реферат, рефераты скачать
 

Правовое регулирование расчетно-денежных отношений в банковской сфере


p> Если расчеты осуществляются с акцептом плательщика ( акцептная форма)
, то на банк - эмитент возлагаются следующие обязанности: а) обеспечить предъявление обязанному лицу требования о совершении платежа и/или акцепта вместе с соответствующими документами; б) обеспечить зачисление на счет получателя соответствующих средств или вручить ему акцептованные документы, если платеж или акцепт был производен плательщиком.

Если расчеты осуществляются без акцепта плательщика, а представленные получателем документы полностью соответствуют требованиям законодательства, то на банк эмитент возлагается обязанность обеспечить бесспорное
(безакцептное) списание средств со счета плательщика - при наличии на нем денег и зачислить полученную сумму на счет получателя платежа.

При недостаточности денежных средств на счете плательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется по очередности в соответствии со ст.855 ГК РФ.

Банк, получивший от банка - эмитента инкассовое поручение вместе с необходимыми документами, обязан совершить для его исполнения следующие действия.

При акцептной форме расчетов :
. произвести формальную проверку поступивших документов с точки зрения их соответствия законодательству, банковским правилам и обычаям;
. предъявить поступившие документы плательщику для акцепта;
. в случае акцепта плательщиком поступившего требования и наличия денег на счете произвести списание средств и обеспечить их перевод в банк получателя платежа для зачисления на его счет;

При бесспорном (безакцептном) списании средств:
. произвести формальную проверку поступивших документов с точки зрения их соответствия законодательству, банковским правилам и обычаям;
. при наличии денег на счете плательщика списать требуемую сумму и обеспечить ее перевод в банк получателя платежа для зачисления на его счет.

При проверке инкассового поручения и приложений к нему определяется правильность их оформления, заполнения реквизитов, ссылок на нормативные акты и т.п. При этом документы, прилагаемые к инкассовому поручению, должны соответствовать ему по внешним признакам. Если банк выявит какие-либо недостатки в представленных ему документах, препятствующих исполнению поручения, он обязан немедленно известить лицо, от которого это поручение было непосредственно получено. Таким лицом может быть или банк-эмитент, или сам получатель средств. После этого исполняющий банк вправе приостановить выполнение поручения, впадая в просрочку. Срок для устранения указанных недостатков в ГК не определен. Вероятно, речь может идти о “разумном” сроке, необходимом для получения уведомления исполняющего банка по почте ( или с использованием иных видов связи), а также составления и отсылки ответа. Если инкассовое поручение поступило в исполняющий банк от банка- эмитента, то адресатом его уведомления будет получатель средств. При неустранении указанных недостатков в разумный срок банк вправе возвратить документы без исполнения.

Своеобразие инкассовой операции проявляется в двойственном правовом положении банка плательщика. С одной стороны, предъявляя своему клиенту документы с требованием платежа ( или акцепта) и направляя полученные суммы
( акцепт) банку получателя средств, банк плательщика действует как исполняющий банк, т.е. как представитель получателя средств. С другой стороны, производя списание денег со счета своего клиента на основании акцептованных им документов, банк плательщика действует как представитель плательщика.

Порядок осуществления расчетов по инкассо регулируются пар. 4 гл. 46
ГК РФ, Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации от 1 июля
1992 г. и другими нормативными актами.

При расчетах в порядке инкассо денежное обязательство плательщика считается исполненным в момент списания средств с его счета, то в дальнейшем получатель платежа приобретает право требовать неполученную им сумму от банков, участвующих в осуществлении инкассовой операции.

Средства, списанные им со счета плательщика (инкассированные суммы), исполняющий банк обязан немедленно перечислить в распоряжение банка - эмитента (при наличии прямых корреспондентских отношений), либо дать поручение Центральному банку о переводе платежа на корреспондентский счет банка-эмитента в расчетно-кассовый центр для зачисления его на счет получателя.

Расчеты чеками.

Чек является одним из важнейших средств платежа. Он представляет собой ценную бумагу, содержащую безусловный письменный приказ чекодателя банку произвести платеж указанной суммы чекадержателю или по его приказу.
Что означает безусловный характер оплаты по чеку ? Выдаче чека всегда предшествуют какие - либо правоотношения . Например, возникшие из договора купли - продажи, займа и др.

