| |||||
МЕНЮ
| Методика изучения синтаксиса сложного предложения в школеp> Приведём некоторые практические рекомендации из опыта преподавания начальной грамматики: «…Стало быть, одно предложение отделяется от другого знаком препинания, т.е. остановки, потому что, читая, мы несколько останавливаем голос при окончании предложения… …Слова а, да, и называются союзами, потому что связывают слова и предложения… …Здесь слова: куда, где, кто, который – связывают два предложения, и то предложение, в котором они находятся, называется придаточным, а к которому прибавляется придаточное называется главным. Когда вопросительные слова стоят в придаточном предложении, тогда называются относительными, потому что относятся к главному предложению… …Для ясного понятия о придаточном предложении следует объяснить придаточные подлежащие, определительные, дополнительные и обстоятельственные предложения… …Если союзы связывают два равных предложения, т.е. главное с главным или придаточное с придаточным, то называются сочиняющими; если же соединяют главное с придаточным или придаточное с подчинённым ему придаточным, то называются подчиняющими. В первом случае соединение предложений называется сочинением, во втором – подчинением… и т.п. »1. Прежде, чем давать какой-либо термин, учитель рассматривает на примере, т.е. разбирается предложение из художественной литературы или из библии. Используются тексты Крылова, Пушкина и др., такие чтобы можно было из любого, даже небольшого предложения извлечь поучение, мораль, добродетельный пример. Таким образом, мы видим, что некоторые принципы и методы из опыта прошлого не потеряли своего значения и сегодня, что-то пересмотрено, что-то добавлено принципиально нового. Но то, что сегодня мы вернулись к своей истории и не отвергаем работы дореволюционных педагогов и советских, в том числе, радует. Зачем изобретать колесо, если оно уже есть. Лучше его совершенствовать. B. ХХ век. Современные методики преподавания синтаксиса сложного предложения. После Октябрьской революции 1917 года и последующее за тем советское
время в методике разрабатывались новые научные понятия, т.к. новая власть
пролетариата не могла перенять буржуазную науку, культуру и т.д. Таким
образом, сложилась определённая точка зрения, общепринятые научные
суждения, методы и приёмы преподавания родного языка. Такой взгляд на
методику отразился в стандартной (по сегодняшнему определению) программе. Итак, «сложные предложения рассматриваются с точки зрения средств
связи (союзные и бессоюзные); союзные сложные предложения описываются по
характеру средств связи (сложносочинённые и сложноподчинённые);
сложноподчинённые – по значениям придаточной части. При описании бессоюзных
предложений учитывается смысловые отношения между частями. Сложные
предложения описываются также с точки зрения количественного состава
простых предложений, входящих в него (сложные синтаксические конструкции).
интонационный . отграничение одних синтаксических структур от других; . определение структуры данной синтаксической единицы; . нахождение в предложениях тех или иных структурных частей; . составление схем предложений; . составление предложений по схемам; . составление предложений указанной структуры; . полный или частичный синтаксический разбор словосочетаний и предложений разных структур. Выполнение синтаксических упражнений готовит школьников к овладению пунктуацией, а также рядом речевых умений»1. Основная цель по методике Баранова в преподавании русского языка – освоение учениками средней общеобразовательной школы грамотным письмом и речью, а так же развитие духовных способностей учащихся через преподавание родного языка. Почти все понятия синтаксиса используются при изучении пунктуации. В методике Текучёва основной принцип изучения темы «Сложное
предложение» такой же как и у Баранова, но первый в своём учебнике
предлагает некоторые практические рекомендации по проведению уроков. «Повторение сведений о составе простого предложения осуществляется в связи с разбором нескольких простых предложений по членам предложения. Следующая часть урока должна быть посвящена выяснению понятия «сложное предложение» как сложное целое, выяснению тех условий, при каких простые предложения могут образовывать сложное, и тех грамматических правил, которые необходимо при этом соблюдать».2 Далее выясняются те условия и правила, при которых образуются сложные предложения (об этом писалось выше, когда приводилось современное состояние лингвистической науки, поэтому я вправе пропустить некоторые примеры). Текучёв показывает так же каким образом необходимо вводить понятия:
