реферат, рефераты скачать
 

Административно-правовое регулирование в социально-культурной сфере


Административно-правовое регулирование в социально-культурной сфере




Кафедра управления, административного права и административной деятельности ОВД


Дисциплина: Административное право






Реферат

 «Административно-правовое регулирование в социально-культурной сфере»

Введение


Культурно-воспитательная функция относится к числу важнейших внутренних функций государства. Ее реализация включает создание и под­держание благоприятных условий и возможностей для получения каждым гражданином образования, соответствующего принятым в государствен­ном стандарте. Важность данной функции обусловливается тем, что в на­стоящее время без образования немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности. От уровня образованности населения и качества образова­ния непосредственно зависит поступательное развитие общества и госу­дарства. Именно поэтому в РФ область образования провозглашена при­оритетной.

Нормативно-правовой основой в данной сфере управления являются Конституция РФ, Федеральные законы РФ «Об образовании», «О выс­шем и послевузовском профессиональном образовании»; «О науке и госу­дарственной научно-технической политике», Указы Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти», по­становления Правительства РФ «Вопросы Министерства образования и науки РФ», «Вопросы Федерального агентства по образованию» а также другие постановления Правительства, регулирующие статус федеральных органов исполнительной власти.


1.     Понятие, содержание и административно-правовые основы

управления образованием и наукой.


Культурно-воспитательная функция относится к числу важнейших внутренних функций государства. Ее реализация включает создание и под­держание благоприятных условий и возможностей для получения каждым гражданином образования, соответствующего принятым в государствен­ном стандарте. Важность данной функции обусловливается тем, что в на­стоящее время без образования немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности. От уровня образованности населения и качества образова­ния непосредственно зависит поступательное развитие общества и госу­дарства. Именно поэтому в РФ область образования провозглашена при­оритетной.

Нормативно-правовой основой в данной сфере управления являются Конституция РФ, Федеральные законы РФ «Об образовании», «О выс­шем и послевузовском профессиональном образовании»; «О науке и госу­дарственной научно-технической политике», Указы Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти», по­становления Правительства РФ «Вопросы Министерства образования и науки РФ», «Вопросы Федерального агентства по образованию», а также другие постановления Правительства, регулирующие статус федеральных органов исполнительной власти.

Образование представляет собой целенаправленный процесс воспи­тания и обучения в интересах человека, общества, государства. Под полу­чением образования понимается достижение и подтверждение обучаю­щимся определенного образовательного уровня, который удостоверяется соответствующим документом. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ.

Наука как элемент общественного сознания и специфический вид творческой общественной деятельности, познавая многообразие окру­жающей действительности, генерирует не только новые концепции, идеи, но и формирует теоретико-методологическую основу преобразования со­циальной практики. Общемировая тенденция возрастания роли науки в со­циальном развитии выражается в повышении интеллектуального уровня и культуры материального производства. Государственное управление нау­кой необходимо потому, что производительные силы общества достигли таких масштабов, что нерегулируемое их развитие может вызвать необра­тимые изменения в нормальной жизнедеятельности людей на региональ­ном и более того — на планетарном уровне.

Государственная политика в области образования и науки основы­вается на следующих основных принципах:

•  гуманистический характер образования;

•  приоритет общечеловеческих ценностей;

•  воспитание   гражданственности,   трудолюбия,   любви   к   Родине и семье;

• единство федерального культурного и образовательного пространства;

•  общедоступность и светский характер образования в государствен­ных и муниципальных образовательных учреждениях;

•  свобода и плюрализм в образовании; автономность образовательных учреждений.

Организационной основой этой политики является Федеральная про­грамма развития образования, утверждаемая федеральным законом.

Реализация государственной политики в области образования обеспечивается системой образования, основными элементами которой являются:

а)  преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности;

б)     образовательные    учреждения    различных    организационно-правовых форм, типов и видов;

в) органы управления образованием, подведомственные им учрежде­ния и организации.

Управление образованием представляет собой исполнительную и распорядительную деятельность компетентных органов, направленную на непосредственное осуществление государственной политики в области об­разования.

Современное управление наукой осуществляется комплексно, т. е. с точки зрения проведения единой государственной политики, направлен­ной на научное обеспечение развития всей инфраструктуры общества.

Основными целями государственной политики в области науки являются:

•  развитие, рациональное размещение и эффективное использование научного потенциала;

•  увеличение вклада науки и техники в реализацию важнейших соци­ально-экономических задач;

•  укрепление обороноспособности и безопасности личности, общества и государства;

•  упрочнение взаимосвязи науки и образования.

Единую государственную научную и образовательную политику реализуют федеральные органы исполнительной власти общей, надотраслевой и отраслевой компетенции.

