| |||||
МЕНЮ
| Искусство в жизни общества. Искусство и массовая культураИскусство в жизни общества. Искусство и массовая культураИскусство в жизни общества. Искусство и «массовая культура». Содержание Искусство в жизни общества. Искусство и «массовая культура». 1 Содержание 2 Что такое «культура» 3 Культура, личность, цивилизация. 5 Две важнейшие функции культуры. 12 Искусство, общество, человек. 13 Искусство- развивающийся организм. 22 Искусство в эпоху информационных технологий. 25 Созерцание как способ восприятия произведений искусства. 27 Интеграция культуры и искусства- проблемы и пути их решения. 29 Список литературы. 31 Что такое «культура» Слово культура одно из иаиболее популярных в рассуждениях о вечных
философских проблемах. Изучением культуры занимаются многие науки история,
археология, социология, этнография, искусствоведение, антропология. В истории философского осмысления культуры можно выделить основные
модели культуры. Натуралистическая» модель сводила культуру к предметно-
вещественным формам ее проявления, видела в культуре человеческое
продолжение природы (Вольтер, Руссо, Гольбах). Натурализм превращает
культуру в одно из звеньев природной эволюции, воплощающее развитие
способностей «естественного человека». Именно благодаря культуре человек не
исключается из природы, а образует высшее звено в ее развитии, обосновывает
идеалы разумного человека из его естественных потребностей. Французские
просветители заметили понятие «культура» понятием «цивилизация», лишили
культуру категориального статуса, свел ее к естественным механизмам
человеческого поведения, или судьбам общества, нации. Немецкие просветители
в центр своего внимания ставили нравственное воспитание, связывали понятие Понятие «культура» как предельно общее не может быть выражено через какое-то одно адекватное определение, полученное с помощью формально- логической процедуры причисления к роду или выделения совокупности признаков. Поэтому определения культуры выступают как ее интерпретации в зависимости от того или иного аспекта рассмотрения культуры. Можно выделить ряд достаточно разработанных в зарубежной и отечественной науке подходов к осмыслению феномена культуры. Нормы культуры изменчивы, сама культура носит открытый характер. Она
отражает те трансформации, которые претерпевает общество. Например, в ХХ в.
произошли фундаментальные сдвиги в отношении человека к семье. Это имеет
огромное значение, поскольку именно в ней складывается личность, происходит
освоение норм культуры. культура не может существовать, не обновляясь. Культура, личность, цивилизация. Термин «культура» переводится с латинского языка как «возделывание», Раскрывая сущность культуры, следует сделать одно важное примечание. В современном обществе базисной ценностью является обновление,
новаторство. Здесь действует принцип запрета на плагиат. Всякая новация
научная, художественная, технологическая имеет индивидуального автора. Величайшим достижением человеческой духовной культуры было то обстоятельство, что люди сохранили свою склонность и привычку к синкретическому мышлению и выражающему его творчеству, не утратили их, но и процессе своего перехода к классового-сударственному строго наполнили их новым содержанием. Через это они сделали их одной из самых значительных форм развития общественного сознания художественным творчеством. Развитие культуры противоречивый процесс. Здесь прогрессивное и
регрессивное - две стороны одной медали. Так, сложившийся первоначально в В немецкой классической философии культура воспринималась как сфера
духовной свободы человека. Эта философии решительно разделила весь
окружающий мир на мир природы и мир культуры. Подчеркивалось, что культура В классической марксистской философии XIX в. понятие культуры стало
употребляться для характеристики творческих сил человека и совокупных
результатов его деятельности, В марксизме подчеркивалась идея
обусловленности культуры конкретным способом материального производства,
характером общественно-экономической формации и исторической эпохи. Разнообразные трактовки понятия культуры появились в философии на рубеже XIX и начала XX вв. Ф.Ницше доводил традицию критики культуры до предела и рассматривал ее
лишь как средство для подавления и порабощения человека с помощью правовых
и иных норм, предписаний и запретов. По мнению философа, это необходимо,
