| |||||
МЕНЮ
| Обучение диалоговой речи на начальном этапе изучения иностранного языкаp> Поэтому в учебных целях в ущерб естественности речи от учащихся надо требовать не только ответов полными предложениями, но и повторения части вопроса, особенно если последний является сложноподчиненным предложением. Например: |What do you usually put on when it |When it rains, I usually put on a | |rains? |raincoat and rubber boots. | |What will you need if you want to |If I want to make a box, I'll | |make a box? |probably need a hammer, some nails,| | |a saw, a board. | Некоторые разновидности специальных вопросов всегда требуют развернутых
ответов. Это вопросы типа: Что вы думаете о ...? Что вы можете сказать о 3. Вопросы могут ставиться ко всему классу (фронтально-последовательная
форма работы), к работающим парам (индивидуальное подключение), к отдельным
ученикам, отвечающим с места или перед классом. Сообразуясь с конкретной
обстановкой, целью и этапом урока, учитель выбирает адрес и коммуникативную
направленность серии вопросов, которые он собирается положить в основу
данного вида упражнений. Учитель должен иметь (постепенно «накопить») 4. При условии их продуманной организации вопросы могут быть
эффективными как в автономном, так и в комбинированном варианте применения. Из рассмотренного выше следует, что вопросо-ответные упражнения принадлежат к весьма мобильным, простым и вместе с тем коммуникативным формам работы, развивающим навыки устной речи. 3.2 Репликовые упражнения. Как отмечалось выше, реплики в естественном диалоге не всегда
соотносятся между собой, как вопрос-ответ. В свободной беседе партнеры
довольно продуктивно реагируют на невопросительные высказывания, такие, как
утверждение, побуждение, приглашение, оценка суждения, сигнал эмоциональной
экспрессии и т. д. Но возможно ли в учебных условиях добиться от учащихся
более или менее распространенной словесной реакции на высказывание, не
содержащее непосредственного требования или приглашения высказаться? В соответствии с основными видами диалогических единств (исключая, разумеется, вопрос-ответ) целесообразно различать следующие разновидности репликовых упражнений (по коммуникативной структуре): 1) утверждение — вопрос (ответная реплика выражает удивление, сомнение, переспрос, уточнение, предположение, желание получить дополнительные сведения и т. д.); 2) утверждение — утверждение (ответная реплика выражает подтверждение, согласие, суждение, заверение, поправку, обещание); 3) утверждение — отрицание (ответная реплика выражает опровержение, несогласие, возражение, оспаривание, протест). Приведем примеры по каждой разновидности. Слева даются предложения- стимулы, справа — возможные варианты реакций на них: 1. Выразите удивление с помощью вопросительного или повествовательного
предложения. 2. Согласитесь с утверждением и при возможности сообщите что-либо дополнительно. |Sometimes it's very hot here in |— Yes, it's really very hot. And | 3. Возразите и поправьте нижеследующие утверждения. There are 30 days in That isn't right. October has 31 days. October. |The Volga is the longest river in |That isn't correct. The longest | Как традиционные вопросо-ответные, так и сравнительно новые, репликовые
упражнения следует рассматривать в качестве эффективных приемов работы. 3.3 Условная беседа. Эта разновидность коммуникативных упражнений в говорении является учебным аналогом типичного вида реального устноязычного общения — свободной беседы. В связи с этим продолжим обсуждение некоторых ее характерных особенностей. Свободная беседа возникает в условиях непринужденности и «питается» отношениями между ее участниками, коммуникативной общностью. Что касается типичных видов речевых стимулов в беседе, то можно назвать хотя бы следующие: а) запрос информации об интересующем лице, объекте, событии; б) информирование кого-либо о чем-либо; в) выражение своего отношения к какому- либо событию, к чьим-либо словам, суждениям; г) обмен мнениями или впечатлениями о чем-либо (ком-либо); д) установление контакта (например, знакомства); е) поддержание разговора в силу правил приличия и т. д. Перечень различных тем беседы, их повторяемость, частота сменяемости и глубина раскрытия — объект специального обследования. Представляется, однако, возможным указать наиболее общие тематические комплексы, являющиеся предметом свободной беседы. Это: 