интонация, место союзов и союзных слов в сложных союзных предложениях,
бессоюзное сложное предложение, роль интонации в таких предложениях,
сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, сочинительные союзы На уроке изучения сложносочинённых предложений рекомендуется составление сводной таблицы о сочинительных союзах и их значениях с примерами и определением смысловых отношений между простыми предложениями, входящими в состав сложного. Здесь можно использовать упражнения по составлению предложений с данным учителем началом и по придумыванию учащими предложений с использованием всех союзов приведённых в таблице. Текучёв выделяет типичные ошибки, на которые учителю необходимо
обратить внимание «а) пропуск запятой перед союзом и, когда
сложносочинённое предложение ошибочно принимает учащимися за простое с
однородными членами; б) постановка запятой перед распространённым
однородным членом, когда последний принимается учеником за целое простое
предложение; в)речевая синтаксическая ошибка выражается в так называемом Для устранения ошибок предлагаются различные приемы: синтаксический и пунктуационный разбор предложений списанных с различных источников (доска, карточка, учебник), творческие работы (составление новых или обработка вариантов), обучающие диктанты, грамматический анализ. Знакомство с сложноподчиненными предложениями необходимо проводить в сравнении с сложносочинёнными и выявлении разницы между подчинительной и сочинительной связью, «путём анализа устанавливается, что каждое из придаточных поясняет какое-либо слово главного предложения».2 Далее необходимо выяснить характер подчинительных союзных слов. При изучении темы происходит знакомство (в некоторых случаях повторение) пунктуационных правил: постановка запятой, тире, двоеточия в различных видах сложных предложений, но «на уроках, посвящённых сложному предложению, занятия пунктуацией должны вестись лишь попутно, носить подчинительный характер, чтобы не отвлекать внимание школьников от основной цели урока».3 Но при изучении сложноподчинённых предложений необходимо более уделить внимания правильной постановке знака препинания. Ученики должны понимать структурно-семантические особенности сложноподчинённых предложений и суть взаимоотношений между главным и придаточным, что подготовит почву для введения указанной выше классификацией типов придаточных предложений. При изучении сложных синтаксических конструкций (Текучёв такого термина не вводит! Использует другое название «сложные предложения с различными видами связи») особое место уделяется интонации: «Предложения такого типа представляют благодатный материал для анализа с точки зрения синтаксической и пунктуационной. Разнообразие конструктивных элементов даёт возможность на одном примере повторить материал, показать большое разнообразие возможных сочетаний синтаксических элементов в одной сложной конструкции, показать как в подобных условиях применяются основные пунктуационные правила. Нельзя упустить такую важную возможность, предоставляемую анализом подобных предложений, как упражнения в выразительном чтении. Дело в том что, при чтении таких сложных конструкций по иному, чем в менее распространённых предложения распределяется и запас воздуха у читающего, и паузы (в отношении их длительности), меняется в ряде случаев и характер интонации. Потому учитель должен настойчиво добиваться от учащихся, чтобы каждое из даваемых для разбора предложений было бы прочитано учащимися выразительно. Смысловой анализ сложных предложений с различными видами связей и составление к ним схем содействуют и развитию логического мышления. На данных уроках полезно провести краткий объяснительный диктант и
организовать работу по карточкам с написанными на них предложениями В качестве материала для занятий по этой теме целесообразно использовать тексты сочинений самих учащихся, чтобы на примерах лучших из них показать умелое конструирование сложных предложений, а примере слабых работ – случаи ошибочного их использования»1. С последним приёмом работы я не вполне согласна, но об этом подробнее см. в «методических рекомендациях». Так же Текучёв даёт подробные описание методики проведения синтаксического разбора: «Под разбором сложного предложения по его составу следует понимать разбор сложного предложения с выделением в нём простых предложений, входящих в его состав и являющихся по отношению к целому сложному его частью. Как в простом предложении член предложения является такой единицей,
