реферат, рефераты скачать
 

История антисемитизма


Успехи гитлеризма оказали влияние также на некоторые круги Запада. При помощи нацистских эмиссаров и огромных денежных средств, отпущенных гитлеровцами для пропаганды, антисемиты развернули широкую деятельность в Англии, Франции и особенно в США. Влиятельные группы “умиротворителей”, стремившихся к договорённости с Гитлером тоже видели в евреях препятствие для проведения их политики и возбуждали недоброжелательное отношение к ним со стороны населения своих стран.

Есть ли место антисемитизму в современном мире?

После Второй мировой войны обозначился резкий спад антисемитских настроений во многих странах Европы и Америки. Даже неофашистские партии стремятся отмежеваться от антисемитской идеологии. Лишь небольшие группировки продолжают открыто пропагандировать антисемитизм. Центром антисемитских публикаций служит Швеция. В 60-х годах антисемитская агитация усиливается под маской антисионизма, причём, в основном, используется традиционная антисемитская терминология и аргументация. Нередко слово “евреи” заменялось на “сионисты”.Победа Израиля над арабскими государствами в Шестидневной войне послужила импульсом для такой разновидности антисемитизма.

В последние годы в мире определились три очага антисемитской пропаганды: арабские государства; группировки “новых левых”; страны бывшего СССР и страны Восточной Европы. Арабо-еврейский конфликт в Палестине подготовил почву для антисемитской пропаганды среди арабов. С приходом нацистов к власти арабские лидеры вошли с ними в контакт. Иерусалимский муфтий Амин ал-Хусейни ездил к Гитлеру в Берлин и вёл переговоры о включении евреев Палестины в гитлеровский план “окончательного решения еврейского вопроса”. После Второй мировой войны арабские страны были наводнены антисемитской литературой. Неоднократно издавались на арабском языке “Протоколы сионских мудрецов”. Отрывки из них были включены в школьные учебники и в памятку солдат в Иордании и Египте. Арабская пропаганда представляет все поражения арабов как результат заговора мирового еврейства и его союза с империализмом. В ней нередко оправдывалась нацистская политика уничтожения еврейского народа. После Шестидневной войны некоторые арабские лидеры усомнились в эффективности такой пропаганды для достижения своих политических целей. Тем не менее, съезд высшего руководства мусульманского духовенства ряда стран (1969) объявил борьбу с Израилем и с еврейством “священной войной ислама”.

В США и Западной Европе значительным влиянием среди молодёжи стали пользоваться “новые левые”, боровшиеся в 60-х годах за права негров и против войны во Вьетнаме. Негры после Шестидневной войны начали занимать антиизраильскую, а затем и явную антисемитскую позицию. Это вызвало смущение в рядах “новых левых”, среди которых было много евреев. Часть евреев покинула эти группировки, тем самым ещё более усилив антисемитизм среди своих бывших единомышленников, которые выдвинули лозунги, обличавшие якобы расистскую идеологию сионизма и служение Израиля интересам американского империализма. Это привело к тому, что арабские студенты и радикальные церковные круги, несвободные от антисемитизма, присоединились к “новым левым”. Они демонстративно объявляли о своём содействии террористическим организациям “Эль-Фатх” и “Чёрный сентябрь”, открыто одобряли изуверские террористические акты, хотя значительная часть лидеров “новых левых”, особенно во Франции, всё ещё состояла из евреев. С ослаблением войны во Вьетнаме деятельность новых левых стала всё более сосредотачиваться на борьбе за права палестинского народа, причём доводы против сионизма и политики государства Израиль всё ещё черпались из классических антисемитских источников (евреи – паразиты, эксплуататоры, властолюбцы; иудаизм как религия предписывает евреям господствовать над другими народами). Независимость “новых левых” от Советского Союза, с одной стороны, и от католической церкви, с другой, способствовала тому, что в некоторых слоях общества совершенно стёрлось различие между понятиями еврей и сионист; антиизраильская агитация превратилась, по существу, в антисемитскую.

В странах Восточной Европы число лиц еврейского происхождения в составе руководства коммунистических партий и правительств было весьма значительным, что привело к усилению антисемитских настроений в широких массах населения. В последние годы жизни Сталина возникли антисемитские группировки в партийной верхушке, в особенности в Чехословакии и Польше, и начался процесс вытеснения евреев с ведущих государственных и партийных постов.

