реферат, рефераты скачать
 

Принципы библиотечного дела


Процесс библиотечной деятельности динамичен, здесь возможны постоянные отклонения от установленного порядка. Чтобы быстро устранять помехи, необходим оперативный анализ данных по ходу работы. Текущий анализ констатирует, что, как и почему уже произошло.

Библиотечный анализ является важнейшим инструментом не только текущего контроля библиотечной деятельности, но и ее перспективного планирования перспективным анализом называется анализ результатов библиотечной деятельности с целью определения их возможных значений в будущем.

Успешно действовать в непрерывно изменяющейся ситуации способна та библиотечная система, которая не просто следит за переменами, а использует новейшую информацию для оперативной корректировки своей деятельности. План в этом случае будет тем, чем ему и надлежит быть: документом, в котором определяются порядок, последовательность, сроки и затраты на выполнение взаимосвязанных действий, направленных на достижение намеченного конечного результата. Во что бы то ни стало держаться плановых заданий при внешних или внутренних изменениях – дело заведомо бесперспективное и нерентабельное. Библиотеки, как правило, не имеют в своих руках всех элементов внешней среды. Поэтому планы не должны быть жесткими, т.е. они не должны носить директивный характер. При ясном понимании логики стратегического (перспективного) подхода к планированию не следует слишком строго придерживаться планов, исходя лишь из того, что это планы. Они должны скорее служить рабочими гипотезами (программами, предвидениями), которые пересматриваются по мере поступления новой информации об изменениях предпосылок плана или условий их реализации. Следовательно, планы должны корректироваться и быть скользящими.

Библиотечное дело – это совокупность библиотек разных типов и видов. И поэтому библиотечное дело представляет собой сложную систему, которой присуще:

-                    наличие составных частей, элементов

-                    наличие тесных связей между ними

-                    целостность системы, обусловленная взаимосвязью и взаимодействием отдельных элементов

-                    сочетание относительной самостоятельности каждого элемента системы с выполнением функций, присущих библиотечному делу в целом.

Каждая отдельная библиотека выполняет свою определенную функцию в зависимости от ее типа, вида, территориального положения и др. Каждая библиотека является элементом системы библиотек.

Вопрос взаимодействия библиотек рассматривается и в законе РФ о библиотечном деле (глава 6). Таким образом обеспечивается целостность единой системы библиотек, т.к. все областные библиотеки тоже взаимодействуют через Общероссийский методический центр – РНБ в С-Петербурге. Все государственные библиотеки нашей страны размещаются по территориальному признаку. Согласно делению страны на отдельные территории: города, села, районы, края. Существуют: сельские, городские краевые, районные, областные библиотеки и на каждом территориальном уровне имеется своя центральная библиотека – методический центр. Таким образом для государственных библиотек министерства культуры основным является отраслевой признак, но есть и другой – территориальный признак размещения библиотек на территории страны. Библиотеки отраслевого признака обслуживают пользователей по месту работы, а территориального – по месту жительства.

Библиотеки сельскохозяйственные, научные, технические, научно-технические принадлежат не министерству культуры, а различным ведомствам. Эти ведомства, т.е. отраслевые министерства организуют собственные отраслевые сети библиотек. Среди всех этих библиотек выделяют самые крупные, которые и становятся методическими центрами для библиотек своего ведомства. Например: ЦНМБ в Москве является смой главной библиотекой для всех медицинских библиотек и оказывает им методическую помощь; ЦНСХБ в Москве является главной сельскохозяйственной библиотекой нашей страны. Таким образом видим отраслевые системы библиотек.

На территории отдельных областей образуются территориальные библиотечные объединения специальных библиотек. Здесь также выделяются самые крупные библиотеки определенного типа и вида, которые становятся центральными для библиотек своего региона и оказывают методическую помощь остальным звеньям. Например в орловской области есмть центральная научная с-х библиотека НИИ зернобобовых и крупяных культур, которая объединяет в систему, помогает всем другим библиотекам орловской области. Областная научная медицинская библиотека является методическим центром для всех медицинских библиотек орловской области. Научная библиотека орловского классического университета является методическим центром для всех вузовских библиотек и всех учебных заведений и т.д.

Таким образом системность библиотечного дела проявляется в сочетании и территориального и отраслевого признаков размещения библиотек на территории страны и образования библиотечных подсистем взаимосвязанных между собой в целостные методические центры.


