реферат, рефераты скачать
 

История антисемитизма


Отношение императрицы Екатерины II к вступившим в Русское подданство евреям, отличались непостоянством. Считая евреев полезными для промышленности, Екатерина разрешила им селиться в Новороссийском крае, который тогда только что был завоёван и нуждался в жителях. В коренных же великорусских областях они, как и прежде, не имели права жить. Во время присоединения к России различных частей Польши, российское правительство обещало евреям сохранить прежние их права и льготы в присоединённых областях. Однако на деле положение евреев ухудшалось. Их торговые права в городах и деревнях ограничивались, а подати с них увеличивались. В 1794 году вышел указ взимать с евреев, записавшихся в мещанство и купечество вдвое больше податей, чем с мещан и купцов христианских исповеданий. Увольнение от двойных податей последовало только по отношению к евреям-караимам11, которым русское законодательство стало покровительствовать в отличие от евреев- раввинистов12. Притеснения за принадлежность к еврейской нации и религии сохранили свою силу во всём строе законодательства. Евреи не считались настоящими гражданами страны и не пользовались никакими гражданскими правами. Такое положение продолжалось в России и в новейшее время.

Часть третья. Антисемитизм в России XIX- начала XX веков

К началу XIX века в России, с одной стороны, существовал активный антисемитизм или антииудаизм, отрицание еврейства и ненависть к еврейству как к идее, религии, исторической сущности и, с другой стороны – непризнание евреев как политического или социального фактора. Даже самые так называемые просвещенные русские властители, такие, как Пётр Великий или Екатерина Вторая, в первые годы своего царствования не могли себе позволить разрешить евреям не только постоянное жительство, но даже временное пребывание на территории Российского государства.

Весьма возможно, что в связи с русскою национальной нетерпимостью, а также на основании общей культурной традиции всех христианских народов создался отрицательный стереотип еврея в русской литературе и в русском групповом самосознании.

Всё, что относилось к евреям, “жидовинам”, “жидам” в русских хрониках, в народном творчестве, в русской литературе XVIII века и первой половины XIX века, было связано с чем-то отвратительным, нетерпимым. Такое отношение к евреям оказало, конечно, своё влияние и на народное сознание. Правда, в определённом смысле оно было не очень значительным, потому что русское население в то время было в большинстве неграмотно. Поэтому сказанное касается только небольшой группы, так называемой верхушки общества, просвещённых русских, которые находились под влиянием этих идей и, конечно, впитали в себя враждебное отношение к евреям и к еврейству.

Евреи при Александре I и Николае I

Господствовавшие на Западе в начале XIX века освободительные стремления проникли на короткое время и в Россию, где после присоединения Польши жила наибольшая масса евреев. Внук Екатерины II, император Александр I (1801-1825) учредил особый Комитет для обсуждения вопроса об улучшении быта евреев в России, а в 1804 году утвердил выработанное этим Комитетом “Положение об устройстве евреев”. Меры просвещения стояли в этом “Положении” на первом плане: евреем открывается доступ в русские учебные заведения и поощряется распространение между ними русского языка. По занятиям евреи разделяются на четыре класса: на землевладельцев, фабрикантов и ремесленников, купцов, мещан. Землевладельцам предоставляются значительные податные льготы; занятия же шинкарством13 и сельскими арендами преследуется, и для этой цели евреям даже запрещается проживать в деревнях. Для привлечения евреев к земледелию, правительство отвело пустые земли степи Новороссийского края и предложило желающим селиться там на льготных условиях. На призыв правительства откликнулось несколько сот еврейских семейств из Северо-западного края и основали первые земледельческие колонии на Юге (1808). Но этот первый опыт был неудачен: непривычность евреев к земледелию с одной стороны и трудности заселения степного края с другой – привели вскоре к упадку южных колоний , которые лишь в более позднее время возродились к новой жизни.

При Александре I судьям было запрещено принимать в производство дела по обвинению евреев в совершении ритуальных убийств. Этот запрет сохранялся и в царствование Николая I, но был практически отменён при Александре I.

