реферат, рефераты скачать
 

Паблик релейшенс (pr) как одна из реалий сегодняшнего дня. История, психология и формы деятельности pr сотрудника


Паблик релейшенс (pr) как одна из реалий сегодняшнего дня. История, психология и формы деятельности pr сотрудника

ИНСТИТУТ ЖУРНАЛИСТИКИ и ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине МЕНЕДЖМЕНТ и РЕКЛАМА СМИ

ТЕМА: ПАБЛИК РЕЛЕЙШЕНС (PR) КАК ОДНА ИЗ РЕАЛИЙ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ. ИСТОРИЯ,

ПСИХОЛОГИЯ И ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ PR СОТРУДНИКА.

РАБОТА: СТУДЕНТКИ 1-ГО КУРСА

О/Д ОТДЕЛЕНИЯ

ФАКУЛЬТЕТА ЖУРНАЛИСТИКИ

ПЕТРУШОВОЙ АННЫ

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: МУЗЫКАНТ В. Л.

МОСКВА. 2002 год.

Содержание.


I. Введение…………………………………………..стр. 3

1). Актуализация темы…………………………………………………...стр.
2). Обзор литературы……………………………………………………..стр.
3). Определение предмета исследования……………………………… стр.

II. Основная часть………………………………….стр.

1). Из истории PR………………………………………………………..стр.
1.Предыстория Паблик Рилейшенз…………………………………….стр.

2.Зарождение и развитие PR в США…………………………………..стр.

2).Современные виды и формы PR……………………………………стр.
1. Личностные качества PR – специалиста…………………………….стр.
2. «Заповеди» и технологии в PR…………………………………………стр.
3). PR и основные способы привлечения внимания общества………..стр.

4). PR, реклама и маркетинг. Общее и различное……………………..стр.
5). Что такое sale’s promotion? ( SP – как форма PR деятельности)……стр.
6). Методики воздействия на людей, применяемые в PR………..стр.
III. Заключение………………………………………стр.
IV. Список литературы………………………………стр.
V. Примечания………………………………………..стр.

VI. Приложения…………………………………………стр.

I. Введение.

1). Актуализация темы.

Сегодня в мире существует огромное количество разнообразных видов и форм деятельности. Некоторые из них возникли еще на заре человечества, другие же появились только в XX веке, с развитием научно- технической мысли и средств связи, с переходом на новый, качественно иной уровень взаимоотношений между людьми. Однако, многое из того, что сегодня считается абсолютно новым и невозможным, было придумано, объяснено и опробовано очень давно; изменились лишь форма подачи, цели и способы достижения этих целей. Именно поэтому девизом прошедшего и наступившего века можно считать фразу, что «все новое – это хорошо забытое старое».

Тема моей курсовой работы будет посвящена одной из самых интересных и динамично развивающихся на сегодняшний день профессий, а именно работе тех, кто решил связать свою деятельность с Public Relations (PR), или связями с общественностью.

Современное общество с трудом может обходиться без постоянного потока информации, средств коммуникации между людьми, оно стало зависимым от мнения небольших групп лиц, которые управляют всей ситуацией в мире моды, спорта, политики, финансов, международных отношений и т.д. Именно поэтому так быстро растет популярность пиарщиков, шоуменов, рекламных агентов, и других профессий, связанных со сферой бизнеса, политики, сферой развлечений и коммуникаций, а также управления и прогнозирования. В стремительно развивающемся и меняющемся мире очень важным бывает своевременное и четкое получение информации, правильная ее трактовка и преподнесение, чтобы получатель мог реально оценить данную ситуацию и принять необходимое решение. Донесение и работа с информацией, влияние на определенные слои общества, а также проталкивание, лоббирование некоторых своих, личных интересов, как раз и составляет основу деятельности PR.

Далее в моей работе будет уделено внимание аспектам, связанным с историей возникновения и развития PR, методам воздействия, применяемым в
PR, различным видам и формам деятельности в области PR, личными характеристиками людей, связанных с PR; технологиями и наиболее характерными особенностями того или иного вида PR, а также будет сделан краткий обзор соответствующей литературы.

2). Обзор литературы.

