| |||||
МЕНЮ
| Материальная и духовная культура древних славян по языковым даннымp> В эпоху патриархата материнские культы трансформируются в женские ипостаси богов, сохраняя при этом всю тяжесть архаической смысловой нагрузки и символики. Вместе с тем они приобретают некую единую смысловую функцию –становятся покровительницами дома, очага, огня, территории, страны, человека, семьи, любви в виде хозяек, бабушек, матерей. Женские культы, в какой бы модификации они не встречались, всегда тяготеют к одному из двух своих проявлений: либо они олицетворяют мир любви небесной, либо –земной. СВЯЗЬ ОБЫЧАЕВ С ПРИРОДНЫМИ СИЛАМИ. Непрерывная борьба и поочередная победа светлых и темных сил природы
наиболее зримо запечетлена в представлениях славян о круговороте времен
года. Его исходной точкой было наступление нового года –рождения нового
солнца в конце декабря, празднование, получившее греко-римское название Вечером накануне Иванова дня собираются вместе молодцы и девушки и плетут венки из разных цветов, надевают их на голову или привешивают у пояса. Они разжигают костер и, взявшись за руки, пляшут кругом него и поют песни, в которых часто упоминают Купалу. Потом они перепрыгивают через огонь1. Сожжение или потопление в реке соломенного чучела или другого изображения Купалы напоминает о связи праздника с солнечным божеством. Архаичные народные праздники вроде новогодних гаданий, проводов зимы, разгульной масленицы, хороводов и зеленых березок, русальной недели и других сопровождались заклинательными магическими обрядами и были своего рода молениями богам об общем благополучии, урожае, избавлении от грозы и града. Большие глубокие сосуды у славян именовались чарами и использовались для новогоднего гадания об урожае –чародейства. На них часто изображали двенадцать разных рисунков, составлявших замкнутый круг, символ двенадцати месяцев. СИМВОЛИКА ДРЕВНИХ СЛАВЯН О культуре древних славян мы, конечно же, можем судить не столько по письменным источникам, которые в большинстве своем не сохранились, сколько по богатой символике. Она присутствует буквально везде: украшения, одежда, жилище, утварь и т.д. С древнейших времен славяне, охраняя себя от злых сил, покрывали одежду и жилище изображениями-оберегами, сплетая охранительную символику в единый образ неделимого мироздания. Головной убор княгини символизировал небо и увенчивался диадемой с изображением главнейших небесных сил, в центре находился Дажьбог. Чело княгини украшали височные кольца, означающие движение солнца по небу. Вниз от венца спускались цепи-рясны, символизирующие воздушное пространство. Они покрывались изображением либо струй дождя, либо птиц, либо семян, падающих с неба. К ряснам привешивались колты-подвески с изображением русалок. Эти колты находились на одном уровне с ожерельями, изображающими распустившиеся ростки. На женских браслетах, как правило, были представлены картины русалий –весенних праздников в честь богинь подательниц дождя. Наконец на шею надевалась длинная цепь с двумя головами Ящера, скрепленными кольцом, символизирующим солнце. Так в женском костюме была отражена вся картина мироздания –небо, земля и подземный мир. На фасаде жилища славян позднейших времен изображались небеса и ход
солнца. Небо представлялось двухслойным, состоящим из тверди и хлябей, т.е.
