реферат, рефераты скачать
 

Организация и производство серийной видеопродукции в условиях киностудии


Общая последовательность работ может быть представлена следующим образом. Эскизы, созданные съемочной группой и утвержденные директором, главным художником и режиссером картины, поступают в архитектурно-конструкторское бюро. Бюро изготовляет чертежи по каждому эскизу с учетом стоимости изготовления проектируемых декораций (по возможности делая эту стоимость минимальной). Далее чертежи отправляются вновь к съемочной группе для утверждения и коррекции.

Стоит отметить, что на всех этапах производства декораций существует постоянная обратная связь с авторами исходной идеи (режиссером-постановщиком, оператором и т.п.), а иногда (в случае особо сложных или длительных работ) группы от каждого цеха производственной базы закрепляется за каждой съемочной группы. Это помогает и самим производственникам вжиться в эпоху или созданную ситуацию, прочувствовать требования режиссера и оптимизировать свою работу под данный конкретный фильм.

Разумеется, в случае съемки телесериала за съемочной группой всегда закрепляется часть подгрупп из производственных цехов. Необходимость в помощи отдельных цехов постепенно сводится к минимуму, но все же сохраняется. Например, создание бутафорской мебели для съемок происходит, как правило, в подготовительном периоде, а далее требуется только ее профилактический осмотр, и очень редко возникает необходимость в новых образцах, так как сюжет строится вокруг ограниченного набора декорационных решений: комнат, залов, участков природы и т.п. Поэтому по окончании основных работ за съемочной группой сохраняется лишь несколько человек из каждого цеха отдела декорационно-технических сооружений, выполняющих профилактическую и координационную работу, а остальных работников привлекают по мере необходимости.

После утверждения съемочной группой чертежей декораций оформляются заказы на выполнение. Выписанные заказы в совокупности со скорректированными чертежами от архитектурно-конструкторского бюро направляются в соответствующие цеха отдела декорационно-технических сооружений. В процессе создания декораций постоянно идет контроль за их качеством со стороны съемочной группы.

Архитектурно-конструкторское бюро – первое звено отдела декорационно-технических сооружений, включающееся в работу над декорациями. В его распоряжение предоставляются альбомы и картотеки чертежей как типовых, но не изготовленных, так и уже имеющихся на студии деталей декораций. Как правило, студия заранее располагает набором типовых декораций, кочующих из фильма в фильм или имеет тесные связи со внестудийными мастерскими и музеями, имеющими возможность предоставить соответствующий реквизит или хотя бы его образцы. В задачи архитектурно-конструкторского бюро входит создание чертежей, наиболее точно отражающих эпоху и отвечающих поставленной режиссером-постановщиком задаче.

Соответствие чертежей замыслу контролирует главный художник (помимо своего участия в утверждении эскизов декораций). Художник-постановщик совместно с архитектором-проектировщиком разрабатывает планировку каждой декорации: размещение в одной съемочном объекте различных элементов декорации (так, если создается декорация комнаты – расположение дверей, окон, мебели, элементов убранства, границ полов, помостов, потолков и т.п.) и съемочной аппаратуры: точки съемки (расположение съемочных камер), после чего оператор добавляет схему осветительных лесов, кабелей, операторских рельсов.

Все чертежи декораций создаются общим планом и в разрезе. Кроме того, прилагаются чертежи элементов декораций разных, но удобочитаемых масштабов. Так, на сложные лепные работы (особенно подчеркивающие характер эпохи) создаются эскизы и шаблоны в натуральную величину. В остальных случаях обычно берутся масштабы  промежутке 1:50 – 1:10.

После всех правок прикидочная стоимость работ по изготовлению декораций передается сметной группе и, исходя из запланированных затрат, начинается создание декораций и реквизита.

Постановочно-отделочный цех отдела декорационно-технических сооружений занимается возведением и демонтажем декорационных сооружений в павильонах и на натуре, их отделкой и эксплуатацией. Основой цех являются бригады постановщиков декораций, закрепляемые за съемочной группой на все время проведения съемок. Работа бригады делится на три основных этапа: заготовительный, монтажный и демонтажный.

