реферат, рефераты скачать
 

Маркетинговые исследования в оптовой торговле на примере комплексного исследования рыночных комплексов и оптовых рынков г. Екатеринбурга


p> Анализ данных, полученных в результате проведённых опросов, позволяет проследить следующие тенденции: крупные рыночные комплексы в период сезона
«пик» практикуют взимание крупных первоначальных взносов за крупное торговое место (секция в терминале – 700 тыс. руб. на Кировском рынке, павильон от 60 кв.м.) с последующим установлением небольшой арендной платы; тоже самое пытаются делать маркеты по отношению к магазинам. В данном процессе, в зависимости от дружеского расположения руководства рынка, цена за одинаковое торговое место для разных арендаторов может колебаться в пределах 30%. В период «мёртвого сезона», например январь, практика взимания первоначальных взносов практически отсутствует. Абсолютно все рынки пытаются максимально применять ценовую диверсификацию (гибкость цен) в зависимости от расположения торгового места внутри рынка. Колебание цен достигает 10-15%. Усреднённые цены торговых мест различных типов на каждом рынке за сутки приведены в таблице №4. Цены за кв.м. площади под магазин за сутки в таблице №5.

Усреднённые цены торговых мест на рынках города (в руб.)

Таблица №4
|Наименование |Железный |Торговое|Павильон, |Палатка |Бутик|Место |Секция в |
|Предприятия |контейнер|место с |торгующий | | |для |павильоне|
| | |навесом |алкогольной| | |продажи |ангаре |
| | | |продукцией | | |машин | |
|АНО «Автоцентр | | | | | | |200 |
|Опыт» (Авторынок | | | | | | | |
|на отрадной) | | | | | | | |
|АОЗТ «Таганский |800 |250 | | | | | |
|Ряд» | | | | | | | |
|ООО | |80 | | | | |120 |
|«Шарташ-сервис» | | | | | | | |
|МП «Чайка» | |140 | | | | | |
|(вещевой на | | | | | | | |
|Свердлова) | | | | | | | |
|ТК «На Высоцкого»|900 | | | | | |110 |
|ООО «РК |600 | | | | | | |
|Оборонснабсбыт» | | | | | | | |
|ООО «Олипс» РК |700 |170 |2700 | | | | |
|«Парковый» | | | | | | | |
|ООО «Италл» | | | |600 |1100 | |1400 |
|(рынок на | | | | | | | |
|Вайнера) | | | | | | | |
|ЗАО «Стелл» (ТЦ | | | | |1600 | | |
|Юго-Западный) | | | | | | | |
|РК «Ботанический»|240 | | | | | | |
|Оптовый рынок |650 | | |400 | |400 |150 |
|«Белая Башня» | | | | | | | |
|Оптовый рынок |800 |120 | |400 | | |150 |
|«Уралмашевский» | | | | | | | |
|РК |120 | |700 | | | |540 |
|«Екатеринбургский| | | | | | | |
|Привоз» | | | | | | | |
|РК «Эльмашевский»|350 | |750 | | | | |
|ТЦ «Эльмашевский»| | | | | | |80 |
|ООО «Центральный»| | | | | | |110 |
|ТД «Чкаловский» |650 |140 | |250 | | |150 |
|(Автовокзал) | | | | | | | |


Цены за кв.м. площади под магазин за сутки на рынках города (в руб.)

Таблица №5
|Наименование предприятия |Цена за кв. м в |
| |сутки |
|ООО «Шарташ-сервис» |30 |
|ТК «На Высоцкого» |70 |
|Оптовый рынок «Уралмашевский» |40 |
|РК «Екатеринбургский Привоз» |70 |
|ООО «Центральный» |90 |
|ТД «Чкаловский» (Автовокзал) |40 |

Количество и структура торговых мест на оптовых рынках

Специализация по ассортименту представлена в таблице №6. Следует обратить внимание на то, что в категорию «вещи» отнесены торговые места, реализующие авто-товары и стройматериалы.

Количество торговых мест с учётом продаваемой продукции

Таблица №6
|Наименование |Продукты |Вещи |Всего|
|АНО «Автоцентр Опыт» (Авторынок на отрадной) |0 |113 |113 |
|АОЗТ «Таганский Ряд» |0 |1830 |1830 |
|ООО «Шарташ-сервис» |301 |178 |479 |
|МП «Чайка» (вещевой на Свердлова) |0 |39 |39 |
|ТК «На Высоцкого» |311 |532 |843 |
|ООО «РК Оборонснабсбыт» |48 |218 |266 |
|ООО «Олипс» РК «Парковый» |184 |477 |661 |
|ООО «Италл» (рынок на Вайнера) |17 |212 |229 |
|ЗАО «Стелл» (ТЦ Юго-Западный) |3 |50 |53 |
|РК «Ботанический» |96 |0 |96 |
|Оптовый рынок «Белая Башня» |0 |663 |663 |
|Оптовый рынок «Уралмашевский» |280 |400 |680 |
|РК «Екатеринбургский Привоз» |213 |496 |709 |
|РК «Эльмашевский» |108 |0 |108 |
|ТЦ «Эльмашевский» |22 |8 |30 |
|ООО «Центральный» |462 |396 |858 |
|ТД «Чкаловский» (Автовокзал) |0 |475 |475 |

