реферат, рефераты скачать
 

Мировые религии и важнейшие религиозные памятники, их использование в туризме


Мировые религии и важнейшие религиозные памятники, их использование в туризме

Российская Международная академия туризма







Курсовая работа по географии:

Мировые религии и важнейшие религиозные памятники, их использование в туризме.







                               



                  Группа № 13

Труфановой Светланы Александровны

                                                Щипакиной Елены Валерьевны




2005

Содержание:

1.Введение

1.1 Развитие и роль туризма

1.2 Происхождение и роль религий

2. Христианство. История развития

2.1 Католицизм

2.2 Православие

2.3 Протестантизм

3. Буддизм. История развития

4. Ислам. История развития

5. История паломничества

5.1 Паломничество в наше время

5.2 Религия и паломничество в России

5.3 Религия и паломничество в Европе

5.4 Религия и паломничество в Азии

5.5 Религия и паломничество в Африке

5.6 Религия и паломничество в Австралии

5.7 Религия и паломничество в Америке

6. Список литературы

7. Приложение


 


 





1.Введение.

1.1Развитие и роль туризма

Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом столетия (рисунок №5).

Цель исследования: Изучить паломничество, как отрасль  туристической деятельности и его влияние на развитие туризма.

Объектом исследования являются Мировые религии и важнейшие религиозные памятники, их использование в туризме.

Задачи исследования:

1.     Изучить Мировые религии и их возникновение.

2.     Рассмотреть мировые религии и паломничество в Регионах Мира.

3.     Рассмотреть предложения на туристическом рынке.

Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, активизация внешнеторгового баланса, создании дополнительных рабочих мест и обеспечение занятости населения, оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным стабилизатором социально-экономического развития.

Туризм – наилучший способ знакомства с другой культурой. Гуманитарное значение туризма заключается в использовании его возможностей для развития личности, ее творческого потенциала, расширения горизонта знаний. Стремление к знанию всегда было неотъемлемой чертой человека. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры другого народа – одна из задач, которую в полной мере способен решать туризм. Увидеть мир своими глазами, услышать, ощутить – важные части восстановительной функции туризма, они несут в себе большой гуманитарный потенциал. Знакомство с культурой и обычаями другой страны обогащает духовный мир человека. Культурное самовыражение народа всегда вызывает интерес.

Природная любознательность туриста в отношении различных уголков мира и населяющих их народов образуют один из наиболее сильных побудительных туристских мотивов. Культурное наследие любого народа составляют не только произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, труды ученых и т. д., но и нематериальное достояние, включающее фольклор, народные промыслы, фестивали, религиозные ритуалы и т. п.

     Давно выделился и стал самостоятельным такой вид туризма, как паломничество – древнейший вид путешествий, известный человечеству не одно тысячелетие. До 80% объектов туристского показа являются культовыми, например в Париже культовые объекты составляют 44%. Мотивами к паломническому путешествию являются духовное стремление посетить религиозные центры и святые места, особо чтимые в конкретной религии, свершение культовых обрядов и т. д. Мотивация происходит либо из предписаний религии (например, каждый мусульманин должен совершить хадж в Мекку), либо из религиозных устремлений и убеждений человека. В мире существует ряд выдающихся по своей значимости памятников культовой архитектуры, которые выступают как важнейшие объекты туристского интереса и привлечения туристов всего мира. Культовый (религиозный) туризм. Этот вид туризма основан на религиозных потребностях людей различных конфессий.

1.2 Происхождение религии

Религия – в том смысле, в каком принято говорить о трех мировых религиях: христианстве, буддизме и исламе, - это сложное совокупное понятие, включающее в себя определенную мифологию, систему догматов, культовые и обрядовые действия, социализированные религиозные институты (церковь в христианстве), конкретные формы взаимоотношения между верующими и религиозной организацией и многое другое. Для каждой религии все эти моменты имеют свое специфическое смысловое наполнение, свою историю возникновения  и дальнейшего существования, свое каждый раз особенное преломление через этническую, национальную, классовую и индивидуально-личностную призму.  Конкретное изучение всех этих смысловых и организационных особенностей в становлении религий и их исторических разновидностей относится к особой науке – религиоведению, в которой рассматриваются также и конкретные философские вопросы теологии, и социальные функции религии в различных исторических условиях.

Древние люди, создавая свои религии, заботились о чисто этнических потребностях и рассчитывали на земляческую помощь собственных богов. Иные из религий «с местной пропиской» отошли в небытие (порой вместе с породившими их народами), другие же при всей их территориальной ограниченности живут и по сей день: наиболее известные среди них - иудаизм и индуизм.

