реферат, рефераты скачать
 

Оценка ассортимента и конкурентоспособности автомобилей


Оценка ассортимента и конкурентоспособности автомобилей

Поволжский кооперативный институт

Центросоюз Российской Федерации

Кафедра «Товароведение и экспертиза товаров»

Дипломная работа

На тему: «Оценка ассортимента и конкурентоспособности автомобилей, реализуемых ОАО «Покровск-Лада»»

Работа просмотрена Дипломник:
Морякова О.А.

и допущена к защите

зав.кафедрой
Руководитель: к.т.н., доцент

Андреева Т.А.

__________С.А.Вилковой

Консультант: ст.преподаватель

«___»_________2003г.

Торопова И.В.

г. Энгельс

2003
Содержание:

Стр.

Введение_________________________________________________

1. Литературный обзор ____________________________________

1.1. Автомобильный рынок России ___________________________
1.2. Общая характеристика легковых автомобилей _____________
1.3. Конкурентоспособность ________________________________
1.4. Значение и содержание коммерческой работы по оптовым закупкам ____________________________________
2. Экспериментальная часть ________________________________
2.1. Общая характеристика ОАО «Покровск-Лада» ____________
2.2. ОАО «Покровск-Лада» на автомобильном рынке области ____
2.3. Характеристика ассортимента легковых автомобилей, реализуемых на ОАО «Покровск-Лада»____________________
2.4. Требования нормативной документации к качеству легковых автомобилей __________________________________
2.5. Обслуживание легковых автомобилей _____________________
2.6. Требования, предъявляемые потребителями к современным легковым автомобилям ____________________________________
2.7. Изучение покупательского спроса ________________________
2.8. Оценка конкурентоспособности автомобилей, реализуемых

ОАО «Покровск-Лада» _____________________________________
Выводы и предложения ___________________________________
Список использованной литературы _________________________
Приложения _____________________________________________

Введение

Стремительный прогресс товарного насыщения затронул и такой, ранее дефицитный, рынок как автомобильный. Его изучение не просто интересно, но и крайне важно для крупных городов, транспортные возможности которых существенно осложняются с его развитием.

Появление новых рыночных структур – торговых домов, производственных и торговых коммерческих фирм, обществ открытого и закрытого типов, испытательных лабораторий, вызывает необходимость глубокой теоретической и практической подготовки специалистов в условиях рыночной экономики.

Актуальность данной темы заключается в важности изучения ассортимента автомобилей и возможности практического применения полученной информации как юридическими, так и физическими лицами.

В настоящее время существует множество литературы, которая помогает потребителю разобраться в многообразии ассортимента и потребительских характеристик различных марок автомобилей. Все изменения и новинки автомира обозреваются в современной периодической литературе.

Целью данной работы является изучение ассортимента и конкурентоспособности автомобилей, реализуемых в г.Энгельсе, на примере
Открытого акционерного общества «Покровск-Лада». Таким образом, задачей дипломной работы является ориентация в широком ассортименте автомобильного рынка и оценка конкурентоспособности данного вида товара. А, рассмотрев уровень продаж автомобилей, сможем определить предпочтения жителей города и оказать квалифицированную помощь предприятию ОАО «Покровск-Лада» в грамотном формировании ассортимента легковых автомобилей.

Также задачей дипломной работы является научиться на практике применять полученные знания по дисциплинам «Товароведение и экспертиза непродовольственных товаров», «Стандартизация, сертификация и метрология»,
«Организация коммерческой деятельности», «Маркетинг» и др., формирующим профиль специалиста товароведа, прививающим практические навыки в формировании ассортимента и оценке потребительских свойств, в экспертизе качества товаров, планировании и организации закупок и продажи.

1. Литературный обзор

1. Автомобильный рынок России

Автомобильный рынок России в настоящее время насыщен, но недостаточно изучен. Изучение его интересно и крайне важно для крупных городов, транспортные возможности которых растут с развитием авто рынка.