Товарный ассортимент, представленный на оптовых рынках, по сравнению с докризисным периодом значительно сузился. По продуктовым товарам это объясняется сильным обнищанием населения и, как следствие, падением его платёжеспособности. Резко увеличилось количество торговых мест, реализующих товары первой необходимости (сахар, мука, крупы). По вещевой группе сужение ассортимента объясняется увеличением курса доллара США и, как следствие, сокращения ввоза импортных товаров.

Качество услуг, предоставляемых оптовыми рынками арендаторам и потребителям

По данным опроса администраций рыночных комплексов и результатам визуального наблюдения территорий оптовых рынков исследовательской группой была составлена характеристика сервисного обслуживания клиентов каждого типа рыночных комплексов г. Екатеринбурга:
Бутик. Отличительной чертой данного типа оптовых рынков являются идеальные условия хранения, разгрузки и погрузки товаров. Нет очередей для сдачи и получения товара. Присутствует высокого уровня столовая-кафетерий. Наличие
3 туалетов. Помещение отделано по европейским стандартам (для ООО «Италл» вышеперечисленное не характерно).
«Мегамарты». Компании этого типа отличает наличие больших камер хранения, но стоимость их услуг довольно высока, а для некоторых групп клиентов предусмотрены существенные скидки. Для финансовой помощи арендаторам присутствуют ломбарды, хотя условия работы с ними тяжёлые. Наличие платных и бесплатных автостоянок (самая большая у рынка «Таганский Ряд». Один из существенных недостатков – это проблема с питанием – присутствуют только хот-доги.
«Маркеты». Характерная черта подобных предприятий это скученность торговых мест. В крытых помещениях грязно. Удобства присутствуют, но в минимальных количествах и, как правило, за пределами крытых помещений.
Спальные. Сервисная инфраструктура на таких рынках только формируется. Ни на одном предприятии она не присутствует в окончательном виде.
Минимаркеты. Эти предприятия не имеют достаточных финансовых резервов для развития и поддержания системы сервисного обслуживания клиентов на приемлемом уровне. Бытовые удобства, присутствующие на этих рынках, остаются такими, как в момент открытия.

Анализ рекламной политики оптовых рынков

Анализ печатных средств массовой информации показал, что активной рекламной пропагандой большинство оптовых рынков не занимаются. Размещением рекламной информацией занимаются 4 рынка: Парковый, Оборонснабсбыт,
Кировский и РК «Эльмашевский». Эти предприятия, в основном, размещают рекламу в тех изданиях, где они являются попечителями или имеют существенные скидки, то есть рынки не видят необходимости тратить на этот рекламный инструмент финансовые ресурсы. Данные о количестве размещения рекламных объявлениях в периодических изданиях с января по июль 2001 отражены в таблице №7

Частота размещения рекламы оптовых рынках в печатных СМИ

Таблица №7
|Рынок |Пульс |Товарный |Двойной |Быстрый |
| |цен |рынок |экспресс |Курьер |
|Парковый |6 |2 | |3 |
|Оборонснабсбыт | |15 | | |
|Кировский | |2 | | |
|Эльмашевский | | |6 | |

Что касается размещения оптовыми рынками рекламы на телевидении и радио, то сбор ретроперспективной информации по данному вопросу невозможен, ввиду отсутствия такового на сегодняшний день. Тенденции, определённые из бесед с руководителями консалтинговых фирм, указывают, что серьёзно теле- и радио - рекламой занимаются новые рынки, такие как ТЦ Юго-Западный, и расширяющиеся рынки, такие как Парковый. Остальные рынки периодически размещают рекламу на радиоканалах, когда намечается «мёртвый сезон» в их деятельности. При выборе определённого электронного средства массовой информации предприятия руководствуются следующими аспектами: наивысшими рейтингами СМИ среди населения и дружескими отношениями с руководством какого-либо СМИ. Исключение составляет рекламная компания, проведённая ТЦ
Юго-Западным в 2000 году, которая отличалась тщательной продуманностью и логической завершённостью.

5. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Предпочтение среди рыночных комплексов

Данные телефонного опроса о самом привлекательном рыночном комплексе среди потребителей отражены в диаграмме№1:

Диаграмма №1

Как видно из диаграммы, наиболее популярные рынки это Таганский ряд и
Парковый. В обоих опрашиваемых районах эти рынки назвало примерно 22%. Это обусловлено тем, что Таганский и Парковый рынки давно действуют на территории города и хорошо известны потребителям. На Таганском ряду большой вещевой ассортимент, а Парковый рынок характеризуется большим разнообразием продуктовой группы. Следующими по привлекательности идут Кировский и
Шарташский рынки. Кировский рынок больше предпочитают жители Пионерского района (20%), у населения Шарташского района этот показатель около 14%. С
Шарташским рынком ситуация обратная: Парковый – около 20%, Пионерский –
15%. В данном случае при выборе рынка жители исследуемых районов руководствовались близостью рынка к месту проживания: Шарташский рынок находится в Шарташском районе, а Кировский к Пионерскому посёлку.

