| |||||
МЕНЮ
| Преступность среди несовершеннолетнихПреступность среди несовершеннолетних|Уральский государственный университет им. А. М. Горького | С О Д Е Р Ж А Н И Е Введение 3 Список использованных источников: 26 Электронные издания: 26 Введение В наше время, когда кривая преступности, в том числе и рецидивной, неуклонно движется вверх, а пенитенциарные учреждения не исправляют, только готовят к совершению новых преступлений вопрос о социальной адаптации освобожденных от наказания встает очень остро. Если человек не адаптируется к нормальной жизни, это приведет к новым девиантным последствиям и, чаще всего, к повторному совершению преступлений. Объектом данной работы являются лица отбывшие наказание в виде изоляции от общества и освобожденные от него. В простонародье – бывшие заключенные. В специальной литературе – лица, освобожденные от наказания. Предметом данной работы являются адаптационные проблемы лиц, освобожденных от наказания. Цель: изучение проблем освобожденных от наказания и условий способствующих их социальной адаптации. В первой главе данной работы рассмотрено понятие социальной адаптации, выделенное из множества других, сходных по значению понятий. А также основные характеристики социальной адаптации. Вторая глава посвящена изучению социально-правовых проблем, бывших заключенных. Приведены статистические данные проводившегося в Хабаровском крае исследования проблем бывших заключенных. Исследование проводилось 10 лет назад в 1991 году, но проблемы лиц, освобожденных от наказания, остаются теми же и по сей день, значить эти данные можно экстраполировать и на нынешних освобожденных. Третья глава оглашает условия, которые способствуют скорейшей социальной адаптации лиц, освобожденных от наказания и перспективы развития этих условий, а также рекомендации по их улучшению.
1.1. Общее понятие социальной адаптации. Многие ученые, занимавшиеся исследованием проблем освобожденных от наказания, использовали разную терминологию, обозначая по сути одни и те же проблемы. Такие понятия как: реабилитация, социальная реабилитация, ресоциализация, социализация, социальная адаптация, реадаптация – все они, исходя из этиологии, имеют разное значение, но все ученые вкладывают в них один смысл – помощь лицам освобожденным от наказания в установлении социально полезных связей. Чтобы определить какое же понятие более подходит для определения процесса решения проблем освобожденных от наказания нужно определить сами эти проблемы. Это юридическая проблема, связанная с восстановлением своих прав, в которых человек был ограничен в связи с осуждением, и социально- психологическая проблема связанная с установлением нормальных, связей с социальным окружением со стороны освобожденного и со стороны социального окружения. Кто же является лицом освобожденным от наказания? В соответствии со ст. 172 УИК РФ основаниями освобождения от отбывания наказания являются: а) отбытие срока наказания, назначенного по приговору суда; б) отмена приговора суда с прекращением дела производством; в) условно - досрочное освобождение от отбывания наказания; г) замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания; д) помилование или амнистия; е) тяжелая болезнь или инвалидность; ж) иные основания, предусмотренные законом. Нас же интересуют лица, привлеченные к уголовной ответственности и отбывшие наказание в изоляции от общества. Понятие реабилитация определяется как – восстановление в правах. По российскому праву реабилитацией лица, которое привлекалось в качестве обвиняемого, или было признано виновным по приговору суда или подвергалось административно-правовому взысканию, считается вынесение оправдательного приговора при пересмотре уголовного дела за отсутствием события преступления, за отсутствием состава преступления или за недоказанностью участия в совершении преступления, а также постановление о прекращении дела об административном правонарушении[1]. То есть реабилитация означает отрицание факта нарушения права, следовательно применяется к лицам, в отношении которых делопроизводство велось по ошибке. А значит реабилитация влечет за собой полное восстановление доброго имени, репутации, а также восстановление реабилитированного во всех его прежних правах. Конечно же лицо, незаконно осужденное, отбывшее частично или полностью наказание, столкнется с проблемами общими для всех освобожденных, и тоже будет нуждаться в их решении. Человек будет нуждаться в восстановлении ранее существовавших нормальных социально-полезных связей, которые были утрачены в связи с изоляцией от общества. Здесь скорее всего речь будет идти о социальной реабилитации. Социальная реабилитация – комплекс мер, направленных на восстановление
разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений
вследствие…изменения социального статуса, девиантного поведения личности Дело в том, что у большинства преступников до осуждения не существовало нормальных социально-полезных связей. Они ограничивались только связями внутри девиантных групп и общностей, начиная с семьи преступников или алкоголиков и заканчивая криминогенным районом. Для детей выросших в таких условиях процесс социализации проходил в рамках девиантной субкультуры, а значит он не имеет понятия об общечеловеческих ценностях и нормах. Значит о процессе восстановления прежних социальных связей не может быть и речи. Здесь речь идет о ресоциализации, т. е. о «процессе повторного вживания (бывшего преступника) в систему представлений о ценностях, существующих в обществе»[3]. Так или иначе становление социально-полезных связей, восстановление в правах проходит через процесс социальной адаптации. Т. е. человек должен приспособиться к условиям общества. Термин «адаптация» пришел в гуманитарные науки из естествознания, где
понимался как «процесс приспособления строения и функций организмов Социальная адаптация – процесс активного приспособления индивида к
условиям социальной среды; вид взаимодействия личности или социальной
группы с социальной средой5. Этот же источник дает понятие реадаптации как Психологическое понимание адаптации сводится к установлению состояния равновесия субъекта и среды, их взаимного воздействия. Адаптация обеспечивает равновесие между воздействием организма на среду и ее обратным воздействием или, что одно и то же, равновесие во взаимодействиях субъекта и объекта[4]. В социологии употребляется понятие социальной адаптации, содержание
которого не сводится к первоначальному биологическому смыслу
приспособления. Социальная адаптация предполагает взаимодействие личности и
социальной среды в процессе их общественного функционирования. Процесс
социальной адаптации не тождествен биологическому приспособлению живого
организма к среде обитания. Человеческое приспособление к условиям
существования значительно сложнее биологического. Человек — носитель
сознания — обладает способностью не только воспринимать новые для него
требования своего социального окружения, но и прогнозировать их эволюцию.
Адаптация личности как способ включения ее в систему норм, социальных и моральных ценностей неразрывно связана с правовой культурой, с пониманием существующих в обществе политических, нравственных, правовых явлений, с усвоением предписаний политических, нравственных и правовых норм в качестве собственных жизненных установок. Правовая культура достигается путем организации и осуществления правового воспитания, в котором социально-психологическим процессам формирования правовых взглядов, идей, убеждений, чувств, настроений принадлежит важная роль. Правовое воспитание охватывает одновременно правовое образование и обучение, формирование убеждений, привычек правового поведения и социально-правовой активности. Достижение соответствия потребностей и устремлений личности целям и
задачам общества обусловливает прогрессивный характер социальной адаптации. Итак, существует два вида адаптации: социальная и психологическая. Социальная и психологическая адаптация в социологической и философской литературе рассматривается на различных уровнях: I — общества в целом (в масштабе макросреды); II — социальной группы (в масштабе микросреды); III — индивида (внутриличностная адаптация). Вывод о существовании адаптации личности на уровне общества не получил общего признания среди специалистов. Скорее всего, имеет смысл говорить об адаптации личности в масштабе общества (макросреды), человек может усвоить и использовать образцы и шаблоны поведения и деятельности, характерные для конкретной общности (группы, ближайшего социального окружения), и в то же время не достичь органического единства с макросредой (обществом), не интегрироваться с ней. В качестве примера неадаптированности личности на уровне общества, отрешенности и безразличия к социальной стороне своего существования можно рассматривать героя повести А. Камю «Посторонний». Примером же социальной и психологической адаптации личности на уровне общества могут служить жизнь и творчество Николая Островского. Выделение социальной и психологической адаптации личности на уровне
социальной группы (коллектива — микросреды) является общепризнанным. Неадаптированность личности может привести к возникновению конфликтных ситуаций. В социальной психологии рассматриваются следующие виды конфликтных ситуаций: 1) противоречия между представлениями индивида о жизни и реальной действительностью; 2) переоценка своих возможностей и недооценка их другими людьми; 3) острая необходимость выбора между двумя или несколькими жизненно важными действиями; 4) конфликт, возникший на почве несоответствия социальных стремлений личности и социальных убеждений людей, мнением которых человек дорожит. Социальная неадекватность может быть результатом определенного
