоснованность осуществления ремонтных работ, не допущено ли

распыления средств на капитальный ремонт по большому количеству

объектов, что удлиняет сроки проведения ремонта;

? имеются ли в наличии дефектные акты и соответствующая сметно-

техническая документация, утвержденная в установленном порядке;

? правильность списания строительных материалов.

Необходимо выяснить не было ли фактов приписок фактически

невыполненных работ. Полностью ли зачтена при расчетах с подрядчиком

стоимость материалов, полученных от разборки старых конструкций, и

предъявлены ли счета на оплату за переданные ему материалы, приобретенные

за счет сметы учреждения. Не допускались ли случаи, когда материальные

ценности, переданные подрядчикам для ремонтно-строительных работ,

списывались на расходы по смете, вместо отнесения их стоимости на расчеты с

подрядчиками.

Особенно тщательно следует проверить правильность расходования

средств на капитальный ремонт, осуществляемый хозяйственным способом.

При необходимости, к проведению проверки могут быть привлечены

специалисты узкого профиля.

Основными задачами проверки состояния бухгалтерского учета и

отчетности являются соблюдение действующих правил ведения бухгалтерского

учета и состояния отчетности по исполнению смет расходов, применение

наиболее рациональных форм и методов учета, выполнение действующих

инструкций, положений, указаний о ведении учета и составлении периодической

и годовой отчетности.

Ревизор должен выяснить, на сколько состояние учета в

централизованной бухгалтерии обеспечивает контроль за правильностью

расходования и сохранностью денежных средств, и материальных ценностей.

При проверке в централизованной бухгалтерии отчетной дисциплины

надо убедиться в следующем:

? своевременно ли составляются и предоставляются месячные, квартальные

и годовые отчеты;

? реальны ли данные отчетов, нет ли случаев представления заведомо

неправильных отчетных данных (несоответствующих данным

аналитического учета) или серьезных нарушений установленных форм

отчетности;

? правильно ли отражены в балансе сведения об остатках сумм по счетам

дебиторов и кредиторов;

? приняты ли меры к устранению недостатков, отмеченных вышестоящим

распорядителем кредитов по отчетам.

При наличие доходов от внебюджетной деятельности, оказания платных

услуг, проводится проверка законности образования внебюджетных средств и их

расходования.

Результаты проверки оформляются актом. Записи в акте излагаются на

основе проверенных данных и фактов, вытекающих из имеющихся документов,

материалов встречных проверок, инвентаризаций, промежуточных актов и

справок, и других документальных данных.

В акте следует указать, какие вопросы подвергнуты сплошной проверке

и какие частичной. При изложении в акте выявленных ревизией фактов

нарушений необходимо указать фамилии, должности виновных лиц, а также

наименования закона, постановления или инструкции, которые нарушены. В

необходимых случаях записи в акте должны быть подкреплены копиями

документов или выписками из них.

Акт подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем и

главным бухгалтером учреждения.

При наличие возражений или объяснений по акту руководитель

учреждения и главный бухгалтер обязаны подписать акт, но одновременно

сделать об этом оговорку перед своей подписью.

После ознакомления с актом ревизии и со всеми прилагающимися к

нему материалами руководитель проверяемого учреждения, не позднее чем в

двухнедельный срок с момента подписания акта должен вынести необходимое

решение по устранению вскрытых нарушений.

При выявлении серьезных нарушений государственной, финансовой

дисциплины или злоупотреблений материалы проверок передаются

правоохранительным органам.

Контроль за реализацией материалов ревизии осуществляется путем

получения от ревизуемого объекта информации об устранении выявленных

нарушений.

2.3. Контроль за бюджетными средствами.

Бюджетным Кодексом установлен принцип адресности целевого

использования бюджетных средств. Это означает, что бюджетные средства

выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления

их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к

нарушению этого принципа, являются нарушениями бюджетного законодательства

Российской Федерации.

Под использованием не по назначению (нецелевым использованием)

средств, выделенных из федерального бюджета, следует понимать такое их

использование, которое не приводит к результатам, предусмотренным при их

предоставлении, или приводит к этим результатам, но сопровождается

действиями или событиями, неправомерность которых закрепляется в правовых

актах, заключаемых договорах или решениях полномочных органов, определяющих

целевой характер выделяемых из федерального бюджета средств. [3]

Выделяют следующие виды нецелевого использования:

? размещение бюджетных средств на банковских депозитных счетах,

приобретение различных активов (валюты, ценных бумаг, иного

имущества) с целью получения дополнительных доходов;

? осуществление взносов в уставной капитал другого юридического лица;

? расходование средств при отсутствии оправдательных документов

(первичных документов на приобретение ТМЦ, документов на

расходование средств, отсутствие авансовых отчетов и т.д.);

? недостача материальных ценностей, приобретенных за счет средств

федерального бюджета;

? расходование средств сверх норм, установленных Министерством

финансов Российской Федерации (норм возмещения командировочных

расходов, нормы списания материалов и т.д.).

