| |||||
МЕНЮ
| Искусство в жизни общества. Искусство и массовая культураp> С помощью искусства человек безгранично расширяет свой внутренний опыт, приобщаясь к опыту всего человечества. При этом искусство не растворяет личность во множестве других жизней, а помогает кристаллизироваться, определиться, найти себя человеку как неповторимому индивиду. Эта духовно-нравственная самопроверка, самоиспытание, самосознание и самооценка совершается в контексте социального опыта. Именно искусство свобод но и непринужденно раскрывает человеку, и насколько природа стала человеческой сущностью человека... в какой мере потребность человека стала человеческой потребностью. Искусство становится одним из средств свободного выявления истинно человеческой сущности его как родового и социально организованного существа, осуществляя сопоставление личностного, межличностного и надличностного уровней. Оно подсказывает пути, на которых возможно множить и динамизировать Результативным аспектом эстетического восприятия искусства являются и
более пластичные формы общения. Структура личности содержит как эмпирически
реальные, так и идеально-ценностные уровни. Искусство помогает преодолеть
несоответствия между ними, повышая уровень самосознания личности,
прогнозирования своего поведения, своего видения мира и нравственного
выбора в той или иной ситуации: "и Я бы мог так , а Вижу ли я так?", и Цели истинного искусства способствовать духовнотворческому, социально- нравственному росту личности, пробуждать такие чувства, которые способны к человеческим наслаждениям и которые утверждают себя как человеческие сущностные силы, по словам К. Маркса. Хотя в языке нет четкого разграничения между понятием "восприятие" и "воздействие", тем не менее восприятие позиция читателя, воздействие же предполагает акцент на произведении как послании, с которым художник обращается' к людям. Ценности личности и общества могут и не совпадать, отсюда огромное значение искусства как социально-эстетического феномена, в котором в непосредственно-чувственной, эмоционально-захватывающей форме изображается эта "перекачка" ценностей от социально-общезначимого к общечеловеческому родовому и к интимно-личностному. Несовпадению ценностей личности и общества препятствуют неповторимые особенности физического и психического склада личности, которая самостоятельно решает вопросы выбора профессии, семейно-бытового уклада, определяет симпатии и антипатии, при этом она способна впитывать предрассудки и оставаться глухой к предлагаемым ей ценностям, не считая их своими . Искусство рассчитывает на будущее, будоражит чело века, заставляет меняться без принуждения, лишь "силой" постижения, сопереживания сконцентрированного человеческого опыта, "силой" открывающихся возможностей для личностного творческого и нравственного развития. Люди сохранили склонность и способность к эмоционально-фантастической типизации жизни. Но предмет ее теперь значительно усложнился. Членов антагонистического общества по-прежнему интересовали полезные и благоприятные для них процессы, происходящие в природе, и они по-прежнему стремились вызвать их, совершая магические обрядовые действия. Но их все больше стали вместе с тем интересовать особенности противоречивых социальных отношений и порождаемых ими характерностей человеческих действий, поступков, переживаний, человеческих характеров. Эти действия, поступки, переживания возбуждали в членах антагонистического общества активное эмоциональное осмысление, сочувствующее или осуждающее в зависимости от того, какое место занимали те или иные люди в объективных антагонистических отношениях своего общества. Отсюда человеческие социальные характеры стали новым и основным предметом эмоционально- гиперболической типизации, а в дальнейшем единственным предметом познания и образного творчества, отличающегося от всех других видов общественного сознания. Социальный смысл создания всех произведений искусства, заключается в том, что содержание той или иной высшей области общественного сознания получает в них в процессе своего внешнего выражения свою внутреннюю систематизацию. Оно становится гораздо более отчетливым, последовательным и законченным, чем оно было в личном сознании отдельных людей, его разрабатывающих. И систематизация эта бывает, конечно, совершенно различной в разных областях общественного сознания. Вследствие этого идеологические области общественного сознания этика,
правовые нормы, социально-политические учения, философия в ее
идеологической стороне и, наконец, искусство всегда стремятся сказать с
