реферат, рефераты скачать
 

Историко-культурные достопримечательности Рязанской области


Вторая гробница Авган-Мухаммед-султана, сына хивинского хана, построена в 1648 году на Старопосадском кладбище на восточной окраине Касимова. [10]


3.                Поселок Гусь-Железный

Гусь-Железный насчитывает 2,7 тыс. жителей. Основан в конце XVIII в. заводчиком Андреем Родионовичем Баташовым. В свое время он был районным центром. В нем с давних пор существовал железоделательный завод Баташовых, один из девяти заводов, которыми владели в Мещере братья Андрей и Иван Баташовы. С именем владельца этого завода Андрея Баташова связано много мрачных легенд. Народная молва приписывает ему немало преступных деяний. Богач, низко заискивающий перед сильными мира сего, он был самодуром со своими подчиненными, беспощадно угнетал, унижал слабых. Он мог отобрать имущество, а то и крестьян у мелкопоместного дворянина, принудить к сожительству чужую жену, просто уничтожить непокорного человека. Про него говорят, что он привлекал к себе беглых каторжан и создавал из них шайки отпетых головорезов, которые могли ограбить и убить на дороге и купца, и простолюдина. От правительственных чиновников, расследовавших, эти преступления, он отделывался большими подачками. Нравы и поступки Андрея Баташова "унаследовала" его внучатая сноха Зинаида Баташова, прозванная в народе Баташихой. Во время Октябрьской революции Баташиха понесла суровое наказание. [11]

В поселке находится белокаменный Троицкий собор, построенный в первой половине XIX века в редком стиле неоготики. Авторство точно не установлено, иногда приписывается В. И. Баженову. [12]

В поселке большая средняя школа, больница, детский санаторий, Дом культуры, при котором работают три музыкально-хореографических ансамбля, которые носят звания Народных. [13]

На месте Баташовского завода ныне действует завод по изготовлению слесарного инструмента, а в главном здании бывшего поместья расположен известныйв стране детский санаторий.

Поселок Гусь-Железный, наверное, самый "мещерский" поселок в Рязанской области. Он кругом в хвойных и смешанных лесах, в которых произрастает много грибов и ягод. Местный пищекомбинат имеет свои грибоварни и пункты по приему и переработке даров леса. В недавнем прошлом гусевские мастера делали речные суда, называвшиеся "гусянами".[14]

 

3.1.         Троицкий собор


Это то, что увидеть поистине удивительно. Своей несоразмерностью он опережает даже Крестовоздвиженский собор Николаевского монастыря в Верхотурье. Пожалуй, это крупнейшая из всех сельских церквей в России, однако размер — первое, но еще не самое сильное впечатление от собора. Троицкий собор — один из редких в России образцов псевдоготического стиля, и в приемах его строительства виден почерк Баженова, хотя точных данных об авторе собора не существует. Более того, собор начат в 1802 году, после смерти Баженова, поэтому речь может идти только о строительстве по его проекту (которому тоже нет никаких документальных подтверждений). Достроен он был лишь в 1847—1868 годах. Однако, в отличие от слегка аляповатого Ново-Никольского собора в Можайске, от польско-литовской Владимирской церкви в Быково, Троицкий собор обращается к совершенно другой традиции: ближайшие аналоги этого храма — старинные английские аббатства. Троицкий собор удивительно правдоподобно и эффектно повторяет их очертания своими высокими темно-серыми стенами с несколькими рядами стрельчатых окон, остроконечной колокольней над входом, округлой алтарной частью. Несмотря на то, что России всегда были чужды традиции готики, Троицкий собор в Гусе-Железном, в самой что ни есть исконно русской Рязанской области, не уступает многим готическим соборам Европы ни в размере, ни в красоте.


3.2.         Усадьба "Орлиное гнездо"


Усадьба "Орлиное гнездо" принадлежавшая промышленникам Баташовым, сохранилась гораздо хуже, да и изначально представляла куда меньшую ценность. Уцелел находящийся в аварийном состоянии усадебный дом (по легенде, этот дом выходил одним концом во Владимирскую губернию, а другим в Рязанскую, и поэтому, когда приезжали блюстители закона из Владимира, Баташовы переходили на рязанскую половину, а когда приезжали из Рязани — прятались от закона на владимирской), а также высокая кирпичная стена, которая некогда охватывала всю усадьбу. Эта стена своей мощью не уступала многим крепостным стенам, и подобное сходство не случайно — о зверствах Баташовых, в короткий срок из крестьян ставших сначала промышленниками, а потом дворянами, слагали легенды. Самая мрачная из этих легенд повествует об огромных подземельях, где несколько сотен человек чеканили фальшивую монету. Подземелья якобы были затоплены вместе со всеми рабами, когда над хозяевами нависла опасность. Впрочем, наиболее вероятно, что это не более чем легенда, так как подобные истории рассказывают и в Гусе-Железном, и в Невьянске, и еще много где в России.