В заготовительный период проводится подбор основных элементов для сбора необходимых декораций и деталей для их оформления. Это могут быть изготовленные по чертежам архитекторов-проектировщиков, взятые с соответствующих складов или из музеев детали интерьера; фотофоны, имитирующие природные съемки; декоративные рисунки, изображающие стеновую роспись, ковры, мозаику и т.п.; специальные покрытия "под дерево" (изображения текстуры и цвета древесины различных ценных пород), "под камень"; обои, краски и прочие компоненты, необходимые для создания иллюзии определенного материала, соответствующего эпохе.

В монтажный период проводится непосредственная сборка декораций из заготовленных элементов декораций. Для ускорения  работы монтаж декораций или их основных узлов может проводиться в специальных сборочных коллекторах и доставляться в готовом виде в павильон. При большой громоздкости или неустойчивости монтаж декораций может производиться и непосредственно в павильоне. В последнем случае обычно  пользуются фундусной системой, или щитовыми декорациями. Фундусная система представляет собой набор стандартизированных между собой по типам и размерам щитов (стенообразующих, настиловых), и крепежных и стабилизирующих элементов (уголков, откосов, струбцин и т.п.), к  которым далее крепятся текстурированные изображения и элементы декора. Постоянно используемые фундусные декорации могут храниться на складе в готовом для съемок виде.

При съемке телесериалов в работе используются два набора декораций: первый – набор постоянных декораций, используемых на протяжении всего времени съемок (это могут быть несколько комнат, в которых разворачивается основное действие, какие-то типичные уголки природы – каждый из них может использоваться с таким расчетом, чтобы создавать у зрителя определенное настроение и подчеркивать наиболее эмоционально значимые эпизоды сериала); второй – декорации, потребность в которых возникает периодически в процессе съемок (эпизодически или единично используемые декорации).

Декорации первой категории целесообразно изготавливать более прочными, так как срок их службы может продолжаться даже юолее года. Декорации второй категории являются мобильными, они быстро монтируются и демонтируются. Для экономии времени и средств возможен не полный, а частичный их демонтаж с последующей модификацией в новую декорацию. Иногда оптимальным оказывается поиск помещений, нуждающихся лишь в легкой коррекции для проведения необходимых съемок. Часто на роль таких не павильонных съемок выбираются памятники архитектуры, разрешенные к эксплуатации. Иногда это могут быть и простые здания (как в российском сериале "Простые истины" – здание школы).

Натурные площадки для съемок могут быть самыми разнообразными и, соответственно, требовать разных усилий для декорирования. Могут быть созданы постоянные натурные декорации – специальные площадки, выбранные с учетом атмосферных условий и технических возможностей проведения там съемок. Могут создаваться временные натурные площадки, может проводиться небольшая модификация местности, выбранной под съемку. В последнем случае иногда достаточно проведения минимальных изменений: соответствующие вывески, типично одетые "прохожие"-статисты, модификация фасадов отдельных зданий, любые другие мелкие характерные детали.

В случае с телесериалами для натурных съемок, как и для павильонных, целесообразно подбирать постоянные места и устанавливать декорации для долгосрочной эксплуатации. Поскольку при съемках сериала трудно осуществлять съемки на территориях, значительно удаленных от студии (сериал требует высокой мобильности актеров и отснятого материала), чаще используется декорированная натура, комбинирование съемок в павильоне с кадрами, предварительно отснятыми на требуемой территории (например, в другой стране) или съемки нескольких серий подряд с выездом на отдаленное место съемов; иногда съемки "впрок", то есть создание серий не в хронологической последовательности; более раннее производство серии, действие которой разворачивается на данной съемочной площадке, расположенной далеко от студии.

Декорации могут размещаться не только на созданных настилах, имитирующих полы или другой твердой поверхности. Иногда для имитации движения используют так называемые импульсные площадки – платформы на рессорах, которые могут мягко покачиваться, имитируя, например, качку на корабле или тряску железнодорожного вагона.

Макетно-бутафорский цех создает те детали, которые не могут быть взяты из реальной жизни: заготовки для отделки стен "камнем" или "ценными породами древесины", элементы внутреннего убранства помещения: колонны, пилястры, своды, лепные украшения, статуи, бюсты, барельефы. Раньше макетно-бутафорский цех часто был занят с создании макетов и моделей поездов, самолетов, кораблей и других крупных объектов для комбинированных съемок. В настоящее время эта их функция частично вытеснена компьютерной графикой.