1) человек (его поступки, действия, успехи, характер, внешность, убеждения, чувства); 2) событие (в личной или общественной жизни, либо в естественной среде — явления, происшествия, мероприятия); 3) вещь (любой предмет, являющийся объектом внимания, действия, потребления, собственности); 4) отношение (коммуникантов друг к другу, к третьим лицам, к происходящим событиям). Итак, особенностями свободной беседы являются: разнообразие тем разговора и речевых стимулов, частая их смена, естественная смена ролей говорящего и слушающего, непринужденность развертывания общения, специфический, «неделовой» характер раскрытия темы. Вот почему для лиц, слабо владеющих иноязычной речью, ведение беседы представляет большие трудности, гораздо большие, чем, скажем, при установлении официального контакта. По контекстуально-смысловой связанности реплик участников групповой беседы диалог может иметь самую различную структуру. Можно указать две основные модели. Первая — «линейная», при которой каждое последующее высказывание-реплика собеседника является реакцией на речевое участие его предшественника. И вторая — «концентрическая», при которой любое последующее высказывание является развитием первоначального. Для разработки упражнения «условная беседа» интерес представляет вторая разновидность. По коммуникативной цели реплики в беседе второго типа могут иметь следующее содержание: запрос дополнительной информации, уточнение, выражение своего отношения (восхищение, радость, негодование и пр.), реакции практической направленности (просьба, совет), ассоциативная реакция. Этим набором реплик-реакций практически исчерпывается любая тема- высказывание. Из рассмотренного выше вытекает, что беседа концентрической структуры
может быть искусственно воссоздана в классе, при этом от учащихся лишь
потребуется умение строить высказывание заданного коммуникативного
содержания (переспрос, одобрение и т. д.). Что касается экспозиции темы и Так, высказывание Our school football team won the match yesterday может вызвать, к примеру, следующие виды реплик-реакций: реакция-восклицание: Fine! Wonderful! Splendid! реакция-вопрос: What was the score of the match? реакция-просьба: Will you please tell me who played yesterday? реакция-утверждение: One more victory and they'll get the cup! реакция-предложение: Let us go to their next match all together and cheer them. реакция-сомнение: Are you sure the score was that big? I doubt they can beat such a strong team as that of School No. 116. реакция-воспоминание: That reminds me of the situation last year. Суммарная реакция на данную экспозицию-высказывание условно ограничена восемью видами коммуникативных реплик. По-видимому, нет особого смысла в том, чтобы каждая экспозиция непременно вызывала весь набор возможных реакций. Напротив, иное предложение-сообщение побудит учащихся в основном только к постановке выяснительных вопросов. Ср., например: I have seen a very interesting film. 1-й ученик: What is its title? 2-й ученик: What is it about? 3-й ученик: Where is it on? At what cinemas? 4-й ученик: Is it of Soviet or foreign production? 5-й ученик: Who stars' in it? 6-й ученик: Is it colour or black and white? 7-й ученик: Do many people go to see it (this film)? 8-й ученик: Is it a long film? How long does it last? Итак, под условной беседой понимается упражнение, стимулирующее условно- коммуникативную, неподготовленную и частично инициативную речь учащихся на иностранном языке с помощью разворачивающего некоторую тему начального высказывания и программирования речевой реакции учеников. В структуре учебной беседы можно выделить некоторые составные части. Тема беседы. Учебная беседа может иметь самую разнообразную тематическую отнесенность. Жизнь школы, ее учеников, события в классе, общественные мероприятия, городские (сельские) новости, международные события, искусство, литература, спорт, бытовые вопросы — все это может быть предметом разговора. Разумеется, сама по себе тема не содержит явного стимула к разговору. Важна именно экспозиция. Экспозиция. Экспозиция, или начальное высказывание, является тем
словесным стимулом, который должен по идее вызвать «цепь» реакций. Понятно,
что «спровоцировать» речь, а тем более разговор «наперебой» может только
динамичная информация, неожиданный поворот в течении жизни, в естественном
ряде явлений. Поэтому экспозиция должна, по возможности, носить событийный
