реферат, рефераты скачать
 

Административное право


Административное право

Кафедра Управления, административного права и административной деятельности ОВД


дисциплина: Административное право





Реферат

по теме № 1: «Введение в административное право»

Литература:

1.                 Кудин В.А., Канибер Ю.Н., Сойников С.А. Административное право. Учебник. Часть 1. М., 2005.

2.                 Конин Н.М. Административное право России. Курс лекций. М., 2004.

3.                 Агопов А.Б. Административное право. Учебник. М., 2004.

4.                 Хаманева Н.Ю. Административное право РФ. Учебник. М., 2004.

5.                 Попов Л.Л., Административное право. Учебник. М.,2004.


 

Введение

Общественные отношения всегда выступали в качестве объекта норма­тивного регулирования, что обусловлено их природой. Средствами их регули­рования могут быть различные социальные нормы: морали, права, обществен­ных объединений, религиозные, обычаи и др. Среди этих регуляторов особое место занимают нормы права, которые осуществляют воздействие на общест­венные отношения через особый механизм правового регулирования, обеспе­чивающий перевод общих правил в конкретные права и обязанности.

Наиболее значимые для общества отношения объективно требуют юри­дического вмешательства государства и обеспечиваются нормами публичного права, в предмет которого входят: основы государственно-конституционного устройства; функционирование государства и его органов; институты граждан­ского общества; системы и органы местного самоуправления; правотворческий и правоприменительный процесс; судебная система; международные отноше­ния. Публичное право призвано обеспечивать и охранять общие интересы госу­дарства.

Одной из наиболее объемных отраслей российского публичного права является административное право. Административное право часто называют управленческим правом, что обусловлено предметом его правового регулиро­вания. Оно регламентирует управленческую деятельность, широкий круг обще­ственных отношений по поводу организации и деятельности органов государ­ственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц.

Административное право представляет собой одну из самых сложных, крупных базовых отраслей российского права, так как деятельность органов го­сударственного управления затрагивает интересы практически всех субъектов общественных отношений.

Темой введение в административное право мы начинаем изучать одну из общеюридических учебных дисциплин, которая называется «Административное право Российской Федерации». Термин «администрировать», «администрация» имеют латинское происхождение. В переводе на русский язык они обозначают «управление», «руководство». Администратор - это управляющий, хотя в современном деловом лексиконе все чаще используется его синоним – «менеджер».

Человеческое общество всегда нуждалось в управленческом, упорядочивающем общественные отношения и поведение людей воздействии. В этих целях общество создавало субъекты управленческого воздействия, к которым относится, прежде всего, государство, общественные формирования, органы местного самоуправления, а также иные структуры, обеспечивающие управление на уровне семейно-родовых  и иных неформальных отношений. Наиболее важные виды управленческой деятельности, такие, как государственное, муниципальное управление, управление общественными объединениями, урегулировано нормами различных отраслей права. Вопросы управления составляют предмет правового регулирования таких отраслей права, как конституционное право, муниципальное право, гражданское право, финансовое право и многих других отраслей права. При изучении административного права мы должны сформировать системное представление и комплекс знаний о государственном управлении как функции исполнительной власти, во всем многообразии форм и методов управленческой деятельности органов государственного управления.

Вопрос 1. Административное право как отрасль права и наука.

Административное право представляет собой одну из самых сложных, крупных базовых отраслей российского права, так как деятельность органов го­сударственного управления затрагивает интересы практически всех субъектов общественных отношений.

В настоящее время разработано большое число дефиниций, определяю­щих административное право, что создает определенные трудности выбора по­нятийного аппарата. В научной литературе административное право определя­ется как отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации исполнительно-распорядительной дея­тельности органов государственного управления. Данное определение дает об­щее представление об административном праве, но для его уточнения необхо­димо проанализировать предмет и метод административного права. Предмет и метод правового регулирования и обособленная нормативная база выступают критериями деления российского права на отрасли.

Предмет административного права — совокупность общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в процессе прак­тической реализации государственного управления, урегулированная нормами административного права.

Общественные отношения, которые образуют предмет административно­го права, имеют сложный, комплексный характер, им свойственны следующие особенности.

1. Эти отношения носят публично-правовой характер и возникают в свя­зи с практической реализацией органами исполнительной власти своих полно­мочий. Государство определяет пределы своего вмешательства в общественную жизнь: с одной стороны, эти пределы обусловлены необходимостью обеспечить реализацию публичных интересов; с другой — обязанностью обеспечить авто­номию личности в гражданском обществе.

