реферат, рефераты скачать
 

Методика изучения синтаксиса сложного предложения в школе


Методика изучения синтаксиса сложного предложения в школе

| |
|Министерство образования Российской Федерации. |
|Волгоградский государственный педагогический университет. |
|Кафедра русского языка. |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|Волгоград. |
|2000 год. |

Содержание.

. Введение.

2

. Глава 1. Теоретические основы изучения темы: «Методика синтаксиса сложного предложения».

4

1. Лингвистические основы.

4

2. Методические основы.

10

A. Исторический экскурс. Методика Федора Ивановича Буслаева.

10

B. ХХ век. Современные методики преподавания синтаксиса сложного предложения.

11

Глава 2. Система работы по изучению сложного предложения в средней школе. 14

1. Современные программы для средней школы по русскому языку (Ладыженская Т.А., Бабайцева В.В.,

Разумовская М.М.).

14

2. Учебные комплексы.

18

A. Учебник С.Г. Бархударова «Русский язык. 9 класс» (под ред.

Ладыженской)

18

B. Учебный комплекс Бабайцевой В.В.

19

Глава 3. Методические рекомендации. 21

1. Недостатки некоторых приёмов и упражнений. 21

2. Использование игрового материала.

22

3. Роль занимательных заданий при изучении темы. 23
Заключение.

23
Библиография.

25

Введение.

Однажды мой знакомый, студент 1 курса, спросил: «А запятая ставится после что или перед?» Я была удивлена: не знать таких элементарных вещей, тем более, по синтаксису родного языка. А ведь, это было обычное сложно-подчинённое предложение, ничего трудного не было. Ещё не так давно человек окончил школу и поступил учиться дальше в ВУЗ. А тут забыл, где по правилам нужно ставить запятую! Это был не какой-нибудь последний двоечник, это пример среднего, вполне нормального ученика стандартной общеобразова-тельной школы. И это не единичный случай.
Чьё упущение? Учителя? Ученика? А может системы преподавания русского языка? Почему же вопросу о знаках препинания уделяется так мало внимания в методике? Ведь это одна из наиболее проблемных и сложных тем. Так какие же методы должен использовать учитель, чтобы даже самый нерадивый ученик осознано и серьёзно подходил к данной теме? Давайте разберёмся в поставленных вопросах.

Итак, речь пойдёт о процессе преподавания русского языка в школе – это и есть объект исследования. В работе будут рассмотрены различные методы изучения сложного предложения в средней школе – предмет исследования.
Автор работы ставит целью следующее: выработать методические рекоменда-

ции по изучению сложного предложения в школе. Достижение цели исследования требует решения задач:

. Рассмотреть лингвистические основы темы.

. Сравнить методические основы.

. Проанализировать программы и учебники.

. Выработать свои рекомендации.
Методологические основы.

Методика преподавания русского языка – наука относительно молодая, в настоящее время продолжает развиваться вслед за изменениями в языке и обществе. Совершенствуются уже существующие методы, приемы, появляются новые. Первый систематизированный опыт методической работы по синтаксису русского языка предложил Фёдор Иванович Буслаев в своей работе
«Преподавание отечественного языка». Прежде чем дать методу, Буслаев во втором томе своей «Исторической грамматики»(1863) привёл «первый полный синтаксис в историческом развитии. В своём «Синтаксисе»
Буслаев впервые прочно установил в учении о предложении различие между логикой и грамматикой. Определяя отношения языка к мышлению, Буслаев говорит: «Язык к мышлению относится в двояком отношении: с одной стороны формы языка служат точнейшим выражением всех действий нашего мышления, так что, думая про себя, постоянно облекаем каждую мысль в слова; а между тем, с другой стороны, опыт каждого говорящего и пишущего свидетельствует, что мысль развивается в голове не зависимо от форм языка и что весьма часто случается встречать затруднения в приискании слов для выражения мысли.
Такое противоречие в отношении языка к мышлению объясняется существом самого языка. Язык образовался в эпоху незапамятную, в ближайшей связи с раскрытием умственной деятельности целого народа, но независимо от личного мышления одного или нескольких людей. Потому логика языка точнее, строже и совершеннее логики отдельных лиц, сколько бы проницательны и глубокомысленны они ни были»[1].