На сегодняшний день существует огромное количество разнообразной литературы по рекламе, менеджменту, управлению, психологии и связям с общественностью. Вот некоторые из них: Ж. Сегила. «Особенности национальной охоты за избирателями»; Максимов. «Грязные и чистые технологии выборов»; С.
Лисовский. «Политическая реклама»; С. Катлип, А. Сентер, Г. Брум. «Паблик
Рилейшенз. Теория и практика.»; Б. Борисов. «Технологии рекламы и PR»; А.
Лукашев, А. Пониделко. «Черный PR»; Г. Почепцов. «Информационные войны»; В.
Королько. «Основы Паблик Рилейшенз»; Феофанов. «Новые технологии в России»;
Зазыкин. «Психология PR»; Д. Ньюсом, Дж. Слайк Терк, Д. Крукеберг. «Все о
PR. Теория и практика паблик рилейшенз.»; Д. Дотти. «Паблисити и паблик рилейшенз.»; В. Музыкант. «Реклама и PR-технологии.»; Р. Мокшанцев.
«психология рекламы»; С. Блэк. «Международный PR»; «PR сегодня. Новые подходы. Исследования. Международные практики.»; С. Лисовский, В.
Евстафьев. «Избирательные технологии. История, теория, практика»; и т.д.
Все эти люди по-разному пишут о PR, выделяя то один, то другой аспект в своих работах, но я буду опираться при написании курсовой работы прежде всего на нескольких авторов: на Зазыкина, Слайк Терка&Крукебрга, Дотти,
Лисовского, Королько, Лукашева & Пониделко, Борисова, Мокшанцева, Почепцова и Музыканта, потому что именно в книгах этих авторов наиболее подробно раскрыты и показаны самые главные аспекты по данной теме.

3). Определение предмета исследования.

На сегодняшний день существует огромное количество определений для
Паблик Рилейшенз. Вот самые известные из них. Итак. Паблик рилейшенз – это:

? установление такой коммуникационной политики, которая поможет создать и атмосферу взаимного доверия между многочисленными сотрудниками фирмы(1, стр.4(;

? форма пропаганды, призванное создать общественное мнение о товаре, изготовителе, продавце и стране, в которой они находятся (4, стр.652 (;

? установление связей с общественностью. Специальная система управления социальной информацией, включающая весь процесс изготовления и продвижения информации, целью которого является создание благоприятного отношения к фирме-рекламодателю тех кругов общественности, в которых она заинтересована(4, стр.652 (;

? одна из форм коммерческой политики, направленной на завоевание благоприятного мнения отдельных социальных, профессиональных групп или конкретных личностей. Обязательна обратная связь, чтобы по ходу осуществления вносить нужные коррективы(4, стр.652(;

? функция управления, способствующая налаживанию или поддержанию взаимовыгодных связей между организацией и общественностью, от которой зависит ее успех или неудача(2, стр.28 (;

? специальная система управления информацией ( в т. ч. и социальной), если под управлением понимать процесс создания информационных поводов и информации заинтересованной в ней стороной, распространение готовой информационной продукции средствами коммуникациями для целенаправленного формирования желаемого общественного мнения.(2, стр.29(.

В дальнейшем я неоднократно буду возвращаться к одному из этих определений PR, чтобы наиболее полно раскрыть эту тему через определенные аспекты данного вопроса.


II. Основная часть.

1). Из истории PR.

1. Предыстория Паблик Рилейшенз.

Паблик Рилейшенз (ПР) , как искусство не только убеждения, но и влияния на людей, зародилось еще на заре человечества. Очень многое из того, чем активно пользуются современные PR деятели, уже было создано и опробовано предыдущими поколениями. Общество может существовать только при достижении минимального согласия между людьми, которое обычно достигается путем общения между отдельными личностями или внутри групп. Умение убеждать появляется уже в древних памятниках архитектуры и искусства. Пирамиды, статуи, храмы, гробницы, картины и древние рукописи провозглашают божественную сущность правителей, власть которых основывается на религиозных убеждениях их подданных, прославляют их подвиги, представляют их богами или богоравными. Речи вождей или тех, кто стремился к ним принадлежать, не случайно были исполнены высокого красноречия, так как они создавались с применением риторики ( ораторского искусства) как одного из основных средств убеждения.(1; 2(
( Выдающийся мыслитель античности Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) считал, что убедить аудиторию можно только тогда, когда добьешься ее благосклонности или же симпатии к себе.

( Другой известнейший представитель античности, государственный и политический деятель Древнего Рима, великолепный оратор Цицерон (106 – 43 гг. до н. э.) в своих трудах по риторике особое значение уделял изучению психологии, интересов, вкусов публики. По его мнению, задача оратора – эстетически тешить публику, влиять на волю и поведение людей, уметь подвигать их к активной деятельности.

