реферат, рефераты скачать
 

Нравственное воспитание в труде


Нравственное воспитание в труде

План:

I. Введение.

II. 1. Цель и задачи нравственного воспитания в труде.

2. Сущность, функции труда и трудового воспитания.

3. Формы и методы нравственного воспитания в труде.

4. Содержание нравственного содержания в труде.

5. Нравственное воспитание в труде во внешкольной, внеклассной деятельности.

6. Формирование нравственных форм личности в процессе общественно полезного труда в условиях семьи.

III. Заключение.

IV. Библиография.

I. Введение.

На современном этапе развития педагогической науки возросло внимание к проблематике нравственного воспитания старшеклассников в труде как важнейшему средству формирования научного мировоззрения личности.

Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения. Поэтому тема "Нравственное воспитание старшеклассников в труде" актуальна в условиях рыночных отношений. Очень важно развивать у молодых людей духовную потребность в труде, умение преодолевать трудности, чувство ответственности, долга, заинтересованности в их будущем.

В данной работе объект исследования: система трудового воспитания

общеобразовательной школы.
Предмет исследования: процесс воспитания нравственной личности в общественно-полезном труде.
Целью исследования является: проанализировать состояние нравственного воспитания в труде в старших классах общеобразовательной школы, в группах
Пятигорского торгово-экономического техникума. Выявит основные направления нравственного воспитания учащихся к общественно полезному труду.
Для достижения цели поставлены задачи исследования:

1. Определить цели и задачи нравственного формирования личности в труде.

2. Определить формы и методы нравственного формирования личности в труде.

3. Охарактеризовать содержание нравственных черт старшеклассников.

4. Выявить нравственные черты в труде, формирующиеся в процессе внешкольной, внеклассной работы.

В процессе решения указанных задач использованы следующие методы исследования:

- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;

- изучение и обобщение материалов;

- наблюдения, беседы с учителями, с учащимися.

Проведен эксперимент в торгово-экономическом техникуме города
Пятигорска, использовалась анкета, разработанная для проведения данного исследования.

Дипломная работа состоит из глав, введения, заключения, библиографии.

Во введении дано обоснование выбора темы, сформулированы цель и задачи исследования.

В основной части дан обзор современной педагогической литературы по проблеме, освещаются формы и методы нравственного воспитания в труде учащихся.

В заключении сформулированы основные выводы исследования.

1. Цель и задачи нравственного воспитания в труде.

В условиях научно-технического прогресса и перехода экономики нашего государства на рыночные отношения выбор сферы трудовой деятельности становится особенно проблематичным. С появлением рыночных отношений возникает и рынок рабочей силы. Хозрасчетные государственные предприятия, колхозы и совхозы, кооператоры и арендаторы будут принимать на работу наиболее квалифицированных и способных к выполнению трудовых функций.

Тем не менее многие учителя, родители, да и сами учащиеся считают, что свобода выбора сферы труда и профессии в демократическом обществе позволит выпускникам школы самим определить место в жизни.

Формирование у учащихся готовности к труду – составная часть целостного педагогического процесса.

Целью нравственного воспитания к труду, осуществляемого в рамках школы
Российской Федерации, является вооружение у учащихся совокупности определенных общеобразовательных, политехнических и общетехнических знаний, умений, навыков, необходимых для участия в производительном труде, а также воспитания трудолюбия как нравственной черты.

Все компоненты трудовой подготовки осуществляются в школе поэтапно, с учетом возраста, на основе принципов целостности, непрерывности и направлены на решение основной цели: "сформировать устойчивые ориентации на трудовой образ жизни, трудовую культуру личности; обеспечить практическую и нравственно-психологическую готовность к творческому труду; воспитать нравственное отношение учащихся к трудовой деятельности, развить творческие способности, интеллектуальные, психиатрические и физические качества личности. (Концепция трудовой подготовки в системе непрерывного образования. – "Школа и производство", 1990, № 1 с.62).

Трудовая подготовка осуществляется на всех этапах школьного обучения и строится с учетом психического развития и социального статуса старшеклассников. Она направлена на решение следующих задач, вытекающих из основной цели:
. Воспитания трудолюбия как черты общечеловеческой морали.

Трудолюбие – моральное качество, выражающее положительное отношение к труду, проявляющееся в трудовой активности стараний и усердия работника.
Одно из средств самоутверждения личности.

. Формирование нравственных черт старшеклассников, таких как справедливость, совестливость, коллективизм, честность, скромность, гражданственность.

Что же в себе содержат эти нравственные качества?

Справедливость – объективная сторона личностно-деловых качеств людей и их деятельности, признание их индивидуальности, открытость к общению, самокритичность.

Коллективизм – это такая организация труда, посредством которой соединяются индивидуальные, групповые и общественные интересы, ориентирующие работника на достижение конечных общественных полезных результатов, способствует заинтересованности в труде, придает ему положительный социально-нравственный смысл.