В 1968 попытка А. Дубчека ввести в Чехословакии “социализм с человеческим обликом” усилила антисемитские тенденции в других странах советского блока. Либерализация Чехословакии была объявлена результатом подрывной деятельности “сионистских агентов” и “немецких реваншистов”. Противники Дубчека развязали оголтелую антисемитскую кампанию. Глава польского правительства В. Гомукла заявил в специальном выступлении, что большинство польских евреев нелояльно по отношению к своему государству. Травля евреев, начавшаяся после этого выступления, привела к тому, что почти все евреи Польши, среди них и те, кто считал себя неразрывно связанным с польским народом были вынуждены оставить страну.

Непрекращающаяся антисемисткая активность в трёх вышеупомянутых центрах, а также деятельность неонацистских группировок в Европе и Южной Америки показывают, что антисемитизм и по сей день является влиятельным фактором в жизни целого ряда стран и в международных отношениях.

Часть вторая Антисемитизм в России до XIX века Глава I Первые проявления антисемитизма.>BR> Евреи в начале эры.

В Восточной Европе, на территории, которая впоследствии вошла в состав Российской империи, уже в киевский период существовала постоянная напряжённость во взаимоотношениях между неевреями и евреями. Велась и религиозная пропаганда, возможно, также еврейская, но, безусловно, доминировала антиеврейская.

Конечно, росла она не только из русских корней. Она базировалась и на антиеврействе, на антииудаизме отцов церкви, сохраняла в себе многое от византийской традиции. Но хотя и существует немало материалов об отношении к евреям в Киевской Руси, ясно, что в русском антиеврействе и антииудаизме IX-XIII веков не было ничего специфического, отличного от антисемитизма в Центральной или Западной Европе.

Появление евреев в землях, вошедших потом в состав южной Руси, относится к очень древнему времени. Ещё в первые века нашей эры встречаются еврейские поселения в греческих владениях, к северу от Чёрного моря и в Крыму. Там жили выходцы из близкой Византии, имевшей в этих странах свои колонии. Две греческие надписи на памятниках, найденных в Керчи и относящихся к 80-81 годам н.э., свидетельствуют о существовании в этой области “синагоги иудеев”, то есть еврейской общины и молельни.

Хазары.

В VII веке у берегов Каспийского моря возникло сильное государство – Хазария. Хазары или козары были сначала язычниками “из татарского племени”. Но с течением времени они познакомились с религиями иудеев, греков и арабов и почувствовали влечение к монотеизму. Предание говорит, что “хазарский царь Булан ( около 730 года) пожелал принять одну из этих трёх религий. Византийский император отправил к нему своих послов с дарами, предлагая принять христианство, арабский халиф через послов склонился склонить Булана к исламу. Последний призвал также и еврейских мудрецов. Так как всякий хвалил только одну веру, то царь решил выбрать из трёх религий самую древнюю – еврейскую. Следуя примеру своего царя, многие хазары обратились в иудейство.”7

Хазарские цари назывались каганами (коганим- священники (ивр.)).Их столицею стал Итиль, близ впадения Волги в Каспийское море ( предположительно в 25-40 км ниже современной Астрахани). Один из потомков Булана, каган Обадия, был особенно ревностным последователем иудейства. Он приглашал из других стран еврейских учённых, велел обучать народ Библии, основывал синагоги и упорядочил богослужение. Иудейское вероучение способствовало смягчению нрава полудиких хазар. Долгое время евреи других стран не знали о существовании хазарского каганата. Только в десятом веке узнали об этом в Испании. Около 950 г. хазарский каган Иосиф, потомок Обадии, послал в Испанию письмо, в котором рассказал о том, как его предки приняли иудаизм. Вскоре после этого хазарское царство пало: киевский князь Святослав завоевал хазарские крепости на Волге и вытеснил их Каспийской области.(969 г.) Хазары частью переселились в Крым, частью рассеялись по русским землям.

