реферат, рефераты скачать
 

Доверительное управление как гражданско-правовое обязательство


ценным бумагам», авторы и патентообладатели, поскольку принадлежащее им

имущество в виде соответствующих прав требования или исключительных прав

также может стать объектом доверительного управления (п.1 ст.1013 ГК).

Как уже отмечалось, для некоторых случаев закон предусматривает

учреждение доверительного управления имуществом не по свободному

волеизъявлению его собственника, а по предписанию органа, наделенного

властными полномочиями (суда, органа опеки и попечительства и т.п.). Такой

орган не только реально "учреждает" доверительное управление, но и

заключает соответствующий договор. В соответствии с абзацем 2 пункта 2

статьи 1026 ГК РФ в этих случаях такому лицу, заключившему договор,

принадлежат и права учредителя управления. Однако обращение к тексту главы

53 ГК РФ приводит к выводу, что такие права (по крайней мере большинство из

них) могут принадлежать только собственнику имущества (см., например, ст.

1018, п. 2 ст. 1022, п. 3 ст. 1024 ГК РФ и т.д.). Властный орган, издавший

акт об учреждении управления, никогда не может быть и выгодоприобретателем.

Доверительным управляющим может быть как физическое, так и

юридическое лицо. Однако в обоих случаях закон устанавливает некоторые

ограничения, то есть в этой роли может выступать только профессиональный

участник имущественного оборота. Если это физическое лицо, то управляющим

может быть только индивидуальный предприниматель (исключение специально

предусмотрено законом). Если это юридическое лицо, то эту функцию может

выполнять только коммерческая организация.

Кроме того, учредителем управления может выступать Российская

Федерация в лице уполномоченных органов (имущественных фондов).

Поскольку смысл введения института доверительного управления

заключается в сужении сферы предпринимательской деятельности государства, в

осуществлении хозяйственных функций не на административной, а на

коммерческой основе, закон прямо исключает передачу имущества в

доверительное управление государственному органу или органу местного

самоуправления, так как они создаются государством (или муниципальными

образованиями) вовсе не для профессионального участия в имущественном

обороте. По той же причине закон исключает возложение доверительного

управления на унитарное предприятие, которое может быть только

государственным или муниципальным. Изъятия из этих правил устанавливаются

только законом.

По этому вопросу возникает много споров. Вот, например, администрация

Московской области оспаривала конституционность части первой пункта 1 и

пункта 2 статьи 1015 ГК РФ как нарушающую Конституцию РФ и ограничивающую в

правах Московскую область как субъекта РФ на осуществление деятельности в

качестве доверительного управляющего.

1. В запросе администрации Московской области оспаривается

конституционность части первой пункта 1 и пункта 2 статьи 1015 Гражданского

кодекса Российской Федерации. Правовая позиция заявителя сводится к

следующему: в силу статьи 124 ГК Российской Федерации Российская Федерация,

субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, выступая в

отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с

иными их участниками - гражданами и юридическими лицами, обладают общей

гражданской правоспособностью, а потому вправе осуществлять

предпринимательскую деятельность, в том числе в качестве доверительного

управляющего; статья 1015 ГК Российской Федерации, как не указывающая в

качестве доверительного управляющего ни Российскую Федерацию, ни субъекты

Российской Федерации и прямо запрещающая государственным органам и органам

местного самоуправления выступать в таком качестве, необоснованно

ограничивает право частной собственности, закрепленное статьей 35

Конституции Российской Федерации; кроме того, запрет на осуществление

доверительного управления, установленный оспариваемыми положениями,

противоречит принципу равенства субъектов гражданского права, ограничивает

участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,

государственных органов и муниципальных образований в гражданско - правовом

обороте и их возможность заниматься предпринимательской деятельностью, что

в нарушение статьи 8 Конституции Российской Федерации ограничивает право

государственной собственности.

2. Как следует из запроса, 22 июня 1996 года между Министерством

финансов Российской Федерации и администрацией Московской области был

заключен договор о доверительном управлении ценными бумагами, в

соответствии с которым администрация Московской области приняла на себя

обязательства по управлению портфелем ценных бумаг, состоящим из облигаций

внутреннего государственного валютного займа на сумму 650 миллионов

долларов США.

Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации, полагая, что

договор, заключенный между Министерством финансов Российской Федерации и

администрацией Московской области, противоречит статье 1015 ГК Российской

Федерации, обратился в арбитражный суд с иском о признании его

недействительным. Решением Арбитражного суда города Москвы, оставленным без

изменения постановлением апелляционной инстанции того же суда, в иске было

отказано со ссылкой на то, что указанный договор не противоречит статье

1015 ГК Российской Федерации, поскольку эта норма не устанавливает

ограничений на передачу имущества такому доверительному управляющему, как

субъект Российской Федерации.

Федеральный арбитражный суд Московского округа, рассматривавший дело

по кассационной жалобе заместителя Генерального прокурора Российской

Федерации, пришел к выводу, что указанный договор противоречит статье 1015

ГК Российской Федерации, поскольку, по мнению суда, ни Московская область

как субъект Российской Федерации, ни администрация Московской области не

вправе выступать в качестве доверительного управляющего ценными бумагами.

4. По смыслу Конституции Российской Федерации (статья 34, часть 1),

одно и то же лицо не может совмещать властную деятельность в сфере

государственного и муниципального управления и предпринимательскую

деятельность, направленную на систематическое получение прибыли. Указанное

конституционное положение получило развитие в текущем законодательстве. В

частности, Закон Российской Федерации от 22 марта 1991 года "О конкуренции

и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" запрещает

совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов

исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного

самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение

хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов (пункт 2

статьи 7 в редакции от 21 мая 1995 года).

Государство не наделяется полномочиями по управлению объектами

частной собственности, - согласно Конституции Российской Федерации в

ведении Российской Федерации находятся лишь федеральная государственная

собственность и управление ею (пункт "д" статьи 71).

Конституционные нормы предопределяют специальный характер

правоспособности публично - правовых образований: Российская Федерация,

субъекты Российской Федерации и муниципальные образования участвуют в

гражданских правоотношениях как субъекты со специальной правоспособностью,

которая в силу их публично - правовой природы не совпадает с

правоспособностью других субъектов гражданского права - граждан и

юридических лиц (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от

4 декабря 1997 года об отказе в принятии к рассмотрению запроса Совета

Федерации о проверке конституционности Федерального закона "О переводном и

простом векселе"). Не могут они выступать и в качестве доверительных

управляющих, поскольку такая деятельность предполагает получение

вознаграждения, представление отчетов учредителю доверительного управления

(статьи 1018 и 1023 ГК Российской Федерации), что противоречит публично -

правовой природе этих образований.

Из статьи 1025 ГК Российской Федерации вытекает, что передать в

доверительное управление ценные бумаги может только доверительный

управляющий, признанный профессиональным участником рынка ценных бумаг, что

должно быть подтверждено наличием у него соответствующей лицензии. По

смыслу пунктов 1 и 2 статьи 1015 ГК Российской Федерации, из круга лиц,

наделенных правом осуществлять права и обязанности доверительных

управляющих, исключены публично - правовые образования, государственные

органы и органы местного самоуправления, однако это не препятствует

владельцам частной собственности заключать договоры доверительного

управления имуществом с другими субъектами гражданского права,

профессионально занимающимися предпринимательской деятельностью.

Таким образом, запрет осуществлять права и обязанности доверительных

управляющих, установленный оспариваемыми нормами для публично - правовых

образований, государственных органов и органов местного самоуправления, не

является нарушением или ограничением конституционного права частной

собственности. Конституция Российской Федерации устанавливает пределы этого

права, границы которого в данном случае определяются рядом конституционных

положений, в частности положением о недопустимости совмещения властной

деятельности в сфере государственного и муниципального управления и

предпринимательской деятельности. Следовательно, неопределенность в вопросе

о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации часть первая

пункта 1 и пункт 2 статьи 1015 ГК Российской Федерации, отсутствует.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи

43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О

Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской

Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса администрации

Московской области как не отвечающего критерию допустимости обращений в

соответствии с требованиями Федерального конституционного закона "О

Конституционном Суде Российской Федерации".