Заботы правительства об улучшении быта евреев “в духе права и справедливости”14 скоро ослабели. Война с Наполеоном (1812) и вступление России в “Священный союз” (1815) отвлекли внимание Александра I в другую сторону. Во второй половине его царствования прежние преобразовательные начинания относительно евреев уступили место иным мерам. Делались бесплодные попытки распространить среди евреев христианство, посредством учреждения в 1817 году “Общества израильских христиан”: выселение евреев из деревень в города производилось во многих местах крайне сурово, между тем как намеченные “Положением” 1804 года меры по поднятию образовательного уровня и хозяйственного быта евреев оставались без исполнения.

В царствование Николая I (1825-55) положение евреев значительно ухудшилось. В то время утвердился в правящих кругах средневековый взгляд, что еврейский вопрос может быть решён только путём слияния евреев в религии и образе жизни с коренным русским населением. К достижению этой цели было направлено всё тогдашнее суровое законодательство. В 1827 году был издан закон, обязавший евреев к личному отбыванию воинской повинности, по суровому рекрутскому уставу. Продолжительная военная служба (около 25 лет) на далёких окраинах государства отрывала еврея от его семьи и общины и приучала к иной, чуждой ему жизни. В солдаты часто вербовались несовершеннолетние еврейские дети, которых отправляли в дальние восточные губернии и там обучали в особых батальонах для малолетних “кантонистов”. Вследствие давления военного начальства, большинство кантонистов-евреев принимало православие и больше никогда не возвращалось в родные семьи. Вместе с этим издавались строгие законы, ограничивавшие права евреев по избранию места жительства, рода торговли и промыслов. Вне бывших польских областей, составлявших “черту осёдлости”, им не разрешалось постоянное жительство. Только в последнее десятилетие царствования Николая I правительство убедилось, что одними принудительными, репрессивными мерами невозможно решить еврейский вопрос и что необходимо принять меры к поднятию уровня жизни и образования евреев. По мысли министра народного просвещения графа Уварова, были устроены в 1840-х годах начальные еврейские училища с общеобразовательными курсами и два “Раввинских училища” (в Вильне и Житомире) для подготовки образованных учителей и раввинов. Но еврейская масса, напуганная прежними мерами правительства недоверчиво отнеслась к этому новому мероприятию; она видела в “школьной повинности” опасность для своей религии и народности.

Исключительное гражданское положение русских евреев поддерживало их внутреннюю замкнутость. Раввинизм и хасидизм 15 стремились закупорить еврейскую среду от всякого доступа новых идей. Эти два противника, спорившие за власть над массой, вступали в тесный союз всякий раз, когда им угрожал внешний враг – просвещение. А новые умственные веяния проникали из центров Запада в тёмное царство восточного еврейства.

Евреи во второй половине XIX века

Со вступлением на престол императора Александра II (1855-81), для евреев в России открылась светлая пора надежд и упований. Не во многом эти надежды сбылись. Хотя этот царь-освободитель, положивший конец крепостному праву и стремившийся к проведению реформ во всех отраслях государственного управления, и облегчил немного тяжёлую участь евреев. Не вступая на путь коренных преобразований, правительство нашло необходимым постепенно отменять наиболее тяжёлые правовые ограничения, установленные для евреев в предыдущее царствование. Была прекращена вербовка еврейских военных кантонистов (1856); евреям-купцам первой гильдии, лицам с высшим образованием и ремесленникам предоставлено было право повсеместного жительства в России (1859-65). Общее образование евреев поощрялось; но на специально-еврейское первоначальное обучение обращалось мало внимания. В 1873 году были упразднены оба раввинских училищ и все казённые еврейские школы, учреждённые при Уварове; их заменили учительские институты и начальные школы нового образца; но последние открывались лишь в немногих городах “черты осёдлости”.