Евреи в Киевской Руси.(986 г. – сер.XIII века)

Около того времени евреи появляются и Киевской Руси. Нестор рассказывает, что “в 986 году прибыли в Киев “хазарские евреи”. Киевский князь Владимир Святой, тогда ещё язычник, готовился принять от греков православную веру. Хазарские евреи, как гласит предание, уговаривали его принять иудейство. Но Владимир спросил их: “Где же земля ваша?” Евреи ответили: “В Иерусалиме”. “А вы там живёте?” – спросил князь. “Нет -- отвечали евреи – Бог разгневался на предков наших и рассеял их по разным странам”. Тогда Владимир сказал: “Как же вы других учите, если сами вы отвергнуты Богом?” 8 Вслед за этим князь принял крещение и крестил свой народ. Появившиеся затем в Киеве русские монахи и священники, воспитанные греками, часто спорили с евреями о вере. Монах Феодосий Печёрский “ходяти к киевски жидовинам и препирахуся с оны о Бозе”9, притом называл их отступниками и беззаконниками.(1070 г.) На Руси устанавливалось такое же отношение к еврейству, как и в Византии.

Спустя сто лет после Владимира Святого, евреи ещё жили и торговали в киевском княжестве. Великий князь Святополк II покровительствовал еврейским купцам и доверял некоторым собирание товарных пошлин и прочих княжеских доходов. В городе Киеве существовала тогда значительная еврейская община. Эту общину постигло серьёзное испытание во время междуцарствия, последовавшего после смерти Святополка (1113 г.) Киевляне пригласили на княжеский престол Владимира Мономаха, но так как он медлил с прибытием в Киев, то в городе начались серьёзные беспорядки. Толпа взбунтовалась, разграбила двор тысяцкого Путяты, а затем двинулась против евреев и разграбила их имущество. Жители Киева отправили вторичное посольство к Мономаху с заявлением, что если он и дальше будет медлить, то погром примет ещё большие размеры. После этого Мономах прибыл и водворил в столице спокойствие. Но евреи и после этого оставались жить в Киеве. В 1124 году они сильно пострадали от пожара, истребившего значительную часть города. Киев привлекал к себе еврейских купцов, как крупнейший город, через который шла торговля Западной Европы с Азией.

В Киевскую Русь шли еврейские переселенцы из Византии и ближних азиатских земель, а в соседнюю Польшу шли эмигранты из Западной Европы (особенно из Германии). К началу XIII века упоминания о евреях практически исчезают. Это связано, в первую очередь, с проникновением, а затем и полным завоеванием монголами Руси. И без того малочисленная группа иудеев полностью вытесняется из страны завоевателями, хотя надо сказать, последние всегда лояльно относились к евреям, которые постоянно жили под покровительством крымских ханов в Северном Причерноморье и в Крыму, успешно конкурируя в торговле с генуэзцами и греками. Основная масса немногочисленных евреев из Руси переселилось как раз в Крым, а также в Польшу.

Евреи в Московии. “Ересь жидовствующих”.(XV – XVI вв.)

Следы евреев становятся заметны в Московской Руси лишь со второй половины XV века, когда это государство, объединённое великим князем Иваном III Васильевичем, начинает вступать в международную семью. В это время там появляются отдельные еврейские выходцы из Литвы и Крыма, а иногда и из Западной Европы. С именем одного из таких выходцев связано крупное событие русской истории. В 1470 году – как свидетельствует русские летописцы – прибыл из Киева в Новгород ученый еврей Схария, а вслед за ним явились из Литвы ещё несколько евреев. Схария сблизился с некоторыми представителями православного духовенства и обратил их в иудейскую веру. В числе обращённых были и новгородские священники Денис и Алексий. Эти священники прибыли в 1480 году в Москву и там обратили из православия в иудейство многих русских людей. Архиепископ новгородский Геннадий обратил внимание на опасное распространение “ереси жидовствующих” и стал энергично искоренять её в своей епархии. В Москве борьба с ересью оказалась очень трудною. Однако, благодаря энергии Геннадия и других ревнителей православия, ересь и здесь была разоблачена. По решению церковного собора 1504 года и по приказу великого князя Ивана III, главные вероотступники были сожжены, а прочие заточены в тюрьмах и монастырях. После этого ересь иудействующих прекратилась.

С движением иудействующих в Московии совпало ещё одно печальное происшествие. При дворе великого князя Ивана III состоял в качестве врача еврейский ученый мистер Леон, привезённый в Москву из Венеции. В начале 1490 года опасно заболел старший сын великого князя. Мистер Леон начал лечить больного “прикладыванием горячих сткляниц и разными травами”10. На вопрос великого князя выздоровеет ли больной, врач дал неосторожный ответ: “Я твоего сына вылечу, иначе – вели меня казнить”11. Вскоре больной умер. По окончании сорокадневного траура Иван Васильевич приказал отрубить голову еврейскому врачу за неудачное лечение. Казнь совершилась публично, на Болвановке, в Москве. Московские люди смотрели на учёного богослова Схарию и на врача Леона, как на чернокнижников или чародеев. Ересь иудействующих так напугала московских князей, что они потом долго не пускали в своё государство евреев из других стран.

