реферат, рефераты скачать
 

Организация и производство серийной видеопродукции в условиях киностудии


Помимо сюжетной части, в режиссерском сценарии, как было сказано выше, должна быть четко определена структура фильма. Выбранная структура должна не только соответствовать общеизвестным причинно-следственным отношениям, но и составлять сюжетную канву и одновременно идею фильма. Кроме того, она должна быть удобна для разбивки на логически завершенные эпизоды в пределах одной декорации - съемочные объекты. Существует несколько вариантов драматургических построений фильма. Подходящий для снимаемого сериала вариант, как правило, должно быть принят до съемок, иначе монтаж фильма отнимет у режиссера и монтажера чрезмерно много времени.

При создании режиссерского сценария нельзя абстрагироваться от законов восприятия человеческого мозга. В частности, должно соблюдаться соотношение между действием и статикой, речью и немыми эпизодами, эмоционально насыщенными и нейтральными сценами. При всем богатстве речи героев она не заменит живого действия, как и непрерывный экшн через определенное время вызывает утомление или скуку. В первом случае фильм кажется затянутым и нудным, во втором - глупым или бессмысленным.

При этом движение в фильме не должно быть хаотичным метанием. Скорее даже нужно вести речь не о движении, а о развитии. Во всех удачно построенных телесериалах показывается объект в его развитии. Даже при условии, что проблемы, о которых идет речь в фильме, интересны сами по себе, если у него нет динамики (эмоциональной, сюжетной или динамики развития характеров), то фильм нельзя будет признать удачным. Поэтому при написании режиссерского сценария оператор и звукооператор помогают режиссеру логически выстроить звуковой ряд и видеоряд будущего фильма.

Телесериал как жанр предоставляет широкое поле для модификации исходной задумки, и чем больше серий, тем больше вариаций может быть создано. Как правило, при создании длинных телесериалов, съемки которых продолжаются годы, замысел претерпевает весьма серьезные изменения. Поводом для подобных изменений может послужить мнение зрительской аудитории, снижение или повышение рейтинга сериала, сокращение финансирования, уход актера и ряд других факторов.

Соответственно исходной канвой для работы над сериалом является, как упоминалось выше, литературная заявка, определяющая концепцию фильма. Литературный и постановочный варианты каждой серии разрабатываются либо незадолго до съемок данной серии, либо непосредственно перед съемками. Поскольку время на производство каждой серии ограничено, его не должны  отнимать никакие непредвиденные ситуации, и сюжет должен быть достаточно вариабелен, чтобы измениться в случае необходимости без заметного ущерба замыслу фильма.

1.4. Подготовительный период в создании телесериала.

В подготовительный период проводится суммирование материалов по всем объектам и создание так называемого постановочного проекта, детально рассматривающего каждый момент съемки фильма. Подготовительный период - время принятия всех решений относительно будущего фильма. Это значит выбрать тему, произвести необходимые исследования, собрать съемочную группу, подобрать технику, определить методику, детали и расписание съемок. Глубина осмысления, степень предвидения проблем и возможных препятствий на этом этапе обеспечат успешность съемок, более того, эти приготовления определят, будет ли конечный результат соответствовать первоначальному замыслу.

Разработка постановочного проекта включает в себя:

-                                 разработку съемочного объекта;

-                                 монтировку съемочного объекта;

-                                 изобразительно-декоративное решение съемочного объекта;

-                                 операторская и звукооператорская экспликации;

-                                 монтажно-технические разработки;

-                                 изготовление рабочих чертежей на декорации.

Съемочный объект – это отснятый в одной декорации эпизод, диалог, сцена; или, иными словами, набор кадров, снятых в одной декорации и объединенных одной идеей . Поскольку кадр - это запечатленный образ, несущий некую мысль, съемочный объект можно назвать логически завершенной фразой.

