| |||||
МЕНЮ
| Приемы и методы создания индивидуального имиджаАудитория имиджа — группа людей, у которых формируют имидж. Определение аудитории имиджа зависит от потенциальной возможности влияния на судьбу клиента. Если формируется имидж у кандидата в депутаты, то аудиторией имиджа будут люди, которые голосуют, и те люди, которые на них оказывают влияние. Если клиенту необходимо продвинуться по служебной лестнице, то аудиторией имиджа будут его начальники, а также коллеги, если их мнение будет учитываться. Итак, в ходе реализации организационных технологий определение характера аудитории имиджа — одна из первых организационных задач, которые необходимо решить имиджмейкеру. Следующей организационной задачей является решение вопроса о наличии «проблемы имиджа». При решении этой задачи необходимо ответить на следующие вопросы: 1.
какое
мнение о клиенте должно быть у аудитории имиджа? Каким должен быть status id —
идеальное состояние мнения о клиенте? 2.
Какое
мнение о клиенте сейчас у аудитории имиджа? Выявление status quo —
фактического состояния мнения о клиенте. После получения ответа на 1 и 2 вопросы решается следующая задача: 3. Совпадает ли status id и status quo? Если они совпадают (у данной аудитории мнение об объекте именно такое, которое нужно клиенту), то нет необходимости в формировании имиджа, т.е. отсутствует «проблема имиджа». Если же мнение об объекте не то, которое нужно клиенту, то «проблема имиджа» имеет место быть, и принимается решение о формировании имиджа. Это решение реализуется через следующую группу технологий — психотехнологий. Психотехнологии формирования имиджа Психотехнология — это система принципов реализации психотехник, психотехнология — это самые общие правила по реализации психотехник. В контексте имиджелогии психотехнология формирования имиджа — это описание общих принципов психологического воздействия на людей для формирования у них определенного мнения в отношении определенного объекта. Психологическое воздействие рассматривается как дистанционное воздействие человека на психику других людей — на их сознание и подсознание с помощью определенной информации. При анализе психотехнологий формирования имиджа необходимо учитывать особенности самой информации и её «адресата». . Психотехнология имитация подсознательной имиджформирующей информации Речь идет об информации, поступающей непосредственно от объекта, т.е. о прямой информации. Суть этой психотехнологии заключается в том, что человек в процессе взаимодействия с тем человеком, у которого будет создаваться определенное мнение объекте, должен посылать имиджформирующую информацию о себе так, чтобы у члена аудитории имиджа сложилось впечатление, что этот вид информации исходит от объекта непроизвольно, непреднамеренно, машинально. Например, кандидат в депутаты выступает на митинге. Он в ходе своего выступления демонстрирует (умышленно) аудитории жесты, которые чаще всего оцениваются людьми положительно. Т.к. люди по своему опыту знают, что жесты – необдуманная вещь, то они воспринимают их как «обычные» и «естественные» (кроме, профессионалов, очень опытных и очень подозрительных людей). Теория и практика психологической науки обосновывает эффективность использования психотехнологии имитации подсознания в процессе формирования имиджа, а её оценка с точки зрения норм морали не всегда является негативной (по аналогии с любым «альтернативным» оружием). . Психотехнология формирования доверия аудитории имиджа к опосредованному источнику информации. Речь идет об имиджформирующей информации, которая поступает к членам аудитории имиджа не от объекта, а от других людей, которые характеризуют данный объект, т.е. о прямой информации. Например, журналист написал статью о кандидате в депутаты. Во всех этих и подобных случаях возникает проблема доверия аудитории имиджа к источникам информации. Данная проблема решается путем воздействия определенными психотехниками на аудиторию имиджа. Главная цель — сформировать позитивное отношение к источнику информации. «Аудитория будет доверять источнику информации, если будет расположена к нему; аудитория будет расположена к источнику информации, если у нее будет положительное мнение, которое <…> может быть как осознаваемым, так и подсознательным».