В 1881 и 1882 годах, как реакция на убийство Александра II польским евреем Гриневицким, во многих городах южной России происходили нападения христианского населения на евреев. Нападения эти, или погромы, выражались в разрушении еврейских домов, расхищении имущества, а местами – в избиении и даже убийстве людей. Особенно ужасны были погромщики в тех городах, где в XVIII веке свирепствовали гайдамаки (Елисаветград, Киев, Балта и другие местности Украины). Благодаря мерам правительства, погромы со второй половины 1882 года утихли, повторяясь потом только случайно в разных местах “черты осёдлости”. Но с этого времени резко ухудшилось правовое положение русских евреев. В царствование Александра III (1881-94) были изданы распоряжения: о запрещении евреям вновь селиться в сёлах и деревнях (“Временные правила” 3 мая 1882 г.), о допущении еврейских детей в гимназии и университеты в самом ограниченном количестве (1887), о выселении евреев-ремесленников и мелких купцов из Москвы (1891), о недопущении евреев в состав гласных городских дум по выборам (1892) и т. п. Ухудшение экономического положения евреев вызвало среди них усиленную эмиграцию из России. Главная масса переселенцев направлялась в Америку, меньшая – в Палестину. В Северную Америку переселилось около миллиона евреев, устроившихся в Соединённых Штатах и Канаде. В Южной Америке образовались еврейские земледельческие колонии (в Аргентине), поддерживаемые на средства известного миллионера-филантропа барона Гирша. В Палестине возникли еврейские землевладельческие колонии (в Иудее и Галилее), благодаря щедрым пожертвованиям парижского миллионера барона Эдмонда Ротшильда и поддержке еврейского “Палестинского общества” в Одессе.

Антисемитизм и общественно-политическая
система России XIX века

Антисемитизм по отношению к русским евреям повлёк за собой серьёзные демографические изменения. Изменяется и сознание русских людей в отношении к семитам. К тому же надо добавить и влияние украинской национальной традиции. Она развивалась в известном смысле самостоятельно, особенно со времён Хмельницкого – с середины XVII века; в силу разных исторических, политических и культурных причин украинское влияние на русскую литературу, русскую общественную мысль усилилось в значительной мере под влиянием романтического течения начала XIX века. Широко известно отношение гиганта русской литературы Гоголя к евреям, роль, которую сыграл его “Янкель” в сознании русского интеллигента первой половины XIX века. Только с начала царствования Александра II, с эпохи великих реформ, начинает меняться отношение русского общества и русской бюрократии к евреям.

Это происходит, с одной стороны, под влиянием западных норм общественной жизни и западных понятий, изменений в структуре русской администрации, судебной системы, прессы местного самоуправления, земства и т. д. С другой стороны, отношение к евреям меняется и потому, что начиная со времен Александра II в России возникает независимое от правительства общественное мнение, которое отражало чаяния, стремления, мнения либеральной части просвещённого русского общества.

Но следует подчеркнуть, что именно в связи с зарождением независимого общественного мнения в России начиная с 60-х годов XIX века возникает разрыв между различными группами по вопросу о еврействе.

С одной стороны, как я указывал, прививаются западные идеи и нормы, и под влиянием европейской литературы, её представлений о личной

Эмансипации и политической независимости отдельного человека, под влиянием новых политических форм меняется, отношение к части евреев, скажем, к просвещённым или, как их называли в то время, к “полезным” евреям. Часть русского общества и чиновничества в известной мере была готова принять евреев или даже предоставить им некоторые, а при известных условиях и все гражданские права. Во всяком случае, под влиянием общественного мнения вопрос о еврейской эмансипации ставится на повестку дня.

Но с другой стороны, в то же время развивается отрицательное – можно сказать, крайне отрицательное – отношение к евреям и еврейству уже на основании не старой религиозной и политической традиции, а новых понятий, связанных с той ожесточённой борьбой, которая протекала в русском обществе начиная с конца сороковых годов, -- борьбой между западниками и славянофилами.

Оба лагеря имеют своё определённое отношение к евреям, идёт обсуждение еврейского вопроса, и вскоре выявляется, что для славянофилов антиеврейство, а позже и антисемитизм стали одним из основных принципов их подхода не только к частным вопросам гражданского устройства России, но и к общим политическим и моральным проблемам.

Радикальная русская интеллигенция (в том числе и представители народнического движения) соглашаются с этим положениями славянофилов, взятое на вооружение правым, реакционным лагерем русского общества.

Таким образом, слева и справа создаётся стереотип еврея как эксплуататора, мироеда, как человека, который ничего не создаёт, всегда живёт за чужой счёт, всегда суёт руку в чужой карман, и все его помыслы направлены на то, чтобы эксплуатировать местное, коренное население. Но это только общая основа, определение еврея как паразита, эксплуататора, капиталиста.