При проработке съемочного объекта проводятся предварительная репетиция текущего эпизода. Текст для работы над эпизодом берется из режиссерского сценария, но он не является окончательным, а может быть модифицирован в результате предварительных репетиций и проработки мизансцен. Кроме уточняющей роли, предварительные репетиции играют и такую важную роль как ознакомление актеров с режиссерским и сценаристским замыслами, а также уточнение актерского состава. Важно проводить уже первичный отбор актеров в условиях, максимально приближенных к условиям съемки: отобранные по фотографиям актеры проходят кинопробы при возможности в сценических костюмах. Это позволяет еще раз оценить соответствие типажа актера создаваемому сценическому образу, а, кроме того, отработать творческие экспликации по изобразительному и звуковому решениям и мизансцены.

Все процедуры, проводящиеся в подготовительный период, слабо зависимы друг от друга и поэтому проводятся параллельно различными частями съемочной группы. Каждый съемочный объект решается в изобразительном, звуковом, текстовом планах. Из подобранных условий производится монтировка съемочного объекта – создание единого образа и понимания взаимодействий отдельных подразделений съемочной группы на съемочной площадке на основе собранных или разработанных этими группами сведений.

Для изобразительно-декоративного решения объекта готовят чертежи декораций для павильонных и натурных съемок, эскизы костюмов, реквизитов, грима. В дополнение к этому проводится фотографическая съемка предполагаемых мест проигрывания натурных эпизодов, костюмов, интерьеров, сооружений, принимающих участие в съемке. Для каждого сценического объекта проводится раскадровка.  При наличии времени желательно составить съемочные карты – схемы декораций к определенному эпизоду с указанием расположения персонажей мизансцены, точек съемок, размещения осветительных приборов.

Оператор и звуковой оператор продумывают колористическое, музыкальное и шумовое решение каждой сцены; проверяют состояние аппаратуры и условия создания необходимых для съемки параметров освещения и звучания. Производится подбор всех необходимых технических средств, чтобы в процессе съемок не возникали проблемы, связанные с нехваткой материала.

При создании телесериалов  особую роль начинает играть музыка. Помимо создания эмоционального фона, как в обычных полнометражных картинах, наиболее важные персонажи телесериала могут получить собственную музыкальную тему (прием, характерный для оперного искусства). Несомненна необходимость яркой узнаваемой музыкальной заставки к началу и окончанию каждой серии. Такая заставка, являясь как бы "визитной карточкой" фильма, должна быть характерной, то есть соответствовать основному направлению, развиваемому в данном сериале: естественно, что музыкальные заставки к детективному и мелодраматическому телесериалам будут существенно различаться.

Кроме того, в сериалах из серии в серию "кочуют" музыкальные темы, обозначающие определенное эмоциональное состояние героев: радость, грусть, - а также музыкальные темы настороженности (первый раз появившись в эмоционально напряженный момент, они призваны в дальнейшем своим звучанием создавать у зрителя ощущение опасности, грозящей кому-либо из героев), счастья и т.п. В подготовительный период происходит важный выбор – подписание договора с композитором, который создаст для фильма музыку.

На этапе подготовки к съемкам фильма проводится анализ имеющейся фонотеки шумов и отбор тех из них, которые нужны для создания фильма, и запись недостающих. Студия, специализирующаяся на съемке телесериалов, должна обладать богатой коллекцией шумов и фонограмм, особенно шумов природного происхождения, так как для придания сериалу динамики и яркости многие съемки проводятся на природе.

Монтажно-технические разработки окончательно определяют место и характер съемок, просчитывают время и последовательность работы по каждому сценическому объекту, занятость актеров, а также предполагаемый расход материалов, в частности, метраж пленки.

Чертежами и собственно изготовлением декораций занимается архитектурно-конструкторское бюро студии. Это завершающий этап, который проводится не параллельно описанным выше, а после из завершения и по итогам рассчитанных, нарисованных и сфотографированных материалов. Как правило, в подготовительном этапе проводится заготовка постановочных средств лишь для первых съемочных объектов.

 1.5. Съемочный период.

