реферат, рефераты скачать
 

Историко-культурные достопримечательности Рязанской области


В 1658 году над епископскими палатами надстроили второй этаж. В это же время в церкви Иоанна Предтечи появились два новых портала: в трапезную, очевидно, переделанный из другого, возведенного Ершовым, и портал с верхней площадки лестницы на паперть церкви, которую теперь застроили.

В 1692 году Григорий Леонтьев сын Мазухин, костромич, «подрядился у преосвященного строить и строил каменные палаты сверх крестовой и келей». Теперь, надстроив уже третий этаж над епископскими палатами, Григорий Мазухин объединил церковь и палаты в один длинный высокий корпус равной высоты.

Реставрационными работами удалось восстановить некоторые элементы древней внутренней отделки: портал в западную палату третьего этажа, характерный для конца ХVII века, и камин, окно в «Золотой палате».

Таков в общих чертах комплекс построек Архиерейского двора, который дошел до нас со значительными утратами каменных сооружений.

1.1.6.  Церковь Святого Духа

За епископским двором, ниже по склону кремлевского холма, стоит единственная сохранившаяся постройка расположенного здесь Духовского монастыря, основанного в ХV веке- церковь святого Духа (1642 год).

Церковь святого Духа- замечательный памятник искусства. Ее два шатра, смело вздымающиеся вверх из сочных, необычайно выразительных в своей пластике кокошников над карнизом.

Тонкая профилировка карнизов, гурты шатров и прикрывающие их грани звезды, тонкий и изящный рисунок декора четверика на южном и северном его фасадах- все свидетельствует и о незаурядности самого замысла, и от тщательности его выполнения (церковь реставрирована в последние годы). Строил церковь мастер из Согалича Василий Харитонов сын Зубов.

В церкви Святого Духа Переяславля - Рязанского возродился снова один из древнейших планировочных приемов архитектуры края - прием поперечной исправленности пространства. В ее многошатровой предшественнице - церкви Дивной на Угличе - план имеет еще продольную исправленность, поскольку приделы отделены стенами. Следует отметить еще сужение храма кверху, за счет наклона внутрь угловых лопаток, благодаря чему церковь кажется удивительно стройной и вместе с тем монументальной.

Василий Зубов и сам сознавал зодчим выдающимся - он надписал на камне свидетельство о своем авторств церкви Святого Духа и заложил этот камень над ее порталом (Рязань, Краеведческий музей). Часть этого камня была недавно найдена, а полная его надпись гласила: «Лета 7150 совершена бысть сия церковь при архиепископе Моисеи Рязанском, при игумене Севастьяне. А мастер был Соли Галицкой Василий Харитонов сын Зубов».

В настоящее время в храме находится научная библиотека историко-архитектурного музея-заповедника. Сохранилась фотография 1918-1920 годов с изображением красноармейцев, которые выносят из храма иконы иконостаса. По рассказам старожилов, деревянные иконы использовались для изготовления ящиков.


1.1.7. Колокольня

Своеобразным апофеозом архитектуры классицизма в Рязани явилась колокольня Успенского собора, построенная с западной его стороны (там, где была древняя Глебовская башня крепости) еще одним петербургским архитектором - Н.И. Воронихиным в 1840 году.

Колокольня Рязанского Кремля - замечательное произведение искусства. В ней удивительно уже то, что, хотя она строилась, как средневековые соборы, в течение жизни нескольких поколений, ее общая композиция сохранила единство и цельность выражения. Исключительно велико ее градостроительное значение, которое сравнимо со значением колокольни Ивана Великого для Москвы или построек Коробова и Захарова для Петербурга. В постановке и композиционном построении колокольни сказались великие архитектурные традиции древней Руси. На основе этих же традиций сооружена колокольня Рождественского монастыря Суздаля, выстроенная в память Отечественной войне 1812 года.

 Рязанская колокольня выкрашена как и собор в красный и белый цвета, что еще более подчеркивает их связь. Судя по прекрасному силуэту, умело найденному соотношению с собором и хорошо прорисованным деталям, проект колокольни принадлежит опытному зодчему. Ее нижний ярус выдержан в тосканском ордере. Сквозь арку, находящуюся в центре яруса, виден портал собора. На срезанных углах пилонов этого яруса помещены полукруглые ниши, предназначавшиеся для скульптуры. Они увенчаны легкими сандриками - фронтончиками. Второй ярус обработан спаренными коринфскими колоннами и представляет собой в плане квадрат, в то время как два верхних яруса являются цилиндрами. Они также украшены коринфскими колоннами. Скульптуры ангелов в третьем ярусе дополняют пластическое убранство колокольни. Отлично найдены пропорции шпиля, который был позолочен во время последних реставрационных работ, после чего «петербургский» стиль колокольни стал особенно ощутим.