Чек - “ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю”
(п.1 ст.877 ГК РФ ).

В зависимости от того, имеет ли ценная бумага отношение к сделке, на основе которой она была выдана, ценные бумаги подразделяются на
“каузальные” и “абстрактные”. [17]

Каузальными являются ценные бумаги, содержащие ссылку на основную сделку. В тех случаях, когда из ценной бумаги возникает второе, новое обязательство независимо от лежащей в его основе сделки имеют место абстрактные ценные бумаги. Так, если покупатель продукции расплатился путем передачи продавцу чека, то обязательство выплатить по чеку не зависит от обязательства, основанного на договоре купли - продажи. Любые нарушения по основному обязательству не влияют на судьбу чека. Правовая судьба основного требования определяется по общим гражданско - правовым требованиям, в то время как право, закрепленное в ценной бумаге, подлежит специальному регулированию.

До введения в действие второй части ГК расчеты чеками регулировались, в основном, Положением о чеках, утвержденное постановлением Верховного
Совета РФ от 13 февраля 1992 г.[18] Согласно Вводному закону (ч.4 ст. 2)
Положение о чеках утратило силу. Подробное регулирование расчетов чеками нормами Гражданского Кодекса ставит задачу большего приближения чекового законодательства к положениям Единообразного закона о чеках, принятого
Женевской конвенцией 1931 г.

Нормы Гражданского Кодекса, устанавливающие порядок и условия расчетов чеками, могут быть дополнены другими законами и установленными в соответствии с ними банковскими правилами. В настоящее время действует постановление Президиума Верховного Совета РФ от 13 января 1992 г. “ О введении в хозяйственный оборот чеков нового образца”.

В части не противоречащей Гражданскому кодексу, действуют Правила расчетов чеками на территории Российской Федерации.[19]

Безусловный характер платежа по чеку означает независимость обязательства оплатить указанную в чеке сумму от условий и действительности сделки, во исполнение которой выдан чек. Недействительность данной сделки не является основанием для отказа произвести платеж по чеку.

Чекодержателем может быть любое физическое или юридическое лицо.
Плательщиком по чеку может выступать только банк, в котором чекодатель имеет счет и который выдал ему чековую книжку.

Чек является ценной бумагой и должен содержать установленные реквизиты, отсутствие которых лишает чек юридической силы. Наличие в чеке дополнительных условий не влияет на его действительность.

Чек должен содержать ( ст. 878 ГК РФ ) :
1. наименование “чек”, включенное в текст документа;
2. поручение плательщику выплатить определенную денежную сумму;
3. наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведен платеж;
4. указание валюты платежа;
5. указание даты и места составления чека;
6. подпись лица, выписавшего чек, - чекодателя.

Указанную в чеке сумму банк - плательщик выдает чекодержателю за счет средств, находящихся на счете чекодателя, либо за счет средств, депонированных им на отдельном счете , но не свыше той суммы, которую банк гарантировал по согласованию с чекодателем.

Срок оплаты сумм по чеку устанавливается законом. До введения в действие части второй Гражданского кодекса этот срок регулировался ст. 21
Положения о чеках, которая соответствовала Единообразному закону о чеках.
Гражданский кодекс не устанавливает конкретный срок оплаты чека. Правила расчетов чеками на территории Российской Федерации предусматривают, что чек предъявляется к оплате в 10 - дневный срок со дня выписки. В случаях, когда чек выписан за пределами России, он должен быть предъявлен к оплате в следующие сроки : в течении 20 дней - выписанный на территории стран СНГ, и в течении 70 дней - выписанный на территории какого-либо другого государства.

Убытки, возникшие в результате оплаты чека, не отвечающего установленным требованиям, либо содержащего сведения, не соответствующие данным чековой карточки, несет банк - плательщик.

Согласно п.3 ст. 885 ГК РФ установлен сокращенный срок исковой давности для предъявления иска чекодержателем и регрессного иска обязанных по чеку лиц - шесть месяцев со дня возникновения у них право на предъявление иска.

