| |||||
МЕНЮ
| Расул Гамзатовэстетическими представлениями, широтой творческих поисков, своеобразием поэтического мышления, интересами склонностями , профессиональным уровнем и подготовкой. Дореволюционные поэты Дагестана в лучшем случае могли опираться на традиции и достижения восточной поэзии близкой и доступной им, тогда как современному художнику доступен весь творческий опыт мировой художественной культуры, ее завоевания. Одним из жанров, вызванных к жизни более зрелым уровнем художественного мышления народов Дагестана, является сонет. Твои глаза. Я видел разными твои глаза: Когда затишье в них, когда гроза, Когда они светлы, как летний день Когда они темны, как ночи тень Когда они , как горные озера, Из под бровей глядят прозрачным взором Я видел их когда им что-то снится Когда их прячут длинные ресницы, Смягчающимися видел их, бывало, Печальными глядящими устало ... Склонившимися над моей строкой ... Они забрали ясность и покой Моих невозмутимых раньше глаз, - А я чудак, пою их сотый раз.[53] Лучшие поэты всех времен и народов со средневековья обращались к сонету. На нем проверили свой творческие возможности и поэтическую силу Петрарка, Данте, Микеланджело, Л. Роксор, В. Шекспир, Гете, А. Пушкин, М. Лермонтов, А. Мицкевич, А. Фет, А. Блок, В. Брюсов, А Ахматова, и. Бехлер и многие другие признанные мастера художественного слова. Поэзия Гамзатова воспринимает современный мир во всей его сложности противоречивости, она обнажает его раны, ставит жгучие для человечества проблемы и поэтому не оставляют равнодушных, приковывают внимание и интерес многомиллионных. Истинные новаторы не опровергают а продолжают лучшие традиции родной культуры углубляя и обогащая эти традиции в новых исторических условиях. На такой трудный, но плодотворный путь встал Гамзатов с самого начала своего творческого пути. Лучшие писатели всегда смотрят на мир трезво открытыми глазами потому и видят вещи такими, какими они есть на самом деле. Расул Гамзатов, чье творчество следует за лучшими традициями русской и мировой литературы, всегда ратовал за правдивое отображение действительности. В стихах о счастье Гамзатов изображает человеческое счастье , которого человек добивается в непрерывных трудах и боях. Гамзатовское понимание счастья, его отношение к жизни вообще , представляется прямым продолжением и дальнейшим развитием лучших традиций мировой поэзии. В его «Стихах о счастье » воедино слились подлинно патриотические чувства и постоянная тревога за судьбы мира. Расула Гамзатова в этих стихах продолжает лучшие традиции революционной поэзии и в первую очередь В.В. Маяковского. «Стихи о счастье» Расула Гамзатова необычайно раздвинули границы его поэтической лирики . Она стала явлением мировой поэзии. [54] Гамзатов на фоне аварского национального быта сумел воспеть гостеприимство как явление общечеловеческое. Хоть дом мой в стороне Но все же сделай крюк И загляни ко мне, Мой незнакомый, друг. Полемично не только политическая, но и любовная лирика Гамзатова. В Гамзатовских стихах о любви мысли и чувства , слитые воедино , переливаются , словно краски на солнце. Чувства привязанности к возлюбленной передаются в них с благородной сдержанностью. Как пишет Камиль Султанов «Молитвы нежного отношения к женщине, возвышение и воспевание ее с огромной политической силой, выраженные в любовной лирике Гамзатова, его последних по времени от стихах о любви, воплощенные в совершенной художественной форме. Знаменательно, что в гамзатовских стихах, воспевающих возвышенные чувств безграничной любви, нет слова «любовь». Поэт воспевал любовь не употребляя самого этого слова».