реферат, рефераты скачать
 

Мировые религии и важнейшие религиозные памятники, их использование в туризме


Простые верующие совершали большое количество обрядов:

1.                 покаяние за животных (дзул-хурал)

2.        обряд, посвященный отшельникам, возведенным в ранг божества (найдани хурал)

3.                 обряд поклонения «хозяевам местности» (обо)

4.                 обряд посвященный «хозяину воды» (усу тяялги)

5.                 похоронный обряд.

В настоящее время ламаизм распространен не только на Тибете.


4. Ислам.


Ислам (в переводе с арабского «покорность», «предание себя Богу») – третья и самая поздняя по возникновению мировая религия. В настоящее время в мире нас начитывается более 800 млн. мусульман. Ислам распространен более чем в 120 странах, в 35 из них - это самая влиятельная религия, в 28 – ислам является государственной религией.

Ислам возник на ближнем востоке, т. е. там же, где иудаизм и христианство. Исследователи считают, что ислам воспринял те же идеи, которые питали иудаизм и христианство. Однако, ислам отличается от других религий следующими особенностями:

1.                 В исламе, более четко, чем в других религиях проведена идея монотеизма.

2.                 Ислам более, чем другие религии, требователен соблюдению своих правил.

3.        Ислам вобрал в себя много бытового: не только морально – нравственные правила поведения людей, но и юридические нормы, нормы семейно – брачных, интимных отношений.  Ислам действительно формирует особый «мусульманский» образ мышления и стиль жизни, сильно отличающийся от европейского. Арабское слово, «муслим» (европ. «мусульманин»), означает сегодня не только человека, исповедующего ислам, верующего, но и человека, принадлежащего к особому типу восточной культуры. Во многих странах ислам есть не только религия, но и система норм жизни, которой придерживаются неверующие люди.

Ислам оказал большое влияние на историю и культуру других народов (венгров, русских, болгар и др.), с которыми воевали мусульмане.

Мусульманское придание так объясняет появление ислама: есть лишь один, единый для всех людей Бог - Аллах . Именно ему поклоняются все народы мира (язычники, и иудею, и буддисты, и христиане). Но их религия является неправильной, так как их пророки не были верны Богу. Мусульмане считают, что Аллах посылал уже несколько пророков на землю. В XIV веке до н. э. он послал людям пророка по имени Муса (Моисея), но он извратил слово Бога и создал религию иудаизма, в VI веке до н. э. был послан Гаутама, но и он не был верен Богу, объявил себя Буддой и создал Буддизм. В I веке Аллах  послал пророка Ису (Иисуса), но и он извратил сущность Бога, возникло христианство.  Лишь пророк Мухаммед остался верным богу, а ислам стал единственно правильной религией. Отсюда мусульмане называют себя «правоверными» ( т. е. верными Богу, имеющим правильную веру, а представителей всех других религий называют «неверными» Богу). Пророк Мухаммед (он же Мухаммад, Мохаммад, а до середины XX века в России  часто Магомед) – историческое лицо. Датой рождения считается 570 г. Он стал проповедником идеи веры в единого Бога – Аллаха. Мусульманские предания содержат сведения о том, что пророк Мухаммед неоднократно встречался и беседовал с христианскими монахами. Основной общий догмат иудаизма и христианства о единобожии был воспринят Мухаммедом и лег в основу  его учения  об Аллахе. Позднее, уже в 53-х летнем возрасте переезд Мухаммеда в Ясриб изменил его социальный статус: из проповедника новой религии мМхаммед превратился в посланника Аллаха, пророка, передающего людям божественные законы, которым они должны следовать в их земной жизни.

Краеугольным камнем религиозной веры в исламе является широко употребляемая  известная фраза: «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его».

В этом выражении четко выражено самостоятельное главное положение ислама: существует один Бог (Аллах). Он безлик, не имеет конкретного образа. Мусульмане никогда не изображают Бога и отрицают  иконы. Аллах всемогущ, мудр, всемилостлив. Он творец всего сущего и верховный судья над миром и людьми. От Аллаха  зависит все. Люди должны безропотно подчиняться его воле: «На все воля Аллаха».