2.  Административное право регулирует общественные отношения в осо­бой области государственной жизни — сфере государственного управления. При этом под государственным управлением понимается деятельность органов исполнительной власти. Эта деятельность носит разносторонний характер и осуществляется в экономической, административно-политической и социально-культурной сферах. Кроме того, сюда же примыкает и система местного само­управления.

3.  Административным правом регулируются также отношения управлен­ческого характера, которые возникают за рамками деятельности органов ис­полнительной власти, однако носят исполнительно-распорядительный харак­тер. Примером может служить деятельность Председателя Государственной Думы по организации работы ее комитетов и комиссий, а также деятельность председателя суда по распределению дел, подлежащих рассмотрению, между судьями и т.п. Эти отношения традиционно называются внутриорганизационными.

4.  Административное право регулирует, в основном, отношения, в кото­рых изначально исключено юридическое равенство участников — властные от­ношения. Одним из участников отношений выступает обязательный субъект, наделенный государственно-властными полномочиями. Исключения составля­ют административно-договорные отношения, но их удельный вес в общей мас­се управленческих отношений слишком мал.

5.  Административное право осуществляет регулирующее воздействие на общественные отношения во взаимодействии с нормами других отраслей рос­сийского права. Примером может быть взаимодействие с нормами трудового права при регулировании вопросов государственной службы.

Будучи главным критерием деления права на отрасли, предмет правового регулирования все же не позволяет провести окончательное деление системы права на составляющие элементы. Наряду с предметом правового регулирова­ния, выделяется его метод, который является основанием, позволяющим про­вести отраслевую классификацию. Метод правового регулирования находит свое выражение в порядке установления субъективных прав и юридических обязанностей; в степени их конкретизации и определенности; путях и средствах обеспечения субъективных прав и юридических обязанностей в сфере государ­ственного управления и позволяет понять механизм воздействия администра­тивно-правовых норм на управленческие отношения.

В настоящее время не сложилось единого подхода к определению метода правового регулирования. Существует мнение, что каждая отрасль российского права обладает своим автономным, индивидуальным средством правового воз­действия. В этой связи может идти речь о конституционно-правовом, админи­стративно-правовом, уголовно-правовом, гражданско-правовом и других мето­дах правового регулирования. С другой точки зрения, все отрасли права ис­пользуют единый правовой инструментарий, общие средства, и речь следует вести об определенном их соотношении применительно к конкретной отрасли российского права. Такой подход видится более приемлемым.

Так, каждая отрасль российского права в своей деятельности использует следующие методы: запрет, предписание, дозволение.

Запрет предполагает возложение обязанности воздержаться от опреде­ленного варианта поведения под угрозой применения мер государственного принуждения. В этом случае происходит сужение свободы действий субъектов управленческой деятельности. Так, в Кодексе РФ об административных право­нарушениях содержатся нормы, которые устанавливают составы администра­тивных правонарушений, за совершение которых виновные привлекаются к ад­министративной ответственности.

Предписание как метод правового регулирования предполагает возложе­ние на субъект управленческой деятельности обязанностей, определенных ад­министративно-правовыми нормами. Подобная характеристика роднит предпи­сание с запретом, однако, разница заключается в том, что последнее требует от субъекта воздержаться от определенного варианта поведения. Доминирование предписания среди средств административно-правового регулирования обу­словлено сущностью управленческих отношений, которые называют властеот-ношениями, отношениями, для которых характерен обязательный субъект, на­деленный полномочиями государственно-властного характера.

Дозволение — это предоставление участникам управленческих отноше­ний возможности самим выбрать наиболее приемлемый вариант поведения в тех пределах, которые определены нормами административного права. Это не вседозволенность, не бесконтрольное поведение субъектов правовых отноше­ний, а предоставление им свободы выбора в определенных рамках.

Метод административного права — это определенное соотношение запрещающих, предписывающих и дозволяющих средств. Индивидуализация этого соотношения зависит от конкретного управленческого дела, ситуации. При этом наблюдаются общие тенденции развития системы административно-правовых средств. Так, все шире применяются дозволительные средства, что обусловлено федеративным устройством российского государства, отнесением административного и административно-процессуального права к предмету со­вместного ведения и компетенции Российской Федерации и ее субъектов.

Тенденция все более широкого применения дозволительного метода не означает, что позиции императивных средств будут ослабевать. Речь должна идти о принципе разумной достаточности в определении средств воздействия на управленческие отношения.

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что для административно-правового метода характерно следующее:

1.   Метод административного права представляет собой определенное со­отношение предписания, запрета и дозволения.

