| |||||
МЕНЮ
| Материальная и духовная культура древних славян по языковым даннымМатериальная и духовная культура древних славян по языковым даннымМИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОСТРОМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.А. НЕКРАСОВА ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА РЕФЕРАТ ПО ВВЕДЕНИЮ В СЛАВЯНСКУЮ ФИЛОЛОГИЮ МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ СЛАВЯН ПО ЯЗЫКОВЫМ ДАННЫМ Выполнила студентка 1 курса II группы Новикова Ирина Викторовна Проверила Фокина Мадина Александровна КОСТРОМА 2002 г. 1. Введение. Почему я выбрала эту тему. ПОЧЕМУ Я ВЫБРАЛА ЭТУ ТЕМУ Материальная и духовная культура славян является лишь частью всемирной культуры, но, несмотря на это, она занимает здесь не последнее место. Я считаю, что эта тема заинтересовала меня в данном случае как человека, желающего знать больше о своём народе. Я думаю, что знание прошлого –это ключ к пониманию и настоящего. Мне кажется, что человек, как бы мы сейчас сказали, без корней, человек, не знающий и не любящий прошлого, не имеет и будущего. Крайне важно слышать голос предков, почувствовать себя частицей исторического потока, не прерывающегося в течение веков и тысячелетий. Нельзя понять историю славянства без истории индоевропейцев. Славянство Люди ещё со времён древности пытались осмыслить начало своего
существования, т.к. человеку, живущему в обществе свойственно задавать
самому себе и окружающим вопросы, требующие ответа. Древний человек, глядя
на небо, солнце, звёзды, окружающую природу, красоту полей и рек,
восхищаясь всем этим, всегда задумывался над тем, откуда всё это появилось. Отображение в языке находили все вещи и явления, которые окружали человека в глубокой древности. Даже те, которым он порой не мог найти объяснения. Человек в те времена одушевлял любую неживую вещь, так как верил, что она имеет душу. Язык –единственное, чем человек мог отреагировать на окружающую действительность. Как я уже отметила, славяне –особый народ с неповторимой исторической
стезей, абсолютно по-иному воспринимающий окружающую действительность во
всех ее проявлениях. Эта черта присутствовала в сознании славян, потому что
наши предки умели осмыслять настоящее иначе, чем это сейчас делаем мы. Материальная жизнь древних славян, развитие их социальных отношений, духовная жизнь нашли отражение в их языке. При этом выявляются как некоторые унаследованные от предшествующих состояний явления, так и новые, сформировавшиеся именно в праславянскую эпоху представления и понятия, облеченные в словесную форму, а также то, что получило развитие уже в отдельных славянских языках отдельных групп славянства. Язык оказывается наиболее прочной, содержательной и богатой исторической памятью славянства: Ржавеет золото, и истлевает сталь, Крошится мрамор, к смерти все готово. Всего прочнее на земле –печаль И долговечней –царственное слово. (А.А. Ахматова.) Близость славянских языков –не просто наиболее яркий фактор,
объединяющий всех славян. Эта близость вместе с тем представляет собой
отражение их длительного истинного единства, их совместных познаний и
усилий, общих духовных исканий, их единой жизни. Славянские языки Приступая у работе над своим рефератом, я просмотрела немало
литературы, посвященной древним славянам. Обычно такие книги начинаются с
краткого изложения событий эпохи, затем следует подробный разбор
общественного устройства, и едва ли не последнее место отводится таким О ДРЕВНЕСЛАВЯНСКОМ ЯЗЫКЕ Славянские языки считаются самой молодой языковой группой среди
индоевропейских языков. Славянские языки: русский, польский,
сербохорватский и словенский происходят от древнеславянского языка. Древние
славяне были одним народом и пользовались очень близкими говорами. Действительно, у славянских народов едины не только названия всех
общеупотребительных металлов: железа, золота, серебра, меди и олова, но и
многочисленных изделий из железа. Таковы, например, названия: коса, долото,