поскольку человек есть существо природное и властолюбивое, антикультурное. О.Шпенглер в своей теории «локальных культур» отрицал прогресс в истории культуры и наличие в ней органического единства разных культур. По его мнению, вся культура распадается на ряд независимых и неповторимых организмов. Они не связаны друг с другом и закономерно проходят в своем развитии стадии возникновения, расцвета и умирания. Шпенглер был убежден в том, что единой общечеловеческой культуры не существует. Он выделял и характеризовал восемь локальных культур — египетскую, индийскую, китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, западноевропейскую, культуру народов майя и русско-сибирскую. Все они рассматривались им как существующие независимо друг от друга и самостоятельно. Подобные идеи развивал также английский социолог и историк А.Тойнби в теории «цикличности» культуры. Основатель психоанализа З.Фрейд исходил из идеи вечного и
неустранимого противоречия между человеком и культурой. По его мнению,
человек — это существо исключительно природное, наделенное совокупностью
потребностей и инстинктов. Культура же враждебна человеку, поскольку она
ограничивает свободу его действий. Уже первобытный коллектив был
инструментом подавления человека с помощью норм и запретов. С той поры В XX в. имелись и иные представления о культуре. Так, в некоторых
учениях (Д.Белл, Р.Арон и др.) культура сводилась прежде всего к
достижениям науки и техники, которые якобы способны обеспечить стреми.
тельный прорыв человечества в блестящее будущее. Напротив, в докладах В русской философии понятие культуры традиционно имело прежде всего
высокое нравственное наполнение. В этом проявился дух православия с его
идеями добра, милосердия и справедливости, солидарности между всеми людьми
и народами. Зло есть то, что разрушает жизнь и мировую гармонию. Напротив, Говоря о личности, философия имеет в виду социальные качества
индивида, приобретенные им в процессе воспитания и самовоспитания, духовно-
практической деятельности и взаимодействия с обществом. Личность обладает
прежде всего духовными качествами. Она представляет собой как бы огромный
резервуар духовной энергий. Эта энергия несет в себе творческую (=
творящую) свободу, посредством которой человек преображает окружающий его
мир общества и природы. Личность — это всегда творчество, победа и
поражение, поиск и обретение, преодоление рабства и обретение свободы. Как видим, в истории философии выделялись и изучались различные стороны культуры. Суммируя все сказанное выше, ответим на вопрос о сущности культуры с позиций философии. Культура есть философское понятие для характеристики развития сил и способностей человека как деятеля. В своей действительности она включает в себя сущностные силы человека; процесс их применения (труд, деятельность); предметные воплощения этой деятельности (идеи, вещи); отношения между людьми как членами общества (традиции, нравы и пр.) Культура — это все, созданное рукой и мыслью человека, сотворенный человеком мир. Это «вторая природа», существующая наряду с обычной природой. Культура представляет собой сверхсложную реальность, которая создается в соответствии с замыслом человека как ее творца. Ее краткая формула может быть изложена следующим образом: культура = живая деятельность человека –г овеществленная деятельность человека. В своей реальности она представляет собой комплекс достижении человечества. Очень часто в философии наряду с культурой употребляется и понятие
цивилизации. Нередко эти понятия применяются в одинаковом смысле. На наш
взгляд, это неверно, хотя эти понятия в чем-то и близки. Мы исходили из
того, что цивилизация — это определенная крупная эпоха в истории
человечества (собирательская, аграрная и др.), ступень в развитии человека
как деятеля и творца. Культура же есть содержание («содержимое») конкретной
исторической эпохи, выраженное в совокупность духовных и материальных
ценностей. Каждой цивилизации свойственна своя специфическая культура. Культурная среда необходима человеку для его духовной, нравственной
жизни, для его и духовной оседлости, для его привязанности к родны/и
местам, для его нравственной самодисциплины и социальности". Поэтому Д. С. Культура это память, она неотделима от накопления и передачи традиции. Хранителями социальной памяти являются живущие люди, поколения, но при этом общественная, историческая память не сводится к простой сумме их индивидуальных опытов и сознаний. Память сохраняется как в отчужденных от сознания, овеществленных источниках знаковой информации, в документах, так и в объектах, не предназначенных для информации, но тем не менее способных ее предоставить. Традиции, преемственность, конечно, имеют очень большое значение в
