| |||||
МЕНЮ
| Нравственное воспитание в трудеНравственное воспитание в трудеПлан: I. Введение. II. 1. Цель и задачи нравственного воспитания в труде. 2. Сущность, функции труда и трудового воспитания. 3. Формы и методы нравственного воспитания в труде. 4. Содержание нравственного содержания в труде. 5. Нравственное воспитание в труде во внешкольной, внеклассной деятельности. 6. Формирование нравственных форм личности в процессе общественно полезного труда в условиях семьи. III. Заключение. IV. Библиография. I. Введение. На современном этапе развития педагогической науки возросло внимание к проблематике нравственного воспитания старшеклассников в труде как важнейшему средству формирования научного мировоззрения личности. Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения. Поэтому тема "Нравственное воспитание старшеклассников в труде" актуальна в условиях рыночных отношений. Очень важно развивать у молодых людей духовную потребность в труде, умение преодолевать трудности, чувство ответственности, долга, заинтересованности в их будущем. В данной работе объект исследования: система трудового воспитания общеобразовательной школы. 1. Определить цели и задачи нравственного формирования личности в труде. 2. Определить формы и методы нравственного формирования личности в труде. 3. Охарактеризовать содержание нравственных черт старшеклассников. 4. Выявить нравственные черты в труде, формирующиеся в процессе внешкольной, внеклассной работы. В процессе решения указанных задач использованы следующие методы исследования: - теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; - изучение и обобщение материалов; - наблюдения, беседы с учителями, с учащимися. Проведен эксперимент в торгово-экономическом техникуме города Дипломная работа состоит из глав, введения, заключения, библиографии. Во введении дано обоснование выбора темы, сформулированы цель и задачи исследования. В основной части дан обзор современной педагогической литературы по проблеме, освещаются формы и методы нравственного воспитания в труде учащихся. В заключении сформулированы основные выводы исследования. 1. Цель и задачи нравственного воспитания в труде. В условиях научно-технического прогресса и перехода экономики нашего государства на рыночные отношения выбор сферы трудовой деятельности становится особенно проблематичным. С появлением рыночных отношений возникает и рынок рабочей силы. Хозрасчетные государственные предприятия, колхозы и совхозы, кооператоры и арендаторы будут принимать на работу наиболее квалифицированных и способных к выполнению трудовых функций. Тем не менее многие учителя, родители, да и сами учащиеся считают, что свобода выбора сферы труда и профессии в демократическом обществе позволит выпускникам школы самим определить место в жизни. Формирование у учащихся готовности к труду – составная часть целостного педагогического процесса. Целью нравственного воспитания к труду, осуществляемого в рамках школы Все компоненты трудовой подготовки осуществляются в школе поэтапно, с учетом возраста, на основе принципов целостности, непрерывности и направлены на решение основной цели: "сформировать устойчивые ориентации на трудовой образ жизни, трудовую культуру личности; обеспечить практическую и нравственно-психологическую готовность к творческому труду; воспитать нравственное отношение учащихся к трудовой деятельности, развить творческие способности, интеллектуальные, психиатрические и физические качества личности. (Концепция трудовой подготовки в системе непрерывного образования. – "Школа и производство", 1990, № 1 с.62). Трудовая подготовка осуществляется на всех этапах школьного обучения и
строится с учетом психического развития и социального статуса
старшеклассников. Она направлена на решение следующих задач, вытекающих из
основной цели: Трудолюбие – моральное качество, выражающее положительное отношение к
труду, проявляющееся в трудовой активности стараний и усердия работника. . Формирование нравственных черт старшеклассников, таких как справедливость, совестливость, коллективизм, честность, скромность, гражданственность. Что же в себе содержат эти нравственные качества? Справедливость – объективная сторона личностно-деловых качеств людей и их деятельности, признание их индивидуальности, открытость к общению, самокритичность. Коллективизм – это такая организация труда, посредством которой соединяются индивидуальные, групповые и общественные интересы, ориентирующие работника на достижение конечных общественных полезных результатов, способствует заинтересованности в труде, придает ему положительный социально-нравственный смысл. Умение работать в коллективе предполагает стремление работать сообща, готовность прийти на помощь товарищам, дисциплинированность, чувство