·                    Оптимальное сочетание централизации и децентрализации библиотечной деятельности

 

В законе РФ о библиотечном деле есть статья о ЦБС, где определяется, что ЦБС является добровольным объединением библиотек на единице территории. На практике это означает, что в масштабах всей страны возможно как существование целых центральных систем, так и существование самостоятельных библиотек, на самостоятельном финансировании. В каждом конкретном отдельном случае по закону этот вопрос определяется добровольно в зависимости от условий. На территории Орловской области в течении 20 лет в каждом районе существует централизация и всего в области более 20 ЦБС. В условиях ЦБС работают только государственные библиотеки орловской областной системы Министерства культуры. В начале 90-х гг. была ликвидирована в Орловской области существующая ранее ЦБС профсоюзных библиотек. Они получили самостоятельность.

Основным содержанием процессов организации и функционирования библиотечного дела является специализация библиотек, т.е. размежевание, разделение сфер деятельности по формированию и использованию соответствующих видов библиотечных ресурсов и удовлетворению соответствующих информационных потребностей. Выделяют три вида библиотечной специализации – специализация библиотечных сетей, специализация отдельных библиотек и внутрибиблиотечная.

Два первых вида представляют собой процесс формирования и увеличения числа самостоятельных библиотек и библиотечных сетей, характер которых определяется направлениями деятельности обслуживаемых групп населения и организации. Специализация внутрибиблиотечная выражается в специализации структурных подразделений и библиотечных работников. Наиболее рациональным, экономически и технологически выгодным механизмом соединения, интеграции библиотек, широко распространенным в мировой практике, является централизация.

Централизованное управление библиотеками и библиотечными процессами осуществляется вышестоящим органом управления (вышестоящей системой) и проявляется в доведении обязательных для выполнения заданий и выделении для этого необходимых ресурсов. Для российского библиотечного дела была характерна сверхцентрализация, т.е. сосредоточение руководства библиотечным делом или определенными библиотечными процессами в едином центре, распространение государственного руководства на всю библиотечную систему страны, единообразное решение в государственном масштабе организационных проблем, организация повсеместного методического руководства библиотеками. Принципиальная особенность такой сверхцентрализации состояла в директивности управления и недооценке (а правильнее, игнорировании, отрицании) самой идеи самостоятельности библиотек. Реально централизованное управление не может охватить все многообразие библиотечных процессов и связей.

Децентрализация библиотечной деятельности – это развитие библиотечного самоуправления в границах самостоятельности библиотеки. Она не только нарушает централизованно установленные между библиотекой и вышестоящей системой (надсистемой) связи, а, напротив, дополняет их. Поэтому развитие самоуправления в границах самостоятельности библиотеки повышает целостность, организованность и устойчивость той системы. В которую входит рассматриваемая библиотека. Игнорирование библиотекой границ самостоятельности, абсолютизация самостоятельного определения ею своего состояния (иначе говоря, установление самой себе заданий), как и сверцентрализация, приводят к отрицательным последствиям.

Развитие библиотечного дела требует оптимального определения степени централизации и децентрализации. Смысл централизации библиотек и библиотечных процессов состоит не в формальном административном подчинении, не в жесткой привязке библиотек к центру, а в определении того рационального соотношения централизации и децентрализации всех звеньев, которые обеспечивают максимум инициативы и самостоятельности отдельных библиотек и библиотечных сетей, единство их функционирования с целями и задачами библиотечной системы.

Централизация дает возможность объединять основные библиотечные процессы и при дефиците библиотечных ресурсов находить более эффективные пути их формирования и использования. Централизация создает условия, необходимые для решения принципиальных вопросов. В централизованном порядке выполняются следующие функции: определение основных направлений и перспектив развития библиотечной системы; проведение единой политики формирования, размещения и использования библиотечных ресурсов; централизованное комплектование, обработка и перераспределение литературы; централизация сигнальной библиографической информации, сведений о новых поступлениях литературы 9сводные каталоги), межбиблиотечного абонемента, хранения редкоиспользуемой литературы, использования машинной техники; единая политика в работе с кадрами. А также в области повышения квалификации и др.

В условиях централизации любой библиотеке обеспечивается возможность получения из общего фонда тематических  других подборок  литературы в длительное пользование, право систематически освобождать свой фонд от потерявшей актуальное значение, неиспользуемой или непрофильной литературы, передавая ее в фонд центральной библиотеки ЦБС. Бесперебойная циркуляция литературы, подвижность библиотечного фонда, оперативно используемого всей библиотечной системой, информация о фондах, не ограниченных рамками отдельных библиотек (выставки новой литературы, поступившей в ЦБС, информационные бюллетени, сводные каталоги, библиографические указатели) – все это позволяет отдельной библиотеке избежать ненужного дублирования, подчинить формирование своего фонда профилю обслуживаемого района. Централизация освобождает библиотеки от целого ряда функций, которые они самостоятельно не могут выполнить, и позволяет им сосредоточить свое внимание на обслуживании читателей, наиболее полном удовлетворении их запросов.