В соответствии с Указом Президента РФ «О системе и структуре фе­деральных органов исполнительной власти» Министерство образования и науки РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находя­щихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собствен­ности, патентам и товарным знакам; Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки; Федерального агентства по науке и инноваци­ям; Федерального агентства по образованию.

Правовое положение Министерства образований и науки РФ.

В соответствии с постановлением Правительства РФ «Об утвержде­нии Положения о Министерстве образования и науки РФ» Министерство образования и науки РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной полити­ки и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федераль­ных центров науки и высоких технологий, государственных научных цен­тров и наукоградов, интеллектуальной собственностью, а также в сфере молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образова­тельных учреждений.

Министерство образования и науки РФ осуществляет следующие полномочия:

1) проявляет законодательную инициативу по вопросам, относящим­ся к установленной сфере ведения Министерства и подконтрольных ему федеральных служб и агентств;

2) самостоятельно регулирует порядок подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, а также рабочих и специалистов в феде­ральных образовательных учреждениях.

Министерство образования и науки РФ выполняет следующие функции:

Утверждает Перечень профессий (специальностей); положение и порядок создания филиалов федеральных государственных учреждений высшего и среднего профессионального образования, положения об аспи­рантуре и докторантуре в высших учебных заведениях и научных органи­зациях, федеральные компоненты государственных образовательных стан­дартов, федеральные требования к содержанию образования, общеобразо­вательным и профессиональным образовательным программам, учебным планам и другие нормативные правовые акты по другим вопросам в уста­новленной сфере деятельности Министерства и подведомственных Мини­стерству федеральных служб и федеральных агентств.

 Проводит конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание ус­луг, проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд.

 Обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере дея­тельности.

 Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и пол­ное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный срок.

 Обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную тайну.

 Обеспечивает мобилизационную подготовку Министерства, а также контроль и координацию деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и агентств.

 Организует профессиональную подготовку, переподготовку, по­вышение квалификации и стажировку работников Министерства.

 Взаимодействует с органами государственной власти иностран­ных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности.

Осуществляет в соответствии с законодательством РФ работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных докумен­тов, образовавшихся в процессе деятельности Министерства и т.д.

Министерство образования и науки РФ в целях реализации полно­мочий в установленной сфере деятельности имеет право:

1. Запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необ­ходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Министер­ства вопросам.

2.  Учреждать в установленном порядке знаки отличия в сфере обра­зования и науки и награждать ими работников в указанных областях.

3.  Привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Министерства, научные и иные органи­зации, ученых и специалистов.

4.  Создавать координационные и совещательные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установ­ленной сфере деятельности.

5.  Учреждать печатные средства массовой информации для публика­ции нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, подведомственных федераль­ных служб и федеральных агентств.

6.  Министерство образования и науки РФ в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом.

Министерство образования и науки РФ возглавляет министр, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство образования и науки РФ полномочий и реализацию госу­дарственной политики в установленной сфере деятельности.

Министр осуществляет следующие полномочия:  

·                   распределяет обязанности между своими заместителями;

·                   утверждает положения о структурных подразделениях Министер­ства;

·                   в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников Министерства;

·                   решает в соответствии с законодательством РФ о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Министерстве;

·                   утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Министерства в пределах установленных Правительством РФ фонда опла­ты труда и численности работников, смету расходов на его содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, преду­смотренных в федеральном бюджете и другие полномочия.

Органы, осуществляющие административно-правовое регулирование управления образованием и наукой

Согласно постановлению Правительства РФ от 6 апреля 2004 г., Фе­деральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и то­варным знакам находится в ведении Министерства образования и науки и является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, включая патенты и товарные знаки.

Основными функциями Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам являются:

а) обеспечение установленного порядка предоставления в РФ право­вой охраны объектам интеллектуальной собственности, а также порядка их использования;

б)  осуществление контроля и надзора за проведением экспертизы заявок на объекты интеллектуальной собственности и выдача охранных документов в установленном законодательством РФ порядке;

в)  регистрация прав на объекты интеллектуальной собственности, а также лицензионных договоров и договоров уступки, прав в сфере интел­лектуальной собственности и публикация сведений о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности;

г) осуществление контроля и надзора за соблюдением порядка упла­ты патентных пошлин и регистрационных сборов;

д) проведение аттестации и регистрация патентных поверенных РФ и осуществление контроля за выполнением ими требований, предусмотрен­ных законодательством РФ.