ответственности за общее дело, высокую требовательность к себе, чувство личной ответственности за результаты своего труда перед коллективом. Честность – моральное качество, отражающее одно из важнейших требований нравственности, самоотдачи в работе, умение говорить правду "в глаза", требовательность к себе и к другим. Скромность – исполнительность, критическое отношение к своим заслугам и недостаткам. Гражданственность – личная ответственность перед обществом, людьми. . Воспитание культуры труда во всех ее проявлениях (профессиональной, эстетической, экологической, правовой и др.) Трудовая культура требует выработки следующих основных навыков: правильно содержать рабочее место и инструменты, умело планировать работу, правильно использовать различную техническую документацию, добиваться высокого качества работы, экономить время, беречь материалы и инструменты. . Формирование осознанного, творческого отношения к труду, стремления и умения постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство. . Воспитание самостоятельности, инициативности, формирование готовности творчески различать проблемные ситуации, старательно и активно участвовать в управлении производством. Все эти задачи выступают важным фактором воспитания нравственных черт
старшеклассника к труду, потребность к трудовой деятельности, в
необходимости развития способностей, в выборе сферы труда и профессии. Задача воспитания трудолюбия – одна из важнейших в системе формирования
личности. Именно в этом заключается воспитательная сила труда, его
нравственная сущность, что всегда подчеркивали К.Д. Ушинский, А.С. 2. Сущность, функции труда и трудового воспитания. Труд есть сознательная, целесообразная, созидательная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные сущностные силы а также нравственные качества. Содержанием трудового сознания является производственный опыт: профессиональные знания, умения и навыки. В него входят также личная заинтересованность и предприимчивость, понимание общественного значения личного долга и ответственности каждого за результаты труда, активное и творческое отношение к нему; стремление труженика к утверждению принципа социальной справедливости; эмоциональное, нравственное и эстетическое отношение к труду. Развитое трудовое сознание способствует формированию в человеке трудолюбия, его нравственных черт, умение соотносить свои потребности и формы их удовлетворения с объемом и качеством личного труда. Ведущие функции труда. Утилитарно-практическая функция. Утилитарно-практическая функция направлена на создание материальных и духовных ценностей человека. В условиях рыночных отношений увеличивается заинтересованность старшеклассников в преумножении общественного и личного богатства. Она будет связана с воспитанием в них духа предпринимательства, чувства хозяина, распределения и использования результатов труда. Эта функция развивает такие нравственные черты как коллективизм, порядочность, честность. Будущий руководитель будет иметь дело не только с ресурсами, документами, а также постоянно общаться с людьми, со своими подчиненными, с трудовым коллективом. От этого зависит репутация, авторитет, а соответственно и успех дела. Поэтому предприниматель должен быть высоко нравственным и культурным человеком. Настоящие предприниматели – это профессионально подготовленные, честные и добросовестные организаторы производства, сочетающие предприимчивость с упорным трудом, увлеченностью делом, а не расплодившиеся во множестве, в частности в молодежной среде, ловкачи-пройдохи, вся коммерция которых замешана на корысти и обмане. (Аверичев Ю.П. Нужна ли трудовая подготовка школьников . Советская педагогика, 1991, № 12, с. 28). Развивающая функция. В условиях рыночного хозяйствования трудовая подготовка старшеклассника тесно связана с политехническим обучением, овладением смежными профессиями, с повышением в рабочих специальностях удельного веса творческого интеллектуального труда. Все это повышает интерес школьников к труду, приводит их интеллект и организм в состояние активного действия, интенсивного развития внимания и воображения, восприятия и мышления, что и формирует в характере человека такие нравственные черты, как трудолюбие, любознательность к новым специальностям. Воспитательная функция. Воспитательная функция заключается в развитии и закреплении у старшеклассников в ходе трудового процесса общественно ценных качеств и свойств личности, нравственно-эстетического отношения к жизни и деятельности. Воспитательная действенность труда неизмеримо возрастает в результате его опосредования рыночными общественными отношениями и целями, с личными и гражданскими мотивами и нравственным просвещением. Она зависит от личной