реферат, рефераты скачать
 

Принципы библиотечного дела


Высокая стоимость новых технических средств, появление коммерческих банков данных в библиотеках обусловили попытки введения платности обслуживания, что, в свою очередь, вызывает отток читателей из библиотек. Введение платности библиотечного обслуживания (членские взносы, плата за обслуживание, за передачу информации и документов и др.) означает, что библиотечное дело будет функционировать в большой степени на коммерческой основе и что устанавливается тесная взаимосвязь между предлагаемыми библиотечно-библиографическими услугами и их стоимостью. Возникают опасения по поводу того, что современные автоматизированные информационно-библиотечные системы и переход на электронные носители информации приведут к возникновению “информационной элиты”, и право граждан на библиотечное обслуживание информацию будет целиком зависеть от их экономического положения.

Коммерциализация библиотек – это путь к отторжению людей от накопленных человечеством культурных и научных ценностей. Это путь к диктату библиотек над читателями, к ограничению их неотъемлемого права на свободный выбор и получение информации. 52-я Генеральная конференция ИФЛА (Токио, 1986) рекомендовала сохранить бесплатными все виды библиотечных услуг для индивидуальных читателей, что получило поддержку подавляющего большинства библиотекарей всех стран как важнейшее условие общедоступности библиотечного обслуживания. В Федеральном законе о библиотечном деле определен перечень основных библиотечных услуг, которые должны быть бесплатными (получение полной информации о составе библиотечных фондов, консультационной помощи в поиске и выборе источников информации, любого документа для временного пользования и др.).

Безусловно, отдельные виды библиотечных услуг могут быть бесплатными, например, курсы и кружки при библиотеках; выполнение особо сложных видов справок; обзорные и тематические экскурсии по библиотеке; размещение рекламной продукции на информационных стендах, в читальных залах, в изданиях и публикациях библиотеки; предоставление документов из фондов библиотеки для кино- и фотосъемки, для организации выставок, обзоров, семинаров и др. Но необходимо специально разработать и нормативно закрепить перечень услуг, существующих в дополнение, а не в ущерб основному бесплатному библиотечному обслуживанию. Введение платных новых, дополнительных к основному бесплатному обслуживанию библиотечных услуг дополняет внебюджетное финансирование деятельности библиотек и позволяет расширить круг запросов читателей, удовлетворяемых библиотекой. Однако фундаментальной основой библиотечного дела остается принцип бесплатного обслуживания как непременного условия обеспечения общедоступности библиотек.

Подлинно информационное общество должно обеспечить правовые и социальные гарантии того, что каждый гражданин, находящийся в любом пункте, сможет получить всю информацию, необходимую для его жизнедеятельности и решения стоящих перед ним проблем. Права граждан гарантируются как в сфере библиотечного обслуживания, та к и в сфере свободной организации библиотек. Правомерна ситуация, когда наряду с общедоступными будут существовать библиотеки ограниченного доступа, созданные на частные или коллективные средства. Важно, что государство, наряду с гарантиями общедоступности, создает механизм экономической заинтересованности в ее расширении (например, материальное стимулирование библиотечных работников за высокое качество основных услуг).

Необходимо создать надежную систему правовой защищенности библиотек от всех превратностей рынка: определить нормативы бюджетного и внебюджетного финансирования их деятельности, правовые основы взаимоотношений библиотек в условиях рыночной экономики с издателями и книготорговыми организациями, органами государственной библиографии и научно-технической информации.

Таким образом, соблюдение принципа общедоступности связано со сложной целостной системой взаимосвязанных условий. Изучение и реализация этого принципа ведется в нескольких направлениях: физического и интеллектуального доступа; рациональной организации информационно-библиотечного обслуживания; внедрения современных технических средств; экономических и правовых аспектах. Многие из них требуют длительной и всесторонней разработки и поэтому должны быть заложены в конкретные средне- и долгосрочные планы и программы.