Современный взгляд на вопрос изучения синтаксиса в лингвистике и методика преподавания в школе, в том числе взгляды Буслаева, подробно будут изложены ниже.

Золотовой Г.А. по вопросу синтаксиса пишет: «В речи получает выражение все содержание жизни человека, все представления об окружающем мире, о предметах, категориях и связях действительности, наблюдаемых и осмысляемых, обобщённых и расчленённых так или иначе национальным языковым сознанием.
Человек высказывает сообщения о фактах и событиях или реакции на них, чувства и желания, формирует понятия, мысли и умозаключения в процессе познавательной деятельности, вступает в коммуникативные контакты, побуждает собеседников к действию. Всё это многообразие речевых потребностей и проявлений реализуется через синтаксис, с помощью синтаксических ресурсов языка. Единицы других уровней языковой системы – фонемы, морфемы, лексемы – участвуют в формировании речи только через синтаксис. Отсюда – роль синтаксиса как «организационного центра грамматики» (по определению
Виноградова В.В.) Отсюда – сложность устройства синтаксической системы языка как научного объекта.

И хотя у синтаксической науки многовековая история, законы синтаксического строя языка и теперь ещё не познаны в полной мере. Можно только надеяться, что каждое новое описание синтаксиса, каждое исследование в этой области приближает нас к искомому.

Синтаксис – эта та ступень грамматического строя языка, на которой формируется связанная речь. Соответственно синтаксис как наука изучает средства и способы построения связанной речи и прежде всех его коммуникативных единиц – предложений.»[2].
Итак, синтаксису в современной лингвистике уделяется огромное значение, многие взгляды на вопросы синтаксиса, его места в грамматике, языке и речи, классификации синтаксических единиц пересматриваются. Хочется так же, чтобы и в методике преподавания русского языка вопросам синтаксиса уделялось не менее внимания. Чему автор работы и пытается помочь.

В исследовании применяются методы и приёмы:

. Описательный метод.

. Изучение научной и лингвистической литературы.

. Анализ программ (сравнительно-сопоставительный).

Научная новизна: Автор работы впервые глубоко изучил эту тему и выдвинул свои методические рекомендации, упражнения.

Практическая значимость исследования в том, что его материалы можно использовать в школьной и вузовской работе.


Глава 1. Теоретические основы изучения темы: «Методика синтаксиса сложного предложения».

1. Лингвистические основы.

Сегодня синтаксис является одним из разделов учебного вузовского курса современного русского языка. В лингвистической науке подробно этим разделом занимались многие учёные, среди которых Белошапкова В.А. – преподаватель МГУ, выдающийся русский лингвист. Некоторые работы этого автора посвящены синтаксису. Вот что Белошапкова, в частности, пишет по этому вопросу: «наука о синтаксисе русского языка представляет собой сложное явление: в ней существуют (в состоянии непрерывных столкновений и споров) разные направления и концепции, так что в новых идеях дискуссионное явно преобладает над общепризнанным. В этих условиях чрезвычайно труден отбор идей (понятий, точек зрения)»1.
Итак, приведём некоторые из них.

Белошапкова так определяет понятие синтаксиса: «…синтаксис изучает, с одной стороны, правила связывания слов и форм слов, а с другой стороны, те единства, в составе которых эти правила реализуются.»2. Синтаксис рассматривается «как высший грамматический уровень системы языка, стоящий над морфологическим»3. Выделяются следующие синтаксические единицы «объекты синтаксиса: словосочетание, предложение и сложное предложение. Традиционное для русской синтаксической науки понимание синтаксических объектов характеризуется тем, что наряду со словосочетанием и предложением как особая синтаксическая единица рассматривается сложное предложение. Сложным предложением называется синтаксическая единица, компонентами которой являются предложения, связанные между собой синтаксической связью»4.

