реферат, рефераты скачать
 

Роль воображения в творчестве музыканта-исполнителя и дирижера


Музыкальное произведение, записанное композитором при помощи нот, однозначно. Но в реальном звучании оно существует в бесчисленном количестве разнообразных исполнительских трактовок. Вариантность исполнений одного и того же произведения ведёт к формированию у учащегося богатого творческого воображения, повышает художественную выразительность игры.

Развитое воображение может помочь в преодолении эстрадного волнения, равно как и в общем, улучшении качества музыкального исполнения. Известны опыты московского врача-гипнотизёра В.Е. Райкова, с помощью которых пациенты как бы воплощались в образы выдающихся художников, музыкантов, шахматистов. В состоянии внушённого образа одарённого человека пациенты резко повышали доступный им уровень мастерства. Музыканты-исполнители лучше играли, шахматисты повышали свою квалификацию на 1-2 разряда, никогда не рисовавший человек делал рисунок вполне приличного уровня. После гипнотического пребывания в подобном образе повышался реальный, т.е. производимый вне гипноза, уровень исполнения. В практике современной психологии пациентам, желающим приобрести определённые навыки социального поведения (например, стать более уверенным в себе), рекомендуется подражать в своемповедении лицам, которые такими характеристиками обладают. В этом случае человек вживается, и «входит в образ» другого человека и действует соответственно роли этого другого. Приём подобного рода получил название «имаготерапии», то есть терапии при помощи воображаемого образа.

Л.А. Баренбойм приводит пример пианиста, который, репетируя дома, представляет себе, что находится в концертном зале Московской консерватории, раскланивается перед аудиторией и начинает играть, всеми фибрами души чувствуя публику Большого зала. «Достаточно бывает ему сыграть перед воображаемой аудиторией всю программу или отдельные музыкальные произведения, и он уже знает, что звучит убедительно, а что нет, как реагируют слушатели на исполнение той или иной пьесы. После нескольких таких репетиций он выходит на сцену «в форме», с полной уверенностью в себе. Иное самочувствие испытывал тот пианист раньше, до того как нашёл свой метод подготовки: он боялся выступлений с новой программой» [2,41].

Перенесение этих актёрских приёмов в практику работы музыканта-исполнителя способствовало совершенствованию его психических процессов, помогая достигать более высокого уровня художественного исполнения.

Отличительной чертой воображения, по мнению В.П. Анисимова, является то, что оно чаще всего протекает в наглядном (визуальном) плане, хотя возникающие образы и не имеют оригинала в действительности. Причем эти образы невозможно получить ни эмпирическим, ни логическим путем [1, 24]. Общий механизм порождения образов связан с тем, что внутренний источник информации перекрывает внешний и оказывается способным порождать перцептивные образы.

Порождение образов связано, прежде всего, с эмоционально-мотивационной сферой человека и определяется преимущественно неосознаваемыми мотивами (эмоциональной памятью) и прошлым опытом ярких психодинамических впечатлений. Можно сказать, что любая эмоция «проникает» в сознание посредством соответствующего образа.

Один из очевидных путей приобретения знаний ребенком является имитация, основывающаяся во многом на воображении. Кроме того, образы могут выполнять и прогнозирующую функцию, которая проявляется в виде упреждающей программы поведения. Образы обеспечивают целесообразную отсрочку непосредственных реакций на основе предвидения, эмоционального предвосхищения. Мыслеобразное представление результата деятельности - существенный признак человеческого способа субъект-объектного взаимодействия.

Образный опыт фиксируется памятью (произвольно или непроизвольно) для будущего использования.

С прогнозирующей функцией тесно связана функция образов в роли эталонов, что обеспечивает структурирование хаоса различных стимулов и селекцию нужной информации. Это, в свою очередь, определяет функционирование образа в роли регулятора действий и состояний.

Таким образом, развитие образности (образной сферы) имеет решающее значение для раскрытия творческого потенциала человека, его творческих способностей. И музыкальная деятельность играет в этом процессе активно стимулирующую роль.