Глава II Антисемитизм в XVII-XVIII веках
Евреи в Польше и на Украине.(XVII в.)

В середине XVII века произошла резкая перемена к худшему в жизни польских евреев. Эта перемена была вызвана обострившейся борьбой народностей, религий и сословий в тогдашней Польше. Боролись между собой польская и русская народности, католичество и православие, дворянство и крестьянство. Польская шляхта угнетала в своих поместьях русских крестьян, а католическое духовенство подстрекало правителей к притеснению иноверцев и особенно православных. Этот гнёт наиболее чувствовался в Восточных областях Польши (Западная Украина, Буковина и Галиция). Здесь русские люди составляли главную часть населения; большинство их, крестьянское сословие, работало на польских панов-помещиков, а меньшинство образовало особое военное сословие – казачество, служившее во время войны польскому правительству. Кроме казаков, находившихся на королевской службе, были ещё вольные казаки, жившие в степях за порогами Днепра и называвшиеся запорожцами. Православные поляки и крестьяне ненавидели поляков, как угнетателей русского народа; ненавидели они и евреев, как промышленников, занимавших среднее место между панами и крестьянами. Евреи часто держали в аренде шляхетские поместья и, таким образом, приобретали ту власть над крестьянами, которую имели паны. Сталкиваясь чаще с арендатором евреем, чем с польским паном, русский крестьянин считал первого главным виновником своих бедствий и стремился отомстить ему. К этому озлоблению примешивалось религиозная ненависть тёмного русского населения к евреям. Долго накапливавшееся недовольство привело, наконец, к страшным восстанием казаков и русских крестьян, в последний год царствования Владислава IV.

Во главе восставших украинцев стоял казацкий сотник из Чигирина Богдан Хмельницкий. Он собрал огромную толпу казаков и крестьян на Украине, заключил союз с вольными запорожскими казаками и крымскими татарами,-- и со всей этой ордой двинулся разорять Польшу (нач. 1648 года. Высланное против мятежников польское войско потерпело поражение. В то же время умер король Владислав – и в Польше водворилась смута междуцарствия. Тогда мятеж охватил всю Украину и соседние области. Отряды казаков и русских крестьян под предводительством Хмельницкого и его сподвижников – буйных запорожцев, рассыпались по всем городам и с остервенением истребляли поляков и евреев. “Убийства сопровождались варварскими истязаниями,-- говорит русский историк:-- сдирали с живых кожу, распиливали пополам, забивали до смерти палками, жарили на углях, обливали кипятком, не было пощады и грудным младенцам. Самое ужасное остервенение выказывал народ к евреям: они осуждены были на окончательное истребление, и всякая жалость к ним считалась изменой. Свитки закона были извлечены из синагог: казаки плясали на них и пили водку, потом клали на них евреев и резали без милосердия; тысячи еврейских младенцев были брошены в колодцы и засыпаны землёй”11

Особенно трагична была участь евреев, которые сбежали из сёл и местечек в укреплённые города, в надежде укрыться от неприятеля. Узнав, что в городе Немиров, в Подолии, укрылось несколько тысяч евреев, Хмельницкий отправил туда казацкий отряд. Так как город трудно было взять приступом, то казаки прибегли к хитрости. Они подошли к Немирову с польскими знамёнами и просили отворить им ворота. Евреи, думая, что это польское войско, идущее к ним на выручку, впустили их в город – и страшно поплатились. (20 Сивана – июнь 1648 г.). Казаки, соединившись с местными русскими жителями, бросились на евреев и перерезали их. Немировский раввин Иехиель-Михель, скрывался со своей матерью на кладбище; тут их настиг какой-то сапожник и стал наносить удары раввину. Престарелая мать раввина умоляла убийцу умертвить её вместо сына; но сапожник бесчеловечно убил раньше раввина, а потом и старуху). Молодых евреек весьма часто оставляли в живых: казаки и мужики насильно крестили их и брали их в жёны. Одна красивая еврейская девушка, похищенная с этой целью казаком, уверила его, будто она умеет “заговаривать” пули, и просила выстрелить в неё, чтобы убедиться, что пуля от неё отскочит, не причинив ей вреда; глупый казак выстрелил и девушка упала, сражённая насмерть, но довольная, что не досталась врагу. Другая еврейка, с которой казак готовился обвенчаться, бросилась с моста в воду в тот момент, когда её вели через этот мост в церковь. Около 6.000 евреев погибло в Немирове; спасшиеся от смерти бежали в укреплённый город Тульчин, где из-за предательства поляков было вырезано ещё 2.000 евреев.

