| |||||
МЕНЮ
| Положителные человеческие отношения в просветительных организациях: мотивация и управлениеp> Согласно модели Портера-Лоулера, достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также осознания им своей роли. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой вполне определенный уровень вознаграждения. Более того, в теории Портера-Лоулера устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами, т.е. человек удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждения за достигнутые результаты. Один из наиболее важных выводов – результативный труд ведет к удовлетворению. Но данная модель обладает, с нашей точки зрения, некоторыми
существенными недостатками. 2. 4. Методы мотивации и факторы, определяющие их выбор. Руководитель организации выбирает такой метод мотивации, который
соответствует целям организации. Суть работы руководителя – коррекция и
организация условий труда. Однако при выборе методов мотивации следует
обратить внимание на факторы, которые определяют выбор того или иного
метода. Данные факторы различны для каждого человека. Выделим некоторые из
них. Существует множество различных альтернативных методов мотивации людей. Однако существуют и проблемы: 1) – многие люди не хотят быть зависимыми от других; 2) – работники могут перестать ценить им предоставленные блага. o Компромисс – «руководитель и работник равны». Поэтому условия труда устанавливаются совместно и не диктуются руководителем. Однако в сущности условий труда не могут изменить ни руководители, ни работники. Обе стороны должны придерживаться установленных правил. o Соперничество. Когда работа сама по себе неинтересна, высокой продуктивности можно достигнуть, возбуждая потребность достижения и признания и потребность в деньгах. В таком случае работники соперничают за увеличение заработной платы или другие привелегии. Данных работников контролировать можно намного меньше. o Сотрудничество. Сотрудники часто консультируются о условиях труда и получают ответственность, им нравиться самостоятельно выполнять работу, их не надо контролировать. Основа сотрудничества “теория У”. Данный метод является самым эффективным из выше описанных, так как позволяет удовлетворить высшие потребности из теории А. Маслоу. Однако во многих ситуациях данный метод не подходит, в таб. 2 рассмотрим ситуации, которые воздействуют на выбор данного метода мотивации. Таб. 2. Применение сотрудничества (V. Bar?auskien?, B. Janulevi?iut?, 1999, с. 90-96). 2. 5. Факторы, влияющие на удовлетворенность работой и мотивацию В Массачусетском технологическом институте осуществлен довольно
обширный исследовательский проект, связанный с планированием служебной
карьеры. Эта работа была начата в связи с таким наблюдением: часть
инженеров потеряли интерес к технике и вместо этого увлеклись проблемами
человеческого поведения. Вторая группа инженеров полностью потеряла
мотивацию к работе и обратила свою активность на семью и увлечения. Таким
образом, число инженеров, интересовавшихся техникой, постоянно
сокращалось. Исследованием было охвачено свыше 3 тысяч человек, работавших
на разных уровнях и в разных должностях. На основе исследования было
выделено пять самых важных факторов, влияющих на удовлетворенность
работой и мотивацию, а именно: Данные факторы мотивируют по-разному на разных стадиях пребывания в одной и той же должности. Решающим моментом является длительность выполнения человеком одной и той же, не меняющейся по содержанию работы. Во время первого года работы в определенной должности (будь то первое или шестое место работы) представление о значении задачи и наличие обратной связи являются мотиваторами. Самостоятельность не интересует. В интервале между вторым и пятым годом самостоятельность является важнейшим фактором мотивации. Наличие обратной связи представляет интерес в течение первых лет. Работник находится “ в расцвете сил” после двух-трех лет работы на одном месте. После пяти лет работы на одном и том же месте ни один фактор не обеспечивает удовлетворенности работой и, как следствие этого, достижения в работе существенно снижаются. Вместо факторов мотивации, связанных с работой, мотивация рождается из эгоистических мотиваторов, как-то: путешествия, представительские мероприятия, хобби в рабочее время. Важнейшими факторами для поддержания мотивации являются следующие: (Цандер Э., Москва, 1993, с. 256-269) Таким образом, охорактеризовав процесс мотивации, выяснив основные источники, рассмотрев различные методы мотивации и факторы, влияющие на них, можем сказать, что огромная роль процессе мотивации принадлежит руководителю организации. Процесс мотивации и управления взаимосвязаны, поэтому в следующей главе обратимся к характеристике процесса управления и руководителя, как основного лица в данном процессе. 3. УПРАВЛЕНИЕ Кто много работает, тот много ошибается. Кто мало работает, тот мало ошибается Кто не работает, тот не ошибается. Кто не ошибается, того повышают в должности. 3. 1. Определение и суть управления Управление – профессиональный вид деятельности, осуществляемый
специалистами на базе определенной научно-практической информации и
ресурсов, которые представляют собой с помощью доступных и рациональных
методов и приемов процесс регулирования объектом (ми) для приведения его Если немного раскрыть определение “управление”, то мы увидим, что в него
входит: Основная функция управления – это умение достигать поставленных целей. 3. 2. Обязательные способности руководителя Руководителям присуща определенная система способностей. Различные авторы выделяют разные обязательные способности руководителей. Рассмотрим некоторые из них. П. Юцевичене выделяет три группы таких способностей: Представим данные группы способностей наглядно на рис. 3. Рис. 3. Изменения руководящих способностей на различных уровнях управления. 100 Концептуальные способности 50 0 Технические способности Руководитель Руководитель Руководитель нижнего уровня среднего уровня высшего уровня (Jucevi?ien? P., 1996, с. 169) Другой автор (Р. Разаускас) выделяет следующие часто используемые
требования к руководителям, которые часто употребляются в различной