Основные материалы, которые используются при изготовлении макетов и бутафории – это различные бумажные и пластиковые массы. На смену папье-маше, требующего больших затрат клея, пришла технология вакуумного литья из бумажных масс, позволяющая отливать объекты крупных размеров, например, трехметровую колонну. Из пластмасс чаще всего используется винилпласт.

На самой съемочной площадке постоянно присутствует и еще одна группа отдела декорационно-технических сооружений – группа механизации, ответственная за проверку и ремонт используемых при съемке технических сооружений, в частности, несущих тросов и подвесных лесов, используемых для крепления декораций и осветительной техники.

3.2. Цех съемочной техники.

Этот цех называют еще операторским, так как его работа теснейшим образом связана с работой оператора.Цех занимается подготовкой, налаживанием и испытанием съемочной аппаратуры, закрепленной за картиной.

При натурных съемках, особенно проводящихся вдали от студии, настройка съемочной аппаратуры производится особенно тщательно. Кроме того, желательно проведение предварительных съемок с проявкой пленки для оценки ее качества и соответствия поставленным задачам, так как качество пленки (способность передавать цветовые оттенки определенного диапазона, зернистость, светочувствительность) существенно влияет на художественную ценность создаваемого фильма. Иногда бытовые сцены снимаются обычной пленкой, а натурные съемки, требующие особой выразительности (например, съемки заката, гда очень важна цветопередача), проводятся не пленку более высокого качества.

В цехе съемочной техники функционирует своя лаборатория, осуществляющая контроль работы оборудования, оптики, изготовление или трансформацию под имеющуюся технику оптических приспособлений (фильтров, бленд). В последнее время вся техника с насадками чаще всего закупается у одной фирмы, и лаборатория осуществляет только периодический контроль за ее качеством.

Помимо лаборатории, цех включает в себя мастерскую по ремонту техники и базу съемочной аппаратуры. Несмотря на то, что удобно проводить съемки при унифицировании всей аппаратуры и оптики студии, художественные решения могут потребовать использования нестандартной техники, что должно быть предусмотрено.

Непосредственно перед съемками, после настройки и проведения первых пробных съемок для оценки качества аппаратуры, проводятся вторые пробные съемки (при упрощенной процедуре, при съемке телесериалов – только вторые, в целях экономии времени и материала, так как художественное качество отснятого при этом ухудшается ненамного или не страдает вообще). По отснятым пробам определяют требуемые резкость, экспозицию, качество проявки, фокусное расстояние. На современных телевизионных камерах такая настройка осуществляется автоматически, но иногда, для реализации творческого замысла нужна ручная настройка (выделение лица главного героя из группы лиц, цветокоррекция и т.п.).

Съемка каждого объекта начинается с фиксирования на пленку хлопушки с указанием названия картины, номеров кадра и дубля. Включение и выключение аппаратуры проводится по сигналу режиссера.

Съемочная аппаратура должна быть мобильной. Для этого используются передвижные операторские тележки (обычно применяемые при съемке движения), операторские штативные стрелы, в том числе с дистанционным управлением  (удобны для панорамных съемок), операторские лифты и т.п. Техническое решение сюжета иногда требует использования непривычных съемок: подводных, воздушных, в движущемся автомобиле.

При съемке современных телевизионных фильмов часто используется многокамерный метод, когда съемка производится одновременно тремя-пятью аппаратами с разных точек. Это позволяет одновременно получать разные планы снимаемого объекта (общий, средний, крупный) и выбирать наиболее выгодный ракурс съемки при монтаже материала, что ускоряет процесс производства фильма (особенно важно при создании телесериала). При этом необходима особенно тщательная установка осветительных приборов, дающая возможность вести разноплановую и многоракурсную съемку, и аккуратная установка камер – так, чтобы ни одна не попадала в поле зрения другой и имела возможность передвижения на хотя бы незначительные расстояния. Для экономии съемочного материала проводят предварительные костюмированные репетиции с бутафорией. После генеральной репетиции сценарий проигрывается как спектакль, в логической последовательности как в окончательном фильме. Телевизионными камерами при таких съемках удобно управлять с одного операторского пульта, на котором видны изображения со всех камер, а камеры управляются дистанционно.

