реферат, рефераты скачать
 

Промышленная политика Нижегородской области


p>В оптимистичном и реалистичном сценариях реализация стратегий
«преследования» и «передовых рубежей» должна происходить на фоне улучшения общих условий хозяйствования, что подразумевает:
Защиту прав собственности и совершенствование корпоративного управления.
Выравнивание условий конкуренции.
Дерегулирование экономики.
Улучшение информационного обеспечения бизнеса, реформирование бухгалтерского учета и статистики.
Исходным условием формирования эффективной экономической системы и благоприятного делового климата является защита прав собственности.


2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ


Основной целью развития промышленности в рамках реализации структурной политики является повышение конкурентно способности продукции и технического уровня производства, обеспечение выхода инновационной продукции и высоких технологий на внутренний и внешний рынок, замещение импортной продукции и перевод на этой основе инновационно - активного промышленного производства в стадию стабильного роста.
В этом контексте наиболее значимыми являются следующие направления модернизации техники и технологий:
. Ресурсосбережение.

Увеличение доли продукции высокой степени переработки.

Обеспечение необходимой динамики обновления технологий.

Расширение сырьевой базы производства.

. Обеспечение гибкости производства.


Стратегические задачи связаны с обеспечением устойчивого функционирования отраслей промышленности жизненно важных для населения региона, повышения экономической эффективности и бюджетной отдачи остальных отраслей промышленности.

Первоочередная задача - компенсировать ожидающееся постепенное ухудшение конъюнктуры (в том числе, вызванное повышением тарифов на продукцию естественных монополий, усилением фискального давления внутри страны и возможным снижением мировых цен на нефть) энергичной и осознанной государственной и региональной политикой.
Решение этих задач предполагает разработку и реализацию взвешенной промышленной политики направленной на:
. Создание условий для скорейшей мобилизации всех внутренних ресурсов области и сосредоточении их на наиболее перспективных направлениях, с максимально возможным ростом производительности труда;
. Развитие отраслей, от которых зависит жизнеспособность экономики и всего общества (транспортной и информационной инфраструктуры, систем связи, инженерных сетей, коммуникаций и других объектов общего пользования);
. Разработку механизмов по стимулированию «точек роста» в экономике области и выравниванию социально-экономического развития территорий области.
. Разработку региональных программ стимулирования развития депрессивных территорий.
. Разработку и реализацию системы мер по более полному использованию резервов экономического роста предприятий и индивидуальными предпринимателями.
. Создание на предприятиях эффективной системы по использованию, учету и контролю трудовых, финансовых и материальных ресурсов.
. Развитие эффективных механизмов разработки и внедрения инноваций.
. Разработку и реализацию механизмов лоббирования интересов предприятий

Нижегородской области на федеральном уровне.
. Формирование нового имиджа области, как одного из ключевых факторов повышения конкурентно способности предприятий региона.
. Мониторинг «барьеров» для предпринимательства, создание соответствующей системы индикаторов для последующей разработки мероприятий по их ликвидации.
. Создание равных условий конкуренции при получении Государственного, областного и муниципального заказов для всех предприятий независимо от формы собственности и вида деятельности.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ


3.1 Основные направления поддержки реализации промышленной политики

. Формирование институциональных и законодательных условий для развития и закрепления позитивных изменений в промышленности. Прежде всего, это общие условия, обеспечивающие защиту прав собственности, выполнение обязательств по контрактам, информационную открытость компаний для инвесторов.
. Реформирование налоговой системы с целью ее упрощения, обеспечения равномерности и посильности налогового бремени, создания условий для развития эффективного производства на основе самофинансирования.
. Содействие расширению спроса на промышленную продукцию на внутреннем рынке. Это может осуществляться через государственные расходы, преференции российским производителям при распределении бюджетных средств, содействие улучшению анализа спроса, маркетинга, рекламы российских товаров.
. Важной формой увеличения спроса в ближайшие годы будет развитие лизинга, особенно продукции машиностроения.
. Стимулирование частных и иностранных инвестиций, прежде всего посредством обеспечения политической и финансово-экономической стабильности, снижение инвестиционных рисков и повышения доверия со стороны инвесторов. Кроме того, в ближайшие годы будут необходимы меры, стимулирующие инвестиции в производство, в том числе, в форме долевого участия государства, льготных кредитов, государственных гарантий на основе конкурсных инвестиционных проектов.
. Прямые государственные инвестиции и иные вложения будут предусматриваться в тех случаях, когда важные для региона проекты временно не привлекательны для частного капитала.
. Совершенствование системы управления, предусматривает разработку законодательного механизма разграничения прав и обязанностей собственников и управляющих, создание системы государственного контроля за деятельностью управляющих, создание системы непрерывного обучения и переподготовки управляющих кадров.
Основные направления реформирования и оздоровления промышленных предприятий региона представлены на рис. 6

Наиболее важное направление для развития региональной промышленности среди перечисленных имеют:
· реформирование системы налогообложения;
· формирование внутреннего рынка:
. обеспечение финансовыми ресурсами.
Поддержка реализации этих направлений является первоочередной задачей государственных органов власти Нижегородской области на федеральном уровне.

