| |||||
МЕНЮ
| Мировые религии и важнейшие религиозные памятники, их использование в туризмеМировые религии и важнейшие религиозные памятники, их использование в туризмеРоссийская Международная академия туризма Курсовая работа по географии: Мировые религии и важнейшие религиозные памятники, их использование в туризме.
Группа № 13 Труфановой Светланы Александровны Щипакиной Елены Валерьевны 2005 Содержание: 1.Введение 1.1 Развитие и роль туризма 1.2 Происхождение и роль религий 2. Христианство. История развития 2.1 Католицизм 2.2 Православие 2.3 Протестантизм 3. Буддизм. История развития 4. Ислам. История развития 5. История паломничества 5.1 Паломничество в наше время 5.2 Религия и паломничество в России 5.3 Религия и паломничество в Европе 5.4 Религия и паломничество в Азии 5.5 Религия и паломничество в Африке 5.6 Религия и паломничество в Австралии 5.7 Религия и паломничество в Америке 6. Список литературы 7. Приложение
1.Введение. 1.1Развитие и роль туризма Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом столетия (рисунок №5). Цель исследования: Изучить паломничество, как отрасль туристической деятельности и его влияние на развитие туризма. Объектом исследования являются Мировые религии и важнейшие религиозные памятники, их использование в туризме. Задачи исследования: 1. Изучить Мировые религии и их возникновение. 2. Рассмотреть мировые религии и паломничество в Регионах Мира. 3. Рассмотреть предложения на туристическом рынке. Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, активизация внешнеторгового баланса, создании дополнительных рабочих мест и обеспечение занятости населения, оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным стабилизатором социально-экономического развития. Туризм – наилучший способ знакомства с другой культурой. Гуманитарное значение туризма заключается в использовании его возможностей для развития личности, ее творческого потенциала, расширения горизонта знаний. Стремление к знанию всегда было неотъемлемой чертой человека. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры другого народа – одна из задач, которую в полной мере способен решать туризм. Увидеть мир своими глазами, услышать, ощутить – важные части восстановительной функции туризма, они несут в себе большой гуманитарный потенциал. Знакомство с культурой и обычаями другой страны обогащает духовный мир человека. Культурное самовыражение народа всегда вызывает интерес. Природная любознательность туриста в отношении различных уголков мира и населяющих их народов образуют один из наиболее сильных побудительных туристских мотивов. Культурное наследие любого народа составляют не только произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, труды ученых и т. д., но и нематериальное достояние, включающее фольклор, народные промыслы, фестивали, религиозные ритуалы и т. п. Давно выделился и стал самостоятельным такой вид туризма, как паломничество – древнейший вид путешествий, известный человечеству не одно тысячелетие. До 80% объектов туристского показа являются культовыми, например в Париже культовые объекты составляют 44%. Мотивами к паломническому путешествию являются духовное стремление посетить религиозные центры и святые места, особо чтимые в конкретной религии, свершение культовых обрядов и т. д. Мотивация происходит либо из предписаний религии (например, каждый мусульманин должен совершить хадж в Мекку), либо из религиозных устремлений и убеждений человека. В мире существует ряд выдающихся по своей значимости памятников культовой архитектуры, которые выступают как важнейшие объекты туристского интереса и привлечения туристов всего мира. Культовый (религиозный) туризм. Этот вид туризма основан на религиозных потребностях людей различных конфессий. 1.2 Происхождение религии Религия – в том смысле, в каком принято говорить о трех мировых религиях: христианстве, буддизме и исламе, - это сложное совокупное понятие, включающее в себя определенную мифологию, систему догматов, культовые и обрядовые действия, социализированные религиозные институты (церковь в христианстве), конкретные формы взаимоотношения между верующими и религиозной организацией и многое другое. Для каждой религии все эти моменты имеют свое специфическое смысловое наполнение, свою историю возникновения и дальнейшего существования, свое каждый раз особенное преломление через этническую, национальную, классовую и индивидуально-личностную призму. Конкретное изучение всех этих смысловых и организационных особенностей в становлении религий и их исторических разновидностей относится к особой науке – религиоведению, в которой рассматриваются также и конкретные философские вопросы теологии, и социальные функции религии в различных исторических условиях. Древние люди, создавая свои религии, заботились о чисто этнических потребностях и рассчитывали на земляческую помощь собственных богов. Иные из религий «с местной пропиской» отошли в небытие (порой вместе с породившими их народами), другие же при всей их территориальной ограниченности живут и по сей день: наиболее известные среди них - иудаизм и индуизм. Но были религии, отвечавшие мечтам и чаяниям не только того народа, из которого вышел пророк, однажды возвестивший божественную волю. Для этих вероучений национальные границы оказались тесны. Они завладели умами и душами людей, населяющих различные государства, различные материки: христианство, ислам и буддизм. Человеку свойственно верить. В торжество справедливости, в любовь с первого взгляда.