[55] Буду я ночью осеннею длинной Молча хранит твой покой Кленом, склоненным над спящей долиной, Тихой скалой над рекой. Лирика Гамзатова коренным образом изменило представление горских читателей о лирическом жанре, научила их быть более требовательными и не принимать легковесное стихотворение за истинную поэзию. Поэзия молодого Гамзатова не могла не быть полемической. Ведь Гамзатов пришел в литературу, как отмечал Мустай Карим, «... в годы наивысшего «расцвета» бездумной риторики в поэзии, ханжества в лирике, когда со страниц поэтических книг почти ушли нежность, любовь, тоска. Лирические герои многих и многих книг были одинаково безлики лишены сомнений , тревог, боли, в конечном счете - плоти. Конечно, это значит, что в то время совсем оскудела советская поэзия, - она жила и служила народу, но слишком уж много было ней пены. А ведь пена скорее всего бросается в глаза».[56] Заключение Рассматривая и анализируя творчество Расула Гамзатова в нашей научной работе мы пришли к следующим выводам. Исследование художественного опыта показывают, что в его поэзии выработались все формы литературных связей. Даже последовательное осмысление не всех высказываний Расула Гамзатова о великой русской литературе и его замечательных мастеров прошлого и настоящего, чья личность особенно ему дорога, вызывает научный интерес, как одна из форм литературных связей. Его высказывания пронизаны высоким и трепетным отношением к русской литературе, учат не только творческому подходу по опыту, но и свидетельствует о благотворном воздействии русской литературы на формирование эстетических взглядов поэта. Широкое развитие у Расула Гамзатова получают и такие формы конкретных связей, как творческое переосмысление мотивов и образные аналогии из отдельных произведений русских классиков, по разному отзываясь в его творческих устремлений. Но основная суть традиций русской литературы поэзии Расула Гамзатова не во внешне ощутимых точек соприкосновения, а глубоком творческом освоении его опыта, в принципах типизации действительности, реалистическом и многомерном изображении человека , его связи с обществом, с миром, в историзме раскрытия ведущих тенденций времени, что позволило ему создать новаторские произведения. Пушкинские традиции получают в творчестве Расула Гамзатова развитие. Существенное значение имело его переводческая деятельность. Благодаря кропотливой работе над переводом поэм Пушкина, он постигает «секреты» художественности, меткой наблюдательности, отточенной простоты и выразительности слова, умения в отдельных явлениях увидеть глубинный смысл жизни. Пушкинские традиции через века получают новое наполнение в гамзатовском восприятии философии, бессмертия жизни, пронизанном моралью личности современной эпохи. Многие его произведения перекликаются с пушкинскими. Однако, перекличка стихами Пушкина, не повторение его темы или формы образца лирики, а рассказ о гражданских чувствах героя нового советского борца. Таким образом, обращение к опыту и образам великих гениев русской литературы обогащает художественное видение дагестанским поэтом времени и приближает их к нашей современности. «Исследования последовательного исторического пути зарождения, становления, формирования аварской литературы, как эстетической системы позволяет утверждать, что творчество Расула Гамзатова, будучи новой, более высокой ступенью его развития, в то же время является естественным и закономерным продолжением традиции национальной художественной культуры».