реферат, рефераты скачать
 

Использование библейских сюжетов в проектной деятельности учащихся старших классов средней школы (на примере немецкого языка)


Использование библейских сюжетов в проектной деятельности учащихся старших классов средней школы (на примере немецкого языка)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра романо-германских языков

и методики обучения

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИБЛЕЙСКИХ СЮЖЕТОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

СТАРШИХ КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ (НА ПРИМЕРЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА)"

Выполнила: студентка 5 курса 1 группы историко-филологического факультета

Баландина О.К.

Научный руководитель: к.ф.н. Гудкова Л.В.

Шуя – 2003 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение................................................................
.........................................

Глава 1 Проектная методика – актуальное направление в методике обучения в современной школе

1. Проект как одна из современных технологий обучения……………….

1. Сущность метода проектов…………………………………………….

2. Типология проектов…………………………………………………….

3. Роль учителя в проектной деятельности………………………………

4. Роль ученика в проектной деятельности………………………………

2. Специфика метода проектов в преподавании иностранного языка……

1.2.1 Цели и задачи проекта в обучении иностранного языка……………..

1.2.2 Преимущества метода проектов над традиционными способами в обучении иностранного языка……………………………………………….

Глава 2 Проектная деятельность в обучении и воспитании старшеклассников средствами немецкого языка на основе сюжетов из Библии

2.1 Соотношение тематики учебника с содержанием факультатива

«Библейские сюжеты в проектах»……………………………………………

2.2 Этапы работы над проектом………………………………………………

2.3 Тематическое планирование факультатива………………………………

2.3.1 Geschiehte ьber den verlorenen Sohn……………………………………

2.3.2 Geschichte ьber den Babylonturm………………………………………..

2.3.3 Geschichte ьber Talente……………………………………………………

2.3.4 Geschichte ьber Sдmann………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………….

Список используемой литературы…………………………………………

Приложение……………………………………………………………………

Введение

Миллионы людей во всем мире, особенно молодые люди, которые только начинают по-настоящему открывать для себя мир, в котором живут, сталкиваются с многочисленными, трудно объяснимыми, на их взгляд, явлениями, задают себе множество вопросов. Помочь подрастающему поколению найти ответы – задача любого общества, которое заинтересовано в своем развитии. Если обратиться к вопросам, столь актуальным для молодых людей, к их проблемам, то можно легко заметить, что эти вопросы и проблемы существуют всегда и, по всей видимости, относятся к разряду вечных.

Трудно найти людей, которые не спрашивают или не спрашивали бы себя
«Для чего я живу?», «Почему происходят войны?», «Почему родители не обращаются со мной так, как мне хочется?», «Каковы люди, проживающие в других странах? Чем они отличаются от меня?», «Как лучше устроить свое будущее: куда лучше пойти учиться, работать?» и т.д. Получить ответы на эти и многие другие подобные вопросы можно, использую различные источники.
Одним из наиболее достоверных и проверенных источников является Библия – книга, читаемая во всем мире.

Одна из основных целей этой работы – познакомить старшеклассников с великой Книгой Жизни, а точнее – со смыслом отдельных ее сюжетов, схожих в тематическом, лексическом и грамматическом плане с изучаемыми темами учебника немецкого языка для 10-11 классов.

Данный материал предполагается преподнести на факультативных уроках немецкого языка в виде проектов – одного из современных и эффективных методов обучения.

К основным задачам, реализуемым в работе, относятся:

1. Изучение метода проектов, который является основой предполагаемого факультатива.

2. Разработка самого факультатива, а именно: тематики и содержания проекта; отбор притч.

Создание для школы факультатива, сочетающего темы учебника и библейские притчи, проводится впервые. Данная проектная форма работы дает учащимся возможность поразмышлять над вечными проблемами человечества, а также является хорошим средством для обучения, развития и воспитания учащихся.

Глава 1 Проектная методика – актуальное направление в теории обучения в современной школе.

1.1 Проект как одна из современных технологий обучения.

Современный этап развития образования в России можно назвать переходным от традиционного, авторитарного обучения, знание центристского типа к личностно-ориентированному подходу, отражающему концепцию гуманистической педагогики, культуросообразному типу обучения.

Основной акцент в системе образования делается на интеллектуальной и нравственное развитие личности, что предполагает необходимость формирования критического мышления, умения работать с информацией.