… Когда мы принимаем что-то без доказательств, убеждены сами и готовы убедить в этом других - это вера. Это часть нашего «Я» вместе с другими убеждениями она живет в нас, пока живем мы сами. Иное дело, если у ряда людей есть общая вера. Если эта вера в сверхъестественные существа, к тому же еще и всемогущие, если им прописывается высшая власть, если эта вера велит поклоняться существам, которых обычно называют богами, то это – религия. 2. Христианство. Христианство появилось в I веке новой эры в Иудее – восточной провинции римской империи. В основе его - учения о Боге человеке Иисусе Христе, сыне Божием, который пришел к людям с добрыми деяниями и заповедал им законы праведной жизни. Он принял во искупление их грехов великие страдания и мученическую смерть на Кристе. Но, воскреснув, Господь вознесся на небеса. Евангелие, повествующие о жизни и учение Христа. Предвещает его второе предшествие, которое ознаменует для людей торжество Царства справедливости. Первые шаги христианства в I-II вв. ограничивались районом средиземноморья, затем оно проникло в центральноевропейские страны и лишь в VIII-XII вв. – на Северо-восток Европы. В эпоху великих географических открытий (XV-XVII вв.) началась открытая деятельность христианских миссионеров (проповедников религиозного учения), которая продолжается и в наше время. В конце XV в они вместе с завоевателями высадились на берегах только что открытой Америки. В XVI в. христианскому миру была присоединена большая часть Филиппин. Неудача постигла миссионеров в Африке. Лишь XIX в. в результате активной колонизации удалось обратить в христианство многих жителей «черного континента». Та же колонизация приобщила к нему и основную часть населения Океании. Верующие христиане составляют сегодня 1/3 населения, живущего в Европе и Австралии, в Северной и Латинской Америке, Новой Зеландии и Новой Гвинеи. Однако христианская религия не едина. Она распадается на ряд направлений, которое составляют три ее главные ветви - католицизм, православие и протестантизм. 2.1 Католицизм. Первое разделение христианства произошло в XI веке. Появились две крупные церкви: западная, с центром в Риме, и восточная, с центром в Константинополе (Византия). Западная церковь получила название католической (греч. Katholicos - всеобщий, вселенский). Это название отразило стремление западной церкви к вселенскому всемирному распространению. Глава западной католической церкви имеет титул Папы Римского. Восточная церковь оставила за собой название православной. В этом названии представители восточного христианства стремятся подчеркнуть свое правильное понимание учения Христа и считают, что лишь они правильно, истинно говорят (славят) о Боге. Догматические особенности. 1. Католическая церковь признает филиокве (filijque), учение о том, что Святой Дух исходит не только от Бога-отца, но и от Бога-Сына, Иисуса Христа. Догмой был принят католической церковью в 589 г. на Толедском церковном сборе и служит основание особой роли не только Христа, но и его апостолов, папы Римского и католических священнослужителей. Православная церковь считает, что Святой Дух исходит только от Бога-Отца. 2. Католическая церковь создала и признает учение о «сверхъестественных заслугах» святых перед Богом, эти заслуги составляют как бы сокровищницу, которой церковь может распоряжаться по своему усмотрению. В православии такого учения нет. 3. В католицизме существует практика индульгенций (лат. Indulgentia милость). Церковь выдает верующему папскую грамоту об отпущении как совершенных, так и несовершенных грехов. Обоснованием этой практики служит вышеприведенное учение о том, что католическая церковь обладает неким запасом добрых дел, совершенных Христом, Девой Марией, апостолами и святыми, и которые покрывают грехи людей. Православие отрицает индульгенции. С этим же связано и католическое учение о чистилище (принято на Флорентийском соборе в 1439г.) где грешные души, горя в пламени очищаются, чтобы попасть в последствии в рай. Срок пребывания в чистилище зависит от молитв и может быть сокращен, если родственники умершего делают жертвоприношения церкви. В православии нет учения о чистилище. В католицизме принят догмой о непорочном зачатии Девы Марии. Православная церковь не возвела это учение в ранг догматов. Католики признают догмат о непогрешимости Римского папы в делах веры. Католическая церковь признает святость и богодуховенность Священного писания (Библии) и Священного предания (всех речей и документов папы Римского). Православие святым и богодуховенным считает только священное писание. Обрядовые отличия. 