·                    Приоритет читательских интересов

 

Гуманистическая направленность деятельности библиотек исходит из системы идей, отстаивающих и обосновывающих высшую ценность человеческой личности. Человек имеет право на свободное развитие и реализацию своих потребностей и интересов. Читательские интересы и потребности – это исходный пункт, цель и критерий оценки деятельности библиотеки.

В прежней библиотечной практике отсутствовали альтернативные подходы к разным читателям и их интересам, действовал подход с позиций принципа коммунистической партийности. Жестко идеологизированные государственные органы предписывали библиотекам, какие книги направлять в открытый доступ, какие в “спецхраны”, какие рекомендовались читателям. Воспитание политического мировоззрения, проведение в жизнь официальной политики не требовало глубокого изучения читательских потребностей личности (информационных, познавательных), ориентировало лишь на выполнение социального заказа государства. Существовавшая в СССР и других социалистических странах ориентация на приоритет общественных интересов над личными ограничивала и подавляла индивидуальные читательские интересы, односторонне воздействовала на сознание читателей. Создавалось иллюзорное единство читательских интересов. Нарушались, таким образом, базисные цели библиотечной деятельности: обеспечение условий свободного всестороннего саморазвития личности читателя, приоритет читательских интересов.

В настоящее время в библиотечном деле происходит неуклонный, хотя и не безболезненный, процесс избавления от устаревших представлений, формируется новое библиотечное мышление. В библиотечном деле восстанавливается все ценное из научного, методического и практического потенциала. И одновременно отрицаются, отбрасываются дискредитировавшие себя взгляды, формы и методы, в которых отражались догматизм и нетерпимость к иным взглядам и идеям.

Процесс обновления библиотечного дела значительно расширил спектр проблем, требующих научного осмысления и исследования, среди которых есть и проблема плюрализма (от лат. Pluralis – множественный) читательских интересов. Прежде она толковалась как чуждая, несвойственная социалистическому библиотечному делу. Сейчас как принцип организации и функционирования библиотечного дела она приобретает права гражданства не только в теории, но и на практике. Демократия в Российской Федерации осуществляется на основе политического и идеологического многообразия, многопартийности, участия беспартийных.

В чем суть плюрализма в библиотечном деле? Ее можно определить как проявление объективно действующего многообразия читательских интересов, целей, устремлений и т.д. различных слоев и групп населения, отдельных граждан и соответствующего отражения, учет и реализация этого многообразия в библиотечной деятельности.

Объективной основой плюрализма читательских интересов являются различия экономических, социальных, политических и других интересов социальных групп, коллективов и отдельных людей, отражающие их положение в обществе и отношение к различным аспектам государственной и общественной жизни. Осознание гражданами своих ценностей и интересов, их дифференциация и направленность на поиск необходимой информации рождают соответствующие читательские интересы. Развитие социальной структуры нашего общества будет идти не по пути установления социальной односторонности, стирания социальных различий, а наоборот, по пути социальной дифференциации, различий интересов социальных слоев и групп, что в свою очередь, будет содействовать расширению социальной основы библиотечного плюрализма.

Каждый человек проходит свой путь приобщения к культуре, ее ценностям, к постижению истины. Культура каждого индивида формируется его образом жизни, различными условиями и факторами. Привести к единому знаменателю экономическое, политическое, эстетическое мышление различных людей нельзя. Приоритет многообразия читательских интересов – это качественно новый принцип организации и функционирования библиотечного дела, знаменующий, с одной стороны, отказ от монопольной, бюрократической системы, приводившей к идеологическому и организационному диктату над читателем, а с другой – формирование демократических, гуманистических основ библиотечной деятельности.

Этот принцип возрождает новую духовную атмосферу в общении библиотеки с читателем, демократизацию процесса обслуживания, утверждает права читателя на свободу выбора и оценки книги, на открытое, критическое обсуждение насущных проблем развития общества. Опираясь на диалог, дискуссии, на прямые и обратные связи с читателями, библиотеки способствуют развитию свободы самопроявлений личности каждого отдельного читателя.

