реферат, рефераты скачать
 

Предупреждение групповых преступлений совершаемых осужденными в учреждениях по исполнению наказания


Воспитательная работа, проводимая в настоящее время во многих колониях по исполнению наказания, не способна существенно влиять на исправление осужденных, так как в этой работе акцент в основном делается на массовые формы воздействия. А они далеко не всегда доходят до конкретного индивида, отсюда – их формализм и низкая эффективность. К тому же в учреждениях по исполнению наказания находится значительная часть осужденных, имеющих различные отклонения в психике, а на таких лиц массовые формы воздействия, как правило, положительного влияния не оказывают.[30]

Представляется, что воспитательную работу с осужденными следует более конкретизировать и направить ее, в первую очередь, на соблюдение требований законов и принятых в обществе правил поведения. Осуществляя воспитательную работу с осужденными, нужно активно использовать достижения науки и техники. В международных нормах рекомендуется в обращении с лицами, приговоренными к тюремному заключению или другой подобной мере наказания, стремиться, учитывая продолжительность отбываемого ими срока, прививать  желание подчиняться законам и обеспечивать свое существование после освобождения. Обращение сними должно укреплять в них чувство собственного достоинства и сознание своей ответственности.

Одной из основных форм воспитательной работы должно быть разъяснение законодательства. То есть планомерное систематическое ознакомление с положениями Конституции Республики Узбекистан, например, ст.ст. 18-52 «Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина»; Уголовно-исполнительного кодекса Республики Узбекистан, ст.ст. 8-13 «Правовое положение осужденных»; Правил внутреннего распорядка в учреждениях по исполнению наказания, §22 «Правила поведения осужденных» и др.

Разъяснение законодательства представляет собой разновидность правового воспитания, преследует цель формирования у осужденных навыков правовой культуры, уважения к закону, к его точному и неукоснительному соблюдению. Правовое воспитание осужденных предполагает также формирование у них правосознания, включающее знание принципов и норм права, убеждения в необходимости следовать им.

Причинный комплекс рецидивной преступности в местах лишения свободы отражает противоречивость социального назначения и социально-психологических последствий лишения свободы. Наиболее опасные из них – криминальная субкультура с ее разлагающим влиянием на осужденных и противостоянием администрации учреждения по исполнению наказания, а также межличностные конфликты между осужденными. Во взаимодействии с общими факторами преступности, которые реализовались в личности осужденного и в совершенном им преступлении, указанные отрицательные последствия лишения свободы питают рецидивную преступность в местах лишения свободы. К этому следует добавить провоцирующее влияние на преступность фактов нарушения законности и прав осужденных отдельными сотрудниками учреждений по исполнению наказания. Сотрудник учреждения по исполнению наказания всегда должен держать себя в рамках предусмотренного законом поведения. В основе такого поведения должно лежать новое мышление в уголовно-исполнительной политике, согласно которому на осужденного нужно смотреть как на гражданина государства, как на человека – члена нашего общества, нуждающегося в сочувствии, с проявлением которого может начаться исправление преступника.

Работников учреждений по исполнению наказания нельзя заставить уважать убийцу, бандита, вора, но разумом они должны понять, что нужно быть человечными и милосердными. Следует требовать уважения установленного законом правового статуса осужденного.   Для нейтрализации указанных фактов и функционирует система контроля за законностью и соблюдением прав осужденных.

2.3. Специально-профилактические и индивидуально-профилактические меры по предупреждению групповых преступлений осужденных в УИН.

Специальная профилактика. Успешное проведение специально-профилактических мер администрацией КИН предполагает знание микросреды осужденных: системы малых групп и их направленности, структуры этих групп, лидеров, характера взаимоотношений между осужденными в этих группах, а также между группами. Важно учитывать контингент осужденных, поступающих в колонию, поскольку в процессе их адаптации к новым условиям, к новой для них среде, нередко возникают правонарушения. На уровень правонарушений среди осужденных оказывает влияние ограничение их связей с семьей. Как показывают проведенные исследования, поведение осужденных, у которых во время отбывания наказания распалась семья, значительно хуже, чем у осужденных с сохранившейся семьей.

