реферат, рефераты скачать
 

Роль воображения в творчестве музыканта-исполнителя и дирижера


И. Кант пытается найти такие формы познания, которые определенным образом сочетали бы в себе чувственное и рациональное, то есть были бы ни тем, ни другим в отдельности, а чем-то третьим: «Должно существовать, - пишет он, - нечто третье, однородное, с одной стороны с категориями, а с другой - с явлениями и делающее возможным применение категории к явлениям. Это посредствующее представление должно быть чистым (не заключающим в себе ничего эмпирического) и, тем не менее, с одной стороны интеллектуальным, а с другой стороны чувственным» [5, 37].

Характеризуя воображение со стороны его механизмов необходимо рассмотреть способы создания образов воображения. Воображение или фантазия - это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Процессы воображения носят аналитико-синтетический характер. Синтез в процессах воображения осуществляется в различных формах:

- агглютинация - соединение несоединимых в реальности качеств, свойств, частей;

- гиперболизация - это увеличение или уменьшение объекта или изменение количества отдельных частей или их смещение;

- схематизация - сглаживание, слияние отдельных представлений и выявление между ними черт сходства;

- типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе;

- заострение - подчёркивание каких-либо отдельных признаков.

Особую роль играет фантазия, а именно - творческое воображение в художественном и научном творчестве. Воображение - необходимый элемент творческой деятельности на всех её этапах.

В художественном творчестве воображения реализуется такая важнейшая особенность воображения как его значительная эмоциональность. Переживая различные чувственные настроения и воплощая их в художественные образы, музыкант заставляет зрителей, слушателей страдать, радоваться, переживать вместе с ним.

В научном творчестве воображению принадлежит решающая роль на ранних стадиях изучения научной проблемы, оно нередко ведёт к замечательным и гениальным догадкам.


§2. Виды воображения


Приведем классификацию воображения, изложенную в работе Р.С. Немова [9]:

I. Пассивное воображение. Первоначальной формой воображения являются те образы, которые возникают без специального намерения с нашей стороны. Это непроизвольное воображение (сон, галлюцинации). Произвольное воображение проявляется в тех случаях, когда новые образцы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определённое, конкретное (грёзы).

П. Активное воображение. Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга. Стимуляция этого процесса создает объективные возможности для возникновения оригинальных новых связей между зафиксированными в памяти человека и общества условиями. В активном воображении мало мечтательности и «беспочвенной» фантазии. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (то есть человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Активное воображение, наконец, пробуждается задачей и ею направляется, определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

Основной формой активного воображения является воссоздающее воображение - это представление человека чего-либо нового для него; такое представление опирается на словесное описание или условное изображение этого нового (например, для музыканта - это нотная запись). В процессе воссоздающего воображения происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т. д.

Несмотря на то, что продуктами воссоздающего воображения являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком образы, этот вид воображения основан на прежнем опыте. К.Д. Ушинский рассматривал воображение как новую комбинацию былых впечатлений и прошлого опыта, считая, что воссоздающее воображение является продуктом воздействия на мозг человека материального мира [16, 195].

Главным образом воссоздающее воображение - это процесс, в ходе которого происходит реконструкция прежних восприятий в новой их комбинации. Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека - предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т. д. Этимологически слово «предвидеть» тесно связано и происходит из одного корня со словом «видеть», что показывает важное значение осознания ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее на основе знания или предугадывания развития событий.

Таким образом, благодаря этой способности, человек может «мысленным взором» увидеть, что произойдет с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем. Ф. Лерш назвал это прометеевской (глядящей вперед) функцией воображения, которая зависит от величины жизненной перспективы: чем моложе человек, тем больше и ярче представлена ориентация его воображения вперед. У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на события прошлого. Этот вид воображения широко используется в обучении.

Чтобы создать у учащихся правильное представление о новом материале, надо не только ясно и точно, но и эмоционально рассказывать о нём. Тогда у детей возникнут живые образы, правильно отражая новый материал. В работе воссоздающего воображения значительна роль наглядных пособий. Они помогают ученикам уточнить и уяснить то новое, что они узнали от учителя. Воссозданный образ становится более точным, он правильнее воспроизводит реальную действительность.

III. Творческое воображение. В процессе творческого воображения создаются новые образы без опоры на готовое описание или изображение их. Этот вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности людей. «Творчество - это деятельность, которая даёт новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты: создание произведений искусства, литературы и т.п. Источником творческой деятельности является

общественная необходимость в том или ином новом продукте. Именно потребность общества в чём-то обуславливает возникновение творческой идеи, творческого замысла, что и ведет к созданию нового» [4,6].

Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций. Первый - операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй - операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

Один из первых психологов, изучавших эти процессы, Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация - отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание.

Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация - первый этап творческого воображения, этап подготовки материала.

Ассоциация - создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством.

Неправильно думать, что творчество - свободная игра воображения, не требующая большого и тяжёлого труда. Наоборот, всё новое, значительное создано великим трудом. Ошибаются те, кто думают, что творчество-результат вдохновения, которое будто бы даёт возможность творцу без труда создать свои произведения. В действительности само вдохновение - это огромное напряжение всех психических сил человека. Оно характеризуется максимальной концентрацией их на решение поставленной задачи.

Вся деятельность человека в состоянии вдохновения сосредоточена на предмете творчества. Вдохновение нельзя противопоставлять труду. Оно есть результат большого труда. П.И. Чайковский говорил о том, что

вдохновение не приходит ленивым [21,24].

Вдохновение возможно тогда, когда накоплен большой опыт наблюдений, когда уже выяснен замысел произведения и творец целиком захвачен выполнением задуманного. Начинается процесс реализации замысла. Большие запасы наблюдений создаёт богатый материал для деятельности творческого воображения, дают возможность увидеть не только то, что нужно для осуществления намеченного замысла, но и то, что даёт толчок к постановке новых проблем, к возникновению новых идей, нового замысла.

IV. Мечта - особый вид воображения. Её можно рассматривать как форму особой внутренней деятельности по созданию образа желаемого будущего.

Мечта - необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности. Активная мечта является движущей силой человеческих поступков.

Несколько иную классификацию предлагает Л.Б. Ермолаева-Томина [6, 158-159]. Виды воображения определяются, по ее мнению, их отношениями к настоящему времени. Исследователь выделяет три основных вида воображения:

1. Способность к мысленному изменению, преобразованию конкретно воспринимаемых объектов и ситуаций в настоящем, а наблюдаемому событию придается новый смысл и эмоциональная окраска. Это воображение можно назвать преобразующим. Обычно оно появляется у людей в ситуациях, вызывающих опасение и страх («у страха глаза велики»), а также под влиянием настроения или опьянения («пьяному море по колено»). У художников оно появляется в творческом поиске и начинает носить направленный характер, осознанный включенный в процесс восприятия. Воображение носит характер мысленного эксперимента и выбора лучшего варианта для объекта творчества.

Способность к вживанию в объект, мысленному преобразованию его в новый образ, является первой и очень важной стадией в развитии воображения. Когда студенты на практических занятиях мысленно представляли себя чайником, который стоял перед ними, то каждый видел в нем свои достоинства или недостатки, которые затем помогли им создать из него образ. Умение видеть в «сосне мачту корабля», а в «куске мрамора будущую скульптуру», является одним из основных показателей творческих способностей.

2. Воспроизведение конкретных объектов, впечатлений, динамики событий и прочее, имевших место в прошлом опыте человека, оно называется репродуктивным и базируется на памяти.

Наиболее полно репродуцируются эмоционально-значимые события или яркие впечатления от увиденного. В процессе хранения в памяти запечатленные образы интегрируются, обобщаются, типизируются и трансформируются на уровне подсознания.

Произведения искусства, в отличие от жизненных впечатлений, отражающие такие яркие и нестандартные события, образы людей, звуки, эмоции, красоту форм бытия, имеют особую силу репродукции в воображении, а отсюда становятся своеобразием образцом для подражания у художников и эталоном оценки реальности у ценителей искусства.

3. Творческое воображение, присущее в разных вариантах всем людям направлено на создание новых моделей желаемого или необходимого будущего. Построение таких моделей у человека всегда базируется на эмоциях, рисующих желаемые картины для своего существования. Картины эти, как правило, направлены на удовлетворение или пробуждение духовных потребностей человека.

Воображение художника, ориентированное на будущее, всегда включает на уровне подсознания «значимого другого» зрителя, его эмоциональную оценку продукта творчества. Эта оценка очень болезненно воспринимается художником, поэтому в качестве «щита» он выдвигает формулу, согласно которой он творит только «для себя» и «самовыражения». Что будет следствием происшедшего? У художника при аналогичном построении картины будущего произведения невольно включается в представление реакция зрителя и ответ на вопрос, какие эмоции оно вызовет и для чего, какие новые смыслы бытия откроет и какие отношения сформирует.

Такое распределение видов воображения по времени дает основание для понимания роли всех психических процессов: восприятия, памяти, мышления - в его формировании.


§3. Связь музыкального воображения с жизненным опытом слушателя


Одно и то же жизненное содержание может воплощаться композиторами по-разному в зависимости от их индивидуальности, от стиля эпохи, в которой они жили. Но выражение чувств в музыке согласуется с принципами исторического развития, и поэтому печаль и радость по-разному звучат в музыке И.С. Баха, С.С. Прокофьева и С.В. Рахманинова, в русской народной музыке и испанской.