По результатам парного распределения видно, что привлекательность рынков среди потребителей в зависимости от их уровня дохода выглядит следующим образом: среди самых низкооплачиваемых слоёв населения (менее 3 тыс. руб. в месяц) наибольшей популярностью пользуются Парковый и
Шарташский рынки (по 25% каждый), а среди самых богатых (более 15 тыс. руб. в месяц), наибольшее предпочтение отдаётся Таганскому ряду (47%) и
Кировскому (29,5%).

Причины привлекательности

Анализ ответов на вопрос о причинах привлекательности показал, что население обоих районов основными критериями при отборе рынков считают: близость к месту жительства, разнообразие ассортимента и уровень цен, что отражено на диаграмме №2:

Диаграмма №2

Необходимо отметить, что уровень цен для жителей Шарташского района является наиболее значимым (40%), а для Пионерского наоборот (25%). Широте ассортимента большее значение уделяет население Пионерского района (33%), аналогичный показатель для жителей Шарташского района (23%). Что касается близости рынка от места жительства, то по данному вопросу мнение населения опрашиваемых районов практически совпало: (примерно по 26%). По этим данным можно предположить, что население Шарташского района менее состоятельно, чем жители Пионерского района, так как влияние цены на предпочтение рынка у них самое высокое. Жителей же Пионерского посёлка больше интересует широта ассортимента и близость к месту жительства. Кроме того, население
Пионерского посёлка отмечает такие моменты как отсутствие толкучки, близость автостанции и вежливое обслуживание.

Регулярность посещения

В таблице №8 отражено процентное соотношение частоты посещения оптовых рынков жителями Пионерского и Шарташского районов: таблица №8
|Частота |% от общего числа |
|Чаще 1 раза в месяц |62,50 |
|1 раз в месяц |26,50 |
|Реже 1 раза в месяц |11,00 |
|Всего: |100,00 |

Из таблицы видно, что четверть жителей опрашиваемых районов посещают рынок один раз в месяц, среди оставшейся части населения более одного раза в месяц посещают рынки 60% и менее одного раза в месяц 10%. Такое распределение характерно как для жителей Пионерского, так и для жителей
Шарташского района. Из этого можно сделать вывод, что, во-первых, наличие или отсутствие рядом с местом жительства оптового рынка или других видов торговых предприятий не влияет на желание людей делать покупки непосредственно на оптовых рынках, во-вторых, население других районов города посещают оптовые рынки в аналогичных пропорциях.

Приобретаемые товарные группы

Информация о видах товара, приобретаемого населением опрошенных районов, отражена на диаграмме №3:

Диаграмма №3

Из представленной диаграммы видно, что на оптовых рынках население преимущественно закупает продукты питания, одежду и обувь. По строительным материалам, товарам бытовой химии, моющим средствам и автозапчастям этот показатель составил от 2 до 4 процентов, ответы по остальным группам товаров составили менее одного процента. Такое соотношение говорит о том, что население закупает на оптовых рынках общераспространенные товары, а специализированные покупки предпочитает делать в соответствующих торговых предприятиях. Что касается определённых видов товаров, то ответы распределились следующим образом: из продуктов питания, приобретаемых на оптовых рынках, наибольший вес приходится на молочные продукты, жиры, детское питание (18%), муку, сахар, консервированные продукты (13%), крупы и макароны (11,5%); из вещевого набора обувь – 33%, одежда (исключая верхнюю зимнюю) – 32,5%, верхняя зимняя – 11,5%.

Уровень дохода семейных бюджетов опрашиваемого населения

По уровню дохода были выделены 4 группы:
- менее 3000 руб. в месяц;
- менее 7000 руб. в месяц;
- менее 10000 руб. в месяц;
- свыше 15000 руб. в месяц.

Полученные данные отражены на диаграмме №4:

Диаграмма №4

По полученным данным можно сделать вывод, уровень жизни в Пионерском районе несколько превышает уровень жизни жителей Шарташского района. В
Шарташском районе проживает большее количество низкооплачиваемого населения
(менее 3 тыс. руб. в месяц) и меньшее количество состоятельных людей (свыше
15 тыс. руб. в месяц). Что касается населения со средним уровнем доходов, то его количество и в Шарташском и в Пионерском районах примерно одинаково.
Полная статистическая информация по телефонному опросу жителей Пионерского и Шарташского районов находится в приложении №2, таблицы №№1-26.