Доминирование в современной музыкально-педагогической практике репродуктивных образовательных техник (например, исполнительская практика строго по образцу) фактически убивает образное мышление, что неблагоприятно сказывается на развитии личности, когда нормативно-исполнительские эталоны и способности творчества трагически противостоят друг другу. Поэтому, перед педагогами стоит важнейшая задача приложения усилий для обеспечения гармоничного соотношения репродуктивных и продуктивных видов деятельности. Очевидно, что занятия эстетического цикла по природе своей призваны выполнять функции сохранения и развития прежде всего креативности ребенка, его творческого потенциала, способности воображения.

Показателями продуктивности развития способности воображения (или творческих способностей) по В.П. Анисимову считаются следующие признаки:

беглость - способность порождать большое количество идей;

оригинальность (или новизна) - способность продуцировать необычные, нестандартные идеи и образные характеристики;

гибкость (или типы оперирования) как способность преобразовывать, модернизировать различный материал, применять разнообразные способы решения проблемы или порождения образа;

разработанность (или детализация) возникшей идеи, образа;

осмысленность данных приобретенного опыта (Е.Е. Туник, В.Д. Шадриков).

Очевидно, что в основе познавательных способностей внимания и памяти находятся первичные чувственные процессы - восприятие и ощущение. А для музыкальной деятельности также к основополагающим психологическим свойствам необходимо относить и способности представления и воображения [1, 26].


ГЛАВА II. АНАЛИЗ ПОНИМАНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ И ЕГО РОЛИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ И ДИРИЖЁРА


§1. Характеристика объекта исследования


Целью данного практического исследования стал анализ понимания воображения и его роли в деятельности исполнителя. Исследовательская программа не ставит перед собой цель всесторонне рассмотреть данную проблему. Это лишь попытка изучить уровень квалифицированности современного исполнителя. Решение проблемы развития воображения у музыканта во многом связано с воспитанием поколения компетентных педагогов, разбирающихся в тонкостях музыкальной психологии и педагогики.

Объект исследования - студенты-педагоги. Они еще продолжают свое обучение, но при этом уже столкнулось с практикой. Некоторая часть только опосредованно - на педагогической практике, другая - уже занимается преподавательской деятельностью. Предмет исследования - их информированность в сфере особенностей воспитания воображения у музыканта-исполнителя.

В ходе социологического исследования предполагается решить следующие задачи:

- выявление роли воображения в деятельности музыканта-исполнителя;

- изучение мнения о природе воображения;

- оценка способов развития воображения, творческой фантазии;

- характеристика понятия «воображение».

Подобные задачи позволяют выдвинуть гипотезу, строящуюся на предположении о среднем (либо высоком) уровне знаний респондентов об этой теме. Причина этого кроется, во-первых, в длительном соприкосновении с музыкальным искусством (у некоторых оно достигает уже 20 лет); во-вторых, в прохождении опрашиваемыми так называемого базового специального образования, где они, несомненно, сталкивались с различными методиками развития творческого воображения.

Для проведения данного исследования используется метод анкетирования, позволяющий составить наиболее точную картину действительности. С одной стороны, выяснится уровень эффективности методов развития воображения у музыкантов, чья исполнительская деятельность только начинается (недавно началась); с другой - отчасти, возникнет панорама будущего, так эти исполнители уже преподают свои знания подрастающему поколению.

Это индивидуальный анкетный опрос, количество участников которого составляет 21 человек. Срок проведения анкетирования - 6 дней. Композиция анкеты представляет собой социально - демографический блок (это вопросы, касающиеся возраста, специальности исполнителя и стажа работы с детьми) и 9 предметных вопросов о фактах сознания (экзаменационного и открытого типа) респондентов.

Инструктивные указания по технике заполнения анкеты, адресованные респондентам, расположены в начале анкеты. Графическое и техническое оформление соответствует стандарту: шрифт Times New Roman, размер 12; вопросы пронумерованы и выделены полужирным шрифтом, социально - демографический блок набран курсивом; отведено достаточно место для записи свободных ответов.