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной

жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике

Конституционного Суда Российской Федерации"[7].

Статус "управляющего" является в какой-то мере двойственным. Он не

является собственником, но осуществляет правомочия собственника, притом от

своего собственного имени. Права на переданное ему имущество он защищает с

помощью вещных исков (ст. 305 ГК РФ), тех же, что и собственник. Но,

действуя от своего имени, он должен сообщить контрагентам, что выступает в

качестве управляющего, иначе он обязывается перед третьими лицами лично и

отвечает перед ними только принадлежащим ему имуществом.

Имущество, передаваемое ему в управление, обособляется от его личного

имущества. Но он несет субсидиарную ответственность по обязательствам из

доверительного управления своим личным имуществом. Управляющий должен

исполнять свои обязанности лично и, кроме исключительных обстоятельств,

указанных в законе, не может передавать свои обязанности третьему лицу.

Выгодоприобретателем может быть любое лицо, как физическое, так и

юридическое. Если выгодоприобретателем является не собственник, то на

отношения с его участием распространяются нормы, установленные для договора

в пользу третьего лица (ст. 430 ГК РФ). После выражения

выгодоприобретателем как третьим лицом намерения воспользоваться своим

правом, он приобретает самостоятельное право требования. Учредитель и

управляющий не могут изменять или расторгать договор без его согласия. С

прекращением гражданской правосубъектности выгодоприобретателя (смертью

гражданина или ликвидацией юридического лица) или отказом

выгодоприобретателя от получения выгод по договору управление имуществом

прекращается.

При прекращении управления имуществом права выгодоприобретателя на

получение выгод прекращаются. Имущество, находящееся в управлении,

передается учредителю (собственнику), если договором прямо не предусмотрено

иное.

В случаях, когда учредитель и выгодоприобретатель не совпадают в

одном лице, закон дифференцирует их права (см., например, ст. 1024 ГК РФ).

Права и обязанности сторон доверительного управления

Договор доверительного управления законом построен как реальный.

Поэтому для возникновения прав и обязанностей достижения одного соглашения

недостаточно - требуется еще передача объекта управления. Если состоялось

только соглашение сторон, управляющий еще не вправе истребовать

обусловленное договором имущество у учредителя в соответствии с пунктом 3

статьи 1020 ГК РФ.

Договор имеет срочный характер, он заключается на срок, не

превышающий пяти лет, но с возможным продлением. Если ни одна из сторон не

сделала заявления о прекращении договора по истечении срока его действия,

он считается продленным на тот же срок и на прежних условиях (п. 2 ст. 1016

ГК РФ). По истечении срока договор, а соответственно и права и обязанности

сторон прекращаются. Досрочное расторжение договора по одностороннему

заявлению одной из сторон не допускается. Односторонний отказ от договора

возможен только по основаниям, предусмотренным законом, притом только с

предварительным уведомлением другой стороны (пункты 1 и 2 ст. 1024 ГК РФ).

Договор порождает чисто обязательственные отношения, четкие права и

обязанности. Никакой "доверительности" в смысле фидуциарных отношений

римского права или "права справедливости" английского права в них нет. О

доверительности можно говорить лишь в том же смысле, что и применительно к

договору поручения. Она имеет основное значение при установлении отношений,

но не при их осуществлении. Употребление этого термина в достаточной мере

условно.

Права по договору доверительного управления имеют все стороны

отношения, а обязанности - только доверительный управляющий. Но прежде о

его правах.

Основное право доверительного управляющего заключается в совершении

любых юридических и фактических действий. Все ограничения его прав должны

быть предусмотрены законом или договором (п. 2 ст. 1012 ГК РФ).

Доверительный управляющий осуществляет правомочия собственника (п. 1 ст.