Часть славянофилов считает, что эта характеристика отражает характер евреев, их неспособность к производительному труду или творчеству.

Она связана также с мнением о существовании всемирной тайной еврейской организации – “кагала” или “мирового кагала”. Центр его в Париже. Называется он “Альянс Исраэлит Универсель”. И этот “еврейский альянс” – “Международный еврейский союз” является тем самым центром, который руководит всеми евреями для эксплуатации не только России, но и всего мира, для достижения господства евреев над миром. А это, по мнению славянофилов, и является основой иудаизма, главной целью еврейской религии и еврейской нации.

С другой стороны объяснение в радикальном лагере было несколько иным. Евреи по подходу своему, по складу своего ума, склонны всегда к схематическому мышлению и по этой причине находятся под влиянием Запада. Поэтому при объяснении социальных отношений они всегда были готовы поддерживать и следовать западным идеям формальной, пустой демократии, формальных прав, определённых какими-то книгами, кодексами, уставами, а не социальной сущностью самого общества.

Так пришли к выводу, что евреи являются носителями западного принципа, принципа, противного русской натуре. Но главное: в народническом лагере евреи изображались выразителями идей, которые ведут к развитию капитализма и разрушению общины, крестьянского мира, той социальной основы, на которой Россия должна базироваться и которая приведёт в конце концов к господству русского социального порядка, русской справедливости или даже русского социализма, отличного по своей природе от западных социалистических учений.

Только в противодействии капитализму, в отрицании капитализма – а ерей является самым ярким, самым крайним представителем капитализма – спасение России. Поэтому борьба против капитализма – это борьба против капиталиста-эксплуататора и, в первую очередь, борьба против эксплуататора-иноверца – “жида”. Он чужд “нам” не только по своей социальной натуре, но и по своей идее, по организации своего общества и т. д.

В итоге получилась весьма характерная картина. Народнические круги и круги русской радикальной интеллигенции, конечно, отличались друг от друга, там были люди разных мнений. Но по вопросу об отношении к евреям их мнения сходились. Они отражали тот же славянофильский подход и мнения, которые, в конечном счёте, были антиеврейскими. Имеются свидетельства, что даже в кругах радикальной интеллигенции и революционеров существовали явные и скрытые антиеврейские тенденции, которые были ясны немногим еврейским радикальным интеллигентам, принимавшим участие в движении конца 60-х и 70-х годов.

Однако в славянофильских кругах или в среде, связанной с официальной идеологией и с правыми кругами, всё революционное движение представлялось иногда как результат еврейского заговора. В конце концов, утверждали они, нигилизм, конечно, -- явление русское, но руководит этим движением, скрыто управляет им тот самый всемирный еврейский союз, который вынашивает планы подчинения еврейству всего мира. А нигилизм в России – только начало борьбы за еврейское господство. Поэтому в течение 70-х годов создаётся парадоксальное положение, при котором русская бюрократия и официальная политика более умеренны по отношению к евреям, чем радикальные группы слева и справа.

Во всяком случае, власти в царствование Александра II исходили из того, что евреи являются подданными Российской империи, и поэтому если не сегодня, то с течением времени нужно будет позаботиться о том чтобы они как-то включились в российское общество, стали частью его, а для этого нужно приобщить их к русской культуре, включить в общественную жизнь.

Об этом говорили многие бюрократы, это мнение высказывалось в печати. В то же время в печати – правой и левой – появлялись злобные нападки на евреев, доказывалось, что вообще не может быть и речи о том, чтобы евреи стали российскими гражданами. У них есть своя организация, свой Талмуд, и пока они не изменят Талмуд и свой образ жизни, не станут “есть вместе с нами”, пока они не приобщатся к “нашему” образу жизни, “нашим” праздникам, “мы” никоим образом не сумеем включить их в русское общество, в русскую культуру.