В качестве объекта исследования избраны молодые исполнители 19 до 26 лет, одновременно этот возраст соответствует началу педагогической деятельности. Выбрана именно эта категория исполнителей, так как знания о таком основополагающем понятии как творческое воображение, его механизмах и способах развития крайне важны в исполнительском и педагогическом процессе. Как известно, умение развивать и использовать творческую фантазию выявляется лишь в процессе исполнительского опыта музыканта. Огромное влияние на формирование этого умения оказывают глубокие знания в сфере педагогики и психологии. Поэтому исследовательские данные, полученные в то время, когда респонденты сами включены в исполнительскую деятельность, и до того, как вступили в период полноценной осмысленной педагогической деятельности, будут отражать наиболее объективную картину их уровня знаний в области воображения, его природы и развития у музыкантов.

Респонденты условно подразделяются на две подгруппы:

- исполнители с небольшим педагогическим стажем (без стажа) - 0-3 года;

- исполнители с педагогическим стажем свыше 3-х лет.

Обязательным условием для опрашиваемых было наличие высшего образования, поэтому для оптимизации исследовательского процесса выбраны студенты СГАКИ. Во-первых, в ВУЗе изучаются педагогика, психология, ряд специальных предметов, включающих интересующую нас тему - история исполнительства, методика преподавания, специальный инструмент, история музыки. Во-вторых, важным фактором является то, что студенты еще не закончили свое обучение и поэтому находятся в гуще образовательного процесса, в поиске ответов на интересующие их вопросы. В-третьих, их педагоги являются действующими концертирующими исполнителями и обязательно делятся секретами своего исполнительского мастерства. Немалую роль в нем должно занимать и воображение, которое позволяет наиболее верно и в то же время индивидуально интерпретировать музыкальные произведения. Все выше перечисленные причины позволяют считать, что полученные благодаря анкетированию данные должны отразить результаты самой подготовленной части поколения музыкантов-исполнителей.


§2. Анализ и интерпретация данных


Рассмотрим полученные данные по вопросам:

Что, по вашему мнению, является основополагающим для индивидуальной интерпретации музыкального произведения?

Вопрос сформулирован таким образом, чтобы выявить представление респондентов о качествах, отличающих интерпретацию музыкального произведения исполнителем. Ответы, на первый взгляд все подходят под определение профессионально выполненной интерпретации (сравним: а) технические данные; б) творческое воображение; в) богатый слуховой опыт; г) яркая эмоциональность), но это лишь элементы интегративного результата. Правильным является ответ «б», так как остальные качества вполне могут присутствовать у любой трактовки музыкального произведения, не отличающейся тем самым индивидуальностью. Так, техническими данными обладают далеко не все исполнители, но это не мешает даже начинающему музыканту найти свое отношение к сочинению, а значит, и интерпретировать по-своему. Более сложная ситуация с яркой эмоциональностью - это вообще распространенное свойство, и тем не менее, оно во многом мешает найти что-то свое в исполнении. Особенно это случается тогда, когда музыкант уже познакомился с игрой данного произведения другими исполнителями. Подсознательно, благодаря своей ярко эмоциональной отзывчивости он будет их воспроизводить. Основная масса опрошенных (71%) выбрала вариант «б», показав тем самым высокий уровень знаний в этом вопросе. Оставшиеся голоса распределились следующим образом: 1 дирижёр-исполнитель отметил технические данные, что показывает ошибочную связь воображения с умением; 2 респондента предпочли роль богатого слухового опыта для индивидуальной трактовки и 3 - яркую эмоциональность. Интересно, что яркую эмоциональность как отличительную черту индивидуальной интерпретации предпочли респонденты из подгруппы с небольшим опытом работы.


§3. Где можно обнаружить присутствие фантазии?


