реферат, рефераты скачать
 

Приемы и методы создания индивидуального имиджа


Аудитория имиджа — группа людей, у которых формируют имидж.

Определение аудитории имиджа зависит от потенциальной возможности влияния на судьбу клиента. Если формируется имидж у кандидата в депутаты, то аудиторией имиджа будут люди, которые голосуют, и те люди, которые на  них оказывают влияние. Если клиенту необходимо продвинуться по служебной лестнице, то аудиторией имиджа будут его начальники, а также коллеги, если их мнение будет учитываться.

Итак, в ходе реализации организационных технологий определение характера аудитории имиджа — одна из первых организационных задач, которые необходимо решить имиджмейкеру.

Следующей организационной задачей является решение вопроса о наличии «проблемы имиджа». При решении этой задачи необходимо ответить на следующие вопросы:

1.          какое мнение о клиенте должно быть у аудитории имиджа? Каким должен быть status id — идеальное состояние мнения о клиенте?
Ответ на этот вопрос может быть получен в ходе беседы с клиентом. Если клиент знает только задачу (например, победить на выборах), то в ходе социологического исследования.

2.          Какое мнение о клиенте сейчас у аудитории имиджа? Выявление status quo — фактического состояния мнения о клиенте.
Ответ на этот вопрос может быть получен в ходе социологического исследования.

После получения ответа на 1 и 2 вопросы решается следующая задача:

3.          Совпадает ли status id и status quo?

 Если они совпадают (у данной аудитории мнение об объекте именно такое, которое нужно клиенту), то нет необходимости в формировании имиджа, т.е. отсутствует «проблема имиджа». Если же мнение об объекте не то, которое нужно клиенту, то «проблема имиджа» имеет место быть, и принимается решение о формировании имиджа. Это решение реализуется через следующую группу технологий — психотехнологий.

Психотехнологии формирования имиджа

Психотехнология — это система принципов реализации психотехник, психотехнология — это самые общие правила по реализации психотехник.

В контексте имиджелогии психотехнология формирования имиджа — это описание общих принципов психологического воздействия на людей для формирования у них определенного мнения в отношении определенного объекта. Психологическое воздействие рассматривается как дистанционное воздействие человека на психику других людей — на их сознание и подсознание с помощью определенной информации. При анализе психотехнологий формирования имиджа необходимо учитывать особенности самой информации и её «адресата».

. Психотехнология имитация подсознательной имиджформирующей информации

Речь идет об информации, поступающей непосредственно от объекта, т.е. о прямой информации.

Суть этой психотехнологии заключается в том, что человек в процессе взаимодействия с тем человеком, у которого будет создаваться определенное мнение объекте, должен посылать имиджформирующую информацию о себе так, чтобы у члена аудитории имиджа сложилось впечатление, что этот вид информации исходит от объекта непроизвольно, непреднамеренно, машинально.

Например, кандидат в депутаты выступает на митинге. Он в ходе своего выступления демонстрирует (умышленно) аудитории жесты, которые чаще всего оцениваются людьми положительно. Т.к. люди по своему опыту знают, что жесты – необдуманная вещь, то они воспринимают их как «обычные» и «естественные» (кроме, профессионалов, очень опытных и очень подозрительных людей).

Теория и практика психологической науки обосновывает эффективность использования психотехнологии имитации подсознания в процессе формирования имиджа, а её оценка с точки зрения норм морали не всегда является негативной (по аналогии с любым «альтернативным» оружием).

. Психотехнология формирования доверия аудитории имиджа к опосредованному источнику информации.

Речь идет об имиджформирующей информации, которая поступает к членам аудитории имиджа не от объекта, а от других людей, которые характеризуют данный объект, т.е. о прямой информации.

Например, журналист написал статью о кандидате в депутаты.

Во всех этих и подобных случаях возникает проблема доверия аудитории имиджа к источникам информации.

Данная проблема решается путем воздействия определенными психотехниками на аудиторию имиджа. Главная цель — сформировать позитивное отношение к источнику информации.

«Аудитория будет доверять источнику информации, если будет расположена к нему; аудитория будет расположена к источнику информации, если у нее будет положительное мнение, которое  <…> может быть как осознаваемым, так и подсознательным».[2,97]. Более действенным является мнение, сформированное в подсознании.