1029 ГК РФ). Однако эти права осуществляются в установленных пределах. Так,

распоряжение недвижимым имуществом он осуществляет лишь в случаях,

предусмотренных договором. Право же распоряжения движимостью

предполагается, но договором оно может быть исключено. Точно так же договор

может предусмотреть ограничения и порядок осуществления других правомочий,

равно как и фактических действий.

Имущество, приобретенное в результате таких действий, включается в

состав объектов доверительного управления. По тому же принципу исполняются

и возникшие обязанности. Доверительный управляющий пользуется вещно-

правовой защитой переданного ему имущества, в том числе и против

собственника (пункты 2 и 3 ст. 1020 ГК РФ).

Доверительный управляющий выступает от своего имени, но он должен

указать, что действует в этом качестве, иначе он обязывается перед третьими

лицами лично.

Имущество, переданное в доверительное управление, обособляется от

другого имущества учредителя, равно как и от имущества управляющего. Оно

отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе и по нему

ведется самостоятельный учет.

Обязанности доверительного управляющего определяются тем, что

совершаемые им действия производятся не в его собственных интересах, а в

интересах выгодоприобретателя. Должны также соблюдаться интересы учредителя

(если это разные лица), которому возвращается имущество после прекращения

доверительного управления.

Среди основных обязанностей доверительного управляющего, названных в

законе (такие обязанности могут быть определены и в договоре), нужно

назвать следующие.

Управляющему при осуществлении своей деятельности следует проявлять

должную заботливость об интересах выгодоприобретателя и учредителя. Эти

интересы вытекают из договора и могут заключаться в сохранности имущества

или его минимальном износе, в получении на базе эксплуатации этого

имущества каких-то выгод и т.п. Он обязан передавать выгодоприобретателю

все выгоды, полученные от эксплуатации имущества, и, во всяком случае,

обеспечивать уровень этих выгод, предусмотренный договором.

Управляющий осуществляет возложенные на него функции лично и может

передать их третьему лицу лишь в случаях, указанных в законе (ст. 1021 ГК

РФ).

О выполненной им работе он должен предоставлять отчет учредителю и

выгодоприобретателю (п. 4 ст. 1020 ГК РФ).

Управляющий принимает на себя указанные функции на коммерческой

основе. Он имеет свой собственный интерес, берется за осуществление

деятельности ради вознаграждения. Это вознаграждение и составляет основное

право управляющего. Договор о доверительном управлении является возмездным.

Размер вознаграждения, способы его исчисления (формы вознаграждения)

определяются договором (ст. 1016 ГК РФ), равно как сроки и порядок выплаты.

При коммерческом доверительном управлении вознаграждение должно

выплачиваться за счет доходов от использования имущества. Это значит, что

управляющий может не ждать платежей, а удерживать вознаграждение из

полученных доходов. Точно так же управляющий имеет право на возмещение

необходимых (только необходимых) расходов - за счет того же источника (ст.

1023 ГК РФ).

Остальные участники доверительного управления - учредитель и

выгодоприобретатель - обязанностей не несут, а их права соответствуют

названным обязанностям управляющего. Дополнительно можно лишь отметить, что

по прекращении доверительного управления учредитель имеет право на

получение имущества, находящегося у управляющего, если договором не

предусмотрено иное.

Ответственность по доверительному управлению

Ответственность по договору несет, как правило, лицо, нарушившее свою

обязанность. Ее может нести и лицо, на которое закон возложил субсидиарную

ответственность.

Необходимо различать ответственность участников доверительного

управления по отношению к третьим лицам (во внешних отношениях) от их

ответственности в отношениях между собой (во внутренних отношениях).

Основой системы внешней ответственности является обособление

имущества, находящегося в доверительном управлении. В связи с операциями по

этому имуществу устанавливается в принципе только ответственность за его

счет. Управляющий и учредитель ответственности не несут. И, наоборот, по

долгам учредителя и управляющего взыскание не обращается на имущество,

находящееся в доверительном управлении. Строго говоря, реализацией этого

принципа является правило, в соответствии с которым управляющий,

заключивший договор с третьим лицом без указания, что он действует в этом

качестве, отвечает перед третьими лицами только принадлежащим ему

имуществом - ведь он считается заключившим договор лично. Точно так же он

лично несет ответственность по сделке, заключенной с превышением полномочий

или с нарушением установленных для него ограничений.