В учреждениях, на предприятиях, в организациях, финансируемых за

счет средств федерального бюджета, нецелевым использованием является:

а) использование средств на цели, не предусмотренные сметой расходов;

б) расходование средств не по коду экономической классификации, по которому

было произведено финансирование.

Согласно п. 12 «Положения о федеральном казначействе»,

утвержденного постановлением Совета Министров Правительства Российской

Федерации от 27.07.93 г. № 864, органам федерального казначейства

представлено право выдавать обязательные для исполнения предписания о

взыскании с предприятий, учреждений, организаций в бесспорном порядке

средств, выделяемых из федерального бюджета, используемых не по целевому

назначению, с наложением на предприятия, учреждения и организации,

допустившие такие нарушения, штраф в размере действующей учетной ставки

Центрального Банка Российской Федерации.

В современных условиях, нехватки средств на местах, вопрос о

нецелевом использовании бюджетных средств стоит очень остро. Сложившееся

положение толкает руководителей администраций, предприятий на финансовые

нарушения, ради решения насущных ежедневных проблем.

Приведём пример: Администрация Мурманской области из средств, выделенных на

жилищные субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера 34,5

млрд. рублей использовало на финансирование текущих расходов областного

бюджета (дотации и ссуды городам и районам, ежемесячные пособия на детей,

заработанная плата работникам учреждений и организаций финансируемых из

городского бюджета.

Рассматривая необходимость и значение финансового контроля на

современном этапе, важно отметить проблемы, стоящие как перед системой

финансового контроля в целом, так и органами КРУ в частности.

Глава 3. Пути совершенствования контрольной

работы в России.

На сегодняшний день существует целый ряд проблем, касающихся

государственного финансового контроля.

Наиболее остро стоит вопрос о законодательном регулировании

государственного финансового контроля. Главное здесь состоит в том, что

государство использует и управляет значительно большими средствами нежели

те, что мобилизуются в его бюджете. Поэтому оно должно иметь правовую базу

и соответствующий механизм обеспечения целевого и эффективного

использования всех принадлежащих ему средств и контроля за тем, как это

делается.

Для создания полноценной, отвечающей совершенным реалиям правовой

базы финансового контроля требуется законодательное определение понятия

«государственный финансовый контроль». Такое определение пока не дано.

Незавершенность в вопросах формирования правовой базы

государственного финансового контроля и отсутствия его определения привели

к тому, что на данный момент усилия контролирующих органов направлены на

осуществление контроля, в основном, в своих ведомственных интересах. Так,

например, у Счетной палаты своя контрольная компетенция, у Центрального

Банка – своя, у Госналогслужбы – своя. А на практике получается, что

фактически бесконтрольна со стороны государства вся банковская система

страны, начиная с Центрального Банка России. А также федеральные органы как

счетная палата, казначейство, служба валютного и экспертного контроля,

комиссия по ценным бумагам никак не координируют свои контрольные функции.

В свою очередь Госналогслужба России, в соответствии с законодательством,

считает своей основной задачей контроль за уплатой налогов, сбор налогов

получается не в их компетенции. Каждый стоит на границах своей

деятельности. Если возникает вопрос, требующий объединения усилий,

начинаются бюрократические согласования, увязки, перекладывание

ответственности, время уходит, нарушения либо остаются, либо наоборот

немедленно устраняются, если речь идет об ответственности. Затрагивая

вопрос о взаимодействии органов контроля, нельзя не отметить еще один

момент. Структура финансового контроля Российской Федерации отличается

весьма значительным количеством компетентных органов. Их задачи и функции в

области формирования и использования бюджетно-финансовых ресурсов очень

часто переплетены, характеризуются элементами дублирования параллелизма.

Нельзя сказать, что данные вопросы не решаются. На сегодня принят

ряд законов о государственном финансовом контроле в Российской Федерации и

об аудиторской деятельности в Российской Федерации. Так, в 1998 г. был

принят бюджетный Кодекс, в котором получили правовую основу многие вопросы

государственного и муниципального финансового контроля.

Впервые в законодательной практике в документе такого уровня

указано, какие организации являются органами государственного и

муниципального контроля. Определены основные права органов, осуществляющих

контроль и обязанности ведомственного или внутреннего контроля.

Важным новшеством стало то, что подробно расписаны контрольные

функции МФРФ и Федерального казначейства.

Новыми и принципиально важными являются повышение требования к

качеству работы контрольных органов. В частности, руководители и аудиторы

Счетной палаты Российской Федерации в случае установления фактов

недостоверности и неполноты сведений, содержащихся в заключениях палаты об

исполнении федерального бюджета, освобождаются от занимаемых должностей.

Еще одним важным моментом в процессе реформирования системы

финансового контроля является создание «Департамента государственного

финансового контроля и аудита», где были соединены в единый блок все

подразделения МФРФ, выполняющие контрольные функции.

Создание в его составе, или точнее реорганизация контрольно-

ревизионного управления МФРФ в субъектах Российской Федерации должно

улучшить вертикальную управляемость контрольных служб и повысить

эффективность проверок.