Заключение

Правовое регулирование расчетно-денежных отношений юридических лиц является одной их основных проблем в банковском праве. В настоящее время существует большое количество нормативно - правовых актов, которые не всегда согласуются друг с другом. Большинство норм требуют серьезного осмысления, поскольку они используют далекие от юриспруденции термины банковского дела. Многие проблемы правового регулирования расчетно - денежных отношений до сих пор не решены и даже не обсуждаются в юридической литературе.

Таким образом, мною сделан следующий вывод: на сегодняшний день возникла целесообразность не только совершенствования действующего законодательства в сфере расчетно - денежных отношений юридических лиц, но и целесообразность подготовки законопроекта “ О банковских операциях”, где рассматривался бы и порядок осуществления платежей, которые производятся через корреспондентские счета банков, и прямые взаимные расчеты между двумя банками, а также через расчетно - кассовые центры Банка России, но и правовые основы банковского кредитования. Правила данного закона относились бы также к взаимоотношениям по переводу средств между банками, иными кредитными учреждениями и их клиентами. В данном законе надо отрегулировать все безналичные и наличные расчеты между юридическими лицами, физическими лицами, а также предпринимателями без образования юридического лица.

Подготовка и принятие такого Федерального закона “ О банковских операциях” снизило бы количество подзаконных актов. Моя позиция состоит в том, чтобы количество подзаконных актов ( прежде всего Центрального Банка
России) было сокращено, а механизм правового регулирования расчетно - денежных отношений последовательно переведен на уровень закона.

Думаю, что Закон о банковских операциях должен стать естественным дополнением Гражданского кодекса и Закона РФ “О банках и банковской деятельности” и сформировать особую гражданско - правовую конструкцию расчетно - денежных операций, в соответствии с которым Банком России устанавливаются правила, формы и стандарты банковской деятельности.

Принципиально важной особенностью подобного законодательного акта является то, что его положения регулируют как безналичные расчеты, осуществляемые без использования электронных средств, так и электронные платежные операции. Это тем более важно, что действующее на сегодняшний день Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации относится только к расчетам без использования электронных средств и в этом смысле значительно устарело. Правовой уровень этого Положения и концептуально, и нормативно ( то есть по объему урегулированных вопросов) отстает от технического уровня современных платежных систем. В результате если между сторонами, осуществляющими электронный перевод средств, нет соглашения, их взаимоотношения являются абсолютно неурегулированными. Таким образом, отсутствуют правила, которыми можно было бы руководствоваться при вынесении обоснованного судебного решения.

Думаю. что закон надо строить на ином принципе, чем Положение о безналичных расчетах. В отличие от преимущественно императивных правил
Положения закон должен быть диспозитивен.

Следовательно, введение в действие такого Федерального закона должно способствовать развитию платежной системы в России благодаря наличию согласованной и четкой системы норм, относящихся ко всем этапам движения платежей, определенности прав и обязанностей и ответственности их участников.

