| |||||
МЕНЮ
| Научно-педагогическое обоснование урока английского языка в 8“б” классе Лингвистической гимназии №3p> 3.Ситуативность. По Пассову, ситуация - это система взаимоотношений собеседников... И чем шире и глубже эти отношения, тем легче нам общаться, ибо за нашей речью стоит большой контекст — контекст нашей совместной деятельности. Все поставленные коммуникативные задачи говорения на данном уроке были ситуативны: присутствовали все необходимые компоненты ситуации: взаимоотношения собеседников, предмет обсуждения. 4. Функциональность, предполагающая выдвижение на первый план функции, а не формы речевой единицы. Данный урок – урок формирования грамматических навыков и этот принцип нашел свою реализацию в объяснении грамматического материала. 5. Новизна как явление может касаться а) формы речевого высказывания; б) содержания высказывания; в) приемов обучения; г) условий обучения; д) содержания обучения (материала). На уроке новизна проявлялась за счет новой грамматики и способа выражения мечты, нереального события, фантазии учащихся. 6.Принцип научности в методике обучения ИЯ функционирует в трех сферах: Организация процесса усвоения и закрепления на уроке базируется на принципе коммуникативной направленности учебного процесса, который моделируется как процесс реального общения. На данном уроке речевая направленность реализуется при помощи КЗ. Решаются разные типы КЗ - познавательные, регулятивные и ценностно - ориентационные. Функциональность выражается в том, что учащиеся используют иностранный язык для решения задач общения. Новизна выражается в .новой парной форме работы, интересного нового для учащихся тематического содержания урока, смены ситуаций общения, коммуникативных задач. 6. Какие методы обучения использованы на уроке. Как соотносятся методы обучения иностранным языкам с общедидактическими методами обучения. Педагоги дают различные определения понятию "метод". Н.А. Сорокин
определяет метод, как "способ совместной деятельности учителя и учащихся в
процессе обучения, с помощью которого достигается выполнение поставленных
задач". Ю.К. Бабанский пишет, что метод — это ''способупорядочивания
взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности,
направленной на образование, воспитание и развитие в процессе обучения " Различные точки зрения на проблему классификации методов отражают
естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о них. 7. Как учитель активизирует познавательную деятельность учащихся. Какие типы коммуникативно-познавательных задач чтения и говорения были предложены учащимся. В методической литературе отмечаются следующие условия активизации
познавательной деятельности учащихся: Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке происходит
за счет постановки коммуникативно-познавательных задач и их решения
учащимися. Исходя из четырех основных функций общения (коммуникативно-
познавательная, коммуникативно-регулятивная, аффективно - коммуникативная
или ценностно-ориентационная, конвенциональная), И.Л. Бим выделяет четыре
основных, обобщенных типа коммуникативных задач и по несколько
конкретизированных типов КЗ внутри каждого из них. . На данном уроке учащимся предложены следующие типы коммуникативно-
познавательных задач говорения: Ценностно-ориентационные (выражение мнения, оценка): Agree, disagree with me. Проблема активизации познавательной деятельности учащихся, повышения мотивации изучения ИЯ решается в рамках коммуникативного и личностно- деятельностного подходов, признанных в методике ИЯ и основывающихся на работах Леонтьева А.Н. и Зимней И.А. На данном уроке познавательная деятельность учащихся активизировалась с помощью решения коммуникативных задач. 8. Аргументируйте адекватность упражнений для формирования и совершенствования навыков и развития речевого умения поставленным задачам урока. Охарактеризуйте их с точки зрения коммуникативной, направленности и ситуативности. В дидактике дается следующее определение "Упражнение -это сознательное, многократное выполнение учащимися заданий для закрепления знаний и навыков в учебной 'работе ". И.Л. Ким определяет упражнение в методике преподавания ИЯ как Упражнения являются единицей деятельности, и структура упражнений
должна отвечать структуре деятельности. Таким образом, упражнения состоят
из трех частей: Адекватность упражнений означает их соответствие тому виду речевой
деятельности, который развивается на данном уроке. 1. наличие речевой стратегии и тактики говорящего. При решении КЗ высказывания на уровне предложения ученики имели определенную
задачу – согласиться с партнером и выразить свое мнение. Учителя иностранных языков широко применяют опоры в обучении. В
дидактическом плане опоры способствуют реализации принципов посильности и
доступности, речевой активности, и ндивидуализации обучения. С точки зрения
психологии речи, опоры принимают участие в формировании самостоятельности Согласно И.Л. Бим и Е.И. Пассову при разработке и использовании опор
следует учитывать: Вообще же опоры делятся на вербально - иллюстративные и смысловые. На рассматриваемом уроке в качестве опор были использованы карточки с КЗ для класса. Я полагаю, на данном уроке такие смысловые опоры были уместны, так как материал для них является новым и на данном этапе учащиеся ещё затрудняются общаться в свободных монологических высказываниях, им необходимы опоры.