От железоделательного завода осталась лишь плотина на реке Гусь. Когда-то это было монументальное мраморное сооружение со скульптурами, но в 1950е годы она сильно пострадала при строительстве моста. Сейчас над плотиной проходит мост, и все великолепие исчезло, хотя гидротехническое сооружение XVIII века сохранилось.

 

4.                Село Пощупово

Село Пощупово является одним из самых живописных мест на Рязанщине. Оно расположено на правом берегу Оки, в 19 км северо-восточнее города Рыбное. Сюда нетрудно добраться автобусом или теплоходом. Современное наименование селения произошло от слова "пощупать", т.е. проверить, что везли купцы на баржах, а раньше оно называлось Богослов.

Пощупово известно всему миру благодаря Свято-Иоаннобогословскому монастырю, уникальному памятнику архитектуры, основанному, по-видимому, в XI-XII веках. Археологические раскопки говорят о том, что здесь на Оке находились древнейшие поселения людей каменного века.

В летописи говорится, что во время нашествия татаро-монгольских войск на рязанские земли, хан Батый был настолько поражен явлением ему святого Иоанна Богослова, что оставил монастырю свою золотую печать, заменявшую охранную грамоту. Впоследствии она была переплавлена для позолоты церковных сосудов.

Первоначально стены монастыря были деревянными, затем их обновили на каменные, а к 1628 году перестроили на кирпичные.

Среди монастырских зданий хорошо сохранились церковь, настоятельский корпус, ледник и звонница. В ходе реставрационной деятельности на Святых воротах монастыря были обнаружены интересные фрески XVII века.

Пощупово являлось вотчиной монастыря и целиком зависело от него. В конце XIX века здесь были открыты церковно-приходская школа, богадельня с медицинским участком, а затем больница.

В годы Советской власти монастырь был закрыт. Только в 1988 году его возвратили Рязанской епархии. Сейчас здесь вновь совершаются утренние и вечерние богослужения, несет послушание братия.

При монастыре сохранился Святой источник – ручей с целебной водой. Каждый день к нему приходят люди, ищущие исцеления души и тела.

Окрестности Иоанно-Богословского монастыря чрезвычайно живописны. С высокого берега Оки видны Рязань и купола Солотчинского монастыря, необъятные дали гор и перелесков, заливных лугов и озер.

Поэтому каждый год здесь бывают тысячи россиян и зарубежных гостей.

Одни приезжают, чтобы посетить святые места, другие – посмотреть на красоты села Пощупово.[15]


4.1 Сказочный музей пощуповской игрушки

Пощуповская игрушка авторская, значит, неповторимая. Родилась она в старинном рязанском селе Пощупово, в семейной мастерской художников Ивановых. Каждая придумывается и лепится самим художником. Фантазия здесь безгранична. Все герои традиционно – русские животные. Мальчишкам и девчонкам нравится на перебой угадывать персонажей из книг и сказок, которые живут среди настоящих предметов старины: сундуков, коробов, прялок и гребней, ухватов и горшков. Экспозиция любимой пощуповской игрушки выстроена так, что ее можно рассматривать часами. Вместе с псом-филателистом, под старинными фотографиями, можно посмотреть коллекцию марок или покумекать над задачками из дореволюционной арифметики. Можно завести патефон и отправится на прогулку по саду со слонами или на поиски клада. Если повезет, станете участником спектакля-экспромта и отправитесь на необитаемый остров, где совершите массу открытий о волшебной, целебной и послушной глине.

На базе музея для посетителей организуются тематические выставки, экскурсии, мастер-классы. Вокруг музея много живописных уголков природы – прекрасных мест для семейного отдыха. На берегу Оки можно устроить пикник, посидеть с удочкой или позагорать на песчаном пляже, совершить пешую прогулку в Солотчу, ландшафтный парк имени Никитиных или музей братьев Пироговых. [16]

5.                Музеи Рязанской области

5.1.         Государственный музей-заповедник С.А. Есенина




Село Константиново – родина великого русского поэта С.А. Есенина. Здесь он родился и провел более половины своей жизни, здесь впервые был очарован красотой родного края.