Умение работать в коллективе предполагает стремление работать сообща, готовность прийти на помощь товарищам, дисциплинированность, чувство ответственности за общее дело, высокую требовательность к себе, чувство личной ответственности за результаты своего труда перед коллективом.

Честность – моральное качество, отражающее одно из важнейших требований нравственности, самоотдачи в работе, умение говорить правду "в глаза", требовательность к себе и к другим.

Скромность – исполнительность, критическое отношение к своим заслугам и недостаткам.

Гражданственность – личная ответственность перед обществом, людьми.

. Воспитание культуры труда во всех ее проявлениях (профессиональной, эстетической, экологической, правовой и др.)

Трудовая культура требует выработки следующих основных навыков: правильно содержать рабочее место и инструменты, умело планировать работу, правильно использовать различную техническую документацию, добиваться высокого качества работы, экономить время, беречь материалы и инструменты.

. Формирование осознанного, творческого отношения к труду, стремления и умения постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство.

. Воспитание самостоятельности, инициативности, формирование готовности творчески различать проблемные ситуации, старательно и активно участвовать в управлении производством.

Все эти задачи выступают важным фактором воспитания нравственных черт старшеклассника к труду, потребность к трудовой деятельности, в необходимости развития способностей, в выборе сферы труда и профессии.
Понимание его высокого экономического и нравственного значения способствует овладению трудовыми умениями и навыками, закаляет волю, что в конечном итоге и формирует трудолюбие, а также бережливость как нравственные качества, помогает жизненному самоопределению старшеклассника.

Задача воспитания трудолюбия – одна из важнейших в системе формирования личности. Именно в этом заключается воспитательная сила труда, его нравственная сущность, что всегда подчеркивали К.Д. Ушинский, А.С.
Макаренко, В.А. Сухомлинский.

2. Сущность, функции труда и трудового воспитания.

Труд есть сознательная, целесообразная, созидательная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные сущностные силы а также нравственные качества.

Содержанием трудового сознания является производственный опыт: профессиональные знания, умения и навыки. В него входят также личная заинтересованность и предприимчивость, понимание общественного значения личного долга и ответственности каждого за результаты труда, активное и творческое отношение к нему; стремление труженика к утверждению принципа социальной справедливости; эмоциональное, нравственное и эстетическое отношение к труду.

Развитое трудовое сознание способствует формированию в человеке трудолюбия, его нравственных черт, умение соотносить свои потребности и формы их удовлетворения с объемом и качеством личного труда.

Ведущие функции труда.

Утилитарно-практическая функция.

Утилитарно-практическая функция направлена на создание материальных и духовных ценностей человека. В условиях рыночных отношений увеличивается заинтересованность старшеклассников в преумножении общественного и личного богатства. Она будет связана с воспитанием в них духа предпринимательства, чувства хозяина, распределения и использования результатов труда. Эта функция развивает такие нравственные черты как коллективизм, порядочность, честность.

Будущий руководитель будет иметь дело не только с ресурсами, документами, а также постоянно общаться с людьми, со своими подчиненными, с трудовым коллективом. От этого зависит репутация, авторитет, а соответственно и успех дела.

Поэтому предприниматель должен быть высоко нравственным и культурным человеком.

Настоящие предприниматели – это профессионально подготовленные, честные и добросовестные организаторы производства, сочетающие предприимчивость с упорным трудом, увлеченностью делом, а не расплодившиеся во множестве, в частности в молодежной среде, ловкачи-пройдохи, вся коммерция которых замешана на корысти и обмане. (Аверичев Ю.П. Нужна ли трудовая подготовка школьников . Советская педагогика, 1991, № 12, с. 28).

Развивающая функция.

В условиях рыночного хозяйствования трудовая подготовка старшеклассника тесно связана с политехническим обучением, овладением смежными профессиями, с повышением в рабочих специальностях удельного веса творческого интеллектуального труда. Все это повышает интерес школьников к труду, приводит их интеллект и организм в состояние активного действия, интенсивного развития внимания и воображения, восприятия и мышления, что и формирует в характере человека такие нравственные черты, как трудолюбие, любознательность к новым специальностям.

Воспитательная функция.

Воспитательная функция заключается в развитии и закреплении у старшеклассников в ходе трудового процесса общественно ценных качеств и свойств личности, нравственно-эстетического отношения к жизни и деятельности.

Воспитательная действенность труда неизмеримо возрастает в результате его опосредования рыночными общественными отношениями и целями, с личными и гражданскими мотивами и нравственным просвещением. Она зависит от личной заинтересованности, осознания школьниками целей трудовой деятельности, качества ее организации, ответственности и долге, необходимости сознательной дисциплины, достижения высокого конечного результата.