Совершенствование системы налогообложения

Для стимулирования производства необходимо снижение ставок налогов, напрямую влияющих на деловую активность предприятий, и перенос налогового бремени на долю условно-постоянных налогов: таких как налог на имущество, землю и др.
Снижение ставки НДС - до 15% позволит предприятиям сэкономить оборотные средства и снизить цены на продукцию.
Отмена запретительного налогообложения продаж продукции ниже себестоимости и имущества ниже остаточной стоимости будет содействовать снижению цен, решению проблемы неплатежей и активизации перераспределения имущества в пользу эффективного собственника.
Необходимо вывести из-под налогообложения прибыль, инвестируемую в развитие реального производства, его модернизацию и в инновационную деятельность, разрешить органам местного самоуправления корректировать ставку налога для социально значимых предприятий.
Формирование внутреннего рынка
Активное применение защитных мер в соответствии с Федеральным законом "О мерах по защите экономических интересов при осуществлении внешней торговли товарами":
· использование квот и пошлин для защиты перспективных и значимых для общества и государства производств и видов деятельности, приведение их в соответствие с приоритетами промышленной политики;
· осуществление жёсткого контроля качества ввозимой продукции;
· квотирование экспорта стратегических видов сырья с учётом приоритетного обеспечения нужд отечественной промышленности, в первую очередь по экспорту приоритетных для промышленности области видов сырья: нефти, алюминия, лома цветных и чёрных металлов, кожевенного сырья.
Разработка и утверждение дифференцированной системы мер государственной поддержки инвестиционных проектов в промышленности
· предоставление налоговых льгот и государственных гарантий в зависимости от объёма инвестиций, сроков окупаемости проекта, приоритетности отрасли и региона, в котором осуществляется проект.
Содействие установлению максимально низких цен и издержек товаропроизводителей:
· установить прямое государственное регулирование через систему нормирования затрат и осуществить снижение цен на услуги естественных монополий и производителей некоторых видов топливно-энергетических ресурсов;
· установить пониженные нормативы амортизационных отчислений на основные фонды, полученные предприятием в результате приватизации;
· стимулирование вывода из состава имущества предприятия неиспользуемых мощностей путём освобождения от НДС безвозмездно передаваемых неликвидных и не участвующих в производственной деятельности основных фондов и товарно- материальных ценностей.
Обеспечение доступности кредитно-денежных ресурсов
· поддержание доходности операций с ценными государственными бумагами на уровне, сопоставимым с доходностью вложений в реальный сектор;
· привлечение иностранных банков к кредитованию реального сектора

3.2. Комплекс мер по поддержке промышленности


Включает совокупность прямых и косвенных мер.
Прямые меры поддержки промышленности
К прямым мерам государственной поддержки промышленности относятся:
· предоставление инвестиционного налогового кредита или освобождение
(полное или частичное) от уплаты налога в областной бюджет;
· предоставление в аренду государственного имущества на льготных условиях;
· отсрочки или рассрочки налоговых платежей в областной бюджет;
· предоставление кредита на льготных условиях;
· предоставление инвестиций из областного внебюджетного Фонда развития промышленности;
· финансирование программ развития промышленности на долевых началах с другими участниками.
Косвенные меры поддержки промышленности
К косвенным мерам государственной поддержки промышленности относятся:
1) создание стабильных условий хозяйствования, в том числе условий налогообложения и ставок налогов в течение финансового года в части, зачисляемой в областной бюджет;
2) проведение протекционистской политики в федеральных органах государственной власти с целью получения для предприятий области:
- контрактов на поставку продукции для федеральных и областных государственных нужд;
- централизованного государственного финансирования и инвестиций, в том числе в рамках федеральных целевых программ;
- инвестиционного налогового кредита, освобождения (полного или частичного) от уплаты налогов, отсрочки или рассрочки налоговых платежей в федеральный бюджет;
- гарантий Правительства РФ для инвесторов;
3) содействие предприятиям области в расширении рынка сбыта продукции через развитие внутрирегиональной кооперации и внешнеэкономических связей области с другими регионами и государствами;
4) гарантии областной Администрации для инвесторов;
5) стимулирование развития сети инфраструктуры услуг предприятиям промышленности (услуги сертификации, штрих кодирования, консалтинга, лизинга обучения кадров и др.)
6) содействие предприятиям промышленности в передаче в муниципальную собственность ведомственных объектов соцкультбыта или компенсации издержек, связанных с расходами на их содержание;
7) содействие развитию экономически обоснованных и технологически обусловленных производственных связей между предприятиями;
8) содействие предприятиям оборонных областей промышленности, расположенным в области, в получении права самостоятельного выхода на внешние рынки вооружения и военной техники;
9) содействие предприятиям оборонных отраслей промышленности, расположенным в области, в проведении взаимозачетов с федеральным бюджетом в случае несвоевременного финансирования государственного оборонного заказа или конверсионных программ;

10) содействие предприятиям области в выполнении государственного оборонного заказа.