Вопрос ориентирован на выяснение представления респондентов о видах человеческой деятельности, включающих элементы воображения, а точнее требующих ее применение. Среди ответов - а) в сказках, мифах, легендах; б) в науке; в) в художественном творчестве. Основное количество участников опроса остановили свой выбор на наиболее очевидном варианте - в художественном творчестве. Это 90,4% от общей суммы опрашиваемых. Значительную роль фантазии в устном народном творчестве (вариант «а») оценили 76% респондентов. Наиболее объективная картина распределения голосов в подгруппах представлена в таблице 1.

Оцените роль воображения в музыкальном искусстве?

Как известно, воображение является неотъемлемой составляющей творческого мышления, а оно в свою очередь - залог творчества вообще. Естественно, что роль фантазии в этой иерархии основополагающая. Это смешанный тип вопроса, где кроме радикальных да и нет, предложены еще и уточняющий вариант, обозначающий основополагающую роль фантазии, так музыка - искусство, не оперирующее понятными словами и образами («в»). Мнения опрашиваемых в подгруппе 1 разделились: 6,25% предпочли вариант «а» и 31,25% вариант «б», основная масса (62,5%) выбрала так называемый уточняющий ответ «в». В подгруппе 2 лишь один респондент ответил «а», остальные - 80% - ответ «в». Таким образом, большинство склонно считать это свойство личности основополагающим компонентом для музыкального творчества.

В каких видах творческой деятельности присутствуют элементы воображения?

Как известно, продукт творческой деятельности существует в трех ипостасях: сочинение (здесь основная роль принадлежит композитору - творцу), исполнение (ее выполняет музыкант-исполнитель) и восприятие (данную функцию осуществляет слушатель). Об этой триаде писал еще Б.В. Асафьев. Вопрос поставлен таким образом, чтобы респондент выявил стадию, на которой присутствуют элементы воображения. Представлены следующие ответы: а) в сочинении произведения; б) в исполнении произведения; в) в восприятии произведения; и последний ответ обобщает все предыдущие - г) во всех перечисленных этапах функционирования продукта творчества. Любопытно, по одному опрашиваемому из подгруппы 1 приходится на ответы «а», «б» и «в», то есть для них фантазия - все-таки прерогатива одного из этапов существования произведения. Остальные члены данной подгруппы 81,25% предпочли универсальный ответ - все этапы - вариант «г». В подгруппе 2 большинство - 80% также отметили обобщающий ответ «в»; лишь один респондент остановил свой выбор присутствия воображения на сочинении произведения - «а». Таким образом, наиболее универсальную версию о том, что воображение может проявиться на всех этапах существования продукта творчества, предпочли 80,9% от общего количества опрашиваемых.

Что входит в понятие воображения?

Вопрос тестового характера на способность респондентов определить составляющие компоненты воображения. В начале дано указание, что данный вопрос подразумевает неограниченное количество ответов. Варианты, предложенные на него - различные формы сознания индивида. Одни из них представляют измененные формы - это варианты б) галлюцинации; а) сон. Другие - виды деятельности - варианты в) творчество; г) грезы; д) фантазия; е) мечта. В теоретической части работы приведена классификация воображения по Р.С. Немову [9]. Он включает все эти формы сознания в различные типы воображения (пассивное, активное творческое и т. д.). Поэтому роль вопроса - посмотреть уровень знаний литературы по психологии среди опрашиваемых. Судя по результатам, наибольшую оценку респонденты дают творчеству («в») - 66,6% и фантазии («д») - 100% - как в 1, так и во 2 подгруппах, относя тем самым механизм воображения к искусству и отрицая его значительную роль в обычной жизни. Гораздо меньшее предпочтение отдано измененным формам сознания - сну и галлюцинациям (14% и 19% соответственно). Мнения в подгруппах представлены в диаграмме 1.

Как осуществляются механизмы воображения?