Н.
Григорьева

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. //СЗ РФ, 1994, №
32, Ст.3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. - М.: ИНФРА
,1996. - 352 с.
4. Закон РФ “О банках и банковской деятельности в РСФСР” в ред.
Федерального закона РФ от 3 февраля 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 6. Ст.492.
5. Закон РФ “ О центральном банке Российской Федерации (Банке России)” в ред. Федерального закона от 26 апреля 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 18 Ст.
1593.
6. Закон РСФСР “ Об основах налоговой системы в Российской Федерации” от
27 декабря 1991 г. // Ведомости РФ. 1992. № 11. Ст.527.
7. Положение о безналичных расчетах в РФ, сообщенное письмом ЦБ РФ от 9 июля 1992 г. № 14 // Вестник ВАС РФ. 1993. № 4.
8. Положение о чеках. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и
Верховного Совета РФ. 1992. № 24. Ст. 1283.
9. Положение о штрафах за нарушение правил совершения расчетных операций, утв. постановлением СМ СССР от 16 сентября 1983 г. № 911 // СП СССР.
1983. отд 1. № 27. Ст.155.
10. Указ Президента Российской Федерации “ О порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности “ от 8июля 1994г.
№ 1896 // Российская газета. 1994. 14 июля.
11. Указ Президента Российской Федерации “ О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве” от 23 мая 1994 г. № 1005 с изменениями и дополнениями от 21 ноября 1995 г.
12. Указ Президента Российской Федерации “ Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей” от 23 мая 1994 г. № 1006 с изменениями от 21 марта 1995 г.
13. Указ Президента Российской Федерации “ О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения “ от 18 августа 1996 г. №
1212 .
14. Постановление правительства РФ от 30 июня 1993 г. № 626 “ Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской
Федерации между юридическими лицами” // СЗ РФ. 1993. № 23. Ст. 1597.
15. Постановление правительства РФ от 17 ноября 1994 г. № 1258 “ Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской
Федерации между юридическими лицами” // СЗ РФ. 1994. № 31. Ст. 3276.
16. Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. “ О порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд
РФ” // Ведомости РФ. 1992. № 5. Ст.180.
17. Инструкция Госбанка СССР от 30 октября 1986 г. № 28 “ О расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР” //
БНА.1989.№ 5. Ст.13.
18. Инструкция “ О порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование”. Постановление СМ РФ от 11 октября
1993 г. // СЗ РФ. 1993. №44. Ст.4198.
19. Инструкция Сбербанка РФ от 21 октября 1997 г. № 194 “ О порядке открытия и ведения расчетных, текущих счетов в учреждениях
Сберегательного банка РФ”.
20. Правила расчетов чеками на территории Российской Федерации. //Письмо ЦБ
РФ от 20 января 1993 г. № 18-11/52.
21. Правила безналичных расчетов в народном хозяйстве № 2, утв. Госбанком
СССР 30 сентября 1987 г. // БНА СССР. 1990. № 9-10 .
22. Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов. Изд.
Международной торговой палаты. - М.АО Консалтбанкир, 1994.
23. Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. -
М.: Фирма “СПАРК”, 1995.
24. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй ( постатейный). - М., ИНФРА-М-НОРМА, 1996.
25. Банковская система: какой ей быть ? // Деньги и кредит. 1989.№ 12
26. Банковское дело / Под.ред. О.И.Лаврушина.М.,1992.
27. Банковское дело / Под.ред. В.И.Колесникова. М.,1995.
28. Безналичные расчеты. Сборник нормативных актов по правовому регулированию безналичных расчетов. - М., 1993.
29. Бричко Л.В. Законодательство о расчетах в народном хозяйстве СССР.
М.:Юрид.лит.,1977.
30. Васильева М.А. Чек как средство платежа // Закон. 1992. №12.
31. Вильнянский С.И. Кредитно - расчетные правоотношения. Учебное пособие.
Харьков: Изд-во Харьковского университета, 1955.
32. Гражданско - правовое регулирование банковской деятельности. М.:
Юринформ, 1994.
33. Гвирцман М.В. Правовые сложности открытия расчетных счетов // Закон.
1992. № 10.
34. Демушкина Е.С. Природа договора банковского счета и счета депо // Право и экономика. 1996. № 21
35. Демушкина Е.С. Правовое регулирование категории “ счет” // Право и экономика. 1996. № 22.
36. Ефимова Л.Г. Банковское право. М.: БЕК, 1994.
37. Ефимова Л.Г. О правовой природе договора банковского счета и банковского вклада // Государство и право. 1992. № 4.
38. Ефимова Л.Г., Каблукова Л.А. Ответственность банков за нарушение правил совершения расчетных операций // Бизнес и банки. 1993. № 19.
39. Зайцева Л.Н. О формах расчетов, видах и способах платежа // Деньги и кредит. 1985. № 7.
40. Коган М. Л. Ответственность Госбанка и его клиентов за нарушение правил совершения расчетных операций // Хозяйство и право. 1979. №11.
41. Кузьмин В.Ф. Кредитные и расчетные правоотношения в промышленности. М.:
Юрид.лит.1975.
42. Кузьмин В.Ф., Соболев Л.А. Безналичные денежные расчеты производственных и научно - производственных объединений. М.,1979.
43. Куник Я.А. Кредитные и расчетные отношения в торговле. М.: Экономика,
1970.
44. Куник Я.А. Кредитные и расчетные отношения в торговле. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Экономика, 1976.
45. Новоселова Л.А. О правовой природе договора расчетного счета // Вестник
Моск. ун-та. Сер.Право. М., 1990. № 9.
46. Новоселова Л.А. Договор и расчеты // Хозяйство и право. 1990. № 6.
47. Новоселова Л.А., Батырев Т.К. Ответственность банков за нарушение правил совершения расчетных операций // Хозяйство и право. 1992. №9.
48. Новоселова Л.А. Аккредитивная форма расчетов // Экономика и право.
1992. № 9.
49. Новоселова Л.А. Аккредитивная форма расчетов // Хозяйство и право.
1992. № 11.
50. Новоселова Л.А. О правовой природе средств на банковских счетах //
Хозяйство и право. 1996. № 8.
51. Олейник О.М. Правовое регулирование деятельности банков и компетенция банков // Сотрудничество по вопросам правового регулирования хозяйственной деятельности. М., 1995.
52. Олейник О.М. Банковский счет : законодательство и практика // Закон.
1997. № 1.
53. Павлодский Е.А. Правовое регулирование расчетных и кредитных отношений
// Право и экономика. 1993. № 3-4.
54. Павлодский Е.А. Правовое регулирование расчетов чеками // Дело и право.
1994. № 1.
55. Полонский Э.Г., Плинер В.А. О правовом регулировании расчетных и кредитных отношений // Советское государство и право. 1962. № 6.
56. Правовое регулирование банковской деятельности. М.: Юринформ, 1997.
57. Румянцев О.Г., Додонов В.Н. Юридический энциклопедический словарь. -
М.: ИНФРА - М, 1997.
58. Соловяненко Н.Г. Реконструкция платежной системы Российской Федерации ( правовая модель) // Хозяйство и право. 1996. № 3.
59. Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. - М.: Юринформцентр, 1995.
60. Федоров М.М. Лекции по теории государства и права. Якутск: Изд-во
Якутского госуниверситета, 1996.
61. Флейшиц Е.А. Расчетные и кредитные правоотношения. М.: Юриздат, 1956.
62. Шкундин З.И. О Юридической природе расчетного счета // Советское государство и право. 1950. № 5.


