реферат, рефераты скачать
 

Культурный туризм как ресурс регионального развития (на примере НП "Сибирский тракт")


Исходя из вышеизложенного,  можно сказать, что культурный туризм действительно может явиться ресурсом регионального развития, так как имеет ряд очень важных характеристик, влияющих на мотивацию людей к путешествию в ту или иную точку мира. А также культурный туризм  имеет большие перспективы для развития на всех уровнях, как на международном, так и на региональном.


1.2.          Культурный туризм как один из важнейших ресурсов развития

основных туристических регионов мира.


В ноябре 1976 года на международной  конференции в Брюсселе была принята «Хартия культурного туризма». Её подписали 18 национальных организаций, входящих в систему международного комитета ЮНЕСКО по памятникам и памятным местам (ИКОМОС). Главные идеи хартии были связаны с проблемами сохранения культурного наследия как ресурса для развития туризма. Культурный туризм, получивший в хартии своё обозначение по отношению к типу базовых для него ресурсов, определялся  «как движение в рамках профессиональной туристской деятельности, которое вовлекает людей  в изучение и испытание на собственном опыте разнообразие образов жизни, отражающих социальные обычаи, религиозные традиции, а также заключённый в культурном наследии идейный, интеллектуальный и информационный потенциал».

Один из факторов, стимулирующих развитие культурного туризма на современном этапе, обострение конкуренции между туристскими странами и регионами. Развитые в туристском отношении страны уже не могут увеличивать количество принимаемых ими туристов  за счёт плотности и уровня комфорта туристской инфраструктуры. Здесь во многом уже достигнуты пределы возможного. Поэтому ставка делается не на рост мощности турпотоков, а на интенсивность туристских программ, и эффект достигается прежде всего за счёт культурных компонентов. Именно они позволяют существенно увеличить конкурентоспособность страны на международном туристском рынке.

По данным Барри Лайтона, наиболее радикально изменяются привычки немецких туристов (заметим, что Германия – один из крупнейших генераторов туристских потоков в Европе). Море и песок привлекают меньше. За 1999 г. посещение объектов культурного туризма выросло на 200%, а мест, связанных с музыкой, - на 400%.

В Шотландии – более 80% всех мест, привлекающих туристов, открыты круглогодично. Этого не скажешь об объектах туризма в курортных зонах.

Важно обратить внимание на экономический аспект развития культурного туризма. Замечено, что путешествующий с культурными целями тратит во время свое поездки примерно на  ¾ больше средств, чем среднестатический турист. Согласно исследованиям, проведённым Торговой Палатой Зальцбурга, Зальцбургский Фестиваль приносит Австрии прибыль, равную 180 миллионов евро. По разным оценкам, в Европе проходит от 1 до 2 тысяч международных фестивалей в год.

Разворачивается острая конкурентная борьба за продолжительность пребывания туристов в месте остановки. Некоторым странам и регионам удалось достичь в этой борьбе значительных успехов.

Известны данные о продолжительности пребывания туристов в Шотландии – от 4 ночлегов для «своего» туриста до 10 дней для иностранцев. Для сравнения: средняя продолжительность путешествия американского культурного туриста – 4, 7 ночи, в отличие от обычного туриста – 2, 9 ночи.

В США культурный туризм признан основным направлением современной массовой культуры. Американские музеи посещает ежегодно более 220 миллионов посетителей.

В 1996 г. 66 миллионов взрослых американцев совершили поездки дальностью более 50 миль с культурными целями (каждый третий американец – культурный турист).

2.     РЕСУРСЫ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ

РАЗВИТИЮ   КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА.


2.1.          Характеристика ресурсов Ижевска для развития культурного

туризма.

2.2.          Характеристика туристических ресурсов Сибирского тракта для

развития культурного туризма.


Сибирский тракт – дорога на протяжении веков, формировавшая Российское государство. Культурный ландшафт Сибирского тракта включает: участки дороги,  объекты недвижимого культурного наследия, этнографическое наследие и формы живой традиционной культуры. Культурный потенциал Сибирского тракта требует с одной стороны, бережного сохранения, с другой – активного включения в жизнь регионов и районов.