Мусульмане поклоняются Аллаху падая ему ниц (это и есть выражение покорности). Ислам учит верующих смиренно, терпеливо, мужественно переносить все невзгоды земного существования, не завидовать богатым, жалеть бедных. Мусульмане верят в душу и бессмертие, загробное воздаяние, рай и ад, ангелов и демонов, конец света и предшествующую эпоху бесчестия и неверия, час Страшного суда. Основные положения ислама изложены в Коране – священной книги мусульман. Коран делится на 114 глав, которые называются сурами, каждая сура состоит из аятов. Слово «аят» означает «знамение, чудо».

Другой религиозной книгой мусульман является Сунна. Она возникла в IX веке. После смерти Муххамеда остались устные предания о его жизни и деятельности – хадисы. Они и составили основное содержание Сунны.  Вероучение Ислама обязует каждого мусульманина соблюдать «столпы веры» - пять обязательных правил:

1.                 Исповедание веры.

2.        Ежедневно совершать 5 ритуальных молитв (намаз). Групповые моления в мечетях. Святой день пятница. Богословов и проповедников в Исламе называют имамами, функции администраторов и судей выполняют  кади, мулла – духовник и учитель. Мусульманские философы и ученые представляют интеллектуальную  элиту ислама называющую себя  улемами.

1.                 Соблюдение поста. Рамадан (рамазан).

2.                 Милостыня. Основанием для милостыни  является указание Корана: «Никогда не достигните вы благочестия, пока не будете расходовать на то, что любите» (Коран, 3 86), а так же «Они не издерживают расхода ни малого, ни великого…Чтобы этого не было записано за ними, дабы создал им Аллах лучше, чем то, что они делали» (Коран 9 122). Милостыня имеет две формы закят и садана.

Хаджж. (Хаддж, Хадж) – паломничество.

Кроме этого мусульмане соблюдают еще несколько обрядов: обрезание –суннат, свадебный обряд - никах  , похоронный обряд  - джиназа.

У мусульман много праздников: Ураза – праздник разговения. Курбан-Байрам – великий праздник жертвоприношения. Мавлюддень рождения пророка Мухаммеда. Мирадж (Раджаб – байрам) – посвященный вознесению пророка Мухаммеда на небо, к Аллаху. Ашуру ( Шахсей-вахсей) – день всеобщей скорби.

Уже отмечалось, что отличительной чертой ислама является то, что он оказал и оказывает большое влияние на все стороны  жизни мусульманского общества. Подтверждением тому является Шариат – мусульманское законодательство, который был создан в VII-XVII веках.

Шариат – мусульманское законодательство, включающее нормы, которые регулируют семейно - брачные, гражданские, бытовые и др. взаимоотношения мусульман, а так же определяющие условия действия верховного суда.

Ислам, как и др. религии не избежал расколов. Существуют два основных течения: шииты и сунниты (противостояние шиизма и суннизма находило свое выражение в борьбе за устройство мусульманского государства  между сторонниками халифата и иммамата), и так же есть другие течения: хариджиты, исмаллиты, суффизм. Сунниты занимают большую часть мусульман 90 %.


Центральный объект  любой религиозной веры – идея Бога, главная и самоценная идея, из которой выводится все остальное содержание религии. Трудно найти в истории человечества другую идею, которая по продолжительности воздействия могла бы сравниться с идеей Бога, с тем комплексом ощущений, чувств и побуждений, которые с ней связаны и которые составляют основу целостного религиозного жизнепонимания, мировоззрения.
















5.    История паломничества.


Существенное влияние  на туристические потоки оказывает религиозное мотивация. История религиозного туризма уходит корнями в века. Ранние, надежно засвидетельствованные сведения о путешествиях с культовыми целями относятся к периоду Античности. Древние  греки и римляне посещали святилища и храмы. Самый известный культовый центр Эллады находился в Дельфах. Он имел общегреческое значение благодаря своему оракулу. Многочисленные странники приходили сюда, чтобы узнать предсказания жрицы-прорицательницы Пифии.

В эпоху Средневековья  миграция по религиозным мотивам, приобретает новые черты. Паломничество принимает массовых характер в своеобразной форме Крестовых походов. Они предпринимались под знамение борьбы против «неверных» (мусульман) и освобождения от них святых мест христиан.

