| |||||
МЕНЮ
| Организационные основы местного самоуправления в РФp> В настоящее время на федеральном уровне депутаты получают свободный мандат. На наш взгляд на местном уровне целесообразно введение некоторых элементов императивного мандата, например, института отзыва. В целом вводить императивный мандат представляется нецелесообразным, так как: 1. Императивный мандат предусматривает обязательность воли избирателей, но избиратели высказываются далеко не по всем вопросам, в решении которых участвует их депутат. 2. Выражая свою волю, давая назад, избиратели могут не располагать сведениями о каких-то объективно существующих обстоятельствах, влияющих на формирование общественного мнения ( например, о наличии денежных или материальных ресурсов), следовательно, их наказы будут заведомо не подлежащими выполнению. 3. Такой мандат сковывает творческую деятельность депутата, препятствует быстрому разрешению вопросов, не терпящих отлагательства. 4. Воля одних избирателей может вступить в противоречие с волей других избирателей: в таком случае чьи интересы депутат должен представлять? Согласно статье 18 Федерального закона сроки полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица не могут быть меньше двух лет. Установленный срок полномочий не может быть изменен в течении текущего срока полномочий. В уставах муниципальных образований срок полномочий представительного органа закрепляется, как правило 4 года. Глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на заседании представительного органа местного самоуправления.( ст. 16 Федерального закона). По результатам опроса, проводимого Советом по местному само управлению
в РФ, в Кемеровской, Новосибирской, Томской областях, Краснярском крае, Необходимо отметить следующее: при принятии Устава муниципального образования население непосредственно или представительный орган местного самоуправления определяет формы ответственности выборных лиц и в том числе возможность и необходимость введения института отзыва депутата. На уровне уставов муниципальных образований процедура отзыва как правило отсутствует; этот вопрос должен регулироваться законом субъекта России. Следовательно в уставах муниципальных образований содержится бланкетная норма, отсылающая к закону субъекта РФ. Таким образом, подводя итог, нужно указать, что введение института отзыва направлено на усиление связи выборного лица с населением. За небольшое время избирательной комиссии не всегда бывает просто оценить деловые качества депутата. Кроме того, качества необходимые для избрания и качества, необходимые для принятия управленческого решения- разные. Отзыв позволяет вносить достаточно оперативно коррективы в деятельность выборных лиц местного самоуправления. Такой механизм нужен, по своей природе является достаточно демократичным. Отзыв выборных лиц является одним из видов юридической ответственности Конкретные организационно - правовые формы местного самоуправления население определяет самостоятельно и закрепляет в уставе муниципального образования. В данном параграфе не представляется возможным полностью охарактеризовать нормативные акты местного самоуправления, поэтому мы конкретно остановимся лишь на основном уставе муниципального образования. Структура органов местного самоуправления может быть реализован следующим образом: [65] 1. Разрабатывается проект устава, содержащий подробное описание структуры органов местного самоуправления и выносится на утверждение местным референдумом. 2. Устав принимается существующим представительным органом местного самоуправления. 3. На местный референдум выносится ряд вопросов, в совокупности определяющих крупными блоками структуру органов местного самоуправления и взаимоотношения между ними; но результатом местного референдума существующим представительным органом местного самоуправления принимается устав муниципального образования, содержащий подробное описание структуры органов местного самоуправления, механизмов их взаимодействия. Устав является своеобразной малой конституцией на территории
муниципального образования и он основной нормативно-правовой акт. Устав муниципального образования обладает рядом особенностей: 1. Наличие особого субъекта, который устанавливает или от имени которого принимается устав муниципального образования. Устав принимается в соответствии статьи 8 Федерального закона непосредственно или от имени народа. Последнее часто находит свое выражение в преамбуле, которую содержит большинство уставов муниципальных образований. 2. Учредительный характер. Как акт учредительного характера, устав муниципального образования придает юридический, правовой характер фактически сложившимся или складывающимся отношением по самоуправлению местного сообщества. Учредительная природа устава проявляется и в том, что нет такой нормы, принимаемой органами местного самоуправления или местным сообществом, которая не могла бы быть включенной в устав по признаку несоответствия нормам, принимаемым органами местного самоуправления или местным сообществом. 3. Всеобъемлющий и всеохватывающий характер правового регулирования. 4. Устав обладает высшей юридической силой в массиве норм, принимаемых
органами местного самоуправления непосредственно. Это означает, что все
акты, принимаемые органами местного самоуправления непосредственно должны