Съемки фильма многокамерным методом могут укладываться в очень короткие сроки. Так, французский режиссер Ж. Ренуар снял свой фильм "Завтрак на траве" многокамерным методом всего за две недели (имеется в виду время, затраченное непосредственно на процесс съемок). Одна серия телевизионного сериала может быть отснята таким методом в сроки от одного до нескольких дней, в зависимости от сложности съемок и продолжительности серии.

3.3. Гримерный цех.

Яркое освещение съемочных площадок в совокупности с низким относительно живой природы диапазоном цветопередачи кино- и телевизионных пленок делают лица актеров блеклыми и невыразительными, поэтому при съемке фильмов, как и при постановке спектаклей, используется гримировка актеров. Телевизионный грим отличается от театрального меньшей насыщенностью и большей естественностью.

Крупные студии имеют собственную мастерскую по созданию грима, и для каждого фильма создаются оттенки определенной цветовой гаммы. Помимо нее, гримерный цех включает в себя художника-гримера с помощниками, пастижерскую мастерскую, мастерскую для изготовления пластического грима.

К каждой съемочной группе прикрепляется художник-гример, или визажист, чья задача – не только создать максимально соответствующий образу и вместе с тем естественный грим, но и максимально точно воспроизводить его при каждой последующей съемке, модифицируя образ актера в случае необходимости. Поскольку по сценарию образ героя может меняться (например при болезни или старении  героя, или резкой смены его жизненных обстоятельств), для художника-гримера важно умение увидеть и воссоздать адекватные изменения в гриме актера. Обычно художник-гример гримирует только несколько главных актеров, а для остальных только разрабатывает схему гримирования, а саму процедуру проводят его помощники.

К гримерной мастерской предъявляются очень строгие требования по освещению. Необходим мягкий рассеянный свет (обычно эффект рассеяния хорошо достигается крупными софт-боксами, от которых отражается свет, падающий из крупного верхнего заднего софита). Кроме того, используются тройные вращающиеся зеркала. В последнее время, помимо прочего, значительно расширился арсенал косметики, позволяющей создавать яркий, выразительный, но вместе с тем естественный образ. Однако киногрим сохранил свою роль: он активно используется при съемках фильмов, особенно исторических или с героями необычной внешности (сказки, фантастика).

При помощи грима можно подчеркнуть характер персонажа, выделить какую-то характерную черту, сделать его более красивым или, наоборот, непривлекательным. Кроме лица, гримируются и все остальные части тела, не прикрытые одеждой: шея, руки, иногда – ноги, а при съемках обнаженной натуры все тело актера покрывается тональным кремом или пудрой. Начало работ по разработке грима приходится еще на период фото- и кинопроб, далее в подготовительный период идет его разработка, а коррекция и окончательный вариант гримирования каждого персонажа проводится в процессе съемок.

Пастижерская мастерская занимается созданием париков, "лысин", бород, усов, бакенбард. Прическа, как и грим, создает образ героя и отношение к нему зрителя. В случае, если парик совершенно необходим – например, при съемке исторических фильмов – его выбор оптимально проводить в период кинопроб, так как даже фотогеничное лицо может не гармонировать с требуемой прической  С другой стороны, сам парик может создаваться под определенного героя.

При гримировании актера парик, нашлепки из гумозы, (для изменения формы носа, подбородка, скул, губ), различные наклейки наносятся перед нанесением грима, в противном случае они будут плохо держаться. При необходимости можно изменить и форму зубов актера при помощи специальных косметических коронок.

Для изменения формы лица с помощью нашлепок из гумозы обычно создаются нашлепки персонально каждому актеру в мастерской пластического грима. Сначала отливается гипсовая форма с лица актера, по которой создаются гипсовую маску, служащую основой для создания маски модели со всеми необходимыми изменениями. Создается две идентичных маски модели. Одна из них служит контрольной, вторую разрезают на отдельные детали, по которым отливают контрформы из металла. Контрформы и служат теми емкостями, в которые в дальнейшем зальют пеной гумозы с крупными или мелкими пузырьками. Крупные пузырьки необходимы при создании твердых деталей – носа, лба, подбородка, скул; мелкие – для формирования более подвижных деталей: губ, щек.