2.   Методу административного права наиболее присущи правовые сред­ства распорядительного типа.

3.   Метод административного права предполагает одностороннее воле­изъявление одного из участников регулируемого отношения. Данное свойство связано с наличием субординационных связей в управлении.

4.   Метод административного права не исключает использования диспозитивных средств, которые основаны на равенстве участников регулируемых отношений. Это вызвано необходимостью учета интересов их участников на основе добровольного согласия. Выбор варианта поведения в пределах, опреде­ленных правовыми нормами, повышает уровень самоорганизации управленче­ской системы.

5.  Сфера применения метода административного права будет расширять­ся. Это обусловлено его реформированием, наличием диспозитивных начал, что позволяет регулировать экономические отношения в условиях действия рынка.

Метод административного права — это совокупность предписывающих, запрещающих и дозволительных средств воздействия административно-правовых норм на управленческие отношения.

С учетом вышеизложенного, административное право можно опреде­лить как совокупность юридических норм, регулирующих отношения в сфере государственного управления и отношения управленческого характера, возни­кающие в иных сферах общественной жизни, и использующих средства дозво­ления, запрета и предписания с доминированием последних..

Источники административного права


Источники административного права - это формы выражения со­держания норм административного права. Рассмотрение источников админист­ративного права имеет важное значение, что обусловлено диалектической взаимосвязью между «содержанием» и «формой» как философскими катего­риями. Являясь ведущим элементом, содержание определяет форму своего вы­ражения, однако и последнее оказывает влияние на содержание.

Правовой действительности известны следующие формы-источники пра­ва: правовой обычай, административно-судебный прецедент, правовая доктри­на, договор нормативного содержания, нормативно-правовой акт, акт референ­дума.

Основным источником административного права является нормативный акт, который служит своеобразным резервуаром правовых норм. Доминирова­ние нормативного правового акта связано с принадлежностью российского права к романо-германской правовой семье. Нормативный акт — это результат правотворческой деятельности органов государственной власти. В юридиче­ской энциклопедии нормативный акт определяется как «официальный пись­менный документ, принимаемый уполномоченным органом; устанавливает, из­меняет или отменяет нормы права».

Рассмотрим действующие источники административного права с учетом их юридической силы.

1. Конституция Российской Федерации. Является нормативной базой для действующего законодательства, в том числе и для административного права. Многие нормы Конституции РФ имеют административно-правовую направлен­ность. Они закрепляют устройство государственной власти (ст.  3-5, 10-12), участие граждан в управлении государством (ст. 31 и п. 4 ст. 29, ст. 46); опре­деляют сферу деятельности федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации; регламентируют порядок формирования, деятельность и компетенцию Правительства РФ и т.д.

К конституционным источникам административного права относятся конституции республик в составе Российской Федерации и уставы краев, об­ластей, городов федерального значения, автономной области, автономных ок­ругов.

2.  Федеральные конституционные и федеральные законы. Данные акты обладают высшей юридической силой и принимаются высшим органом предста­вительной власти. Наибольшее значение имеют федеральные законы, которые действуют на территории всего государства. В качестве примеров можно назвать следующие: «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г.; «Об общественных объединени­ях» от 19 мая 1995 г. и т.п.

3. Нормативные указы Президента РФ. В соответствии со ст. 90 Консти­туции РФ Президент издает указы и распоряжения. Указы, которые содержат нормы административного права, относятся к его источникам. Это достаточно действенный источник, что обусловлено как юридической силой (уступают только законам), так и возможностью их оперативного принятия, изменения и отмены. Примером может служить Указ Президента РФ от 6 июня 2005 г. №890 «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной служ­бы».

4.  Нормативные постановления Правительства РФ. В соответствии со статьей 115 Конституции РФ, во исполнение Конституции РФ, федеральных за­конов, нормативных указов Президента РФ Правительство наделяется правом.

Система административного права


Традиционно система административного права рассматривается как со­стоящая из двух подсистем: Общей и Особенной частей. Этот подход в настоя­щее время поддерживают такие ученые-административисты, как Б.Н. Габричидзе, Б.П. Елисеев, Ю.М. Козлов, Л.Л. Попов и др.

Некоторые ученые, к числу которых относятся А.П. Коренев, В.М. Манохин и другие, идут дальше и предлагают группировать нормы адми­нистративного права по трем частям: Общей, Особенной и Специальной. Такой подход видится возможным, но не бесспорным, так как в этом случае сущест­венно обедняется теория административного права.