Поворот к новому подходу в обучении связан с новыми общественно- экономическими условиями и с новыми задачами в системе образования: современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности как нравственной характеристики личности. А также необходимость организовать учебный процесс таким образом, чтобы максимально учесть возможности развития личности ребенка, его интересы, потребности, устремления.

В такой педагогической теории обучения ученик становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познающий характер.

Переход на новый метод обучения в современной школе обуславливается необходимостью применения новых технологий обучения.[13]

Среди разнообразия технологий, адекватной поставленным целям, является проектная методика. Поскольку проект легко вписывается в учебный процесс, не затрагивая содержания обучения, определенного Государственным
Образовательным Стандартом, метод проектов, гуманистический по своей сути, обеспечивает интеллектуальной и нравственное развитие детей наряду с успешным усвоением учебного материала.

Использование проекта позволяет расширить профессиональный инструментарий современного учителя продуктивным методом обучения. Именно поэтому обращение к интерактивной методике, в рамках которой можно рассматривать и метод проектов, представляется сегодня достаточно современным. [3]

Такие известные педагоги, как М.Ю. Амонашвили, В.В. Давыдов, В.Ю.
Сухомлинский, П.И. Лиймете стремились организовать учебный процесс таким образом, чтобы максимально учесть возможности развития личности ребенка, его интересы, потребности, устремления. Метод проектов как одно из эффективнейших средств современной педагогики позволяет решить данные задачи.

1.1.1. Сущность метода проектов понятие проекта предполагает разработку замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта, изделия и т.д. при этом имеется в виду разработка не только главной идеи, но и условий ее реализации (сметы, материалов, условий эксплуатации).

Метод – дидактическая категория; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельностью; путь познания, способ организации процесса познания.

Если говорить о методе проектов, то следует понимать способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы. Разработка должна завершиться реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положены: идея, составляющая суть понятия проект; его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из различных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.

Метод проектов предполагает использование различных проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на практический результат и разработку проблемы целостно с учетом различных факторов и условий ее решения и реализации результатов. [20]

1.1.2. Типология проектов

Выделяют следующие типологические признаки проектов:

1) доминирующий в проекте метод или вид деятельности: исследовательский, творческий, ролево-игровой, информационный, практико-ориентированный;

2) Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания) и межпредметный проект;

3) Характер координации проекта: с открытой, явной координацией

(непосредственный) и со скрытой координацией (неявный, имитирующий участника проекта);

4) Характер контактов (среди участников одной школы, одного класса, города, региона, одной страны, разных стран мира): внутренний, региональный, международный;

5) Количество участников проекта (личностные, парные, групповые);

6) Продолжительность проекта (краткосрочный, средней продолжительности: один-два месяца, долгосрочный: до года).

В соответствии с признаком доминирующего в проекте метода можно обозначить следующие типы проектов: исследовательские, творческие, ролево- игровые, информационные, практико-ориентированные. Рассмотрим каждый из перечисленных проектов подробно.

Исследовательские проекты. Требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Такие проекты приближены к научному исследованию. Они содержат аргументацию актуальности принятой для исследования темы, обозначения задач и методов исследования, указание источников информации.
При выполнении заданий исследовательских проектов, участники проекта выдвигают различные гипотезы решения обозначенной проблемы, определяют пути ее решения. Итогом исследовательской работы является обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов.

Содержание проекта, его сложность должны соответствовать уровню языковой подготовки школьников определенного типа обучения.

Творческие проекты. Предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Каждый из задействованных в проекте выполняет ту часть творческого задания, которая соответствует его интересам. Результаты проекта могут быть представлены в написании газеты, сочинения, в видеофильме, в драматизации и т.д.

Ролево-игровые проекты. Участники проекта принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения.

Информационные проекты. Направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении. Участники проекта изучают найденную информацию, анализируют ее, выделяют факты, которые и являются результатом заданий.
Информационные проекты требуют продуманной структуры, корорая складывается из цели проекта, предмета информационного поиска, источника информации, способа обработки информации, представления результата информационного поиска, презентации.

Практико-ориентированные проекты. Отличаются четко обозначенным результатом деятельности его участников, который ориентирован на их социальные интересы.

Результатом проведения таких проектов может стать создание документа на основе полученных результатов исследования по экологии, биологии, географии; сбор справочного материала, составление словаря, например, обиходной школьной лексики; создание дизайна дома и т.д. Практико- ориентированный проект требует хорошо продуманной структуры, четкого определения деятельности каждого из участников. Важно поэтапное обсуждение и корректировка совместных и индивидуальных усилий в презентации полученных результатов.