Такие нашлепки можно создавать и более простой, поточной техникой, если изготавливать их из других материалов. Но обычно подобные детали недолговечны и легко ломаются. Например, для съемок фильма "Властелин колец" для актеров, игравших хоббитов, было создано несколько тысяч заостренных "ушей" из гумилакса и мохнатых "ног", так как съемки проводились долго и включали в себя множество активных сцен (погони, сражения), в которых пластический грим страдал особенно сильно.

3.4. Работа со звукотехникой.

Очень много сил, пробуждающих воображение, скрыто не в изображении, а в звуке. Как сказал Роббер Брессон, глаз видит, а ухо представляет. Например, правильно подобранная музыка может подчеркнуть внутреннюю жизнь характеров, сделать авторский комментарий более выразительным. Поэтому возникновение звукового кино было огромным скачком в истории кинематографа, добавив мощное выразительное средство эмоционального и смыслового воздействия на зрителя.

Качество звука - достаточно распространенная проблема. Сложная техника дорога, а дешевая приносит много непредвиденных неприятностей. Справиться с этими проблемами должен звукооператор. Необходимые этому сотруднику качества - терпение, хороший слух, готовность быть самым малозаметным членом съемочной группы. Он всегда на заднем плане, но должен работать качественно. Он прислушивается не к смыслу слов, а к их звучанию. Хорошо, если у звукооператора есть музыкальные способности, и он чувствует оттенки, ритм, мелодию - все то, что трудно внести в сценарный план съемок. Большое искусство - слышать несоответствие между изображением и звуком. Плохой звук отталкивает зрителя больше, чем плохой сценарий. Звукооператор должен чувствовать момент, когда может прозвучать команда включить микрофон. Если работа идет без пристегнутого микрофона, ему нужен навык держать микрофон как можно ближе к источнику звука, но так, чтобы он не попадал в кадр и не давал теней.

Помимо информативной и эмоциональной роли звук задает фильму ритм. Ритм речи, ритм музыки. Чем он четче, тем дольше зритель будет слушать ее. Фильм часто строится вокруг музыки, тона разговоров людей. В этом скрытая динамика его действия. В фонограмме используются любые ритмы - пение птиц, городской шум иди стук колес, которые воспроизводят движение во времени. В сочетании с видеорядом и ритмом видеоряда это создает сильное воздействие на зрителя.

Звук может выступать соединяющим звеном между элементами сюжета, служить определенной символикой. Так, например, переход от изображения лесного ландшафта к городскому пейзажу при продолжающемся пении птиц может означать, что сердце героя осталось в лесу. Музыка может подчеркивать изменение настроения, предвещать событие и создавать атмосферу напряженного ожидания. Она часто бывает уместна во время показа поездок и других кадров монтажного перехода. Любые переходные куски могут выиграть от музыки, особенно если она создает более приподнятое настроение, чем то, которое преобладает в фильме.

К сожалению, создатели телесериалов слишком часто прибегают к музыке как к надежному средству эмоционального воздействия, которое должно вытекать из содержания, но реально не вытекает. Музыка должна не заменять собой что-то, а служить дополнением к действию и давать доступ к невидимой внутренней жизни персонажей, к их внутреннему состоянию.

Звуковое кино появилось в тридцатые годы двадцатого века, быстро вытеснив немые фильмы. Сначала звук записывался на одну дорожку и воспроизводился в монозвучании. Это подходило для воспроизведения речи, но музыка звучала блекло, невыразительно.

Первое стереозвучание было применено при введении широкоформатного кино. Запись звука производилась на четыре магнитные дорожки. Три из них занимал записанный на три канала стереозвук, четвертая использовалась для записи звуковых эффектов. Позже появилась одноканальная псевдостереофоническая система озвучивания. В настоящий момент озвучивание фильма проводится с помощью новых технологий, позволяющих получить эффект более объемного звучания. Требуемые шумы или модуляция могут быть созданы с помощью компьютера.

Звукооператоры работают на всем протяжении создания фильма. Для них напряженные, «горячие» моменты работы приходятся как на подготовительный период, когда требуется продумать и смоделировать условия озвучивания; как в период непосредственных съемок, так и в монтажно-тонировочный период.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.