которая не может делиться на более мелкие синтаксические единицы В простых предложениях могут быть выделены члены предложения, потому такой разбор является по членам, а не по составу предложения».2 Наряду с различными видами разборов необходимо использовать приём грамматического конструирования (составление предложения по схеме). Здесь приведены две основные точки зрения на вопрос методики
преподавания сложного предложения в средней школе. Этим же в современной
методике занимались русские учёные: Бабайцева В.В., Бархударов С.Г.,
1. Современные программы для средней школы по русскому языку (Ладыженская Тема «Сложное предложение» изучается в 9 классе в курсе
русского языка по рассматриваемым и действующим в современной школе
программам. При изучении темы по стабильной (под ред. Ладыженской Т.А.) –
выделяется 34 часа из 68 отведённых на уроки русского языка в данном
классе; по программе Бабайцевой В.В. – 27 часов из 51 (упор делается на
развитие речи); по программе под ред. Разумовской М.М. – 34 часа из 68 1. Союзные сложные предложения. a) сложносочинённые (5 часов); b) сложноподчинённые (17 часов). 2. Бессоюзные сложные предложения (6 часов) 3. Сложные предложения с различными видами связи (5 часов). 1. Сложносочинённые (5 часов). 2. Сложноподчинённые (13 часов). 3. Сложные бессоюзные (6 часов). 4. Сложные предложения с различными видами связи (4 часа). 1. Сложное предложение (2 часа). a) сложносочинённое (5 часов); b) сложноподчинённое (15 часов); c) бессоюзное сложное предложение (7 часов); d) сложное предложение с различными видами связи (5 часов) Что интересно отметить: по стабильной программе тема «Способы
передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. » изучается до сложного
предложения. Хотя, при передаче чужой речи, иногда используют сложные
предложения. Конечно, в начальной школе и 5 классе ученики уже
сталкивались со сложным предложением, но подробно этой темы не касались. Умения и навыки, которые должны приобрести ученики при изучении темы по программе Ладыженской Т.А. и др. 1. Умение интонационно правильно произносить сложносочинённые предложения. 2. Умение использовать в речи сложноподчинённые предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы. 3. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями. 4. Умение правильно употреблять в речи предложения с различными видами связи. 2) по пунктуации:
правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях. Таким образом, можно сделать вывод, что все рассматриваемые программы
применимы в современной школе. Программа Бабайцевой успешно используется
параллельно со стабильной в обычных общеобразовательх классах. Программа
под ред. Разумовской пока остаётся на экспериментальном уровне; не получила
широкого распространения, хотя в некоторых лицеях с гуманитарным уклоном Программы под ред. Бабайцевой и Разумовской, в отличие от стабильной,
дают более глубокие, систематизированные знания (особенно выигрывает в этом
плане программа под ред. Бабайцевой); вводятся научные термины, в то же
время оставляя материал на доступном для школьников уровне1. В программе по
ред. Разумовской больше внимания уделяется: вводным урокам по теме «Сложное
предложение» (это только +, т.к. у учеников знания обобщенные), значению
интонации при изучении сложноподчинённого предложения. Однако, в эти двух
программах есть и свои недостатки. Так, например, Бабайцева вводит свою
классификацию типов придаточных предложений, ту, которую автор даёт в своей
теории синтаксиса. Взгляд учёного отличен от общепринятого, существующего в
современной лингвистической науке. С одной стороны предлагаемое членение
придаточных проще и понятнее для учеников 9 класса (это веский аргумент в
защиту метода), но в школе всё-таки лучше давать общепринятые сведения. При
углубленном изучении материала с успевающими и интересующимися учениками
можно и нужно вводить различные точки зрения. Хотя здесь можно поспорить:
зачем «забивать» детям голову устаревшими знаниями, если новые гораздо
проще, понятнее и ученики допускают меньше пунктуационных ошибок. Ведь это
главная и основная цель обучения русскому языку: научить школьников
грамотно писать на родном языке. Вопрос остаётся спорным и по сей день. Для детального и конкретного рассмотрения вопроса обратимся к учебным комплексам.
