реферат, рефераты скачать
 

Деятельность органов внутренних дел по обеспечению режима чрезвычайного положения


Методами обеспечения органами внутренних дел правового режима

чрезвычайного положения являются: осуществление общего и специального

административного надзора, который выражается в систематическом наблюдении

и проверке выполнения гражданами и должностными лицами соответствующих

правовых установлений; проверка сообщений жалоб и заявлений о нарушениях

установленного режима, применение к правонарушителям принудительных мер и

привлечение виновных к ответственности в строгом соответствии с

законодательством.

К организационной деятельности органов внутренних дел в условиях режима

чрезвычайного положения относятся действия, направленные на внутреннее

обеспечение, создание необходимой инфраструктуры, организацию подготовки к

выполнению поставленных задач и достижению основных целей. Это

информационное обеспечение внутриуправленческой деятельности, анализ

информации, включая оперативные и статистические данные о складывающейся

обстановке, использовании сил и средств, реакции населения на принятие тех

или иных мер, его настроении и намерениях, накоплении и обобщении опыта;

издание внутриведомственных приказов и распоряжений, оказание

организационной и методической помощи общественным формированиям, которым

делегированы отдельные функции по охране общественного порядка;

планирование.

Оперативное планирование имеет важное значение для успешного выполнения

поставленных задач. В МВД, ГУВД, УВД, УВДТ и горрайлинорганах внутренних

дел с целью готовности личного состава к действиям в чрезвычайных

ситуациях, которые можно прогнозировать заблаговременно, разрабатываются

специальные планы, в том числе и на случай введения чрезвычайного

положения.

В подобных планах предусматривается:

— характеристика возможной обстановки на обслуживаемой территории в

период возникновения различных стихийных бедствий и социальных конфликтов;

— перечень и последовательность неотложных действий дежурного и

начальника органа внутренних дел при получении команды о введении

чрезвычайного положения;

— расчет привлекаемых сил и средств и порядок их сбора по тревоге;

— указание конкретных мест (горячих точек), где необходимо

сосредоточить и развернуть силы в виде конкретных нарядов;

— меры по эвакуации и спасению людей, оказанию помощи населению;

— порядок оцепления опасных зон, развертывания заградительных постов и

заслонов, организация контрольно-пропускных пунктов для обеспечения

установленного пропускного режима, обеспечения безопасности дорожного

движения;

— эвакуация из опасных зон задержанных и арестованных, а в отдельных

случаях—оружия, спецтехники и документации в безопасные места;

— организация взаимодействия на всех уровнях; — оказание помощи в

организации спасательно-восстановительных работ;

— организация связи, материально-техническое, хозяйственное,

медицинское, продовольственное и иное обеспечение.

В целях поддержания необходимой боеготовности органов внутренних дел к

действиям в особых условиях, в частности, при объявлении чрезвычайного

положения, в подразделениях осуществляется обучение личного состава в

системе служебной подготовки и периодически проводятся командно-штабные

учения.[8]

В условиях чрезвычайного положения на органы внутренних дел, кроме

перечисленных задач по обеспечению введенного правового режима, возлагаются

функции по охране жизненно важных объектов. Повышенное внимание уделяется

разработке специальных планов и проведению необходимой работы по защите

объектов органов внутренних дел, иных государственных органов, объектов

системы жизнеобеспечения (водопровод, гидроузлы, дамбы, электростанции,

газопроводы и т.п.). События в Буденновске, Кизляре, трагедия в Каспийске,

где в результате преступных террористических действий погибли люди,

показывают, что дерзость и цинизм криминальных элементов требуют пересмотра

традиционных подходов и решений. Органы внутренних дел вынуждены расширять

круг охраняемых объектов, куда включаются больницы, школы и жилые дома.

Составляются планы обороны населенных пунктов, эвакуации и размещения

пострадавшего населения, а также задействованных приданных сил.