Отрицательным фактором централизации является опасность чрезмерной регламентации (зарегулированности), которая приводит к тому, что не учитываются конкретные условия и особенности низовых библиотек.

В соответствии с Федеральным законом о библиотечном деле библиотеки имеют право: самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности, осуществлять хозяйственную деятельность для расширения номенклатуры услуг и социально-творческого развития библиотеки и т.д.

В то же время децентрализация имеет и ряд отрицательных сторон: реальная опасность несогласованных действий библиотек, объективно не направленных на достижение общей цели библиотечной системы, вполне возможная переоценка факторов, учитывающих лишь текущие нужды данной библиотеки и недооценка факторов перспективного развития всей системы. Уровни централизации и децентрализации должны быть сбалансированы.

В рамках библиотечных систем происходит как полная централизация, при которой меняется юридическое положение библиотек, становящихся филиалами центральной, так и частичная централизация отдельных процессов, не затрагивающая административной подчиненности библиотек соответствующим организациям. Могут создаваться централизованные системы смешанного типа, куда входят библиотеки, преобразованные в филиалы и объединяемые на основе частичной централизации.


·                    Координация и кооперирование библиотечной деятельности

 

Координация – это взаимосвязь между библиотеками, согласно их деятельности между собой и размежевание функций между библиотеками в зависимости от их типологических характеристик.

Все библиотеки на территории каждого региона не оторваны, а взаимосвязаны, взаимодействуют друг с другом. Взаимодействие между библиотеками, координирование их работы осуществляется не только на территории отдельного региона, но и в масштабах всей страны. Функции координационного центра выполняют центральные библиотеки региона: например, в Орловской области координационным центром для всех библиотек всех типов и видов является публичная библиотека им. Бунина. Она является центральным межведомственным координационным центром. В ее структуре есть научно методический отдел, который согласует деятельность всех библиотек области. Но на территории орловской области есть ведомственные сети библиотек, например, медицинские библиотеки, с/х библиотеки, учебные. Внутри каждой ведомственной сети есть центральная библиотека, которая координирует работу библиотек сети, а областная библиотека им. Бунина является межведомственным координационным центром и она координирует работу всех библиотек сетей различных систем и ведомств. При библиотеках областных создаются межведомственные координационные библиотечные советы, в которые входят директора центральных библиотек всех систем и ведомств. Межведомственный координационный совет проводит совещания, заседания, научные конференции по вопросам развития библиотечного дела области. Координация в библиотечном деле в масштабах всей страны осуществляется следующим образом.

Есть 2 библиотеки РГБ и РНБ; РГБ – является главным координационным центром для всех библиотек страны независимо от ведомственного подчинения. Здесь так же существует координационный библиотечный совет, куда входят директора всех крупных библиотек страны: ЦНСХБ, ЦНМБ, ГПНТБ, и др. согласуют свою работу, координируют ее при РГБ.

Координация означает не только согласование, выработку общих направлений в работе, но и разделение функций между библиотеками, позволяет экономить труд и финансовые ресурсы. Например согласно размежеванию и типологической характеристике в помощь здравоохранения работают Государственные универсальные библиотеки и Медицинские библиотеки. Размежеваний функций происходит следующим образом: медицинские библиотеки обслуживают специалистов в области здравоохранения медицинской литературой, а все остальное население обслуживают универсальные государственные библиотеки через научно-популярную литературу.

Координация – это формирование корректирующих или поддерживающих воздействий для обеспечения согласованных действий организационно независимых библиотек (библиотечных систем).

В процессе координации вычленяются общие, совпадающие или пересекающиеся интересы библиотек, производится оценка степени их взаимообусловленности и взаимозависимости. Суть координации состоит, с одной стороны, в согласовании функций отдельных библиотек и библиотечных сетей между собой, с другой – в согласовании их деятельности с общими целями библиотечной системы.

Библиотечная координация организуется по отраслевому и территориальному принципам. Координация библиотек в рамках одной отрасли называется отраслевой (сетевой), между библиотеками разных отраслей (ведомств) – межотраслевой (межведомственной, межсетевой). В зависимости от территории библиотечная координация бывает внутрирайонной и межрайонной и может охватывать низовые административные районы, промышленные центры, экономические районы и т.д.