С позиции принципа приоритета читательских интересов библиотека отказывается от стремления определять, что лучше читать каждому читателю, уходит от стереотипов прошлого, когда “руководство чтением” зачастую исключало альтернативность содержания читательских интересов. Упор делается на фактические и научно прогнозируемые информационные потребности читателей, на полное удовлетворение их индивидуальных запросов. Конечно, плюрализм читательских интересов не беспределен. Библиотекарь не может не вмешиваться в чтение читателя, если книга носит необъективный, вредный для чтения характер. “Ни один уважающий себя библиотекарь, - пишет известный американский библиотековед Д.Х. Шира, - не позволит читателю получить книгу, если известно, что это приведет к антиобщественным последствиям. Может быть, широта взглядов – это не больше, чем маска, которая скрывает невежество” (Д.Х. Шира. Введение в библиотековедение. – М., 1983. – С. 83).

Границы плюрализма определяются Конституцией РФ, которая, например, запрещает пропаганду расовой, национальной, социальной, классовой, религиозной вражды и ненависти, насилия и войны. Плюрализм несовместим с беззаконием, вседозволенностью. Поэтому за библиотекой остается функция содействовать формированию политической, эстетической, нравственной культуры, научного мировоззрения, т.е. приобщения читателей к культуре, знаниям, обуздания в человеке биологических начал, формирования в нем социальных и духовных качеств, воспитания способности самостоятельно мыслить и т.д. Следовательно, библиотека не только удовлетворяет читательский спрос (это лишь одна сторона ее действительности), но активно влияет на формирование читательских интересов.

Необходимость стимулирования, активизации читательских интересов, содействия их развитию заложена не только в общественном назначении библиотеки, но и в требованиях самих читателей к информации и книге. У значительной части читателей познавательные мотивы не получают конкретного выражения в выборе книг для чтения. Читательский интерес – это движущаяся, развивающаяся читательская активность, и если на низших ступенях более высоких он приобретает сознательные, волевые черты, переходит в стадию интереса инициативного.

Разрыв между уровнями читательского интереса вызывает потребность воздействия на чтение читателей. Оно обычно осуществляется по следующим направлениям: 1) по линии уже имеющихся интересов – их выявление, оценка, дальнейшее развитие и организация; 2) по линии возбуждения, стимулирования, создания новых интересов, каких у читателей еще нет, их закрепления и усиления; 3) по линии переключения – вместо имеющихся нежелательных интересов на их базе развиваются новые.

Помощь библиотеки в выборе нужных книг, расширения кругозора и знания, читательских интересов осуществляется на демократической основе, на основе уважения индивидуальности и творческих начал в читателе. Приоритетное внимание к личности читателя, его свободе должно сочетаться с максимальным учетом и согласованием интересов и ценностей общества. Общечеловеческие ценности морали и нравственности, прав личности, политической и экономической демократии, экологии, мира на земле и т.д. отражают принципиальное единство человеческого рода, целей и задач его развития. Они связаны с укреплением этого единства, сохранением человечества, созданием благоприятных условий для свободной реализации внутренних сил человека. общечеловеческие ценности исключают все, что разъединяет людей, ведет личность к деградации.

Однако как не существует человек как нечто среднее, как некий общечеловек, так и общечеловеческие ценности не существуют “вообще”. Эти ценности имеют свою специфику, “окрашиваются в определенный цвет”, проходя через призму читательского интереса. Читатель – это конкретный человек, сочетающий в себе неразделимое единство общего (общечеловеческого), особенного (национального, социального, профессионального и др.) и единичного (индивидуального). Это единство имеет диалектический характер: каждая из его сторон органически связана с остальными, влияет на них и взаимодействует с ними. Диалектическое единство общего, особенного и единичного, в разных конкретных случаях проявляющееся по-разному, и характеризует каждую личность.

Эта диалектика важна при осуществлении процесса библиотечного обслуживания. Здесь особую активность представляют различия типов интересов, социальных и духовных потребностей разных слоев и групп людей, обусловленные профессиональными, образовательными, демографическими, национальными, психологическими и иными особенностями. Требование учета в библиотечной деятельности специфических особенностей разных групп читателей приобретает особую важность в связи с тем, что они влияют на выбор книг, сила воздействия которых. В свою очередь, неизмеримо возрастает, если они адресованы не человеку вообще, а определенным людям и максимально соответствуют их потребностям, интересам, запросам.