1.1.8. Спасский монастырь

Богоявленская Церковь

Богоявленская церковь Спасского монастыря возведена около 1647 г. (известно, что в 1647 г. В ней был устроен Покровский придел). Это очень эффектное и красивое здание, в котором зрительно противопоставлены две четкие геометрические формы: куб четверика церкви и восьмигранная пирамида ее колокольни. Контрастность сочетания пирамиды шатра колокольни с кубом воспринимается здесь особенно остро потому, что пирамидальность шатра подчеркнута его относительно небольшой высотой, а кубичность - отсутствием рядов кокошников на ее кровле и изысканной утонченностью ее глав (сами главы относятся к I- ой пол. ХVIII в.)

Остроту этого контраста выявляет и усиливает и целый ряд других контрастных сочетаний, смело задуманных и искусно выполненных зодчим: массивного, тяжелого, как бы литого четверика церкви и тонких, изящных, как бы фарфоровых барабанов ее главок с изысканным, ювелирным кружевом декора; ажурной, полной воздуха аркады звона колокольни и нависшей на ней тяжелой громады шатра; легких, почти не вступающих из тела шатра гуртов и тяжелых, пластично трактованных его слухов и т.д.

Смелые контрасты в противопоставлении частей здания, ювелирность отделки, тонко прорисованные детали роднят эту церковь с церковью св. Духа, построенной почти в тоже время. Вместе с тем известно, что в том же 1647 г. Василий Зубов надстраивал верх Архангельского собора, поврежденного пожаром. Здесь им также был использован прием завершения здания четырехскатной кровлей над рядом ложных закомар, превращенных в своеобразный развитой карниз стены. Не Василий ли Зубов строил и Богоявленскую церковь Спасского монастыря? Если это так, то он предстает перед нами как один из талантливейших и крупнейших архитекторов Московского государства того времени.


1.1.9. Спасо-Преображенский Собор

Несколько южнее Богоявленской церкви стоит Спасо-Преображенский собор, построенный на рубеже ХVIII в. (закончен в 1702 г.)

Если епископские палаты, а отчасти и Богоявленская церковь отмечали собой зарождение черт нового стиля в русской архитектуре II- ой половины ХVII в., то Спасо-Преображенский собор характерен как памятник последних этапов его развития. Грандиозное здание отличается некоторой грузностью форм, предвещающей барокко. Его четырехскатная кровля- здесь уже установившаяся законченная архитектурная форма. Пучки колонн на углах почти лишены экспрессии нарышкинского стиля, и, скорее, способствуют впечатлению массивности самой стены. В украшении окон использованы, однако, характерные для нарышкинского стиля наличники, с их вычурным рисунком, и даже цветные, поливные изразцы, особенно в алтарной части. Центральное пространство собора перекрыто одним сводом, без столбов. Это один из самых больших сомкнутых сводов того времени (пролет 13 м. ) из числа тех, на которых поставлены главы.

В этом храме находится старинный иконостас, сделанный в 1702 году, который в 1800 году был отреставрирован. Кроме того, в храме находится очень чтимая икона- снимок с Тихвинской иконы Богоматери, написана она в 1749 году.

На колокольне монастыря очень звонкие колокола; из них самый звонкий слит в 1647 году коломенским епископом Рафаилом и сыном его архимандритом Спасского монастыря Боголепом.

Во владениях монастыря имелись определяемые царскими указами вотчины, благодаря которым существовала обитель. В 1764 г. все вотчины монастыря были отобраны, но он наделялся мельницей, лесными и земельными угодьями, сдаваемыми в аренду разным пользователям. Эти доходы служили для поддержания монастырских строений, церквей и братии.

После 1917 г. монастырь закрыт, а храмы и постройки вошли в историко-архитектурный музей- заповедник.