Состояние рынка отечественных автомобилей в целом можно признать удовлетворительным. Для продажи предлагается достаточно широкий ассортимент автомобилей: «ВАЗ», «ГАЗ», «Москвич», «УАЗ», «Ока» и другие.

Рассмотрим особенности спроса на рынке легковых автомобилей крупного регионального центра с позиции потребителей, их предпочтений и степени удовлетворения спроса.

В основном продавцов легковых автомобилей в настоящее время можно разделить на пять групп:

1.специализированные магазины (автосалоны);

2. коммерческие фирмы, в которых продажа автомобилей не является основным видом деятельности, но имеет существенный удельный вес в товарообороте;

3. комиссионные магазины, торгующие подержанными автомобилями;

4. организации и предприятия, реализующие автомобили, когда предоставляется такая возможность;

5. неорганизованный рынок (продажа через средства массовой информации, а также на «авто базарах»).

Характерно, что цены на автомобили практически не различаются по моделям в разных автосалонах. Поэтому торгующие фирмы все больше переходят от ценовой конкуренции к неценовой, стараясь привлечь покупателей такими методами, как реклама, стимулирование сбыта с помощью увеличения набора дополнительно предоставляемых услуг (страхование, установка сигнализации, постановка на учет в ГИБДД, помощь в растаможивании и другое), что положительно влияет на развитие потребительского рынка. Помимо перечисленных факторов свою положительную роль играют использование различных скидок, проведение праздничных распродаж и других методов стимулирования сбыта.

Особенностью рынка автомобилей является то, что практически все автомобили отечественного производства сходят с конвейера уже с браком, доставляя владельцу массу дополнительных хлопот [2].Очень мало таких владельцев, которых бы полностью устраивал свой автомобиль.

Согласно исследованиям А.Безверхова [4] итоги первого полугодия 2002 года позволяют отметить две тенденции на российском рынке автомобилей. Во- первых, в России растет спрос на новые автомобили. За шесть месяцев 2002 года суммарный объем производства отечественных заводов вырос более чем на
12 тысяч легковых машин по сравнению с тем же периодом 2001 года. Во- вторых, заметно обострилась конкуренция среди иностранных фирм.

Самым крупным и стабильным производителем в России остается АвтоВАЗ
[7]. За полугодие он выпустил 372628 машин. Наиболее популярными стали « десятки » - их собрано 113075. Уже не первый год в Тольятти на сборке задействовано даже опытно-экспериментальное производство, завод работает за пределами своих производственных мощностей, что не может не отразиться на качестве продукции.

В ОАО «Ижмаш-Авто» наладили выпуск «Жигулей» шестой модели и окончательно сняли с конвейера «Москвич».

На ОАО «ГАЗ» увеличили выпуск микроавтобусов и грузовиков типа
«Газель» и «Соболь», а «Волга» становится все менее конкурентоспособной.

Завод малолитражных автомобилей (ЗМА) из Набережных Челнов собрал за шесть месяцев 2002 года 19300 машин «Ока». (Таблица 1).

За 9 месяцев текущего года АвтоВАЗ увеличил объем производства на
0,7%, до 574262 машин. Изготовлено 175683 автомобиля семейства ВАЗ-2110, на экспорт выпущено 72094 машин всех моделей. В сентябре Волжский автозавод выпустил 64626 автомобилей, в том числе 20851 автомобиль семейства ВАЗ-
2110.