Функции труда определяют главные функции трудового сознания : формировать у школьников заинтересованность трудиться и воспитать нравственное отношение к труду.

Система трудового воспитания.

Трудовое воспитание есть процесс вовлечения старшеклассников в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека.

Трудовое воспитание имеет также своей задачей осуществление начального профессионального образования и профориентации, формирование трудолюбия, нравственных черт, эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда.

Эффективность трудового обучения, воспитания и профориентации возрастает в связи с участием старших подростков, юношей и девушек в производительном труде.

В целях трудового обучения учащимися используется материальная база ученических производственных бригад, межшкольных УПК, учебных цехов, кооперативных объединений и подрядных бригад. Включение старших школьников в реальный труд является наиболее прогрессивной формой трудового обучения, позволяющей непосредственно участвовать в создании материальных ценностей, производственных отношениях и зарабатывать средства для удовлетворения личных потребностей.

Программы трудового обучения старшеклассников предусматривают широкий круг профессий. Профили трудовой подготовки определяются на местах с учетом потребностей народного хозяйства и наличия учебно-технической, производственной базы.

Важное значение имеют производственные экскурсии, расширяющие политехнический кругозор ребят, позволяющие им уточнить свои интересы и профессиональные склонности, формирующее такое нравственное отношение, как уважение к чужому труду.

Старшеклассники прибегают к помощи консультантов, в роли которых выступают психологи, специалисты производственных предприятий, научных профессий.

Трудовое и начальное профессиональное обучение в школе носит общеобразовательный, общеразвивающий и политехнический характер.

Профессор Лихачев Л.П. считает, что первоначальный, самостоятельный практический производственный опыт позволяет лучше понять себя: свои способности, нравственное состояние, направленность интересов. Он является способом самопознания и трудовой закалки, создает основу для овладения любой профессией в будущем.

Поэтому воспитателям в школе необходимо развить у старшеклассников нравственное отношение к труду, понимание своего общественного долга, полезности, необходимости трудиться, в школе, развить гражданское сознание старшеклассников, умение приносить пользу себе и людям.

В качестве критериев трудовой воспитанности школьников выступают такие показатели, как высокая личная заинтересованность и производительность труда и отличное качество продукции, трудовая активность и творческое, рационализаторское отношение к процессу труда, трудовая, производственная, плановая, технологическая дисциплина, нравственное свойство личности – трудолюбие.

Трудовое воспитание лежит в основе эффективного взаимодействия гражданского и нравственного воспитания, составляет психологический фундамент творческой активности и продуктивность в учебной деятельности, в физкультуре и спорте, в художественной самодеятельности, в верном служении
Родине.

3. Формы и методы трудового воспитания.

Труд людей, занятых в сфере материального производства включает многообразные формы деятельности, знакомство с которыми при обучении в школе способствует подготовке учащихся к жизни, к творческому труду.

Трудовая подготовка учащихся не ограничивается только учебными занятиями. В ученических производственных бригадах, лагерях труда и отдыха и других трудовых объединениях школьников ежегодно работают около 80 % старшеклассников. Во Дворцах пионеров, на станциях юных техников, в технических клубах и кружках в свободное от учебы время миллионы школьников занимаются моделированием, конструированием и изготовлением приборов, механизмов и машин. Эти занятия расширяют технический кругозор, воспитывают любовь к труду, к технике, формируют инициативу, творческое мышление.

Творческую активность школьников повышают смотры, выставки, конкурсы на изготовление лучшей модели, прибора, наглядного пособия.

Дать школьникам трудовые навыки и умения – это еще не значит подготовить их к жизни, к труду.

Последнее достигается благодаря включению школьников в разнообразные виды коллективного общественно полезного, в том числе производительного труда, который при педагогически правильной подготовке является главным средством трудового воспитания.

Широко распространенная форма вовлечения учащихся в общественно полезный, производительный труд – трудовые объединения школьников.

Трудовые объединения школьников – ученические производственные бригады, лагеря труда и отдыха, трудовые отряды старшеклассников, школьного лесничества и т.п. – организуются на принципах добровольности и самоуправления для совместного производительного труда и активного отдыха.

Трудовые объединения школьников играют исключительно важную роль в нравственном воспитании, профессиональной ориентации учащихся, в подготовке их к сознательному и творческому участию в общественном производстве. В трудовых объединениях учащиеся проходят школу трудовой жизни, воспитания высокой ответственности за порученное дело, добросовестности и активности в его исполнении . Эти нравственные качества воспитывают гражданское сознание у старшеклассников.

Система трудового воспитания должна использовать все формы и методы, которые обеспечивают сознательное, целеустремленное выполнение общественно полезного труда, дисциплину и организованность, ответственность за личный вклад коллектива в развитии общественного богатства, выработку отношений товарищества и взаимопомощи, непримиримость к тунеядству.