[2,97]. Более действенным является мнение, сформированное в подсознании. Психотехнология воздействия на подсознание Сущность этой психотехнологии: необходимо посылать члену аудитории имиджа информацию таким образом, чтобы тот воспринимал её органами чувств, но при этом не обращал на нее внимание либо фиксировал бы в своем сознании, но только достаточно короткое время. И тогда эта информация окажется в подсознании человека и оценена (превращена в неосознаваемое мнение, которое и будет определять поведение человека). Внешне это выражается в фразе: «Чем-то он мне нравится, а чем — сам не знаю». Психотехники формирования имиджа Психотехники определяются как некие правила применения достаточно узкой группы технических приемов воздействия на психику людей. Различие психотехнологии и психотехники состоит в степени обобщенности правила. В имиджмейкинге психотехника жестко замыкается на презентации имиджформирующей информации. Однако их этого правила существует исключение. В некоторых случаях имиджмейкер должен обучать своего клиента не столько презентации каких-либо своих качеств, характеристик, сколько их блокированию. Психотехники блокирования негативной имиджформирующей информации У каждого человека есть как положительные, так и отрицательные качества, и могут проявляться как те, так и другие. Когда проявляются положительные качества, то это приветствуется как имиджмейкером, так и его клиентом. В то же время отрицательные качества должны блокироваться, члены аудитории имиджа не должны воспринимать эту информацию. Эта информация проявляется у людей непроизвольно (например, агрессия и т.п.). На имиджмейкере лежит задача обучить своего клиента устранению этих сигналов, блокировке этих видов информации. «Психотехника блокировки негативной имиджформирующей информации складывается из следующих этапов: а) Выявление у клиента этих сигналов; б) Убеждение клиента в негативности их для имиджа; в) Когда у клиента проявляется то или иное подобное «негативное» действие, имиджмейкер акцентирует его внимание на этих действиях и делает это каждый раз до тех пор, пока сознательный контроль за их проявлением не перейдет в автоматический — подсознательный».[2,100-101]. Достижение поставленной цели возможно только в то случае, если: а) Клиент убежден, что его действия характеризуются отрицательно; б) Если клиент желает иметь положительный имидж. Психотехники отстройки от конкурента Термин «отстройка» означает «отстранение», используется в имиджелогии при формировании имиджа как антитезы конкурентам. Данный термин введен в обиход журналистом и специалистом по PR и рекламе И.Л. Викентьевым в 1993. Он разработал определенные правила отстройки от конкурентов (в процессе интервью, которое дает отвечающий). Прием №1 Отвечающий сообщает Аудитории о превосходстве одного Предмета описания над другим на основании предубеждения: Ø О несоответствии действий Конкурента принятым нормам; Ø Об ошибке, которую можно совершить, обратившись к конкуренту; Ø Об ошибке и/или обмане с указанием их причин; Ø О целой системе ошибок, которые можно совершить, обратившись к Конкуренту. Прием №2 Отвечающий иронизирует по поводу своих Конкурентов или Оппонентов… Данный прием носит вспомогательное назначение и применяется совместно с другими приемами. Прием №3 Отвечающий сообщает Аудитории о превосходстве Предмета описания на основании действий и/или оценок: Ø Многих людей; Ø Авторитетов; Ø И даже Конкурентов. Прием №4 Отвечающий сообщает Аудитории о превосходстве Предмета описания на основании предполагаемой им (или другим лицом): Ø Просто классификации; Ø Классификации с обоснованием типовых причин достижений и проигрышей. Прием №5 Отвечающий сообщает Аудитории о превосходстве одного Предмета описания над другим, поскольку этот предмет: Ø Первый; Ø Главный; Ø Большой или «больше всех»; Ø Единственный, уникальный и т.