характер. Например: 1) The headmaster said some of our pupils would go to Программа речевых реакций. Программа речевых реакций может быть дана
либо в номинативно-свернутом виде (например, «Комментарий», «Переспрос» и
пр.), либо в виде императивных предложений (например, «Уточните детали», Говоря о способе предъявления программы реакций, следует бесспорно
отдать предпочтение визуальному способу, когда перед глазами учащихся
находится таблица, показывающая не только тип реакции, но и ее форму на
конкретном речевом примере. В этом случае учащиеся либо сами ищут Речевая реакция. Как показывает практика, речевая реакция учащихся принимает форму реплик (восклицание, вопросительное или утвердительное предложение), реже—высказывания (2—4 предложения). В процессе выполнения упражнения не исключена ситуация, когда ученик реагирует не на начальное высказывание, а на реплику одного из своих товарищей. Такого рода реакцию следует приветствовать, поскольку она свидетельствует о том, что сделан шаг к естественной беседе. Рассмотрим вопросы использования учебной беседы на различных этапах обучения в средней школе, подготовки учащихся к ведению беседы, а также место ее в структуре урока и приемах ее выполнения. 1. Исходя из понятных соображений (непростая структура упражнения, вовлечение в работу относительно сложного языкового материала), данное упражнение целесообразно использовать в основном в старших классах. Так, тема «Путешествия» может дать, например, следующие экспозиции: 1. (Kotov) has just returned from a tour of the Pushkin places. 2. I saw a rather unusual memorial during my summer holidays. 3. An interesting incident happened with our hiking party when we took the wrong road. 4. A Bulgarian couple has decided to make a round-the-world voyage in a small boat. 2. Как уже отмечалось, все виды респонсивных упражнений представляются
весьма полезными в плане подготовки учащихся к ведению беседы. Вместе с тем
следует позаботиться о развитии совершенно определенных умений и навыков. Indeed? Really? How can you be sure? One never knows. Hardly. Most unlikely. You don't say so! I'm surprised. It's incredible! Well, I never! Среди технико-коммуникативных сигналов особенно необходимы те, с помощью которых осуществляется управление выдачей информации, например: Pardon? Say it again, please. I don't follow you. What do you mean? How can you explain that? I want to ask a question. Speak a bit louder, I can't hear you. Очень полезны формулы, позволяющие выразить отношение говорящего к собственному высказыванию: I think; I believe; To my mind; As far as I know; In my opinion. В плане непосредственной подготовки к проведению беседы по данной серии экспозиции можно рекомендовать проработку ключевых слов и выражений с помощью переводных или каких-либо иных упражнении. 3. Проведение условной беседы следует рекомендовать во второй части урока, поскольку в начале занятия обычно отмечается большая иноязычно- речевая скованность учащихся. Данный же прием требует известной спонтанности, инициативности, «свободы действий». Сначала преподаватель записывает на доске (или предъявляет на плакате) серии ключевых выражений, сгруппированных по экспозициям (желательно не более 2—4 на один урок), и прорабатывает их с учениками. Затем обращает внимание на программу речевых реакций (также плакат, содержащий стандартизованные выражения «на все случаи») и дает учащимся время для просмотра. После этого предъявляется первая экспозиция. Учебная беседа при наличии благоприятных условий (речевая раскованность учащихся, нерегламентированность времени, вовлечение в разговор новых экспозиций, неожиданные, интересные повороты темы) может перейти в беседу естественную, основанную на проблематике, реально интересующей учащихся, часто предлагаемой ими самими. В данном случае от преподавателя требуется умение не приглушать этот «настрой», а развить его дальше, вовлекая в беседу все новые и новые предметы обсуждения. Естественная беседа — это тот идеал, к которому надо стремиться. Во второй главе, рассматривая методику формирования диалогической речи