Таблица 1

Производство легковых автомобилей российскими автомобильными заводами

|Производитель |Январь-июнь 2001г., |Январь-июнь 2002г., |
| |шт. |шт. |
|АвтоВАЗ |375900 |372628 |
|«Ижмаш-Авто» |23267 |37527 |
|ГАЗ |37185 |36730 |
|ЗМА |18237 |19300 |
|УАЗ |15871 |16473 |

За январь- сентябрь 2002г. КамАЗ выпустил 14864 грузовых автомобиля
(годом ранее было выпущено 16359 машин). Производство легковых автомобилей увеличилось на 5,4%, до 27987 машин. За отчетный период было изготовлено
18732 двигателя и силовых агрегата (годом ранее – 22457 единиц). На экспорт было отправлено 4980 грузовых автомобилей. В первом осеннем месяце завод отгрузил потребителям 3500 легковых автомобилей и 2261 грузовой автомобиль. На предприятии особо отметили, что в сентябре КамАЗ вышел на безубыточный уровень работы.

Рынок автомобилей зарубежного производства в последнее время имеет тенденцию к увеличению объемов реализации. Можно утверждать, что в настоящее время рынок этих автомобилей развивается более быстрыми темпами, чем рынок отечественных.

За рубежом успехи на рынке автомобилей подсчитывают по-другому – не сколько произвели, а сколько продали (Таблица 2). За первое полугодие 2002 года десять крупнейших импортеров сумели продать 38590 иномарок, в то время как за январь-июнь 2001 года было продано 24579 машин, то есть рост продаж легковых автомобилей составил 57% [7].

За первые 9 месяцев 2002г. На сборочных мощностях ЗАО «Автотор» в
Калининградской области произведено 4158 автомобилей, что на 34% больше, чем за соответствующий период прошлого года. Объем производства автомобилей марки KИA увеличился на 50%, до 2542 единиц, BMW – на 15% , до 1616 единиц.
В сентябре на заводе было собрано 418 автомобилей: 250 KИA и 168 BMW [16].

Таблица 2

Десятка лидеров по продажам новых иномарок в России

|Марка |Январь-июнь 2001г., шт.|Январь-июнь 2002г., шт.|
|Daewoo |4376 |6773 |
|Skoda |3393 |5065 |
|Volkswagen |3102 |3983 |
|Nissan |2451 |3951 |
|Peugeot |1653 |3608 |
|Renault |2278 |3586 |
|Mitsubishi |2523 |3564 |
|Toyota |1694 |2884 |
|Ford |1459 |2818 |
|KИA |1379 |2358 |

Объем продаж автомобилей марки KИA через российскую дилерскую сеть в сентябре составил 553 единицы (включая прямые поставки из Кореи).
Наибольшей популярностью в России пользуется модель КИА РИО, реализованная за первые три квартала 2002г. В количестве 1310 экземпляров, в том числе в сентябре – 212. Второе место по объему продаж удерживает Kia Sportage: с января по сентябрь было продано 1067 экземпляров этого автомобиля, а в сентябре – 165 экземпляров.

За первые три квартала 2002г. Официальные дилеры Nissan в России продали 6054 автомобиля – на 14,5% больше, чем за весь предыдущий год. Это достижение позволило компании Nissan выйти на 3-е место по объему продаж на российском рынке, пропустив вперед лишь Daewoo и Skoda. В сентябре Nissan реализовал 645 автомобилей, что почти на 20% больше, чем в сентябре 2001г.
Лидером продаж в этом месяце оставалась Primera.

С января по сентябрь 2002г. Через сеть официальных дилеров Citroen в
России было продано 1472 автомобиля. В сентябре дилеры компании реализовали 174 автомобиля. Наибольшим спросом в сентябре, как и в предыдущие месяцы, пользовался Citroen C5, объем реализации которого составил 62 экземпляра. Второе место по популярности у российских покупателей среди моделей этой французской компании занимает Berlingo, проданный в количестве 46 экземпляров.

В январе – августе 2002г. В России произведено 847617 автомобилей
(109973 грузовых и 695786 легковых). Годом ранее за тот же период было выпущено 812836 машин.

За первые 9 месяцев 2002 г. Продажи новых автомобилей Mitsubishi в
России через сеть официальных дилеров компании возросли на 35% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 5592 единиц.
Традиционно наиболее успешно шла продажа Carisma и внедорожников Pajero,
Pajero Sport и L200. спрос на Carisma увеличился на 59%, а на внедорожники
– 27%.