Специфика территории Удмуртии, как зоны чересполосного проживания и развития трех миров – финно-угорского, тюркского и славянского, выражена в целом круге материальных и нематериальных свидетельств. Этнографическое наследие Сибирского тракта также можно разделить на собственно слой, связанный с дорогой, и, слой, отражающий жизнь этносов.

Сегодня на территории Удмуртии Сибирский тракт проходит чрез  8 административных районов и 60 населенных пунктов. Административные центры семи из 8-ми районов расположены непосредственно на Сибирском тракте. Историческая ретроспектива указывает на различные административные функции многих населенных пунктов в прошлом.

Музейная сеть районов Удмуртии, находящихся вдоль Сибирского тракта насчитывает 26 музеев. Экспозиции большинства музеев требуют доработки и в научном и в художественном отношении. Необходима разработка концепций развития музея, определения их специализации в темах Сибирского тракта, подготовка интерактивных программ для посетителя, разработка сувениров.

Основные тенденции сохранения наследия и современное социально-экономическое положение региона и районов Удмуртии диктуют необходимость интеграция природного и  историко-культурного наследия в социально-экономическую структуру регионов, в том числе путем организации регулируемого доступа к ресурсам: 1) Развитие культурного туризма; 2) использование при разработке самых разнообразных исследовательских и образовательных программ.

Сибирский тракт сегодня – это участки с сохранившимися «екатерининскими березами», с этапными избами и казармами в населенных пунктах, с храмами, с ментальной составляющей, связанной с именами известнейших исторических лиц.

Необходимость включения культурного ландшафта Сибирского тракта со всеми его составляющими в сферу социально-экономического развития регионов обусловлена потребностями:

-                   государственного сохранения наследия,

-                   поиска новых ресурсов и механизмов социально-экономического развития регионов,

-                    необходимостью развития образовательно-познавательных программ.

Характеристика туристических ресурсов районов Сибирского тракта Удмуртии.

Сибирский тракт, являясь старинным путем сообщения, игравшим на протяжении нескольких веков истории заметную роль, имеет тем самым важнейшее значение в качестве комплексного историко-культурного памятника, включающего в себя не только остатки дороги как средства коммуникации, но также и комплекс недвижимых объектов ИКН (памятники архитектуры и археологии, отдельные усадьбы и в целом населённые пункты), этнокультурное своеобразие населения, памятники духовной культуры (фольклор), топонимику и т.д.

Ниже приводятся характеристики основных туристических ресурсов по каждому административному району.

Ярский район

Анализ историко-культурного и природного потенциала «Сибирского тракта» на территории Ярского района позволяет выделить следующие точки роста:

1.                 «Сосновско-Еловский» комплекс:

- хорошо сохранившийся участок Сибирского тракта около с.Елово;

- церковь Троицы (с.Елово);

- прекрасное ландшафтное окружение (участок д.Сосновка - с.Елово);

- сохранившиеся обрядовые традиции – д.Усть-Лекма – «проводы льда».

Варианты использования комплекса:

- включение в туристические маршруты;

- размещение историко-экологического палаточного лагеря.

Использование комплекса в различных вариантах возможно уже сейчас. В том числе необходимо отметить наличие пункта питания в д. Сосновка  кафе-магазин «Домашние пельмени» – на границе с Кировской областью. Необходимо продумать развитие и подачу компонентов: фольклорного и народных промыслов.

2.                 Комплекс «Пудем»:

- исторический железоделательный завод (1759 год);

- Дом управляющего заводом и здание заводской управы;

- Пудемский пруд и заводская плотина, имеющие как историческое значение, так и ландшафтную привлекательность.

Историко-культурный потенциал и современное социально-экономическое положение пос. Пудем ставят на повестку дня возможность активного развития туристического комплекса в поселке, для реализации которого необходимо:

- историческая реконструкция заводских производств и использование Дома управляющего заводом – музей-завод;

- освоение ландшафтной привлекательности Пудемского пруда;

- развитие в поселке сопутствующих туризму культурных  индустрий

3.                 Ярский муниципальный краеведческий музей.