соответствовать уставу, заложенной в нем концепции, принципам и нормам. 5. Устав - основа для дальнейшего нормотворчества. Эта особенность
устава муниципального образования вытекает из предыдущих особенностей. 6. Как и конституция, устав муниципального образования характеризуется
особым порядком принятия, а также внесения изменений или дополнений. Устав является одним из правовых средств, обеспечивающих реализацию самостоятельности местного самоуправления. Правовое значение устава заключается в ом, что он является правовым актом, которым городское, сельское, а также иное население фиксирует свой статус муниципального образования, т.е. предметы ведения, права и обязанности муниципального образования и компетенцию органов местного самоуправления, обеспечивающего осуществление местного самоуправления населением данного муниципального образования. Важной особенностью Устава является его самодостаточность. Это означает, что, по возможности, он должен включать все нормы, необходимые в практике местного самоуправления. Поэтому в Уставе следует конкретизировать основные законодательные нормы, имеющие отношение к самоуправлению, а при необходимости- цитировать и собственно статьи законов, чтобы обращающийся к тексту Устава не был вынужден заниматься поиском других нормативных актов. Кроме того Устав муниципального образования должен быть достаточно стабильным, т. е. не меняться в течении сравнительно долгого времени, что в значительной мере способствовало бы стабильности взаимодействий на территории. Это должно обеспечиваться соответствующей процедурой внесения дополнений и поправок, зафиксированной в тексте Устава. Важнейшим требованием к Уставу является наличие в нем механизмов реализации положений и норм, заложенных в нем, а также в Федеральном законодательстве и законах субъекта Федерации. В Уставе должны содержаться четкие нормы прямого действия. В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона “ Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ “ устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в порядке, устанавливаемом законом субъекта Российской Федерации. Таким образом, Устав - это своеобразный свод норм, регламентирующих жизнь муниципального образования. Глава III Организация местного самоуправления в РС(Я) Реформа местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) стала одной из важнейших составляющих конституционной реформы. В силу конституционных начал в Республике Саха (Якутия) народ осуществляет свою власть непосредственно, через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Первым этапом в принятии законодательства республики о местном
самоуправлении явилась разработка проекта Закона РС(Я) “О местном
самоуправлении в РС(Я)”, который был принят Государственным Собранием (Ил Для урегулирования вопросов местного самоуправления, определение места
органов власти на местах, до принятия вышеназванного закона вопросы
организации местного самоуправления были определены Указом Президента РС(Я) Указ Президента республики явился первым шагом в конкретной организации
местного самоуправления на уровне сел, наслегов, поселков, при этом уровень
осуществления местного самоуправления определялся исходя из того, чтобы это
способствовало решению всего комплекса вопросов местного значения. По сути Указом Президента необходимо было разрешить три важных вопроса: Закон “О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)” разработан в порядке реализации общих принципов организации системы местного самоуправления в Российской Федерации. В целом структура схожа со структурой Федерального закона. Республиканский закон о местном самоуправлении состоит из семи глав,
включивших в себя 47 статей. Первая глава посвящена правовым и
организационным основам самоуправления. Дается общее понятие местного
самоуправления в РС(Я) и, которое определяется как регулируемая нормативно Вводится понятие “муниципальное образование” и ввиду того, что в
законодательстве нашей республики нет адекватного этому понятию термина,
законодатели пошли по пути Федерального закона. Конкретизируя положения Раскрываются в законе и формы непосредственного волеизъявления граждан. Норма закона о муниципальных выборах статьей аналогичной статье из Собрания (сходы) граждан являются одной их форм непосредственной
демократии и одним из самых доступных средств самоорганизации населения в
небольших муниципальных образованиях или на части территории муниципального
образования. Из смысла статьи 17 закона можно выделить несколько