Д. РОЛЬ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ДЕПАРТАМЕНТА ПРОМЫШЛЕННОСТИ

1. РОЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Основная роль Департамента:

= РОЛЬ КАТАЛИЗАТОРА.

Положение департамента промышленности как региональной административной единицы позволяет ему служить катализатором превращения региональной промышленности в динамично развивающуюся систему хозяйствования, гибко включенную в общероссийскую и международную систему разделения труда.
Департамент интегрирует усилия основных секторов ближнего и дальнего окружения (включая региональные и федеральные представительства, деловые круги, учебные заведения, частные и общественные предприятия) в
Нижегородском регионе, России, других странах мира на достижении глобальной и тактических целей промышленной политики, а также на достижении их общего понимания.
Реализация данной Концепции предполагает, что Департамент промышленности и
Администрация Нижегородской области обеспечивает, организовывает, поддерживает, формирует и отвечает за пять составляющих промышленной политики:
. Формирование внутреннего рынка и организация работы промышленных предприятий на внутреннем и внешнем рынках.
. Привлечение инвестиций в промышленность.
. Развитие инфраструктуры промышленности.
. Повышение эффективности собственности в промышленности.
. Формирование эффективных взаимоотношений промышленных предприятий с естественными монополиями .


2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ДЕПАРТАМЕНТА ПРОМЫШЛЕННОСТИ
«Вертикально» организованные сектора:

. Руководство департамента

. Информационно-аналитическое управление

. Отдел промышленной политики

. Отдел методологии и анализа экономики промышленности

. Отдел программ и инвестиций

. Отдел информации

. Управление гражданских отраслей промышленности

. Отдел машиностроения и металлургии

. Отдел легкой промышленности

. Отдел межотраслевых взаимоотношений

. Управление по военно-промышленному комплексу и конверсии

. Отдел анализа прогнозирования ВПК

. Отдел конверсии и кредитования


3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ


«Горизонтально» организованные сектора:

Администрация НО: департамент транспорта и связи, департамент экономики и прогнозирования, департамент внешнеэкономических связей и торговли, департамент финансов.
Региональные органы – представляющие федеральные структуры, включая
Антимонопольный комитет по Нижегородской области., ФСФНО, и др заинтересованные учреждения.

При департаменте промышленности организуются рабочие группы по основным направлениям промышленной политики, составленные из:

. Внешних экспертов и специалистов консультационных фирм и образовательных учреждений;

. Представителей ассоциации промышленников и предпринимателей;

. Работодателей и представителей трудовых коллективов и общественных организаций.


При департаменте промышленности также создается сеть стратегических партнеров.

В их число входят: НОК, вузы, консалтинговые фирмы, учебные центры смежных и дочерних предприятий, профессиональные ассоциации, отдельные известные специалисты. Администрация устанавливает ключевые организации в
России и за рубежом, оценивает их возможности в соответствии с реализуемой промышленной политикой, отбирает и для совместной работы, заключает стратегический договор.

Совместно со стратегическими партнерами департамент осуществляет командный и процессный подход в подготовке управленческого персонала.

Первоочередное внимание уделяется подготовке к решению трех основных задач: реструктуризации предприятий, разработки и реализации стратегий развития в ХХI веке, достижения высокого уровня конкурентно способности выпускаемой продукции.

Для организации эффективной работы с горизонтально организованными секторами и сетью партнеров Администрация должна сформировать и поддерживать единое информационное пространство, включающее информационные среды отдельных предприятий и учреждений. Департамент должен иметь интегрированную базу данных, связанную со всеми основными базами данных, входящими в корпоративную информационную систему предприятий и смежных департаментов.

4. КООРДИНАЦИЯ РАБОТ ПО ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКЕ

Для координации работ Департамента промышленности с горизонтально организованными секторами и стратегическими партнерами создается

Совет по промышленной политике, возглавляемый Председателем

Правительства Нижегородской области. Положение о Совете утверждается губернатором области. Под руководством Совета формируется Комиссия по привлечению инвестиций в регион и региональный фонд программ развития промышленности.