Паломническое движение заметно расширяется в XV в. Вместе с ростом его масштабов усиливается неоднородность потоков. Для многих из тех, кто  отправлялся на Святую землю, паломничество служило лишь прикрытием для реализации своих интересов, подчас очень далеких от вероисповедания


5.1   Паломничество в наше время

Сегодня, как и много веков назад, религиозные убеждения являются одним из главных мотивов путешествий. Каждый год свыше 200 млн. человек  в мире совершают паломничество. Из них 150 млн. христиан, 20-30 млн. индуистов, 40 млн. буддистов, мусульман, синтоистов и др. Верующие странствуют для поклонения святыням в надежде обрести душевное спокойствие, избавится от тяжкого недуга, ощутить единение с духовно близкими людьми. Они отправляются в путь, чтобы исполнить наложенную епитимью, воздать хвалу высшим силам за обретенную благодать или просто выразить благодарность вере, наполняющей их смыслом.

Для географического изучения широкой и весьма пестрой картины паломничества используется районирование. В мире выделаются 11 макрорегионов паломничества.

·        христианская Европа,

·        Северная Америка с доминирующими положением христианства и многочисленными другими религиями,

·        Латинская Америка с преобладанием христианства и местными традиционными религиями,

·        Северная Америка с преобладанием ислама,

·        Западная и Восточная Африка, где господствует ислам, и существуют отдельные центры христианства и традиционных религий,

·        Западная Азия с доминантой ислама и анклавами христианства и иудаизма,

·        Южная Азия, где получили распространение иудаизм и буддизм, а также имеются центры христианства, джайнизма, сикхизма и ислама,

·        Юго-Восточная Азия с господствующим буддизмом, конфуцианством, синтоизмом и участками ислама и христианства,

·        Центральная Азия с доминантой буддизма (в основном ламаизма), Средняя Азия с господством ислама.

Каждый макрорегион известен, прежде всего, мировыми центрами паломничества. Они принимают международные потоки верующих и нередко совмещают религиозную специализацию с функциями административного, промышленного, культурного, и туристического центров. Кроме того, в макрорегионах существуют объекты религиозного поклонения национального и местного значения.



 

 

 

 

 

 

 

5.2   Россия

По предварительным итогам Всероссийской переписи населения, в России проживает около 14,5 млн. мусульман, но основное население России составляют христиане. 60% из них православные, 35%протестантов, 15% католиков.

С историей русской Православной церкви тесно связано старообрядчество. Возникновение его относится к временам раскола русского православия, причиной которого послужила церковно-обрядовая реформа, начатая патриархом Никоном в середине XVII в. Многие священники различного ранга, которым трудно было переучивать и отправлять обряды по новым богослужебным книгам  и согласно новым правилам, ушли в раскол.  Приверженцы «древлеправославных обрядов», не принявшие изменения внешних форм церковной жизни, в большинстве крестьяне, бежали от преследований. Он спасались  в глухих лесах Поволжья, Севера, Сибири, на южных окраинах страны или основывали свои  общины за  границей. Форма старообрядчества принимали многие антиправительственные движения, различные бунтарские силы 868г. вышел специальный указ, окончательно запрещающий раскол. В 50-60-х гг. XVII в. на Соборах Русской Православий церкви староверы били преданы проклятию, которое было снято лишь в1971г.

Протестантизм широко распространен в России. Наиболее многочисленны евангельские христиане-баптисты,  адвентисты седьмого дня, пятидесятники и лютеране. Протестантизм начал проникать в Россию из экономически расстроенной Европы с начала XVII в. В месте с умелыми людьми, пытавшимися здесь найти применение своим талантам и способностям.

К самой крупной протестантской конфессии в России относится евангельские христиане - баптисты. Баптизм был привезен в Россию в XIX в. немцами – колонистами, расселившимися преимущественно в южных губерниях. В северных  центральном губерниях развивалось учение евангелистках христиан. Начало его распространения связано с деятельностью Лорда Г. Редстока, приехавшего из Англии и организовавшегося первую секту в Петербурге в 70-х гг. XIX в.