В итоге, когда в начале 80-х годов начинаются на юго-западе России, в десятках городов и местечек Украины, антиеврейские погромы, большая часть русской прессы и русского общественного мнения объясняет это народным гневом, восстанием эксплуатируемых масс против эксплуататоров. “Жиды -- паразиты”, “жиды -- эксплуататоры”, и в конце концов лопнуло, прорвалось народное терпение и поразило, побило врагов народа. Лишь очень немногие представители радикальной и либеральной русской интеллигенции придерживались другого мнения или осмеливались открыто заявить, что причина погромов не в “еврейской эксплуатации”, а в социальной и политической структуре Российского государства.

Во всяком случае, имеются доказательства, что развмвающийся правительственный и народный антисемитизм в царствование реакционера Александра III был поддержан большей частью русской публики, русского общественного мнения. В известном смысле Игнатьев15, Готовцев16 и те чиновники, которые подготавливали различные антиеврейские указы и законы, в большей степени использовали это мнение ( и вообще подход русского общества к еврейскому вопросу), чем сами создавали его. Они приспосабливались к тем выражениям антиеврейских настроений и антиеврейских суждений, которые в то время существовали и распространялись в русском обществе.

В 90-е годы для большей части российской интеллигенции становится ясно, что необходимо радикальное изменение официальной политики по отношению к евреям и только предоставление им политических и гражданских прав может привести к изменению структуры еврейского общества и к включению евреев в общественную и культурную жизнь России. Я сказал бы, что к концу 90-х годов, когда возникло освободительное движение, а с ним и целый ряд политических групп и партий, которые ставили своей целью борьбу против самодержавия, против политики правительства, в общественном мнении России появился совершенно новый подход к еврейству, евреям и пониманию их положения в России. В итоге большинство русской интеллигенции отмежёвывается от антисемитизма. С другой стороны, это ещё не означает, что многие представители русской интеллигенции были готовы признать право евреев на самоопределение, на осознание себя народностью, народом, национальной группой, равной в своём положении, в своей организации, скажем, финнам, полякам, армянам или другим национальностям и народам Российской империи. И то, что считается естественным для финнов, поляков, армян, грузин, рассматривают как проявление еврейского сепаратизма, бредовой идеи о существовании якобы какой-то единой еврейской нации. Вот почему среди большей части русской интеллигенции того времени, в основных политических партиях (кроме партии эсеров, возникшей в начале XX века) наблюдается крайне отрицательное отношение к еврейскому национальному движению и сионизму. Это движение не признаётся равным другим национальным течениям, как, например, в Финляндии и Польше. И кадеты, и социал-демократы продолжают поддерживать принципы русского политического централизма и поэтому не могут согласиться с признанием права еврейского народа на национальное самоопределение. С другой стороны, даже в кругах либеральной и радикальной интеллигенции существовало подозрительное отношение к евреям как к особой группе. Евреи, считали они, принимают слишком активное участие в политической и особенно в культурной жизни России. Если их будет еще больше среди журналистов, писателей, художников, артистов, это помешает сохранению и проявлению истинно русских основ. Чтобы предохранить Россию от такого развития событий, нужен, по выражению Петра Струве18, не антисемитизм, а асемитизм.

Асемитизм – это осторожность по отношению к семитскому влиянию. Евреи должны быть равноправными гражданами России, но “чересчур много евреев – это как чересчур много соли. Нужно удерживать евреев от чрезмерно активного участия в культурной и общественной жизни России.

“Дело Бейлиса”

Апофеозом и одновременно последним аккордом антисемитизма в дореволюционной Росси стало так называемое “дело Бейлиса”. В 1911 году в Киеве, в пещере находят труп гимназиста Андрея Ющинского. После долгих изысканий подозрение падает на Менделя Бейлиса, приказчика кирпичного завода еврея же Зайцева. Его обвиняют в ритуальном убийстве: по ложному преданию евреи использовали кровь христианских детей в ритуальных целях (кровавый навет). После долгой борьбы оголтелых черносотенных партий и здравого разума либеральной интеллигенции, Бейлис был всё-таки оправдан. Это дело показало как сильны были принципы антисемитизма в сознании русских людей. Но с другой стороны разумный и справедливый подход, приведший, подобно “делу Дрейфуса” во Франции, к полному оправданию русского еврейства от всех нелепых средневековых обвинений, позволил говорить о новой тенденции в российском обществе, тенденции, приведшей к окончательному уравнению в правах евреев в процессе Февральской революции. Но это, как говорится, совсем другая история.