Данный вопрос вполне конкретен и требует проанализировать имеющийся исполнительский опыт. На него предложено три варианта ответа: а) это создание нового, никому не известного; б) это отражение действительности, но в новой форме; в) это комбинация элементов прошлого опыта. В психологии художественного творчества рассматривают два уровня механизма воображения: репродуктивное воображение, то есть базирующееся на прошлом опыте; и продуктивное. Естественно, что повторение творцом либо себя, либо другого неизбежно - это важная составляющая искусства, но оно должно быть всегда с репродуктивным компонентом, обязательно с усложнением. В музыкальном искусстве этот процесс повторения себя с усложнением способствует формированию собственного художественного стиля. Назначение данного вопроса - проанализировать свои представления о воображении, как оно осуществляет свою функцию в каждом индивидуальном случае. Представители подгруппы 1 предпочли в основном вариант «а» (62,5%), то есть, по их мнению, творческая фантазия возникает из ниоткуда, не базируется ни на чем. Другая часть данной подгруппы по 18,75% выбрали ответы «б» и «в». В подгруппе 2 мнения разделились следующим образом: 60% считают, что воображение - это отражение действительности, но в новой форме; и по 1 респонденту отметили варианты «а» и «в».

Требуется ли развивать воображение или это врожденное качество человека?

Педагогическая наука не совсем еще определилась с ответом на этот вопрос. И существует две противоположные позиции: кто-то считает, что воображением наделены от природы все без исключения, другие - что, данное качество может не присутствовать при рождении, но оно поддается корректировке и развитию. Любопытны и ответы респондентов, они также отражают картину двойственности, некоторой неуверенности. Распространенным является мнение: развивать можно и нужно, даже если это качество у индивида не врожденно. То есть воображение может присутствовать, а может и активно развиваться. Часть опрашиваемых добавляет к вопросу ряд своих замечаний, связанных, по-видимому, со своим исполнительским опытом. Эти замечания отражают способы развития воображения: данное свойство необходимо развивать различными видами искусств. Приведем наиболее любопытные формулировки:

«воображение - врожденное качество, которое в течение жизни обогащается»;

«это врожденное качество, но у всех присутствует в разной степени»;

«это качество может быть и врожденным, но без попыток его развить останется в зачаточном состоянии».

Интересно, что один из студентов, недооценивая роль творческого воображения, решил, что развивать его необязательно(!)

Предложите способы развития воображения, творческой фантазии?

Это, пожалуй, наиболее сложный вопрос (открытого типа), призванный обобщить профессиональные наблюдения не только свои собственные, но и педагогические. Одновременно он отражает знания респондентов психолого-педагогической литературы в данной области и рекомендаций ведущих исследователей. Более того, ответ на этот вопрос показывает и опыт предшествующих лет: опрашиваемые неосознанно вспоминают те методы развития, которые применялись по отношению к ним и оценивают их с точки зрения продуктивности. И так, как перед нами все-таки музыканты-профессионалы, получающие уже высшее образование мы вправе считать данные методы наиболее эффективными. Что же показал опрос? Часть ответов связана с работой над конкретными видами музыкальной деятельности: «в игровой форме ставить музыкальные сказки»; «слушать музыку»; «придумывать танцы или театральные сценки. Другие ответы предлагают совмещать слушание музыки с различными видами искусства, чаще всего с рисованием. Так, 28% опрашиваемых для развития воображения посоветовало «рисовать под музыку» видами деятельности: «рисовать под музыку». Часть ответов - 23,8% соответствовала формулировке «искать образы в природе». 33,3% респондентов настаивали на развитии широкого кругозора человека вообще. Самые любопытные мнения:

«совмещать творчество и логические игры»;

«мечтать, думать, ассоциировать»;

«больше читать литературы, изучать историю»;

«сочинять сказки, рассказы»;

«читать, заниматься спортом, общаться».

Каким образом можно координировать у ученика работу воображения над музыкальным произведением?

Этот вопрос уточняет предыдущий. Только акцент теперь перемещен с методов развития на способы координации. Предложены следующие варианты ответов: а) ясно, точно и эмоционально рассказывать; б) прибегнуть к помощи образных ассоциаций; в) использовать похожие образы в других видах искусств. В подгруппе 1 предпочтение отдано ответу «б» - 87,5%; варианты «а» и «в» избрали по 37,5%. 100% подгруппы 2 отметили букву «в». Наиболее полная картина представлена в таблице 2.