В странах бывшего социалистического лагеря религиозные направления в туризме стало развиваться сравнительно недавно в результате переосмысления роли религий в жизни общества. Долгими десятилетиями государство искореняло религию, чтобы заменить ее коммунистической идеологией. В таких условиях религия была обречена на выживание и не могла оказывать сколько-нибудь заметное влияние на туризм. Святыни в лучшем случае, рассматривались как эстетически привлекательные места для иностранных туристов. Сегодня картина постепенно меняется. У населения растет потребность в духовных ценностях, усиливается интерес к памятникам религиозной культуры, жизни церкви, в частности монастырей, ставших важным центрами духовного возражения. Религия, все глубже проникая в общественные отношения, открывает новые горизонты для туристских обменов.

Владимирская икона Божьей Матери город Владимир. Святые мощи святого благоверного князя Андрея Боголюбского в успенском соборе. В соборе также почитаются святые мощи святого благоверного князя Георгия и его семьи. Свято- Успенский Княгинин монастырь – место пребывания Боголюбской иконы Божьей Матери, одна из древнейших чудотворных икон России. Княгинин монастырь – место особого почитания святого мученика и чудотворца Авраамия Болгарского.

Также паломники совершают поездки к чудотворным иконам:

·        Образ Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском соборе Московского Кремля

·        Икона Божьей Матери «Свецарица» в Новоспасском монастыре

·        Казанская икона Божьей Матери (Санкт - Петербург)

·        Чудотворный Крест в Иоанно - Златоустовом храме села Годеново

·        Икона святителя Николая Чудотворца на подворье Успенского женского монастыря в селе Кольцове

·        К святым мощам угодников Божиих

·        Преподобных Авксентия и Ануфрия, основателей пустыни во имя Святой Троицы. Город Туровец

·        Святые мощи преподобного Авраамия в Свято- Покровском Авраамиево- Городецком мужском монастыре. Костромская область

·        Святые мощи святителя Василия Кинешемского в Ивановском Свято - Введенском женском монастыре. В том же храме – святые мощи блаженного Алексея Елнатского. Город Иваново.

·        Святые мощи святителя Игнатия (Брянчанинова) Сейчас почитают в Толгском Свято - Введенском женском монастыре город Ярославль.

·        К святым источникам, родникам и кладезям:Святой источник на месте казни святого мученика Авраамия Болгарского возле города Болгары. Память мученика Авраамия свято почитается не только православными, но и последователями ислама. Паломники - мусульмане, посещают город Болгары, приезжая отовсюду считая своим долгом посетить источник мученика Авраамия

·        Источник в Александро – Невском мужском монастыре, где подвизался подвижник благочестия Флегонт (Островский) После  его кончины под холмом, где он подвизался, забил чудотворный источник. Мордовия

·        Чудотворный источник, священный в честь великомученика Георгия Победоносца, находится в Голосовом овраге в Коломенском. Один из древнейших источников в Москве

·        Святой источник великомученицы Параскевы Пятницы – самый почитаемый в Волгоградской епархии. На этом месте было явление иконы великомученицы. На нем происходит множество исцелений, что привлекает к нему огромное количество верующих.

В Россию приезжают группы не только с паломнической целью, но и для ознакомления с русской культурой.  Группы посещают соборы и монастыри.  Такие как Софийский собор в великом Новгороде. (рисунок №1) Летописи XVI-XVII вв. сохранили известие о постройке в 989 г. собора вслед за принятием христианства дубовой Софии "о тринадцати верхах" над рекой Волховом.

Паломнические поездки совершаются также в храм Покрова Богородицы (рисунок №2) на Рву построен в XVI веке. Раньше на этом месте стояла каменная церковь Троицы с небольшим кладбищем, где был погребен почитаемый в Москве юродивый Блаженный Василий. 2 октября 1552 года русские войска взяли Казань - столицу Казанского ханства, в ознаменование чего царь Иван Васильевич IV (Грозный) повелел построить на Красной площади 7 деревянных храмов. На их месте в 1555-1561 годах был воздвигнут каменный девятипрестольный храм во имя Покрова.