 Психотехнология воздействия на подсознание

Сущность этой психотехнологии: необходимо посылать члену аудитории имиджа информацию таким образом, чтобы тот воспринимал её органами чувств, но при этом не обращал на нее внимание либо фиксировал бы в своем сознании, но только достаточно короткое время. И тогда эта информация окажется в подсознании человека и оценена (превращена в неосознаваемое мнение, которое и будет определять поведение человека). Внешне это выражается в фразе: «Чем-то он мне нравится, а чем — сам  не знаю».

Психотехники формирования имиджа

Психотехники определяются как некие правила применения достаточно узкой группы технических приемов воздействия на психику людей. Различие психотехнологии и психотехники состоит в степени обобщенности правила.

В имиджмейкинге психотехника жестко замыкается на презентации имиджформирующей информации. Однако их этого правила существует исключение. В некоторых случаях имиджмейкер должен обучать своего клиента не столько презентации каких-либо своих качеств, характеристик, сколько их блокированию.

 Психотехники блокирования негативной имиджформирующей информации

У каждого человека есть как положительные, так и отрицательные качества, и могут проявляться как те, так и другие. Когда проявляются положительные качества, то это приветствуется как имиджмейкером, так и его клиентом. В то же время отрицательные качества должны блокироваться, члены аудитории имиджа не должны воспринимать эту информацию. Эта информация проявляется у людей непроизвольно (например, агрессия и т.п.). На имиджмейкере лежит задача обучить своего клиента устранению этих сигналов, блокировке этих видов информации.

«Психотехника блокировки негативной имиджформирующей информации складывается из следующих этапов:

а)                 Выявление у клиента этих сигналов;

б)                Убеждение клиента в негативности их для имиджа;

в)                Когда у клиента проявляется то или иное подобное «негативное» действие, имиджмейкер акцентирует его внимание на этих действиях и делает это каждый раз до тех пор, пока сознательный контроль за их проявлением не перейдет в автоматический — подсознательный».[2,100-101].

Достижение поставленной цели возможно только в то случае, если:

а)                 Клиент убежден, что его действия характеризуются отрицательно;

б)                Если клиент желает иметь положительный имидж.

Психотехники отстройки от конкурента

Термин «отстройка» означает «отстранение», используется в имиджелогии при формировании имиджа как антитезы конкурентам.

Данный термин введен в обиход журналистом и специалистом по PR и рекламе И.Л. Викентьевым в 1993. Он разработал определенные правила отстройки от конкурентов (в процессе интервью, которое дает отвечающий).

Прием №1

Отвечающий сообщает Аудитории о превосходстве одного Предмета описания над другим на основании предубеждения:

Ø                      О несоответствии действий Конкурента принятым нормам;

Ø                      Об ошибке, которую можно совершить, обратившись к конкуренту;

Ø                      Об ошибке и/или обмане с указанием их причин;

Ø                      О целой системе ошибок, которые можно совершить, обратившись к Конкуренту.

Прием №2

Отвечающий иронизирует по поводу своих Конкурентов или Оппонентов…

Данный прием носит вспомогательное назначение и применяется совместно с другими приемами.

Прием №3

Отвечающий сообщает Аудитории о превосходстве Предмета описания на основании действий и/или оценок:

Ø                      Многих людей;

Ø                      Авторитетов;

Ø                      И даже Конкурентов.

Прием №4

Отвечающий сообщает Аудитории о превосходстве Предмета описания на основании предполагаемой им (или другим лицом):

Ø                      Просто классификации;

Ø                      Классификации с обоснованием типовых причин достижений и проигрышей.

Прием №5

Отвечающий сообщает Аудитории о превосходстве одного Предмета описания над другим, поскольку этот предмет:

Ø                      Первый;

Ø                      Главный;

Ø                      Большой или «больше всех»;

Ø                      Единственный, уникальный и т.п.;

Ø                      И даже вне принятой классификации.