В зависимости от своего жизненного опыта два человека, слушающие одно и то же музыкальное произведение, могут по-разному понять и оценить его, услышать в нём разные образы. Все эти особенности восприятия музыки, её исполнения и создания обусловлены работой воображения, которое, подобно отпечаткам пальцев, никогда не может быть одинаковым даже у двух людей.

Деятельность музыкального воображения связана с музыкально-слуховыми представлениями, то есть умением слышать музыку без опоры на её реальное звучание. Эти представления развиваются на основе восприятия музыки, поставляющего слуху живые впечатления звучащей музыки. Однако деятельность музыкального воображения не должна заканчиваться на работе внутреннего слуха. На это указывал Б.М.Теплов, говоря о том, что слуховые представления почти никогда не бывают слуховыми и должны включать в себя зрительные, двигательные и какие-либо ещё моменты [18,56]. Особенно большое значение в работе воображения играют зрительные образы. Г.Г. Нейгауз, работая со своими учениками над пьесой К. Дебюсси «Вечер в Гренаде», рисовал учащемуся такую картину: «Сонное царство, никаких страстей, только намёк на страсти. Очень тихо и полно, как будто много инструментов играет, ночью, далеко...»[8,38].

Не всегда нужно пытаться полностью переводить язык музыкальных образов на понятный смысл, выраженный словами. Известно высказывание П.И. Чайковского о его 4-й симфонии, который в письме С.И. Танееву отмечал, что если пытаться сформулировать содержание этой симфонии словами, то это возбудило бы насмешки и показалось бы комичным. «Симфония,- считал П.И. Чайковский,- должна выражать то, для чего нет слов, но что просится из души и что хочет быть высказано»[21,48]. Тем не менее, изучение обстоятельств, при которых композитор создал своё сочинение, его собственное мироощущение и мировоззрение эпохи, в которой он жил, влияют на формирование художественного замысла исполнения музыкального произведения.

Программные произведения оказываются более лёгкими для восприятия. Композитор как бы намечает то русло, по которому будет двигаться воображение исполнителя при знакомстве с его музыкой. Знание программы, как отмечал Б.М. Теплов, есть «необходимое условие полноценного и адекватного восприятия программной музыки»[18,59]. Так, в музыкальном искусстве существовали целые направления, отстаивающие преимущества музыки программной. В полной мере эту философию пропагандировала эпоха западноевропейского романтизма, выдвинувшая программность в качестве основополагающего требования к композитору. Вспомним известнейшие шедевры композиторов-романтиков, использующих обобщенную и последовательную программность. Это творения Ф. Шуберта, Ф. Листа, Г. Берлиоза, Р. Шумана, К. Сен-Санса, Э. Грига и др. В русской музыке сторонниками более демократичного и понятного программного искусства были представители «Могучей кучки» (М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков) и беляевского кружка (А.К. Лядов, А.К. Глазунов). Их идейный вдохновитель В.В. Стасов прямо указывал в своих работах на необходимость направлять фантазию и восприятие слушателя на верный образ, делать при этом искусство демократичным и понятным.

Это важно учитывать при работе с детьми. Если ставить детей в положение угадывателей программы, то это заставляет их искать в ней изобразительные намёки, вместо того, чтобы слушать музыку как выражение определённого содержания. В результате такой работы вырабатывается взгляд на музыку как на язык тёмный, двусмысленный и неопределённый.

Для профессионального музыканта, одарённого творческим воображением, вся музыка программна. В школе И.П. Павлова разделяют людей на художественный и мыслительный типы. При работе с детьми художественного типа педагогу не надо тратить много слов, потому что ученик интуитивно постигает содержание произведения, ориентируясь на характер мелодии, гармонии, ритм и т.п.

При работе с учащимися мыслительного типа понимание музыкального произведения оказывается при помощи сравнений, метафор, образных ассоциаций, активизирует воображение своего воспитанника и вызывает в нём эмоциональные переживания.

Творец, создавая художественное произведение, стремится перевоплотиться в своих героев. Дирижёр-исполнитель оставляет обыденный мир чувств, представлений и переносится в своём воображении в иной мир. Он испытывает чувства, которые, может быть, до того ему были неведомы, к нему приходят образы ранее незнакомые, в них возникает поток сознания, который А. Маслоу называл «пиковым опытом» [11,164]. В этом случае возникает единство человека с миром, о котором писал Ф.И. Тютчев, М.М. Пришвин. Для достижения «пиковых переживаний» в процессе восприятия искусства необходимо соответствующее развитие нервно-психической организации человека, опыт и развитое воображение. Л.С. Выготский подчёркивал, что для ребёнка, лишенного воображения, восприятие искусства, и достижение «пиковых переживаний», недоступно. Поэтому для развития восприятия музыки, так важно иметь развитое воображение, которое учит человека подниматься над обыденной действительностью и приобщаться к духовному опыту человечества [4,37].