Все, что связано с именем поэта на Рязанской земле, собирает и бережно хранит Государственный музей-заповедник С.А. Есенина.

Сердцем музея-заповедника является усадьба родителей С.А. Есенина, где 2 октября 1965 года был открыт мемориальный музей поэта, в котором с участием сестер поэта Екатерины Александровны и Александры Александровны была воссоздана атмосфера быта того времени, когда Есенин приезжал в родной дом.

Усадебный дом Л.И. Кашиной интересен своей уникальной экспозицией, посвященной есенинской поэме "Анна Снегина". Лидия Ивановна Кашина – последняя константиновская помещица – во многом послужила прообразом главной героини поэмы.

В здании научно-культурного центра располагаются литературная экспозиция и киноконцертный зал. В литературной экспозиции нашли свое отражение жизнь и творческая судьба С. Есенина. Здесь представлены уникальные экспонаты: рукописи, прижизненные издания С. Есенина и его современников, стол, за которым работал поэт на Кавказе, его личные вещи: пиджак, трубка, перчатки, цилиндр, дорожный чемодан; мебель из московского особняка на Пречистенке времени проживания в нем Айседоры Дункан и Сергея Есенина, накидка лебяжьего пуха, принадлежавшая прославленной балерине, материалы о последних годах жизни поэта, его посмертная маска. В киноконцертном зале центра проходят конференции, встречи, вечера, посвященные литературным датам, демонстрируются телевизионные фильмы, посвященные Есенину, хроника, запечатлевшая живого поэта, и проходят дни творческого фестиваля "Музыкальное лето в Константинове".

Рядом с домом Есениных – Константиновская земская начальная школа (единственная восстановленная в России), которую Сергей закончил в 1909 году с похвальным листом. Экспозиция школы рассказывает о школьных годах иного поэта, зарождении его поэтического таланта.

Музейный комплекс включает в себя церковь Казанской иконы Божьей Матери. Этот храм в селе Константиново был воздвигнут в конце XVIII века по проекту известного зодчего И.Е. Старова. В церкви венчали родителей поэта и крестили Сергея Есенина.

На базе музея проводятся различные мероприятия событийного характера:

Торжества, посвященные дню рождения С.А. Есенина (последняя неделя сентября – первая неделя октября).

Всероссийский есенинский праздник поэзии в селе Константиново – 3 октября.

День памяти С. Есенина – 3 суббота декабря.

День рождения музея – последняя суббота июля. [17]


5.2.         Музей природы окского заповедника


Окский заповедник был организован в 1935 году для сохранения природного комплекса Мещеры. Заповедник проводит большую научно-исследовательскую работу в области охраны природы и изучения ее ресурсов, пропагандирует природоохранительные и естественнонаучные знания.
Одним из основных оплотов экологического образования в заповеднике является музей природы, созданный в 1938 году. Идея организации музея принадлежит художнику, натуралисту и таксидермисту Корсакову Владимиру Александровичу.

По заслугам музей природы Окского заповедника был высоко оценен специалистами – он считается лучшим в системе заповедников. Здесь представлено видовое разнообразие многих групп животных в естественных биотопах. Муляжи биологических групп созданы профессионалами высокого класса и служат наглядным пособием в познании животного мира посетителями, число которых достигает ежегодно 10 000 человек.[18]


5.3.         Историко-археологический заповедник "Старая Рязань"




Входит в состав Рязанского историко-архивного музея-заповедника и представляет собой древнее городище на месте нахождения столицы Рязанского княжества, которая в декабре 1237 года держала осаду от полчищ хана Батыя.

Все по-настоящему крупные княжеские столичные города дошли до нас изменившими свой облик, застроенными, потерявшими свои границы. Рязань – это один из уникальных археологических объектов. Территория города, одной из знаменитых столиц мира XII-XIII веков, полностью открыта для общего обозрения, дает представление о масштабах города того времени.

Старая Рязань – город, где было найдено больше всего кладов, зарытых жителями накануне татаро-монгольского нашествия. Последний был обнаружен в июле 2005 года: свыше ста серебряных женских украшений, датируемых XIII веком. Большинство находок выставлены в залах Рязанского кремля. [19]

5.4.         Спасский историко-археологический музей

Спасский историко-археологический музей имени Г.К. Вагнера был организован в 1918 году с целью охраны бывших дворянских имений, памятников искусства и старины. В дальнейшем цели изменились и одной из основных задач стало сохранение и изучение археологического памятника, имеющего мировое значение, - городища Старая Рязань.