Прием №6

Отвечающий сообщает Аудитории о превосходстве Предмета описания, которое определяется критерием для сравнения, при этом данный критерий:

Ø                      Общепринят и/или общепонятен;

Ø                      Явно проверяем, ощущаем Задающим вопросы и/или Аудиторией.

Прием№7

Отвечающий сообщает Аудитории о превосходстве одного Предмета описания над другим, поскольку последний: ВНЕ принятых классификаций, категорий, сравнений…

Прием №8

Отвечающий сообщает Аудитории о превосходстве одного Предмета описания над другим, предлагая иную – чем общепринятая:

Ø                       Картину мира, точку зрения;

Ø                      и даже свои ощущения – если это исходит от Авторитета.

[5]

Психотехники имитации подсознательной имиджформирующей информации.

Имитировать нужно только те подсознательные действия, которые по мнению большинства людей проявляются подсознательно и которые характеризуют данного человека положительно. К таковым относится кинетика (движения, мимика,), некоторые характеристики габитуса (допустим в виде нарочитой небрежности) и вербалики.

Психотехники формирования доверия аудитории имиджа к опосредованному источнику информации.

Доверие (или кредитность человека) складывается из доверия к информации, которая исходит от этого человека, и доверия к человеку вообще, вне зависимости от того, что он говорит.

Для того, чтобы появилось доверие к информации, преподносимой человеком, необходимо доказать его компетентность (необходимо доказать, что он действительно хорошо знает этого человека, например, кандидата, хорошо разбирается в данной проблеме и т.п.). Например, «я проработал с господином … более двадцати лет и хорошо знаю, что он всегда …»; «Будучи доктором наук, я могу достаточно компетентно оценить написанные им труды в этой области и полагать, что вполне заслуживает…»;и совсем наоборот: «я, конечно, не очень хорошо знаю господина …, но мне кажется, что он хороший человек».

Для того, чтобы появилось доверие к человеку необходимо использовать техники для расположения аудитории к себе. К числу этих техник относятся действия, которые будут вызывать у аудитории положительные эмоции.

Психотехники воздействия на подсознание членов аудитории имиджа.

«Подсознание — это сфера психики, куда поступает информация, где она хранится какое-то время и используется по назначению…»[6,27].

Воздействие на подсознание означает, что посылаемая членам аудитории имиджа имиджформирующая информация в конечном итоге должна быть не в сознании, а в подсознании, т.е. не должна осознаваться.

Существует 2 пути внедрения информации в подсознание:

а)                 Направление имиджформирующей информации непосредственно в подсознание человека;

б)                Направление имиджформирующей информации в подсознание через сознание собеседника.

Воздействие непосредственно на подсознание членов аудитории имиджа может осуществляться через гипноз[*],субсенсорное восприятие (эффект 25 кадра), а опосредованное воздействие на подсознание – через нейро-лингвистическое программирование (НЛП).

Одна из самых распространенных – это техника гипноза. Гипноз – это то состояние, когда сознание отключено, а то, что внушается проникает в подсознание. Внушить что-либо человеку в состоянии гипноза может только специалист-гипнолог. По сути, речь идет о возможности зомбирования. А это имеет прямое отношение к формированию имиджа..

Техника субсенсорного восприятия — группа техник непосредственного воздействия на подсознание. «Субсенсорное восприятие — это неосознаваемое человеком восприятие субсенсорного сигнала, представляющего собой некий раздражитель (слово, изображение и т.п.), воздействие которого воспринимается органами чувств человека, но из-за малой интенсивности (или из-за меньшей силы по сравнению с другим, поступающим в это же время сигналом) или кратковременности воздействия вызванное им раздражение нервных волокон не достигает коры головного мозга, а в результате его воздействие не осознается человеком». [2,109].

В результате действия такого сигнала, информация о нем оказывается в подсознании человека, но ее нет в сознании. Находящаяся в подсознании человека информация может оказывать влияние на его поведение, оценки, действия. Если сигнал, поступающий в подсознание человека имеет нейтральный характер, то он не значим для человека. Любой сигнал, оцениваемый как положительный или отрицательный, значим для человека.

 НЛП — это программирование поведения людей (воздействие на мозг при помощи слова).