Но были религии, отвечавшие мечтам и чаяниям не только того народа, из которого вышел пророк, однажды возвестивший божественную волю. Для этих вероучений национальные границы оказались тесны. Они завладели умами и душами людей, населяющих различные государства, различные материки: христианство, ислам и буддизм. Человеку свойственно верить. В торжество справедливости, в любовь с первого взгляда.… Когда мы принимаем что-то без доказательств, убеждены сами и готовы убедить в этом других - это вера. Это часть нашего «Я» вместе с другими убеждениями она живет в нас, пока живем мы сами. Иное дело, если у ряда людей есть общая вера. Если эта вера в сверхъестественные существа, к тому же еще и всемогущие, если им прописывается высшая власть, если эта вера велит поклоняться существам, которых обычно называют богами, то это – религия.

2. Христианство.

Христианство появилось в I веке новой эры в Иудее – восточной провинции римской империи. В основе его - учения о Боге человеке Иисусе Христе, сыне Божием, который пришел к людям с добрыми деяниями и заповедал им законы праведной жизни. Он принял во искупление их грехов великие страдания и мученическую смерть на Кристе. Но, воскреснув, Господь вознесся на небеса. Евангелие, повествующие о жизни и учение Христа. Предвещает его второе предшествие, которое ознаменует для людей торжество Царства справедливости.

Первые шаги христианства в I-II вв. ограничивались районом средиземноморья, затем оно проникло в центральноевропейские страны и лишь в VIII-XII вв. – на Северо-восток Европы. В эпоху великих географических открытий (XV-XVII вв.) началась открытая деятельность христианских миссионеров (проповедников религиозного учения), которая продолжается и в наше время. В конце XV в они вместе с завоевателями высадились на берегах только что открытой Америки.

В XVI в. христианскому миру была присоединена большая часть Филиппин.

Неудача постигла миссионеров в Африке. Лишь XIX в. в результате активной колонизации удалось обратить в христианство многих жителей «черного континента». Та же колонизация приобщила к нему и основную часть населения Океании. Верующие христиане составляют сегодня 1/3 населения, живущего в Европе и Австралии, в Северной и Латинской Америке, Новой Зеландии и Новой Гвинеи.

Однако христианская религия не едина. Она распадается на ряд направлений, которое составляют три ее главные ветви - католицизм, православие и протестантизм.

2.1 Католицизм.


Первое разделение христианства произошло в XI веке. Появились две крупные церкви: западная, с центром в Риме, и восточная, с центром в Константинополе (Византия). Западная церковь получила название католической  (греч. Katholicos  - всеобщий, вселенский). Это название отразило стремление западной церкви  к вселенскому всемирному распространению. Глава западной католической церкви имеет титул Папы Римского.

Восточная церковь оставила за собой название православной. В этом названии представители восточного христианства стремятся подчеркнуть свое правильное понимание учения Христа и считают, что лишь они правильно, истинно говорят (славят) о Боге.

Догматические особенности.

1.        Католическая церковь признает филиокве (filijque), учение о том, что Святой Дух исходит не только от Бога-отца, но и от Бога-Сына, Иисуса Христа. Догмой был принят католической церковью в 589 г. на Толедском церковном сборе и служит основание особой роли не только Христа, но и его апостолов, папы Римского и католических священнослужителей. Православная церковь считает, что Святой  Дух исходит только от Бога-Отца.

2.     Католическая церковь создала и признает учение о «сверхъестественных заслугах» святых перед Богом, эти заслуги составляют как бы сокровищницу, которой церковь может   распоряжаться по своему усмотрению. В православии такого учения нет.

3.        В католицизме существует практика индульгенций (лат. Indulgentia милость). Церковь выдает верующему папскую грамоту об отпущении как совершенных, так и несовершенных грехов. Обоснованием этой практики служит вышеприведенное учение о том, что католическая церковь обладает неким запасом добрых дел, совершенных Христом, Девой Марией, апостолами и святыми, и которые покрывают грехи людей. Православие отрицает индульгенции.

С этим же связано и католическое учение о чистилище (принято на Флорентийском соборе в 1439г.) где грешные души, горя в пламени очищаются, чтобы попасть в последствии в рай. Срок пребывания в чистилище зависит от молитв и может быть сокращен, если родственники умершего делают жертвоприношения церкви. В православии нет учения о чистилище.

В католицизме принят догмой о непорочном зачатии Девы Марии. Православная церковь не возвела это учение в ранг догматов.

Католики признают догмат о непогрешимости Римского папы в делах веры.

Католическая церковь признает святость и богодуховенность Священного писания (Библии) и Священного  предания (всех речей и документов папы Римского). Православие святым и богодуховенным считает только священное писание.

Обрядовые отличия.

1.     В католицизме крещение производят обливанием, в православии – погружением в воду.

2.     Миропомазание в католицизме (католики называют его конфирмацией) совершают в возрасте 7-12 лет, в православии – над младенцем.