п.; Ø И даже вне принятой классификации. Прием №6 Отвечающий сообщает Аудитории о превосходстве Предмета описания, которое определяется критерием для сравнения, при этом данный критерий: Ø Общепринят и/или общепонятен; Ø Явно проверяем, ощущаем Задающим вопросы и/или Аудиторией. Прием№7 Отвечающий сообщает Аудитории о превосходстве одного Предмета описания над другим, поскольку последний: ВНЕ принятых классификаций, категорий, сравнений… Прием №8 Отвечающий сообщает Аудитории о превосходстве одного Предмета описания над другим, предлагая иную – чем общепринятая: Ø Картину мира, точку зрения; Ø и даже свои ощущения – если это исходит от Авторитета. [5] Психотехники имитации подсознательной имиджформирующей информации. Имитировать нужно только те подсознательные действия, которые по мнению большинства людей проявляются подсознательно и которые характеризуют данного человека положительно. К таковым относится кинетика (движения, мимика,), некоторые характеристики габитуса (допустим в виде нарочитой небрежности) и вербалики. Психотехники формирования доверия аудитории имиджа к опосредованному источнику информации. Доверие (или кредитность человека) складывается из доверия к информации, которая исходит от этого человека, и доверия к человеку вообще, вне зависимости от того, что он говорит. Для того, чтобы появилось доверие к информации, преподносимой человеком, необходимо доказать его компетентность (необходимо доказать, что он действительно хорошо знает этого человека, например, кандидата, хорошо разбирается в данной проблеме и т.п.). Например, «я проработал с господином … более двадцати лет и хорошо знаю, что он всегда …»; «Будучи доктором наук, я могу достаточно компетентно оценить написанные им труды в этой области и полагать, что вполне заслуживает…»;и совсем наоборот: «я, конечно, не очень хорошо знаю господина …, но мне кажется, что он хороший человек». Для того, чтобы появилось доверие к человеку необходимо использовать техники для расположения аудитории к себе. К числу этих техник относятся действия, которые будут вызывать у аудитории положительные эмоции. Психотехники воздействия на подсознание членов аудитории имиджа. «Подсознание — это сфера психики, куда поступает информация, где она хранится какое-то время и используется по назначению…»[6,27]. Воздействие на подсознание означает, что посылаемая членам аудитории имиджа имиджформирующая информация в конечном итоге должна быть не в сознании, а в подсознании, т.е. не должна осознаваться. Существует 2 пути внедрения информации в подсознание: а) Направление имиджформирующей информации непосредственно в подсознание человека; б) Направление имиджформирующей информации в подсознание через сознание собеседника. Воздействие непосредственно на подсознание членов аудитории имиджа может осуществляться через гипноз[*],субсенсорное восприятие (эффект 25 кадра), а опосредованное воздействие на подсознание – через нейро-лингвистическое программирование (НЛП). Одна из самых распространенных – это техника гипноза. Гипноз – это то состояние, когда сознание отключено, а то, что внушается проникает в подсознание. Внушить что-либо человеку в состоянии гипноза может только специалист-гипнолог. По сути, речь идет о возможности зомбирования. А это имеет прямое отношение к формированию имиджа.. Техника субсенсорного восприятия — группа техник непосредственного воздействия на подсознание. «Субсенсорное восприятие — это неосознаваемое человеком восприятие субсенсорного сигнала, представляющего собой некий раздражитель (слово, изображение и т.п.), воздействие которого воспринимается органами чувств человека, но из-за малой интенсивности (или из-за меньшей силы по сравнению с другим, поступающим в это же время сигналом) или кратковременности воздействия вызванное им раздражение нервных волокон не достигает коры головного мозга, а в результате его воздействие не осознается человеком». [2,109]. В результате действия такого сигнала, информация о нем оказывается в подсознании человека, но ее нет в сознании. Находящаяся в подсознании человека информация может оказывать влияние на его поведение, оценки, действия. Если сигнал, поступающий в подсознание человека имеет нейтральный характер, то он не значим для человека. Любой сигнал, оцениваемый как положительный или отрицательный, значим для человека. НЛП — это программирование поведения людей (воздействие на мозг при помощи слова). Подсознательная информация может стать осознанной: Ø Подсознание посылает сигнал в сознание в виде чувства («что-то неприятное»). Данное чувство будет связано с его источником. Ø Через сновидения Ø Информация из подсознания поступает в сознание через психоанализ Ø С помощью метода ассоциаций. Но всё-таки чаще всего подсознание сообщает сознанию о каком-либо значимом для человека сигнале только с помощью чувства («приятное - неприятное», «радостное – тревожное» и т.