В настоящее время  имеет краеведческое направление. Более подробно показывается быт северных удмуртов и история железнодорожной станции. Нет общей концепции экспозиции, единого художественного решения. Этнографический показ очень традиционен .

Сеть районных негосударственных музеев неразвита. В этой ситуации наиболее целесообразно сконцентрировать силы на развитии районного музея, в экспозиции которого более подробно проработать «дорожную тему».Яр всегда славился своей железнодорожной станцией и вокзалом. Взаимодействие дорог: железной и грунтовой может стать ключевым решением экспозиции. Есть возможность проведения игровых программ для пассажиров проезжающих через станцию поездов (подобно музейщикам музея-усадьбы в Ясной Поляне). Вокзал особенно славился в 1950-60-е годы. Интересно было бы оформить какую-то часть вокзала и торговых точек в духе этого времени.

4.                 Ярский район ( д.Бердыши) - родина удмуртского поэта Флора Васильева. 

Создание отдельного дома-музея может стать из-за дороговизны весьма отдаленной перспективой. Поэтому предлагается создать хорошую лирическую экспозицию в районном музее. Поэзия Флора Васильева может стать ключом экспозиционного решения  отдела природы района. А в районе должны стать традицией «Флоровские»  поэтические праздники. Возможно проведение одного из этнофутуристических фестивалей или конкурса деревянной скульптуры. Всевозможное развитие ассоциаций: Флор – флористика. Конкурсы флористов, конкурсы усадебных цветников , праздники цветов и т. д. Все эти мероприятия могут стать объектами событийного туризма.

5.                 Инфраструктура поселка Яр, как районного центра, позволяет предполагать:

- координационную роль в организации образовательной и туристической деятельности на территории района;

- активное развитие в  поселке инфраструктур обслуживания туризма;

- развитие районного музея в качестве моста «Сибирский тракт – железные дороги».

6.                 Необходимо так же отметить археологический памятник – Кушманское городище – один из родоплеменных центров 9-14 в.н.э. Этот уникальный памятник, с одной стороны, не входит непосредственно в зону Сибирского тракта, с другой стороны,  может стать основой будущего «сайт-музея» и ежегодных образовательных программ, связанных с исследованием памятника.

В целом, сочетание Кушманского городища, «Сибирского тракта» и железнодорожной узловой станции позволяет позиционировать Ярский район как район «дорожного» освоения территории с древнейших времен до наших дней.

Предложения по использованию историко-культурного наследия Ярского района.

Район располагает большими возможностями по развитию туризма в районе и может активно участвовать в разработке более дальних туристических маршрутов в регионе.

1.                 Пешеходный 3 или 2 дневной маршрут может быть разработан от п. Яр до с. Низево Кировской области, с остановками в д. Усть–Лекма – Елово – Сосновка – Николаево – Низево. Все населенные пункты расположены на тракте, у каждого населенного пункта интересная история, имеются природные и археологические памятники, в селе Низево есть музей, где собраны уникальные материалы по истории Сибирского тракта. Интересный материал по истории Сибирского тракта собран краеведом с Низево Шулеповым Николаем Петровичем (часть его материалов в музее с Низево, часть передана в музей Фаленки);

2.                 Маршрут Яр – г.Глазов – с остановкой в д. Дизьмино, Карасево (Глазовский район).

Может быть разработан маршрут Глазов – Слободской, с остановками п. Яр, ст.Фаленки – Вятка – Слободской. Поселок Яр располагает музеем, где экспозиция посвящена истории железнодорожного транспорта, памятником является здание ж/д вокзала. Необходима детальная разработка маршрутов и их апробирование.

Глазовский район

На территории Глазовского района исторический «Сибирский тракт» совпадает с современной заасфальтированной трассой к З от г.Глазова и  проходит по пойме р.Чепцы к ЮВ от г.Глазова.

Наличие города с инфраструктурой гостиниц и домов отдыха позволяет предполагать г.Глазов как одну из опорных точек цивилизации на «Сибирском тракте». 