Авторы другой книги дают следующие понятия в разделе «Синтаксис»:
«Сложное предложение обладает как свойствами, общими с простым предложением, так и своими специфическими свойствами, отличающими его от простого предложения. Подобно простому предложению, сложное предложение представляет собой синтаксическую конструкцию, предназначенную быть сообщением: как и простое, оно получает в речи интонационное и слово порядковое оформление.

Сложное предложение отличается от простого, прежде всего характером образующих его компонентов. Компонентами, образующими простое предложение, являются определённые классы словоформ или лексически не заменяемые словоформы. Таким образом, синтаксическая природа компонентов простого предложения радикально отличается от синтаксической природы образуемого ими синтаксического построения. Сложное предложение состоит из компонентов, которые в большей или меньшей степени обладают свойствами простых предложений и, таким образом, по своей синтаксической природе не противостоят так резко образуемому ими целому – сложному предложению.
Общность синтаксической природы компонентов и образуемого ими целого сближает сложное предложение со словосочетанием, которое выполняет ту же функцию, что и его компоненты – слова или словоформы – и по своей синтаксической природе не противостоит им.

Обязательным и конструирующим признаком компонентов сложного предложения является то, что они обладают категорией предикативности.
Соответственнопредикативными единицами.
Структурная схема сложного предложения включает следующие четыре класса необходимых характеристик: потенциальный количественный состав сложного предложения (или открытость/ закрытость его структуры); синтаксическая связь между компонентами и средства её выражения; порядок компонентов, т.е. их расположение относительно друг друга; особенности семантического наполнения, строения и лексического состава компонентов.

Всё сказанное позволяет определить сложное предложение как сочетание предикативных единиц, построенное по той или иной структурной схеме и предназначенное для функционирования в качестве целостной единицы сообщения.
В речевой действительности представлены: сложные предложения с минимальным для данного типа количеством частей (м и н и м а л ь н ы е к о н с т р у к ц и и с л о ж н о г о п р е д л о ж е н и я); предложения, являющиеся различного рода усложнениями минимальных конструкций (м н о г о ч л е н н ы е, или с л о ж н ы е п р е д л о ж е н и я у с л о ж н ё н н о г о т и п а); например:
. Солнце село, но было ещё тепло.
. Солнце село, на небе гасли последние лучи заката, сгущались сумерки, но было ещё тепло, потому что день был необычайно жарким для октября.

Связь между компонентами сложного предложения может быть сочинительной или подчинительной.

Основным средством выражения сочинительной связи, т.е. связи формальной неподчиненности, являются сочинительные союзы. При такой связи ни один из компонентов сложного предложения не занимает синтаксического места словоформы в составе другой части. Поэтому здесь нет существенных различий в функции частей, вводимых союзами, и частей, не содержащих союзов.

Подчинительная связь между компонентами сложного предложения аналогична всем видам несочинительной связи: подчинительной связи между словоформами в словосочетании и связям, возникающим в предложении: связи между компонентами схемы и между схемой и детерминантом.Основными выразителями отношенийявляются подчинительные союзы и приобретающие функцию союза относительные местоимения. Часть, вводимая союзом или относительным местоимение (п р и д а т о ч н а я), либо занимает синтаксическое место словоформы в составе другой (г л а в н о й) части, которая является структурным центром сложного предложения, либо, напротив, вмещает её содержание, составляющее семантическое наполнение относительного местоимения. В бессоюзных предложениях противопоставление сочинительной и подчинительной связи снято, т.к. синтаксические и смысловые отношения между частями формально не выражены.

