| |||||
МЕНЮ
| История развития языковИстория развития языковПлан Язык – основа культуры. Язык и писменность древней Греции. 2 Язык и языкознание в древнем Риме 9 Становление письменности на родных языках в западноевропейском культурном ареале. 12 Язык в раннесредневековой Западной Европе 17 Язык в эпоху позднего Средневековья 18 Византийское язык (4—15 вв.) 22 ЕВРОПЕЙСКОЕ ЯЗЫКИ 16—18 вв. 24 ЕВРОПЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 в. 27 Список литературы 31 Язык – основа культуры. Язык и писменность древней Греции. Европейская культура в основных своих истоках восходит к тому, что было создано древними греками на протяжении большого ряда веков. Грекам мы как европейцы обязаны не только своими системами письма, но и философией языка, риторикой, поэтикой, стилистикой. Созданная греками грамматика оказалась праматерью всех европейских грамматик. Протогреческие племена, среди которых особенно выделялись ахейцы и
ионийцы, появляются на территории нынешней Греции (как на материке, так и
на островах) к концу 3-го тыс. до н.э., оттесняя и частью ассимилируя
пеласгов. Они создают большой ряд государств, из числа которых наибольшего
прогресса достигают государства на о-ве Крит (Кнос, Фест, Агия-Триада, Критяне подчиняют себе ряд островов Эгейского моря. Они поддерживают
торговые и дипломатические связи с Египтом и государствами Передней Азии. На материке, где происходит складывание элладской культуры,
формирование греческих государств началось позже, лишь с 17 в. до н.э. Примерно в 1200 г. ахейцы совершают воспетый Гомером поход на Трою, которую они разрушают до основания. С конца 13 в. происходит быстрый упадок элладских государств. С севера вторгаются греческие племена дорийцев, стоявших на более низком уровне развития. Свою независимость смогли сохранить только Афины, куда и бежали многие из побеждённых ахейских государств. С началом экономического и культурного роста городов-государств стал
ощущаться избыток городского населения, возникла необходимость создания
многочисленных колоний за пределами Греции, в том числе и в южной Италии, Решающее для всей греческой и европейской цивилизации имело создание на основе финикийского письма греческого алфавита со специальными знаками для гласных (9 или 10 в. до н.э.). Древнейшие дошедшие до нас его памятники относятся к 8 в. до н.э. Появление письменности привело к бурному росту поэтики, риторики, философии, пробудило интерес к проблемам языка. Попытки осмысления значения слов отмечаются, начиная с Гомера и Высок был интерес к практическим аспектам использования языка. В 5 в. до
н.э. зарождается наука об ораторском искусстве — риторика. Главным методом
обучения языку в этот период становится чтение классических и уже
устаревающих поэтических текстов с их комментированием. Так формируются
зачатки филологии. Начинается деятельность по собиранию и объяснению глосс Для лингвистических занятий была характерна замкнутость на материале только греческого языка, свойственная и дальнейшим этапам развития античной лингвистической мысли. Для начального этапа становления науки ещё была свойственна разрозненность и несистематизированность наблюдений над языком. Главная тема споров древнегреческих философов — характер связи между словом и предметом (между сторонниками принципа наименования physei ‘по природе’ и принципа nomo‘по закону’ или thesei ‘по установлению’). Гераклит выражал веру в истинность речи, Парменид признавал речь людей ложной с самого начала, Демокрит был сторонником наименований по установлению, но выступал против крайностей представителей этой точки зрения. Софист Горгий утверждал глубокое различие между словами и предметами. Продик проповедовал безразличие имён самих по себе, приобретение ими ценности лишь в правильном употреблении. Антисфен, ученик Сократа, видел в исследовании слов основу обучения. В ходе этих споров формулировались и первые лингвистические наблюдения. Ценнейший вклад в развитие языка и в теорию языка внёс Платон (420—347
до н.э.). Ему принадлежит наиболее интересный для истории лингвистической
мысли диалог “Кратил”, центральное место в котором занимает вопрос об
отношении вещи и её наименования. В диалоге Платон сталкивает позиции Он открывает понятие внутренней формы (мотивировки) слова, разграничивая слова непроизводные (немотивированные) и производные (мотивированные). Ему принадлежит идея об ассоциации между отдельными звуками слова и качествами и свойствами вещей (идея звукосимволизма). В последующих произведениях возрастает скепсис Платона относительно того, что слова могут служить источниками знаний о предметах, и, наоборот, более категоричными становятся утверждения о тождестве между выражаемой мыслью и словом. Аристотель первым исследует типы связи значений внутри полисемичного слова, а также многозначность падежей и др. грамматических форм. Им делается утверждение о соответствии значения внеязыковой реальности. Аристотель проводит разграничение трёх “частей словесного изложения”:
звука речи, слога и слов разных разрядов. Он выделяет четыре разряда слов Аристотель указывает на случаи несовпадения предложения (logos) и суждения. Существенный вклад в формирование основ языкознания внесли философы
эллинистического периода (3—1 вв. до н.э.), особенно представители
стоической школы (Зенон, Хрисипп, Диоген Вавилонский). Стоики были по
преимуществу философами и логиками, но они разрабатывали свои учения на
базе языкового материала (и особенно явлений грамматической семантики). В