Уже в Древней Греции мыслители и вожди стали понимать значимость общественного мнения для дальнейшего успешного управления страной, следствием чего было огромное количество работ, где особое внимание уделялось желаниям публики. Ряд идей и выводов, очень схожих с современными трактовками общественного мнения можно обнаружить также и в политической лексике Древнего Рима. (« vox populi – vox dei»> «глас народа – глас божий»).

В дальнейшем, разбирая весь тот исторический путь, который прошли паблик рилейшенз, начиная от ранних и древних форм до современных вариантов
PR, можно понять основные закономерности в развитии PR, их современное состояние, так как PR вобрали в себя различные виды техник, технологий и методик убеждения и влияния, доказавших свою эффективность в течение столетий. Кроме традиционной риторики, так же широко использовались в применении символика и разного рода лозунги, которые начинают активно использоваться в политических и общественных целях начиная с IV - III столетия до н. э.

В Древней Греции больше всего ценилось умение общаться, вести споры, убеждать собеседника. Лучшие ораторы, как правило, были наиболее вероятными кандидатами в лидеры. Для достижения еще большего признания политические деятели Греции нередко обращались к софистам (преподавателям и специалистам в сфере мудрости и красноречия) с просьбой помочь им в словесных баталиях. Софисты нередко сами выступали перед публикой, превознося и восхваляя достоинства тех или иных кандидатов, претендовавших на высокие политические посты. По сути, это были первые попытки того, что сегодня называется модным словом лоббирования - стремления повлиять на законодателей с помощью эффективного использования методов и приемов коммуникации, убеждения логикой суждения.

( Искусство публичного диалога в его словесной форме связывают с именем древнегреческого философа и воспитателя Сократа. Именно он и его последователи выступили разработчиками основ для диалогической формы обсуждения определенного предмета; заложили фундамент функциональной эффективности демократического диалога, включающего в себя:

+ признание уникальности каждого из партнеров и их

принципиального равенства друг перед другом;

+ возможные расхождения и оригинальность точек зрения;

+ ориентация каждой из сторон на понимание и активную

интерпретацию своего мнения другой стороной;

+ взаимообогащение позиций участников диалога и т.д.

(Особо следует обратить внимание на идеи древних мыслителях о социальном управлении как о своеобразном равноправном диалоге. К примеру
Аристотель и Платон полагали, что средства управления людьми должны быть не только уместными, но и широко известными как тем, кто управляет, но так же и тем, кем управляют. В дальнейшем становится очевидным, как эти правила работают в современном PR.

( Не менее знаменитыми мастерами в области слова и влияния на массы чем греки были и римляне, в частности император Юлий Цезарь. Каждый раз, когда ему нужно было заручиться поддержкой общества перед важными битвами, он добивался народного согласия с помощью распространения специально подобранных обращений и проведения театрализованных представлений. Именно поэтому, чтобы пробудить патриотизм американцев и добиться поддержки политики, проводимой президентом США Вильсоном, Комитет Общественной
Информации США ( Комитет Криля) в годы первой мировой войны решает обратиться к опыту Юлия Цезаря.

Элементы психологической войны можно обнаружить и в другие исторические времена. В 1095 году Папа Урбан II призвал к войне против восточного исламского Халифата. Через свою «информационную сеть» - кардиналов, епископов, архиепископов и приходских священников он распространил сообщение о том, что участие в этой войне провозглашалось служением божьим, заслуживающим отпущение всех грехов. Кроме этого, Папа предоставлял всем христианам того времени уникальный шанс посетить святые места, а также обещал несметные богатства «врагов веры».

( В 1215 г. архиепископ Кентерберийский Стивен Лэнгтон использовал тактику продвижения товара для лоббирования политических интересов. Он организовал влиятельную группу пэров на борьбу за свои права против короля
Иоанна Безземельного, в результате чего король вынужден был подписать условия Magna Charta ( Великая Хартия Вольностей), которая с того времени символизирует борьбу против политического насилия и произвола.

(В XV в. итальянский государственный деятель и политический мыслитель Никколо Макиавелли создает свои знаменитые трактаты «Государь» и
«Размышления», являющиеся, по сути, учебниками твердого и эффективного управления людьми. На службе у Чезаро Борджиа он широко применял приемы пропаганды и контроля общественного мнения, то, что сегодня является
«управлением важными вопросами».