литературе авторов США и Европы. Роль лидера и руководителя не всегда совпадают. (Краткий словарь по социологии, 1989, с. 141) . Men – люди, . Methods – методы, . Money – деньги, . Machines – оборудование, . Materials – материал, ресурсы, . Management – управление, . Marketing – связь с рынком. . Желание быть руководителем. . Умение общаться и сотрудничать. . Умение говорить и умение слушать. . Интересоваться своими подчиненными. . Чувство юмора. . Умение экономить время. . Трудолюбие. . Адекватно реагировать на критику. . Рисковать, принимая решения. . Стремление к новшествам (Razauskas R., 1997, с. 24-33.) По мнению российских ученых-исследователей. Для каждого руководителя самая важная способность – это способность эффективно управлять. Это: . способность управлять собой; . четкие личные цели; . упор на постоянный личный рост; . навык решать проблемы; . изобретательность и способность к инновациям; . высокая способность влиять на окружающих; . знание современных управленческих подходов; . способность руководить; . умение обучать и развивать подчиненных; . способность формировать и развивать эффективные рабочие группы. (Герчикова И. Н., 1997, с. 347). 3. 3. Основные функции управления Управление – это непрерывный процесс, состоящий из перманентно повторяющихся и взаимосвязанных действий. Эти действия определяются в качестве функций управления. Различные
авторы разрабатывали различные функции. Например, по обзору литературы
можно определить следующие: Подробнее остановимся на основных функциях, упоминание о которых встречается наиболее часто. Планирование - эта функция представляет собой процесс подготовки
решений. Его назначение состоит в стремлении заблаговременно учесть по
возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные
условия для нормального функционирования и развития предприятий, входящих в
фирму. Организация – нацелена на упорядочение деятельности руководителя и
исполнителей. Это, прежде всего оценка руководителем своих возможностей,
изучение подчиненных, определение потенциальных возможностей каждого
работника, расстановка сил. Организация ставит вопрос: Кто и как будет
реализовывать план действий? 1. упорядочение деятельности работников, 2. раскрытие структуры предприятия, учреждения, ведомства. Контроль – это одна из важнейших функций управления. Контроль призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения исправлений в запланированные показатели развития фирмы, предприятия. В функцию контроля входят: сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах хозяйственной деятельности, сравнение их с планом, выявление отклонений и ошибок, анализ их причин, разработка программ для достижения целей фирмы. Принятие решений – это процесс выбора альтернативных способов действия для достижения цели. Политика персонала. В данном процессе руководитель выбирает, принимает и обучает персонал. В индивидуальных предприятиях, малых фирмах, а также некоторых организациях просвещения (например, школах) принимают и увольняют работников сами руководители. Он принимает их на работу, сам объясняет их обязанности, составляет рабочие договора. В больших организациях этим занимаются специальные отделы кадров. Выделим их основные функции управления человеческими ресурсами: . Прогнозирование новых рабочих мест. . Поиск новых работников. . Отбор работников и принятие их на работу. . Ознакомление новых работников с работой. . Создание должностных инструкций. . Составление программ совершенствования работников. . Контроль. . Исследование и разбор жалоб. . Создание и поддержка системы поощрения. . Фиксация достижений работников. . Организация оценки работников и многое другое. Отдел кадров собирает и хранит все данные о работниках и при необходимости предоставляют их руководителю организации. Коммуникация – процесс перехода информации в организации от одного лица
к другому. Выделяются три основных направления движения информации: (Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. 1994, с. 202- 209; Виханский О. С., Наумов А. И., 1994, с. 192-196; V. Bar?auskien?, B. Janulevi?iut?, 1999, с. 102- 103 ) Процесс руководства персоналом делится на три части: > Указание означает установку правил, приказ, задание. > Реагирование означает руководство через мотивы и потребности, создание хороших условий труда, решение возникающих проблем и конфликтов, стимулирование за отличную работу. > Представительство тесно взаимосвязано с реагированием и означает, что руководитель представляет своих подчиненных перед высшими звеньями власти. А также решает конфликты между потребностями работников и целями руководства. (V. Bar?auskien?, B. Janulevi?iut?, 1999, с.103) Так как мы говорим об организациях просвещения, считаем необходимым
отдельно выделить и конкретизировать функции директора школы: . Создание доброжелательной атмосферы. (Kjaergaard E., Martinien? R., 1996, с. 30). 3. 4. Управление как процесс воздействия Основа процесса управления и руководства – воздействие. Руководитель, который не может воздействовать на действия своих подчиненных, не может планировать и организовывать деятельность организации в целом. Специалисты управления выделили пять источников воздействия, которые могут возбудить ответные действия подчиненных на действия руководителя. > Воздействие насилия проявляется, когда подчиненный верит, что за плохую работу он будет наказан или не получит поощрения. Далее в таблице 3 отразим взаимосвязь между источниками взаимодействия, удовлетворенностью работой и деятельностью организации. Таблица 3. (V. Bar?auskien?, B. Janulevi?iut?, 1999, с.104) 3. 5. Черты и ценности эффективного руководителя Для того, чтобы полноценно работать, проявляя себя и внося что-то новое в предприятие, каждый руководитель должен обладать определенными личностными качествами. Например, Ф. Тейлор считал, что идеальным считается умный, образованный, тактичный руководитель, обладающий высокими техническими знаниями, решительный, энергичный, честный. Другой классик управления А. Файоль считал, что руководитель должен обладать предвидением, организаторскими способностями, быть компетентным, отличаться здоровьем, иметь развитый интеллект, высокий уровень культуры и нравственности. (Stoner J. A. В принципе у каждой страны свои критерии оценки качеств специалиста. В настоящее время, как считают специалисты, утвердилась американская и
английская система качеств и черт характера руководителя. См. приложение. Охарактеризуем некоторые черты эффективного руководителя: |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|