6.ВЫВОДЫ ПО МАРКЕТИНГОВОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ

В ходе данной работы исследовательской группой было проведено четыре опроса администраций, арендаторов и потребителей оптовых рынков, одно выездное мероприятие для сбора информации о торговых местах и анализ рекламной представленности оптовых рынков в СМИ. На основании полученных результатов были следующие обобщающие выводы:
1. Оптовые предприятия стремятся иметь у себя торговые места, расположенные в крытых помещениях. Но на эту тенденцию влияют негативные макроэкономические процессы, происходящие в стране. При стабилизации экономической обстановки крупные рынки завершат этот процесс в течение 2-

3 лет.
2. Цены за аренду торговых мест на оптовых рынках по сравнению с докризисным периодом выросли незначительно. Ценовой коридор на эти услуги для новых рынков не предполагает значительных отличий цен от существующих у конкурентах.
3. Сервисные услуги, предоставляемые рынками, далеки от идеальных. Для новых рынков достижение приемлемого уровня сервиса можно осуществить с меньшими затратами, так как нет необходимости изменять существующее положение.
4. Исследовательская группа рекомендует организовывать новый рынок по примеру Юго-Западного. Нет необходимости полностью копировать уровень услуг этого рынка, так как это может оказаться неоправданно дорогим.

Оптимальным вариантом представляется сделать уровень сервиса менее качественным, а арендную плату менее дорогой.
5. В глазах потребителей образ рынка должен соответствовать «народному», но с качеством обслуживания более высоким, чем у «монстров» и «колхозников».
6. Образ народного рынка необходимо подчёркивать в рекламных компаниях предприятия. Кроме того, результаты телефонного опроса показывают, что доходы населения Пионерского посёлка (района будущего расположения нового рынка) выше среднегородских, а анализ переписи населения свидетельствует, что среди населения этого района высок процент жителей, занятых интеллектуальным трудом (на территории района расположены завод «Три

Тройки», УГТУ, другие коммерческие ВУЗы). Этот факт надо учитывать при разработке сценариев рекламных компаний. Более подробно сценарий развития будущего рынка находится в главе №IV.
7. Администрации рынка рекомендуется осуществлять политику неповторяющегося ассортимента. При сужении номенклатуры продаваемой продукции это будет выгодно в том плане, что на рынке будут арендаторы, реализующие продукцию, охватывающую весь спектр по цене и качеству, что привлечёт на рынок самые разнообразные слои потребителей.
8. Учитывая негативный опыт других рынков, необходимо большое внимание уделить вопросу организации питания клиентов рынка. В меню столовой рекомендуется чередовать русскую и европейскую кухни.
9. Опрос арендаторов показал, что люди готовы платить за высокую комфортность (особенно питание) при условии, что рынок будет «раскручен».
10. Необходимо присутствие на рынке индустрии детских и подростковых развлечений: игрушки, игровые автоматы и т.д. – как приложение к вещевому сегменту. Это позволит привлечь на рынок детскую аудиторию и, как следствие, их родителей. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что 40% детских покупок родители осуществляют под нажимом детей.
11. Что касается торговых наценок, то у разных видов рынков разная политика в этой области. Кировский оптовый рынок имеет минимальные наценки по городу. Его арендаторы имеют налаженные связи с московскими и питерскими, а также с крупными екатеринбургскими поставщиками. Вследствие этого, низкие оптовые и розничные цены. Также, сильно сказывается тот факт, что оптовики Кировского рынка являются поставщиками тюменской и северных областей страны, поэтому через рынок проходят большие потоки продовольственных товаров. В области розничных цен на некоторые товары

Кировскому рынку пытается составить конкуренцию Парковый. Но его администрация не воспользовалась скандалом, который возник на Кировском рынке в 1997 году, а подобный шанс занять лидирующее положение больше не представится. Политику широты ассортимента по вещевой панели применяет рынок «Таганский Ряд». Стратегия «колхозников» в высоких торговых наценках. Потребителей привлекает на такие рынки близость расположения к определённым районам. Их основные потребители это пожилые люди и пенсионеры, которые не в состоянии ездить на большие расстояния за более дешёвой продукцией.
12. В заключении исследовательская группа хочет подчеркнуть, что при создании чёткого образа рынка, вычленении целевых групп среди арендаторов и потребителей, наличие высококвалифицированного персонала в администрации рынка и грамотное ведение промоушена, в среднесрочной перспективе (через 8-15 месяцев), при разумном финансировании определённых программ, позволит новому рынку на равных конкурировать с крупнейшими рынками города.
7. ПРОГНОЗНЫЙ МАРКЕТИНГОВЫЙ СЦЕНАРИЙ РАЗВИТИЯ НОВОГО РЫНКА.