Эти планы разрабатываются и утверждаются заранее до введения режима

чрезвычайного положения и привязываются к конкретной местности с учетом

специфики и складывающихся условий.

В условиях режима чрезвычайного положения устанавливается повышенная

административная ответственность (увеличивается размер штрафа, срок

административного ареста). Сокращаются сроки рассмотрения дел об

административных правонарушениях. Возрастает число должностных лиц, имеющих

право привлекать виновных к административной ответственности и т.д.

3.2.Организация деятельности внутренних войск МВД РФ в условиях

чрезвычайного положения.

Согласно закону Внутренние войска МВД входят в систему Министерства

внутренних дел РФ и предназначены для обеспечения безопасности личности,

общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от

преступных и иных противоправных посягательств.[9]

Деятельность внутренних войск основывается на Конституции РФ, Законом «О

внутренних войсках Министерства внутренних дел», федеральных

конституционных законах, федеральных законах и иных нормативных правовых

актах федеральных органов государственной власти.

В целях исполнении закона на внутренние войска возлагаются следующие

задачи:

участие совместно с органами внутренних дел РФ в охране общественного

порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного

положения;

охрана важных государственных объектов и специальных грузов;

участие в территориальной обороне Российской Федерации;

оказание содействия пограничным войскам федеральной службы безопасности

в охране Государственной границе РФ

Во внутренние войска входят следующие соединения и части:

- органы управления внутренними войсками;

- соединения и воинские части оперативного назначения;

- специальные моторизованные соединения и воинские части;

- соединения и воинские части по охране важных государственных объектов

и специальных грузов;

- авиационные воинские части;

- морские воинские части;

- разведывательные воинские части (подразделения);

- воинские части (подразделения) специального назначения.

Президент РФ лично принимает решение о привлечении внутренних войск для

участия совместно с органами внутренних дел в обеспечении режима

чрезвычайного положения.

Правительство РФ устанавливает федеральным органам исполнительной

власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного

самоуправления, государственным и муниципальным предприятиям, учреждениям и

организациям задания по подготовке и передаче во внутренние войска

транспортных средств, средств связи и иных материально-технических средств

в связи с введением режимов чрезвычайного положения, а также устанавливает

другие мобилизационные задания.

В целях выполнения задач в условиях режима чрезвычайного положения и

ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и других чрезвычайных

обстоятельств Министерство обороны РФ, Министерство связи РФ, Министерство

транспорта РФ, другие федеральные органы исполнительной власти

предоставляют бесплатно линии, каналы и средства связи для управления

соединениями и воинскими частями (подразделениями) внутренних войск.

На соединения и воинские части оперативного назначения внутренних войск

возлагаются следующие задачи по обеспечению режима чрезвычайного положения:

участие совместно с органами внутренних дел в локализации и блокировании

районов чрезвычайного положения или районов вооруженных конфликтов,

пресечении в указанных районах вооруженных столкновений и разъединении

противоборствующих сторон, в изъятии оружия у населения, в проведении

мероприятий по разоружению незаконных вооруженных формирований, а в случае

оказания ими вооруженного сопротивления - в их ликвидации;

участие совместно с органами внутренних дел в принятии мер по усилению

охраны общественного порядка и общественной безопасности в районах,

примыкающих к районам чрезвычайного положения или районам вооруженных

конфликтов;

участие в пресечении массовых беспорядков в населенных пунктах, а при

необходимости и в исправительных учреждениях;

участие совместно с органами внутренних дел в принятии неотложных мер по

спасению людей, охране имущества, оставшегося без присмотра, обеспечению

охраны общественного порядка при чрезвычайных ситуациях и других

чрезвычайных обстоятельствах, а также в обеспечении режима чрезвычайного

положения;

участие совместно с органами внутренних дел в обеспечении общественной

безопасности при проведении массовых мероприятий.