3.     В католицизме вином и хлебом причащаются только священники. Простые верующие – католики причащаются только хлебом. Хлеб для причащения используется пресный. В православии все верующие причащаются хлебом и вином. Хлеб для таинства готовят кислый.

4.     У католиков крестное знамение пятиперстное, т. е. крестятся они соединенными вместе пятью пальцами. У православных принято троеперстие.

5.     В богослужении католическая церковь использует латинский язык, православная церковная служба ведется на местном языке и диалектике.


Канонические отличия.

1.   В католицизме принят обязательный целибат духовенства. В православии безбрачие установлено лишь для монахов.

2.   Католическая церковь не допускает выхода из духовного знания. В православии оно возможно.

3.   В католицизме существует институт кардиналов и первенство пап. В православии этого нет.

4.   Католическая церковь признает решение всех 22 Вселенских соборов. Православие – только первых 7. С XI века православие проводит соборы Поместные.

5.   У католиков существует запрет мирянам читать и толковать Библию. В православии не было такого запрета.

6.   Католический брак считается нерасторжимым. В православии возможен развод супругов.


2.2 Православие.


Другое крупное направление христианства – православие (около 170 млн. человек) широко распространено в основном в странах восточной Европы. В отличии от католицизма православие не имеет единого религиозного центра. Каждая более или менее крупное православное  образование существует отдельно, образует автокефалию и не подчиняется другим центрам. В настоящее время существует 15 автокефалий. В соответствии с церковной традицией, учитывающей время получения автокефалий, официальный перечень автокефальных церквей представлен в следующем виде: Константинопольская, Александрийская (охватывает Египет и некоторые страны Африки), Антиохийская (Сирия, Литва), Иерусалимская  (Палестина, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элиадская  (Греческая), Албанская, Чехословацкая,  Польская и Американская).


Старообрядничество.

В середине XVII века русское православие претерпело раскол. Возникло  старообрядничество. Богословы видят его причины в действии Божественного промысла и спорах о правильности богослужения. Сторонники научного понимания религии связывают его с социально-экономическими прогрессами, происходящими в России этого времени.

В настоящее время в России существуют общины старообрядцев. В 1988 г., отметив тысячелетие крещения Руси, старообрядцы страны объединились в единую Русскую православную старообрядническую церковь.

2.3 Протестантизм.

Третьим крупным течением христианства является протестантизм (около 550 млн. человек). Эта разновидность Христианства широко распространено в западной Европе, Америке, России. Наиболее активными представителями  являются евангельские христиане – баптисты (ЕХБ), адвентисты седьмого дня (АСД), пятидесятники, Свидетели Иеговы. К протестантам относятся старокатолики, меннониты, квакеры, мормоны, моравские братья, «христианское содружество», «христианская наука» и т. д.

Протестантизм возник в XYII веке в Германии. Свое название он получил потому что представлял собой протест верующих Западной Европы  на административное засилье Ватикана и римских пап.

Т.е. Протестантизм явился не только причиной второго раскола христианства, но и его следствием.

Основателем протестантизма был немецкий богослов Мартин Лютер  (1483-1546 гг.); его последователи называли себя лютеранами. Другим ярким представителем Реформации был французский теолог Кальвин (1509-1564); последователи которого стали называться кальвинистами. В Англии протестантизм получил название англиканства.


3. Буддизм.

Свое название религия получила по имени своего основателя Будды (с санскр. – просветленный). Буддизм – это одна из трех мировых религий. Распространен в странах  Южной, Центральной и Юго-Восточной Азии  (Китай, Япония, Вьетнам, Шри-Ланка, на Тибете). В форме ламаизма его исповедуют народы Бурятии, Тувы, Калмыкии.

Буддизм зародился в Индии в VI в. до н. э.  как оппозиция брахманизму. Однако из-за кастового устройства индийского общества не имел широкой популярности. В настоящее время лишь 0,5 % индусов называют себя буддистами.

Основателем буддизм  считается Гаутама (563-483 до н. э.)  Предание рисует его стройным, худощавым человеком с голубыми глазами, кротким и ясным выражением лица и необычайно мелодичным голосом.  Обычной одеждой Гаутамы Будды было желтое рубище, ставшее впоследствии традиционной одеждой буддистских монахов.

В буддистской культуре есть два понимания образа Будды. Так называемые «северные буддисты» считают Гаутаму исторической личностью, действительно жившей в Индии в VI в. до н. э. Но, по их представлениям, это не бог, а лишь человек, великий учитель мудрости. В учении «северных буддистов» первостепенное значение придается этике  и нравственному образу жизни последователя Будды. Поэтому форма буддизма более похожа на философию, чем на религию. Другой представитель «южного буддизма» Будда был Богом. Он и родился как Бог, необычайным образом. Матери Гаутама приснился священный слон, который вышел у матери между ребрами в подмышке. Однако, исследователи буддизма склонны считать, что Будда личность легендарная – это означает, что реально он не существует, а есть образ, созданный народной фантазией.