Съемочный период, хотя и немыслим без всех предварительных этапов, считается основным в создании фильма и занимает основную долю времени. Этап съемки требует привлечения к работе всех телевизионных цехов, которые отныне до окончания съемок будут работать в тесном взаимодействии друг с другом. В зависимости от специфики сериала к его съемкам привлекаются специалисты из самых различных областей знаний. Библиотекари, музейные работники, историки, специалисты разных профессий, актеры театров (при нехватке в актерском составе) активно привлекаются к работе консультантами на весь период съемок, так как специфические вопросы могут возникнуть даже при казалось бы отлаженном сценарии и готовом реквизите.

Непосредственно съемочный период сопряжен с большими сложностями. Вернер Герцог лаконично ответил на вопрос о том, какие интеллектуальные сражения происходят в съемочный период: "Съемки - не эстетика, а атлетика". Герцог непререкаемым тоном объяснил озадаченному слушателю, что съемки - такая изматывающая вещь, которая не оставляет места для появления редких, исключительных мыслей и находок. Франсуа Трюффо говорит о том же в своем фильме, где сам играет режиссера-постановщика. В начале работы команда горит желанием снять шедевр, но когда производственный период переваливает за половину, съемочную группу и ее руководителя беспокоит лишь одна мысль - довести работу до конца.

Создание телевизионного фильма или отдельной серии телесериала состоит из работы над отдельными эпизодами, или съемочными объектами. Подробнее про съемочные объекты говорилось в главе о режиссерском сценарии, где описывались способы создания съемочного объекта на бумаге, то есть его словесного описания. Работа над съемочным объектом при непосредственной съемке – задача нескольких подразделений студии. После создания для съемочного объекта требуемых декораций и их установки проводят расстановку и укрепление съемочной, осветительной и звуковой аппаратуры согласно схемам. Созданным в подготовительный период. После окончательного уточнения расположения всех деталей сценического объекта в нем проводится ряд репетиций. Только после этого приступают непосредственно к съемкам.

Съемочный период при создании телесериала идет параллельно как предыдущим, так и последующим периодам. Например, одна серия находится уже в монтажной мастерской, в то время как для другой только уточняется сценарий. Получается своеобразный конвейер, за счет которого усиливается специализированность каждой должности: например, если при съемках обычного фильма у режиссера есть время заняться монтажом, то при работе над телесериалом монтаж зачастую становится работой исключительно монтажной бригады, а режиссер ограничен работой на съемочной площадке.

1.6. Монтажно-тонировочный период как завершающий этап создания телесериала.

После фиксации на пленке готовых театральных постановок – то есть процедуры непосредственной съемки фильма – в них включают также ранее отснятые натурные и комбинированные съемки, проводят киномонтаж, перезапись звуков и всю необходимую коррекцию. Все данные изменения проводятся в монтажно-тонировочный период.

Монтажно-тонировочный период - это этап создания кино, на котором отснятым кадрам придается окончательный вид - такой, в каком фильм предстанет перед зрителями. Структура фильма, а также собственно авторская интерпретация во многом формируются именно на стадии монтажа. Эта работа осуществляется в основном монтажером и группой звукового оформления (если имеется в наличии монтажная группа в полном составе) и включает следующие этапы:

- Демонстрацию на экране отснятых кадров с тем, чтобы режиссер отобрал нужный материал.

- Подготовку монтажных листов.

- Индексацию отснятого материала.

- Подготовку "бумажного" варианта - плана монтажа.

- Монтаж первой черновой копии.

- Монтаж окончательного варианта.

- Запись дикторского текста (если таковой имеется).

- Запись музыки (если это необходимо).

- Устранение дефектов записи диалогов и их сведение на меньшее количество дорожек для последующего выравнивания.

- Подготовку к монтажу таких компонентов, как звуковые эффекты, атмосферные шумы и музыка.

- Микширование (сведение) этих элементов звукозаписи на одну дорожку.

