реферат, рефераты скачать
 

Административное право


Переход к новым принципам экономической деятельности, реализация (закрепление) на законодательном уровне разделения государственной власти на три самостоятельные ветви существенно изменили российскую правовую систему. Эти изменения в первую очередь коснулись административного права как отрасли, обслуживающей наиболее динамичные отношения в обществе — отношения, связанные с деятельностью исполнительной власти. Эти обстоя­тельства требуют переосмысления многих административно-правовых про­блем, от решения которых зависит степень реализации прав и свобод граждан в сфере.


Вопрос 2. Понятие и элементы механизма административно-правового регулирования.


Регулирование общественных отношений в сфере публичного админист­рирования, а также управленческих отношений, возникающих в иных сферах общественных жизни, требует применения определенных средств, с помощью которых обеспечивается организация отношений в соответствии с теми задача­ми, которые стоят перед обществом и государством. Наиболее значимую роль в регулировании этого процесса выполняют административно-правовые средст­ва, что обусловлено их потенциалом, способностью эффективно воздействовать на управленческие отношения. Эти средства в совокупности образуют сложный механизм, получивший название механизма административно-правового регу­лирования.

Механизм административно-правового регулирования это сис­тема административно-правовых средств, которые, воздействуя на управленче­ские отношения, организуют их в соответствии с задачами общества и государ­ства.

Механизм административно-правового регулирования относится к числу сложных социально-правовых явлений и в силу этого обладает внутренней ор­ганизацией (структурой). Анализ действующего административного правового законодательства и практики деятельности субъектов государственного управ­ления позволяет выделить следующие элементы механизма административно-правового регулирования:

- принципы административного права;

- административно-правовые нормы;

- акты официального толкования норм административного права;

- акты применения норм административного права;

- административно-правовые отношения. Административно-правовое регулирование представляет собой сложный процесс, который проходит несколько стадий. Изначально общественные от­ношения на основе принципов административного права регулируются с помощью административно-правовых норм. Административно-правовые нормы устанавливают (закрепляют) круг соответствующих общественных отношений, определяют перечень субъектов административного права, их субъективные права, свободы и юридические обязанности. Вторая стадия заключается в реа­лизации административных правовых норм, посредством чего управленческие отношения превращаются в административно-правовые отношения.

Элементы механизма административно-правового регулирования играют различную роль. Центральным элементом выступает норма административного права, так как все другие элементы производны и обусловлены административ­но-правовыми нормами. Вместе с тем нельзя сводить их роль к вторичным сред­ствам административно-правового регулирования по отношению к администра­тивно-правовым нормам по причине того, что без их использования механизм не в состоянии в полной мере осуществить действенное воздействие на участников управленческих отношений.

Существенное значение в регулировании управленческих отношений имеют принципы административного права.

Принципы административного права — это основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе административного права и вы­ражающие его сущность.

Для принципов административного права характерны следующие черты:

-  они определяют юридическую природу административного права;

-  устанавливают важнейшие закономерности  в системе  организации  и функционирования исполнительной власти и управления;

-  закрепляются посредством административно-правовых норм;

-  являются ориентиром для выработки административно-правовых норм;

-  выступают средством ликвидации пробелов в административно-правовом регулировании управленческих отношений;

-  обусловлены уровнем развития общества и государства.

Анализ действующего административно-правового законодательства и практики его реализации позволяет выделить следующие принципы админист­ративного права.

Центральным принципом административного права является принцип за­конности. Законность как принцип административного права закрепляет режим должного функционирования системы государственного управления, состоя­щий в точном и неукоснительном соблюдении и исполнении всеми субъектами управленческих отношений действующих на территории Российской Федера­ции нормативных правовых актов.

Данный принцип включает два самостоятельных, но взаимообусловлен­ных аспекта. Первый заключается в соблюдении иерархии источников админи­стративного права, когда нормативный правовой акт меньшей юридической си­лы не должен противоречить акту большей юридической силы. Так, в ч. 1 ст. 15 Конституции РФ закреплено, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, применяе­мые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Второй аспект заключается в точном и неукоснительном со­блюдении и исполнении требований нормативных правовых актов всеми уча­стниками управленческих отношений. В правоприменительной деятельности названный принцип предполагает, что субъекты управленческих отношений должны, во-первых, действовать в пределах своей компетенции, во-вторых, ру­ководствоваться действующим законодательством, в-третьих, осуществлять деятельность в определенных процессуальных формах, в-четвертых, требовать соблюдения правовых норм от других участников управленческих отношений.

