| |||||
МЕНЮ
| Организационные основы местного самоуправления в РФp> 2. Особенностью референдума является предварительное обсуждение народными представителями выносимого на голосование вопроса либо тех или иных мер законодательного порядка, которое по их санкции идет на одобрение всего народа. Юридическая энциклопедия [51] определяет плебисцит как опрос населения,
проводимый как правило по проблемам судьбы соответствующей территории. Исходя из вышеизложенного на местном уровне целесообразно видимо использовать не только обязательный референдум, но и факультативный опрос, который является наиболее приближенным к населению. И он отвечает сути самоуправления, как самоорганизации жителей для самостоятельного решения местных вопросов. Органы территориального общественного самоуправления населения В соответствии с 3 статьей Федерального закона “ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” местное самоуправление осуществляется гражданами России путем референдума, выборов, других форм прямого изъявления, а также через выборные органы местного самоуправления. В статье 27 названного закона вводится понятие территориального общественного самоуправления как формы участия населения в местном самоуправлении. Таким образом, территориальное общественное самоуправление рассматривается как самоорганизация граждан по месту жительства и как форма участия населения в местном самоуправлении. В соответствии со статьей 7 Федерального закона от мая 1995 года “ Об
общественных объединениях” введена организационно - правовая форма
общественного объединения “ орган общественной самодеятельности”. В статье Возникают вопросы: какова природа органов территориального общественного самоуправления, каким законодательством регулируются порядок создания и деятельности органов территориального общественного самоуправления - законодательством об общественных объединений, о некоммерческих организациях, о местном самоуправлении или и тем и другим ? Давая ответ на эти вопросы, С.А. Авакьян [52] отличает, что ранее
существовало два вида органов территориального общественного самоуправления Противоположный взгляд представлен в комментарии к Федеральному закону А вот О.Е. Кутафин и В.И. Фадеев [56] отмечают, что “ в отличие от общественных объединений органы территориального общественного самоуправления действуют исключительно в пределах части территории муниципального образования, населенного пункта. Они объединяют население не на основе членства, связанного с какими - то условиями ( соблюдение устава, уплата членских взносов), а на основе совместной работы по выполнению определенных задач в области обслуживания общественных потребностей граждан, удовлетворения их культурно - бытовых и иных запросов, охраны их прав и интересов”. Это определение наиболее отражает суть вопроса. Система территориального общественного самоуправления ( далее ТОС) включает в себя : общие собрания ( сходы), конференции жителей, опросы населения, иные формы непосредственной демократии; органы ТОС ( советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, а также поселков, сельских населенных пунктов в тех случаях, когда в последних самостоятельные органы местного самоуправления не формируются), а также иные органы самоуправления населения по месту жительства ( советы или комитеты улиц, кварталов, домов и т.п.) Территории, на которых действуют органы общественного самоуправления, устанавливаются по предложению жителей соответствующей администрацией и утверждаются представительным органам местного самоуправления. Органы ТОС создаются по инициативе жителей на основе их добровольного волеизъявления. В статье 27 Федерального закона “ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” закреплено, что в соответствии с уставом муниципального образования органы ТОС могут являться юридическими лицами. Порядок организации и осуществления их определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта РФ и нормативно - правовыми актами органов местного самоуправления. В соответствии с действующим законодательством органы местного
самоуправления могут передавать органам ТОС отдельные полномочия по решению
вопросов местного значения либо принимать решения с учетом мнения органов Собрания, сходы - формы участия населения в местном самоуправлении Изучая внешние проявления реализации населением права на местное
самоуправление, можно выделить следующие формы участия населения в местном
самоуправлении : [57] Собрания ( сходы) граждан являются одной из форм непосредственной
демократии и одним из самых доступных средств самоорганизации населения в
небольших муниципальных образований или на части территории муниципальных
образований. В последнем случае являются частью системы территориального
общественного самоуправления. Право граждан участвовать в местном
самоуправлении путем проведения собраний ( сходов) закреплено в статье 34 Собрания ( сходы) созываются представительными органами местного самоуправления и органами территориального общественного самоуправления по мере необходимости. В их компетенции относятся : избрание органов территориального общественного самоуправления населения и принятие положений ( уставов) о них. Утверждение программ деятельности органов ТОС по социально - экономическому развитию соответствующей территории и отчетов об их выполнении, решения других вопросов, относящихся к компетенции органов ТОС, затрагивающих интересы населения. Общие собрания ( сходы) граждан по выборам органов ТОС правомочны, если в них принимает не менее половины жителей соответствующей территории, а конференции граждан - при участии не менее двух третей представителей жителей соответствующей территории. В общем собрании ( сходе), конференции принимают участие граждане, достигшие 16 лет. Следует отметить, что в соответствии со статьей 15 Федерального закона По сути эти нормы восприняты почти без изменений законами субъектов РФ о местном самоуправлении. [58] Важной формой участия населения в местном самоуправлении является право на обращение и право на нормотворческую инициативу. Право на нормотворческую инициативу населения надо понимать как право определенной группы граждан выступить с проектом нормативного акта по вопросам, входящим в компетенцию органов местного самоуправления данного муниципального образования. По Закону члены местного сообщества обладают этим весьма важным для них