Сравним, какие теоретические материалы и практические задания даются
в учебниках С.Г. Бархударова и др. (программа под ред. Ладыженской), А. Учебник С.Г. Бархударова «Русский язык. 9 класс» (под ред. Ладыженской). Учебник по русскому языку для 9 класса С.Г.Бархударова (стабильная программа) представляет собой следующее: книга разделена на четыре основных раздела, второй из которых «Сложное предложение». Он в свою очередь делится на темы и под темы (аналогично программе). Под знаком даётся теоретический материал (то или иное правило). Ниже приводится ряд упражнений для закрепления понятия, теории. Все правила подкрепляются примерами. Основные термины выделяются другим шрифтом. Основные понятия: сложное предложение (союзное и бессоюзное), сложносочинённое, сложноподчинённое с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными (образа действия и степени, места, времени, условные, причины, цели, сравнительные, уступительные, следствия) и сложноподчинённое с несколькими придаточными, сложные предложения с различными видами связи, даются в соответствии с методикой рассмотренной выше.1 При классификации сложных предложений даётся таблица2, а так же в теме Все задания практических упражнений сводятся в основном к расстановке пропущенных знаков препинания (в частности запятой) и определения типов предложения. Есть задания по составлению предложений (развитие речи), а также работа с союзами (в союзных сложных предложения). В некоторых упражнениях видим элементы стилистической работы. Материал для упражнений подобран на основе произведений русской классики. В. Учебный комплекс Бабайцевой. Принципиально отличается своим построением структурой, подбором и
даже, некоторыми теоретическими сведениями учебный комплекс под ред. В книге»Русский язык. Теория. 5-9 класс» находим теоретический
материал для уроков по всему школьному курсу. Вот что написано в учебнике
на первых страницах: «...выделяются «Вводный курс» и «Основной курс»...в
основном курсе последовательно излагаются основы науки о русском языке,
орфографические и пунктуационные правила, которые
сопровождаются...примерами...» Материал разбит по классам и темам Теоретические сведения расположены в строгой последовательности и
дают начальные научные знания в сочетании с легко запоминающимся примерами
из художественной литературы. Все понятия фундаментальны, однако доступны. Первоначальное понятие о сложном предложении даётся ещё в начальной школе, затем в 5 классе идёт повторение. В «Теории»1 даются некоторые начальные сведения по теме (как и по стабильной программе). В старших классах тема «Сложное предложение» изучается более тщательно, подход на высоком уровне, соответственно возрастным особенностям и развитию мыслительных процессов. В книге «Русский язык. Практика. Сборник задач и упражнений. Учебное
пособие для 8-9 классов» помещены практические материалы для уроков
русского языка по синтаксису и пунктуации. Составитель учебного пособия Задания в упражнениях интересные и разнообразные, они требуют от ученика не механического выполнения (переписывания и расстановки знаков препинания), а вдумчивого, глубоко осознанного подхода. Например, на странице111 упражнение №395. Отличительной особенностью пособия является так называемый «опорный материал» - это схемы, памятки; вспомогательный материал, излагающий правило, понятие, термин в лаконичной форме. Почти в каждом упражнении есть, хоть маленький, вопрос по развитию речи (не смотря на отдельное учебное пособие). Обязательно вводятся упражнения для повторения орфографии. В каждом упражнении требуется объяснение: Какой приём вы использовали?... Почему?... Обоснуйте свой ответ...Объясните...Поясните... и т.д. Каждое письменное задание так или иначе сопровождается устным объяснением. Внимание уделяется работе над интонацией, которая влияет на смысл предложения в некоторых моментах и позволяет почувствовать логический конец мысли (предложения). Например, на странице 125 упражнения №437, на странице 138 упражнение №478 и др. Здесь и различные виды разборов, и работа с текстом, и самостоятельное составление предложений для диктанта, и задания на составление рецензии на любую почитанную книгу, и работа по определению грамматических основ. Классификация придаточных в соответствии с «Теорией» Бабайцевой. На страницах 142- 143 слова для словарной работы. Интересно упражнение №552 на странице 159. Это небольшой элемент устного ответа на экзамене по русскому языку. Приводится схемы ответов. Задания касающиеся непосредственно синтаксиса сложного предложения так же разнообразны. Это и простая постановка знаков, и составление предложения по схеме, и замена чего-то одного (союза, простого предложения) на другое, и сравнивание, и выявление синтаксических особенностей, и определение смысловых отношений в бессоюзном предложении и т.д. В некоторых случаях даётся задание по работе над ошибками. Вот основные особенности пособия, о плюсах которого можно говорить
долго. Последнее, что хотелось бы отметить: материал для практических
упражнений взят не только из художественной литературы и народного
творчества, но так же высказывания видных научных деятелей (Сухомлинского,
1. Недостатки некоторых приёмов и упражнений. В последней главе хотелось бы сказать несколько слов по поводу
практического применения некоторых приёмов и упражнений, предложенных
методистами при изучении темы «Сложное предложение». Так, в частности,
известный советский методист Текучёв А.В. предлагает при изучении