За время своего существования музей несколько раз закрывался и открывался вновь, переходил из одного здания в другое. После десятилетия музей вновь распахнул свои двери для посетителей. Ему был передан нарядный 2-этажный особняк купцов Морозовых, строение конца XIX века, где он располагается и сейчас.

Экспозиции музея раскрывают историю, быт и культуру родного края с древнейших времен до середины XX века.

"Археология, палеонтология Спасского района. Этнография и быт жителей в XIX – начале XX вв." – Представленная экспозиция рассказывает о нелегкой крестьянской жизни наших предков.

"История Рязанского княжества" – Диорама Старой Рязани до нашествия хана Батыя как нельзя нагляднее дает представление о той эпохе, о значении и величии Рязани во времена Древней Руси.

"Интерьер купеческо-мещанского быта в начале XX века" – Здесь можно увидеть уникальные экспонаты, полученные от жителей города.

"Великая Отечественная война" – Подлинные документы и предметы раскрывают историю народного мужества и стойкости в годы тяжелых испытаний в Великой Отечественной войне.

В отделе природы используются различные диорамы, биогруппы, которые наглядно представляют животный мир Окского биосферного заповедника, располагающегося на территории района. [20]

5.5.         Музей деревянного зодчества

В 1997 году в деревне Лункино Клепиковского района Рязанской области была создана единственная в своем роде "Межрегиональная школа мастеров", где подростки под руководством опытных художников и резчиков осваивают древние секреты тонкой работы по дереву, учатся рисунку, живописи.

Лучшие работы мастеров составляют основу экспозиции музея, где, как в драгоценном сказочном ларце, собраны лучшие работы педагогов и воспитанников школы. В музее можно увидеть акварельные картины местных художников, изделия из лозы и бересты, расписную посуду, целый зал корнепластики. В его фондах накопились немалые богатства. 168 экспонатов представляют все многообразие стилей резьбы по дереву, 109 работ художников во всех жанрах живописи и графики.

Подобное можно сейчас увидеть только в музеях, церквях, старых полуразрушенных занятиях. Резные иконостасы, фигуры ангелов и святых, предметы быта, украшенные резьбой, мебель, кружевные наличники окон, узоры карнизов, подзоры, изложницы, изящные коньки крыш. Многим такое кажется не нужным сейчас, но недалек час, когда все это опять будет востребовано. [21]


5.6.         Музей Скопинской керамики

Музей истории промысла скопинской художественной керамики организован на фабрике художественной керамики (город Скопин). Экспозиция рассказывает историю развития промысла от его истоков до наших дней. Посетители имеют возможность увидеть керамические изделия XVII – XX веков, старинные гончарные круги, авторские работы знаменитых скопинских мастеров, прославивших уникальный промысел на весь мир.

Посещение музея является одной из составляющих экскурсионной программы, организованной на фабрике, которая включает в себя экскурсию по производственным мастерским, мастер-класс с обучением гончарному делу.[22]


5.7.         Пронский краеведческий музей

Пронская земля насчитывает почти 9 столетий, имеет богатое историческое прошлое и древние традиции, хранителем которых по праву можно считать Пронский краеведческий музей.

Музей расположен в старинном здании бывшего уездного училища (1787 год), являющимся памятником истории и культуры. Здание стоит на высоком Покровском холме, откуда и открывается живописный вид на окрестности Пронска. Со зданием музея связана судьба известного русского ученого, преобразователя природы – И.В. Мичурина. Здесь учились такие известные люди, как Головин, Боклевский, Птица, Щербаков.

Экспозиция музея располагается в трех залах.

В историческом зале находятся предметы домашнего обихода: самовары, утюги, керосинки, ступы, безмены, чайники, патефоны, самопрялки, ткацкий станок, одежда и обувь жителей старого Пронска. На стенах висят иконы, в наличии есть церковные принадлежности (церковные книги, лампадки), а также триптих, отображающий героическое прошлое города Пронска: "Князь Дмитрий Пожарский освобождает Пронск от поляков в начале XVII века" Евгения Борисова и макеты "Стрелецкая слобода XII века", "Крестьянский двор".