клещи, секира, серп, мотыга, пила, стремя, острога и многие другие. Весьма
важно, что и многие названия земледельческих орудий –плуг, рало, лемех Как удается ученым отдернуть завесу времени и получить представление о
языке того далекого времени? Тем более, когда речь идет о бесписьменном
праязыке, существовавшем очень отдаленном прошлом. Сведения о праславянском
языке лингвисты получают, последовательно двигаясь от современного
состояния славянских языков в прошлое. Сравнивая русское слово сон,
польское sen, и сербское сан, можно предположить, что слово со значением Вместе с народом язык рождается, живет, изменяется. И внимательный взгляд в прошлое языка –это погружение в историю народа. ОТКУДА МЫ ЗНАЕМ О КУЛЬТУРЕ ДРЕВНИХ СЛАВЯН ВЕЛЕСОВА КНИГА В настоящее время проделана большая работа по реставрации славянских мифов на базе фольклора и текстов дощечек Велесовой книги1. История книги , посвященной богу богатства и мудрости Велесу, или Волосу, загадочна и трагична. В 1919 г., во время Гражданской войны, она была найдена офицером белой армии Ф.А. Изенбеком недалеко от станции Великий Бурлук близ Харькова в имении князей Куракиных. В 1924 г. в Брюсселе книга попала в руки писателя Ю.П. Миролюбова. Пятнадцать лет он переписывал и расшифровывал древние записи, скопировав около 75% текста. В 1943 г. в оккупированном немцами Брюсселе после смерти Изенбека пропал весь его архив, в том числе и подлинник Велесовой книги. Остались лишь записи Миролюбова и фотография одной дощечки. ВЕЛЕСОВА КНИГА О ПРОИСХОЖДЕНИ СЛАВЯН Велесова книга –памятник сложный и объёмный. Подделать его также сложно, как невозможно заново создать Авесту или Библию. Велесова книга разрешает спор о происхождении славян. Она описывает судьбы различных племен, участвовавших в славянском этногенезе. Древнейшее событие, представленное в ней, –исход индоевропейских племен из Семиречья, области, которая локализуется близ озера Балхаш и сегодня носит такое же название из- за семи рек, впадающих в него. Велесова книга описывает события мифической и древнейшей истории славян конца II тыс. до н.э. –конца I тыс. н.э. Проще сказать, периода единства славянских языков. Для понимания истоков культурного наследия наших предков по данным их языка, нелишним будет обратиться к описанию территории, на которой они жили. Прародину не следует понимать как исконную область обитания единого
народа с единым языком. Прародина –это условная, с сильно размытыми
рубежами территория, на которой происходит необычайно запутанный и
трудноопределимый этногенический процесс. Сложность этногенического
процесса состоит в том, что он не всегда был одинаково направлен: то
сближались между собой постепенно и неприметно близкородственные племена,
то поглощали и ассимилировали соседние не родственные племена, то в
результате покорения одними племенами других или вторжения
завоевателей
процесс поглощения ускорялся, то вдруг появлялись различные исторические
центры тяготения, родственные по языку племена как бы расщеплялись, и
разные части прежнего общего массива оказывались втянутыми в другие,
соседние этногенические процессы. Это не самая важная проблема в изучении культурного наследия наших предков. Не менее важно выяснить, как они жили, каков был их быт, их занятия. Об этом мы, конечно же, можем с большой достоверностью судить на основе их языковых данных. Наличие в языке древних славян тех или иных слов, названий
позволяет установить, что в тот или иной период они были знакомы с теми или
иными предметами и явлениями, помогает увидеть в обществе новые процессы,