1.1.10.                    Музей – Заповедник

В 1995 году Указом Президента Российской Федерации, по представлению Государственного экспертного совета при Президенте Российской Федерации по особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, Рязанский историко-архитектурный музей- заповедник включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Музей-заповедник расположен на территории Кремля, где когда-то находился г. Переяславль, с XIV в. Столица Рязанского Княжества. Включает в себя 18 памятников истории и архитектуры. Колокольня, Успенский собор, Дворец Олега, комплекс гражданских зданий XVII в. Создают неповторимое лицо Кремля. Фондовые коллекции насчитывают более 200 тысяч единиц хранения. Коллекции по древнерусскому искусству и этнографии составляют гордость музея. Клады золотых и серебряных женских украшений домонгольского периода, найденные при раскопках городища Старой Рязани - первой столицы Рязанского княжества - уникальны. Немного из истории комплектования этого музейного собрания.

С 1 по 23 ноября 1918 г. происходила передача музея архивной комиссии. В приемочных описях значится 4387 предметов. Это количество музейных предметов и стало исходной базой существующего фонда.

В первое же заседание в музей был сделан первый вклад. Из воспоминаний правителя дел РУАК: «В этом заседании было прочитано заранее написанное заявление А.А. Марина, по поводу принесенного им в дар будущему Рязанскому музею древней иконы». В первые дни существования комиссии, 25 июня 1884 г. совершена была ее членами первая пробная археологическая экскурсия на раскопки Клишинских курганов. На 4-ом заседании, 13 ноября 1885 г., отмечено: «До сего времени раскопаны 4 кургана. Найденные в могилах костяки и различные вещи положили собою основание коллекции доисторических древностей».

За первый год были сделаны предварительные изыскания в Старой Рязани и осмотрены в г. Касимове магометанские гробницы, произведены раскопки в г. Михайлове. Их отчета за 1908 г.: «Археологические исследования были произведены в двух местах - близ с. Шилово Спасского уезда в имении В.В. Полушина «Кулаково», на городище Старой Рязани».

За время работы РУАК, с момента создания музея в 1884 г. до 1915 г., около 500 человек пожертвовали разнообразные предметы, ставшие музейными ценностями. Это и дворяне, и купцы, и представители духовенства, и мещане.

 Передавали в музей и целые коллекции. Некоторые из них легли в основу создающихся в музее отделов. Так, основанием нумизматического собрания послужила коллекция древнерусских и иностранных монет, пожертвованных в 1886 г. А.В. Селивановым. В 1889 г. музей обогатился пожертвованием В.А. Городцова - значительной коллекцией орудий каменного века, в 1897 г. князя К.С. Волконского - образцы крепостных работ в хозяйстве С.Н. Колобовой.

Отмечены, как «заслуживающие внимания» следующие пожертвованные вещи: 1886 г. - холщовый антиминс 1741 г. с напечатанной надписью внизу: «Повелением Благочестивейшего, Самодержавнейшего Великого Государя нашего Иоанна Антоновича всея Руси». 5 сентября 1888 г. - черумная шапка и поле-вириги, который носил крестьянин Авдеев - от графа Г.Д. Толстого, 24 октября 1901 г. - чугунный снимок с кисти руки Петра I.

В заключение можно сделать вывод. Что создание музейного фонда к 1918 г. - это результат кропотливой работы поиска и действия форм комплектования, найденных членами РУАК и отмеченных выше. Переданные ими 4387 музейных предмета - исходная база рязанского историко-архитектурного музея-заповедника.


1.1.      Рязанский областной художественный музей


Рязанский областной художественный музей имени И.П. Пожалостина – один из старейших музеев России. Рождение музея связано с именем известного гравера Ивана Петровича Пожалостина, профессора Петербургской Академии художеств. Коллекция музея включает в себя свыше десяти тысяч подлинных произведений отечественных и западноевропейских мастеров XV-XX веков разных видов и жанров искусства.

Произведением искусства является и здание музея – памятник архитектуры русского классицизма конца XVIII – начала XIX века, школы выдающегося зодчего Матвея Казакова.

От древнерусских икон до произведений мастеров начала XX века представляет экспозиция русского искусства. Анфилада просторных залов ведет к полотнам В. Тропинина и А. Венецианова, пейзажистам И. Айвазовского, А. Саврасова, И. Левитана, портретам В. Перова, И. Репина, скульптурам С. Коненкова.

Музей располагает коллекцией картин, рисунков, гравюр и произведений прикладного искусства мастеров Западной Европы XVI-XX веков

В залах декоративно-прикладного искусства экспонируется мебель, керамика, стекло, фарфор разных заводов XVIII-XX веков.