строении предложения и в классах слов они искали отражение реального мира. В целом греческая философия 5—1 вв. до н.э. сыграла значительную роль в формировании логицистского подхода к языку, который на протяжении более двух — двух с половиной тысяч лет характеризовался острым вниманием к онтологическим и гносеологическим аспектам изучения языка, подчёркиванием приоритета функциональных критериев в выделении, определении и систематизации явлений языка, невниманием и безразличием к изменениям языка во времени и к различиям между конкретными языками, утверждением принципа универсальности грамматики человеческого языка. Философы искали гармонию между языковыми и логическими категориями. Древнегреческим философам этого времени принадлежат идеи о сопряжении обозначающего, обозначаемого и предмета. Для них нет отдельных теории суждения и теории предложения, они не разграничивают логическое и лингвистическое знание. Им присущ синкретизм термина logos, обозначающего и речь, и мысль, и суждение, и предложение. Они не расчленяют логические, синтаксические и морфологические характеристики единиц речи (хотя и могут акцентировать в той или иной концепции один из аспектов взятого в целостности явления). На базе достижений философов и языковедческой практики в
эллинистический период возникает филология, призванная изучать, готовить к
критическому изданию и комментировать памятники классической письменности. В её недрах создаётся грамматика как самостоятельная дисциплина, изучающая по преимуществу формальные аспекты языка (а не его смысловые аспекты, в отличие от философии). Она обособилась в самостоятельную науку благодаря деятельности Александрийской грамматической школы, сыгравшей гигантскую роль в закладывании основ европейской языковедческой традиции. Грамматика того времени представляет собой по существу аналог современной описательной лингвистики. В борьбе со сторонниками принципа аномалии (пергамскими философами-стоиками Кратетом Малосским и Секстом Эмпириком) александрийцы активно отстаивают принцип аналогии как основы описательно- классификационной и нормализаторской деятельности. С их деятельностью связан также расцвет лексикографии. В это время
активно собираются и подвергаются толкованию глоссы (устаревшие слова —
glossai и слова, ограниченно понятные, — lekseis. Выдающимися
лексикографами эллинистического периода были Зенодот Эфесский, Аристофан Алексадрийцы прослеживали языковые регулярности в классических текстах, стремясь отделить правильные формы от неправильных и выдвигая на этой основе принцип аналогии (Аристофан Византийский, особенно авторитетный в языковедческих проблемах Аристарх Самофракийский). Ими детально разрабатываются парадигмы склонения и спряжения. В александрийской школе была создана первая в европейской науке
систематическая грамматика (Techne grammatike ‘Грамматическое искусство’)
ученика Аристарха Дионисия Фракийца (170—90 до н.э.). В этом труде
определяются предмет и задачи грамматики, излагаются сведения о правилах
чтения и ударения, о пунктуа-ции, приводится классификация согласных и
гласных, даётся характеристика слогов, формулируются определения слова и
предложения, даётся классификация частей речи (8 классов, выделенных
главным образом на морфологической основе, с учётом лишь в отдельных
случаях синтаксического и семантического критериев). Автор тщательно
описывает категории имени и глагола, приводит сведения о словообразовании
имён и глаголов. Он различает артикль и местоимение, выделяет предлог и
наречие в самостоятельные части речи, подробно классифицирует наречия,
отнеся к их числу частицы, междометия, отглагольные прилагательные. Язык и языкознание в древнем Риме Латинское письмо появляется в 7 в. до н.э. скорее всего под влиянием греков, издавна имевших в Италии свои колонии. Собственно латинский алфавит сложился в 4—3 вв. до н.э. Постепенно он усовершенствуется (государственный деятель Аппий Клавдий, учитель Спурий Карвилий, поэт Квинт Энний). Получило развитие рукописное письмо (использовались письмо эпиграфическое, разновидности маюскульного капитального письма: рустичная, квадратная, унциал; маюскул был постепенно вытеснен минускулом — полуинциалом, новым римским курсивом). Грамотность была широко распространена в римском обществе. Латинское письмо письмо послужило источником письменностей на многих новых европейских языках (преимущественно в странах, где проводником христианской религии была римская церковь). Особое место в римском языкознании занимает крупнейший учёный Марк Впервые выделяются исходная форма имени (именительный падеж) и исходная форма глагола (первое лицо единственного числа настоящего времени в изъявительном наклонении действительного залога). Различаются слова склоняемые (изменяемые) и несклоняемые (неизменяемые). С опорой на морфологические признаки выделяются четыре части речи:
имена, глаголы, причастия, наречия. Варрон делает тонкие замечания в адрес
аномалистов по поводу соотношения грамматического рода и биологического
пола, числа грамматического и числа предметов. Он доказывает наличие в
латинском языке отложительного падежа (ablativus) и устанавливает роль его
показателя в определении типа склонения существительных и прилагательных. В последний век Республики к проблемам языка обращаются многие
писатели, общественные и государственные деятели (Луций Акций, Гай Луцилий, На рубеже 4 и 5 вв. публикуется трактат Макробия “О различиях и сходствах греческого и латинского глагола”. Это была первая специальная работа по сопоставительной грамматике. В связи с распадом Римской империи в конце 4 в. центр лингвистических