Структура малых групп осужденных складывается из следующих характеристик:

1)                количественный состав (как правило, малые группы осужденных немногочисленны по составу);

2)                ролевая структура (каждый член группы выполняет определенную роль и занимает то или иное положение);

3)                причины образования (группа, как правило, образуется на основе «землячества», сходства интересов и т.п.);

4)                система общения членов группы: а) каналы связей; б) средства связи; в) место и время «сходок» (встреч); г) способы маскировки целей и действий;

5)                направленность, то есть цели, нормы поведения и «санкции» в случае отклонения от этих норм;

6)                устойчивость и время существования группы;

7)                положение данной группы среди других групп осужденных.

Исходя из этих характеристик, мы и рассмотрим  необходимые меры по выявлению и разобщению малых преступных групп осужденных в учреждениях по исполнению наказания.

Положительный результат в работе по разложению преступных групп осужденных, по нашему мнению, может быть достигнут путем:

– воздействия на лидера (самый эффективный способ – самоосуждение или развенчание лидера). Несмотря на особенности различных групп лидер – центральная фигура. Как правило – он инициатор преступления, разрабатывает план его совершения, подбирает участников, распределяет роли и т.д. Поэтому, своевременное выявление, развенчание или изоляция «вожака» могут привести к распаду группы. Также эффективным может быть способ разъяснения осужденным неприглядности действий лидеров и активных членов групп отрицательной направленности, развенчание их авторитета, целесообразно также оглашать и обстоятельства особой жестокости, цинизма преступлений, совершенных лидерами, случаи расправы с соперниками;

– выявления претендентов на лидерство. В преступных группах постоянно ведется скрытая или явная борьба за лидерство. Правильное использование этого фактора способствует разобщению группы;

– количественного и качественного изменения состава группы. В некоторых случаях на этапе, когда группа только формируется, и ее члены в подавляющем большинстве пока еще не являются злостными нарушителями режима, а нездоровые мнения и настроения распространяются в ней одним-двумя участниками, возможно принятие решения о переориентации ее на социально полезные цели. Это достижимо при условии введения  в группу ядра осужденных, твердо вставших на путь исправления, изоляции лиц, активно противящихся полезной переориентации, проведение необходимой разъяснительной работы с членами группы;

– выявления каналов, способов информационного общения членов с целью перекрытия этих каналов, расшифровки способов обмена информацией о целях группы, устанавливается контроль за местами сбора группы, за частотой, временем, продолжительностью, содержанием контактов, встреч;

– использования возникающих в группе конфликтных ситуаций. Члены преступных групп симпатии друг другу не испытывают. Бывают проявления враждебности, неприязни, подозрительности. Все это может при определенных условиях привести к расколу;

– выявления нравственно-психологической атмосферы в группе. Преступники объединяются в группу на основе совместной преступной деятельности, общих интересов небольшого числа людей, между которыми поддерживаются непосредственные, личные контакты. Члены такой группы находятся в постоянном общении друг с другом. Поэтому необходимо обращать внимание и на личные контакты и отношения осужденных. Целью объединения осужденных в преступную группу является стремление лучше «устроиться» в колонии, чувствовать защищенность, возможность вести паразитический образ жизни, получение материальной выгоды за счет поборов с других осужденных. Поэтому вполне возможно, что не все бывают удовлетворены своей долей, имеются «недовольные», которых можно использовать в целях разобщения группы;

– выявления лиц тяготящихся участием в преступной деятельности. Такие лица, как правило, играют второстепенные роли и не могут найти в себе сил порвать с группой. Однако соответствующая профилактическая работа с ними может оказать неоценимую помощь в разобщении преступной группы;

– развенчания отрицательных традиций и обычаев малых групп осужденных. Пресекаются поборы группы с зависимых осужденных, организуется строгий учет выполнения производственной нормы каждым участником, исключающий возможность сдачи продукции, изготовленной другими осужденными.