Красочный мир народного искусства оживает в работах мастеров художественных промыслов, в том числе рязанских: в скопинской керамике, михайловском кружеве, сапожковском ткачестве, кадомской вышивке.

Музей имеет отделы – Детскую картинную галерею в Рязани, Дом-музей И.П. Пожалостина в курортном районе Рязани – Солотче, картинную галерею "Виктор Иванов и земля Рязанская". [4]


1.2.      Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник

Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник – самый крупный и старейший музей региона. Он был основан в 1884 году губернской ученой архивной комиссией. У истоков музея стояли видные деятели отечественной культуры А.В. Селиванов, С.Д. Яхонтов и другие. С начала XX века музей располагается на территории Рязанского кремля, во Дворце Олега. В 1968 году краеведческий музей преобразовывается в историко-архитектурный музей-заповедник. В его состав входит территория Рязанского кремля с ансамблем историко-архитектурных памятников XII-XIX веков и расположенное в 65 км от Рязани городище Старая Рязань – место, где стояла древняя столица Рязанского княжества, разрушенная монголо-татарами. В числе памятников кремля – древнейшие оборонительные сооружения Переяславля-Рязанского, уникальный ансамбль гражданских построек XVII века, величественный Успенский собор.

Музей имеет богатые коллекции – древнерусского искусства, археологическую, этнографическую: художественно-декоративное шитье, живопись, скульптуру, мелкую пластику, уникальные старорязанские клады домонгольского периода, народные костюмы, изделия традиционных промыслов.

В 1995 году музей-заповедник был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.

Экспозиции открыты в пяти отреставрированных памятниках кремля. Можно посмотреть экспозиции и выставки по истории, древнерусскому искусству. "По обычаю дедову" (быт и праздники русского народа), "Российское воинство", музей природы, музей-театр (динамическая экспозиция) с демонстрацией спектакля "Слово буковное"

В летнее время в благоприятную погоду открыты для просмотра Успенский собор и обзорная площадка колокольни (высота – 35 см). В Христорождественском и Успенском соборах кремля проходят богослужения (в Успенском – в летний период).

Доступ на территорию кремля – свободный.

Музей проводит ежегодные праздники: в декабре (суббота 2-й декады) – военно-исторический фестиваль "Труба, зовущая на рать", в июле (первое воскресенье) – благотворительный праздник "Летний день в кремле" (день открытых дверей музея, все экспозиции и выставки работают бесплатно).

Сотрудники музея помогут организовать туристические программы по городу и области, включающие экскурсии на городище Старая Рязань (65 км от Рязани), в Солотчинский монастырь XVI века (20 км от Рязани), обзорную по Рязани и др.[5]

2.                Город Касимов


Город в Рязанской области. Основан Юрием Долгоруким около 1152 г. на берегу Оки. До 1471 г. назывался Городец-Мещёрский.

В последствии центр зависимого от Москвы Касимовского ханства, после - купеческий город.

Два музея - краеведческий и этнографии касимовских татар, интересная старинная застройка центральных улиц города, несколько старинных церквей, мечеть с минаретом XV века, два текие-мавзолея. Очень красив вид на город с минарета. [6]

Есть в Касимове и музей самоваров. Он открылся недавно (16 сентября 2007 года) и о нём нет упоминания в путеводителях. Это частная коллекция – вторая по величине в стране (и, наверное, в мире). В экспозиции музея 548 (!) самоваров, а вся коллекция насчитывает чуть больше тысячи! У нас в стране долгое время был только один музей самоваров в Туле. И вот их стало два; причём касимовская коллекция богаче тульской. Кстати, в мире есть ещё один музей самоваров: где – догадаться очень сложно. В Иране! Хозяин касимовской коллекции Михаил Петрович имеет ещё одну – колокольчиков, и планирует открыть очередной музей! Надобно отметить, что касимовские колокольчики славились на Руси наравне с валдайскими.[7]

Во многом облик старого Касимова обязан талантливому архитектору Ивану Сергеевичу Гагину.

К сожалению, здания без должной реставрации разрушаются. Во многом это связано и с тем, что город стоит на оврагах, чьи склоны изобилуют родниками.