В рамках темы данной работы можно выделить следующие задачи, которые

осуществляют специальные моторизованные соединения и воинские части

внутренних войск МВД РФ:

участие совместно с органами внутренних дел в принятии неотложных мер по

спасению людей, охране имущества, оставшегося без присмотра, обеспечению

охраны общественного порядка при чрезвычайных ситуациях и других

чрезвычайных обстоятельствах, а также в обеспечении режима чрезвычайного

положения;

участие в пресечении массовых беспорядков в населенных пунктах, а при

необходимости и в исправительных учреждениях;

и др.

Соединения и воинские части по охране важных государственных объектов и

специальных грузов участвуют в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

и других чрезвычайных обстоятельств на охраняемых объектах и сооружениях на

коммуникациях.

На авиационные воинские части внутренних войск возложена задача боевого

обеспечение действий внутренних войск и органов внутренних дел при

выполнении ими задач по обеспечению режима чрезвычайного положения, борьбе

с организованной преступностью, в условиях вооруженных конфликтов,

чрезвычайных ситуаций и других чрезвычайных обстоятельств.

Морские воинские части участвуют в ликвидации последствий чрезвычайных

ситуаций и других чрезвычайных обстоятельств на государственных объектах и

сооружений на коммуникациях, расположенных в прибрежной части

территориального моря РФ, на реках, озерах и других поверхностных водных

объектах.

На воинские части (подразделения) специального назначения возлагаются

следующие задачи:

участие в разоружении и ликвидации незаконных вооруженных формирований,

организованных преступных групп, в пресечении массовых беспорядков,

сопровождающихся вооруженным насилием, изъятии у населения незаконно

хранящегося оружия;

участие в пресечении актов терроризма;

участие в обезвреживании лиц, захвативших заложников, важные

государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, а

также здания органов государственной власти.

Организация и порядок деятельности воинских частей (подразделений)

специального назначения при выполнении возложенных на них задач

устанавливаются положением о воинских частях (подразделениях) специального

назначения внутренних войск Министерства внутренних дел РФ и другими

нормативными правовыми актами, утверждаемыми министром внутренних дел РФ.

При несении боевой службы по обеспечению режима чрезвычайного положения,

вводимого Президентом Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке,

которые предусмотрены федеральным конституционным законом, военнослужащим

внутренних войск предоставляются следующие дополнительные права:

а) входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на

принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения, занимаемые

предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм

собственности (за исключением дипломатических представительств иностранных

государств в РФ), и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в

совершении преступления, либо при наличии достаточных данных полагать, что

там совершено или совершается преступление либо произошел несчастный

случай.

Обо всех случаях проникновения в жилище против воли проживающих в нем

граждан командование воинской части внутренних войск уведомляет прокурора в

течение 24 часов с момента проникновения;

б) временно запрещать или ограничивать движение транспортных средств и

пешеходов на улицах и дорогах, осуществлять их досмотр в целях защиты

жизни, здоровья и имущества граждан;

в) использовать транспортные средства предприятий, учреждений и

организаций независимо от форм собственности (за исключением транспортных

средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных

государств в РФ, международных организаций, а также транспортных средств

специального назначения), транспортные средства общественных объединений

или граждан для проезда к месту чрезвычайных ситуаций и других чрезвычайных

обстоятельств, доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в

срочной медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступление, и

доставления их в милицию;

г) не допускать граждан в целях защиты их жизни, здоровья и имущества на

отдельные участки местности и объекты; обязывать их остаться на указанных

участках местности и объектах или покинуть их;

д) пользоваться беспрепятственно в служебных целях линиями, каналами и

средствами связи, принадлежащими предприятиям, учреждениям, организациям

независимо от форм собственности (за исключением дипломатических

представительств иностранных государств в РФ) и общественным объединениям;

е) получать безвозмездно от предприятий, учреждений и организаций

независимо от форм собственности информацию, необходимую для исполнения

военнослужащими внутренних войск служебных обязанностей, за исключением

случаев, когда законом установлен иной порядок получения соответствующей

информации;

ж) осуществлять при необходимости проверку у граждан документов, а в

исключительных случаях при имеющихся данных о наличии у граждан оружия,

боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств производить личный

досмотр граждан, досмотр их вещей, жилых и иных помещений, транспортных

средств;

з) задерживать граждан, нарушивших режим комендантского часа, до его

окончания, а лиц, не имеющих при себе документов, удостоверяющих их

личность, кроме того, до установления личности, но не более чем на срок,

установленный соответствующим федеральным конституционным законом.