Е. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ

Реализация Концепции промышленной политики начинается после ее утверждения в Законодательном Собрании Нижегородской области. После утверждения Концепции Департамент промышленности совместно с горизонтально организованными секторами и сетевыми партнерами приступает к ее поэтапной реализации. На каждом этапе предполагается разработать и реализовать следующие программы и документы.

1 этап. До конца 2001 года.

. Программа повышения инвестиционной привлекательности Нижегородской области (Имидж и инфраструктура).

. Программа привлечения инвестиций в Нижегородскую область

(Правовое поле, международные и межрегиональные соглашения и т.д.).

. Программа стимулирования инновационной деятельности, включая защиту интеллектуальной собственности.

. Программа первоочередных мер по защите отраслей промышленности, имеющих жизненно важное значение для населения.

. Программа повышения конкурентоспособности продукции нижегородских предприятий, включая специальную подпрограмму повышения качества.

2 этап. До конца 2002 года.

. Пакет соглашений с лидерами основных финансово-промышленных коалиций, действующих на территории области.

. Комплекс социально ориентированных программ « Формирование социальных основ промышленной политики Нижегородской области».

. Программа развития отраслей ВПК.

. Программа повышения экспорта и импортозамещения.

. Программа ресурсосбережения , введение экологически чистых производств и разработка альтернативных источников энергоснабжения.

. Программу создания корпоративного информационного производства промышленности

Разработка программ ведется под руководством Совета по промышленной политике творческими коллективами, выбираемыми на конкурсной основе.

Механизм принятия решения по реализации Концепции приведен ниже.

Реализация всех программ должна закончиться в 2005 году.

Ж. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

3. Критерием достижения глобальной цели является рост благосостояния трудящихся, который определяется по величине превышения доходов над минимальной стоимостью потребительской корзины.
4. Критериями достижения тактических целей соответственно являются:

. Реальное повышение производительности труда.

. Рост объемов производства и продаж как внутри области, так и за ее пределами.

. Повышение отчислений в бюджеты разного уровня.

. Объём инвестиций в основной капитал за счёт всех источников.

. Численность работающих в промышленности.

. Введение системы нормативных актов на деле способствующих привлечению инвестиций, развитию инновационных процессов, созданию равных конкурентных условий для разных хозяйствующих субъектов.

. Переход от фискальной направленности налоговой политики к регулирующей и обеспечивающей разработку и реализации системы налогового стимулирования эффективности промышленного производства, инвестиционной активности, расширения налогооблагаемой базы, ускорения технического перевооружения.

Приложение 1

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ПРОБЛЕМ И ТЕНДЕНЦИЙ В ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКЕ


Оценка проблем и тенденций промышленной политики производилась 62 экспертами по 81 позиции. Результаты обработки по 43 кластерам показали следующие результаты.


1. Активизация инновационной деятельности - (25 *), в том числе новые возможности разработки высоких технологий (8), увеличение техногенных рисков (8), сдерживание разработки новых технологий. (5), отсутствие государственной системы поддержки инноваций (3), отсутствие трансферта технологий. (1).


2. Отношение к интеллектуальной собственности (патентная политика, неучтенная интеллектуальная собственность и ее оценка, спрос на образованных людей, утечка мозгов, увеличение доли платного образования, увеличение объема образовательных и консалтинговых услуг) - (21).

3. Отсутствие долгосрочной экономической политики в России - (18), в том числе и промышленной политики области - (3).

4. Возрастающая зависимость промышленности области от сырьевого рынка

(необходимость защиты сырьевых рынков и отсутствие собственной сырьевой базы) - (18), в том числе высокая стоимость сырья и энергоносителей - (11).

5. Развитие менеджмента на предприятиях - (17), в том числе и возрастание роли знаний. (3).

6. Низкая производительность труда и неравные условия хозяйствования -

(16).

7. Финансовые потоки - (13), в том числе, перераспределение средств между центром и регионами -(8), контроль над финансовыми потоками - (3), отток средств из области -(2).

8. Обострение проблем управления человеческими ресурсами – (12), в том числе, недостаток квалифицированных топ менеджеров, клановые и административно-командные принципы управления, снижение качества образования-(3), дефицит квалифицированной рабочей силы - (3), дискриминация по возрасту –(2).

9. Низкий платежеспособный спрос, включая поляризацию населения по доходам

- (12).

10. Развитие финансовых инструментов - (11), в том числе, проблемы денежного обращения-(7), дорогие кредитные ресурсы, нет механизмов долгосрочного кредитования- (2), появление российских инвесторов-(2).

11. Ухудшение положения в бюджетной сфере (низкая зарплата, устаревшее законодательство, низкая социальная защищенность) – (11).

12. Несовершенные налоговая и таможенная политика- (10).