Следовательно, необходимо изучать и знать читателей и в зависимости от этого знания дифференцировать (индивидуализировать) содержание, методы и организацию работы с ними. В библиотечной практике выделяются группы молодежи (работающей, учащейся), пенсионеров, женщин, или социальные группы – рабочие, крестьяне, интеллигенция, что в целом важно, но недостаточно для эффективной реализации дифференцированного подхода. Объективной основой дифференциации читателей являются социально-профессиональная и социокультурная структура, а также уровень читательской (информационной) культуры. Указанными критериями дифференциации читателей нельзя ограничиваться, необходимы еще дополнительные данные, характеризующие интересы личности, которые могут быть удовлетворены чтением. Большое влияние на все стороны читательской деятельности человека оказывают, например, его индивидуальные и социально-психологические особенности, необходимость изучения которых неуклонно возрастает.

Важным объектом дифференциации является и книга (документ, публикация), характеризующаяся исключительной индивидуальностью. Каждая книга предназначается строго определенному кругу читателей. Первостепенная задача библиотеки состоит в том, чтобы создавать такие условия, при которых каждая книга встречалась бы с соответствующим (“своим”) читателем. А это может произойти при условии обеспечения взаимного соотношения научно-теоретического, практического, художественного содержания книг качественно определенным читательским потребностям и интересам.

В зависимости от дифференциации читателей и литературы необходимо дифференцировать организацию и методы обслуживания читателей. Только в этом случае дифференцированный подход будет пронизывать все элементы библиотечной деятельности и способствовать повышению ее эффективности. С позиций требований принципа приоритета читательских интересов в библиотечной деятельности сочетаются методы общие, дающие положительные результаты в широких масштабах, и особенные, применяемые в работе с определенными читательскими группами, а также индивидуальные, учитывающие специфические черты и особенности конкретного (отдельного) человека.


·                    Системность библиотечного дела


Библиотечное дело представляет собой сложную, динамическую систему, которой присущи: а) наличие составных частей (элементов, подсистем); б) наличие тесных связей между ними; в) ценность, обусловленная взаимосвязью и взаимодействием структурных элементов; г) сочетание относительной самостоятельности  каждого отдельного элемента с выполнением  им функций, необходимых для библиотечного дела в целом. Такое понимание библиотечного дела определяет необходимость системного подхода к его организации, функционированию и развитию.

Это условие предъявляет два взаимосвязанных требования: пропорциональность (содержание, ядро системности, как бы ее “душа”) и планирование (форма, средство установленич и осуществления системности, формирования пропорций на всех уровнях библиотечного дела). Системное развитие библиотечного дела не может осуществляться без сознательного поддержания пропорциональности, выражающей определенное соотношение (качественное и количественное) между различными звеньями библиотечного дела и обеспечение соответствия объема и структуры библиотечных ресурсов объему и структуре общественных и индивидуальных потребностей.

По мере расширения и усложнения библиотечного дела усложняются и библиотечные пропорции. В случае несоблюдения объективного требования пропорциональности возникают диспропорции, порождающие всевозможного рода трудности в развитии библиотечного дела, негативные тенденции, что побуждает библиотечных работников восстанавливать нарушенное соответствие. Пропорции в развитии библиотечного дела многообразны. Это прежде всего общебиблиотечные пропорции (для библиотечного дела в целом). Например, между структурой библиотечных ресурсов; накоплением и использованием библиотечных фондов, информационными потребностями и библиотечными ресурсами, экстенсивными и интенсивными факторами роста библиотечных ресурсов и др. Это также межотраслевые, межведомственные и межрегиональные пропорции. Наконец, внутрисетевые и внутрибиблиотечные пропорции. Обеспечение этих пропорций ставит задачи определения потребностей населения в библиотечных ресурсах, их рациональной структуры и необходимого объема, а также выбора наиболее эффективных организационных форм и методов библиотечного обслуживания.