Музейная сеть района насчитывает 13 музеев. Из них: 1 – государственный музей, 12 – негосударственных (2 муниципальных, 1 заводской, 9 музеев образовательных учреждений).

Историко-культурный музей-заповедник «Иднакар».

Музей имеет экспозицию, посвященную крупнейшему и наиболее значимому археологическому памятнику Удмуртии – городищу Иднакар. Экспозиция создана на хорошем научном и художественном уровне. Есть площадка для исторической реконструкции самого городища Иднакар. Уже сейчас разработана концепция развития музея и начато финансирование на федеральном уровне. При обилии археологических памятников на  территории тракта это единственный археологический музей. Он дает представление о древнейшей истории края, знакомит с научной основой богатырского эпоса удмуртов. Уже сейчас в городе действуют клубы любителей исторических единоборств, которые проводят зрелищные праздники, могущие привлекать туристов. Создание интерактивных программ для посетителей, развитие индустрии сувениров сделают в будущем этот музей одним из самых посещаемых в Удмуртии. Не имеющий непосредственного отношения к теме Сибирского тракта музей «Иднакар» служит привлекательным местом для путешествующих по тракту туристов.

Глазовский городской краеведческий музей

Музей отличает разнообразие выставочной деятельности, интересные игровые формы работы с посетителями. Здесь хорошие стационарные экспозиции отделов природы и этнографии. К сожалению, тема Сибирского тракта пока не разработана в его экспозиции.

Скорее всего, именно этот музей возьмет на себя функции организующего центра по приему туристов (в силу большей мобильности, выстроенной системы отношений с городской властью и т. д.). Музей занимается организацией и проведением экскурсий по городу.

В связи с этим важно поработать над образом (образами), мифологией города. Программа посещения города должна включать в себя и экскурсию, в которой будет показана уникальная  радиальная планировка города  («глаз»), старинные здания, в том числе здание городской тюрьмы, которая стоит на сохранившемся в городе участке Сибирского тракта (ныне улица Сибирская). Как в экспозиции, так и в экскурсии может быть усилена культурологическая тема уездного города на тракте – «уездного города N», так часто упоминаемого в русской классической литературе («ненастоящего» города по выражению  В.Г.Короленко). Можно поработать с описаниями уездных городов в произведениях А.П.Чехова, с образами обитателей уездных городов, провинциальной интеллигенции ( «Ионыч», «Человек в футляре», «Иванов», «Три сестры» и т.д.). К этому есть краеведческий посыл: А.П.Чехов – О.Л. Книппер-Чехова, уроженка г. Глазова, семья Книпперов (тема провинциальных обрусевших немцев). В Глазове развиты театральные  традиции: театр «Парафраз» – один из сильнейших в Удмуртии. Ежегодно проводимые фестивали детских театров могут получить более чеховскую интонацию (например: премия имени Книппер-Чеховой).

Уездный город N упоминается и в «12 стульях» Ильфа и Петрова. Один из родственников Петровых – Катаевых (В. Катаев – двоюродный брат Е.Петрова) был священником-расстригой из Глазова, что позволяет привязать к городу образ отца Федора.

Для туристов из Удмуртии может быть важна тема становления государственности удмуртского народа: Иднакар (древняя столица северных удмуртов) – провозглашение ВАО в Глазове – первая столица ВАО –   родина И.А.Наговицына, первого председателя Удмуртского облисполкома – политическая родина первого президента Удмуртии.

 Музеи (как «Иднакар», так и краеведческий) могут развивать тему «третьего глаза»: тему мифологии, язычества, гаданий (Глазов – астрологическая столица Удмуртии).