Церковь за свою долгую историю тоже неоднократно обращалась к
PR. В 1351г. Джон Виклиф призвал к реформе католической церкви. Он считал особенно важным перевести Библию с латыни на английский язык, чтобы как можно больше людей могли узнать слово Божье. Виклиф проводил свою кампанию непосредственно среди народа, проповедовал на улицах и произносил речи в общественных местах; он и его последователи так же распространяли различные книги, брошюры и плакаты.

( В 1622г. в борьбе против Реформации Ватикан под руководством Папы
Григория XV создал специальную конгрегацию, призванную помочь « удержать веру» и сохранить церковь. Именно тогда вошло в обращение слово пропаганда, первоначально не носившее негативного оттенка и обозначавшего лишь стремление церкви проинформировать людей о преимуществах католицизма. В настоящее время Ватикан по-прежнему имеет огромную разветвленную сеть по связям с общественностью во всем мире.

(Не менее примечателен и своеобразный опыт России в сфере т.н. PR.
Прежде всего – это очень распространенные народные вече, сведения о которых встречаются уже у византийских историков в IV веке. Вече пользовались правом обращаться к князю, решать хозяйственные вопросы, объявлять войну и устанавливать мир. По звону вечевого колокола люди собирались, чтобы коллективно решить важные вопросы.

( Помимо народных вече, также можно привести в качестве примеров такие способы связей с общественностью, как Земские Соборы, выступление глашатаев перед публикой, и т.п.

( Другим интересным примером своеобразной PR - деятельности может служить Украина, с ее казачеством. С возникновением в XV в. казачества на
Украине, важным и уникальным институтом PR стала казацкая рада. Она представляла собой общее собрание казаков (высший орган власти в
Запорожской Сечи), где обсуждались политические, военные, хозяйственные, судебные, дипломатические, административные и другие вопросы. В дальнейшем, такие советы стали созываться повсеместно на Украине, где в обсуждении жизненно важных вопросов могли участвовать все казаки данной местности.
Помимо уже названной казацкой рады, на Украине в XVI – XVIII вв. была так же и сечевая рада, решавшая важнейшие вопросы, связанные с участием казаков в войне, приемом послов, выборами кошевой старшины, распределением войск, угодий и т.д.

В середине XV столетия с изобретением Иоганном Гуттенбергом печатного станка, в мире ПР произошла революция: началась эпоха становления и бурного развития средств массовой информации. Именно благодаря широкому и быстрому внедрению типографии в повседневную жизнь, у PR появилась возможность для массового распространения различной печатной продукции
(печатать книги, массовыми тиражами издавать газеты, и т.д.), т. е. влиять на общество через массовые и периодические издания.

Безусловно, все выше написанное отнюдь не отрицает самого факта существования ПР в этих формах и является прекрасной иллюстрацией к ним, однако, если рассматривать появление и развитие PR как профессиональной сферы деятельности, то необходимо обратиться к опыту, приобретенному США в области ПР и проследить основные этапы данного явления.

2. Зарождение и развитие PR в США.

Говоря об этапах становления ПР в США, можно выделить несколько стадий , которые совпадают с определенными периодами в истории США:
|Начальный |1600 – |развиваются средства связи и |-начальный |
|Период. |1799 |первые опыты применения приемов |период |
| | |PR (популяризация, распространения-|колонизации. |
| | | |-Американская |
| | |информации, продвижение, связь с |революция |
| | |прессой) | |
|2. Общение |1800 - |время распространителей информа- |-Гражданская война|
| |1899 |ции, пресс –агентов, двигателей | |
| | |това- |-Завоевание Запада|
| | |ров и услуг, агитаторов. | |
| | | |- Промышленная |
| | | | |
| | | |революция |
| | | | |
|3. Ответные |1900 - |авторы пресс – релизов начинают |-Эра прогресса/ |
|действия |1939 |выражать интересы определенных |«Разгребатели |
| | |групп |грязи |
| | | |-Первая мировая |
| | | |Война |
| | | |-Великолепные |
| | | |двадцатые |
| | | |-Депрессия |
|4. Планирование|1940-1979 |становление PR как части управле- |-Вторая мировая |
| | |ния |война |
| | | |-Холодная война |
| | | |50-х |
| | | |-Движение |
| | | |потребите- |
| | | |лей |
|5. Профессиона-|1980- наши|Специалисты пытаются следить за |развитие |
| | |Развитием и применением PR на |глобальных |
|лизм |дни |Международном уровне. |коммуникаций |

А теперь более подробно рассмотрим эти этапы . а).Начальный период(1600-1799) . В ранние годы колонизации Америки
PR использовались для продажи основного продукта – недвижимости. В 1620г.
Виргинская компания выпустила плакат с обещанием бесплатно предоставить 50 акров земли всем, кто до 1625г. привезет в Америку одного нового поселенца.
В 1643г. PR понадобились для сбора средств различными учебными заведениями
(Гарвардский колледж для этой цели выпустил PR брошюру «Первые успехи Новой
Англии», Королевский колледж ( Колумбийский университет) направил в качестве новости нескольким газетам сообщение о начале учебного 1758 года.).