Формами трудового воспитания являются :

1) средства морального и материального поощрения;

2) представление широких возможностей для повышения своих способностей;

3) подготовка молодого поколения к труду методами семейного воспитания и в учебных заведениях ;

4) использование средств массовой информации в целях трудового воспитания.

Харламов И.Ф. дает новые обновляющие формы трудовой деятельности. В воспитание потребности в труде и бережном отношении к материальным ценностям большую роль играют формы организации трудовой деятельности.
Важнейшими являются следующие: а) создание ученических звеньев для выполнения той или иной работы. Это могут быть постоянные звенья по уходу за плодовыми деревьями в школьном саду. Временные звенья организуются для выполнения эпизодической работы, например, для оформления школьного здания к наступающему празднику, для совместной работы с шефами; б) накопление и развитие трудовых традиций в школе, как, например, традиционная подготовка и проведение в школе "Праздник труда" или праздник "В подарок школе", когда ученики изготавливают учебные пособия, мастерят модели, закладывают памятные аллеи. Стимулирующей трудовой традицией являются выставки технического творчества школьников; в) в последние годы в школах создаются производственные кооперативы, где старшеклассники занимаются производственным трудом и получают за это денежную оплату; г) эффективной формой трудовой активности являются индивидуальные трудовые поручения, которые даются учащимся учителями и ученическими организациями.

В методике трудового воспитания существенно важным является определение порядка выполнения намеченного труда, распределение обязанностей между учащимися, выделение ответственных за отдельные участки работы и определение формы подведения результатов и выполнения.

Весьма важным в трудовой деятельности учащихся является практический показ и обучение их способам и приемам работы, соблюдение правил техники безопасности. Большое значение имеет руководство самим процессом труда и оказание помощи учащимся в освоении рациональными способами его выполнения.

Для формирования добросовестного отношения к труду большое значение имеет стимулирование учащихся.

Значительную роль в формировании положительного отношения учащихся к труду играет общественное признание. Это поднимает настроение учащихся, выявляет у них сознательное отношение к необходимости трудиться на общую пользу.

Одобрение взрослых особенно важно тогда, когда ученик испытывает внутреннее удовлетворение от сознания, что он добился успеха в выполнении трудового задания. Столь же важно - в случае необходимости – и порицания.
В процессе педагогически организованного труда вырабатывается правильная нравственная и эстетическая оценка каждой личности.

4. Содержание нравственного воспитания в труде.

Чувство собственного достоинства порождает потребность в достойном поведении, в красивых и добрых поступках. Человек, уважающий себя, уважает и других людей, умеет видеть в них достоинства. Это умение составляет одно из безусловных свойств нравственности.

Чувство собственного достоинства, как и уважение достоинства в других людях, необходимо воспитывать с детства. Об этом напоминают известные педагоги, исследователи возрастной психологии. Об этом писали Песталоцци,
Локк, Ушинский, Толстой, Бехтерев, Макаренко, Сухомлинский, отмечая моральную и эстетическую сторону воздействия труда и трудового процесса на человека даже на ранней стадии его знакомства с трудом, в детстве. С.Т.
Шацкий писал: "Между основными сторонами детской жизни – физическим трудом, игрой, искусством, умственным и социальным развитием – существует определенная связь, обнаруживается постоянное взаимодействие, и в конечном итоге те или другие изменения в одном направлении … вызывают соответственные изменения в другой области".

Включение в детскую игру элементов фантазии, а в первые трудовые операции – моментов поиска оптимального решения, в дальнейшем проявляется в заинтересованное, творческое отношение к миру природы, людей, вещей.

"Связь эстетического воспитания с нравственным осуществляется в эстетическом отношении к труду…, - писал В.А. Сухомлинский, - Мы стремимся поставить трудовое и моральное воспитание так, чтобы в создаваемые ценности каждый наш воспитанник вкладывал все свои лучшие духовные качества…, чтобы он любил самый процесс труда, чувствовал красоту творчества".

Старшеклассники сталкиваются в свободном труде с тесным проникновением моментов эстетического отношения к труду в нравственные. Красота, совершенство сделанной вещи, вызывающие удивление и наслаждение собственными созидательными способностями и силами, и общий эмоциональный подъем переходят в ощущение и ожидание своей ценности не для себя только, но для людей, в осознание своего достоинства.

Развитие чувства моральной ответственности за порученное дело не позволит допустить выпуск технически и эстетически несовершенной вещи, плохо сделанной или оформленной. Здесь эстетическое чувство формируется также с чувством ответственности за весь процесс и результаты труда.

Трудовая деятельность человека направлена на то, чтобы видоизменить, переделать, усовершенствовать действительность. Труд прекрасен тем, что умножает красоту жизни, творит ее, сохраняет и оберегает.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.