Данный сценарий написан в общих чертах, так как не ясны ещё четкие контуры – какие объекты будут запущены, а также нет чёткости представления о готовности территорий, находящихся вокруг этих объектов.
Исследовательская группа готова представить в дальнейшем более подробный сценарий при наличии соответствующей информации. Нижеуказанная кампания предполагает вложения порядка 20 тыс. долларов в течение 5-ти месяцев. Дата предполагаемого открытия комплекса июль 2002 года.

Апрель 2002 г.
I. Начало телевизионного промоушена:

1. Объявление в передаче "Утренний Экспресс" (4 канал), представитель администрации в качестве гостя. Информация о начале конкурса:
- на лучший девиз рыночного комплекса;
- на лучшее стихотворение;
- на лучший слоган.
Приз от спонсора будет вручаться в день открытия рыночного комплекса.

2. В течение месяца в программе "Утренний Экспресс" (4 канал) - устная информация + видео-ролик.
Предпочтение этому каналу и программе отдается т.к. она наиболее популярна среди жителей г. Екатеринбурга и области, поскольку в утренние часы людей беспокоит погода на улице и новости, которые передаются в сжатой форме.
Апрель - май - июнь 2002 г.
Наиболее доступны, соответственно популярные газеты г. Екатеринбурга по праву признаны "Ва-банк" и "Наша газета". По выбору, а может быть поочередно следует в них размещать информацию об открытии рыночного комплекса, о том, что и как там будет продаваться, перечень мероприятий, которые будут проводиться в день открытия. Так же следует разместить талоны- скидки (от 3 до 5%), на покупку: детских товаров, одежды, обуви, спортивных товаров, автомобиля и д.р. представленных товаров в течении 20 дней после открытия.
Апрель - май 2002 г.
Для привлечения клиентов (арендаторов) можно использовать издания "Товарный рынок", "Пульс Цен" с циклом тематических статей - какие цели и задачи стоят перед администрацией, и как она собирается заботиться о своих клиентах, какие льготы будут предложены, какие условия (с указанием телефона для справок - диспетчер). Это будет необходимо сделать для привлечения дополнительного притока желающих арендовать торговые площади.
Май 2002 г.
Дальнейшее продвижение рекламной кампании необходимо поддерживать
"слуховой" информацией с помощью радио. Наиболее "раскрученными" считаются:
Радио 101, Русское радио, Радио СИ.
Необходимо разработать аудио-ролик с подтверждением и напоминанием о предстоящем конкурсе и планируемых мероприятиях. Для оценки эффективности данного вида рекламы следует оставить контактные телефоны или а/ящик - для вопросов и предложений.
Установка уличных растяжек на перекрестке улиц: Уральская / Блюхера /
Гагарина.
- Центральная гостиница;
- На мосту Березовский
- На ж/д мосту - Космонавтов (со стороны Уралмаша).


Июнь 2002 г.
С 1-го числа (День защиты детей) организовать акцию "Рыночный комплекс горожанам" - бесплатный проезд в трамвае (маршруты: 4, 18, 20, 16), в течение месяца. На трамвае разместить рекламу Рыночного комплекса.
Непосредственно за 1 день (или в тот же день) до открытия Рыночного комплекса стоит напомнить о себе через программу "Утренний Экспресс" (4 канал) и пригласить всех желающих принять участие в празднике, пообещав, что данная традиция будет ежегодной, с надеждой, что в будущем праздник будет носить городское значение.

План мероприятий в день открытия Рыночного комплекса.
11.00. Проведение телевизионного конкурса, подведение итогов, вручение призов.
11.30. Проведение развлекательной программы, конкурсов с привлечением профессионального шоумена.
16.00. Торжественная часть. Выступление администрации города, разрезание ленточки, разбитие шампанского.
16.30. Открытие торговли. Интервью у посетителей.
19.00. Начало концерта (приглашение артистов)
22.00. Начало дискотеки для молодежи.
24.00. Закрытие. Салют, фейерверк.

Открытие и проведение праздничного мероприятия должно освящаться
(может быть в прямом эфире) телевидением 4 канала, АСВ, РТК, 41 канала.

Бегущая строка: Внимание! До открытия Рыночного комплекса осталось 7 дней, 6, 5, 4 и т.д. Проезд на трамвае - бесплатно.

Сегодня состоится открытие Рыночного комплекса, не опоздайте!

Ура! Рыночный комплекс уже работает уже 1 день, 2, 3 - 7 дней.

На Рыночном комплексе Вам рады всегда.

Рекомендации по производству роликов.
Производство видео-роликов в количестве:
1 Информационный, в виде календаря, где указано количество оставшихся дней до открытия.
2 Информационный - день открытия.
3 Игровой с использованием показа товара; голос за кадром: - осталось до открытия ___ дней, - открылся.
Ориентация на массового покупателя, на массового арендатора.
Производство аудио-ролика:
1 Информационный, в виде календаря, где указано количество оставшихся дней до открытия.
2 Информационный - день открытия.