Сложносочинёнными предложениями называются такие предложения, части которых связанны сочинительной связью.
Сложносочинённые предложения открытой структуры, представляя собою открытые ряды, состоят из двух, трёх и более частей, количество которых потенциально всегда может быть увеличено, образуются из неопределённого количества предикативных единиц, соединённых союзами или бессоюзно.
Сложносочинённые предложения закрытой структуры, являясь закрытыми рядами, состоят всегда из двух частей и не допускают включения третьей и последующей,обязательным элементом такого предложения является союз.
Сложноподчинённые предложения называются такие сложные предложения, части которых связанны подчинительной связью. Отличительной формальной особенностью таких предложений является наличие в них вводящего придаточную часть подчинительного союза или относительного местоимения в функции союза.
По характеру связи между главной и придаточной частью все сложноподчинённые предложения делятся на четыре типа:
Местоимённо-соотносительные: отождествительные предложения, предложения фразеологического типа< с союзами что, чтобы, будто, как будто, словно, точно>, вмещающие предложения;
Присловные: присубстантивированные и прикомпаративные – предложения, структура которых определяется грамматической природой опорного слова; предложения с невопросительной придаточной частью и предложения с вопросительной придаточной частью – предложения, структура которых определяется семантической природой опорного слова (изъяснительные).
Детерминантные: предложения обусловленности, временные, сравнительные, предложения соответствия.
Относительно-распространительные.
Бессоюзные предложения, как и союзные, могут быть открытой и закрытой структуры.».1

Г.А. Золотова показывает несколько иной подход к рассмотрению простых и сложных предложений (с точки зрения использования в речи, т.е. коммуникативной функции): границы между простым полипредикативным предложением и сложным относительны; сложное предложение рассматривается как «построение с наибольшей эксплицированностью полипредикативной организации»2.
« Как простое, так и сложное предложение представляют собой цельные, объединённые грамматически, по смыслу и интонационно, коммуникативные единицы. В сложном предложении, так же как и в простом полипредикативном, соединяются две или несколько предикативных единиц, модально-временные и субъектные значения которых ориентированны таксисно в отношении друг друга и доминирующего предиката.

И в простом и в сложном предложении компоненты, его организующие, вступают в определённые структурно-смысловые отношения между собой; их функциональными взаимоотношениями и способом выражения и определяется тип предложения. В сложном предложении, в отличие от простого, один или несколько компонентов имеют форму предложения, или фазовой номинации.
Разграничивают сложноподчинённые и сложносочинённые предложения, указывая на большую независимость составляющих предикативных единиц.
1. Сложносочинённые (выражают отношения соединительные, противительные, разделительные)…
2. Сложноподчинённые (выражают отношения темпоральные, локальные, причинно следственные и др.)
По характеру включения различаются придаточные заместитительнеые, занимающие место компонента предложения (Блажен, кто верует), придаточные возместительные, возмещающие семантически ненаполненное местоименное слово (Кто беден, тот тебе не пара.), и придаточные определительные, содержащие определение к именному компоненту главного (Читаю книгу, о которой говорят).

1. Придаточное субъекта (подлежащего) замещает или возмещает позицию субъектного компонента в именительном или косвенном падеже. возможность замещения или возмещения субъекта придаточным предложением субъектно-локативным. Придаточные со значением субъекта-каузатора также замещают или возмещают позицию подлежащего.
2. Придаточные со значением предицирующего компонента замещают или возмещают второй организующий центр предложения либо входят в состав усложнённого предиката. Опредилительные предаточные также могут быть замещающими или возмещающими позицию определения, но структурно их роль не является столь необходимой, как в предложениях с придаточными предицирующими.
3. Гораздо частотнее объектно-делиберативные придаточные, раскрывающие содержания глаголов, имён и других слов информативного значения.пассивно-субъектные, где придаточное не является распространителем субъекта, но возмещает позицию, обусловленную пассивной конструкцией главного предложения.
4. Придаточные предложения, изъяснительно-опредилительные, раскрывающие содержание существительных речемыслительной семантики, соединяют с изъяснительным значением позиционное определительное, вытекающее из способности любого существительного распространяться определением.
5. На основании взаимодействия функционально-смыслового и позиционного критериев выделим и объектно-каузативную разновидность придаточных: они занимают позицию при предикатах, выражающих каузируемую эмоционально- оценочную реакцию лица, а сами обозначают явление, событие-каузатор, соотносительное не с предметным, а с каузативным компонентом полипредикативного предложения.
6. В сложных предложениях, выражающих причинно-следственные от6ношения, также встречаются конструкции с опущенным модусным звеном, когда придаточное предложение, вводимое союзами потому что или так как, обозначает не причину события главного предложения, а наблюдаемый признак, на основании которого говорящий (или персонаж повествования) делает заключение, предположение о наблюдаемом признаке, высказываемое в главном.
7. Условие можно рассматривать как возможную или необходимую причину события-следствия.
8. В придаточном цели можно видеть проспективное и желательное или необходимое для агенса событие, мотивирующее (его собственным сознанием или всезнающим автором) действие.
9. Уступительные придаточные выражают отрицание, опровержение либо пересиливание (волей действующего субъекта, объективными обстоятельствами, аналитической мыслью говорящего) возможной или причинно- следственной зависимости.
10. Придаточные со значением места и времени замещают или возмещают соответствующие локативные и темпоративные компоненты.