Совсем неразвита в экспозиции музея тема глазовской политической ссылки. Вместе с тем – это первое место политической ссылки в Удмуртии (с 1863 года). Музей обладает материалами многих известных деятелей революционного движения России. Можно предположить: со временем все, что связано с революционным движением в России будет представлять интерес для туристов. Музей политической ссылки (или зал в экспозиции музея) мог бы воссоздать картину сходок социал-демократов, которые часто маскировались под вечеринки, «дни ангела» и пр. Не составит труда воссоздать интерьер типичного дома кон. ХIХ – нач. ХХ веков., в котором, как правило, квартировали политссыльные. Посетители могли бы ощутить себя участниками такой сходки: попить чаю с баранками, разучить революционные песни, поучаствовать в политической дискуссии, пройти школу революционного подполья, получить уроки конспирации, отпечатать свою прокламацию. Благодаря многочисленным опубликованным воспоминаниям старых большевиков, описаний таких мероприятий достаточно.

Наличие музея-заповедника «Иднакар» и Глазовского краеведческого музея  позволяет развить тему города на дороге  – «дорога и цивилизация».

Перспективным для музеефикации может быть участок Сибирского тракта от окраины г. Глазов (с.Никольское) до д. Лекшур. Сохранению и музеефикации его способствуют такие факторы, как близость города и наличие специализированного культурного учреждения – Глазовского краеведческого музея.

Балезинский район

На территории Балезинского района исторический Сибирский тракт по пойме р.Чепцы к ЮВ от д. Омутница Глазовского района до с. Кестым. От Кестыма до с.Балезино участок не сохранился. От с. Балезино  до границы с Кезским районом Сибирский тракт совпадает с современной заасфальтированной трассой.

Главная точка роста – с. Кестым – традиционная татарская культура.

Здесь имеется школьный музей истории села. Музей располагается в трех комнатах первого этажа двухэтажной каменной школы.

В экспозиции представлена одежда кестымских татар, старинные рукописные книги, предметы домашней утвари, предметы торговли, инструменты, письма, документы, фотографии. Предметы археологии относятся к Х – ХIII в.в.н.э. Собраны родословные большинства коренных семей деревни.

Это единственный в Удмуртии музей, отражающий историю и культуру татарского народа. В деревне сохранился традиционный уклад жизни, обычаи, песни. Есть мечеть. В определенном смысле  Кестым может развиваться как экомузей, во всяком случае, по тем же законам музеефикации не только памятников материальной культуры, но и традиций, фольклора, обрядов, праздников. Сама история Кестыма – пример влияния Сибирского тракта на судьбы народов. Учитывая достаточно большой процент татарского населения в Удмуртии, а также в ближайших Балезинском и Глазовском районах, Кестым может стать специальным туристическим маршрутом. Но для этого необходима методическая помощь музею в оформлении экспозиции и выборе объектов музеефикации в деревне: усадьбы для посещения, катание на лошадях, постановочные обряды, показ приготовления национальных блюд, гостевой этикет и др.

Необходимо также провести работу по изменению статуса музея: из ведомственного в муниципальный. Привлечь внимание Татарского общественного центра в Ижевске к проблемам музея и разработать программу развития музея.

Для развития комплекса необходимо – развить школьный музей в полноценный музей народной культуры: отдельная усадьба с экспозицией и игровыми элементами, гостевой избой.

Напротив с.Кестым, на  правом берегу р.Чепцы расположено городище Гурья-кар. Данное городище с приуроченными к нему размывающимися могильниками и селищами может стать основой для развития серии программ, связанных с археологическим наследием: полевая археология, школьный мониторинг объектов наследия.

Объектом туризма, несомненно, должен стать муниципальный краеведческий музей бесермянской культуры (с. Юнда)

В экспозиции представлены предметы быта, орудия труда, уникальная коллекция женской одежды, оформлен интерьер избы. Собрана коллекция книг., фото, рукописей удмуртских поэтов М. Федотова, Ф. Васильева. При музее существует фольклорный бесермянский коллектив. Село имеет перспективы стать гостевой площадкой, представляющей традиционную культуру бесермянского народа Удмуртии (подобно Кестыму). При таком подходе музей становится координирующим центром гостевого туризма.

 Этническая ситуация в Балезинском районе – чересполосица татарских, удмуртских, бесермянских, русских деревень – позволяет реконструировать исторические взаимоотношения (традиционно толерантные) и развить программы событийного туризма. Например, праздник поедания картошки – семейный визит татарской семьи к удмуртской и наоборот – праздник поедания мяса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.