неиссякаемых запасов воды. Хляби изображались волнистыми линиями. На
тверди, располагающейся ниже хлябей, было показано положение солнца в трех
позициях –утром, в полдень и вечером; чтобы подчеркнуть, что оно движется
ниже хлябей, изображение светила помещали на деревянных “полотенцах”,
спускавшихся с крыши. Особенно богато украшалось узором центральное УЗЕЛКОВАЯ ПИСЬМЕННОСЬ Не одна культура духовно развитого народа не может существовать без
письменности. ”Прежде убо словене немъаху письменъ, ну чертами и ръзанми
гадааху погани сущи”. Обычно, основываясь на этих словах, написанных в IХ
в. болгарским монахом-черноризцом Храбром, и делают вывод о том, что
славяне до миссионерской деятельности Кирилла и Мефодия не знали
письменности. По мнению же ряда современных лингвистов и историков, Кирилл
и Мефодий были не создателями, а лишь реформаторами уже существовавшей
азбуки, основанной на греческом алфавите и использовавшейся при записи Часто в сочинениях христианского времени встречаются иллюстрации с изображениями сложных переплетений, вероятно, перерисованных с предметов архаической эпохи. То, что Храбр назвал “чертами и ръзанми” есть некий прообраз рисуночного пиктографического письма, широко использовавшегося в орнаментальных украшениях ритуальных предметов. По нему ученые восстанавливают содержание узелкового письма. Так, изображение простой петли –окружности предположительно расшифровывается как знак Рода. В пиктографическом письме этот знак трактуется более широко: Род –как племя, группа, женщина, орган рождения, глагол родить. Символ Рода –окружность, является основой для многих других узлов-иероглифов и условием, способным придать словам сокральное значение. Окружность с крестом –это солярный символ, знак Солнца и бога солнечного диска Хорса. Знак другого солнечного бога более сложен, ибо Дажьбог еще и хозяин Вселенной, податель благ и прародитель славянского народа. Решеткой во времена первых пиктографических записей обозначалось вспаханное поле, сам пахарь, а также богатство. Праславяне были земледельческим народом, поклонявшимся Роду, этим можно объяснить совмещение символов Рода и поля в едином символе Дажьбога. Чуть усложненный солярный символ, у которого вместо окружности рисовалась ломаная линия, приобретал значение “громового колеса”, знака бога грозы Перуна, остроугольная колесница которого вызывала небесный грохот-гром. Узел-иероглиф солярной усложненной формы наподобие трезубца принадлежал богу огня Семарглу и его ипостаси соколу Рарогу. Как показали исследования археологов трезубец есть стилизированное изображение этой птицы, сложившей крылья. Узелковая-иероглифическая письменность древних славян, видимо, была
очень сложна. Доступна лишь избранным –жрецам и высшей знати, –она стала
священным письмом. По мере распространения христианства и угасания древней
культуры славян вместе с жрецами-волхвами погибли и тысячелетние знания, Наследие столь мощного пласта славянской культурной архаики не могло оставаться невостебованным ее историческими воспреемниками. Это богатство заявляло и продолжает заявлять о себе исподволь: в образе мышления, стиля и фразеологии речи, мимики и жестов, неосознаваемых движениях души, соприкасающейся с миром родной природы. Ее формообразующее для нас значение состоит еще и в том, что с образами персонажей того далекого мира мы знакомимся в раннем детстве, поре, когда человек наиболее открыт этому мирозданию. Это персонажи сказок, легенд, мифов. Мифические сказания других народов искажались при записи и обработке уже в древнейшее время. Славянский фольклор –это живая устная традиция, в меньшей степени претерпевшая изменения под влиянием письменной культуры. Мир славянского фольклора красочен и объемен. Фольклорно-
этнографический интерес к славянскому народу пробудился в XVIII в. Тогда
появляется серия записей, сборников и книг, среди которых выделяются
сборники Кирши Данилова и словарь М.Д. Чулкова “Абевега русских суеверий”. Во второй половине XIX –XX вв. последовательно складываются целые школы русской фольклористики и мифологии как науки. ЧЕЛОВЕК, СЕМЬЯ, РОД. Существенное место в праславянском языке занимают названия лиц, а
среди них самым архаичным слоем считаются названия родственников. Вообще
родственные отношения у славян были развиты очень хорошо. Этим и
объясняется такое множество слов, связанных с названием близких людей. Следует также отметить, что слова, обозначающие названия родственников
находились в тесной взаимосвязи с общими наименованиям лиц. В основном вся
разница сводилась к половым и возрастным признакам. Примерами таких
различий могут служить такие слова как *starъcь –старик, *junosa –юноша, Довольно большая группа слов праславянского языка связана с браком и