Все это позволяет утверждать, что сделан шаг вперед в формировании

правовой базы финансового контроля.

Однако, для эффективности осуществления государственного

финансового контроля требуется не только назвать контрольные органы, но и

законодательно закрепить их задачи, права, сферу действия, статус и

полномочия их работников.

Юридически не отрегулированы многие вопросы во взаимоотношениях

финансовых ревизоров, прокуроров, следователей, которые решаются в «рабочем

порядке», что вызывает различные затруднения при решении совместных задач.

Нет сегодня ясности и во взаимодействии органов государственного контроля с

институтом аудита, оперирующего вне системы государственного финансового

контроля.

Безнаказанность нарушения федерального закона влечет и нарушения

непосредственно в регионах. Когда не целевое или незаконное расходование

средств списывается на недостаточное финансирование из центра. Губернаторы

краев и областей, также как и федеральные власти прикрывают свои махинации

бумагами согласованными с вышестоящими чинами.

«Контролерам всесильный чиновник может показать разрешение самого

Правительства нарушить закон. И ни один прокурор, будь он самым

генеральным, близко не осмелиться подойти к сановному нарушителю, к его

патрону тем более».[4]

Поэтому необходимо принять все возможные меры к устранению

сложившейся ситуации и в том числе расширение прав контролирующих органов в

области возможности применения мер по устранению выявленных нарушений и

привлечению к ответственности за подобные нарушения.

Заключение

Сегодня органы государственной власти уделяют серьезное внимание

вопросам совершенствования системы финансового контроля. Поскольку

очевидно, что обязательным условием эффективного функционирования экономики

и финансовой системы страны является наличие развитой системы контроля.

Предпринят уже ряд шагов, направленных на ее реформирование. Заметную роль

в совершенствовании финансового контроля призвано сыграть принятию

бюджетного кодекса.

В целях наиболее полного выполнения Указа Президента Российской

Федерации от 03.03.98 г. «Об обеспечении взаимодействия государственных

органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики» на основании

постановления Правительства РФ от 06 марта 1998 г. № 276 был создан

Департамент государственного финансового контроля и аудита.[5] Создание

такого органа вызвано необходимостью организации аудиторской деятельности и

соединением в единый блок всех подразделений МФ России, выполняющих

контрольные функции.

В настоящее время в Минфине активизирована работа по подготовке

проектов федеральных законов о государственном контроле в Российской

Федерации.

Для эффективного осуществления государственного финансового

контроля требуется не только назвать органы государственного контроля, что

теперь сделано в Бюджетном Кодексе, но и законодательно закрепить их

задачи, права, сферу действия.

Усилия органов власти, которым поручено выполнять функции контроля,

не координируются и осуществляют они его в основном в рамках своего

ведомства, что вызывает раздробленность финансовой системы.

Я думаю, что ещё одним важным вопросом является отсутствие закона,

определяющего возможности государственного финансового контроля в отношении

нарушителей финансового законодательства. Ведь без административных,

материально-финансовых мер воздействия на нарушителей финансового

законодательства, невозможно достичь высоких результатов в выполнении

поставленных перед органами контроля задач.

Таким образом, считаю, что сегодня, когда вся бюджетная система

России находится в стадии становления, вопрос реформирования системы

финансового контроля, является одним из наиболее важных.

Список использованных источников:

Нормативный материал:

1. Конституция РФ 1993 г., Москва: 1996 г.

2. Бюджетный Кодекс Российской федерации. Полный сборник кодексов РФ. –

М.: «Информэкспо», Воронеж, 1999. – 760 с.

3. Налоговый Кодекс Российской федерации.Ч.1. Полный сборник кодексов РФ.

– М.: «Информэкспо», Воронеж, 1999. – 760 с.

4. Сборник законов Российской федерации.

5. Справочная система «Консультант Плюс».

Монографии, научные статьи, литература:

1. Н.И. Химичева «Финансовое право» - М.: Юристъ, 2000 год.

2. А.В. Брызгалин «Налоги и финансовое право» - Москва 1997 год.

3. И.Г. Русакова «Налоги и налогообложение»: финансы «Юнити»

1998 год.

4. Сорокин « О расчёте налога на имущество»: Бухгалтерское

приложение к «Экономика и жизнь»; 1998 год № 11.

5. Т.Ф. Юткина «Налоги и налогообложение»: Инфра – М., 1998 год.

-----------------------

[1] Н.И.Химичева «Финансовое право»: Учебник – М.: Юристъ, 2000. – 600 с.

[2] Е. Леонов, «МВД дает прогноз от которого мороз…», Экономика и жизнь № 6

[3] Письмо МФРФ от 16. 04.96 г. № 3-А 2-02

[4] В. Головачев, «Минфин-авторитет, правительство в законе», Экономика и

жизнь № 6, 1999г., с.1

[5] Н.И.Химичева «Финансовое право»: Учебник – М.: Юристъ, 2000. – 600 с.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.