[57] Национальная культура дал ему энергию и силу для дальнейшего творческого взлета. Гамзатов по достоинству оценил творчество каждого дореволюционного поэта, определил его вклад в развитии национальной культуры. И на основе всего этого он создал довольно сложную картину развития литератур народов Дагестана. И в то же время он , раскрывая свое отношение к культурному наследию предков, объясняет, что он мог черпать из него, что он приобрел, что продолжил от чего отказался, в какой области пришлось продолжить новые пути. Литературоведческие и критические работы позволяют ему повести читателей в свою творческую лабораторию и показать «чудо рождение песенного слова». Расул Гамзатов отобрал все лучшее от своих предшественников, продолжил дополнение и обновил традиции дагестанских классиков. Лирические начала Расул Гамзатов унаследовал от легендарного аварского поэта - певца-поэта, творившего в конце XIX века Махмуда из Кахаб- Росо. Махмуд из Кахаб-Росо - поэт любви и романтик. Романтизм Махмуда сменила реалистическая сатира самобытного поэта Гамзата Цадасы. Он правильно оценил происходящие в жизни процессы и отразил их правдиво, поднял актуальные для общества вопросы. Расул Гамзатов позаимствовал и соединил в своем творчестве романтические традиции лирики Махмуда из Кахаб-Росо и реалистические тенденции своего отца и наставника Гамзата Цадасы. 3. Расул Гамзатов определяет значение новаторства так: «Искусство чуждо новаторство. Это все выдумано. Не потерять того , что создано Пушкиным и Махмудом, - вот суть новаторства».[58] Поэзия Расула Гамзатова отличается масштабностью мысли. Новое Расула Гамзатова проявляется выражении тех черт народного духа, каких не могла открыть поэзия его отцов. Мелодия гор его стихах о Кубе, об Африке и Японии. Общечеловеческие вопросы, молитвы не умолили национального в его поэзии. Напротив, сделал национальное более высоким и могущественным. Он обновил жанры поэзии: восьмистишие, четверостишие, надписи, эпиграммы, сказания и т.д. Такие жанры литературы, как сонет, эпиграмма, сказания , утвердившиеся в творчестве Расула Гамзатова являются жанрами новыми и необычными для поэзии народов Дагестана. Поиски новых форм, широкое внедрение их в творческую практику, обусловлены индивидуальностью самого поэта, его мировидением, эстетическими представлениями, широтой творческих поисков, своеобразием поэтического мышления. Впервые в дагестанской литературе Расул Гамзатов обращается к форме сонет, позаимствовав у европейской литературы. Творчество Расула Гамзатова является сконцентрированным выражением потенциала духовной культуры народов Дагестана. Оно не только вывело поэзию народов Страна гор на новые более высокие позиции, но и оказало сильное и благотворное влияние на все сферы искусства. Наряду с обогащением традиционных видов искусства Дагестана - музыки, хореографии, театрального искусства, творчество поэта дала мощный толчок зарождению новых видов искусств, как эстрада, балет, кино. В советскую многонациональную культуру творчества Расула Гамзатова вошло еденным могучим потоком, представляя собою широчайшую панораму человеческой жизни, обращенную в слове, звуке, цвете, материале. Расул Гамзатов - поэт и общественный деятель. Он достойно представляет нашу многонациональную литературу зарубежом. Его поэзия воспринимает современный мир во всей его сложности, противоречивости. Он ставит в своем творчестве волнующие человечества проблемы. Расул Гамзатов был и остается любимым поэтом всего мира. Его поэзия как и великого русского поэта Пушкина останется всегда актуальной и никогда не потеряет своего значения. Библиография 1. Буков К. Расул Гамзатов: 70 лет. Махачкала: 1993, с.24. 2. Абашидзе И. Слово о поэте. //Мастерство Расула Гамзатова . Махачкала: 1986, с.164. 3. Антопольский Л.Б. У очага поэзии: Очерк творчества Расула Гамзатова. 