Таким образом, библиотечная координация – это организация определенной, заранее предусмотренной планом на основе специализации (разделение труда) и рассчитанной на длительный срок взаимной связи между библиотеками (библиотечными сетями) в целях совместного решения общей задачи – максимального привлечения населения к пользованию библиотечной книгой, более полного удовлетворения читательских запросов, рационального формирования и эффективного использования библиотечных ресурсов.

С координацией тесно связан принцип кооперирования. Процесс кооперирования осуществляется, как правило не по указанию центра, а по инициативе самих библиотек. Он может охватывать отдельные регионы страны и носить межрегиональный характер, а может охватывать и всю страну и даже выходить за пределы государственных границ. Так, активно осуществляется кооперирование на общеевропейском уровне. Эта инициатива исходит от Европейской лиги исследовательских библиотек, объединяющей свыше двухсот национальных, университетских, вузовский и крупнейших библиотек. В результате реальностью стали обмен библиографическими и документальными сведениями между библиотеками, практически осуществляется неограниченный доступ к библиотекам и их фондам и др.

Кооперирование – не самоцель, это естественная необходимость, без которой полноценное развитие библиотек невозможно. цель кооперирования – увеличение объема соответствующего библиотечного обслуживания путем взаимной доступности библиотечных ресурсов. Кооперирование охватывает различные стороны (сферы, отрасли) библиотечного дела.

Развитие кооперирования приводит к ослаблению иерархических ведомственных структур, к укреплению горизонтальных (межведомственных) библиотечных взаимосвязей, опирающихся на договорные отношения.


·                    Государственно-общественный характер библиотечного дела

 

Одним из основных принципов организации и функционирования библиотечного дела является его государственно-общественный характер.

В соответствии с Федеральным законом о библиотечном деле государство берет на себя разработку стратегических задач библиотечного дела, формирование правовой и нормативной основы библиотечной деятельности, создает систему общероссийских библиотечных законов и соответствующих подзаконных актов.

Государство разрабатывает конкретные нормы, препятствующие ликвидации библиотек, не только учрежденных государственными органами власти, но и ведомствами, профсоюзами и другими организациями. Запрещена приватизация действующих государственных библиотек. Государство берет на себя ответственность за формирование и обеспечение условий целостности (единства) общегосударственного библиотечного фонда. Государство обеспечивает связи между издательствами и библиотеками через книготорговую сеть, берет на себя развитие материально-технической базы, осуществляется приоритетное выделение капитальных вложений в укрепление и развитие культуры, в том числе библиотечного дела.

Не допускается проектирование и строительство населенных пунктов и жилых массивов без обеспечения их библиотеками, с учетом градостроительных норм, правил и потребностей населения. государство обеспечивает приоритет развития библиотек сельской местности, районах Крайнего Севера. Государство поощряет привлечение общественных и частных источников финансирования для развития библиотек снижением налогов и другими льготами. Органы государственного управления обеспечивают потребности в продукции, необходимой библиотекам, разрабатывают и реализуют программы обеспечения внедрения новой техники и технологии, стимулируют другие негосударственные организации (через налоговые льготы, кредитование) в создании новой техники и технологии для библиотек.

Государственная финансовая поддержка выражается в двух формах – целевое финансирование (в том числе конкретных видов деятельности независимо от видов библиотек, которые в ней участвуют) и льготы по платежам в бюджет. Библиотеки пользуются льготным налогообложением. В общегосударственном масштабе организуются подготовка и повышение квалификации библиотечных кадров, создается и финансируется система высших и средних специальных учебных заведений, институтов и курсов повышения квалификации.

Согласно закона РФ о библиотечном деле в нашей стране библиотеки могут открывать и финансировать:

1.    Государство в лице органов местной власти

2.    Различные министерства и ведомства

3.    Общественные организации

4.    Частные лица.

Таким образом библиотечное дело в стране имеет государственно-общественный характер, т.е. библиотеки содержат, финансируют государство и его ведомства с одной стороны, а с другой – общество в лице партий и частных лиц.

Также в работе каждой, отдельно взятой библиотеки имеются демократические начала – это выражается в том, что сами читатели участвуют в библиотечной работе. В каждой библиотеке имеется актив читателей, помогающий в проведении мероприятий и другой работы. У библиотек есть спонсоры, шефы со стороны предприятий. Есть отдельные граждане, дарящие библиотекам разное. При библиотеках создаются библиотечные советы, в которые входят самые активные читатели – ее друзья – это представители всех читателей и они помогают библиотекам, выражают интересы, выступают с предложением, помощью.


Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.