Ко времени начала Американской революции тактические приемы использования PR достигли существенных успехов, хотя профессия паблик рилейшенз как особая и отдельная от других еще не сформировалась. Вместе с тем, борцы за независимость Америки не упускали ни одного случая, чтобы подхлестнуть наступательные действия, заручившись поддержкой своих политических планов со стороны общественности. Для этого им служил целый арсенал PR - инструментов: пресс- бюллетени, газеты, встречи с героями освободительного движения, лозунги, символы, риторика, паблисити, организации, выставки, митинги, поэзия, песни, праздники, фейерверки, и т.п. Патриоты заставляли работать буквально все и с максимальной отдачей:

( героев ( Джордж Вашингтон, Итен Аллен),

( фольклор ( песню периода войны за независимость Янки Дудль, дух 76г.)

( лозунги («Свобода или смерть»);

( символы ( дерево Свободы);

( риторику ( речи Джона Адамса и сочинения Томаса Джефферсона, включая Декларацию Независимости) и т.д.

Кроме этого, руководители борьбы за независимость не упускали ни малейшей возможности для интерпретации любого события в свою пользу. Ярким примером этому может служить происшествие 5 марта 1770г., когда во время обычных для того периода уличных стычек в Бостоне было убито пять жителей этого города. Однако американская пресса расценила и подала этот случай как
«Бостонскую бойню», организованную английскими военными с целью разжечь ненависть к британцам. Если же подходящего события не было, то оно без колебаний создавалось искусственно. 16 декабря 1773 группа американских патриотов, переодетых в индейцев, проникла на британское судно, стоявшее в
Бостонской бухте, и сбросила за борт груз чая. Это событие было названо
«Бостонским чаепитием», главной целью которого было привлечение внимания общественности и влияние на эмоции публики. Можно сказать, что «Бостонское чаепитие» - это первый классический пример организации псевдособытия и использования принципа пресс- посредничества в связях с общественностью.

Среди главных организаторов подобных событий и их целенаправленного освещения в прессе был Самуэль Адамс – один из вождей американской революции. Адамс считал, что общественное мнение – это результат потока событий и того, как их понимают и интерпретируют люди, активно занимающиеся политикой. Именно благодаря стараниям Адамса и его последователей, в области паблик рилейшенз были опробованы различные эффективные приемы влияния на людей, многие из которых вошли в арсенал современных PR:

( необходимость создания организации, способной возглавить кампанию и сплотить людей ( такими организациями были бостонская группа
«Сыновья свободы», основанная в 1766г.; « Корреспондентские комитеты», зародившиеся в Бостоне в 1775 году);

( использование символики, оказывающее эмоциональное воздействие (например, «Дерево свободы»);

( использование лозунгов, преподносящих сложные проблемы в виде простых, легко запоминающихся стереотипов ( лозунг «Свобода или смерть!»)

( организация событий, привлекающих внимание общественности, провоцирующих дискуссии и тем самым структурирующих общественное мнение (
«Бостонское чаепитие»);

( опережение оппонента в интерпретации события, чтобы изложенная первичная оценка события была воспринята как единственно правильная («Бостонская бойня»);

( необходимость постоянного и непрерывного использования в ходе кампании всех возможных каналов влияния на общественное мнение и пропаганды новых идей и убеждений.

Важнейшим шагом в развитии PR в тот период стала борьба за конституцию между федералистами и их противниками, которая развернулась на страницах прессы в виде статей, памфлетов и иных жанров с целью убедить публику в необходимости ратифицировать конституцию. В результате этой борьбы и подписания в 1791г. десяти поправок к конституции под общим названием «Билль о правах», можно говорить о ратификации паблик рилейшенз как отдельной и самостоятельной формы деятельности.
Б). Начало общения(1800-1899). Развитие эмпирической практики связей с общественностью и становление PR как профессии особого размаха достигли в
США в XIX в. Подготовленные условиями предыдущего этапа исторического развития американского общества, паблик рилейшенз достигают определенности, приобретая некую самостоятельность и свойственные им специфические черты.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.