Монопроекты. Как правило, проводятся в рамках одного учебного предмета с использованием знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Подобный проект требует разработки тщательной структуризации по урокам, а также четкого обозначения целей, задач и тех знаний, умений, предположительно которые ученики должны приобрести в ходе выполнения заданий проекта. Необходимо спланировать логику работы на каждом уроке по группам, форму презентации.

Межпредметные проекты. Как правило выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а также достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную проблему.

Проекты с открытой, явной координацией. В таких проектах участвует координатор, который направляет деятельность других участников проекта, организует отдельные этапы проекта или деятельность отдельных участников.
Например, в обязанности координатора может входить договор о встрече в каком-то официальном учреждении или о проведении анкетирования.

Проекты со скрытой координацией. В данном случае координатор является одним из участников проекта. Например, в проекте, целью которого является проведение исследовательской работы, участвует специалист по той области работы, по которой и проводится данная исследовательская работа. Он помогает глубже «проникнуть» в стоящую перед участниками проекта проблему и полнее раскрыть ее.

Внутренние, или региональные, проекты. Это проекты, организуемые или внутри одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные, или между школами, классами внутри региона, одной страны.

Международные проекты. Участниками проекта являются представители разных стран.

По количеству участников проектов можно выделить проекты: личностные, проходящие между двумя партнерами из разных школ, регионов, стран; парные, организуемые между парами участников и групповые, создаваемые между группами.

По продолжительности проведения проекты могут быть краткосрочными, направленными на решение небольшой проблемы или части более значимой проблемы; средней продолжительности, проходящие в течении одного-двух месяцев и долгосрочные, рассчитанные на проведение в течении года.

На уроках по отдельному предмету чаще всего проводятся краткосрочные проекты, иногда с привлечением знаний из других учебных дисциплин. Проекты средней продолжительности и долгосрочные являются междисциплинарными и содержат достаточно значимую проблему или несколько взаимосвязанных проблем.

В реальной практике чаще приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки нескольких видов проектов (например, сочетание исследовательского и творческого проектов). Такие проекты имеют тот или иной вид координации, различные сроки исполнения, этапность, количество участников различное. [7, 20,21]

1.1.3. Роль учителя в проектной деятельности.

В проектной методике роль учителя значительно сложнее, чем при традиционном обучении. В основу учебно-воспитательного процесса положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя сводится к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность. Создается ситуация, в которой ученик учится сам, а учитель осуществляет всестороннее управление его учением. [3]

На разных этапах выполнения заданий проекта роль учителя различна. Из инициатора проведения проекта учитель превращается в источника информации, консультанта, помощника и порой даже наблюдателя. [4]

Перед использованием проекта в обучении учитель должен все тщательно продумать, разработать, просчитать. Если предполагается, что учащиеся сами формируют проблемы, то учитель должен спрогнозировать несколько возможных вариантов. Учащиеся могут назвать некоторые из них, к другим учитель подводит ребят наводящими вопросами, ситуациями. Учитель должен четко определить учебные задачи для учащихся, подобрать необходимый материал или дать рекомендации школьникам, где его можно найти. Учителю необходимо продумать, какую помощь он может оказать ученикам, не предлагая готовых решений. Учителю желательно спланировать всю серию уроков, на которых предполагается выполнение заданий проекта. Важно также прослеживать деятельность каждого ученика на всех этапах работы над проектом. Характер внешней оценки со стороны учителя зависит от типа проекта и его темы; а также от условий проведения. Исследовательский проект включает этапность проведения, причем успех всего проекта зависит от правильно организованной работы на этапах.

Поэтому необходимо отслеживать деятельность учащихся поэтапно, оценивая шаг за шагом. При этом не обязательно оценивать деятельность учащихся отметками, можно использовать разнообразные формы поощрения, включая самое обычное: « Все правильно» или «надо бы еще подумать». (“Alles ist richtig”,
“Interessant”, “Du solltest dir vielleicht anders ьberlegen”). В ролево- игровых проектах, предполагающих соревновательный характер, учитель при оценке результатов может использовать балльную систему. В творческих проектах трудно оценить промежуточные результаты. Тем не менее учителю необходимо отслеживать работу, чтобы вовремя придти на помощь, если она потребуется. Главная задача учителя состоит в передаче способов работы, а не конкретных знаний, то есть акцент делается не на преподавание, а на учение. [20,25]

Основной отличительный момент в роли учителя в проектной методике от традиционных уроков заключается в том, что хотя учитель очень тщательно подготавливается к применению проекта в обучении, в ходе выполнения учащимися заданий проекта, он выступает в роли наблюдателя и координатора.
Тогда как на традиционных уроках учитель в большей степени чем учащиеся задействован в учебном процессе.