Вместе с тем из указанного принципа предусмотрены и исключения. Так,

установлено, что в случае недостаточности имущества, находящегося в

управлении, для покрытия связанных с ним долгов субсидиарная

ответственность обращается на личное имущество управляющего. Тем самым на

него возлагаются последствия его неэффективной деятельности.

Но в трех случаях (по разным причинам) субсидиарная ответственность

возлагается и на учредителя доверительного управления. Во-первых, если при

рассмотренных выше обстоятельствах не хватает и имущества управляющего,

субсидиарная ответственность второй очереди налагается на имущество

учредителя. При развитом экономическом обороте интересы третьих лиц имеют

приоритет, они должны быть гарантированы имуществом собственника-

учредителя. Во-вторых, взыскание может быть обращено на имущество

учредителя, если переданное им в управление имущество было заложено (ст.

1019 ГК РФ). В-третьих, исключение (хотя и с обратным знаком, когда по

долгам учредителя взыскание обращается на имущество, находящееся в

управлении) установлено для случая банкротства учредителя, когда

обособленность имущества, переданного в управление, прекращается и оно

включается в конкурсную массу.

Во внутренних отношениях управляющий, не проявивший должной

заботливости, несет ответственность перед учредителем управления и

выгодоприобретателем. При этом выгодоприобретателю он возмещает упущенную

выгоду, а учредителю - убытки, причиненные утратой или повреждением

имущества (положительный ущерб) и упущенную выгоду. Учредитель вправе

потребовать от управляющего в порядке регресса возмещения убытков,

выплаченных им в порядке субсидиарной ответственности при нехватке

имущества у управляющего для расчетов с его контрагентом.

Вместе с тем для управляющего установлены достаточно жесткие условия

ответственности. От нее не освобождает простой случай. Только непреодолимая

сила либо действия выгодоприобретателя или учредителя управления

освобождают управляющего от ответственности, притом бремя доказывания этих

обстоятельств возлагается именно на него. Подобная система вполне логична,

так как управляющим может быть только предприниматель, а эта система

соответствует общим принципам, установленным для предпринимательской

деятельности (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

В целях обеспечения выполнения управляющим лежащих на нем по

отношению к учредителю обязанностей договор между ними может

предусматривать внесение управляющим залога.

Договор доверительного управления эмиссионными ценными бумагами.

Доверительное управление эмиссионными ценными бумагами имеет некоторые

специфические особенности, которые должны устанавливаться законом (ч.3 ст.

1025 ГК РФ). В качестве управляющего по договору доверительного управления

акциями и облигациями может выступать лишь имеющий специальное разрешение

(лицензию) профессиональный участник рынка ценных бумаг (ст.5 и 39 ФЗ «О

рынке ценных бумаг»[8]). Доверительным управляющим ценными бумагами,

находящимися в составе «общего фонда банковского управления» (ОФБУ) либо

паевого инвистиционного фонда, являются соответственно коммерческий банк

либо иная кредитная организация, управляющая ОФБУ, или управляющая компания

паевого инвистиционного фонда[9].

Доверительный управляющий акциями и облигациями осуществляет все

правомочия их учредителя-владельца, закрепленные настоящей ценной бумагой.

Договор не может содержать условия о передаче в управление лишь одного или

нескольких правомочий владельца ценной бумаги. Вместе с тем возможность

отчуждения переданных в управление акций и облигаций может быть ограничена

или исключена договором.

Доверительный управляющий не вправе:

. Приобретать переданные ему в управление ценные бумаги в свою

собственность или в собственность своих учредителей

. Совершать с ними сделки, в которых он одновременно представляет

интересы другого лица в качестве поверенного, комиссионера или агента

. Обменивать эти ценные бумаги на свои ценные бумаги или ценные бумаги

своих учредителей либо клиентов

. Отчуждать переданные ему в управление ценные бумаги по возмездным

договорам, предусматривающим отсрочку или рассрочку платежа более чем

на 30 дней

. Передавать их на хранение с указанием в качестве получателя или

распорядителя иного лица либо закладывать их в обеспечение личных

обязательств, обязательств своих учредителей либо третьих лиц[10].