В зале живописи представлены картины местных художников-любителей: Н. Журавлева, А. Гурова, И. Гусева, С. Кавалера, а также располагается выставка детского творчества (работы из керамики, вышивка, папье-маше, выжигание по дереву, бисероплетение и т.д.).

В современном зале расположены экспонаты, связанные с жизнедеятельностью Пронского района последних десятилетий: документы и предметы, связанные с коммунистической и комсомольской организациями района, экспонаты Рязанской ГРЭС, информационные стенды о знаменитых земляках-современниках. [23]

6.                Народные промыслы

Красота и самобытность русского народного искусства Рязанской области наиболее полно проявляется в уникальных произведениях народно-художественных промыслов. Мастера и художники скопинской керамики, михайловского кружева, кадомского вениза, шиловской лозы, создавая великолепные предметы прикладного искусства, восстанавливают древние традиции рязанских промыслов. Изделия мастеров поражают разнообразием замысловатых форм, сказочных образов, высотой мастерства исполнения.


6.1 Михайловское кружево

Единственное в России цветное кружево издавна плетут в старинном городе Михайлове. Из белых и цветных нитей мулине мастерицы с помощью деревянных палочек – коклюшек – создают узоры, радующие глаз красочностью орнамента и богатством фактуры.

Это кружево очень своеобразно. В нем нет цветочных и растительных мотивов, широко распространенных в других регионах России.

Изумительная жизнерадостность михайловского кружева – многоцветье красок: от скромных, сдержанных и строгих до ярких, веселых сочетаний красного и белого с синим, с желтым, красного и черного.

В древности кружева оценивались по весу, причем один грамм кружева приравнивался к одному грамму золота. Сейчас мастера и художники продолжают создавать великолепные предметы прикладного искусства, пополняя таким образом золотой запас России.


6.2 Кадомский вениз

Начало уникальной кадомской вышивки уходит в глубь веков. Согласно легенде, Петр I запретил покупать кружево за границей, а повелел обучить искусству плетения венецианского кружева русских монахинь. По преданию, монахинь привезли в Кадом, где они начали учить местных рукодельниц создавать сказочные узоры. Быстро освоили кадомчанки ювелирную технику и стали делать свое чудное венецианское кружево. А вскоре на его основе создали уникальную игольчатую вышивку "вениз".

Белая ткань, нитки, простая игла – но, когда их качаются руки мастера, происходит чудо: художник вдыхает в них жизнь, и вышитые шелком на сетке тонкие прозрачные орнаменты, напоминающие рисунок изгибающихся стеблей, цветов ромашки, гвоздики, шиповника, делают изделия самобытными, неповторимыми.

Эти изделия придадут интерьеру вашего дома неповторимый уют, а вашему облику – чарующую индивидуальность.


6.3 Скопинская керамика

Скопинский гончарный художественный промысел – традиционный центр народного искусства на Рязанской земле. Своим возникновением промысел обязан глине, залегающей в больших количествах в окрестностях города Скопина. Возникнув в 1640 году, промысел развивался, производя гончарную посуду для крестьянского быта, печные трубы, кирпич, черепицу. Но во второй половине XX века в Скопине появилась отрасль, прославившая его далеко за пределами, - производство глазурованных фигурных сосудов и подсвечников, многоярусных, украшенных сложной лепниной, выполненных в виде диковинного зверя или с фигурами птиц, рыб и животных. Скопинский промысел всегда отличался широким ассортиментом изделий, буйством фантазии, оригинальными конструкциями сосудов, подсвечников, скульптур.

Ассортимент изделий, выпускающихся на скопинском промысле, как и в прежние времена, разнообразен. По-прежнему самые интересные, по-настоящему уникальные произведения – квасники, кумганы, подсвечники, скульптуры, оправы для каминных часов – делаются авторами вручную на гончарной основе.

Оригинальные изделия скопинского художественного промысла являются своеобразной визитной карточкой Рязанской области.

6.4 Шиловское лозоплетение

Практически невозможно определить, когда появилось первое плетеное изделие, но достоверно известно, что уже в Древнем Египте плетение получило достаточно широкое распространение.

Изготовление бытовых предметов из природного материала методом плетения – неотъемлемый элемент традиционной культуры крестьян Шиловского района. Наряду с плетением из дуба и бересты в крестьянском быту широко применялись плетение из ивового прута и лозы ежевики.