несоответствия уровня притязаний как уровню объективных возможностей группы Социально-психологическим содержанием социальной адаптации являются сближение целей и ценностных ориентации среды и входящего в нее индивида, усвоение им норм, традиций, осознание социального статуса и связанного с ним ролевого поведения. В зависимости от того, как взаимодействует личность со средой, различают три типа адаптационного процесса: I — преобладает активное воздействие индивида на социальную среду; II — пассивное, конформное вхождение в группу; III— активное воздействие среды на индивида. 1.3. Этапы социальной адаптации. В связи с тем, что социальная адаптация представляет собой протекающий во времени процесс, возникает вопрос о его этапах или стадиях. По-видимому, правильнее говорить об этапах социальной адаптации. Польский социолог Я. Щепаньский выделяет четыре этапа: первый (начальный) этап, когда адаптирующийся индивид усваивает лишь правила поведения, но система ценностей новой среды внутренне им не признается; второй этап (терпимости), когда как среда, так и индивид признают равноценность эталонов поведения друг друга; третий этап (приспособления, «аккомодации») связан со взаимными уступками: не только индивид признает и принимает систему ценностей среды, но и представители последней признают некоторые его ценности; четвертый этап (самой полной адаптации, этап «ассимиляции»), когда индивид полностью отказывается от прежних образцов и ценностей и полностью принимает новые. Приведенная периодизация в полном объеме может быть использована лишь в случаях кардинального расхождения ориентации личности и новой для нее среды. Однако, поскольку такая ситуация возникает далеко не всегда, а точнее, сравнительно редко, целесообразно внести в нее некоторые коррективы. Прежде всего следует указать на необходимость выработки у осужденных в процессе исполнения и отбывания наказания адаптационных знаний и личностных качеств, облегчающих впоследствии их социальную адаптацию. Социальная адаптация освобожденных от отбывания наказания в виде лишения или ограничения свободы в значительной мере зависит от пластичности личности, ее желания приобщиться к честной трудовой жизни. При подготовке осужденного к освобождению важно также создать для этого объективные предпосылки: поиск подходящего места жительства и работы, завязывание полезных знакомств. Итак, социальная адаптация освобожденных от отбывания наказания проходит следующие три этапа. 1. Приспособительный этап, когда освобожденный от отбывания наказания
разрешает насущные жизненные проблемы, связанные с бытовым и трудовым
устройством. Этот начальный этап освоения после освобождения от наказания —
самый сложный и порой решающий. Важность его для социальной адаптации
сложно переоценить. Нередко, сталкиваясь с трудностями в быту и при
устройстве на работу, освобожденные от отбывания наказания обращаются за
помощью к прежним друзьям, вовлекающим их в новые преступления. 2. Этап усвоения социально полезных ролей сложен и противоречив, связан с психологическими и нравственными трудностями освобожденного от отбывания наказания. В этот период происходит изменение его социальных ролей, функций, и, как правило, возникает необходимость в изменении установившихся навыков и привычек. Часто лица, особенно отбывшие длительный срок лишения свободы, приспосабливаются к новой социальной среде с большим внутренним напряжением, психологическими срывами, с постоянными стрессовыми состояниями. 3. На этапе правовой адаптации происходит утверждение в психике нужных и полезных взглядов, привычек, наклонностей, ценностей, желания честно трудиться, точно и неуклонно выполнять требования законов и нравственно- этических норм. Речь идет о закреплении достигнутых в процессе исполнения наказания положительных результатов исправительно-трудового воздействия и достижении целей исправления судимого лица. При оценке успешности протекания такого сложного социального процесса, как социальная адаптация, в ходе которого изменяется не только духовный облик, но и поведение судимого лица, необходимо учитывать объективные и субъективные показатели. Объективные критерии фиксируют внешние признаки примерное поведение, честное отношение к труду, точное и неуклонное выполнение требований законов и правил, участие в общественной жизни трудового коллектива и др.). Субъективные критерии социальной адаптации освобожденных от отбывания наказания характеризуют степень (уровень) осознанности личностью необходимости поведения, адекватного ожиданиям-требованиям общества, удовлетворенности новыми социальными ролями, желание добиться осуществления намеченных планов и выражаются в позитивном отношении к трудовому коллективу, отдельным его членам, семье и др. Указанные критерии можно использовать для определения уровня протекания социальной адаптации, выявления обстоятельств, тормозящих или, наоборот, благоприятно влияющих на нее.
