| |||||
МЕНЮ
| Обучение диалоговой речи на начальном этапе изучения иностранного языкаp> Изучение литературы, посвященной проблематике обучения диалогической речи на начальном этапе обучения показало, что ученые сходятся во мнении, что начальный этап обучения важнее потому, что от того, как идет обучение на этом этапе, зависит успех в овладении предметом на последующих этапах. Глава II Методика формирования диалогической речи на начальном этапе. 1. Диалогическое единство и диалог образец как единицы обучения диалогической речи. Языковое обеспечение для формирования названных умений предусматривается авторами учебников. Например в 5 классе необходимый материал дается под рубрикой «Everyday sentences» и «Short conversations», во 2 и 3 классе в разделе «Read and learn». Единицами обучения диалогической речи могут быть реплики-стимулы и реплики-реакции или короткий диалог образец, состоящий из нескольких (2-3) диалогических единств. Например - Hallo, Fred - Hallo, Helen - It’s fine day today, isn’t it? - Certainly it is - Then let’s go to for a walk in the park. - With great pleasure. Обучение диалоговой речи начинается с обучения реагированию на реплику собеседника. Сначала учитель дает стимулирующие реплики, разнообразя их в зависимости от типа диалогических единств, а учащиеся овладевают умением реагировать на них. Разнообразие реакций зависит от класса (1,2,3) от языковых средств, которыми они располагают, от индивидуальных особенностей учащихся. Например, на реплику стимул What’s his name? (показывается фотография) могут быть различные реакции. P1 – Anton Pavlovich P2 – His name is A P P3 – I don’t know P4 – I don’t remember P5 – I don’t know what his name is. Или на реплику стимул учителя It’s a fine day today могут последовать такие реакции: P1 – Yes, it is P2 – I agree with you P3 – Oh, yes P4 – I can’t say so. It’s windy. Дальше стимулирующие реплики дают сами дети, а их одноклассники реагируют на них. После того, как учащиеся научаться без труда, в быстром темпе реагировать на стимул с помощью 1 реплики, учитель показывает им, как можно развернуть реагирующую реплику в короткое высказывание. Например: P1 – What season do you like, Galina Evgenievna? T – I like spring. It’s warm. The sun shines brightly. And I can work in the garden/ And what about you, Alla? Для того , чтобы обучение реагированию не было формальным и носило
коммуникативный характер, учитель может использовать разнообразные игры. Эта игра проводится в темпе, формирует у учащихся правильную реакцию на разнообразные стимулирующие вопросы. Учитель начинает игру, затем передает свою функцию детям. Повторяя подобную работу в ходе обучения реагированию,( а оно должно проходить на протяжении всего начального этапа, потому что составляет суть беседы(диалога)), учитель добивается формирования этого важного умения. Эта работа позволяет предупредить и исключить типичные ошибки типа: T: - Do you like to skate? P: - Yes it is. Или игра «Угадай», например, где был Петя в воскресенье: T – Where was Pete in Sunday? P1 – I think, that he was at the Zoo P2 – I believe in the park P3 – I think he went to the library P4 – At the cinema P5 – At his Granny’s P6 – He was at home. Etc. Петя слушает а тот кто угадывает становится «ведущим» и предлагает свой вопрос, например: Where was Sasha last Saturday. – и игра продолжается. В процессе обучения реагированию начинается обучение стимулированию. T – Igor, ask Pete what he did yesterday. Igor – Pete, what did you do yesterday? Pete – I walked with my dog. Этой же цели служит игра «Угадай». Ученик выходит из класса, а класс
задумывает какой-либо предмет, его местонахождение или действие над ним. What color is it? Where is it? Is it large or small? What can we do wite it? В такой игре учатся стимулированию речи с помощью вопросов. Однако
стимулом для начала беседы может быть и утверждение. И это надо показать
учащимся. Например учитель дает реагирующую реплику и просит детей
подобрать разные высказывания стимулы которые вызвали бы данную реакцию. T – With whom did you do there? Возможны стимулы: Учитель может предложить учащимся развернуть стимулирующее высказывание. Если единицей обучения является краткий диалог образец, то работа с ним происходит в три ступени. 1.Восприятие и понимание 2. Воспроизведение (простое и с модификацией) 3.Использование его в новых ситуациях. Дети слушают диалог либо в звукозаписи, либо в исполнении учителя. Можно заменить He is ill. на He is unwell/I don’t know/He went to the doctor’s. Etc. Таким образом учащиеся запоминают структуру английского диалога и сами диалогические единицы, что позволяет им использовать те из них, которые подходят для данной ситуации общения. Обучение диалогической речи может стимулироваться наглядностью, прослушанным или прочитанным текстом, просмотренным диафильмом или слайдом или заданной вербальной ситуацией. Так, например, при обучении диалогической речи можно использовать кодоскоп. Учитель заготавливает транспарант, на котором представлены слова отца, обращенные к сыну( или стимулирующие реплики) В задачу учащихся входит подбор реагирующих реплик, подходящих по смыслу, с тем чтобы получился диалог. Father: I say, Sonny, what shall we buy for mother on Women’s