Голос диктора: до и в момент открытия - женский (звонкий, оптимистичный) – для привлечения большего количества потребителей; после открытия рынка - мужской (твердый, убедительный, авторитетный) – для привлечения потенциальных арендаторов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выполнения своих обязанностей управляющий по маркетингу нуждается в огромном количестве информации. Необходимые ему сведения часто отсутствуют, поступают слишком поздно или не заслуживают доверия.

В ходе данной работы были изучены пять основных этапов маркетингового исследования, рассмотрено содержания процесса маркетингового исследования.

Для решения этих задач было проведено конкретное маркетинговое исследование по заказу предприятия «Рыночный Комплекс «На Бархотской».
Объектом исследования послужили оптовые и мелкооптовые рынки г.
Екатеринбурга. Сюда вошли: АНО «Автоцентр Опыт» (Авторынок на Отрадной),
АОЗТ «Таганский Ряд», ООО «Шарташ-сервис», МП «Чайка» (вещевой на
Свердлова), ТК «На Высоцкого», ООО «РК Оборонснабсбыт», ООО «Олипс» РК
«Парковый», ООО «Италл» (рынок на Вайнера), ЗАО «Стелл» (ТЦ Юго-Западный),
РК «Ботанический», Оптовый рынок «Белая Башня», Оптовый рынок
«Уралмашевский», РК «Екатеринбургский Привоз», РК «Эльмашевский», ТЦ
«Эльмашевский», ООО «Центральный», ТД «Чкаловский» (Автовокзал). Произведен анализ и интерпретация результатов, сделаны выводы.

Данное исследование имеет большую практическую ценность. На основе полученной в ходе его информации, было принято решение о крупных инвестициях в экономику Свердловской области.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова П.П. «Маркетинг: вопросы и ответы»// М:1994 г.

2. Академия рынка: Маркетинг: Пер. с фр./ Арман Дайан и др. - М.:

Экономика, 1993. - 574 с.

3. Алексеев А.А., Багиев Г.Л. «Основы проведения маркетинговых исследований»./ “Финпресс” 1998 г.

4. Браверман А.А. "Маркетинг в российской экономике переходного периода",

М., "Экономика", 1997

5. Герасимчук В.Г. Маркетинг. Теория и практика. – К.: Высшая школа,

1994. – 328 с.

6. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования - “Финпресс” 1998 г.

7. Дж. М. Эванс, Б. Берман "Маркетинг", М., "Экономика", 1993

8. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг: Учеб. пособие / Пер. с нем. А.М.Макарова; Под ред. И.С.Минько. - М.: Высш. шк., 1995. - 255 с.: ил.

9. Дихтль Э. В. «Практический маркетинг»// М:1995 г.
10. Карич Д. Предпринимательский маркетинг.- М.: Прогресс, 1995.
11. Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. - М.,1997.
12. Котлер Ф. «Основы маркетинга» //пер. с англ. В. Б. Боброва – С-Пб:

1994г.
13. Котлер Филипп. Маркетинг в третьем тысячелетии. – СПб., 2001.
14. Котлер Филипп. Маркетинг, менеджмент. Анализ, планирование, внедрение и контроль. – СПб., 1998.
15. Котлер. Ф. Основы маркетинга.- М., Прогресс, 1992.
16. Мамедов О.Ю. "Современная экономика", Учебное пособие, Ростов-на-

Дону «Феникс», 1996
17. Млоток Е. «Принципы маркетингового исследования»./ .- М.: Прогресс,

1995.
18. Речмен Д. Дж., Мескон М. Х., Боуви К. Л., Тилл Д. В. Современный бизнес: Учебник в 2-х томах: Пер. с англ. - М.: Республика, 1999.

Т.1. - 431 с.: ил. Т. 2.- 478 с.: ил.
19. Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг: Сокр. пер. с англ. / Авт. предисл. и науч. ред. А.А.Горячев - М.: Экономика, 1999. - 335 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Образцы информационных бланков

Карточка «точечника» по продуктовой и вещевой торговым панелям.

Анкета №1
|Продовольствие |Вещи |
|Общее число | |Общее число | |
|Закрытых | |Закрытых | |
|Дикари | |Дикари | |
|1.Сахар, мука | |1.Бытовая техника | |
|2.Чай, кофе, | |2.Мебель | |
|пряности | | | |
|3.Пиво, соки, | |3.Галантерея, | |
|напитки | |бижутерия | |
|4.Табачные изделия | |4.Игрушки, аксессуары| |
| | |для детей, | |
|5.Спиртные напитки | |5.Парфюмерия, | |
| | |косметика | |
|6.Консервация | |6.Моющие ср-ва, | |
| | |бытовая химия | |
|7.Молочные | |7.Фототовары, часы, | |
|продукты, жиры, | |ювелирные изделия | |
|детское пит | | | |
|8.Крупы, макароны | |8.Обувь | |
|9.Прод. для | |9.Все для автомобиля | |
|животных. | | | |
|10.Кондит. изделия | |10.Одежда | |
|11.Прочее | |11.Ткани, шторы, | |
| | |ковры, белье | |
| | |постельное | |
| | |12.Кожа, меха | |
| | |13Головные уборы, | |
| | |перчатки, шарфы | |
| | |14Стройматериалы | |
| | |15Химико-фармацевтиче| |
| | |ские препараты | |
| | |16Прочее | |

Анкета представителей администраций рыночных комплексов.