Федеральное агентство по науке и инновациям находится в ведении Министерства образования и науки, является федеральным органом ис­полнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государст­венных услуг, по управлению государственным имуществом и правопри­менительные функции в сфере научной, научно-технической и инноваци­онной деятельности. Положение данного органа регулируется постановле­нием Правительства РФ «О Федеральном агентстве по науке и инноваци­ям» от 16 июня 2004 г.

Федеральное агентство по науке и инновациям осуществляет:

·                   реализацию единой государственной политики и оказание государ­ственных услуг при проведении фундаментальных и прикладных исследо­ваний, а также в процессе разработки перспективных технологий обще­гражданского назначения для отраслей экономики и социальной сферы;

·                   реализацию мер по государственной поддержке деятельности госу­дарственных научных центров, федеральных центров науки и высоких технологий, функционирования уникальных стендов и установок, а также развития экспериментальной и приборной научной базы и системы цен­тров коллективного пользования;

·                   организацию работ по использованию государственных ресурсов научно-технической информации, информационному обеспечению науч­ной, научно-технической и инновационной деятельности.

·                   Федеральное агентство по науке и инновациям руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционны­ми законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Прави­тельства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Министерства образования и науки РФ, а также настоящим Поло­жением.

·                   Федеральное агентство по науке и инновациям осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местно­го самоуправления, общественными объединениями и иными организа­циями.

Согласно постановлению Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. Фе­деральное агентство по образованию находится в ведении Министерства образования и науки РФ, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере образования, воспитания и молодежной политики. Федеральное агентство по образованию осуществляет:

а)  организацию деятельности образовательных учреждений общего, профессионального и дополнительного образования по оказанию государ­ственных услуг в области образования;

б) организацию повышения квалификации и переподготовки научно-педагогических работников государственных учреждений высшего про­фессионального образования и государственных научных организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки нахо­дится в введении Министерства образования и науки, является федераль­ным органом исполнительным власти, осуществляющим функции по кон­тролю и надзору в области образования и науки.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки руко­водствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными кон­ституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Министерства образования и науки РФ, а также на­стоящим Положением.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуще­ствляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъ­ектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объедине­ниями и иными организациями.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуще­ствляет следующие полномочия:

·                   за исполнением законодательства РФ в области образования, науки, научно-технической деятельности, молодежной политики, аттестации на­учных и научно-педагогических кадров;

·                   за качеством образования в образовательных учреждениях и подго­товки выпускников образовательных учреждений по завершении каждого уровня образования;

·                   за деятельностью советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), ученых (научно-технических) со­ветов образовательных учреждений, научных учреждений и организаций по вопросам присвоения ученых званий работникам образовательных уч­реждений, научных учреждений и иных организаций.

 Взаимоотношения органов внутренних дел с органами управления образования и науки.

МВД России является одним из ведомственных органов управления образованием Российской Федерации. Ему подведомственна широкая сеть учебных заведений, главной задачей которой является подготовка высоко-квалифицированных специалистов, способных творчески и на высоком уровне решать задачи и осуществлять функции, возложенные на данное министерство. Многообразие этих задач обусловливает сложность системы учебных заведений, подведомственных МВД России.

ОВД оказывают содействие органам управления образованием в осуществлении обязательного основного общего образования, в выявлении детей, которые не учатся, оказывают необходимую помощь в определении их в образовательное учреждение и др.

ОВД сотрудничают с органами управления образованием в воспита­нии так называемых «трудных» детей (путем обмена информацией, прове­дения совместных мероприятий и др.).

Работники ОВД ведут пропаганду российского законодательства среди учащихся, выступают перед ними по вопросам охраны обществен­ного порядка, пропагандируют правила дорожного движения и поведения детей в общественных местах и т.д.

Административно-правовое регулирование управления культурой

Конституция РФ гарантирует каждому гражданину право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Под культурой в широком смысле слова принято понимать социаль­но-культурный облик общества — состояние в нем науки, искусства, обра­зования, просветительской работы и т.д. Содержание культуры составляют культурные ценности: нравственные и эстетические идеалы, нормы и об­разцы поведения; языки, диалекты и говоры; национальные традиции и обычаи; фольклор, художественные промыслы и ремесла; произведения культуры и искусства; имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии; уникальные в историко-культурном отношении территории, объекты и др.

При организации государственного управления в понятие «культу­ра» вкладывается более узкий смысл, означающий одну из отраслей соци­ально-культурного строительства. Значение последней заключается в том, что, как свидетельствует мировой опыт, не может быть сильного государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного на­следия, поощрения и развития искусства, свободы творческой деятельно­сти, без обеспечения возможностей для граждан широко пользоваться культурными благами.

Государственная культурная политика (политика в области куль­турного развития) представляет собой совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также собственно деятельность государства в области культуры.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.