-----------------------
[1] Федоров М.М. Лекции по теории государства и права. Якутск. 1996. С. 77.
[2] Далее по тексту - Закон о ЦБ и Закон о банках.
[3] Ефимова Л.Г. Банковское право.-М.;Издательство БЕК,1994.С.126.

[4] Куник Я.А. Кредитные и расчетные оношения в торговле. М., 1970. С.35.
[5] Постановление Правительства РФ от 30 июня 1993 г. № 626.
[6] Постановление Правительства РФ от 17 ноября 1994 г. № 1258.
[7] Указ Президента РС ( Я ) от 15 августа 1996 г. № 1425.
[8] Закон РФ “ О банках и банковской деятельности в РСФСР” в ред.
Федерального закона РФ от 3февраля 1996 г. ( СЗ РФ,1996, № 6 , ст.492).
[9] Новоселова Л.А.Правовая природа безналичных расчетов // Эклнлмика и жизнь.1995. № 44.
[10] Новоселова Л.А. Цит.раб.// Экономика и право. 1995. № 44
[11] Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. ( Ведомости
РФ, 1992, № 5, ст.180).
[12] Постановление СМ РФ от 11 октября 1993 г. № 1018 ( СА РФ, 1993, № 44, ст.4198).
[13] Постановление ЦБ РФ от 09 июля 1992 № 14 .Письмо ЦБ РФ от 01 марта
1996 г. № 243
[14] Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов. Изд.
Международной торговой палаты.-М.:АО Консалтбанкир,1994.
[15] Положения о безналичных расчетах в РФ. Письмо ЦБ РФ от 09 июля 1992 г.
№ 14 (Вестник ВАС РФ,1993, № 4).
[16] Правила безналичных расчетов в народном хозяйстве № 2, утв. Госбанком
СССР 30 сентября 1987 г. В настоящее время действуют п.25,26,279-292,305 (
БНА СССР, 1990, № 9-10).
[17] Агарков М.М.Учение о ценных бумагах. М.,1927,с.34-35.
[18] Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.1992.
№24. Ст.1283.
[19] Письмо ЦБ РФ от 20 января 1993 г. № 18-11/52.



Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.