помощью своих произведений своеобразное воздействие на сознание общества. При этом все виды идеология, кроме искусства, специализируются в своем содержании на идейном утверждении и соответственно отрицании отдельных сторон общественных отношений и, абстрагируя общие особенности познаваемых ими сторон жизни от индивидуальных их проявлений, выражают свое содержание в системах понятий. Поэтому познавательнооценивающий пафос их произведений ограничен как односторонностью содержания произведений, так и отвлеченным характером его выражения. Произведения искусства и представляют собой раскрытие и реализацию этого всеобщего значения идеологического, эмоционально оценивающего осознания характерных особенностей общественной жизни людей и связанной с ней жизни природы. В произведениях искусства такое осознание перестает быть достоянием отдельной личности и становится достоянием всего общества. То, что люди в своем огромном большинстве таят в своем внутренней мире, что они лишь смутно и изменчиво сознают, чувствуют, переживают, это находит себе ясное, действенное и законченное выражение в произведениях художественН9го творчества. Искусство как бы возводит содержание идеологического миросозерцания в «ранг» высшей области общественного сознания. В этом и заключается в основном постоянная и неизбежная привлекательность произведений искусства для большинства людей. В этом и заключается основной стимул самого художественного творчества. Произведения искусства созерцаются не чужим, холодным внешним взором,
они созерцаются и одновременно переживаются глубинным внутренним миром
личности, включающим эмоциональные оценки. Но внутренний взор по отношению
к произведению искусства не означает полного нарушения дистанции. Произведение искусства, писал Гегель, совершенно меняет нашу точку
зрения, обрывая все практические связи и взаимоотношения с предметом. Огромное влияние коммуникаций на «экран знаний» личности дало возможность А. Молю высказаться на этот счет категорически: я...в наше время знания формируются в основном не системой образования, а средствами массовой коммуникаций. Мозаичная культура пользуется способами убеждения, непосредственно основанными на приемах ассоциации идей. Отбирает ли что-то воспринимающий для себя в этой ситуации? Бесспорно. Происходит выборка, смещение, поляризация; одни факты отбрасываются, другие подчеркиваются, отсюда неожиданное сближение разнообразных фактов. Все это накладывается на социокультурную таблицу, хранимую в памяти общества и тем самым индивида. В современной психологической литературе "интерес" понимается как форма проявления познавательной потребности. "Интерес" в смысле внимания к объекту, в смысле направленности на него сознания личности неотъемлемое свойство созерцания. "Интерес" в смысле высшего блага для общества и индивида несомненный признак эстетического отношения к миру, "интерес" же в значении выгоды, корысти антипод эстетическому созерцанию и чувству. Искусство- развивающийся организм. История искусства насчитывает в своем развитии несколько этапов,
каждый из которых коренным образом менял понятие о месте, назначении и
идеалах в искусстве: важнейший «революционный» этап начинается с эпохи Тот же процесс в живописи можно проиллюстрировать одним из остроумных
футурологических рассказов блестящего физика середины XX в. Сцилларда. В
нем он рассказываем как после всемирной ядерной войны и гибели человечества
на Землю прилетают инопланетяне и стараются восстановить ее историю. Современное иллюстрирование литературных произведений является одним
из способов развития искусства, на фоне которой совершаются акты
множественных индивидуальных читательских интерпретаций. В некоторых
случаях возникает удивительно адекватное воспроизведение художественный
перевод литературного первоисточника на язык графики уже в момент появления
художественного произведения. Так, поэма "Двенадцать" Блока была
иллюстрирована в том же году Ю. Анненковым в контрастных образах черной
ночи и белого снега'. Вьюжность, "метельность" ощущаются во всех линиях и в
общей композиции графической серии. Город как бы разлетается на отдельные
части домов (труб, крыш, стен, окон). Но это, по удачному выражению
критика, разбитый и собранный в одну целостность. мир. Точные приметы
времени (вывески, плакаты, церковные главки, покачнувшиеся в период
революции) соединены в мир романтически-легендарный. и Фантастическим
представляется только сам принцип соединения на одной графи ческой
плоскости, казалось бы, случайных и не связанных друг с другом предметов. В последнее время все большее распространение получает свободная Искусство в эпоху информационных технологий. Передача художественного произведения по неспецифическому для него
каналу связи (специфическим каналом связи телевидение выступает, например,
для телеспектаклей, телефильмов и т. д.) может способствовать выявлению
особой художественной интерпретации произведения искусства, что
осуществляется с помощью комментирования, вступительного слова
искусствоведа, режиссера, дирижера, встречей с актерами, которые делятся со
зрителями своими замыслами, размышляют о перспективах и о проделанной
творческой работе. Все чаще мы имеем дело не с обычной технической пере
дачей произведения искусства по другому (в данном случае техническому)
каналу связи, а с попыткой придать ему новые художественные аспекты. С
одной стороны, текст комментатора и его образ, а также властная
направленность телекамеры ослабляют активность субъекта восприятия. С
другой стороны, при соответствующей подготовке усиливается значение
воображения, фантазии, ассоциативного мышления важнейших составляющих