п.).[6,33] Роль СМИ в трансляции имиджформирующей информации. Появление и развитие новых технических средств обусловили формирование нового социального пространства – массового общества. Данное общество характеризуется наличием специфических средств связи и передачи информации группе людей одновременно – средств массовой коммуникации (СМК), куда входят средства массовой информации (СМИ), книгоиздательство, кинематограф, электронные и мультимедийные средства связи, Интернет, наружная реклама. [7,284]. Средства массовой информации имеют несколько уровней: 1. первый уровень – важнейший. Он состоит из электронных и печатных СМИ, формирующих единое информационное пространство. 2. второй уровень из печатных и электронных СМИ состоит из коммерческих изданий, теле- и радиокомпаний всероссийского (номинально) и межрегионального охвата. К ним относят СМИ, имеющие выход в регионы, но не являющиеся общенациональными по охвату аудитории. 3. региональные электронные и печатные СМИ. 4. Интернет 5. Полимедиа, объединяющие различные каналы вещания СМИ СМИ принимают участие в формировании имиджа политиков, бизнесменов. Воздействие средств массовой информации по своему эффекту сродни внушающему воздействию. СМИ – наиболее сильное средство формирования имиджа. Чтобы достичь наиболее эффективного результата необходимо: Ø При работе с печатными СМИ делать упор на идентификационно-логические аспекты, Ø С радио – на звуковые аспекты, Ø С телевидением – на визуально-образные. Роль лидеров мнения в трансляции имиджформирующей информации. Следует различать формальных и неформальных лидеров. Формальные – это официальные лидеры (по должности). Неформальные лидеры – это авторитеты для какой-либо группы людей в какой-либо области. Лидер мнения – человек, чьи позиции, взгляды, точки зрения, наконец — мнения принимаются большинством данной группы людей, и не только в силу служебного положения этого человека, но в силу его личностных качеств. С помощью лидеров мнения формируется «наведенный имидж», т.е. такое мнение об объекте, которое возникает у той или иной группы людей не в результате формирования в их психике образа этого объекта, а в результате уже сформированного лидером мнения о данном объекте. Опора на лидера мнения – одной из действенных средств формирования имиджа. [2,115-116]. Заключение Имиджмейкинг и PR тесно связаны между собой. Для достижений своих целей PR использует имидж. Понятие имидж появилось в российском лексиконе в 90-х гг. XX века и применялось исключительно к политикам. Сегодня насчитывается большое число определений понятия «имидж». Наиболее емким, на мой взгляд, является следующее: Имидж – это искусственная имитация или преподнесение внешней формы какого-либо объекта или лица. Различают большое количество видов имиджа. Среди них выделяется и индивидуальный имидж. При формировании этого типа имиджа выделяются следующие мотивации: психологическая и прагматическая. Индивидуальный тип имиджа включает в себя следующие характеристики: 1. характеристики этого человека, что и является имиджформирующей информацией; 2. образ этого человека, сформированный в психике каждого из членов аудитории имиджа в виде комплекса различных характеристик человека — внешних и внутренних; 3. мнение об этом человеке как оценка возникшего в психике аудитории имиджа образа этого человека; 4. прототип имиджа – самого этого человека; 5. объект имиджелогического воздействия. У члена аудитории имиджа, сформировался образ этого человека, произошла оценка этого образа, возник имидж этого человека. Неразрывно с понятием имидж связаны такие понятия, как имиджмейкер, имиджформирующая информация. Имиджмейкер – лицо, профессионально занимающееся формированием имиджа. Имиджформирующая информация – это информация, которая поступает членам аудитории имиджа, для формирования нужного имиджа. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|