семьёй. Издревле известны такие общие для многих языков и наречий того
времени слова как *brakъ –брак, *svatьba –свадьба, название супругов до Что касается быта славянских племен, то летописец оставил нам о нем
следующие известия: “…каждый жил со своим родом, отдельно, на своих местах,
каждый владел родом своим”. В настоящее время утрачено значение рода. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Как уже упоминалось, распад праславянских языков произошел в середине Во главе рода всегда стоял всеми уважаемый человек преклонных лет Боярин несомненно происходит от боя и в начале своем могло означать воина отличной храбрости, а после обратилось в аристократическое сословие. Византийские летописи упоминают о боярах, вельможах. Воеводами назывались прежде одни воинские начальники, но так как они и в мирное время сумели сохранить господство над согражданами, то это название означало уже вообще повелителей, властелинов у богемских и саксонских вендов, в Крайне –государя, в Польше не только воинского предводителя но и судию. Этимология слов ”воин”, ”воевода” указывает на воинственность наших
предков. Славяне, завоевывая другие страны, получали некоторые сведения в
арифметике, хронологии. А также и собственное домоводство, торговля,
приучили их к многосложному счислению. что славяне еще не зная грамоты. Наблюдая течение года, славяне подобно римлянам делили его на
двенадцать месяцев, и каждому из них давали название, согласное с
временными явлениями или действиями природы. Январь –просинец, (вероятно от
синевы неба), февраль –сечень, март –сухий, апрель –березозол, май О ФИЗИЧЕСКОМ И НРАВСТВЕННОМ ХАРАКТЕРЕ СЛАВЯН Славяне жили в умеренном нежарком климате, способтвующем долглолетию, благоприятствующем крепости телесной. Природа страны имеет важное значение в образовании народного характера. Природа богатая, с лихвою вознаграждающая и слабый труд человека усыпляет деятельность последнего, как телесную так и умственную. Пробуждаясь раз вспышкою страсти, он может показать чудеса , особеннно в подвигах силы физической, но такое напряжение сил не бывает продолжительным. Природа, более скупая на свои дары, требует от человека постоянного и нелегкого труда, держащего его всегда в возбужденном состоянии. Его деятельность не порывиста, но постоянна. Он постоянно работает умом, неуклонно стремится к своей цели. Житель сурового климата любит движение, согревая им свою кровь, любит деятельность, привыкает сносить частые перемены воздуха и терпением укрепляется. Таковы были древние славяне из описаний летописцев, которые согласно изоброжают их бодрыми, сильными, неутомимыми. Презирая непогоды, они сностили голод и всякую нужду, питались самой грубой и сырой пищей. С быстротой и чрезвычайной легкостью сходили на крутизны, спускались в расселены, смело бросались в опасные болота и глубокие реки. Они думали, что главная красота мужа есть крепость в теле, сила в руках и легкость в движении. Славяне мало пеклись о своей наружности: в грязи в пыли, без опрятности в одежде являлись они во многочисленном собрании людей. Греки, осуждая эту их черту, однако хвалят стройность славян, высокий рост, мужественную приятность лица. Загорелые, они казались смуглыми и все без исключения были русые, подобно другим коренным европейцам. Не славясь воинским искусством, наши предки отличались чрезвычайной отважностью, храбрость была их природным свойством. Кроме обыкновенной храбрости, имели особенное искусство биться в ущельях, скрываться в траве, изумлять неприятелей мгновенным нападением и брать их в плен. Они умели еще долгое время таиться в реках и дышать свободно посредством сквозных тростей, выставляя конец их на поврехность воды. Славяне всегда были хорошими воинами, они малыми средствами могли решать большие задачи. Терпеть, страдать, нести лишения, но всегда побеждать. Древнее оружие славянское состояло в мечах, дротиках, стрелах, намазанных ядом и в больших, весьма тяжелых щитах. Летописи VI в. изображают самыми черными красками жестокость славян, но эта жестокость свойственная народу необразованному и воинственному, может быть оправдана действием мести. Греки, озлобленные их частыми нападениями, безжалостно терзали славян, которые попадались им в руки и которые сносили всякое истязание с удивительной твердостью, без воплей и стонов; умирали в муках и не отвечали ни слова на расспросы врага о числе и замыслах войска их. НРАВЫ, БЫТ, ЖИЛИЩЕ ДРЕВНИХ СЛАВЯН Эти люди, на войне жестокие, возвращались домой с одним своим природным добродушием. Из летописей нам известно, что они не знали ни лукавства, ни злости, хранили древнюю простоту нравов, неизвестную тогдашним грекам; обходились с пленными дружелюбно и назначали всегда срок для их