развитии каждой области культуры. Но традиции сама чем-то создается. Если
бы художники воспроизводили характерное в жизни только потому, что до них
это с успехом делали другие, они остались бы только подражателями. Две важнейшие функции культуры. Практическая функция говорит о том, что культура служит целям преобразования природы с помощью знаний и орудий труда. Эта функция символизирует выделенность человека из остального животного мира и возвышение над ним как существа активного и творящего. Аксиологическая функция означает, что культура есть «вместилище» ценностей, т.е. позитивных продуктов духовной деятельности человека — идей, идеалов, образов и т.д. Веками общество накапливало общечеловеческие ценности, выраженные в нравственных идеях добра, справедливости, совести и других. Искусство, общество, человек. Воспроизведение характерности жизни с помощью тех или иных материальных средств с помощью речи, мимики и жестов, рисунка и красок, системы звуков и т. д.создает произведения искусства. Мы знаем, что искусство доставляет радость, особое (духовное удовольствие, оно украшает жизнь, создает атмосферу праздничности, гармонизирует диссонансы внутренней жизни человека и его отношений с окружающей средой, но иногда забываем, что искусство также (может и должно вызывать эмоции сострадания и со (чувствия, эмоции боли и страдания). Забвение этой стороны воздействия искусства ведет к односторонне
гедонистическому его истолкованию, К уравниванию художественного
произведения с пред метами комфорта, к непомерной жажде развлечении Для определения специфического воздействия искусства можно
воспользоваться понятиями, освященными многовековой традицией эстетики, а
именно понятиями гармонизации и катарсиса в широком их значении. Когда речь идет о произведении искусства, то подразумеваются три основных значения этого понятия. Во-первых, имеется в виду продукт культуры и человеческой деятельности Второе значение понятия художественного произведения фиксирует принадлежность этого предмета (скульптурного изваяния, живописного полотна) или процесса (музыкальное исполнение, драматический спектакль, танец) к особой, специфической сфере человеческого труда, культуры и деятельности — к искусству, отличающемуся своими структурными свойствами и функциями от других сфер культуры. В подобном словоупотреблении подразумевается оценочное суждение (сфера особого и высокого мастерства, познавательно- ценностная, образно-чувственная картина мира и жизни человеческого духа). Третий аспект понятия «произведение искусства» уже содержит определенный аксиологический, ценностный смысл: выделяется продукт искусства, отвечающий оптимальным качественным критериям (в этом случае используется термин и художественное произведение). Искусство апеллирует к социализированному индивиду, производя в нем незримую духовную работу и переработку, недоступную другим сферам деятельности и сознания. В человеке же "естество" и культура находятся в сложном, противоречивом взаимодействии. А эстетическая культура личности есть, в частности, мера власти над социально-духовной неорганизованностью, помноженная на гармонизацию достигнутого уровня с лучшими естественными задатками человека Она отрицает одностороннее развитие человека как функционального элемента общества. Здесь личность полагается в качестве субъекта исторического процесса, что связано и с ее высоким нравственно- духовным, творческим потенциалом, который в немалой степени формируется искусством Такая позиция совпадает с ценностными ориентациями социалистического общества. Искусство не брезгливо, как говорил Герцен, и способно выражать разные, в том числе страшные, зловещие чувства человека, но оно при этом дает им высшую нравственно-эстетическую оценку, раскрывает их природу и мотивы, осмысливает и помещает на определенное место в системе духовных ценностей. Катарсическая функция искусства не исключает как разряда, изживания негативных чувств, так и компенсации восполнения того, в чем обделил человека личный опыт и судьба. Помогая нечто изжить и нечто восполнить, искусство способствует установлению равновесия человека со средой. Только будучи совершенным предметом по форме и по соответствию этой формы эстетически полноценному содержанию, оно способно исполнить свою гармонизирующую и катарсическую функцию. Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|