разновидностей сходов граждан: В законе определены основы формирования и организации деятельности представительного органа местного самоуправления, исполнительного органа, статуса главы муниципального образования, правовой регламентации муниципальной службы, правовых актов органов местного самоуправления. Закон предлагает в обязательном порядке существование такого выборного органа местного самоуправления как глава администрации. Глава администрации является высшим должностным лицом муниципального образования, представляющее муниципальное образование и возглавляющее на принципах единогласия местных администраций. Глава является личностью неприкосновенной. Он подотчетен населению и представительному органу. Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами, проживающими на территории соответствующего муниципального образования сроком на два года. Однако население вправе на основании решения, принятого путем референдума или схода, отказаться от избрания представительного органа, закрепив его полномочия за сходом граждан. Устав местного самоуправления является своеобразной малой конституцией на территории муниципального образования; своеобразный свод норм, который регламентирует жизнь определенного муниципального образования. Устав муниципального образования может приниматься как представительным органом, так и населением непосредственно, так как устав должен регулировать отношения, затрагивающие все сферы жизни местного сообщества, связанные с решением вопросов местного значения. Кроме того, устав обладает высшей юридической силой в комплексе норм, которые принимаются органами местного самоуправления. Закон устанавливает ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления и контроль за их деятельностью. Предусмотрены и права местного самоуправления в области экономических отношений. В состав муниципальной собственности входят земли, природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности; имущество органов местного самоуправления; средства местного бюджета, внебюджетных и валютных фондов; имущество муниципальных предприятий и учреждений; муниципальный жилищный фонд; нежилые помещения в домах муниципального жилищного фонда; имущество, имущественные комплексы, объекты инженерной инфраструктуры, другие объекты, используемые для удовлетворения коммунально - бытовых и социально - культурных потребностей населения. Органы местного самоуправления имеют право на внешнеэкономическую деятельность. В законе четко отражены финансовые ресурсы местного самоуправления и бюджетные права его органов. Финансовые ресурсы согласно статьи 36 состоят из средств местного бюджета, внебюджетных и валютных фондов, получаемых кредитов, дотаций и субвенций, выделяемых в порядке государственной поддержки местного самоуправления, средств, направляемых на осуществление отдельных государственных полномочий и компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти. Для формирования правовой базы и системы органов местного самоуправления настоящим законом устанавливается переходный период, действующий в течении двух лет со дня вступления его в силу. Становление местного самоуправления в субъектах России идет весьма противоречиво, можно сказать в исключительно сложных условиях нашего современного российского общества и его еще не сложившийся политической организации. В Республике Саха (Якутия) сегодня вообще нет органов местного самоуправления, то есть на всей ее территории действует государственная власть. Основным ключевым вопросом в организации местного самоуправления в республике является определение понятие “муниципальное образование”, т.е. той территории, на уровне которой будет осуществляться местное самоуправление. Исходя из действующего законодательства, закона РФ “Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан В соответствии с конституционным законом РС(Я) “О местных органах государственной власти” на уровне таких административно - территориальных единиц как город республиканского значения и улус осуществляется государственная власть. Принятый закон РС(Я) “О местном самоуправлении в РС(Я)” также не
предусматривает образования местного самоуправления в городах
республиканского значения и улусах. Так, первый пункт 5 статьи гласит: “ Согласно Федерального закона о местном самоуправлении, местное самоуправление обладает властными полномочиями, а территориальные общественные самоуправления обладают лишь функциями общественного объединения и не имеют властных полномочий. То есть население г. Якутска лишается властных полномочий на осуществление местного самоуправления и по существу конституционного права на самостоятельное решение вопросов местного значения. Согласно статьям 12, 32, 130 Конституции любой гражданин вправе настаивать на своем участии в органах местного самоуправления, которое в соответствии со ст. 131 Конституции РФ, в данном случае осуществляется населением с той лишь оговоркой, что оно согласуется с историческими и иными местными традициями. При всем при том необходимо учитывать, что структура органов местного самоуправления определяется опять же населением. Таким образом, вышеуказанное положение закона РС(Я) “О местном
самоуправлении в РС(Я)” противоречит Федеральному закону о местном
самоуправлении, также оно нарушает 76 статью Конституции РФ, согласно
которой все законы и правовые акты субъектов РФ не могут противоречить В целом, принятый в нашей республике закон “О местном самоуправлении в Однако наиболее сложным направлением во внедрение местного
самоуправления будет определение взаимоотношений между органами
государственной власти и соответствующими органами местного самоуправления. Республика Саха (Якутия) имеет свои особенности не только по сравнению
с другими субъектами федерации, здесь даже улусы различаются между собой по
своему социально - экономическому развитию. Например, условия внедрения
местного самоуправления в Мирнинском улусе, в корне отличаются скажем от |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|