О Будде есть целая легенда, и самое главное в ней,  это Четыре Великие встречи, во время которых Гаутама познает все ужасы жизни: нищета, болезни, старость, смерть. Он начал жизнь отшельника. Через некоторое время Гаутаме открылись Четыре благородные истины, показавшие путь к спасению:

1. Гаутама понял, что всякое существование есть страдание. Не только болезнь, старость и смерть, но и само рождение   и подчинение закону рождения есть страдание.

2. Причиной страданий являются желания, жажда счастья, любви, денег, власти, богатства и т. д.

3. Прекратить страдание  возможно. Для этого нужно отказаться от желаний. Следует достичь такого состояния, когда ничего не хочется. Состояние без желаний называется   нирваной ( с санскр. – покой ).

4. Гаутаме открылся так называемый «восьмиричный путь» спасения. Он состоит из 8-ми правил:

·                    «Праведная вера»: человек, желающий спасения, должен поверить Гаутаме-Будде в том,что мир полон страдания и скорби, что для спасения следует отказаться от желаний;

·                    «Праведная решимость»: человеку следует настроиться на решительный отказ от желаний;

·                    «Правдивая речь»: речь человека должна быть правдивой и доброжелательной. Своими словами не следует обижать людей и вредить им.

·                    «Праведные дела»: человек должен избегать плохих поступков и делать только хорошие.

·                    «Праведная жизнь»: следует вести такой образ жизни, чтобы не приносить вред живому ( ахимса ).

·                    «Праведные помыслы»: следует уяснить, что все зло от плоти.

·                    «Праведное созерцание»: необходимо постоянно и терпеливо тренироваться, уметь сосреготочиться, самоуглубиться, и созерцать себя.

Постигнув эти Четыре Великие истины, Гаутама стал Буддой (просвященным). Будда посчитал, что он должен рассказать об этом людям и показать им путь к спасению, отказавшись ор искушения погрузиться в состояние нирваны. Его учение получило название Дхармы. У него появились ученики и он основал общину. Далее по всей Индии начали возникать общины. Вступившие туда брили голову, одевали желтые одежды , были вегетарианцами и имели при себе самое необходимое – кружку для сбора подаяний и воды, бритву, посох. Большую часть времени они времени в странствиях и проповедях. Когда кто-то из общины умирал, его хоронили. Позднее на  этих местах возводились могильные сооружения – ступы – куполообразные строения-склепы с наглухо замурованным входом. В последствии около этих ступ стали возникать храмы и монастыри.

С появлением монастырей монахи перестали странствовать. Вскоре монастыри превратились в главную и единственную  форму организации буддистов. Они стали  центрами буддизма, своеобразными университетами  и библиотеками. Ученые буддистские монахи записывали древние священные тексты, изучали и комментировали их. Так возникла Священное писание буддистов – Трипитака (  в переводе с пали – тройная корзина. Впервые буддистский канон был записан на пальмовых ветках, которые заняли три корзины ). Трипитака состоит из трех частей: Винайя – питака излагает этику буддизма, Сутта – пятака содержащая догматику, Абидхаша – посвящена философии.

В буддизме существуют два пути спасения. Махаяны (большая Колесница, в значении широкий путь спасения) и хинаямы (малая Колесница, в значении узкий путь). Первый - для всех, второй -  монахов, полностью отказавшихся от земной жизни.

В III веке до н. э. индийский император Ашок превратил Буддизм в государственную идеологию. Позже вытесненный индуизмом, получил широкое распространение в других странах, превратившись в мировую религию.

Во  II веке проник в Китай, где изменился под влиянием уже давно сложившихся Китайских верований и традиций. Результатом творческих поисков стала особая форма буддизма, возникшая в Китае в YII веке чань-буддизм.

Через Китай  буддизм пришел в Японию. В YI-YII в. в Японии стали строиться монастыри, устанавливаться алтари и изображения Будды. Но и здесь Буддизм испытал на себе влияние  японской культуры и прежде всего, японского синтоизма.

Как и в Китае, в японском буддизме можно выделить представление простого народа и привилегированной  верхушки общества. Появился дзень-буддизм. Появились представления о возможности учеников под руководством учителя достичь просветленного состояния – сатори.

В VI веке буддизм пришел в страны Тибета, где получил название  ламаизма. Тибетские монахи называются ламами. Среди лам существует иерархия и жесткая дисциплина. На вершине  иерархической пирамиды находится глава и непререкаемый авторитет ламаизма Далай-лама (монах-океан). Ламаисты отмечали такие праздники как: праздник «Белого месяца» (Цагаман, начало нового  года), «Круговещение Майдари» или «Майдари хурал», посвященный приходу грядущего Будды.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.