Анкета №2
1.Полное название фирмы
2.Юридический адрес (улица, № дома, № офиса, тел/факс)
3.Ф.И.О. респондента, должность
4. Время опроса (число, месяц).
4. Год образования предприятия.
5. Как давно Ваше предприятие занимается данным видом бизнеса (т.е. предоставление услуг по аренде торговых мест на рынке)? (Интервьюер!
Варианты ответа не зачитывайте! Закодируйте ответ самостоятельно).
6.1. 1-6 месяцев
6.2. 6-12 месяцев
6.3. 1-3 года
6.4. 3-5 лет
6.5. более 5 лет.
6. Укажите, пожалуйста, какими еще видами деятельности занимается Ваше предприятие.
7. Есть ли на Вашем предприятии следующие отделы.
8.1. Экономический (плановый) отдел;
8.2. Маркетинговый отдел;
8.3. Аналитический отдел;
8.4. Служба управления персоналом;
8.5. Финансовый отдел;
8.6. Рекламный отдел;
8.7. Юридический отдел.
9.Существует ли в Вашей фирме отдел, в обязанности которого входит поиск новых арендаторов

9.1. Да 9.2. Нет
10. Если, да, то, сколько менеджеров там работает
11. Сколько человек у Вас работает в компании
|В администрации | |
|Обслуживающего персонала | |
|Всего | |


12.Сколько сотрудников занято непосредственно с работой рыночного комплекса?
13. Приходилось ли Вашему предприятию в 2000 году обращаться к услугам консультационных (консалтинговых) фирм в следующих областях:
13.1. По вопросам аудита;
13.2. По налоговым проблемам;
13.3. В области юриспруденции;
13.4. По проблемам подбора персонала;
13.5. Для составления бизнес-планов и инвестиционных проектов;
13.6. Для консультации информационного характера;
13.7.Другое (укажите, что)
14.Какие критерии и требования существуют у компании при обращении к Вам нового клиента с просьбой о предоставлении места для торговли на Вашем рынке? (Интервьюер! Запишите все варианты ответа респондента. Обратите внимание на предоплату, рекомендации, вид деятельности клиента).
15. Существуют ли у Вас льготы для каких-либо категорий клиентов? Если да, то перечислите основные из них?
16. Если Вас не затруднит, укажите примерный по Вашим оценкам, общий среднемесячный товарооборот Ваших клиентов по рыночному комплексу за ноябрь и декабрь 2000 г. в долларах США или в рублях.
17. Проводила ли Ваша фирма маркетинговые исследования?

17.1. Да 17.2. Нет
18.Если, да, то укажите темы исследований за 2000 г.
19.Существует ли у Вас проблема «дикарей», т.е. людей самовольно занимающих свободные места или торгующих без мест и не платящих за это аренду. Если да, то, каким образом она разрешается.
20.Какие услуги Вы предоставляете Вашим клиентам:

20.1 Хранение товара (сколько стоит сутки?) ___________

20.2 Отсрочка платежа за место (конкретно)
___________________________

20.3 Наличие платной или бесплатной автостоянки (условия)
_____________

20.4 Реклама товара арендатора (условия)
____________________________

20.5 Другое _______________________________________________________
21.Сколько у Вас всего примерно на сегодняшний день постоянных арендаторов?
22.Как Вы считаете, влияет ли фактор сезонности на число Ваших клиентов?

21.1. Да 21.2. Нет
23.Если да, то, сколько их у Вас среднемесячно в зависимости от сезона (в штуках, или в % приняв за 100% зиму):
|Зимой |Весной |Летом |Осенью |
| | | | |


24.Какие еще, на Ваш взгляд, внешние факторы влияют на число клиентов?
25.Расскажите, пожалуйста, о Вашем складе и/или камере хранения?
-общий метраж (кв.м.) _____________________________________________________
-количество погрузчиков
(шт.)_______________________________________________
-количество въездных путей (шт.)___________________________________________
-режим работы склада (кол-во дней в неделю и время работы)__________________
-сколько в среднем времени уходит на оформление клиента
(мин.)_______________
26.Назовите, отличительные черты работы Вашей компании от других местных рыночных комплексов.
27.Назовите, три самые главные проблемы Вашей фирмы.
28.Оцените квалификацию главных специалистов основных служб Вашего предприятия (по десятибалльной шкале: 1- очень низкая; 10-максимально высокая) по годам:
|Службы |1998 |1999 |2000 |
|Бухгалтерия | | | |
|Менеджеры по привлечению клиентов| | | |
|Работники склада | | | |