Плетение из лозы – это искусство. Нужно обладать огромным терпением и талантом,

Произведения шиловского лозоплетения органично соединяют как утилитарность, так и декоративность и высокие эстетические достоинства, помогают совершенно по-новому взглянуть на привычные вещи и явления и понять красоту окружающего мира.

Ассортимент вырабатываемых их лозы изделий широкого потребления чрезвычайно обширный, начиная от простейших корзин и кончая высокохудожественной мебелью. С появлением у вас в доме плетеных изделий из лозы приходит радость от общения с солнечным теплом, с кусочком леса, реки, живой природы. [24]


Заключение


Рязанская область – место, где неотделимо связаны традиции, история и уклад русского человека. Ее величественные монастыри, храмы и соборы как бы парят высоко над бесконечной гладью вод, стоя на страже веков, говоря людям правду о борьбе человеческих страстей, громе сражений и жарких схваток. Рязанская Земля - одно из тех мест, где творения русского зодчества сплели в себе всю глубину и силу духовных и эстетических устремлений той эпохи. Судьба ее неотделима от истории как самой Рязани, так и России в целом.

 Ведь как показал печальный, если не сказать больше, трагический опыт прошедшего столетия, отрицательное отношение к достижениям прошлого, истребление памятников древнерусской культуры, национальных святынь, запечатлевших думы и чаяния наших предков, приводят к духовной деградации нации, к потере ею исторической перспективы.

Это не пустые слова, а наша действительность. Достаточно вспомнить, что еще недавно многие помещения использовались далеко не по назначению и были запущены до такой степени, что необходимой оказалась искусная работа мастеров по реставрации многих сооружений.

Поскольку радикальные изменения, происходящие в жизни общества, в том числе и в сфере образования, требуют всестороннего осмысления, что, вероятно, недоступно для 'мыслящих' умов России .

Да, время наносит свой отпечаток, и мы не в силах повернуть его вспять, скрыть морщины столетий, но наш долг, наша обязанность перед нашими предками и, в конце концов, перед будущими поколениями сохранить то, что досталось нам в наследство, соприкосновение с чем обогащает душу, делает немного добрее, согревает сердца.

Литература

1. Вагнер Г.К., Чугунов С.В. Рязанские достопамятности.-2-е изд. доп. М.: Искусство, 1989.

2. Солодовников Д. Переяславль Рязанский. Прошлое Рязани в памятниках старины,1995;М РГПУ.

3. Труды Рязанского государственного историко- архитектурного музея- заповедника. Сборник статей.

4. Рязань православная./ Автор- составитель Догтев.

5. Борисоглебский собор Старой Рязани как древнейший центр рязанской книжной культуры // Вторые Яхонтовские чтения. Материалы научно-практической конференции. Рязань, 23-25 октября 2002 года. Рязань, 2003. С. 30-35.

6. #"#">#"#" target="_blank">Путеводитель по России || Рязанская область || Рязань #"#">www.kasimov.ru

12. Материалы сайта

#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] #"#_ftnref2" name="_ftn2" title="">[2] #"#_ftnref3" name="_ftn3" title="">[3]#"#_ftnref4" name="_ftn4" title="">[4] #"#_ftnref5" name="_ftn5" title="">[5] #"#_ftnref6" name="_ftn6" title="">[6] #"#_ftnref7" name="_ftn7" title="">[7] almanachtur.ru/forum/showthread.php?p=2322

[8] #"#_ftnref9" name="_ftn9" title="">[9] #"#_ftnref10" name="_ftn10" title="">[10] almanachtur.ru/forum/showthread.php?p=2322

[11] #"#_ftnref12" name="_ftn12" title="">[12] #"#_ftnref13" name="_ftn13" title="">[13] #"#_ftnref14" name="_ftn14" title="">[14] #"#_ftnref15" name="_ftn15" title="">[15] #"#_ftnref16" name="_ftn16" title="">[16] #"#_ftnref17" name="_ftn17" title="">[17] #"#_ftnref18" name="_ftn18" title="">[18] #"#_ftnref19" name="_ftn19" title="">[19] #"#_ftnref20" name="_ftn20" title="">[20] #"#_ftnref21" name="_ftn21" title="">[21] #"#_ftnref22" name="_ftn22" title="">[22] #"#_ftnref23" name="_ftn23" title="">[23] #"#_ftnref24" name="_ftn24" title="">[24] http://culturemap.ru/region/94/article.html?topic=13&subtopic=&id=2031


Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.