эстетического переживания, интерпретации и оценки произведения искусства. Сферой культурно-коммуникативных интерпретаций, приобретающих зачастую уже самостоятельный художественный статус, становится копия-репродукция и грамзапись музыкального и поэтического произведения. Дело не только в том, что искусство в современную переходную эпоху существует лишь благодаря копии, но рождается, как замечает А. Моль, новая форма подлинности. Такие копии, как открытка, репродукция, художественный альбом, приобретают самостоятельное культурно-художественное значение: и подобная само довлеющая жизнь копии явление абсолютно но вое, рожденное эпохой массовых тиражей. Немалое место в культуре занимают кино и телефильмы о творчестве художников, всевозможные композиции научно-художественного характера, наиболее удачные из них по учебной программе Центрального телевидения. Так, в связи с фильмом "Сикстинская мадонна" (1955, сценарий А. В наше время культура идет от слова к мысли. Массовые средства фактически контролируют всю культуру. Современный человек вырабатывает свою индивидуальную культуру под воздействием непрерывного потока возникающих перед его восприятием и сознанием компонентов культуры, отфильтрованных массовыми коммуникациями Созерцание как способ восприятия произведений искусства. Использование термина созерцания, как уже говорилось, применительно к
эстетическому познанию и процессу восприятия объекта связано с глубокой
традицией, в которой немало ценного. Немецкий искусствовед Вин Кельман
говорил о созерцании как о постижении красоты произведений искусства,
единства во многообразии, воплощенного, например, в знаменитой эллиптичной
линии. Созерцанию, по Вин Кельману, отвечают благородная простота и
спокойное величие как в позе, так и в выражении', что являлось
замечательной чертой греческих шедевров. Широко использует понятие
созерцания Гете. Он отличает термин «углубленное рассмотрение» от термина Погруженность в сложный мир художественного произведения, сосредоточение внимания именно на нем и его культурном контексте, освобождение от мешающих дан ному познавательному акту других устремлений и интересов связаны с таким атрибутивным свойством эстетического созерцания, как бескорыстие. В марксистской немецкой литературе подчеркивается, что в созерцании объективная реальность дана в форме восприятия или репродуцирования с помощью представления как единое явление, в котором еще не отличаются друг от друга единичное и всеобщее, существенное и несущественное, необходимое и случайное. Это происходит лишь в процессе рациональной переработки созерцаемого материала с помощью мышления. Взгляд, что созерцание схватывает только единичное, случайное, несущественное, справедливо оценивается как недиалектический. Созерцание есть необходимый компонент искусства. Что касается
собственно эстетического созерцания, то еще известный искусствовед Время от времени вскипает "антисозерцательная" волна. Говорят о
неизбежности кризиса созерцания, связывая этот процесс с темпами
современной жизни, распространением средств массовых коммуникаций,
репродукций и копий, а также с повышением роли "вещного искусства" в
окружающей, повседневной, бытовой, градостроительной среде. Рост
повседневного общения с "вещным искусством", удовлетворяя эстетическую
потребность человека в гармонической организации окружающей его предметно-
пространственной среды, одно временно в какой-то степени способствует
закреплению фрагментарного восприятия эстетического объекта,
противостоящего концертномузейному, сосредоточенно устойчивому и
почтительно-дистанционному его созерцанию. Навыки ускоренного, и Интеграция культуры и искусства- проблемы и пути их решения. Любая новая пространственно-предметная композиция, изменение ландшафта, а тем более активное строительство влияют на художественный облик здания, ансамбля, архитектурного комплекса. Изменяя близлежащую и более отдаленную среду, архитектурную и ландшафтную, мы вносим элементы нового истолкования произведения искусства. Эта интерпретация должна быть исторически обоснованной и эстетически выразительной, а в некоторых случаях художественно полноценной и органично включенной в наше время и современную пространственную среду. В силу этого деятельности по сох ранению памятников культуры и установлению их взаимосвязей с иными историческими ценностями и новой культурной средой должен предшествовать научный анализ всех возможных последствий вносимых нами новшеств. Соседство памятников старины и новых зданий не всегда бывает удачным. Особой значимостью в современной художественной культуре обладают переводы художественно-прозаических произведений на язык театра, кино, художественного телевидения (инсценировки, сценические варианты, переложения для сцены, композиции, драматические исследования и т. п., а также телефильмы, экранизации, кинороманы и т. п.). Одним из путей создания художественной интерпретации становится при этом акцентировка определенных тем, мотивов произведения-первоисточника. Список литературы. 1. «Вопросы философии» №7 1997г. 2. «Философия» В.П. Кохановский «Феникс» 2000г. 3. «Основы философии» В.Г. Горбачев М.; 1997г. 4. «Произведение искусства в мире художественной культуры» М.;1998г. 5. «Искусство и эстетика» Г.Н. Поспелов М.;1984 г. 6. К. Маркс и Ф. Энгельс «Об искусстве». М.;1983 7. Блок А. «Об искусстве». М.;1989 8. Гулыпа А.В. «Принцип эстетики» М.;1997
Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|