В целях выполнения задач возложенных на внутренние войска военнослужащие

внутренних войск могут применять оружие, боевую и специальную технику.

Порядок и случаи, в которых возможно применения данных средств,

регламентируется федеральным законам.[10]

Срок привлечения личного состава соединений и воинских частей

(подразделений) внутренних войск к выполнению возложенных на них задач по

обеспечению режима чрезвычайного положения не должен превышать три месяца.

Заключение.

Подводя итог изложенному материалу, можно сказать о необходимости

развития всей системы МВД РФ в целях проведения ее в состояние, позволяющие

обеспечить надежную защиту личности, общества, и государства от преступных

посягательств, в том числе и в условиях режима чрезвычайного положения.

Для достижения этой цели предстоит решить задачи:

повышения эффективности управления и служебно-боевой готовности органов

внутренних дел и внутренних войск;

создания полноценной правовой базы функционирования системы МВД России;

максимального использования положительно зарекомендовавших себя на

практике форм и методов оперативной, служебной и служебно-боевой

деятельности, обеспечения внедрения научных рекомендаций и приемлемого в

российских условиях зарубежного опыта;

улучшения работы с кадрами, повышения уровня профессионализма,

исполнительной дисциплины и научной организации труда;

укрепления делового сотрудничества с другими правоохранительными

органами, налаживания на новой основе взаимодействия с населением и

институтами гражданского общества;

расширения и углубления взаимовыгодных международных связей;

доведения до нормативного уровня финансового и материально-технического

обеспечения;

правовой и социальной защиты личного состава;

обеспечения собственной безопасности системы МВД России.

В системе исполнительной власти РФ Министерство внутренних дел России с

подчиненными ему органами и внутренними войсками является центральным

звеном обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью. Среди факторов

вызывающих необходимость его преобразования можно назвать: изменения в

экономической, политической, социальной жизни России и обострение

криминогенной обстановки, вызывающей рост чист числа преступлений.

Развитие внутренних войск должно быть направлено, в первую очередь, на

повышение их роли в борьбе с преступностью и пресечении внутренних

конфликтов, в первую очередь вооруженных, а также на предотвращение и

пресечение терроризма на объектах химического и ядерно - энергетического

комплексов путем усиления их физической защиты.

Особое внимание должно быть уделено повышению боеготовности соединений

и воинских частей оперативного назначения, способных к переброске в

короткие сроки, развертыванию и ведению маневренных действий в любом

регионе, где возникает угроза внутренней безопасности страны, и по охране

важных государственных объектов.

Необходимо шире использовать возможности воинских частей и подразделений

специального назначения внутренних войск для борьбы с терроризмом.

Развитие и укрепление международных связей МВД России на ближайшую и

отдаленную перспективы в первую очередь должно быть направлено на

обеспечение эффективного практического взаимодействия с органами внутренних

дел (полицией) зарубежных государств.

Чрезвычайная ситуация видоизменяет общественные отношения, являющиеся

объектом управленческого воздействия и тем самым влияет на субъекты

управления, управленческую подсистему. Структура аппарата управления

зависит от той среды, в которой ему приходится функционировать и поэтому

для более эффективного его осуществления необходимо в подобных условиях

обеспечить четкое взаимодействие между местными ОВД, органами местного

самоуправления и органами государственной власти.

Список использованной литературы:

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.)

издательство «Осъ-89»М., 2001г.