13. Смена собственников и формирование новой бизнес элиты. - (9)

14. Повышение качества продукции - (9), в том числе, внедрение стандартов

ИСО-9000 (6), недостаточное качество продукции предприятий – (3).

15. Снижение конкурентно способности - (8), в том числе в отраслях глубокой переработки -(6).

16. Искажение затрат на производстве, дефицит амортизационных средств на реновацию - (8).

17. Усиление проблем участия в мировом разделении труда – (8), в том числе, увеличение разрыва в уровне технологий с мировым сообществом- (7).

18. Недостаточно развитая инфраструктура (гостиницы, дороги, жилье). (8).

19. Коррупция – (8)

20. Низкая инвестиционная привлекательность региона - (8), в том числе, неблагоприятный инвестиционный климат (2), грубые ошибки в инвестиционной политике. Ограниченность инвестиций в промышленности (2).

21. Государственное регулирование экономики (усиление государственной вертикали, формирование политики) - (6), в том числе, неопределенны статус и граница допустимого вмешательства государства (1).

22. Неэффективность управления региональных властей – (5).

23. Недостаточный имидж области - (5), в том числе, отсутствие высоких брендов- (2), участие в ярмарках и выставках - (3).

24. Национальный протекционизм (4), в том числе, рост импорта ТНП

(глобализация, слияние российских предприятий, слабая поддержка импортозамещения) – (2).

25. Укрупнение и экспансия монополий, повышение влияния естественных монополий на политику- (4).

26. Неконкурентная зарплата в промышленности -(4).

27. Высокие трансакционные издержки - (4).

28. Социальная апатия молодежи - (4).

29. Рост недоверия к политической власти (замыкание власти на интересах крупных собственников). (3).

30. Экологическая политика (экологические стандарты, превращение в мировую свалку) – (3).

31. Закон о снятии административных барьеров –(3).

32. Ужесточение конкуренции. (3).

33. Переход на международные стандарты - (2).

34. Рост объемов теневой экономики, экономическое лоббирование интересов олигархов) - (2).

35. Незащищенность малого бизнеса – (2).

36. Неравные конкурентные условия. Некачественное проведение конкурсных торгов - (1).

37. Рост прямого и косвенного экспорта – (1).

38. Ухудшение имиджа России - (1).

39. Рост объемов производства.

40. Старение инженерной отрасли и систем жизнеобеспечения - (1)

41. Низкая мобильность населения – (1).

41. Деградация местного самоуправления - (1).

43. Дегуманизация общества- (1).

*). Примечание: жирными цифрами в скобках указана рейтинговая оценка данная экспертами соответствующему кластеру проблем.

Приложение 2

ФАКТОРЫ МАКРО УРОВНЯ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОМЫШЛЕННОЙ

ПОЛИТИКИ (ПОЛИТИЧЕСКИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ)

Политические факторы.
1. Укрепление государственной вертикали. Создание федеральных округов, включая Приволжский федеральный округ с административным центром в

Н.Новгороде. Формирование новых социально-экономических образований.
2. Сохранение изоляционистских тенденций в политике ряда важных для области регионов.
3. Становление политической системы (консолидация и дезинтеграция политических объединений).
4. Усиливающееся политическое давление групп влияния, включая воздействие новых крупных собственников и естественных монополий.
5. Движение прав собственности.
6. Усиливающееся международное давление и продолжающиеся военные конфликты.
7. Пониженный имидж России в глазах мирового сообщества.
8. Несовершенство российской законодательной системы.


Экономические факторы

1. Экономический рост в период 1999-2000 годов и рост объемов производства в большинстве отраслей промышленности.
2. Определенная стабилизация курса рубля при темпах инфляции, сравнимых с прогнозируемыми.
3. Зависимость успеха социально-экономического развития от мировой конъюнктуры цен на энергоносители.
4. Низкая производительность труда и неравенство условий конкуренции.
5. Отсутствие официально принятой долгосрочной стратегии развития страны.
6. Несовершенство государственных институтов и недостаточный уровень менеджмента в регулировании экономических процессов, включая налоговую систему и введение таможенных пошлин.
7. Несовершенная банковская система, проблемы денежного обращения и использования золотовалютных запасов страны.
8. Рост объемов теневой экономики. Коррупция.
9. Недостаточный платежеспособный спрос населения.

Социальные факторы.
1. Значительная доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума.
2. Чрезмерная степень дифференсации населения по уровню доходов.
3. Высокий уровень реальной безработицы.
4. Высокий уровень преступности.
5. Дегуманизация общества. Высокая скорость переоценки политических, экономических, моральных и культурных ценностей.
6. Несоответствие систем образования и здравоохранения современной экономической ситуации.
7. Ухудшение положения окружающей среды
8. Негативное влияние демографической ситуации на рынок труда.
9. Низкая мобильность населения.
10. Социальная апатия молодежи.