Во всех группах библиотечных пропорций в качестве исходного и основного пункта выступают информационные потребности. Пропорциональность, таким образом, предполагает оптимальное соответствие библиотечных ресурсов информационным потребностям, т.е. сознательное определение и поддержание необходимых пропорций в распределении библиотечных ресурсов в соответствии с потребностями в них. Эти пропорции имеют динамичный характер, т.е. развиваются под воздействием постоянно меняющихся и растущих информационных потребностей.

Пропорциональность тесно связана со сбалансированностью. Последняя представляет собой частный случай состояния пропорциональности, когда пропорциональность может быть выражена количественной мерой как соотношение (разница) между конкретной потребностью и степенью ее удовлетворения за счет имеющихся ресурсов. Пропорциональность значительно шире по содержанию, чем сбалансированность. Она отражает не только количественно соотношения, но прежде всего качественное состояние структуры и внутренних связей библиотечного дела. Кроме того, пропорциональность (диспропорциональность) характеризует устойчивость библиотечного дела и отдельных его частей (сфер, звеньев0 в течение достаточно продолжительного времени, тогда как сбалансированность – соотношение между отдельными элементами библиотечного дела, сложившиеся в данный момент.

Существенным условием реализации требований принципа системности является обеспечение взаимосвязи (пропорциональности) отраслевого и территориального подходов в организации библиотечного дела. Любая библиотека, будучи одним из многих “слагаемых” какой-то отрасли народного хозяйства, вместе с тем служит звеном того или иного территориального сочетания библиотек. Библиотеки отрасли, как правило, территориально разобщены, что значительно ограничивает возможности их согласованного развития. В то же время библиотеки разных отраслей народного хозяйства, расположенные на одной территории, взаимодействуя, образуют территориальное библиотечное объединение.

Каждый подход имеет свои достоинства. Отраслевой подход позволяет развивать внутриотраслевые связи, эффективно использовать ресурсы каждой отраслевой библиотечной сети. Однако на отраслевом уровне территориальные особенности отдельных библиотечных сетей полностью утрачены быть не могут. Вне поля зрения остаются многие вопросы, связанные с территориальной организацией библиотечного дела: структурой библиотечных ресурсов, их использованием, взаимодействием отраслевых библиотечных сетей.

Специфика территориального подхода, следовательно, состоит в том, чтобы учесть весь комплекс условий развития библиотечного дела на той или иной территории, выявить “узкие места”, обосновать необходимые меры по преодолению разрыва между уровнями библиотечного дела в разных районах страны. Территориальный принцип обеспечивает координацию деятельности отраслевых библиотечных сетей внутри регионов, обоснование информационных потребностей и библиотечных ресурсов каждого региона, их эффективное использование, развитие целесообразного внутрирайонного взаимодействия библиотек, установление рациональных межрайонных библиотечных связей.

Реализация системности происходит не автоматически, а через сознательную деятельность библиотечных работников. Поэтому разрабатываются программы и планы, осуществляется процесс планирования библиотечного дела, т.е. выбор и установление библиотечных пропорций, соответствующих информационным потребностям, связи и согласованности всех сторон (частей, процессов, явлений) библиотечного дела как целостной системы. С планирования начинается и им направляется весь цикл организации и функционирования библиотеки и библиотечного дела. Опыт планового управления – одно из важнейших приобретений цивилизации в XX столетии. Если, конечно, не отождествлять его с бюрократическими формами, практиковавшимися в прошлом.

Плановым управлением охватывается как библиотечное дело в целом, так и все его звенья. Без планирования невозможно: осуществление единой (структурной и территориальной библиотечной политики; разработка и осуществление региональных и межрегиональных (межведомственных) программ; разрешение противоречий между информационными потребностями и библиотечными ресурсами; использование экономических регуляторов для управления библиотечными процессами и др. Успех библиотечной деятельности на всех ее уровнях определяется прежде всего качеством планирования. Если план (программа) плохой, если он неправильно ориентирован, то вся последующая деятельность будет обесценена, а в ряде случаев даже бесполезна.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.