Доверительный управляющий ценными бумагами предоставляет периодические

отчеты о результатах своей деятельности не только учредителю управления,

но и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.

Коммерческие банки и другие кредитные организации осуществляют

доверительное управление ценными бумагами в основном путем объединения

ценных бумаг различных учредителей в единый имущественный комплекс –

«общий фонд банковского управления». Учредителям выдается «сертификат

долевого участия», а управляющий ОФБУ банк заключает с ними договор

доверительного управления по стандартной форме (что характерно для

договора присоединения). Составной частью этого договора является

инвестиционная декларация управляющего, устанавливающая объем и характер

имущества фонда, доли его участников и основные направления деятельности

управляющего. Ценные бумаги, передаваемые в ОФБУ, должны быть свободными

от залога и иных обременений. Управляющий банк обязан не только

передавать учредителям, а также ЦБ РФ периодические отчеты о своей

деятельности по установленной форме, но и публиковать определенную

информацию об имуществе фонда для всеобщего сведения.

Договор доверительного управления акциями, находящимися в федеральной

собственности.

Акции, находящиеся федеральной собственности, прежде всего акции

приватизированных предприятий, передающихся в доверительное управление,

регламентируются действующим законодательством с некоторыми

особенностями[11].

В роли учредителя управления от имени Российской Федерации выступает

Мингосимущество РФ (ранее Госкомимущество)[12], а доверительный управляющий

такими акциями определяется по результатам проводимого Правительством

закрытого конкурса (тендера)[13]. Участниками данного конкурса могут стать

только коммерческие организации, имеющие чистые активы (либо собственные

средства) в размере не менее 20 процентов цены передаваемых в доверительное

управление акций, а также лицензию на осуществление деятельности по

управлению ценными бумагами. Учредитель управления в данной ситуации всегда

выступает и в роли выгодоприобретателя.

Обязательными условиями такого договора являются задание на

доверительное управление и программа деятельности доверительного

управляющего, которые утверждаются специальной комиссией по проведению

конкурса. Договор заключается в течение месяца с победителем конкурса и

считается заключенным с момента его подписания. В течение 10 дней от даты

подписания договора учредитель обеспечивает внесение в реестр акционеров

записи о передаче акций в доверительное управление.

Акции, передаваемые в доверительное управление должны быть не

обремененными залоговыми обязательствами, а также не могут отчуждаться

каким-либо способами до истечения действия договора доверительного

управления. В свою очередь доверительный управляющий не имеет права

распоряжения переданными ему в управление акциями и, в частности, лишен

возможности закладывать их, и иным способом обременять их или отчуждать.

Срок доверительного управления данными акциями не может превышать

трех лет. Обязательным является также обеспечение данного договора в виде

безотзывной банковской гарантии или залога имеющей высокую степень

ликвидности недвижимости управляющего или ценных бумаг.

Управляющий обязан предоставлять дважды в год отчеты учредителю, а

последний вправе самостоятельно организовать проверку отчетов независимым

аудитором. Управляющий также обязан предоставлять по требованию учредителя

документы и сведения о своей деятельности.

Вознаграждение управляющему выплачивается однократно и не позднее 3

месяцев по окончании договора. Размер вознаграждения не должен превышать

установленного Правительством лимита. При этом вознаграждение может

выплачиваться исключительно за счет и в пределах дивидендов по находящимся

в управлении акциям.

Учредитель вправе в одностороннем порядке отказаться от договора,

известив об этом управляющего не менее чем за 10 дней до прекращения

договора.

Некоммерческое доверительное управление

Для некоторых случаев закон предусматривает особые основания

учреждения доверительного управления. Это случаи, когда такая потребность

вызывается интересами собственника или будущего собственника либо

интересами третьих лиц, а они по тем или иным причинам не могут сами

учредить доверительное управление. Закон говорит, например, о необходимости

постоянного управления имуществом подопечных или о назначении исполнителя

завещания (душеприказчика). Все подобные случаи должны быть прямо названы в

законе.