4. Айтматов Ч. Да будет урожайной страда. //Расул Гамзатов - поэт и гражданин. Махачкала: 1976, с.271. 5. Аминов М.З. Великий национальный поэт.//Расул Гамзатов и современный литературный процесс. Махачкала: 1995, с.152. 6. Бушмин. Методологические вопросы литературных исследований. М.: с.167. 7. Гамзатов Р. Поэмы. Верность таланту. Махачкала: 1982, с.575. 8. Гамзатов Р. Берегите матерей. Поэма. Махачкала: 1981, с.144. 9. Гамзатов Р. Восьмистишия и надписи. М.: Правда, 1962, с.32. 10. Гамзатов Р. Восьмистишия , эпиграммы. М.: Молодая гвардия, 1964, с.262. 11. Гамзатов Р. Мулатка. М.: Советский писатель, 1966, с.135. 12. Гамзатов Р. Собрание сочинений. В 3-х томах. М.: 1964, с.527. 13. Гамзатов Р. Мой Дагестан. М.: Правда, 1969, с.64. 14. Гамзатов Р. Две шали. М.: Советская Россия, 1971, с.366. 15. Гамзатов Р. Избранные произведения. Т. I. Махачкала: 1970, с.495. 16. Гамзатов Р. Покуда вертится земля. Махачкала: 1976, с.319. 17. Гамзатов Р. По земному беспокоюсь. Махачкала: 1987, с.203. 18. Гамзатов Р. Искусство неподдельно: Беседа с Антопольским.//Верность таланту. М.: Советская Россия, 1970, с.11. 19. Гамзатов Р. Сонеты. М.: Советский писатель, 1973, с.71. 20. Гринын В.В. Искусство.//Диалектика преемственности. Минск: 1979, с.179. 21. Карим М. Жизни суть. //Литературная газета. Махачкала: 1962. 22. Лодыгин А.Б. Искусство неподдельно.//Диалектика преемственности. Минск: 1979, с.179. 23. Мусаханова Г.Б. Сонеты Расула Гамзатова.//Художественные искания в современной дагестанской литературе. Махачкала: 1983, с.57. 24. Мусаханова Г.Б. Традиции Пушкина. В творчестве Расула Гамзатова.//А.С.Пушкин и художественная культура Дагестана. Махачкала: 1988, с.43. 25. Наровчатов С. Слово о Расуле Гамзатове.//А.С.Пушкин. Сочинения , Т.I. М.: 1985, с.352. 26. Огнев В. Расул Гамзатов. М.: 1964 , с.140. 27. Ромашко К.И. Традиции и современность. Минск: 1974, с.237. 28. Султанов. Поэт - полемист.//Этюды о литературах Дагестана. М.% Советский писатель, 1978, с.270. 29. Тихонов Н.С. Старый друг, дорогой Расул. //Слово о Расуле Гамзатове. Махачкала: 1973, с.227. 30. Тихонов Н.С. Самый острый ум современной Аварии.//Гамзат Цадаса в воспоминаниях современников. Махачкала: 1983, с.192. 31. Хайбуллаев. Наследие и открытия. Махачкала: 1983, с.192. 32. Цадаса Г. Пушкину. Избранное. М.: 1977, с.235. 33. Юсуфов Р.Ф. Пушкин и духовная культура многонациональной России.//Общность литературного развития народов СССР в дооктябрьский период. М.: 1985, с.297. ----------------------- [1] Аминов М.З. Великий национальный поэт.//Расул Гамзатов и современный литературный процесс. Махачкала: 1998, с.117. [2] Мраклий Абашидзе. Слово о поэте. //Мастерство Расула Гамзатова. Махачкала: 1986, с.11. [3] С.Хайбуллаев. Наследия и открытия. Махачкала: 1983. [4] Р. Гамзатов. Верность таланту. М.: Советская Россия. 1970. [5] Гамзат Цадаса. Пушкину. Избранное. Москва: 1977, с.235. [6] Р.Гамзатов. Навстречу современности. [7] Г.Б.Мусаханова. Пушкинские традиции в творчестве Расула Гамзатова.//А.С.Пушкин и художественная культура Дагестана. Махачкала: 1988, с.128. [8] Г.Б.Мусаханова. Традиции Пушкина в творчестве Р.Гамзатова. //А.С.Пушкин и художественная культура Дагестана. Махачкала: 1988, с.35-36. [9] В.Коркин. Диалог с Р.Гамзатовым. Литературное обозрение. М.: 1977, №1, с.8-12. [10] Гамзатов Р. Навстречу современности.//Литература Дагестана и жизнь. Махачкала: 1969, с.18. [11] Гамзатов Р. Верность таланту. [12] Гамзатов Р. Две шали. М.: Советская Россия, 1971, с.117. [13] А.С.Пушкин. Сочинения. Т.1. Москва, 1985, с.352. [14] Р.Гамзатов. Высокие звезды. М.: Советский писатель, 1962. с.5. [15] Р.