Технологический фактор

1. Увеличение разрыва в уровне технологий с основными развитыми странами.
2. Неэффективная инновационная политика государства.
3. Утечка за рубеж интеллектуальных ресурсов и уникальных технологий.
4. Внутренняя «утечка умов» из сферы науки и наукоемких технологий в другие.
5. Недостаточная скорость коммуникаций и их низкая доступность.
6. Низкий технологический уровень большинства производств.
7. Низкий уровень трансферта ресурсосберегающих технологий из-за рубежа.
8. Повышение уровня техногенных рисков.

АНАЛИЗ СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ СТОРОН ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ, ВНЕШНИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
И УГРОЗ.

Внутренние сильные стороны в реализации промышленной политики.

. Появление долгосрочной стратегии развития администрации области.
. Стремление законодательной и исполнительной ветвей власти к развитию производственных и торговых международных и межрегиональных связей.
. Активизация законотворческой политики в направлении поддержки развития промышленности.
. Сохранение политической стабильности между ветвями власти.
. Вовлеченность факторов местного патриотизма и традиций в формирование корпоративной культуры предприятий региона.
. Наличие хорошо организованных лоббирующих организаций, типа Нижегородской

Ассоциации промышленников и Предпринимателей.
. Появление круга внешних экспертов и представителей общественности для оценки промышленной политики Администрации.


Области усовершенствовования промышленной политики


. Несоответствие структуры промышленного производства параметрам, характерным для экономик промышленных регионов развитых индустриальных стран, главным из которых является высокая доля в выпуске и экспорте обрабатывающей промышленности наукоемкой, высокотехнологичной продукции.
. Общее серьезное технологическое отставание от мирового уровня, обуславливающее низкую конкурентоспособность в большинстве отраслей промышленности.
. Отсутствие развитой инфраструктуры и навыков сбыта продукции и обслуживания.
. Неравные условия конкуренции для разных хозяйствующих субъектов.
. Недостаточный опыт работы региональных и федеральных органов в части стратегического планирования в новой экономической ситуации. Оперативное, а не стратегическое управление.
. Снижение конкурентно способности предприятий, в том числе в отраслях глубокой переработки.
. Необходимость повышения инвестиционной привлекательности региона, развития соответствующей инфраструктуры.
. Невысокий уровень оплаты на большинстве предприятий нижегородской области, плохо развитая система стимулирования труда.
. Слабо развитые механизмы привлечения долгосрочных кредитных ресурсов.

Недостаточное внимание к интеллектуальной собственности, существующей на промышленных предприятиях, институтах и учебных заведениях.
. Слабая дисциплина, низкий уровень управления и организации, особенно в управлении финансовыми ресурсами.

Внешние возможности

. Нижегородская область – субъект федерации, обладающий полномочиями заключать международные и межрегиональные соглашения, что способствует ее интеграции в мировое разделение труда.
. Область имеет благоприятное геополитическое положение и является административным центром Приволжского федерального округа, что позволяет усилить межрегиональные производственные и торговые связи.
. Постоянное присутствие области в десятке ведущих российских регионов –

«доноров» с хорошими перспективами увеличения прямого и косвенного экспорта.
. Высокий уровень развития инфраструктуры и возможности ее дальнейшего развития, связанные с Транс Европейским коридором.
. Более высокий, чем в других регионах России, уровень квалификации трудовых ресурсов.
. Уникальность ряда промышленных производств и научно-исследовательских институтов.
. Мононациональный состав трудовых коллективов на большинстве предприятий региона. Достаточно высокий уровень корпоративной культуры
. Возможность влияния на решения федерального уровня по промышленной политике через активную работу в Федеральном Собрании.

Внешние угрозы реализации промышленной политике.

. Несостоятельность правительственных и региональных среднесрочных, долгосрочных программ и прогнозов.
. Возможность возникновения дефолта. Экономическая дестабилизация на товарном рынке, снижение жизненного уровня населения в случае девальвации рубля и инфляции.
. Обострение проблем, связанных с движением собственности.
. Снижение экономического потенциала и ослабление конкурентных преимуществ и возможностей территории, связанное с неэффективной налоговой и таможенной политикой.
. Угроза банкротства бюджетообразующих промышленных предприятий области из- за высокой стоимости сырья и энергоносителей.
. Рост прямого и косвенного импорта ТНП.
. Сужение товарных рынков для областных товаропроизводителей.
. Потеря привлекательности для иностранных инвесторов вложений в Российскую экономику и экономику региона.
. Рост теневого сектора экономики.
. Снижение научно-технического потенциала и потеря предприятий военно- промышленного комплекса.
. Несбалансированность амортизации и воспроизводства в функционировании инфраструктуры России (энергетический кризис, топливный кризис и т.д.)
. Ресурсная зависимость бюджетной системы от федерального уровня.
. Отсутствие стимулов роста собственных доходов территорий.
. Потеря высоквалифицированного персонала и невозможность его восстановления.