29.Имеете ли Вы представительства в других городах?
28.1 Да 28.2 Нет
30.Если да, то назовите, пожалуйста, адрес с координатами представительства, особенно это касается московских и санкт-петербургских представительств.
31. С кем из клиентов, Вы предпочитаете работать

31.1. ИЧП

31.2. Торгово-оптовые компании

31.3. Производители

31.4 Нет предпочтений
31.5 Другое (укажите, что)___________________________________________

32. Каким образом, Вы в последние зимние месяцы распределяли свой рекламный бюджет?
|Вид рекламы |% распределения|Сумма рублей долларов |
|Телевидение | | |
|Радио | | |
|Газеты, журналы | | |
|Щитовая реклама | | |
|Благотворительные акции, | | |
|спонсорство | | |
|Другое (укажите, что | | |
|_______________) | | |


33. С какими из СМИ Вы наиболее плотно работаете и почему? (Интервьюер!
Уточняйте какой телеканал, и т.д.)
34. Занимаетесь ли Вы сами (Ваша компания) непосредственно торговлей на
Вашем рыночном комплексе. Если, да, то какова Ваша доля в общей массе товарооборота рынка?
35. Каковы на Ваш взгляд перспективы рыночных комплексов (и в частности
Вашего) в Свердловской области? Если Вас не затруднит, дайте нам полный прайс услуг, которые Вы предоставляете своим клиентам

Целевые вопросы и действия для предпринимателей (интервьюеров) желающих взять в аренду торговое место на рыночном комплексе.

Анкета №3

1.Взять типовой договор
2.Расспросить по всем непонятным пунктам договора (проявить осведомленность).
3.Обсудить льготы, прайсовые и возможно внепрайсовые цены, наличный и безналичный оборот, официально - неофициально. Порядок оплаты. Самые всевозможные варианты.
4.Какие цены были в августе, декабре, с нового года.
5.Попросить прайс всех услуг, если он есть, в случае отсутствия такового обсудить все аспекты устно.
6.Дает ли рынок на реализацию, если да, то каковы условия.
7.Зависят ли цены от типа места и его месторасположения.
8.Есть ли услуги по рекламе товара, их условия размещения.
9.Берут ли в качестве оплаты за аренду товаром (бартером), условия.
10.Какие обороты по товару интервьюеров проходит на этом рынке с одного места.
11.Каковы услуги по хранению, ломбарду.
12.Сколько арендаторов всего, какие места свободные.
13.Как будет развиваться рынок.

Обращать внимание

1.Что творится в офисе.
2.Сколько народу и чем занимаются из персонала
3.Сколько народу занимается клиентами
4.Какая оснащенность и внутренний вид офиса
5.Наличие и уровень квалификации охраны.

Опрос арендаторов рыночных комплексов.

Анкета №4
1.Наименование предприятия.___________________________________________
2.Чем преимущественно Вы торгуете на рынке ____________________________
3.Почему Вы выбрали этот рынок и в чем его преимущества _________________
4.Какой для Вас самый привлекательный рынок ___________________________
5.Какова была стоимость Вашего места за сутки
. В июле 2000 __________________________________
. В декабре 2000 ________________________________
. В январе 2001 _________________________________
6.Какие недостатки Вы видите в услугах арендодателя (хозяев рыночного комплекса, где Вы арендуете место)
7.Каковы перспективы Вашего бизнеса ___________________________________

Телефонный опрос потребителей (Шарташ и Пионерский район)

Схема опроса

Анкета №5
1.Представиться и рассказать, что нас интересует.
2.Вопросы:
. Сколько раз в неделю Вы посещаете рыночные комплексы____________
. Куда чаще всего Вы ходите из оптовых рынков__________________
. Почему Вы их посещаете
. Рядом находится
. Широкий ассортимент
. Низкие цены
. Другое (что)
. Что Ваша семья чаще всего там покупает из
|Продукты |Вещи |
|1 |1 |
|2 |2 |
|3 |3 |
|4 |4 |

Приложение 2

Результаты исследования количества и структуры торговых мест по товарной панели

Продуктовая панель

Таблица №1
|Парковый |«Русское Радио», щиты |
|Оборонснабсбыт |Щиты |
|Таганский Ряд |Радио, щиты |
|Ботаническим |Спонсорство детским домам |
|Юго-Западный |4 и 41 телеканалы |
|Привоз |Радио «Джем», «Автомобильный Курьер»|

-----------------------
[1] Котлер Ф. «Основы маркетинга» //пер. с англ. В. Б. Боброва – С-Пб:
1994г. стр. 8
[2] Котлер Ф. «Основы маркетинга» //пер. с англ. В. Б. Боброва – С-Пб:
1994г. стр.
[3] Котлер Филипп. Маркетинг, менеджмент. Анализ, планирование, внедрение и контроль. – СПб., 1998 стр 98

-----------------------
[pic]

[pic]

[pic]

[pic]



Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.