заинтересованности, осознания школьниками целей трудовой деятельности, качества ее организации, ответственности и долге, необходимости сознательной дисциплины, достижения высокого конечного результата. Функции труда определяют главные функции трудового сознания : формировать у школьников заинтересованность трудиться и воспитать нравственное отношение к труду. Система трудового воспитания. Трудовое воспитание есть процесс вовлечения старшеклассников в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека. Трудовое воспитание имеет также своей задачей осуществление начального профессионального образования и профориентации, формирование трудолюбия, нравственных черт, эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда. Эффективность трудового обучения, воспитания и профориентации возрастает в связи с участием старших подростков, юношей и девушек в производительном труде. В целях трудового обучения учащимися используется материальная база ученических производственных бригад, межшкольных УПК, учебных цехов, кооперативных объединений и подрядных бригад. Включение старших школьников в реальный труд является наиболее прогрессивной формой трудового обучения, позволяющей непосредственно участвовать в создании материальных ценностей, производственных отношениях и зарабатывать средства для удовлетворения личных потребностей. Программы трудового обучения старшеклассников предусматривают широкий круг профессий. Профили трудовой подготовки определяются на местах с учетом потребностей народного хозяйства и наличия учебно-технической, производственной базы. Важное значение имеют производственные экскурсии, расширяющие политехнический кругозор ребят, позволяющие им уточнить свои интересы и профессиональные склонности, формирующее такое нравственное отношение, как уважение к чужому труду. Старшеклассники прибегают к помощи консультантов, в роли которых выступают психологи, специалисты производственных предприятий, научных профессий. Трудовое и начальное профессиональное обучение в школе носит общеобразовательный, общеразвивающий и политехнический характер. Профессор Лихачев Л.П. считает, что первоначальный, самостоятельный практический производственный опыт позволяет лучше понять себя: свои способности, нравственное состояние, направленность интересов. Он является способом самопознания и трудовой закалки, создает основу для овладения любой профессией в будущем. Поэтому воспитателям в школе необходимо развить у старшеклассников нравственное отношение к труду, понимание своего общественного долга, полезности, необходимости трудиться, в школе, развить гражданское сознание старшеклассников, умение приносить пользу себе и людям. В качестве критериев трудовой воспитанности школьников выступают такие показатели, как высокая личная заинтересованность и производительность труда и отличное качество продукции, трудовая активность и творческое, рационализаторское отношение к процессу труда, трудовая, производственная, плановая, технологическая дисциплина, нравственное свойство личности – трудолюбие. Трудовое воспитание лежит в основе эффективного взаимодействия
гражданского и нравственного воспитания, составляет психологический
фундамент творческой активности и продуктивность в учебной деятельности, в
физкультуре и спорте, в художественной самодеятельности, в верном служении 3. Формы и методы трудового воспитания. Труд людей, занятых в сфере материального производства включает многообразные формы деятельности, знакомство с которыми при обучении в школе способствует подготовке учащихся к жизни, к творческому труду. Трудовая подготовка учащихся не ограничивается только учебными занятиями. В ученических производственных бригадах, лагерях труда и отдыха и других трудовых объединениях школьников ежегодно работают около 80 % старшеклассников. Во Дворцах пионеров, на станциях юных техников, в технических клубах и кружках в свободное от учебы время миллионы школьников занимаются моделированием, конструированием и изготовлением приборов, механизмов и машин. Эти занятия расширяют технический кругозор, воспитывают любовь к труду, к технике, формируют инициативу, творческое мышление. Творческую активность школьников повышают смотры, выставки, конкурсы на изготовление лучшей модели, прибора, наглядного пособия. Дать школьникам трудовые навыки и умения – это еще не значит подготовить их к жизни, к труду. Последнее достигается благодаря включению школьников в разнообразные виды коллективного общественно полезного, в том числе производительного труда, который при педагогически правильной подготовке является главным средством трудового воспитания. Широко распространенная форма вовлечения учащихся в общественно полезный, производительный труд – трудовые объединения школьников. Трудовые объединения школьников – ученические производственные бригады, лагеря труда и отдыха, трудовые отряды старшеклассников, школьного лесничества и т.