day? Sonny: (1) Father: That’s good idea! And what will you say to Mum? Sonny: (2) Реагирующими репликами могут быть (1)Let’s buy her some flowers a large box of sweets the book about Moscow. Etc (2) I’ll say: “Dear Mum. I love you so much” “Best nishes for Mother’s Day” Etc Проецируя на экран слова отца, учитель предлагает включиться в беседу. Эту работу следует проводить в парах. Во время работы учащихся, учитель наблюдает за ними, оказывает помощь тем, кто в ней нуждается, а на контроль вызывает 1-2 пары. В слабых классах можно перед работой в паре дать образец выполнения задания или в звукозаписи или в исполнении учителя с сильным учеником. Хорошим и очень полезным упражнением для формирования диалоговой речи, является задание типа Listen, read and act, что к сожалению не всегда выполняется на уроках. Диалогическая речь может стимулироваться печатным текстом, который легко драматизировать. Например, “William and Mr Romford” После прочтения текста дети разыгрывают следующий диалог между мистером Диалогическая речь может развиваться на основе прослушанного текста. Стимулирующей для развития диалогической речи может быть и вербально заданная ситуация. Например, You meet a friend. He(she) says he(she) has a new art flat (house). Have a talk with him(her) about his(her) new flat(house).В сильном классе такого задания достаточно. В слабом классе можно дать опоры в виде вопросов или только вопросительных слов: When…, where…, How many rooms…,Is it far from …? Etc Диалогическую речь можно стимулировать просмотром диафильмов и организацией беседы t – d, р1 р2: о ком (чем) они узнали из диафильма, понравился ли диафильм, что понравилось. Например в 4 классе детям предлагают посмотреть диафильм “Tim Goes to School” и побеседовать на эту тему. Безусловно, каждый творчески работающий учитель, исходя из конкретных условий своей группы, может использовать и другие приемы. Самое главное, как мне кажется при организации диалогического общения – создание положительного эмоционального настроя к выполняемой детьми деятельности. Формальное выполнение заданий, способствующих развитию навыков диалогической речи, сводят на нет практический результат. Заканчивая рассмотрение формирования диалоговой речи, хочу напомнить, что учителю следует при контроле сформированности диалогических умений руководствоваться требованиями программы в отношении количества реплик, участвующих в беседе и их характера. От каждого ожидается не менее 3 – 4 реплик, правильно оформленных в языковом отношении и отвечающих поставленной коммуникативной задаче. 2. Обучающие возможности игр.
Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решений – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если ребенок при этом будет говорить на иностранном языке? Не таятся ли здесь большие обучающие возможности? Дети, однако, над этим не задумываются. Для них прежде всего – игра это увлекательное занятие. Этим то она и привлекает учителей, в том числе и учителей иностранного языка. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того , слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре, находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности, ощущения посильности задания – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова иностранного языка, благотворно сказываются на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворенности « оказывается я могу говорить наравне со всеми» Игры, с методической литературой способствуют выполнению трех важных
задач: Учитель делает вид, что он перепутал имена своих учеников. T: Katya, who is absent? M: I’m not Katya, I’m Masha T: Are you? Sorry. How are you Lena? I: I’m not Lena, I’m Iane T: Oh, sorry. But does it mean much. All people are alike Katya: No, not at all T: No? How can you tell one man from another? K: By the face V: By the colour of the hair A: One is short, another is tall T: And how else? B: By the voice T: OK. Now let’s see how you can tell one man from another by the voice, Миша выходит к доске и становится спиной к классу. Учитель жестом
указывает на Катю и она говорит: Если он угадывает, Катя сменяет Мишу. Задача усложняется, дети должны составить микродиалог. Which Do You Want? По условиям игры выбирается двое водящих, которые задумывают число, например 30. Затем они по очереди начинают диалог с играющими Katya: What is the number? Iane: 22 Andrey: More Misha: 32 Katya: Less Oleg: 29 Andrey: More Lena:30 Katya: That’s right Andrey: What do you want, Lena Lena: I want a dress Катя и Андрей договариваются, что у Кати будет длинное красное, а у Katya: Which do you want, Lena: a long red dress or a blue short one? Lena: I want a long red dress. Лена занимает место Кати и водит вместе с Андреем. Отгадавший число имеет право назвать предмет. Выбор предмета зависит от изучаемой темы. 3. Система коммуникативных упражнений К респонсивным (от английского слова response ответ, отклик, реакция) могут быть отнесены три вида упражнений: вопросно-ответные, репликовые и условная беседа. 3.1 Вопросно-ответные упражнения. Этот вид упражнений по праву считается одним из самых популярных в
методике обучения устной иноязычной речи. Как известно, вопрос-ответ