2.1. Социальные проблемы адаптации бывших заключенных. Одним из основных направлений борьбы с рецидивной преступностью
является оказание лицам освобожденным от наказания помощи в трудовом и
бытовом устройстве. Это относится не только к постпенитенциарной адаптации,
но и ко всем лицам, отбывшим наказание, соединенное с ограничением свободы. Наказания, связанные с лишением или ограничением свободы, исполнение и отбывание которых происходит с отрывом осужденного от привычной среды, - влекут за собой ослабление, а иногда и утрату социально полезных связей, существенное ограничение выполняемых социальных ролей. Изменяется и личность бывшего осужденного, причем далеко не всегда в лучшую сторону. Исполнение наказания обусловливает необходимость адаптации осужденного к условиям жизни в ИТУ, что нередко связано с усвоением нравов далеко не лучшей среды. После освобождения и возвращения в прежнее социальное окружение адаптационная проблема возникает иногда даже у тех лиц, кто совершил преступление случайно, под воздействием неблагоприятных обстоятельств. Характерными особенностями социальной адаптации освобожденных от отбывания наказания являются следующие: 1) она протекает после освобождения от наказаний, связанных с лишением или ограничением свободы; 2) этот социально-психологический процесс начинается с момента освобождения осужденных от наказания и завершается достижением соответствия между ожиданиями-требованиями общества (отдельных социальных групп) и поведением ранее судимого лица; 3) задачей социальной адаптации лиц, освобожденных от наказания, является приобщение их к жизни без правоограничений, связанных с наказанием, в новой или изменившейся, прежней социальной среде, предполагающее их свободное и добровольное подчинение нормативным требованиям данной среды и уголовно-правовых норм; 4) социальная адаптация освобожденных от наказания зависит также от адаптационных навыков и способностей, присущих индивиду изначально и воспитанных в условиях исполнения наказания; 5) успех социальной адаптации освобожденных от отбывания наказания в значительной степени зависит от соотношения системы личностных установок освобожденного и требований, предъявляемых средой (трудовым коллективом, ближайшим бытовым окружением, семьей); 6) социальная адаптация освобожденных от наказания может быть обеспечена лишь при наличии положительной взаимообусловленной социальной направленности микросреды и личности судимого, совместимости социальных ожиданий среды и нравственных позиций, ценностных ориентации личности. Протекание социальной адаптации зависит от множества факторов. Одни из них благоприятствуют успешному «вхождению» лица, освобожденного от наказания, в новую или изменившуюся среду, другие, наоборот, этому препятствуют. Важнейшим фактором, от которого зависит социальная адаптация, является соотношение между диспозиционной структурой личности и социальными ожиданиями среды. Концепция многоуровневой саморегуляции социального поведения получила развитие и эмпирическое обоснование в работах В. А. Ядова и его сотрудников. Сущность концепции заключается в следующем. Социальная и нравственная направленность (по словам В. А. Ядова, ее диспозиционная структура) состоит из фиксированных установок различных уровней сознания и обобщения. Выбор вариантов поведения, осуществляемый под воздействием внешних обстоятельств (среды), в той или иной степени зависит от диспозиции субъекта, его преднастроенности поступать соответствующим образом. Причем, как правильно резюмирует А. Ф. Зелинский, реальным поведением индивида управляют не отдельные ориентации или установки, а вся диспозиционная система в целом. Приведенное положение представляется очень важным, ибо здесь подчеркиваются взаимопроникновение осознаваемого и неосознаваемого в процессе любой деятельности и необходимость учитывать это единство при анализе человеческого поведения, в том числе освобожденных от наказания в процессе их социальной адаптации. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|