Управленческие отношения, которые являются предметом администра­тивного права, достаточно разнообразны, что лишает смысловой нагрузки де­ление отрасли права на части независимо от их количества. Однако это не ис­ключает деления административного права на части в учебных целях.

С учетом вышеизложенного, наиболее целесообразно нормы администра­тивного права объединить в следующие правовые институты:

-   принципы государственного управления, управленческой деятельно­сти;

-   административно-правовой статус граждан (физических лиц);

-   административно-правовой статус органов исполнительной власти;

- административно-правовой статус общественных объединений и иных организаций;

-   государственная служба (служебное право);

-  формы государственного управления и административно-правовые ак­ты;

-   административно-правовые режимы;

- методы государственного управления (в том числе — административное принуждение);

-   административный процесс;

- административно-правовые   основы   управления   в   сфере   экономики (хозяйственной деятельности);

- административно-правовые   основы   управления   в   административно-политической сфере;

- административно-правовые основы управления в социально-культурной сфере;

-   обеспечение законности в управлении.

Предложенная система административного права отве­чает состоянию действующего административно-правового законодательства. Вместе с тем, система административного права производна от предмета его регулирования и может изменяться. Существуют предпосылки трансформиро­вания административного процесса в самостоятельную процессуальную от­расль российского права. Совершенно очевидно, что уже сегодня администра­тивно-процессуальным нормам «тесно» в отрасли административного права.

Институт государственной службы, носящий комплексный характер, с учетом его количественного и качественного наполнения, в большей мере тяго­теет к тому, чтобы получить статус подотрасли. Институт методов государственного управления претерпевает коренные преобразования. Это связано с изменением концепции государственного управ­ления, механизма властного воздействия, применяемого при этом инструмента­рия. Нормы административной ответственности в своей совокупности образуют сложную систему, которая в ближайшей перспективе также может оформиться в правовой институт. Примером этого может служить проведенная в середине 80-х годов систематизация административно-правовых норм в части установ­ления ответственности за административные правонарушения (Кодекс РСФСР об административных правонарушениях).

Место административного права в системе российского права


Административное право, обладая собственным предметом правового ре­гулирования, индивидуальным инструментарием (методом регулирования), обособленной нормативной базой, является самостоятельной отраслью россий­ского права. Значимость регулируемых отношений, их объем позволяют отне­сти ее (отрасль) к одной из фундаментальных отраслей российского права. Со­храняя присущую «самобытность», административное право тесно взаимодей­ствует с другими отраслями российского права, что предопределено необходи­мостью комплексного регулирования общественной жизни.

Реформирование системы государственного управления привело к изме­нению предмета правового регулирования административного права: некото­рые отношения теперь входят в сферы интересов муниципального, таможенно­го, экологического, земельного и других отраслей российского права. Методы административно-правового регулирования также претерпевают существенную коррекцию: все чаще при регулировании управленческих отношений исполь­зуются диспозитивные начала.

Роль административного права в системе российского права обусловлена не только необходимостью осуществления правоохраны, где широкое приме­нение получили меры административного принуждения, но и значимостью по­зитивного регулирования общественных отношений.

Наиболее тесно административное право взаимодействует с конституци­онным правом. Являясь основополагающей отраслью российского права, кон­ституционное право закрепляет основы государственного (конституционного) строя, федерального устройства, компетенцию, порядок образования и формы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, ос­новные права и свободы человека и гражданина. Многие положения Конститу­ции РФ находят свою детализацию в административно-правовых нормах, кото­рые содержатся как в законах, так и подзаконных нормативных актах. При этом следует помнить, что приоритет остается за конституционно-правовыми нор­мами.

Глубокая связь существует между нормами административного и граж­данского права. Регулируя имущественные и личные неимущественные отноше­ния, нормы гражданского права часто требуют их опосредования администра­тивно-правовыми нормами. Так, в п. 2 ч. 1. ст. 8 ГК РФ указывается, что гражданские права и обязанности могут возникать из правовых актов органов испол­нительной власти. Правительство РФ, министерства, ведомства и иные феде­ральные органы исполнительной власти могут издавать правовые акты, содер­жащие нормы гражданского права (п. 4, 7 ст. 3 ГК РФ). Государство устанавли­вает общие правовые основы управления экономикой, т.е. осуществляет «мяг­кое» регулирование деятельности субъектов частной и общественной собствен­ности. В то же время государство выступает в качестве наиболее крупного соб­ственника, что предполагает прямое администрирование по отношению к собст­венным субъектам экономических отношений, но с учетом объективных эконо­мических законов.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.