довольно частотное диалогическое единство в реальных актах общения. В практике обучения иноязычной речи вопросы могут носить как условно-,
так и реально-мотивированный характер. Так, если учитель спрашивает ученика Вопросы, ответы на которые известны спрашивающему, ибо содержатся в обстоятельствах действительности, коммуникативны лишь по форме. По существу же они условны, являясь формой учебных действий. Об этом хорошо осведомлены учащиеся. И все же они дают обстоятельные «серьезные» ответы, поддерживая тем самым правила игры. С помощью вопросов учитель может тренировать учащихся в производстве высказываний определенной синтаксической структуры. Так, на вопрос What are you? учащиеся будут отвечать предложениями I am a pupil; I am a worker; I am a driver; I'm a doctor; I'm a painter, etc.; т. е. будут использовать модель предложения «подлежащее + глагол-связка + предика-тив». Таким образом, при известной организации вопросов данный вид упражнений как бы смыкается с тренировочными, обеспечивающими максимальную повторяемость одинаковых языковых знаков. При этом, однако, содержание своих ответов учащиеся формируют сами. Вопросно-ответные упражнения следует различать по: 1) источнику для ответов, 2) типу вопросов, 3) адресу вопросов и 4) технике применения. 1. По источнику для ответов можно выделить вопросы по предъявленному дидактическому материалу (текст, рисунок) и вопросы, при ответе на которые учащиеся должны опираться на свои знания, жизненный опыт, рассуждения. N. Titova, the famous opera singer (soprano), sang at our opera house last night. They gave Ivan Susanin. The audience liked her very much. They applauded for a long time when the performance ended. I liked her singing, too. I sat in the gallery. К прослушанному тексту могут быть поставлены вопросы: 1. What's the name of the famous singer? 2. Where did she sing last night? 3. What opera did they give? 4. How did the audience receive the singer? 5. Did I like her singing? 6. Where was my seat? Понятно, что без ознакомления с текстом ответить на эти вопросы невозможно. В этом случае Вопросо-ответные упражнения являются как бы составной частью комплексного приема —• работы с текстом. Самостоятельное значение как средство развития неподготовленной коммуникативной речи имеют вопросы, при ответе на которые ребята опираются на свои познания и опыт. Здесь следует различать вопросы, связанные с изучаемой темой устной речи (как, например, «Дома», «Спорт», «В пионерлагере», «Кино» и т. д.), и вопросы, с помощью которых учитель (или ученик, действующий по его программе) может завязать беседу. Например: Вопросы по теме «Спорт» What kind of sport do you go in for? What winter (summer) sports do you know? Is sport popular with the Russian people? What sport games do you like to watch? Who is your school champion tennis-player? (Etc.) Вопросы для беседы — Are you reading any interesting book now, Pete? — Yes, I am. — What are you reading? — I'm reading 'A Farewell to Arms'. — Who was this novel written by? — Ernest Hemingway... You know it, don't you? — Of course, I do. Well, are you reading it in English or in Russian? — In English. — Isn't it difficult for you, Peter? — No, it really isn't. The book is adapted. На уроках иностранного языка широкое применение находит практика
постановки к классу (ученику) серии вопросов «служебного» характера. Подобного рода беседа может рассматриваться в качестве речевой зарядки, проводимой учителем обычно в начале урока. Тут важно обратить внимание на то, чтобы ученики не «привыкали» к этим вопросам, не относились к ответам на них формально. Поэтому следует всячески варьировать ими, ставить новые, проводить беседу не в начале, а в середине урока или даже в конце. В круг вопросов могут постепенно вовлекаться мотивы, касающиеся личности учащегося, его дел, жизни класса, международных событии. Например: |Учитель: |Ученик: | 2. Основными типами вопросов, как известно, являются общие, альтернативные и специальные'. Наиболее просты для реакции — общие вопросы. На них обычно даются лаконичные или неполные ответы. В учебных целях ученикам часто предлагается отвечать полными предложениями. Учитель: Ученик: Is this classroom very large? No, it isn't. It isn't very large. Do you live far from the school? Not very. No, I don't. Yes, I do. I live quite a long way. Немаловажное значение для организации упражнения, в основе которого лежит общий вопрос, имеет сформированное у учащихся умение реагировать в ответных репликах нестандартными формами, выражающими подтверждение или отрицание (Of course; Surely; By no means; That's right; etc.). В условиях обучения языку в старших классах общие вопросы следует
рассматривать как необходимый компонент в построении диалога. Например: Альтернативные вопросы уже сами по себе частично содержат ответ: Опять-таки, как и при обучении ответам на общие вопросы, следует позаботиться о том, чтобы ученики могли давать и нестандартные ответы на альтернативные вопросы. |Have you read the book or|Well, both. It was like this. First I saw the | Самый большой простор для творчества в смысле продукции речи дают специальные вопросы. Но всегда ли они требуют развернутых высказываний в качестве ответов? Разумеется, нет. Например:
|
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|