Естественно, что в этих случаях может существовать только особый

порядок учреждения доверительного управления. На первом этапе необходимо

решение органа, наделенного властными функциями, и только на втором этапе

может быть заключен договор. Но при этом отношения сторон будут обладать и

рядом других существенных особенностей, прямо предусмотренных законом или

вытекающих из существа отношений, когда общие правила окажутся

неприменимыми. Образуется разновидность доверительного управления, которую

можно было бы назвать некоммерческой.

Надо отметить, что в рассматриваемых случаях договор об учреждении

доверительного управления не может быть заключен собственником - его

заключает другое лицо. Закон исходит из того, что лицо (учредитель

управления), реально заключившее договор - орган опеки и попечительства,

исполнитель завещания или иное указанное в законе лицо. Более того, прямо

устанавливается, что такому лицу принадлежат права учредителя управления

(абз. 2 п. 2 ст. 1026 ГК РФ).

Подобное решение вроде бы логично, но оно наталкивается на некоторые

трудности. Категория "учредитель управления" признана обозначать не только

факт заключения договора об управлении, но и некие права и обязанности,

которыми не наделяется и не может наделяться заключившая договор

организация, наделенная властными полномочиями. Например, такая организация

не вправе претендовать на убытки, причиненные управляющим (ст. 1022 ГК РФ)

или на получение имущества при прекращении доверительного управления (п. 3

ст. 1024 ГК РФ). На это может претендовать только собственник имущества.

Заметим попутно, что вообще не очень ясно, как в качестве такого учредителя

управления может выступать исполнитель завещания - он выполняет функции

управляющего, что несовместимо с функциями учредителя (логичнее было бы

возложить заключение договора об управлении на нотариуса).

Далее к доверительному управляющему в этом случае предъявляются

другие требования. Если это гражданин, допускается, чтобы он не был

предпринимателем, а если юридическое лицо, то в качестве управляющего

возможно выступление некоммерческой организации, кроме учреждения (абз. 2

п. 1 ст. 1015 ГК РФ).

Некоммерческий договор управления может быть и безвозмездным

(разумеется, с согласия управляющего). Если такой договор все же

предусматривает вознаграждение, оно, равно как и возмещение расходов, может

выплачиваться не за счет доходов от использования имущества (ст. 1023 ГК

РФ), а за счет специально выделяемых средств. Иными могут быть и условия

ответственности управляющего по такому договору - любой случай, а не только

непреодолимая сила, может освобождать его от такой ответственности.

Некоммерческая разновидность доверительного управления может

регулироваться и другими специальными правилами, естественно, наряду с

условиями, предусмотренными индивидуальным договором.

Сферу действия института доверительного управления, его

распространенность, надлежащие правила может выявить только практика. Но

при применении закона надо избежать одной опасности. Не надо рассматривать

"управление" как панацею, навязывать его всем как подходящее средство для

всех случаев. В некоторых случаях подходит один механизм, в других - иной.

Пусть выбор подходящих им средств определяют заинтересованные лица и

пожинают плоды своего выбора.

Договор доверительного управления актуален по многим причинам. Во-

первых, нередко возникают ситуации, когда лицо, приобретя в собственность

имущество, не знает как им распорядится, здесь возникает необходимость в

привлечении организации, которая профессионально занимается распоряжением

имуществом собственника с целью извлечения прибыли из данного имущества в

интересах прежде всего собственника. Во-вторых, доверительный управляющий

несет ответственность запорчу, утрату вверенного ему имущества, что

является определенной гарантией для собственника в сохрагнности имущества и

рациональном его использовании. И, наконец, в-третьих, доверительное

управление предполагает участие вверенной собственности в имущественном

обороте, что является предпосылкой для развития экономических процессов в

российском обществе.

. Список литературы.