2. Федеральный конституционный закон РФ «О чрезвычайном положении» от 30

мая 2001г. №3-ФКЗ (ред. на 30.06.03) // Собрание законодательство РФ.-

2001г., №23.,ст.2277.

3. Федеральный конституционный закон РФ «О военном положении» от 30 января

2002г., №1-ФКЗ // Собрание законодательство РФ.-2002г.,№5.-Ст.375.

4. Федеральный закон РФ «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998г. №130-ФЗ

// Собрание законодательство РФ.- 1998г. №31.-ст.3808.

5. Федеральный закон РФ «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998г. №23-ФЗ

(с изм. и допол. на 09.10.2002г.) // Собрание законодательство РФ.-1998г.-

№7.-Ст.799.

6. Федеральный закон РФ «Об обороне» от 31 мая 1996г. №61-ФЗ (с изм. и

допол. на 30.06.2003) // Собрание законодательство РФ.-1996г.-№23.-

Ст.2750.

7. Федеральный закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992г., №2446-1. (ред.

от 25.07.2002г.) // Российская газета РФ от 6 мая 1992г.-№103.

8. Федеральный закон РФ «О милиции» от 18 апреля 1991г. №1026-1 (ред. от

07.06.03) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного

Совета РСФСР.-1991г.-№16.,Ст.503.

9. Федеральный закон РФ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел

РФ» от 6 февраля 1997г., №27-ФЗ. (с изм. и допол. на 30.06.2003г.) //

Собрание законодательство РФ.-1997г.-№6.,Ст.711

10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях - ФЗ от

10 декабря 2001г., №195 (ред. от 04.07.2003г.) // Собрание

законодательство РФ.-2002г.-№1(ч.1), Ст.1

11. Указ Президента РФ «О мерах по борьбе с терроризмом на территории

Северо-Кавказкого региона России» от 22 января 2001г. №61. (ред. от

30.06.2003г.) // Российская газета РФ.-2001г.-№14.

12. Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по борьбе с терроризмом на

территории Северо-Кавказкого региона России» от 30 июня 2003г. №715. //

Собрание законодательство РФ.-2003г., №27(часть 2)., Ст.2782.

13. Указ Президента РФ «Об утверждении Военной доктрины Российской

Федерации» от 21 апреля 2000г., №706 // Собрание законодательства РФ.-

2000г.-№17.,Ст.1852.

14. Указ Президента РФ «О мерах по повышению эффективности

контеррористических операций на территории Северо-Кавказкого региона

Российской Федерации» от 23 сентября 1999г., №1255 (ред. от 30.06.2003г)

// Собрание законодательства РФ.-2001г.-№13.,Ст.1203.

15. Постановление Правительства РФ «О единой государственной системе

предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 5 ноября 1995г.,

№1113 (ред. от 08.08.2003) // Собрание законодательства РФ.-1995г.-№46.,

Ст.4459.

16. Постановление Правительства РФ «О внесении дополнений и изменений в

Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации

чрезвычайных ситуаций» от 10 апреля 2002г., №227. // Собрание

законодательства РФ.-2002г.-№15.,Ст.1439.

17. Постановление Правительства РФ «О порядке установления факта выполнения

военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и

при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и

компенсаций» от 31 марта 1994г., №280 (ред. от 08.08.2003) // Собрание

актов Президента и Правительства РФ.-1994г.-№15.-Ст.1180.

18. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ «О ситуации в

Чеченской Республике» от 7 июля 2000г., №196-СФ // Собрание

законодательства РФ.-2000г.-№28.,Ст.2911.

19. Приказ МВД РФ «Об утверждении Наставления по работе дорожно-патрульной

службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения

Министерства внутренних дел РФ» от 20 апреля 1999г., №297. // Российская

газета РФ от 25,26 мая и 1,2 июня 1999г.