Работа по разложению преступных групп осужденных предполагает следующие этапы:

1.     Подготовительный, целью которого является психологическое изучение группы для принятия решения о выборе методов разложения;

2.     Основной, сводящийся к организации и осуществлению деятельности по разложению группы с помощью соответствующих методов;

3.     Заключительный, на котором подводятся итоги работы.

Первоначальный этап, т.е. подготовка к разобщению группы, предполагает выявление ее действительных лидеров и всех других членов, а также причин образования группы, ее целей, системы общения, которая сложилась между ее участниками. При этом следует иметь в виду, что лидеры, являющиеся источником антиобщественных мнений и настроений в группе, обычно маскируют свое истинное отношение к активу, положительно характеризующимся осужденным, администрации КИН, скрывают свои притязания на роль арбитра и полновластного повелителя. Такого рода лидеры малых групп осужденных представляют повышенную опасность.

  Каждый из этих этапов по-своему сложен и труден. И, тем не менее, самым ответственным из них является второй, основной этап.

При определении методов психологического воздействия,  направленного на разложение отрицательных групп, необходимо учитывать: время их существования, сплоченность, количество членов, ролевую структуру, характер общения внутри группы и т.д. Успех работы по разложению малых отрицательных групп во многом зависит от того, насколько эффективным окажется воздействие на их преступные традиции и обычаи.

Индивидуальная профилактика. Трудно переоценить индивидуальную воспитательную работу с осужденными, так как ни одна из форм воспитательного воздействия не предполагает такого разнообразия приемов и методов. Она тем более необходима и важна в учреждениях по исполнению наказания, где содержатся лица с укоренившимися пережитками прошлого в сознании и поведении, с антиобщественными взглядами и убеждениями, отрицательными чертами характера. Индивидуальная воспитательная работа применяется в ходе всего процесса исправления осужденных. В основе лежат изучение личности (социально-демографические, психологические, уголовно-правовые, исправительно-трудовые признаки) и учет особенностей каждого.

Индивидуальное воздействие на профилактируемых лиц осуществляется по следующим основным направлениям:

– формирование у них позитивных, то есть соответствующих интересам нашего общества взглядов, убеждений;

– воздействие на их эмоциональную сферу, то есть воспитание чувств;

– обеспечение воздействия на их волевую сферу.

Опыт применения индивидуального подхода в исправлении осужденных показывает, что для его осуществления требуется: всесторонне и глубоко изучать осужденного, исходя из особенностей его личности, определять ближайшие и отдаленные задачи его исправления, применять к каждому осужденному наиболее эффективные методы, средства и приемы воспитания, постоянно анализировать результаты работы по его исправлению и на основе этого вносить коррективы в процесс воспитания.

При выборе методов, форм и средств воздействия на конкретное лицо в целях его исправления важную роль играет учет социально-психологической характеристики профилактируемого. Не зная индивидуальных особенностей личности человека, способного совершить преступление, процесс его становления, причины и условия формирования антисоциальных потребностей и ориентаций, а также, не изучив его характер, наклонности, интересы, невозможно подобрать наиболее целесообразные и эффективные меры и средства воздействия. Поэтому учет указанных качеств личности, знание уровня ее развития, образования, интеллекта и т.д. является условием выбора наиболее эффективных методов индивидуального воздействия.