За этим следуют другие этапы работы, также выполняемые под руководством монтажера. При работе с кинолентой монтаж ведется на проекционном столе, в то время как монтаж видеофильма осуществляется на аппаратуре линейного монтажа или при помощи компьютера Там же делается чистовой звук и окончательный вариант фильма, пригодный для вещания.
Все это может производиться как до завершения всех съемок, так и в процессе съемок – в последнем случае работа ведется с уже отснятым материалом. При работе над телесериалом для ускорения работы реализуется последний вариант.

Со времен Льва Кулешова российская теория и телевидения подразумевают под емким словом «монтаж» не только и не столько сборку фильма или передачи из отдельных кадров в целостное произведение. За этим термином стоит и «сборка» мыслей автора в сценарий, и «сборка» режиссером пластических и звуковых образов в его воображении, и разработка постановочного проекта, и умение профессионалов монтировать фильм до съемок на внутреннем «экране» сознания. Л. Кулешов первым в мире заявил, что в основе всех монтажных действий лежит принцип сопоставления и неоднократно экспериментально подтвердил этот вывод и даже провел аналогию между кино, музыкой и живописью. По своей сути монтаж - это действие и его результат, выполненные по методу сопоставления. Он проявляется в сочетании образов, сопоставлении кадров, сложении сцен, в построении драматургии и композиции произведения. В производстве  телесериалов, как правило, господствует более прозаичное понимание монтажа как завершающего этапа работы режиссера.

Монтаж проводится в несколько этапов: сначала проводится отбор дублей, потом черновой монтаж подобранных кусков (когда отсутствует окончательный вариант творческого решения и длины монтируемых кусков), подбор в случае необходимости кадров из фильмотеки, уточнение монтажного ритма фильма и его итоговый монтаж. Каждый этап контролируется или проводится с участием режиссера картины, а в утверждении варианта перед окончательным монтажом принимают участие оператор-постановщик и директор картины.

Отбор дублей проводится монтажной бригадой во главе с оператором и режиссером-постановщиком. В отдельных случаях этим занимается только режиссер. монтируя фильм в соответствии со своим замыслом; при нехватке времени отбирать дубли может отдельно бригада монтажников с оператором. На первом этапе режиссер может представить монтажеру план монтажа, которого следует придерживаться. В другом случае режиссер может рассказать, какие задачи ставили перед собой создатели фильма, когда шла съемка, и дать возможность монтажеру самому найти лучший способ их разрешения. Работа с таким монтажером должна основываться на общих замыслах и оценках. В отечественном телевидении более принят вариант самостоятельной работы режиссера над монтажом своего фильма, в западных традициях телевидения и кинематографа эти две роли зачастую пересекаются очень слабо.

Перед началом монтажа проводят просмотр кадрового материала.
В отечественной практике чаще всего процесс работы над монтажом фильма начинается после начала съемок. Это позволяет оперативно вносить коррективы в съемку и делать досъемки по ходу работы. Сплошной просмотр материала позволяет оценить значение всех кадров, увидеть все связанные с ними проблемы.

Чтобы сократить время монтажного периода, параллельно со съемкой должна проводиться сортировка материала по сценам и эпизодам - черновая подборка. Из первоначально собранной сцены выбрасывают только откровенный брак и явно неудавшиеся куски, но не подрезают начала и концы кадров. По ходу просмотра необходимо записывать все мысли, связывая каждую из них с конкретным кадром или сценой. Все записи должны вести к систематизации материала, к сокращению сроков монтажа, к четкой и последовательной организации творческого труда группы.

Существует три вида видеомонтажа: линейный, нелинейный и гибридный. Линейный подразумевает перезапись видеоматериала с двух (или нескольких) видеоисточников на видеоприемник (видеозаписывающее устройство) с попутным вырезанием ненужных и "склейкой" нужных видеосцен и добавлением эффектов, о которых говорилось выше. Недостаток - потеря качества, высокая трудоемкость и большое количество видеоаппаратуры.

Нелинейный осуществляется на базе специализированных компьютерных систем. При этом черновые видеоматериалы сначала заносятся " в компьютер", а затем производятся монтажные процедуры. Достоинства - практически отсутствие потерь качества при многократных "перемещениях" видеосюжетов, значительная экономия видеоаппаратуры. Недостатки - работа не в реальном времени, большое время обработки видеоматериала, высокая трудоемкость, ограниченный объем заносимого в компьютер видеоматериала.