рабства, давая им возможность или выкупить себя и возвратиться в отечество, или жить с ними в свободе и братстве. Также единогласно хвалят летописи общее гостеприимство славян, редкое в других землях. Всякий путешественник был для них как бы священен, встречали его с лаской, угощали с радостью, провожали с благословением. Славянин, уходя из дому, оставлял дверь отворенную и пищу готовую для странника. Купцы, охотно посещая славян, ценя их гостеприимство, хвалят целомудрие не только жен, но и мужей славянских. Торговля славян в их землях состояла только в обмене вещей: они не употребляли денег и брали золото у чужестранцев единственно как товар. Славяне имели некоторые понятия об искусстве. Они вырезали на дереве
образы человека, птиц, зверей и красили их разными цветами, которые не
изменялись от солнечного жара и не смывались дождем. Имеется памятник
каменносечного искусства древних славян –это большие гладко обделанные
плиты, на которых выдолблены различные изображения. Занятые воинской
деятельностью, подвергая жизнь свою постоянной опасности, предки наши мало
успевали в зодчестве, требующем времени и терпения, и не хотели строить
себе домов прочных: не только в VI в., но и гораздо позже обитали в
шалашах, хижинах, которые едва укрывали их от дождя и ветра. Самые города
славянские были не что иное как собрание хижин, окруженных забором или
земляным валом. Там возвышались подобия храмов в виде больших деревянных
кровов. Венеды называли их гонтинами, от слова гонт, доныне означающего на
русском языке особый род тесниц, употребляемых для кровли домов. В своих
низких хижинах древние славяне уже умели наслаждаться изящными искусствами. Сведения об обычаях славянских племен дошли до нас из сочинений римских, византийских и арабских авторов I тыс. н.э. Так, интересные сведения о военном искусстве славян сообщает византийский трактат “Стратегикон”, написанный на рубеже VI –VII вв.н.э. Из сочинений зарубежных авторов до нас также доходят сведения о быте, нравах, общественном устройстве, зачатках культуры древних славян. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Моя работа отнюдь не претендует на всеобъемлющую полноту. Я отразила в ней лишь малую часть того культурного наследия по языковым данным, которое в большей степени сейчас утеряно. Каждому человеку, я считаю, необходимо знать о прошлом своей страны, народа, к какой бы нации он ни принадлежал. Без этого немыслимо осознание себя как культурного человека. Чувство патриотизма и любви к родине свойственно, наверное, каждому порядочному человеку. Русскому ли, татарину ли, англичанину ли, немцу свойственно это вечное благоговение к породившей, вскормившей и воспитавшей его земле, переходящее и непереборимое чувство любви. Приходя в библиотеки в поисках необходимой литературы о культуре древних
славян, я часто наталкивалась на непонимание работников. Не вполне различая
понятия древней истории славян и несравненно более поздней истории древней Что было до Киевского государства на огромной территории Русской равнины, для нас часто не совсем понятно –жили какие-то славянские раздробленные племена, которые неизвестно откуда появились, но вдруг создали мощное государство… Мне хотелось попытаться разобраться, как же это могло произойти,
хотелось погрузиться в глубь времен. Чувствовалось, что за историей Древней Неверно понимая историю славянства, мы связываем ее начало с IX в.
н.э., с Киевской Русью, с Кириллом и Мефодием. У нас складывается абсолютно
неправильное мнение, что до появления азбуки, языка у древних славян не
существовало. Тем не менее, язык существовал и развивался. Мне
небезынтересно было узнать о новых методах изучения праславянского языка. Нам сейчас, возможно, кажутся чуждыми, дикими нравы, религиозные
верования наших предков. Но ведь нужно понимать, что с тех пор прошли века
христианства, которые, несомненно, изменили не только внешний мир
язычества, но и внутренний мир человека, внесли в его жизнь новые
нравственные ценности, общечеловеческие нормы. Я считаю, что нам нельзя с
высоты современности строго судить об их обычаях кровной мести (самосуда),
употребления в пищу сырого мяса “зверины” и беспорядочности брачной жизни:
многоженство и “умыкание” невест. ( По словам летописца, они “живяху в
лесе, якоже всякий зверь, живущие скотски: убиваху друг друга, ядоху вся
нечиста, и брака у них не бываше, но умыкиваху (похищали) у воды девиц”). СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Всемирная история. –М.: Госиздат полит. литературы, 1956г. -М.: Издательство “Правда”, 1987г. 2000г. М.: Наука и религия, 1992г. Издательство “Правда”, 1981г. СПб.: Азбука, 1998г. Издательство “Правда”, 1985г.
Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|