Продажа автомобилей Ford в России через сеть официальных дилеров в III квартале 2002г. Составили 1210 автомобилей. Лидирующее положение по объему продаж занимает Ford Focus, 451 автомобиль (+37,2%). На 2-ом месте по популярности у российских покупателей Ford Mondeo, объем продаж которого составил 366 экземпляров (+30,2%). Всего с января по сентябрь 2002г. Было продано 4027 автомобилей Ford – на 1387 автомобилей больше, чем за тот же период 2002г.

Компания Peugeot реализовала в России за 9 месяцев 5526 автомобилей
(в 2001г. – 3005 машин). Лидеры продаж – Peugeot 307 (2023 автомобиля) и
Peugeot 206 (1782 автомобиля).

Volvo реализовала в России за первые 9 месяцев 2002г .1750 автомобилей
(в 2001г. – 1661 автомобиль). Наибольшей популярностью пользовалась Volvo
S80.

Первые 9 месяцев этого года стали самыми успешными за всю историю деятельности BMW в России. Объем продаж автомобилей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 42,3%, до 2848 единиц, что превышает итоговые показатели 2001г. В целом. Количество реализованных
BMW 7-ой серии (429 экземпляров) значительно превзошло первоначально прогнозируемые цифры. Среди «баварцев» на российском рынке лидирует BMW 5- ой серии, реализованный в количестве 941 экземпляра. Лишь немного отстает по объемам продаж BMW 3-ей серии – 937 экземпляров. Отличную динамику роста продаж продемонстрировали MINI: всего за 3 месяца, прошедшие с начала продаж на российском рынке, было реализовано 57 автомобилей.

ООО «Тойота Мотор» объявило результаты продаж Toyota и Lexus на территории Европейской части России через официальных дилеров за 9 месяцев
2002г. По сравнению с аналогичным периодом 2001г. Продажи Toyota возросли на 87% и составили 5413 автомобилей - 188 автомобилей марки Lexus и 5225
– марки Toyota. Среди автомобилей марки Toyota лидируют модели Corolla
(1595 единиц), Camry (1232 единицы), Avensis (808 единиц). Рекордный уровень продаж достигнут и в 3-ем квартале – было реализовано 2529 автомобилей Toyota и Lexus.

Audi официально продала за первые три квартала 2002 г. На российском рынке 2250 автомобилей (за аналогичный период 2001г. – 1612). Наибольшим спросом пользовалась Audi А6 (980 машин).

Компания Hyundai Motor официально реализовала в России за три квартала
2002г. 2939 автомобилей (в 2001г. – 1319). Наибольшей популярностью на российском рынке пользовалась модель Accent.

Германский концерн Volkswagen за первые 9 месяцев 2002г. Реализовал в
России 6044 автомобиля. Годом ранее этот показатель составил 5360 машин.
Продано 5325 легковых и 719 коммерческих автомобилей. Наибольшей популярностью пользовались модели Passat и Bora [7].

Правительство России с 1 декабря 2002г. ввело запрет на выдачу разрешений на ввоз грузовых автомобилей и автобусов с дизельными двигателями, экологические характеристики которых не соответствуют ГОСТу.
Кроме того, распоряжение предписывает ГТК РФ с 01.12.02г. не производить таможенное оформление бывших в эксплуатации грузовых автомобилей и автобусов, оборудованных дизельными двигателями, у которых не имеется документального подтверждения их соответствия на момент производства определенным техническим требованиям. Фактически постановление правительства запрещает регистрацию и ввоз в страну грузовых автомобилей и автобусов, не соответствующих экологическому стандарту Euro 0 [15].