Возрастная периодизация, как отмечает И.А. Зимняя. представляет собой одну из сложных проблем психологии. В психологической литературе распространена возрастная классификация Эльконина Д.Б., в которой дана классификация возрастов с учетом личности и познавательной сферы. И так, а) младший школьный возраст - 7-1 1 лет; 6) подростковый возраст -11-15 лет; в) старший школьный возраст - 15-17 лет. Остановимся на подростковом возрасте. В этом возрасте ведущим является общение в системе общественно-полезной деятельности (учебной, .общественно-организационной, трудовой и др.). В этом процессе новообразованиями в данный период являются формирования самооценки, критического отношения к окружающим людям, стремление к взрослости и самостоятельности и умение подчиняться нормам коллективной жизни. При определении задач, содержания, структуры данного урока, сложности коммуникативно - познавательных задач, используемых приемов обучения, учитывались возрастные особенности учащихся. Во-первых, практические задачи, их решения достаточно познавательные, учащиеся подросткового возраста постоянно расширяют свой кругозор, поэтому поставленные КЗ будут способствовать более осмысленной работе учащихся над материалом в дальнейшем. При определении содержания данного урока учитывались базовые знания детей, а так же стремление подростков к общению, в реальных ситуациях. Постепенное усложнение КПЗ, самостоятельность высказываний были направлены на удовлетворение потребностей учащихся данного возраста в общении, стремлении самостоятельно преодолевать трудности. //. Как поддерживается и развивается мотивация учебной деятельности школьников, (положительные социальные мотивы, узко личностные мотивы, познавательный интерес). Деятельность побуждается совокупностью мотивов. М.В. Матюхина приводит следующую классификацию мотивов (Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников.- М., 1984): I. Мотивы, связанные с учебной деятельностью: а) с содержанием учения (когда ученик хочет овладеть речевыми навыками и умениями); б) с процессом учения (стремление к преодолению препятствий; стремление рассуждать); II. Мотивы, лежащие вне учебной деятельности:
а) широкие социальные мотивы (мотив долга, ответственности перед
родителями, учителями; мотив самосовершенствования: например,
желание получить хорошее образование);
б) узколичные мотивы (стремление быть первым, стремление занять достойное
место среди товарищей);
в) отрицательные (стремление избежать неприятностей - со стороны
родителей, учителей. Для развития личности желателен больший удельный вес внутренних мотивов, а две промежуточные группы между чисто внутренними и чисто внешними мотивами являются средствами для их превращения во внутренние мотивы. Сдвиг мотива на цель учения - это механизм формирования личности. Мотивация учащихся снижается при неискренней похвале учителя, его чрезмерном внимании или игнорировании отдельного ученика, получении неправдоподобно завышенной или заниженной оценки, получении только материального поощрения. Что касается мотивации на уроках иностранного языка, то здесь важно
отметить, что в качестве внутреннего мотива в речевой деятельности
выступает познавательно-коммуникативная
потребность учащегося, "нашедшая" себя в предмете этой деятельности - ее
смысловом, предметном содержании. Согласно теории Л.Н. Леонтьева,
потребность, "находя" себя в предмете деятельности, становится ее
внутренним. Таким образом, внутренний мотив входит в саму структуру,
строение деятельности, определяя и направляя ее. В связи с этим перед
учителем, прежде всего задача создания, поддержания и повышения внутренней
мотивированности обучения речевой деятельности на иностранном языке. 12. Аргументируйте целесообразность и эффективность используемых средств обучения, в том числе и ТСО. Под средствами обучения понимаются такие материальные средства, которые
оказывают помощь в организации и проведении учебно-воспитательного
процесса, во внедрении целей и содержании обучения в практику. В
методической литературе средства обучения классифицируются следующим
образом (Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку
на начальном этапе в средней щколе. - М.: Просвещение, 1988): К основным средствам относится учебно-методический комплект (УМК),
ценность которого заключается в том, что он способствует обучению всем
видам речевой деятельности в 'комплексе, включению в деятельность всех
каналов поступления информации, максимальной активизации эмоциональной и
рациональной сфер деятельности мозга. В УМК входит программа На уроке были использованы такие ТСО как УМК 'Generation' ( Student’s 13. Какие виды и формы контроля знаний, речевых навыков и умений используются на уроке. Проблема контроля привлекает внимание многих педагогов, гак как именно в нем кроются возможности воспитывающего обучения. Контроль и учет является одним из методов оценки человеческой деятельности. В педагогической практике используются следующие виды контроля как
составной части УВП:
а) текущий (следящий),
б) тематический,
в) периодический,
г) итоговый Что касается форм контроля, то их в методической литературе выделяется три группы: а) индивидуальные и фронтальные, б) устные и письменные, в) одноязычные и двуязычные. Главным требованием к выбору форм контроля считается их адекватность
тем видам речевой деятельности, которые они должны проверять. Наиболее
адекватной формой контроля для данного урока ( урок формирования
навыков)является устная форма, предъявляемая после высказывания учащегося. 14. Как осуществляется оценка деятельности учащихся па уроке. Раскройте воспитательное значение оценки. Воспитательное значение оценки в стимулировании и направлении учебно-
познавательной деятельности учащихся. Функции оценки состоят:
а) в информировании о состоянии знаний ученика, об уровне их соответствия
требованиям, предъявляемым программой
б) в информировании ученика об его успехе или неуспехе
в) в выражении общего мнения учителя о данном ученике (Ананьев Б.Г. Учитывая то, что устная оценка должна быть по мере возможности
положительной, на данном уроке используется преимущественно положительная
оценка “That's right!", "Thank you very much!", "Good!( e.t.c). Однако
отметка может быть частично компенсирована или дополнена вербальной оценкой В психологии выделяются также индивидуальные и групповые нормы оценки. В конце урока подводится итог работы и оценивание учащихся. Критериями оценивания на данном уроке являлись: полнота, грамматическая и фонетическая правильность высказываний, активность работы на уроке.. Учитывая возраст и уровень учащихся, на данном уроке следует дифференцированно подходить к оценке. Поощрение любой инициативы, а не постановка в жесткие рамки мотивирует к работе, в которой дети проявляют свое творчество, реализуют свои способности. На данном уроке (учитывая примерно одинаковый уровень обученности класса) было решено в конце урока поставить отличные отметки, прокомментировав, что учащиеся получают их за активность, фантазию и т. д., и чтобы не отбить у учащихся охоту к подобного рода мероприятиям в дальнейшем. 15. Аргументируйте целесообразность и эффективность домашнего задания, его связь с уроком. Прокомментируйте речевую направленность домашнего задания. Как отмечается в методической литературе, домашнее задание должно быть подготовлено работой на уроке, быть адекватным его задачам, дополнять урочную и служить переходом к следующему уроку. Домашнее задание на данном уроке состоит в том, что учащимся необходимо закрепить усвоенный на данном уроке материал в выполнении упражнений дома . (Ex.1,2, workbook, p.60). 16, Раскройте роль учителя на уроке как речевого партнера. Какие методические средства используются для создания атмосферы педагогического сотрудничества и благоприятного психологического климата на уроке. Учитель в широком смысле слова - ото мыслитель, человек, под влиянием которого формируются взгляды, знания. На данном уроке формирования речевых навыков учитель выступает в роли информирующего речевого партнера в широком смысле. Он берет на себя роль советника и ненавязчивого организатора. Всякое общение осуществляется вербальными и невербальными средствами Список использованной литературы:
Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|