20. Приказ МВД РФ «О совершенствовании подготовки органов внутренних дел и

внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах»

от 12 января 1996г., №20 // Справочная информационно - правовая система

Гарант.

21. Авакъян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность.

РЮИД.- «Сашко».-2000г., Ст.836,860,946 и др.

22. Емельянов Б.В. Правовые основы охраны общественного порядка и

безопасности в условиях чрезвычайного положения. – М., 1990.

23. Соловей Ю.Н., Черников В.В. Комментарий к Закону Российской Федерации

«О милиции», 2-е изд., «Проспект», М.,2001г.

24. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных

правонарушениях // Под ред. Сидоренко Е.Н., изд. «Проспект» - М., 2002г.

25. Административно-правовая деятельность органов внутренних дел. Особенная

часть / Под ред. Коренева А.П. Издательство «Щит-М» - М., С.310-320.

26. Гордиенко Д.В. Опыт борьбы Вооруженных сил с терроризмом в Российской

Федерации // Государство и право. – 2001. - №10. – С.13-20.

27. Грязнов А.В. Концепция и конституционные основы института чрезвычайного

положения // Государство и право. – 1994. - №6. – С.33-43.

28. Лезбинев В. Новый Закон «О чрезвычайном положении» требует изменения

ряда норм федерального законодательства // Российская юстиция. – 2002. –

№7.

29. Литвинов Н. Базовые центры терроризма // Закон и право.- 2000г.-№2.

30. Миронов З. Особенности формирования уголовно-правовой политики на

Северном Кавказе // Законность.-2002г.-№10.,Ст.33.

31. Радченко В.И. Чрезвычайное и военное положение в России (конституционно-

правовые проблемы) // Саратовская государственная академия права. Вестник

– научно-популярный журнал. 1998г.,№3.

32. Устинов В.В. Зарубежный опыт правового регулирования борьбы с

терроризмом: международно-правовые стандарты и национальная

законодательная практика. // Законодательство. – 2002г.-№8., Ст.75.

-----------------------

[1] Федеральный конституционный закон РФ «О чрезвычайном положении» от 30

мая 2001г. №3-ФКЗ (ред. на 30.06.03) // Собрание законодательство РФ.-

2001г., №23.,ст.2277.

[2] Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.)

издательство «Осъ-89»М., 2001г.

[3] Федеральный конституционный закон РФ «О чрезвычайном положении» от 30

мая 2001г. №3-ФКЗ (ред. на 30.06.03) // Собрание законодательство РФ.-

2001г., №23.,ст.2277.

[4] Административно-правовая деятельность органов внутренних дел. Особенная

часть / Под. ред. Коренева А.П. Издательство «Щит-М» - М., С.310-320.

[5] Миронов З. Особенности формирования уголовно-правовой политики на

Северном Кавказе // Законность.-2002г.-№10.,Ст.33.

[6] Указ Президента РФ «О мерах по борьбе с терроризмом на территории

Северо-Кавказкого региона России» от 22 января 2001г. №61. (ред. от

30.06.2003г.) // Российская газета РФ.-2001г.-№14.

[7] Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по борьбе с терроризмом на

территории Северо-Кавказкого региона России» от 30 июня 2003г. №715. //

Собрание законодательство РФ.-2003г., №27(часть 2)., Ст.2782.

[8] Приказ МВД РФ «О совершенствовании подготовки органов внутренних дел и

внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах»

от 12 января 1996г., №20 // Справочная информационно - правовая система

Гарант.

[9] Федеральный закон РФ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел

РФ» от 6 февраля 1997г., №27-ФЗ. (с изм. и допол. на 30.06.2003г.) //

Собрание законодательство РФ.-1997г.-№6.,Ст.711

[10] Федеральный закон РФ «О внутренних войсках Министерства внутренних

дел РФ» от 6 февраля 1997г., №27-ФЗ. (с изм. и допол. на 30.06.2003г.) //

Собрание законодательство РФ.-1997г.-№6.,Ст.711

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.