2. Общая характеристика легковых автомобилей

К легковым автомобилям относят пассажирские автомобили вместимостью до
8 человек, включая водителя. Основными отечественными заводами- изготовителями их являются: Волжский автозавод (ВАЗ), г.Тольятти; запорожский автомобильный завод (ЗАЗ), г.Запорожье; производственное объединение «Ижмаш», г.Ижевск; Горьковский автозавод (ГАЗ), г.Нижний
Новгород; Ульяновский автозавод (УАЗ), г.Ульяновск; Луцкий автомобильный завод (ЛуАЗ), г.Луцк.

Главными классификационными признаками для легковых автомобилей являются масса снаряженного автомобиля и рабочий объем двигателя
(Приложение №1).

Основной номенклатурной характеристикой для конкретных разновидностей автомобилей является индекс модели. Принятая система обозначений включает сокращенное название завода-изготовителя, индекс класса автомобиля, номер его модели и модификацию, разновидность исполнения (например, ВАЗ-21083-
01). Полный товарный адрес включает индекс и торговую марку рассматриваемой модели (например, ВАЗ-2121 Нива).

При характеристике типажа конкретных моделей по классам важнейшими ассортиментными признаками являются: предназначение автомобиля, колесная формула и компоновка, тип кузова (с числом мест и дверей).

Предназначение выражает функциональные возможности данной модели в части передвижения в различных дорожных условиях. По данному признаку различают автомобили общего назначения и автомобили повышенной проходимости.

Автомобили общего назначения предназначены для движения по дорогам различных категорий, преимущественно по автотрассам.

Автомобили повышенной проходимости могут двигаться вне дорог, предназначены для эксплуатации преимущественно в условиях сельской местности.

Проходимость автомобиля существенно зависит от конструктивного показателя, называемого «колесная формула».

Колесная формула указывает общее количество колес автомобиля (для легковых – обычно 4) и количество приводных (ведущих) колес. Автомобили общего назначения, как правило, имеют колесную формулу «4 х 2», то есть из четырех колес автомобиля ведущими являются два; автомобили повышенной проходимости конструируются по формуле «4 х 4» , то есть со всеми ведущими колесами. С колесной формулой увязывается компоновка автомобиля в целом.

Компоновка характеризует место расположения двигателя. Количество и положение приводных осей, конструкцию силовой и ходовой части автомобиля в целом [13]. В легковых автомобилях отечественного производства применяются следующие компоновочные схемы:

. Заднеприводная с передним расположением двигателя (классическая) «4 х

2» - двигатель располагается спереди (продольно кузову над осью передних колес), привод на ведущие колеса задней оси осуществляется посредством карданного вала, расположенного в нише пола кузова.

Примеры: ВАЗ-21013, ВАЗ-2105 и др.;

. Заднеприводная с задним расположением двигателя «4 х 2» - двигатель расположен в заднем отсеке кузова автомобиля, ведущими являются также колеса задней оси, которая находится рядом с двигателем. Пример: ЗАЗ-

968М;

. Переднеприводная «4 х 2» - двигатель и трансмиссия располагаются непосредственно над передней осью, представляя собой общий силовой узел с выводом крутящего момента на передние ведущие колеса. Весь узел при этом компактно размещается в передней части кузова и ниша в полу кузова не требуется. Примеры: ВАЗ-2108, Москвич-2141 и др.;

. Полноприводная «4 х 4» - расположение двигателя и привода на заднюю ось аналогично классической схеме, для привода передней оси имеется раздаточная коробка и второй карданный вал. Пример: ВАЗ-2121, УАЗ-

31512.

В настоящее время наиболее целесообразной для автомобилей малых классов считается переднеприводная компоновочная схема - прежде всего в силу высокого коэффициента полезного использования внутреннего объема кузова. В среднем классе этот показатель не так важен и здесь сохраняется в основном классическая компоновка.