В настоящее время учреждения по исполнению наказания располагают значительными и многообразными средствами воспитательного и профилактического воздействия на осужденных. Сюда относятся различные формы соревнования, работа самодеятельных организаций, библиотек, клубов, занятия спортом, проведение бесед, лекций, диспутов и т.п. Широко практикуются меры поощрения в отношении лиц, вставших на путь исправления – объявление благодарности, перевод на улучшенные условия содержания и др. (ст.ст. 102-104 УИК). При осуществлении индивидуальной профилактики эти методы, применяемые в комплексе или выборочно, должны быть направлены на формирование у лица привычки к соблюдению правовых норм, твердой убежденности в незыблемости норм социального общежития. В то же время к лицам, проявляющим нежелание подчиняться требованиям режима, становиться на путь честной трудовой жизни, применяются разнообразные меры принуждения. Таким образом, в распоряжении учреждений по исполнению наказания наряду с общими педагогическими средствами имеются предусмотренные законом специфические средства убеждения и принуждения, которые служат целям исправления осужденных, а вместе с тем и профилактике рецидива преступлений. В индивидуально-профилактической работе с осужденными сотрудникам нередко приходиться применять знания психологии и широко использовать методы психологического воздействия на личность осужденного, используя  методы убеждения и принуждения.

Под убеждением в психологии понимается метод воздействия на сознание индивида, основанный на логическом упорядочении содержания суждений. Убеждение предполагает такое изменение в сознании собеседника, которое делает его готовым защищать предлагаемую точку зрения и действовать в соответствии с ней. Однако в основе убеждения лежит побудительная сила аргументов, которая зависит от их смыслового, логического содержания и эмоциональной выраженности (твердая уверенность убеждающего в правильности своего мнения, эмоциональность беседы и т.п.). В итоге убеждает личный пример воспитателя, умение его разъяснять все то, что препятствует эффективному процессу ресоциализации личности, соблюдение единства слова и дела. Рассматривая модели психолого-педагогического воздействия на осужденных, в качестве приемов метода убеждения мы подразумеваем внушение, волевое давление и целенаправленное воздействие на чувства. Легкость внушения обычно наблюдается, когда внушаемое совпадает с сознательными устремлениями человека. Если же противоречит установкам личности, то сознание человека сопротивляется внушающим воздействиям. Повышенная внушаемость характерна для людей впечатлительных, со слабым развитием логического аппарата, в то время как люди, обладающие здравым смыслом и сильной логикой, скорее подвержены убеждению, чем внушению. Поэтому в индивидуально-профилактической работе с осужденными необходимо учитывать соотношение убеждения и внушения, то есть воздействия на сознаваемый и несознаваемый уровни психического отражения личности.

Меры индивидуально-профилактического воздействия на осужденных должны оптимально сочетаться с правовым принуждением в отношении них в случаях совершения ими правонарушений. Неприменение ответственности за нарушения режима, а также преступления, не представляющие большой общественной опасности, порождает у правонарушителей уверенность в безнаказанности, влечет продолжение противоправной деятельности, подрывает авторитет администрации, а также осужденных, способствующих поддержанию надлежащего порядка, в конечном счете, является одним из условий рецидивной преступности.

Принуждение не тождественно наказанию. Оно выражается в запрещении, категорическом требовании, предупреждении, угрозе и имеет три аспекта: педагогический, психологический  и административно-правовой. Главная цель принуждения – помочь осужденному избежать неодобряемых действий, предупредить поступок. В тоже время следует учитывать, что психологическую инерцию нельзя изжить запретами и приказами. Наоборот, в атмосфере напряженности, нервозности, опасности, когда человек находиться в возбужденном состоянии, его предубеждения проявляются более отчетливо, он сильнее цепляется за старое, уже испытанное. В данном случае критика и страх не создают благоприятную обстановку для восприятия нового.