1. В католицизме крещение производят обливанием, в православии – погружением в воду. 2. Миропомазание в католицизме (католики называют его конфирмацией) совершают в возрасте 7-12 лет, в православии – над младенцем. 3. В католицизме вином и хлебом причащаются только священники. Простые верующие – католики причащаются только хлебом. Хлеб для причащения используется пресный. В православии все верующие причащаются хлебом и вином. Хлеб для таинства готовят кислый. 4. У католиков крестное знамение пятиперстное, т. е. крестятся они соединенными вместе пятью пальцами. У православных принято троеперстие. 5. В богослужении католическая церковь использует латинский язык, православная церковная служба ведется на местном языке и диалектике. Канонические отличия. 1. В католицизме принят обязательный целибат духовенства. В православии безбрачие установлено лишь для монахов. 2. Католическая церковь не допускает выхода из духовного знания. В православии оно возможно. 3. В католицизме существует институт кардиналов и первенство пап. В православии этого нет. 4. Католическая церковь признает решение всех 22 Вселенских соборов. Православие – только первых 7. С XI века православие проводит соборы Поместные. 5. У католиков существует запрет мирянам читать и толковать Библию. В православии не было такого запрета. 6. Католический брак считается нерасторжимым. В православии возможен развод супругов. 2.2 Православие. Другое крупное направление христианства – православие (около 170 млн. человек) широко распространено в основном в странах восточной Европы. В отличии от католицизма православие не имеет единого религиозного центра. Каждая более или менее крупное православное образование существует отдельно, образует автокефалию и не подчиняется другим центрам. В настоящее время существует 15 автокефалий. В соответствии с церковной традицией, учитывающей время получения автокефалий, официальный перечень автокефальных церквей представлен в следующем виде: Константинопольская, Александрийская (охватывает Египет и некоторые страны Африки), Антиохийская (Сирия, Литва), Иерусалимская (Палестина, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элиадская (Греческая), Албанская, Чехословацкая, Польская и Американская). Старообрядничество. В середине XVII века русское православие претерпело раскол. Возникло старообрядничество. Богословы видят его причины в действии Божественного промысла и спорах о правильности богослужения. Сторонники научного понимания религии связывают его с социально-экономическими прогрессами, происходящими в России этого времени. В настоящее время в России существуют общины старообрядцев. В 1988 г., отметив тысячелетие крещения Руси, старообрядцы страны объединились в единую Русскую православную старообрядническую церковь. 2.3 Протестантизм. Третьим крупным течением христианства является протестантизм (около 550 млн. человек). Эта разновидность Христианства широко распространено в западной Европе, Америке, России. Наиболее активными представителями являются евангельские христиане – баптисты (ЕХБ), адвентисты седьмого дня (АСД), пятидесятники, Свидетели Иеговы. К протестантам относятся старокатолики, меннониты, квакеры, мормоны, моравские братья, «христианское содружество», «христианская наука» и т. д. Протестантизм возник в XYII веке в Германии. Свое название он получил потому что представлял собой протест верующих Западной Европы на административное засилье Ватикана и римских пап. Т.е. Протестантизм явился не только причиной второго раскола христианства, но и его следствием. Основателем протестантизма был немецкий богослов Мартин Лютер (1483-1546 гг.); его последователи называли себя лютеранами. Другим ярким представителем Реформации был французский теолог Кальвин (1509-1564); последователи которого стали называться кальвинистами. В Англии протестантизм получил название англиканства. 3. Буддизм. Свое название религия получила по имени своего основателя Будды (с санскр. – просветленный). Буддизм – это одна из трех мировых религий. Распространен в странах Южной, Центральной и Юго-Восточной Азии (Китай, Япония, Вьетнам, Шри-Ланка, на Тибете). В форме ламаизма его исповедуют народы Бурятии, Тувы, Калмыкии. Буддизм зародился в Индии в VI в. до н. э. как оппозиция брахманизму. Однако из-за кастового устройства индийского общества не имел широкой популярности. В настоящее время лишь 0,5 % индусов называют себя буддистами. Основателем буддизм считается Гаутама (563-483 до н. э.) Предание рисует его стройным, худощавым человеком с голубыми глазами, кротким и ясным выражением лица и необычайно мелодичным голосом. Обычной одеждой Гаутамы Будды было желтое рубище, ставшее впоследствии традиционной одеждой буддистских монахов. В буддистской культуре есть два понимания образа Будды. Так называемые «северные буддисты» считают Гаутаму исторической личностью, действительно жившей в Индии в VI в. до н. э. Но, по их представлениям, это не бог, а лишь человек, великий учитель мудрости. В учении «северных буддистов» первостепенное значение придается этике и нравственному образу жизни последователя Будды. Поэтому форма буддизма более похожа на