Гибридный вид сочетает в себе достоинства первых двух (нелинейная видеомонтажная система выступает в роли видеоисточника). Недостаток - как правило, более высокая цена. Нелинейный монтаж в настоящее время является предпочитаемым. Раньше этот этап создания фильма представлял собой кропотливую работу, заключавшуюся в компоновке, подгонке и поиске новых вариантов монтажа отснятых кадров и звукозаписи. И если линейный видеомонтаж свел работу монтажера к простому поиску допустимых сочетаний, то нелинейный видеомонтаж соединил в себе преимущества обоих подходов.

В последние годы широкое распространение приобрело использование компьютера в монтаже фильма. Возможности систематизации материала, предоставляемые компьютером, обеспечивают путь к творческому успеху. Компьютерная запись позволяет воспользоваться имеющейся в процессоре функцией поиска, что во много раз ускоряет обработку введенных в компьютер слов и целых высказываний. Компьютер создал новой подход к монтированию фильма - цифровой (или нелинейный) монтаж. Он позволяет намного ускорить черновую монтажную работу.

Кроме вышеописанных способов монтажа, существуют еще монтаж по свету, монтаж по композиции, монтаж по направлению и фазе движения, монтажа по положению объектов в пространстве, монтаж по крупности. Для каждого типа монтажа существуют свои законы, обеспечивающие удачное проведение этой операции. Например, многолетним опытом было установлено, что наиболее гладко воспринимается стык между планами, находящимися на шкале крупности планов  через один. То есть, общий план монтируется с 1-м средним и наоборот, 2-й средний с крупным, и т.д. Исключения: крупный план монтируется с деталью, общий план с дальним.

Речевое озвучивание, коррекция синхронных съемок, закадровые комментарии, дикторский текст – все эти задачи решаются при озвучивании отснятого материала, проводимого также в монтажный период. Озвучивание проводится актером, исполнявшим роль, или озвучивающим его актером, под руководством второго режиссера и звукооператора. Для этого приводят в точное соответствие (синхронизируют) кинопроектор и звукозаписывающий аппарат. Озвучивающий актер должен знать роль наизусть, вплоть до пауз и вздохов (для этого, если актер сам не снимался в данном фильме, он должен несколько раз просмотреть озвучиваемый эпизод), а также уметь читать по губам, чтобы текст "ложился" на роль.

 Параллельно или после озвучки на пленку записывают музыку. Объем музыки определяется творческой задачей режиссера. Работа над музыкой ведется в процессе всего съемочного периода. Телесериал, как правило, содержит основную "заставочную" мелодию и две-три дополнительные, соответствующие лирическим и трагическим моментам фильма. Обычно с изображением соединяют предварительно записанную мелодию – фонограмму – для создания которой приглашают певцов, оркестры, хоры. Модным ходом стало исполнение песен одним из актеров или актрис, принимающих участие в съемках сериала.

Третий звуковой элемент фильма – шумы. Даже если есть возможность записать нужные шумы во время самих съемок, лучше записывать их отдельно, так как к нужным шумам при их записи примешиваются посторонние; кроме того, при съемках трудно регулировать уровень шумов. Шумы подбираются из фонотеки или создаются в ателье имитации и записываются отдельно или параллельно с речевым озвучиванием.

Проводимое (обычно для переводных фильмов) дублирование фильма также относится к монтажно-тонировочному периоду и включает в себя такие этапы как подготовка к дубляжу, тренировочный этап (речевая тренировка, монтаж фонограмм) и непосредственно перезапись. На первый и второй (подготовительные) этапы уходит, как правило, по десять-пятнадцать дней, последний укладывается в два-три дня.

 Вступительные надписи (титры), компьютерные эффекты и спецэффекты проводятся художниками-графиками, часто еще в процессе работы над фильмом (а при создании спецэффектов – работая над отснятой частью фильма).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.