занятий переместился в Константинополь. Здесь в начале 6 в. появилась самая
значительная латинская грамматика древности — “Institutio de arte
grammaticae” Присциана, состоявшая из 18 книг. Автор опирается на Аполлония Грамматика Присциана подводила итог исканиям и достижениям античного
языкознания. Его курс использовался в преподавании латинского языка в Учения о языке, сложившиеся в Греции и Риме, представляют собой две взаимозависимые и вместе с тем вполне самостоятельные составляющие единой средиземноморской языковедческой традиции, образовавшие исходную, античную ступень в формировании единой европейской лингвистической традиции. Но история европейской традиции — в связи с расколом уже в раннем
средневековье христианской церкви, в связи с наличием большого ряда
несходств исторического, экономического, политического, культурного,
этнопсихологического, социолингвистического характера между “латинским” Первая из них (западноевропейская) имела в качестве источников труды Другая (восточноевропейская) традиция черпала свои идеи преимущественно в трудах Дионисия Фракийца и Аполлония Дискола в их византийской интерпретации и в деятельности по переводу прежде всего с греческого на родные языки или на близкородственный литературный (как это было у южных и восточных славян). Предпочтение отдавалось византийским богословско-философским авторитетам. На европейском Западе интерес к византийским достижениям в языкознании и философии пробудился в основном в основном лишь в гуманистическую эпоху. На Востоке же Европы интерес к достижениям западной логической и грамматической мысли появился в период восточноевропейского Предвозрождения и западного реформаторского движения, т.е. и в одном, и в другом случаях в конце Средневековья. Становление письменности на родных языках в западноевропейском культурном ареале. Письмо появляется у того или иного народа, в той или иной культуре, как правило, в связи с возникновением необходимости удовлетворять потребности его духовно-познавательной деятельности и государственности. По отношению к народам Европы целиком сохраняет свою справедливость распространённая в истории мировой культуры формула “За религией следует алфавит”. На её Востоке было принято от Византии христианство в форме, которая допускала возможность богослужения на родном языке и поощряла создание своего алфавита на основе греческого и перевод церковных текстов на родной язык. На её Западе проводником христианства был Рим, проповедовавший принцип „трёхъязычия” (освящённые авторитетом Библии и христианской церкви древнееврейский, греческий и латинский языки). Здесь в религиозном обиходе в основном использовался только латинский язык (часто в региональной разновидности) и при необходимости создавалась своя письменность (сперва во вспомогательных целях), опирающаяся на постепенное, первоначально чисто стихийное приспособление латиницы к родному языку, фонологическая система которого существенно отличается от латинской. Все европейские системы письма возникали на основе заимствования Формирование письменностей на основе латиницы представляло собой долгий и противоречивый процесс стихийного приспособления знаков латиницы к иного рода системам фонем, протекавший при отсутствии на начальном этапе предварительного осмысления принципов отбора имевшихся графем и придания им в необходимых случаях других функций, при отсутствии заранее составленного свода правил графики, регулирующей соответствия между графемами и фонемами, и тем более при отсутствии орфографии, унифицирующей написание конкретных слов. Между культурными центрами (как правило, монастырями) и школами переписчиков шла острая конкурентная борьба, связанная с отстаиванием тех или иных графических приёмов. Создание письменности на базе латиницы проходило следующие основные этапы: записывание местными письменами в текстах на латинском языке собственных имён (топонимов и антропонимов) и других слов; вписывание на полях или между строк латинских текстов переводов на родной язык отдельных слов (глосс), словосочетаний и целых предложений; переводы религиозных (а впоследствии и светских) текстов на родной язык; создание оригинальных текстов различных жанров на родном языке. Раньше всего письмо возникло в Ирландии. Здесь в 3—5 вв. (до принятия христианства) использовалось огамическое письмо (оно заключалось в нанесении определённого числа и размера насечек, расположенных под определённым углом к ребру камня). Близкая к идеалу фонографичность этой системы письма свидетельствует о гениальности её создателей. В 5 в. ирландцы принимают христианство и в начале 6 в. создают своё письмо на латинской основе, используемое монахами для записи религиозных произведений и эпоса. Здесь, в условиях культуры с отсутствием резкой конфронтации христианства и язычества, проповедуется идея “четвёртого” языка. К 8 в. огамическое письмо полностью вытесняется. В дополнение к латинским литерам классической поры используются диграфы для обозначения дифтонгов и для фиксации возникших в результате недавних звуковых переходов щелевых согласных. Приняты удвоенные написания для обозначения глухих смычных согласных в середине и конце слов. Изобретаются способы передачи сочетанием букв мягкости согласных после задних гласных и твёрдости согласных после передних гласных. Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|