Принцип демократизма правотворческой и правореализационной дея­тельности закрепляет широкие возможности для участия населения, государст­ва, общественных объединений в непосредственном (путем референдума) и опосредованном (через избираемые органы государственной власти и местного самоуправления) формировании административно-правовых норм. В процессе правореализации принцип демократизма предполагает широкое использование потенциала института общественного контроля, делегирование более широких правореализационных полномочий непосредственно населению и обществен­ным объединениям.

В ч. 2 ст. 3 Конституции РФ закреплено, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и орга­ны местного самоуправления. Реализация этого принципа должна осуществ­ляться не в ущерб процессу государственного управления, так как бескон­трольное участие населения в управлении делами государства может привести к депрофессионализации института государственной службы. Демократия как сложное общественное явление требует соответствующей подготовки населе­ния к участию в управлении делами государства. «Безграничная» демократия не менее опасна, чем ее отсутствие или ограничение.

Принцип гуманизма выражается в том, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ). Государство признает и обеспечивает права и свободы человека и гражданина. Осуществление адми­нистративно-правового регулирования предполагает установление определен­ных правоограничений, но они не являются самоцелью, а служат необходимым условием для достижения социально-полезных результатов при отправлении государственного управления. При этом никто не вправе ограничить основные неотчуждаемые права и свободы (право на жизнь, честь, достоинство, свободу, личную неприкосновенность и др.).

Гуманизм проявляется как в процессе закрепления правового статуса участников управленческих отношений, так и в процессе непосредственного отправления государственного управления. Так, сотрудникам милиции запре­щается прибегать к обращению, унижающему достоинство личности. При при­менении мер административного принуждения не допускаются решения и дей­ствия (бездействие), унижающие человеческое достоинство (ч. 3 ст. 1.6 КоАП РФ).

К числу принципов административного права относится принцип юриди­ческого равенства. Сущность данного принципа сводится к следующему: равенству между субъектами РФ; равенству гражданства независимо от оснований его приобретения; равенству религиозных и общественных объединений перед законом; равенству всех пе­ред законом и судом независимо от пола, расы, имущественного и должностно­го положения, убеждений и других обстоятельств; равному доступу к государ­ственной службе; равноправию сторон в процессе осуществления правосудия и т. д. Юридическое равенство — это равенство административно-правовых ста­тусов участников управленческих отношений, когда дифференциация прово­дится с учетом роли субъекта в системе управленческих отношений, например равенство между свидетелями по делу об административном правонарушении, между понятыми и т. п. Вместе с тем не может быть равенства между судьей, рассматривающим дело об административном правонарушении, и лицом, в от­ношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.

Принцип справедливости, или юридической соразмерности. Этот прин­цип находит свое выражение как в правотворческой, так и правореализационной деятельности. В сфере правотворчества его сущность отражается в закреп­лении в правовых предписаниях таких юридических мер, которые соответство­вали бы характеру совершенного деяния. Управленческие решения, устанавли­вающие права и обязанности участников управленческих отношений, меры по­ощрения и административного принуждения, должны по форме и по содержа­нию быть справедливыми, то есть следует учитывать все обстоятельства управ­ленческого дела и определять соответствующую меру воздействия. Данный принцип отражает одну из главных задач юридической практики — реализа­цию общественной справедливости. Его соблюдение осуществляется как в рам­ках правоохранительной деятельности, например, в ходе привлечения к адми­нистративной ответственности, так и применения мер поощрения.

С учетом территориальной организации государственной власти в России важное значение имеет принцип федерализма. В соответствии с п. к ч. 1 ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное зако­нодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъ­ектов Российской Федерации. Органы исполнительной власти Российской Фе­дерации на основании совместных соглашений вправе передавать определен­ный объем своих полномочий органам исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации и органам местного самоуправления, но при этом переда­ются необходимые финансовые и другие ресурсы для реализации передаваемых правомочий.

Разграничение предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных пра­вонарушениях определено в ст. 1.3 КоАП РФ. В данной статье определен ис­черпывающим образом лишь объем полномочий Российской Федерации в облас­ти законодательства об административных правонарушениях. Полномочия субъ­ектов Российской Федерации определяются по «остаточному принципу», что предопределено ст. 73 Конституции РФ.

В современных условиях всемерно возрастает роль принципа взаимной ответственности государства и личности. Государственное управление пред­ставляет собой, как правило, административно-правовое отношение, а это предполагает наличие взаимных прав и обязанностей участников этих отноше­ний. В случае нарушения, допущенного одной из сторон управленческих отно­шений, должна наступать юридическая ответственность. Традиционно речь идет об ответственности личности перед государством. Конституцией РФ пре­допределена возможность привлечения к ответственности государства в случае допущенных нарушений. «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов го­сударственной власти или их должностных лиц» (ст. 53).