Таким образом, теория и практика индивидуально-профилактического воздействия на осужденных должны исходить из того, что личность совершает поведенческие акты в условиях массового взаимодействия, взаимосвязей с другими людьми, и результат действия является в определенной мере независимым от самого человека. Всякое поведение человека подвержено принципу гетерогонии целей (поставленные цели под влиянием социальной среды не могут быть осуществлены в точном соответствии с первоначально задуманным вариантом). Следовательно, результаты взаимодействия всегда в той или иной мере обезличены и не могут быть поняты только исходя из свойств отдельного человека. Они выступают уже как социальные явления, не подчиняясь воле отдельного человека, в самой основе имеют черты стихийности. В то же время влияние людей друг на друга – процесс закономерный. Закономерным является и процесс персонификации личности, предполагающий привнесения своего «Я» (опыта отношений) в отношения других людей, приобщение их к своим интересам, желаниям.

Основной формой индивидуальной профилактики является беседа с профилактируемым. Сотрудник при подготовке к беседе должен проделать следующие подготовительные мероприятия:

– проанализировать информацию из личного дела осужденного о его поведении во время следствия, в СИЗО или в другой колонии;

– предварительно изучить биографические, социально-демографические, уголовно-правовые и другие данные о лице, с которым намечается беседа;

– определить основные цели и предполагаемые результаты беседы;

– решить какую форму беседы избрать, установить время, место и порядок ее проведения, с целью успешного установления психологического контакта и доверительных отношений с осужденным.

Отдельно следует сказать о важности индивидуальной работы с осужденными в период, когда они только прибыли в колонию и находятся на карантине. В этот период сотрудники оперативно-режимного и воспитательного отделов должны вести активную работу ознакомительного и профилактического характера с новоприбывшими осужденными в целях их успешной адаптации к новым условиям. При проведении беседы сотрудники должны ознакомить осужденного с порядком отбывания наказания в данном учреждении, ознакомить с распорядком дня, правилами поведения и т.д. Главное здесь даже не только информация о порядках в колонии, но и предостережение о нежелательности контакта с отдельными осужденными и таким образом важно успеть вовремя, пока ещё не выработан психологический стереотип поведения, поставить осужденного в четкие рамки режима и труда, педагогически целесообразных отношений с администрацией и другими осужденными. Это тем более важно, что если такая задача не решена, то негативные стороны личности, и, прежде всего, её нравственные изъяны в лучшем случае не будут проявляться или, что тоже порой бывает, еще более усилятся под влиянием отрицательно настроенной части осужденных, которая пытается вести и весьма активно, «вербовку» новичков в свои ряды.

Поэтому следует, особенно в первое время, проявлять к осужденному пристальное внимание, изучать и учитывать его психологические особенности, оперативно включать его в систему режимных требований, в производственный труд, в обучение и т.д. Это необходимо также и в связи с его эмоционально-волевой неустойчивостью. Не следует забывать, что эта неустойчивость у осужденных весьма усиливается из-за переживаний, связанных с лишением свободы, особенно в первые месяцы их пребывания в колонии и за два-три месяца до освобождения.




Заключение.

Укрепление демократической законности и правопорядка в нашей стране предполагает дальнейшее усиление борьбы с различными негативными явлениями, отклонениями от норм права, нравственности и морали. Вот почему в последние годы наше государство последовательно и целенаправленно проводит линию по совершенствованию деятельности правоохранительных органов, укреплению демократической законности и правопорядка.

Завершая криминологический анализ групповых преступлений осужденных в учреждениях по исполнению наказания, следует подчеркнуть, что круг проблем, связанных с их предупреждением, не исчерпывается рассмотренными нами аспектами формирования и функционирования преступных групп и психологическими явлениями и процессами, протекающими в среде осужденных в условиях социальной изоляции. Углубленные исследования в этой области, несомненно, создадут базу для последующих теоретических обобщений, откроют новые возможности в деле успешной борьбы с преступностью, и с групповой преступностью осужденных в частности.

Обобщение основных выводов криминологического анализа групповых преступлений осужденных в учреждениях по исполнению наказания  и результатов проведенного исследования, представляет возможным сформулировать некоторые предложения и рекомендации по совершенствованию деятельности подразделений и служб учреждений по исполнению наказания по предупреждению преступлений, совершаемых осужденными:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.