Подсознательная информация может стать осознанной:

Ø                      Подсознание посылает сигнал в сознание в виде чувства («что-то неприятное»). Данное чувство будет связано с его источником.

Ø                      Через сновидения

Ø                      Информация из подсознания поступает в сознание через психоанализ

Ø                      С помощью метода ассоциаций.

Но всё-таки чаще всего подсознание сообщает сознанию о каком-либо значимом для человека сигнале только с помощью чувства («приятное - неприятное», «радостное – тревожное» и т.п.).[6,33]

Роль СМИ в трансляции имиджформирующей информации.

Появление и развитие новых технических средств обусловили формирование нового социального пространства – массового общества. Данное общество характеризуется наличием специфических средств связи и передачи информации группе людей одновременно – средств массовой коммуникации (СМК), куда входят средства массовой информации (СМИ), книгоиздательство, кинематограф, электронные и мультимедийные средства связи, Интернет, наружная реклама. [7,284].

Средства массовой информации имеют несколько уровней:

1.          первый уровень – важнейший. Он состоит из электронных и печатных СМИ, формирующих единое информационное пространство.

2.          второй уровень из печатных и электронных СМИ состоит из коммерческих изданий, теле- и радиокомпаний всероссийского (номинально) и межрегионального охвата. К ним относят СМИ, имеющие выход в регионы, но не являющиеся общенациональными по охвату аудитории.

3.          региональные электронные и печатные СМИ.

4.          Интернет

5.          Полимедиа, объединяющие различные каналы вещания СМИ

СМИ принимают участие в формировании имиджа политиков, бизнесменов. Воздействие средств массовой информации по своему эффекту сродни внушающему воздействию. СМИ – наиболее сильное средство формирования имиджа.

Чтобы достичь наиболее эффективного результата необходимо:

Ø                      При работе с печатными СМИ делать упор на идентификационно-логические аспекты,

Ø                      С  радио – на звуковые аспекты,

Ø                      С телевидением – на визуально-образные.

                        Роль лидеров мнения в трансляции имиджформирующей информации.

Следует различать формальных и неформальных лидеров. Формальные – это официальные лидеры (по должности). Неформальные лидеры – это авторитеты для какой-либо группы людей в какой-либо области.

Лидер мнения – человек, чьи позиции, взгляды, точки зрения, наконец — мнения принимаются большинством данной группы людей, и не только в силу служебного положения этого человека, но в силу его личностных качеств.

С помощью лидеров мнения формируется «наведенный имидж», т.е. такое мнение об объекте, которое возникает у той или иной группы людей не в результате формирования в их психике образа этого объекта, а в результате уже сформированного лидером мнения о данном объекте.

Опора на лидера мнения – одной из действенных средств формирования имиджа. [2,115-116].


Заключение


Имиджмейкинг и PR тесно связаны между собой. Для достижений своих целей PR использует имидж.

Понятие имидж появилось в российском лексиконе в 90-х гг. XX века и применялось исключительно к политикам. Сегодня насчитывается большое число определений понятия «имидж». Наиболее емким, на мой взгляд, является следующее:

Имидж – это искусственная имитация или преподнесение внешней формы какого-либо объекта или лица.

Различают большое количество видов имиджа. Среди них выделяется и индивидуальный имидж. При формировании этого типа имиджа выделяются следующие мотивации: психологическая и прагматическая. Индивидуальный тип имиджа включает в себя следующие характеристики:

1.          характеристики этого человека, что и является имиджформирующей информацией;

2.          образ этого человека, сформированный в психике каждого из членов аудитории имиджа в виде комплекса различных характеристик человека — внешних и внутренних;

3.          мнение об этом человеке как оценка возникшего в психике аудитории имиджа образа этого человека;

4.          прототип имиджа – самого этого человека;

5.          объект имиджелогического воздействия.

У члена аудитории имиджа, сформировался образ этого человека, произошла оценка этого образа, возник имидж этого человека.

Неразрывно с понятием имидж связаны такие понятия, как имиджмейкер, имиджформирующая информация. Имиджмейкер – лицо, профессионально занимающееся формированием имиджа. Имиджформирующая информация – это информация, которая поступает членам аудитории имиджа, для формирования нужного имиджа.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.