Принципы административного права могут быть закреплены текстуаль­ным или смысловым способом. Текстуальный способ предполагает непосредст­венное закрепление правового принципа в административно-правовой норме. С учетом того, что источники административного права отличаются низкой сте­пенью систематизации административно-правового законодательства и отсут­ствием единого кодифицированного нормативного правового акта, принципы административного права получили смысловое закрепление, по аналогии с Уголовным кодексом для отрасли уголовного права. Принципы отдельных ад­министративно-правовых институтов, например, института государственной службы, получили текстуальное закрепление.

Административно-правовые нормы: понятия, особенности, виды, формы реализации


Административно-правовая норма — исходный, основополагающий эле­мент механизма административно-правового регулирования. Администра­тивно-правовая норма это общеобязательное, структурно организован­ное, государственно-властное веление, содержащееся в нормативном право­вом акте, регулирующее общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества.

Административно-правовые нормы, как и нормы других отраслей рос­сийского права, обладают общими признаками юридических норм: относятся к числу социальных норм, являются государственно-властными велениями, при­нимаются субъектами правотворчества, обеспечиваются государственным при­нуждением, формально определены, структурно организованы, носят общий и общеобязательный характер, регулируют общественные отношения. Вместе с тем административно-правовым нормам присущи определенные особенности, к числу которых относятся:

-  объектом административно-правового регулирования выступает особый вид общественных отношений — управленческий;

-  административно-правовые нормы являются средством реализации пуб­личных интересов в сфере государственного управления;

- устанавливаются органами государственной власти, местного самоуправления, администрациями предприятий, учреждений, организаций;

-  содержатся в нормативных правовых актах различной юридической силы (законах и подзаконных нормативных правовых актах);

-  носят представительно-обязывающий характер;

-  обеспечиваются мерами государственного принуждения;

-  преследуют цель обеспечения должного управленческого порядка;

-  во многих случаях регулируют общественные отношения, составляющие предмет правового регулирования иных отраслей права (земельного, экологи­ческого, финансового, предпринимательского и др.).

Важное познавательное и правореализационное значение имеет класси­фикация административно-правовых норм. Научно обоснованная классифика­ция административно-правовых норм позволяет, во-первых, определить место административно-правовой нормы в системе правовых норм; во-вторых, глуб­же проникнуть в сущность административно-правовых норм; в-третьих, значи­тельно совершенствовать процесс правотворческой и правоприменительной деятельности.

Качество классификации зависит от выбора оснований классификации, которые должны обладать существенными признаками классифицированного явления. Наиболее характерные свойства административно-правовых норм проявляются при проведении классификации по следующим основаниям:

-  по функциям в механизме правового регулирования;

-  по предмету правового регулирования;

-  по функциям права;

-  по методу правового регулирования;

-  по содержанию предписания;

-  по действию в пространстве;

-  по действию во времени;

-  по действию в отношении круга лиц;

-  по юридической силе.

По функциям в механизме правового регулирования выделяют: исходные административно-правовые нормы, нормы-правила поведения.

Исходные административно-правовые нормы носят общий характер: в них правовой материал изложен в абстрактной форме и выполняет особую роль в механизме административно-правового регулирования. В этих нормах содер­жатся исходные начала организации и функционирования данного механизма. В свою очередь отправные нормы подразделяются на нормы-принципы, определительно-установочные нормы, нормы-дефиниции. Нормы-принципы закреп­ляют принципы административного права. Определителъно-установочные нормы содержат цели, задачи, формы и средства правового регулирования от­дельных административно-правовых отношений. Например, задачи законода­тельства по делам об административных правонарушениях изложены в ст. 1.2 КоАП РФ. В нормах-дефинициях закрепляются административно-правовые ка­тегории и понятия. Эти нормы выполняют ориентирующую роль в регулирова­нии управленческих отношений. Отсутствие легальных дефиниций в админи­стративно-правовом законодательстве привело бы к «параличу» всего механизма административно-правового регулирования. Так, в статье 2 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 8 августа 2001 г. содержатся такие дефиниции, как «государственный контроль (надзор)», «мероприятие по кон­тролю», «саморегулируемая организация».

Нормы-правила поведения в отличие от исходных норм непосредственно регулируют управленческие отношения. В них закрепляются права, свободы, обязанности и ответственность участников управленческих отношений. В ре­зультате реализации данных норм происходит перевод участников государст­венного управления в качество субъектов административно-правовых отноше­ний.