11. Среди придаточных, трактуемых как несооносительные с компонентами простого предложения отметим придаточные, выражающие отношения непрямого следствия (отличаем от причинно-следственных, здесь следствие имеет оттенок события или состояния побочного, необязательного, может оказаться неожиданным для наблюдатель), присоединительные (присоединительная часть высказывания предполагает регистровое переключение, реже на более низкую, чаще – на более высокую ступень обобщения), сопоставительные.
Сложные предложения – бессоюзные, в которых отношения между предикативными единицами недефференцированны, полисемантичны, могут быть восприняты и как временные, и как условные, и как прчинно-следственные.»1
Итак, было рассмотрено несколько точек зрения на вопросы синтаксиса в науке. Я не ставила своей задачей вникать в лингвистические тонкости вопроса, и потому кратко привела некоторые классификации сложных предложений, различные у разных авторов. Теперь необходимо приступить непосредственно к методическим аспектам изучения темы, т.е. вопросам преподавания в школе.

Разнообразие взглядов в филологии делает задачу методистов, тем более, сложной: необходимо выбрать наиболее походящее научное понятие (и современное, и общепризнанное), и применить его в курсе русского языка средней общеобразовательной школы. Поэтому, и по ряду некоторых других причин, которые будут оговорены ниже, существует несколько точек зрения на принцип преподавания темы «Сложное предложение» в школе и классификацию придаточных в сложноподчинённом предложении. Прежде, чем приступить к рассмотрению программ и учебных комплексов для общеобразовательной школы, следует разобраться в методических основах темы, т.е. как представлен вопрос исследования в научной методической литературе. В следующем пункте будут приведены методики Текучёва А.В., Баранова М.Т., Бабайцевой В.В. и др.

3. Методические основы.

A. Исторический экскурс. Методика Федора Ивановича Буслаева.

Как уже было сказано, первый систематизированный опыт преподавания синтаксиса русского языка предложил Буслаев в методическом пособии «О преподавании отечественного языка». Там можно найти и программу, и практические рекомендации. Считаю нужным рассмотреть опыт педагога прошлого, т.к. нет смысла отвергать свою историю, её нужно знать, какой бы она ни была, и любить. Это знание порой делает понятным многие современные вещи. В «Программе русского языка и словесности»1848 года представляет собой следующее: подготовительный курс (практическое изучение языка);
1 класс общего курса (грамматика: части речи);
2 класс общего курса (грамматика: синтаксис, пунктуация, орфография);
3…(теоретическая и историческая грамматика);
4…(теория слога, теория прозаических сочинений)
1 специальный класс (теория поэзии);
2 специальный класс (история русской и иностранной словестности).
Итак, синтаксис изучался во втором классе общего курса. Конкретно, синтаксис сложного предложения – во втором отделении. Темы:
«20. Способы сочетания предложений.

А. Сочетание предложений по способу подчинения.
21. Придаточные предложения определительные: согласование местоимений относительных. Согласование причастий. Придаточные предложения дополнительные.
22. Придаточные предложения обстоятельственные: согласование деепричастий. Сокращённые придаточные предложения.

Б. Синтаксис предложений по способу сочинения.
23. Образование сложных предложений по способу соединения. Образование их по способу противоположения. Образование их по способу причинности
(винословное сочетание предложений)»1.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.