предложений с различными видами связи разбирать удачные и не удачные
конструкции сложных предложений, используя собственные сочинения учеников. В работе необходимо так же давать ученикам возможность самостоятельно мыслить, больше делать выводов, пусть даже путь к индивидуальному лежит через коллективное познание. Все синтаксические понятия, пунктуационные правила необходимо рассматривать сначала на примере. Пусть ребята сами додумаются и скажут своими словами что они увидели необычного и нового в приведённом учителем предложении. И только затем открыть и прочитать учебник. Русский язык и его правила необходимо учить, как таблицу умножения, не
смотря на гуманитарность (не точность) дисциплины, на большое количество
нюансов и исключений из правил. Когда понятие укорениться в голове каждого
ребенка, тогда можно приступить к рассмотрению частностей. А потому не
будет лишним каждому (в зависимости от количества человек в классе)
повторить вслух по очереди изучаемое правило. Сначала или если ученики не
приучены к такой работе, будет казаться смешным неоднократное повторение. 2. Использование игрового материала. В работе мало было уделено внимания изучению темы в пятом классе. Я не зря себя хвалю, Всем и всюду говорю, Что любое предложенье Прямо сразу повторю. «Ехал Ваня на коне, Вел собачку на ремне, А старушка в это время Мыла кактус на окне». - Ехал Ваня на коне, Вёл собачку на ремне, Ну, а кактус в это время Мыл старушку на окне… Ехал кактус на окне, Вел старушку на ремне, А собачка в это время Мыла Ваню на коне… Знаю я, что говорю; Говорил, что повторю, Вот и вышло без ошибок: А чего хвалиться зрю?1 Таких весёлых и в то же время полезных упражнений у Угроватовой
много. Есть даже герои-помощники: Кот и Пёс, которые попадают в ситуации,
где Кот представлен хитрецом и «грамотеем». В последнем упражнении
предлагается написать диктант, в форме сказки, о том как встретились
различные типы сложных предложений. В игровой форме даётся весь материал в
книге. Так интересно, используя игровые моменты, можно построить уроки по
введению, так сказать, не основных тем 5 класса, и в то же время заложить
прочные основы для понимания и углубленного изучения темы в 9 классе. 3. Роль занимательных заданий при изучении темы. В 9 классе можно использовать задания творческого плана. Это должна быть работа, направленная на развитие мыслительной деятельности. Например, можно организовать конкурс на лучший свод правил по синтаксису и пунктуации для проверки правописания в новой компьютерной программе или подобрать сложные предложения для обучения гуманоидов с соседней планеты. На заключительных уроках создать проблемную ситуацию: например, написать текст состоящий только из простых предложений на любую или определённую тему. Возможно такое в живом языке? Как это влияет на смысл, остаётся язык так же богат и красив? И т.п. Для домашних упражнений можно использовать художественные произведения, изучаемые на уроках литературы. Пусть ученики самостоятельно выпишут сложноподчинённые с различными типами придаточных. Таким образом, можно вызвать интерес к изучению темы, однако, не забывая, играя, всё же учить. Заключение. Итак, подведём черту, общий итог над проделанной работой. В
современной школе широко применяется стабильная программа под ред. Вслед за развитием и изменениями в лингвистической науке и языке происходят изменения в методике. В школьной практике применяются новые научные теории, но делать это необходимо аккуратно не перегружая школьную программу. И лучше, если будут применены уже проверенные и наиболее общепринятые точки зрения. В игровом материале и некоторых приёмах работы по изучению нового материала, закреплению, автоматизации навыков можно и нужно использовать новаторские разработки. Теоретический материал разумнее применять общетринятый, чтобы не вводить путаницу в систему понятий школьников. С интересующимися или сильными учениками при достатке времени следует рассмотреть различные взгляды, существующие в лингвистике. Вопросу методики синтаксиса сложного предложения необходимо уделять больше внимания, исследовать, изучать. Это и было одной из задач работы, и автор надеется, что его работа выполнила свою задачу и станет ещё одним полезным элементом в процессе обучения русскому языку в школе. Библиография. 1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д., Русский язык 5-9 класс, теория, М., 1994 год. 2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р., Ипполитова Н.А., Ивченко П.Ф., Методика преподавания русского языка, М., 1990 год. 3. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А., Русский язык 9 класс, М., 1994 год. 4. Белошапкова В.А., Современный русский язык, синтаксис; М, 1997 год. 5. Буслаев Ф.И., Преподавание отечественного языка; М,1992 год. 6. Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю., Коммуникативная грамматика русского языка; М, 1998 год. 7. Грамматика современного русского литературного языка; АНС, Институт русского языка, под ред. Шведовой Н.Ю., М., 1970 год. 8. Текучёв А.В., Методика русского языка в средней школе, М., 1980 год. 9. Угроватова Т.Ю., Подсказки на каждый день, М., 1995 год ----------------------- ----------------------- колос колоссальный Совершенно очевидно, какую огромную роль могут сыграть в развитии и укреплении всех видов умственной и речевой деятельности правильно поставленные занятия по языку. К.Б. Бархин и Е.С. Истрина Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|