Приложение 3

ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО АКТИВИЗАЦИИ

ИНВЕСТИЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

МЕРОПРИЯТИЯ С КОРОТКИМ ЦИКЛОМ РЕАЛИЗАЦИИ

(срок реализации до 6 месяцев)

1. Комплексный финансово-экономический анализ с целью отбора предприятий для включения их в целевые программы развития.
2. Критерии оценки и отбора:

Финансовое состояние (финансовая состоятельность или возможность достижения этого через реализацию антикризисной программы)
. Соответствие принципам промышленной политики региона
. Возможность быть структурообразующими, служить источникам заказов для других предприятий региона, быть центром для формирования группы развития

(кластеры) реального сектора экономики
3. Центры подготовки кадров, ориентированные на обучение команд менеджеров, способных привести комплексную реструктуризацию предприятий области.
4. Формирование пула консалтинговых компаний, способных реализовать все потребности промышленных и обслуживающих предприятий (мониторинг, стратегия, реструктуризация, антикризисные программы, аудит, налаживание современного и прозрачного бухучета и т.д.).
5. Разработка программы для оздоровления 2-4 отраслей.
6. Осуществление отработки программ на пилотном проекте со структурообразующими предприятиями.
7. Разработка проектов реструктуризации конкретных предприятий в соответствии с одобренными Советом по программам развития схемами и включение конкретных предприятий в эти схемы.
8. Оказание региональным предприятиям помощи в формировании рынков сбыта в других регионах.

МЕРОПРИЯТИЯ С БОЛЕЕ ДЛИТЕЛЬНЫМ ЦИКЛОМ РЕАЛИЗАЦИИ

1. РАБОТА С ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
1. Переход на современный уровень бухгалтерского учета, обеспечение информационной прозрачности во всех сферах деятельности как условие получения инвестиций.
2. Проведение переоценки активов промышленных предприятий с целью определения:

. рыночной стоимости оборудования

. рыночной стоимости зданий и сооружений

. рыночной стоимости промплощадок

. затрат по переводу производства на новую территорию

. затрат и потерь при ликвидации предприятия

3. Проведение реструктуризации долгов предприятий с целью:

. оценки возможности продажи долгов

. разработки и запуска механизма продажи долговых обязательств

4. Организация мероприятий в области паблик рилейшенз в интересах предприятий и с целью рекламы их продукции (проведение конференций, симпозиумов и т.д. для разъяснения целей настоящего плана с информированием общественности через средства массовой информации)
5. Помощь региональным предприятиям в формировании товарных и торговых марок и выработке национального и регионального стилей дизайна и продвижение товаров.
6. Оценка возможностей и реализация мер по повышению курсов акций региональных предприятий
7. Создание долгосрочных программ реструктуризации и развития для предприятия, имеющих наибольшее значение для экономики региона.
8. Формирование принципов управления промышленными предприятиями, чей акционерный капитал является собственностью Администрации области.
9. Содействие в формировании эффективных холдингов для управления акционерным капиталом.

2. ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВО-БАНКОВСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА
1. Отбор банков, которые будут привлекаться для реализации плана исходя из следующих критериев:

- универсальность

- умение управлять финансовыми потоками

- стабильность

- выполнение обязательств

- оперативность при выполнении финансовых трансакций

- умение планировать и организовывать финансовые расчеты внутри групп развития, четкая организация выдачи кредитов под кассовые резервы

2.2. Разработка правил формирования и организация фонда развития исходя из следующих принципов:

- фонд создается под целевые программы

- фонд создается под конкретные проекты для осуществления спланированных мероприятий

- уставный капитал фонда является смешанным (средства государства и частных фирм)

2.3. Оказание содействия ускорению развития страхового и перестраховочного бизнеса исходя из следующих принципов:

- страхование осуществляется в соответствии с проектом
- страхование осуществляется с учетом перспективного бизнеса
- страхование осуществляется с учетом рыночной стоимости капитала

- страхование предполагает возможность компенсации потерь в форме программы восстановления бизнеса после наступления страхового случая

2.4. Разработка и реализация программы создания накопительных фондов
(ссудно- сберегательных касс) для жителей Нижегородской программы с целью приобретения на льготных условиях продукции долгосрочного использования, выпускаемой промышленными предприятиями региона.
Обслуживание программы осуществляется банком или банками, отобранными для управления финансовыми потоками целевых программ.

2.5. Подготовка предложений по более рациональному использованию для финансирования региональных программ залоговой стоимости, в том числе через механизмы страхового бизнеса.