5. Роль ученика в проектной деятельности.

В ходе выполнения проектных заданий учащийся оказывается вовлеченным в активный творческий познавательный процесс на основе методики сотрудничества. Он погружен в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект.

В ходе выполнения проектных заданий, каждый из учеников является участником одной из творческих групп. Группы формируются с учетом интересов и потребностей учащихся.

Группа выбирает одно задание, но при его выполнении возможно распределение ролей. В процессе выполнения проекта учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый ученик включается в поиск новой информации, в «добывание» знаний. А это огромный стимул к активному усвоению знаний.

Овладевая культурой выполнения проектных заданий, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы. Работая над проектом, школьники учатся работать в команде, ответственно относится к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей. [4]

И более того, в процессе совместного выполнения заданий, учащийся видит, что по каждой существует не одна (собственно его), а несколько точек зрения и совсем необязательно, что его вариант решения проблемы единственно правильный и лучший. Ребенок учится самостоятельно анализировать, сравнивать и оспаривать другие точки зрения, доказывать свое видение решения данной проблемы. Ученик готов спорить со своими товарищами, т.к. положение сверстников одинаковое. В результате спора он осознает, что есть и другие способы решения поставленной задачи, что его товарищи тоже могут быть правы. Со временем школьник начинает контролировать самого себя, искать другие варианты действия.

Умение сопоставлять, анализировать и прогнозировать влияет на формирование самостоятельности и овладение способами самообразования.

В ходе выполнения проектных заданий учащиеся успешно усваивают учебный материал, а также развиваются в интеллектуальном плане. У учеников формируются такие качества личности, как самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг другу. [6,13]

1.2. Специфика методов проектов в преподавании иностранного языка.

Специфика использования проектной методики на уроках иностранного языка вытекает из специфики самого предмета и из целей и задач, стоящих перед учителем.

Как известно, огромное влияние на развитие языка какого-либо народа оказывает его культура. Поэтому, выбирая темы для школьных учебников и для проектной деятельности, авторы учебников и учителя школ отдают предпочтение тем темам, которые содержат интересный и ценный для учащихся культурный, исторический материал о стране изучаемого языка.

В школьной практике при проведении проектной деятельности на уроках иностранного языка также часто выбирают темы, содержащие общечеловеческие фундаментальные проблемы. Эти темы дают школьникам возможность задуматься о явлениях и событиях, имеющих отношение к многим народам, позволяют приблизить учащихся к другим культурам, воспитывают в духе толерантности.

Еще одной отличительной чертой проекта по иностранному языку является активное использование средств изучаемого иностранного языка. Это выражается в том, что учащиеся знакомятся с текстами и выполняют задания на иностранном языке, попутно повторяя уже пройденный и усваивая новый лексический и грамматический материал. Конечный продукт проектной деятельности представлен также на изучаемом иностранном языке.

1.2.1. Цели и задачи проекта в обучении иностранного языка.

Основной целью использования метода проектов в обучении иностранному языку является возможность в овладении учащимися: коммуникативной компетенцией, т.е. практическому овладению иностранным языком. Выполняя задания проекта , школьники знакомятся с особенностями культуры изучаемого языка, с особенностями функционирования языка в рамках определенной культуры и тем самым реализуют еще одну немаловажную цель в обучении иностранному языку – формирование страноведческой компетенции.

Учитывая то, что при выборе темы проекта и составлении упражнений отбирается специальный материал, представляющий ценность в страноведческом, лексическом, грамматическом плане, можно судить о задачах, реализуемых учащимися в ходе выполнения заданий проекта. Прежде всего это изучение нового лексического и грамматического материала, повторение уже пройденного.

Выполняя задания проекта, учащиеся получают возможность практически применить знания по иностранному языку. Школьники сами находят недостающую, на их взгляд, информацию, содержащую ценный страноведческий, лексический, грамматический материал, используя для этих целей не только материал учебника, но и другие источники информации.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.