философию, чем на религию. Другой представитель «южного буддизма» Будда был Богом. Он и родился как Бог, необычайным образом. Матери Гаутама приснился священный слон, который вышел у матери между ребрами в подмышке. Однако, исследователи буддизма склонны считать, что Будда личность легендарная – это означает, что реально он не существует, а есть образ, созданный народной фантазией. О Будде есть целая легенда, и самое главное в ней, это Четыре Великие встречи, во время которых Гаутама познает все ужасы жизни: нищета, болезни, старость, смерть. Он начал жизнь отшельника. Через некоторое время Гаутаме открылись Четыре благородные истины, показавшие путь к спасению: 1. Гаутама понял, что всякое существование есть страдание. Не только болезнь, старость и смерть, но и само рождение и подчинение закону рождения есть страдание. 2. Причиной страданий являются желания, жажда счастья, любви, денег, власти, богатства и т. д. 3. Прекратить страдание возможно. Для этого нужно отказаться от желаний. Следует достичь такого состояния, когда ничего не хочется. Состояние без желаний называется нирваной ( с санскр. – покой ). 4. Гаутаме открылся так называемый «восьмиричный путь» спасения. Он состоит из 8-ми правил: · «Праведная вера»: человек, желающий спасения, должен поверить Гаутаме-Будде в том,что мир полон страдания и скорби, что для спасения следует отказаться от желаний; · «Праведная решимость»: человеку следует настроиться на решительный отказ от желаний; · «Правдивая речь»: речь человека должна быть правдивой и доброжелательной. Своими словами не следует обижать людей и вредить им. · «Праведные дела»: человек должен избегать плохих поступков и делать только хорошие. · «Праведная жизнь»: следует вести такой образ жизни, чтобы не приносить вред живому ( ахимса ). · «Праведные помыслы»: следует уяснить, что все зло от плоти. · «Праведное созерцание»: необходимо постоянно и терпеливо тренироваться, уметь сосреготочиться, самоуглубиться, и созерцать себя. Постигнув эти Четыре Великие истины, Гаутама стал Буддой (просвященным). Будда посчитал, что он должен рассказать об этом людям и показать им путь к спасению, отказавшись ор искушения погрузиться в состояние нирваны. Его учение получило название Дхармы. У него появились ученики и он основал общину. Далее по всей Индии начали возникать общины. Вступившие туда брили голову, одевали желтые одежды , были вегетарианцами и имели при себе самое необходимое – кружку для сбора подаяний и воды, бритву, посох. Большую часть времени они времени в странствиях и проповедях. Когда кто-то из общины умирал, его хоронили. Позднее на этих местах возводились могильные сооружения – ступы – куполообразные строения-склепы с наглухо замурованным входом. В последствии около этих ступ стали возникать храмы и монастыри. С появлением монастырей монахи перестали странствовать. Вскоре монастыри превратились в главную и единственную форму организации буддистов. Они стали центрами буддизма, своеобразными университетами и библиотеками. Ученые буддистские монахи записывали древние священные тексты, изучали и комментировали их. Так возникла Священное писание буддистов – Трипитака ( в переводе с пали – тройная корзина. Впервые буддистский канон был записан на пальмовых ветках, которые заняли три корзины ). Трипитака состоит из трех частей: Винайя – питака излагает этику буддизма, Сутта – пятака содержащая догматику, Абидхаша – посвящена философии. В буддизме существуют два пути спасения. Махаяны (большая Колесница, в значении широкий путь спасения) и хинаямы (малая Колесница, в значении узкий путь). Первый - для всех, второй - монахов, полностью отказавшихся от земной жизни. В III веке до н. э. индийский император Ашок превратил Буддизм в государственную идеологию. Позже вытесненный индуизмом, получил широкое распространение в других странах, превратившись в мировую религию. Во II веке проник в Китай, где изменился под влиянием уже давно сложившихся Китайских верований и традиций. Результатом творческих поисков стала особая форма буддизма, возникшая в Китае в YII веке чань-буддизм. Через Китай буддизм пришел в Японию. В YI-YII в. в Японии стали строиться монастыри, устанавливаться алтари и изображения Будды. Но и здесь Буддизм испытал на себе влияние японской культуры и прежде всего, японского синтоизма. Как и в Китае, в японском буддизме можно выделить представление простого народа и привилегированной верхушки общества. Появился дзень-буддизм. Появились представления о возможности учеников под руководством учителя достичь просветленного состояния – сатори. В VI веке буддизм пришел в страны Тибета, где получил название ламаизма. Тибетские монахи называются ламами. Среди лам существует иерархия и жесткая дисциплина. На вершине иерархической пирамиды находится глава и непререкаемый авторитет ламаизма Далай-лама (монах-океан). Ламаисты отмечали такие праздники как: праздник «Белого месяца» (Цагаман, начало нового года), «Круговещение Майдари» или «Майдари хурал», посвященный приходу грядущего Будды. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|