п. – организуются на принципах добровольности и самоуправления для совместного производительного труда и активного отдыха. Трудовые объединения школьников играют исключительно важную роль в нравственном воспитании, профессиональной ориентации учащихся, в подготовке их к сознательному и творческому участию в общественном производстве. В трудовых объединениях учащиеся проходят школу трудовой жизни, воспитания высокой ответственности за порученное дело, добросовестности и активности в его исполнении . Эти нравственные качества воспитывают гражданское сознание у старшеклассников. Система трудового воспитания должна использовать все формы и методы, которые обеспечивают сознательное, целеустремленное выполнение общественно полезного труда, дисциплину и организованность, ответственность за личный вклад коллектива в развитии общественного богатства, выработку отношений товарищества и взаимопомощи, непримиримость к тунеядству. Формами трудового воспитания являются : 1) средства морального и материального поощрения; 2) представление широких возможностей для повышения своих способностей; 3) подготовка молодого поколения к труду методами семейного воспитания и в учебных заведениях ; 4) использование средств массовой информации в целях трудового воспитания. Харламов И.Ф. дает новые обновляющие формы трудовой деятельности. В
воспитание потребности в труде и бережном отношении к материальным
ценностям большую роль играют формы организации трудовой деятельности. В методике трудового воспитания существенно важным является определение порядка выполнения намеченного труда, распределение обязанностей между учащимися, выделение ответственных за отдельные участки работы и определение формы подведения результатов и выполнения. Весьма важным в трудовой деятельности учащихся является практический показ и обучение их способам и приемам работы, соблюдение правил техники безопасности. Большое значение имеет руководство самим процессом труда и оказание помощи учащимся в освоении рациональными способами его выполнения. Для формирования добросовестного отношения к труду большое значение имеет стимулирование учащихся. Значительную роль в формировании положительного отношения учащихся к труду играет общественное признание. Это поднимает настроение учащихся, выявляет у них сознательное отношение к необходимости трудиться на общую пользу. Одобрение взрослых особенно важно тогда, когда ученик испытывает
внутреннее удовлетворение от сознания, что он добился успеха в выполнении
трудового задания. Столь же важно - в случае необходимости – и порицания. 4. Содержание нравственного воспитания в труде. Чувство собственного достоинства порождает потребность в достойном поведении, в красивых и добрых поступках. Человек, уважающий себя, уважает и других людей, умеет видеть в них достоинства. Это умение составляет одно из безусловных свойств нравственности. Чувство собственного достоинства, как и уважение достоинства в других
людях, необходимо воспитывать с детства. Об этом напоминают известные
педагоги, исследователи возрастной психологии. Об этом писали Песталоцци, Включение в детскую игру элементов фантазии, а в первые трудовые операции – моментов поиска оптимального решения, в дальнейшем проявляется в заинтересованное, творческое отношение к миру природы, людей, вещей. "Связь эстетического воспитания с нравственным осуществляется в эстетическом отношении к труду…, - писал В.А. Сухомлинский, - Мы стремимся поставить трудовое и моральное воспитание так, чтобы в создаваемые ценности каждый наш воспитанник вкладывал все свои лучшие духовные качества…, чтобы он любил самый процесс труда, чувствовал красоту творчества". Старшеклассники сталкиваются в свободном труде с тесным проникновением моментов эстетического отношения к труду в нравственные. Красота, совершенство сделанной вещи, вызывающие удивление и наслаждение собственными созидательными способностями и силами, и общий эмоциональный подъем переходят в ощущение и ожидание своей ценности не для себя только, но для людей, в осознание своего достоинства. Развитие чувства моральной ответственности за порученное дело не позволит допустить выпуск технически и эстетически несовершенной вещи, плохо сделанной или оформленной. Здесь эстетическое чувство формируется также с чувством ответственности за весь процесс и результаты труда. Трудовая деятельность человека направлена на то, чтобы видоизменить, переделать, усовершенствовать действительность. Труд прекрасен тем, что умножает красоту жизни, творит ее, сохраняет и оберегает. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|