2.1 Касимовский краеведческий музей


Один из старейших музеев Рязанского края. Начало ему положила коллекция мебели, живописи из имения князей Голициных, дворян Олениных в 1919 году, а также коллекция крестьянской одежды и бытовой утвари. В 1998 году музей расширяет свои площади и имеет два здания:- бывший дом купцов 1-ой гильдии Алянчиковых (памятник архитектуры 19 века),- татарская мечеть с минаретом (памятник архитектуры 15-19 века)

В 2002 году в новом здании открывается новая стационарная экспозиция "История Касимовского края с древнейших времен", которая занимает весь второй этаж здания и раскрывает многовековыю историю провинции, где на протяжении столетий мирно проживают люди разных национальностей и вероисповеданий.

Основу экспозиции составляют коллекции русской и татарской этнографии, археологии, живописи, деревянной полихромной скульптуры 17-19 веков, поддужных колокольчиков 17-19 веков, самоваров и др. отражен мир дворянских усадеб Голициных, Баташовых, Олениных (потомков резидента Академии художеств в Петербурге А.Н.Оленина) Основной фонд музея насчитывает около 40 000 ед. хранения. Собрание основного фонда состоит из ряда коллекций, большая часть которых носит краеведческий характер. Касимовский краеведческий музей входит в систему музеев Рязанской области.

Музей включен в туристические маршруты по р. Оке, а также входит в Объединение музеев Нижней Оки - "Окландия" - это 9 музеев Владимирской, Нижегородской, Рязанской областей. [8]

Отдел экспозиции "Этнография касимовских татар" расположен в здании музея на пл. Победы, 8 (татарская мечеть).

Здесь можно познакомиться с социально-бытовой стороной жизни касимовских татар. Увидеть одежду, головные уборы женщин и мужчин, сапоги - ичиги, выполненые из цветной кожи умелыми мастерами. Украшения - изделия ювелиров, которые оформлялись малахитом, бирюзой, яшмой, ажурными бляхами с подвесками из монет.

Один из залов посвящен истории религии татар. Экспонаты погружают посетителей в то время и воссоздают картину совершения намаза: рукописный коран, четки, намазлык (молитвенный коврик), шамаили, кумганы и полотенца, чапан - халат, который носили мужчины до 19 века (а потом служил как ритуальный) и многое другое.

Можно подняться на минарет и полюбоваться на город с высоты птичьего полета.

Также проводятся экскурсии в текие Шах-Али-Хана.[9]


2.2. Текие Шах-Али-Хана

Старая татарская мечеть на площади (там – этнография касимовских татар) была построена в 1467 (!) году ещё при первом хане Касиме. От той постройки ныне сохранился только минарет и основание мечети. Сама мечеть к ХVIII веку сильно обветшала и была разобрана. В 1768 году, отреагировав на прошение, Екатерина II повелела указом «построить в том городе татарам для молитвы их мечеть…» и на старом основании вытроили новую одноэтажную.

Высокая круглая башня-минарет, выложенная из грубо отёсанных камней, имеет наверху открытую площадку, откуда открывается красивая панорама Касимова.

Для посетителей его открывают только в тёплое время года (после 9 мая) после просушки.

В городе сохранились две гробницы (текие), также называемые мавзолеями, замечательные своей древностью.

Гробница Шах-Али хана датируется 1555 годом и располагается в непосредственной близости от мечети. Шах-Али тоже был помощником Ивана Грозного и участвовал в походе на Казань. В 1552 году он женился на

Суимбеке (Сююм-Бике), вдове Казанского хана Сафы-Гирея. По преданиям Суимбека была женщиной умной и необычайно красивой (а говорят, что так не бывает!). В Казани она пользовалась любовью и известностью. Шах-Али же был толстым и некрасивой внешности, но обладал силой характера и благородством души. Этот брак был заключён по политическим соображениям и в нём был заинтересован Иван Грозный. Может это обстоятельство повлияло на то, что супруги не любили друг друга. Существует легенда, что Суимбека пыталась отравить Шах-Али, подарив ему рубашку своей работы и хлеб. Но тот, заранее предупреждённый о злых намерениях супруги, велел надеть рубашку на преступника, а хлеб бросить собаке – на его глазах преступник умер, а собака околела. Шах-Али остался жив, а Суимбеке пришлось томиться во дворце касимовского царя. Умер Шах-Али в 1567 году и был похоронен в усыпальнице, которую заранее для себя отстроил. Помимо Шах-Али там захоронены его любимая жена Булак-Шад и ближайшие родственники. Одна плита – безымянная; по преданию хан, похоронив Суимбеку, не велел писать на надгробии её имя, чтобы оно стёрлось из памяти потомков.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.