Нормативные акты:

Конституция РФ. // "Российская газета", N 237, 25.12.1993

Гражданский кодекс Российской Федерации. // «Собрание законодательства РФ»,

29.01.1996, №5

ФЗ "О банках и банковской деятельности" от 2 декабря 1990 г. //«Собрание

законодательства РФ», 05.02.1996, №6

ФЗ «О рынке ценных бумаг». // "Российская газета", N 79, 25.04.1996.

ФЗ « О финансово-промышленных группах». // СЗ РФ. 1995. №49. Ст.4697.

Указ Президента РФ "Об организационных мерах по преобразованию

государственных предприятий, добровольных объединений государственных

предприятий в акционерные общества" от 1 июля 1992г. N 721 // "Российская

газета", N 154, 07.07.1992,

Указ Президента "О доверительной собственности (трасте)" от 24 декабря 1993

г.// "Собрание актов Президента и Правительства РФ", 03.01.94, N 1, ст. 6

Указ Президента РФ от 9 декабря 1996 года № 1660 «О передаче в

доверительное управление закрепленных в федеральной собственности акций

акционерных обществ, созданных в процессе приватизации». // СЗ РФ, № 51.

Ст. 5764.

Постановление Правительства РФ от 11 декабря 1996 г. № 1485 «О проведении

конкурсов на право заключения договоров доверительного управления

закрепленными в федеральной собственности акциями акционерных обществ

угольной промышленности (угольных компаний)» // СЗ РФ. 1996. №52. Ст. 5919

Определение Конституционного Суда РФ от 01.10.98 // Вестник

Конституционного Суда РФ №1, 1999г

Постановление Президиума ВАС РФ No. 5843/97 от 16.12.97

Постановление Президиума ВАС РФ No. 4427/98 от 08.06.1999// Вестник ВАС РФ

№10, 1999

Дополнительная литература:

Лекция. Доверительное управление. Дозорцев В. // Вестник ВАС РФ № 12.

1996г.

Статья. Договор доверительного управления. Ненашев А. // Бизнес-Адвокат №

4. 1999г.

Статья. Михеева Л. Доверяй, но проверяй. // Бизнес-Адвокат №12, 2000г.

Гражданское право. Учебник II полутом II тома // под ред. Суханова Е.А.

Москва 2000

-----------------------

[1] «Собрание законодательства РФ», 05.02.1996, №6

[2] «Российская газета», 07.07.1992, №154

[3] "Собрание актов Президента и Правительства РФ", 03.01.94, N 1, ст. 6

[4] «Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, №5

[5] ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ No. 5843/97 от 16.12.97]

[6] ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ No. 4427/98 от 08.06.1999// Вестник ВАС

РФ №10, 1999

[7] ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ от 01.10.98// Вестник

Конституционного Суда РФ №1, 1999г.

[8] "Российская газета", N 79, 25.04.1996.

[9] П. 1.3 Положения о доверительном управлении ценными бумагами и

средствами инвестирования в ценные бумаги, утвержденного постановлением

Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 17 октября 1997 года № 37

[10] П.8.1 Положения ФКЦБ от 17 октября 1997 года № 37 о доверительном

управлении ценными бумагами.

[11] Указ Президента РФ от 9 декабря 1996 года № 1660 «О передаче в

доверительное управление закрепленных в федеральной собственности акций

акционерных обществ, созданных в процессе приватизации»// СЗ РФ, № 51. Ст.

5764.

[12] При передаче в доверительное управление принадлежащих Российской

Федерации акций угольных компаний учредителем от имени Российской Федерации

выступает Минтопэнерго РФ (п.3 постановления Правительства РФ от 11 декабря

1996 г. № 1485 «О проведении конкурсов на право заключения договоров

доверительного управления закрепленными в федеральной собственности акциями

акционерных обществ угольной промышленности (угольных компаний)» // СЗ РФ.

1996. №52. Ст. 5919).

[13] Исключение составляют предусмотренные п.1 ст.15 Федерального закона «

О финансово-промышленных группах» (СЗ РФ. 1995. №49. Ст.4697) случаи

передачи закрепленных за государством пакетов акций участников ФПГ в

доверительное управление компаний такой ФПГ.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.