§4. Развитие музыкального воображения


В настоящее время в теории и практике музыкального обучения много говорится о необходимости накопления учащимися того минимума художественных впечатлений, без которого невозможно вхождение в мир музыки. Г.Г. Нейгауз писал, что «прежде чем начать учиться на каком бы то ни было инструменте, обучающийся - будь то ребенок или взрослый - должен уже духовно владеть какой-то музыкой...». Весь секрет таланта и гения состоит в том, что в его мозгу музыка уже живет полной жизнью раньше, чем он в первый раз прикоснётся к клавише или проведёт смычком по струне» [8,63].

Задачей подготовительного периода является развитие не только музыкального слуха, но всех видов творческого воображения, включающего в себя и музыкально-слуховые представления, и двигательные, и зрительные. Важно включение детей на занятиях подготовительного периода в разнообразные виды художественной деятельности - чтение и сочинение стихов, рисование, лепку из глины и пластилина, инсценирование песен.

По своему характеру музыкально-исполнительская деятельность имеет некоторые общие моменты с детской ролевой игрой. В обоих случаях всегда присутствуют два четко выраженных плана действий: один - в воображении, то есть представлении некоторых предлагаемых обстоятельств, и - реальный, воплощаемый в физических действиях. Образные представления о движениях, освоенных в детских ролевых играх, впоследствии могут быть перенесены в музыкально-исполнительскую деятельность. Образное представление значительно облегчает новый материал.

Особенностью развитого музыкального воображения является его необычайно богатая вариантность. Г.Г. Нейгауз отмечал, что «исполняя по многу раз одно и то же произведение, никогда не играешь его одинаково. Пытливая мысль большого художника открывает всё новые стороны в хорошо знакомом музыкальном материале, будь то П.И. Чайковский или И. Брамс» [8,71].

Исполнение композитором своих собственных сочинений, как кажется на первый взгляд, должно быть эталоном их интерпретации. Однако в разные периоды жизни композиторов исполнение ими своих сочинений существенно изменялось. С.И. Савинский говорил, что «нет более злостных нарушителей авторского замысла, каким он запечатлен в нотном тексте, чем сам автор. Пианисты А.Н. Скрябин, С.В. Рахманинов, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович дерзновенно нарушают свои же исполнительские указания. И делают это при каждом исполнении по-иному» [14,164].

Развитие и формирование вариантного подхода к исполняемому музыкальному произведению должно лежать в основе развития у исполнителей творческого воображения. Один из таких подходов был разработан В.Г. Ражниковым. Суть метода заключается в том, что предложив ученику выучить какое-либо произведение, педагог не играет его, а только напоминает, что его нужно обязательно попытаться сыграть в указанном автором настроении. Далее, на этом же уроке, педагог выбирает 5-7 фрагментов из других музыкальных произведений, в которых присутствует то же настроение, что и в предлагаемой для разучивания пьесе. На следующем уроке ученик играет заданное произведение. После этого педагог исполняет выбранные им фрагменты, показывая развитие отраженного в музыке настроения в произведениях других композиторов. Преподаватель исполняет также пьесы или фрагменты контрастных настроений, с тем, чтобы ученик нашёл «своё» переживание. Затем педагог исполняет один из фрагментов, намеренно сильно искажая настроение, спрашивая ученика при этом: «Что изменилось в музыке?» Убедившись, что эстетическая эмоция уже стала «личным» достоянием ученика, педагог возвращает его к пьесе, и вместе они начинают детально её разучивать. При помощи такой методики преподаватель достигает того, что ученик понимает, что в музыке главное - не отдельные звуки, не ритм, не правильные пальцы - а выражение того настроения, ради которого и существуют и ноты, и ритм, и аппликатура [12,83].

Множественность трактовок музыкального произведения достигается за счёт вариантности использования исполнительских средств выразительности - динамики, агогики, артикуляции, педализации. Можно увеличивать количество вариантов за счёт варьирования поочерёдно какого-либо одного средства музыкальной выразительности. Педагог может показать произведение в градациях от рр до ff метрически точно и приёмом rubato, приёмами от legatissimo до marcatissimo, с педалью и без неё. Изменение только одного средства музыкальной выразительности ведёт за собой определённые изменения и в целостном образе произведения.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.