установить связь с другими народами через заимствования иноязычных слов. Существует убеждение, что тексты древних священных славянских песен, мифов погибли после христианизации Руси. В отечественной исторической науке даже то немногое, что осталось –Велесову книгу, предположительно написанную новгородскими жрецами не позже IX в., считают подделкой. Что касается духовного наследия наших предков, то можно сказать, что до сих пор ведутся споры о сущности упоминаемых в летописях славянских богов. РЕЛИГИОЗНЫЕ ПОНЯТИЯ ДРЕВНИХ СЛАВЯН Религиозные верования древних славян представляли собою, с одной стороны, поклонения явлениям природы, с другой –культ предков. Впрочем, языческая мифология славян не представляется достаточно четкой и ясной, и их представления о мироздании были, по-видимому, довольно смутными и запутанными. У них не было ни храмов, ни особого сословия жрецов, хотя были отдельные волхвы, кудесники, которые почитались служителями богов и толкователями их воли1. Древние славяне считали Небо и Землю живыми существами: мужским и
женским началом, супружеской парой, чья любовь и породила все живое. Бог Земля же пользовалась у славян-язычников особой любовью. И до сих пор
бытует название Мать-Земля. В одной из былин говорится об одном богатыре,
что он непобедим. Объяснение этому –“его Земля-Матушка любит”. Другой
богатырь, обладая немереной силой, не смог, как ни старался, поднять суму,
в которой собрана была вся сила земная. Десятого мая справлялись “именины Сыновьями Неба и Земли древние славяне считали Солнце, Молнию и Огонь. Бога Солнца называют Даждьбог или Дажьбог. Но это не от слова “дождь”,
это значит –“дающий бог”, “податель всех благ”. Славяне верили, что Слово оберег происходит от глагола беречь, оберегать. Славяне верили,
что славный бог Солнца поможет им, где бы он ни находился –в Дневном Мире
или в Ночном, и даже по пути из одного в другой. В “Слове о полку Игореве”
славяне названы “Дажьбожьими внуками” –внуками Солнца. Утренняя и Вечерняя Другой сын Неба и Земли Перун –славянский бог грозы, бог молнии и грома. Третьим сыном Неба и Земли для древних славян был Огонь. В древние
времена Огонь был поистине центром того мира, в котором проходила вся жизнь
человека. В глубочайшей древности огонь прогонял прочь тьму, холод и хищных
зверей. Позже –собирал вокруг себя несколько поколений рода –большую семью,
символизируя ее нераздельную общность. В представлении древнего человека
нечистая сила не смела приблизиться к огню, зато огонь был способен
очистить что-либо оскверненное. Огонь был свидетелем клятв, и вот откуда
обычай прыгать парами через костры: считалось, если парень и девушка сумеют
перелететь через пламя, не расцепив рук, –стало быть, их любви суждена
долгая жизнь. Да и саму любовь мужчины и женщины считали подобной огню. Велесова книга начинается призывом склониться перед триглавом богов: В Киеве в нее включали Сварога, Дажьбога и Срибога. Вместе с ними наиболее почитаемыми были бог огня Семаргл, посредник между людьми и небесными богами, представавший в облике священного сокола Рарога и победивший в первой битве светлых и темных сил Черного Змея; бог богатства и скота Велес, проводник в загробный мир и его царь, разрушитель вселенной и одновременно символ мудрости, сын небесной коровы Земун, соперник Перуна в свадебном мифе, низверженный на землю с небесного свода; В Новгороде триглав понимали иначе. Первоначально в него входили Почитание женских предков связано с широким распространением материнских культов. От Франции до Байкала повсеместно встречаются каменные фигурки женских богов, рожаниц с ярко выраженными чертами пола, получивших название палеотических венер и служивших атрибутами магии плодородия. О богинях Рожаницах говорят обычно во множественном числе. Некоторые исследователи ошибочно считали, что рожаницы –это многочисленные безликие божества женского пола, помогавшие в различных женских заботах и работах, а также при рождении детей. Однако современные ученые, обработав большой археологический, этнографический, языковедческий материал, пришли к выводу, что Рожаниц было две: Мать и Дочь. Женская ипостась Рода и супруга Сварога матерь богов. Она же Некоторые ученые утверждают, что у древних славян была богиня по имени Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|