По предмету правового регулирования административно-правовые нормы подразделяются на материальные и процессуальные. Объединение в рамках одной отрасли российского права юридических норм, регулирующих матери­альные и процессуальные общественные отношения, является качественной особенностью административного права. Материальные административно-правовые нормы регулируют управленческие отношения по существу, в то время как процессуальные нормы определяют порядок их реализации и в этой связи выполняют служебную роль. Вместе с тем законность управленческой деятельности в ряде случаев предопределяется реализацией административно-процессуальных норм.

В зависимости от функций права различают регулятивные и охранитель­ные административно-правовые нормы. Регулятивные нормы регулируют пози­тивные управленческие отношения путем предоставления субъективных прав и возложения юридических обязанностей на субъектов государственного управ­ления. Охранительные нормы административного права обеспечивают охрану позитивных управленческих отношений, вытеснение отношений, чуждых рос­сийскому обществу. Охранительные административно-правовые нормы высту­пают вторичным средством регулирования управленческих отношений. Они пресекают, запрещают и карают лиц, совершивших деяния, нарушающие нор­мальные условия развития управленческих отношений, и вытесняют отноше­ния, чуждые существующим государственно-правовым приоритетам. Не следу­ет упрощенно воспринимать охранительные административно-правовые нормы как дополнение к регулятивным. Им присуща мощная профилактическая со­ставляющая, что в ряде случаев позволяет предвосхитить совершение правона­рушений в сфере государственного управления.

В зависимости от метода правового регулирования различают импера­тивные, диапозитивные, поощрительные и рекомендательные административ­но-правовые нормы. Императивные административно-правовые нормы содер­жат строго обязательные категорические требования к участникам управленче­ских отношений, не допускают отступления от предписанных вариантов пове­дения. Для административного права характерно доминирование императивных норм, что предопределено иерархическим построением управленческих отно­шений.

Диапозитивные нормы административного права предоставляют возмож­ность выбора вариантов поведения участникам управленческих отношений в границах, определенных правовыми нормами. Формирование и реализация этих норм предопределена автономией участников управленческих отношений. В настоящее время их число увеличивается, что обусловлено более широким применением административных договоров в государственном управлении.

Поощрительные административно-правовые нормы представляют собой предписания, закрепляющие меры поощрения, и применяются к участникам управленческих отношений при наличии в их действиях факта заслуги. Реко­мендательные административно-правовые нормы устанавливают наиболее це­лесообразный вариант поведения в сфере государственного управления с точки зрения личности, общества и государства.

По содержанию предписания различают запрещающие, обязывающие и управомочивающие административно-правовые нормы. Запрещающие нормы содержат правовые Запреты, предписывают воздержаться от определенных ва­риантов поведения под угрозой наказания. Особенная часть КоАП РФ состоит из запрещающих норм. Обязывающие административно-правовые нормы за­крепляют обязанности участников управленческих отношений совершить оп­ределенные действия. Для их конструирования используют слова «должен», «обязан». Так, в ст. 10 Закона РФ «О милиции» закреплены обязанности со­трудников милиции. Управомочивающие нормы предоставляют субъектам го­сударственного управления право на совершение позитивных действий. Так, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административ­ном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, поль­зоваться юридической помощью защитника (ч.1 ст. 25.5 КоАП РФ).

По действию в пространстве различают административно-правовые нормы, действующие на всей территории Российской Федерации, на террито­рии федерального округа, на территории субъекта Российской Федерации, на территории муниципального образования, на территории предприятия, учре­ждения, организации (локальные нормы). Территориальный масштаб деятель­ности административно-правовых норм предопределяется компетенцией субъ­екта правотворчества, но в отдельных случаях Президент РФ, федеральные ор­ганы исполнительной власти и другие субъекты государственного управления могут принимать нормативные правовые акты, которые действуют на террито­рии отдельного субъекта федерации или муниципального образования.

По действию во времени административно-правовые нормы могут быть классифицированы на действующие без ограничения срока действия (бессроч­ные) и ограниченные определенным сроком действия (срочные, временные). Срок действия административно-правовой нормы играет большую роль в правореализационной деятельности субъектов государственного управления. Од­ним из обязательных условий правильной реализации административно-правовой нормы является ее проверка. Бессрочные нормы вступают в юридиче­скую силу и действуют до момента фактической или юридической отмены. Действие срочной нормы определяется в нормативном правовом акте, в котором закрепляется конкретный временной период, в течение которого норма об­ладает юридической силой. Временные или краткосрочные нормы вступают в юридическую силу при наступлении определенных юридических фактов (чрезвычайных обстоятельств), которые закрепляются в нормативных правовых актах (например, ФКЗ «О чрезвычайном положении», «О военном положении» и др.).

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.