6. Организация регионального депозитария в целях повышения доверия инвесторов. Организация учет активов в депозитарии исходя из реальной оценки рыночной стоимости акций.
7. Создание клиринговой палаты для мероприятий по обеспечению безналичных расчетов внутри проектов исходя из реальных рыночных стоимостей капитала, продукции, акции, векселей и т.п.
8. Создание обслуживающих план прочих финансовых компаний для управления финансовыми потоками по его мероприятиям.
9. Подготовка программ и организация эмиссии облигаций для населения, под реализуемые в соответствии с планом конкретным проекты с возможностью для инвестора получить вложенные средства и доход по ним либо деньгами, либо на более выгодных условиях продукцией, являющейся результатом данного проекта.

2. РАЗВИТИЕ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

1. Создание оценочных компаний (оценка промышленного капитала).
2. Создание лизинговых компаний (лизинг оборудования).
3. Развитие оптовых торговых предприятий с целью: аккумулирования товарной массы, ее хранения, сортировки и доведение ее до розничных торговых компаний сбора информации о рынках сбыта для предприятий региона, ее накопления, анализа и прогноза условия продаж
4. Развитие розничных торговых предприятий.
5. Проведение маркетинговой компании как части механизма формирования новых рынков сбыта для продукции предприятия региона.
6. Совершенствование системы коммерческих коммуникаций, в том числе улучшение качества передачи информации.
7. Разработка и реализация программы социального сервиса как элемента промышленной политики региона.
8. Создание программы развития выставочного бизнеса как инструмента продвижения товаров, производимых на территории региона.

5. УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ

1. Реальность поддержки бюджетом и выполнимость взятых на себя обязательств со стороны Администрации области и Федеральных структур.
2. Нацеленность на длительную работу со стороны лиц, ответственных за реализацию данного плана.
3. Предоставление исполнителям достоверной информации.
4. Окончательные компенсационные расчеты с участниками мероприятий, предусмотренных планом, происходят только после получения реальных результатов.
5. Настоящий план имеет своей целью не вложение денег населения в промышленные предприятия как таковое, а прежде всего создание условий для устойчивой работы наиболее эффективных предприятий региона длительной перспективе.

6. ПРАВОВОЕ И НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕЛИЗАЦИИ

НАСТОЯЩЕГО ПЛАНА
1. Совершенствование налогового законодательства.
2. Подготовка аналитических материалов на базе реализации проектов.
3. Разработка законодательных актов и решения для внебюджетных организаций для процесса антикризисных проектов (создание условий, предотвращающих возбуждение процедур банкротства предприятия, включение в целевые проекты).
4. Законодательство (решения) по организации тендеров на размещение региональных госзаказов у отечественных предприятий с учетом не только отпускной цены, а с реальным пополнением бюджета в будущем, с возможным уменьшением расходов на социальные программы или качественное улучшением

, а также в соответствии с планами реализации целевых программ.
5. Промышленное ипотечное законодательство (разработка с учетом опыта организации работы депозитария ).
6. Создание условий для сотрудничества в области промышленной политики с другими регионами ( организация обмена по госзаказам для предприятий, получение более низкой цены при закупках, стажировка на предприятиях смежников и на предприятиях той же отрасли, обмен опытом).

7. МЕХАНИЗМ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА

1. Роль Совета программам развития промышленности (ПРП):

- ПРП – межведомственный орган для принятия согласованного решения в соответствии с данным Планом

- ПРП принимает решения на разработку целевых программ и проектов

- ПРП принимает решения по созданию условий для реализации проектов
2. Уточнение роли ведомств Администрации области, ответственных за проведение промышленной политики, с целью обеспечения:

- реализация решений ПРП

- практического выполнения принципов промышленной политики
3. Привлечение сформированного пула консалтинговых компаний к процессу подготовки решений и их реализации (подготовка и реализация целевых программ и проектов, а также проведение бизнес-аудита структурообразующх предприятий в ходе реализации).
4. Закрепление роли Комиссий при ПРП как органов, ответственного за:

- экспертизу качества проектов, в первую очередь на удовлетворение требованиям привлечения дополнительных инвестиций

- экспертные оценки хода работ в рамках плана.

-----------------------

СОЗДАНИЕ МЕХАНИЗМА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ ЗАКАЗА РАБОТЫ ПО ПРОГРАММАМ

МОНИТОРИНГ

ПРОМЫШЛЕННЫХ

ПРЕДПРИЯТИЙ

ФОРМУЛИРОВАНИЕ

ПРОГРАММ

ПРОМЫШЛЕННОЙ

ПОЛИТИКИ

разработка принципов включения в проекты

принятие решений по организации структуры

СОЗДАНИЕ СТРУКТУР ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММ и ПРОЕКТОВ



Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.