Гамзатов. Высокие звезды. М.: Советский писатель, 1962. с.5. [16] Мусаханова Г.Б. Традиции русской литературы и поэзия Расула Гамзатова.//Мастерство Р.Гамзатова. Махачкала: 1986, с.125. [17] Мусаханова Г.Б. Пушкинские традиции в творчестве Р.Гамзатова. //А.С.Пушкин и художественная культура Дагестана. Махачкала: 1988, с.35. [18] Вл.Коркин. Диалог с Р.Гамзатовым. Литературное обозрение. М.: 1977, №1, с.8-12. [19] Мусаханова. Пушкинские традиции в творчестве Р.Гамзатова. [20] Юсуфов Р.Ф. Пушкин и духовная культура многонациональной России. //Общность литературного развития народов СССР в дооктябрьский период. М.: Наука, 1985. с.97. [21] А.С.Пушкин. Сочинение. Т.II. Москва: 1986, с.21. [22] Гамзатов Р. Искусство наподдельно: Беседа с А.Антопольским .//Верность таланту. М.: Советская Россия, 1970, с.117. [23] Гамзатов Р. Сонеты. М.: Советский писатель, 1973, с.7. [24] Хайбуллаев. Творческое освоение литературного наследия. //Наследия и открытия. Махачкала: 1983, с.60. [25] Тихонов Н.С. Старый друг, дорогой Расул. //Слово о Расуле Гамзатове. Махачкала: 1973, с.54-55. [26] Бушмин А.С. Методологические вопросы литературоведческих исследований. М.: с.167 [27] Гамзатов Р. Верность таланту. Махачкала: 1982, с.54. [28] Хайбулаев Г. Творческое освоение литературного наследия. //Наследия и открытия. Махачкала: 1988, с.65. [29] Ромашко Н.И. Традиции и современность. Минск: Изд-во БГУ, 1974, с.9. [30] Тихонов Н.С. Поэты старого Дагестана. Махачкала: 1973, с.11. [31] Тихонов Н.С. Самый острый ум современной Аварии. //Гамзат Цадаса в воспоминаниях современников. Махачакла: Дагкнигиздат, 1967, с.7. [32] Гамзатов Р. О любви. //Две шали. М.: Советская Россия. 1971, с. 38. [33] Гамзатов Р. //Две шали. М.: Советская Россия. 1971, с. 52. [34] Гамзатов Р. Берегите матерей. М.: Советская Россия, 1983, с.163. [35] Гамзатов Р. Собрание сочинений . В трех тоиах. М.: 1969, с.231. [36] Р.Гамзатов. Две шали. 1983. М.: Советская Россия, 1971, с.50. [37] Р.Гамзатов. Две шали. 1983. М.: Советская Россия, 1971, с.24. [38] Гамзатов Р. Поэмы. Собранные сочинения в 3-х томах. Т.2. М.: 1969, с.150. [39] Гринин В.В., Лодыгин А.Б. Искусство.//Диалектика преемственности. Минск: 1979, с.179. [40] Хайбуллаев С. Наследия и открытия. Махачкала: 1983, с.119. [41] Гамзатов Р. Избранные произведения. Т.I.. Махачкала: 1970, с.60. [42] Хайбуллаев С. Наследия и открытия. Махачкала: 1983, с.120. [43] Гамзатов Р. Мой Дагестан. Махачкала: 1969, с.92. [44] Айтматов Ч. Да будет урожайный страда. //Расул Гамзатов - поэт и гражданин. Махачкала: 1976, с.92. [45] Хайбуллаев С. Наследия и открытия. Махачкала: 1983, с.128. [46] Хайбуллаев С. Наследия и открытия. Махачкала: 1988, с.146. [47] Тихонов Н.С. Широкое слово. //Расул Гамзатов - поэт и гражданин. Махачкала: 1976, с.15. [48] Хайбуллаев С. Наследие и открытия. Махачкала: 1988, с.147. [49] Гамзатов Р. Верность таланту. М.: Советская Россия. 1970, с.118. [50] Наровчатов С. Слово о Расуле Гамзатове. Махачкала: 1973, с.63. [51] Гамзатов Р. Верность таланту. М.: Советская Россия. 1970, с.118. [52] Гамзатов Р. Две шали. М.: Советская Россия. 1971, с.21. [53] Гамзатов Р. Две шали. М.: Советская Россия. 1971, с.62. [54] Камиль Султанов. Поэт - полемист . //Этюды о литературах Дагестана. М.: Советский писатель. 1978, с.157. [55] Камиль Султанов. Поэт - полемист . //Этюды о литературах Дагестана. М.: Советский писатель. 1978, с.162. [56] Мустай Карим. Жизни суть. «Литературная газета», 15 ноября 1962. [57] Хайбуллаев С. Творческое освоение литературного наследия. //Наследие и открытия. Махачкала: 1983, с.60. [58] Гамзатов Р. Верность таланту. М.: 1982, с.215. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|