Таблица 3

Типаж легковых автомобилей

|Класс |Группа |Число мест |Классификационные признаки |
| | | |Масса |Рабочий объем |
| | | |снаряженного |двигателя, л. |
| | | |автомобиля, | |
| | | |кг. | |
|Особо малый |1 |2+2 |До 600 |До 0,85 |
| |2 |4 |600 – 700 |0,85 – 1,1 |
|Малый |1 |5 |700 – 850 |1,1 – 1,3 |
| |2 |5 |850 – 950 |1,3 – 1,5 |
| |3 |5 |950 – 1050 |1,5 – 1,8 |
|Средний | |5 |1050 – 1500 |1,8 – 3,5 |
|Большой | |5 – 7 |1500 и более |3,5 и более |

Тип кузова определяется по взаиморасположению внутренних объемов, базе
(расстояние между осями автомобиля), количеству рядов сидений и боковых дверей, возможности открытия (или снятия) верха, доступу в багажное отделение и в значительной мере – по внешней конфигурации.

Современные легковые автомобили в основном выпускаются с кузовами типа
«седан», «хэтчбек» и «универсал».

«Седан» - закрытый двух- или четырехдверный кузов с двумя рядами сидений. Багажник полностью отделен от салона, доступ к багажнику - через специальную крышку (капот багажника).

Менее распространенными названиями кузовов данного типа являются:
«нотчбек», «салун», «берлина», «лимузин».

«Хэтчбек» - закрытый двух- или четырехдверный кузов с наклонной задней стенкой, в которой имеется открывающийся наверх люк, то есть «нечетная дверь». Багажник отделен горизонтальной съемной полкой в задней части салона. Задний ряд сидений может откидываться, при этом увеличивается пространство для размещения багажа. Менее распространенные названия кузовов данного типа: «комби», «лифтбек» и «свингбек».

«Универсал» - закрытый двух- или четырехдверный грузопассажирский кузов, в котором помещение для груза выполнено в общем объеме с салоном и может значительно увеличиваться путем складывания заднего ряда сидений.
Доступ к багажу – через дополнительную дверцу («нечетную дверь») в заднем торце кузова. К «универсалам» относятся: ВАЗ-2121 (с двумя боковыми дверями), ВАЗ-2104 (с четырьмя боковыми дверями). Кузова данного типа называются также «стейшн вэгон», «фамильяле», «эстейт» и «бреак».

За последние годы самое широкое распространение в мире получили кузова типа «хэтчбек», сочетающие достоинства «седана» и «универсала», занимающие промежуточное положение между ними.

Потребительские свойства легковых автомобилей. В настоящее время в особо малом и малом классах производятся в основном переднеприводные автомобили с кузовами типа «хэтчбек». Рассмотрим их более подробно [13].

Особо малый класс представлен автомобилями ВАЗ-1111 и ЗАЗ-1102.

Ока ВАЗ-1111 – переднеприводной малогабаритный (длина – 3,2м), легкий и экономичный автомобиль, предназначенный для деловых поездок по городу и в хороших дорожных условиях. При малых внешних габаритах внутри кузова типа
«хэтчбек» относительно свободно умещаются четыре взрослых человека, при сложенных задних сидениях объем багажника - около 0,5м3 . Двухцилиндровый двигатель с рабочим объемом всего 649см3 развивает мощность 30л.с., что достаточно для движения со скоростью 120 км/ч. При этом жидкостное охлаждение обеспечивает устойчивый температурный режим работы двигателя даже в экстремальных условиях. Низкий уровень шума в салоне – 77дБ (А) – также выгодно отличает этот автомобиль от предыдущих моделей данного класса в отношении комфортабельности. Автомобиль снабжен вакуумным усилителем привода тормозов, галогенными фарами, эффективным отоплением салона и другими элементами комфортабельности и безопасности, применяемыми обычно в автомобилях более высокого класса. Съемные передние крылья значительно повышают ремонтопригодность кузова, особенно в отношении антикоррозионной обработки. Кузов быстро и легко трансформируется в
«грузовой вариант».

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.