Из Подолии шайки мятежников проникли в Волынь. Здесь резня продолжалась в течение всего лета и осени 1648 года. Польские войска, особенно под предводительством Иеремии Вишневецкого, кое-где усмиряли казаков; но совершенно подавить восстание они были не в силах. Только после того, как в Варшаве был избран не в силах. Только после того, как в Варшаве был избран в польские короли Ян-Казимир, брат Владислава IV, начались мирные переговоры между правительством и казаками. В 1649 году казаки успокоились, получив разные права и вольности на Украине. Между прочим было оговорено, что в казацкой Украине евреям запрещено проживать. Ян-Казимир разрешил всем евреям, принявшим под угрозою смерти православие, перейти в свою прежнюю веру. “Ваад четырёх областей”, заседавший в Люблине зимою 1650 г., выработал целый ряд мер для восстановления порядка в семейной и общественной жизни евреев. День немировской резни (20 Сивана) был объявлен днём ежегодного поста и молитвы в память мучеников.

Поляки вскоре нарушали свой договор с казаками, желая подчинить последних польской королевской короне. Тогда гетман Хмельницкий предложил московскому царю Алексею Михайловичу присоединить казацкую Украину или Малороссию к Российскому государству. В 1654 году после Переяславской рады жители Украины перешли в русское подданство. Почти сразу московские войска двинулись в соседние Белоруссию и Литву для войны с Польшей. Много пришлось выстрадать белорусским и литовским евреям во время этой войны, длившейся два года (1654-1655 гг.) Взятие польских городов соединённым московско-казацким войском сопровождалось избиением или изгнанием евреев.

Евреи в петровскую и послепетровскую эпоху.(XVIII в.)

Цари старой Московской Руси упорно не пускали евреев в свои земли. Русские люди того времени не любили иноземцев, или “басурманов” вообще, а евреев тем больше, как нехристиан, которые некогда принесли в их страну “ересь жидовствующих”. Еврейские купцы из Польши и Литвы приезжали в Россию только временно по торговым делам, но постоянного жительства там не имели. Когда русский царь отнял у поляков город Полоцк, он повелел окрестить всех местных евреев, а не желающих креститься – топить в Двине ( 1563 г.). Царь Алексей Михайлович изгонял евреев даже из временно занятых им литовских и белорусских городов. В присоединённых тогда к России областях Малороссии евреи тоже не имели постоянной осёдлости. Только при Петре Великом и его преемниках евреи начали проникать массами в пограничные с Польшей русские владения, особенно в Малороссию. В 1698 году, во время пребывания Петра в Амстердаме, к царю обратился бургомистр города Витсен с просьбой разрешить въезд в Россию нескольким еврейским торговцам и деловым людям. Царь ответил: “ Мой друг, вы знаете нравы и обычаи евреев, вы также знакомы и с русскими. Я также знаю и тех и других, и поверьте мне: не пришло ещё время для встречи этих двух народов. Скажите евреям, что я благодарю их за их предложения и понимаю ту выгоду, которую я мог бы извлечь из них, но мне было бы их жаль, если бы им пришлось жить среди русских.А Пока был жив Пётр их не трогали; но после смерти его, при Екатерине I, издан был указ о высылке за границу (то есть в Польшу) всех проживающих в Малороссии евреев (1727). Несмотря на эти запрещения, еврейские купцы всё же приезжали в Россию по своим торговым делам. В 1743 году Сенат в Петербурге просил императрицу Елизавету Петровну допустить евреев для торговли в Малороссию, доказывая, что еврейские купцы приносят большую пользу краю. Но императрица написала на прошении Сената следующий ответ: “От врагов Христовых не желаю интересной прибыли”. Только в царствование Екатерины II огромная масса польских евреев сразу очутилась под властью России, вследствие раздела Польши и присоединения многих её областей к империи.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.