правом, только если оно закреплено в уставе муниципального образования. В последнем случае вряд ли можно говорить о несоответствии законов субъектов Федерации Федеральному Закону: он действует непосредственно, и поскольку в нем предусмотрено нормативное регулирование по данному вопросу на уровне субъектов Федерации. муниципальные образования полностью свободны в выборе целесообразного, по их мнению, решения. Однако предпочтительнее все же участие в правовой регламентации нового института прямого волеизъявления граждан со стороны субъектов Федерации. И как считают государствоведы. это является существенной помощью органам местного самоуправления в тех случаях, когда они закрепляют указанное право в своих уставах. 2. Органы местного самоуправления и их акты После принятия Конституции России 1993 года впервые на конституционном
уровне был закреплен принцип разделения властей. Но в статье 10 Конституции Наоборот, в соответствии с 12 статьей Конституции РФ местное
самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Эта
конституционная норма получила свое развитие в Федеральном законе. В части Принцип разделения властей в первую очередь означает ограничение сосредоточения власти в одних руках, применение механизмов сдержек и противовесов. Такие механизмы, необходимые на федеральном уровне, только усложнили бы работу органов местного самоуправления, затруднили оперативное принятие решений. Далее, в чистом виде выделить три ветви власти на местном уровне невозможно. Разделение властей представлено только исполнительным и представительным началом в лице соответствующих органов. Взаимоотношения с судебными органами основаны на иных подходах. При этом надо учитывать, что разделение властей не означает, что между ними создаются непроницаемые перегородки: власти взаимо проникают взаимо дополняют друг друга. “ Органы местного самоуправления - это органы местных самоуправляющихся
территориальных сообществ, которыми они формируются и перед которыми они
несут ответственность за надлежащее осуществление своих полномочий. Органам
местного самоуправления принадлежит особое место в демократической системе
управления обществом и государством. Это место определяется прежде всего
тем, что наличие органов самоуправления обеспечивает такую систему
децентрализации управления, которая делает эту систему управления более
пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических
и иных местных традиций. Однако органы местного самоуправления - это не
только способ децентрализации управления, но и способ организации и
осуществления власти на местах, который обеспечивает самостоятельное
решение гражданами вопросов местной жизни, организационное обособление
управления местными делами в системе управления обществом и государством”. Система органов местного самоуправления включает в себя следующие элементы: главу муниципального образования, представительный и исполнительный органы местного самоуправления. В целом система органов местного самоуправления определяется наличием определенных элементов и отношениями между ними. Однако в соответствии с федеральным Законом “ Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” вовсе не обязательно наличие всех вышеназванных органов местного самоуправления. В соответствии со статьями 1, 14 названного закона является наличие выборного органа местного самоуправления. А какими функциями будет этот орган - население определяет самостоятельно. Можно классифицировать взаимоотношения между органами местного
самоуправления по различным основаниям: [61] В связи с фактическим ростом числа жителей поселений и невозможностью осуществлять процесс принятия решений непосредственно всеми жителями, возникла потребность в ведении представительства. Появилось понятие представительного органа. Представительный орган местного самоуправления - это орган, избранный непосредственно населением и представляющий интересы населения соответствующей территории. В действующем законодательстве закрепляется два критерия представительного органа : избрание непосредственно населением на основании всеобщего, равного прямого избирательного права при тайном голосовании; представление интересов жителей соответствующей территории. В соответствии со статьей 15 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” численный состав представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования. Численность представительного органа зависит от размеров муниципального образования, исторических, региональных, национальных и иных традиций и составляет от 5 до 60 членов. Как правило, численность представительного органа колеблется в пределах 15 - 30 депутатов. Наименования представительного органа местного самоуправления также
различные. Встречаются думы, муниципальные советы, советы, собрания,
собрания представителей, представительные органы, земские собрания и др. В исключительном ведении представительных органов местного
самоуправления находятся (ст. 15 Федерального закона): Как мы выше отмечали, полномочия представительных органов определяется
уставами муниципальных образований. И в них дополнительно закрепляются
следующие полномочия представительного органа : назначение даты выборов
главы муниципального образования; принятие устава, внесение в него
изменений и дополнений; передача отдельных полномочий местного
самоуправления органам государственной власти и территориального
общественного самоуправления; утверждение структуры местной администрации; Способы формирования представительных органов местного самоуправления,
их связь с населением может быть различная. Политологи выделяют ряд
концепций, характеризующих роль депутата, его связь с представительным
органом и избирателями: [63] Поэтому, характеризуя выборный орган местного самоуправления, необходимо рассмотреть вопрос о разновидности мандата, получаемого депутатом, т.к. роль и место депутат зависит от того, какой мандат он получит - свободный или императивный. [64] Сущность императивного заключается в том, что депутат обязан выполнять волю избирателей; свободный же мандат представляет возможность депутату действовать по своему усмотрению. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|