Центральный храм состоит из четверика, восьмерика и завершен восьмигранным световым барабаном с золоченой главкой. Вокруг нижнего яруса идет крытое гульбище (галерея). Своды гульбища опираются на массивные столбы. Переход от восьмерика к шатру украшен целой системой кокошников. Здание не имеет выраженного главного фасада и рассчитано на всестороннее обозрение, на круговой обход. Интерьеры церквей просты. Куда замысловатее внешний вид, задуманный как олицетворение сказочного "райского града". Храм справедливо считается памятником архитектуры и инженерно-строительного искусства мирового значения.

Первое богослужение состоялось 14 октября 1991 г., регулярные богослужения не совершаются.

Многие компании предлагаю различные  паломнические туры по святым местам России.

1 день Отъезд из Москвы (вечером).

2 день Прибытие в Пушкинские горы. Святогорский монастырь (чуд.иконы Божией Матери “Одигитрия” и Феодоровская; могила А.С.Пушкина), Отправление в Псков. Крыпецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь (Св.мощи прп.Саввы и блаж.Корнилия, чудотв.Тихвинская Икона Божией Матери, омовение в Святом озере) и Спасо-Елиазаровский женский монастырь (чудотворная Каневская и Старорусская иконы Божией Матери, мироточивая Икона блж.Матроны Московской). Храм святого благоверного князя Александра Невского. Трапеза (обед, ужин). Экскурсия; посещение колокольни.   Вечернее Богослужение в Храме святого князя Александра Невского.  Размещение на ночлег по благословению (в Храме, в общежитии и др.).

3 день Прибытие в Псково-Печерский мужской монастырь. Ранняя Божественная Литургия (начало в 8 час.).  Экскурсия по Псково-Печерскому мужскому монастырю (Святые мощи смч.Корнилия, прпп.Вассы, Ионы, Марка, Лазаря, десница мц.Татианы): “Богом зданные пещеры”, Святая горка, Святой источник. Храм вмч.Георгия Победоносца в погостн Камно (Икона Божией Матери “Знамения”, Икона “Крещение Господне”), Святой источник. Трапеза в Храме свт.Александра Невского (обед). Экскурсия: Кафедральный Свято-Троицкий Собор в Псковском Кремле (Св.мощи св.кн.Довмонта-Тимофея, св.кн.Всеволода-Гавриила, юродивого Николая); Храма Илии Пророка в погосте Выбуты (родина св.равноап.вл.кн.Ольги, место ее встречи с вл.кн.Игорем).  Вечернее Богослужение в Храме свт.Александра Невского. Ночлег.

4 день Прибытие в г.Новгород. Экскурсия. Софийский собор. Варлаам-Хутынский женский монастырь (Св.мощи прп.Варлаама Хутынского). Трапеза (обед). Прибытие в Валдайский Иверский Богородицкий мужской монастырь. Вечернее Богослужение. Трапеза (ужин).Отправление в г.Москву (до 22 час.).

5 день Прибытие в г.Москву (около 7 часов).

Все святые земли Псковской и Новгородской,

5.3   Европа

В отличие от Иерусалима, воплощающего в себе удивительное разнообразие религиозных связей, большинство центров паломничества связанно с одной религией. В христианском мире существует много святых мест в различных районах Земли. Но наиболее почитаемые среди них находятся в Европе: Рим  (Италия), Париж и Лурд (Франция), Фатима (Португалия), Варшава (Польша), Монсеррат (Испания) и др. Миллионы паломников устремляться в эти центры в надежде увидеть чудесное явление или поклониться священным реликвиям и приобщиться в исходящей от них благодати.

Особенно почитаемы у христиан реликвии, священные с крестными муками смертью Иисуса Христа. Наиболее известное из них – терновый венец - находиться в Париже, в соборе Нотр-Дам. Он был продан константинопольским императором французскому королю в XXII  в. Венец находится на хрустальном кольце, и его выставляют для поклонения в Страстную Пятницу при стечении большого числа пилигримов. Много паломников собирается здесь и во время Всемирных дней христианской молодежи. Они проводятся по инициативе Папы Римского Иоанна Павла II начиная с 1985г. Ежегодно на этот крупнейший форум католической молодежи съезжаются до 500 тыс. верующих студентов.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.