Заключение

История межнациональных отношений в России подчас парадоксальна и очень запутана. Страна, представляющая собой огромный конгломерат наций, допустила в своей истории проявления такого просто позорного явления как антисемитизм. Но нельзя говорить, что Россия была единственной страной, где он процветал. Для времён, когда правовая система была условностью, это общественное явление не было редкостью, даже более того – страны, где антисемитизма не было вообще, были скорее исключениями, чем правилом. Но прошедшего не вернуть, хотя так бы хотелось всё исправить. Поэтому сегодня, чтобы не повторить ошибок своих предков нам необходимо всячески бороться с любыми проявлениями национального неравенства. К сожалению и в наши дни такое страшное явление как антисемитизм имеет место в жизни российского общества. Огромное количество националистических организаций, самыми крупными из которых являются РНЕ, Союз в поддержку армии и военной промышленности, Сталинский блок, Национал-большевистская партия Лимонова, группы Макашова и Баркашова, бросают тень на репутацию российской власти и русского народа. Не редкость национализм и за рубежом: несколько месяцев назад к власти в Австрии пришла неофашистская партия, на Украине и в Польше активно действуют нацобъединения УНА-УНСО, “Великий Рух”, “Речь Посполита Полеков”. Самым страшным проявлением антисемитизма в последнее время стала террористическая деятельность националистов. Так, в 1998 году в Москве была взорвана Хоральная синагога. К счастью, такие изуверские взгляды в России разделяют немногие.

От нас сегодня зависит будущее нашей страны, это – не новость. Но если мы хотим построить действительно правовое общество, мы просто обязаны предотвратить новые проявления антисемитизма и национальной нетерпимости. Лишь тогда Россия сможет встать на рельсы цивилизованного развития. А иного, я думаю, не дано.

Краткая Библиография

1.“История еврейского народа от пророков то исхода”, под ред. Проф. Шнейзона, Иерусалим, “Библиотека Алия”, 1997 год

2.“История еврейского народа от талмудической эпохи ди эмансипации”, под ред. Проф. Шнейзона, Иерусалим, “Библиотека Алия”, 1998 год

3.“Антисемитизм в Советском Союзе. Его корни и последствия”, материалы семинара, Иерусалим, “Библиотека Алия”, 1978 год.

4.“Евреи в России. Историографические очерки. Вторая половина XIX-XХ век”, под ред. М. Аграновской, М.: “Еврейский Университет в Москве” -- Иерусалим, “Гешарим”, 1994 год.

5.Дубнов С.М. “Краткая история евреев”, репринтнон изд., размножено УПИК “Патент”, Ужгород, 1995 год.

6.Профессор Ион-Йодер Закаштар-Шломдер “Катастрофа европейского еврейства”, часть 1-2, Иерусалим, “ Библиотека профессора Ион-Йодер Закаштар-Шломдер”

7.“Советский энциклопедический словарь”, М.: “Советская Энцикло-педия”, 1983 год

8.“Большая российская энциклопедия”, М.: “Российская энциклопедия”, 1999 год, тома 2, 3, 14, 29, 32

9.“Еврейская энциклопедия”, Иерусалим, “Шолом ишраэл”, 1997 год, том 1

10.М. Степанов. “Тёмная история. Дело Бейлиса”, журнал “За и против”, № 4/91

11.Натан Герцкович “Новое в антисемитизме”, журнал “Израильтянин в России – Иегуадим бен-Руссай”, №11/98

Использованы также многочисленная периодическая литература, предоставленная обществом “ТХИЯ”, материалы электронной “Энциклопедии Кирилла и Мефодия” 1998 и 2000 года и материалы всемирной компьютерной сети “Интернет”

Особую благодарность выражаю сотрудникам Общества еврейской культуры “ТХИЯ” Роне Израилевне Меннар ,Элле Моисеевне Молдавской, Александру Матвеевичу Цейтлину.

Особую благодарность выражаю сотрудникам Посольства Государства Израиль в России Роману Яковлевичу Познеру, Натану Соломоновичу Поркевичу, Эхуду Кармелю и консулу Консульства Израиля в Саратове Якову Дановичу Гольдману.



Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.