на начальном этапе наибольший интерес для исследования представили: Заключение. В I главе диалогическая речь рассматривается как объединенное ситуационно-тематической общностью коммуникативными мотивами сочетание устных высказываний порожденных двумя и более собеседниками. Изучение литературы, посвященной проблематике обучения диалогической речи на начальном этапе обучения показало, что ученые сходятся во мнении, что начальный этап обучения важнее потому, что от того, как идет обучение на этом этапе, зависит успех в овладении предметом на последующих этапах. Во второй главе, рассматривая методику формирования диалогической речи
на начальном этапе наибольший интерес для исследования представили: Диалогическое единство представляет собой реплику-стимул и реплику- реакцию. Таким образом диалог можно представить как совокупность двух и более диалогических единств. Учитель дает разнообразные реплики-стимулы и получает в ответ разнообразные реплики-реакции в зависимости от языковых средств которыми располагают дети, от возраста самих детей, от их индивидуальных способностей. Если единицей обучения является краткий диалог-образец то работа с ним
происходит в три ступени: Об обучающих возможностях игр известно давно. Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решений – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность учащихся. Здесь да же слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре, т. к. находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности, ощущения посильности задания – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, незаметно усваивается языковой материал С методической точки зрения игры способствуют выполнению трех важных
задач: Система коммуникативных упражнений представляет собой три вида
упражнений: Вопросно-ответные вид упражнений считается одним из самых популярных в методике обучения устной иноязычной речи. Их коммуникативная цель — запрос информации. Вопросы всегда направлены на собеседника, побуждают к речевой реакции. Репликовые упражнения подразделяются на: А) утверждение-вопрос Б) утверждение-утверждение В) утверждение-отрицание Репликовые упражнения не могут сформировать у учащихся умение вести беседу, участвовать в диалоге. Но они являются необходимым подспорьем в расширении лексической стороны обучения. Условная беседа является аналогом свободной беседы – реального устноязычного общения. Характерными особенностями свободной беседы являются: Приложение ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ А. ВОПРОСО-ОТВЕТНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (ПО ТЕМАМ) Answer these questions. Give additional commentary to your answers wherever necessary. Town Do you know the town you live in very well? What number bus do you take when you go to the Zoo (Public Library, Central Stadium, etc.)? What kind of public transport do you like best? What is the usual interval between trains of the underground? From what time in the morning till what time at night do trams and buses run? Are the traffic rules in Britain different from those in other European countries? What are the traffic lights used for? What is the main street in your town? What are the most common expressions we use when asking our way? How long does it take you to get to the Stadium (Palace of Sports, Planetarium, Zoo, etc.)? Are there any conductors on buses and trams in Moscow (Kiev, etc.)? What are the Soviet cities with a population of over a million? Time, Working Day What time is it now? When do you get up? What do you do when you get up? Meals How many meals a day do you have? What do you call them? What time do
you usually have lunch? Who cooks the meals in your family? What meal Travelling Which is the most convenient way of travelling? What is the first thing
we do before starting on a trip? How often do you travel by railway (air,
sea)? Do you like to travel? Where do we go to book tickets for a train Б. РЕПЛИКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (ПО ТЕМАМ) 1.Object to the statements given below. Correct them. Town The bus is the most modern kind of city transport. Trams are usually
empty during the rush-hours. The main street of a town is usually found in
its outskirts. There is an underground railway in every British town. The Travelling Tickets for planes are booked only at airports. Moscow has only one big airport. No meals are usually served on longdistance flights. Airports are usually near the centres of towns. Passengers are not allowed to smoke on the train when it leaves the station. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|