Таблица 1 к вопросу №2: Где можно обнаружить присутствие фантазии?

Группа

«а»

«б»

«в»

Подгруппа 1

75%

12,5%

87,5%

Подгруппа 2

80%

20%

100%


а) в сказках, мифах, легендах

б) в науке

в) в художественном творчестве

Таблица 2 к вопросу №9: Каким образом можно координировать у ученика воображение в работе над музыкальным произведением?

Группа

«а»

«б»

«в»

Подгруппа 1

37,5%

87,5%

37,5%

Подгруппа 2

40%

40%

100%


а) ясно, точно и эмоционально рассказывать

б) прибегнуть к помощи образных ассоциаций

в) использовать похожие образы в других видах искусства


Диаграмма к вопросу №5: Что входит в понятие воображения?










1) сон4) грезы

2) галлюцинации5) фантазия

3) творчество6) мечта


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Воображение - универсальная человеческая способность. Это отражение человеком объективного мира, «снятие слепка»; это не простой, непосредственный, зеркально-мертвый акт, а сложный, раздвоенный, включающий в себя возможность отлета фантазии от жизни.

Наличие «известного кусочка фантазии» в самом простом обобщении и есть признание способности творческого воображения в качестве универсальной человеческой способности. По свидетельству И. Эккермана, Гете находил, что «фантазия имеет свои собственные законы, следовать которым не может и не должен рассудок. Если бы фантазия не могла создавать вещи, которые навсегда останутся загадками для рассудка, то фантазия вообще не много бы стоила» [5,46].

В художественном творчестве некоторые специфические стороны воображения как универсальной способности проявляются наиболее выпукло и наглядно. Воображение обеспечивает человеку возможность в двух различных формах мышления - в научном понятии и в художественном образе - подниматься над, случайным эмпирическим материалом.

Деятельность музыкального воображения протекает в области музыкально-слуховых представлений в процессе работы внутреннего слуха. Чем больше впечатлений получит музыкант-исполнитель из окружающей среды, тем большее богатство образов возникает в его голове. Работа воображения может протекать либо по «мыслительному», либо по «художественному» типу, но в обоих случаях композитору, исполнителю, педагогу, слушателю необходимо уметь переноситься в другие миры, отличающиеся от тех, что мы наблюдаем в повседневной обыденной жизни. Толчком для развития воображения могут послужить детская игра и воображаемые предлагаемые обстоятельства, которые разработаны в системе К.С.Станиславского. Это может активизировать воображения [15,10].

Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия невозможны, затруднены или нецелесообразны.

Информированность музыкантов-исполнителей в вопросах сущности воображения, его механизмов и способов развития - крайне важная проблема в воспитании интерпретатора творца. Невысокий уровень знаний в области музыкальной психологии и педагогики снижает уровень овладения мировым музыкальным наследием. Практическая часть работы показала неординарный, творческий подход опрашиваемых к данной теме. Более того, анкетирование выявило их заинтересованность в поисках ответов на ряд вопросов по проблеме воображения в деятельности музыканта-исполнителя. Выдвинутая гипотеза о среднем уровне знаний респондентов по теме, подтвердилась. Надеемся, что этот небольшой социологический опрос в рамках дипломной работы, стимулирует желание респондентов найти собственные методы развития воображения у музыканта-исполнителя.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.     Анисимов В.П. «Диагностика музыкальных способностей детей» - М.: Владос, 2004. - 127с.

2.     Гусева Е.Г. «Высшая школа: эвристическая дидактика» - Самара: СНЦ РАН, 2005.-86 с.

3.     Баренбойм Л.А. «Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства» - М., Л.: Музыка, 2000. - 236с.

4.     Вундт В.М. «Фантазия как основа искусств»- СПб., М.: Знание, 1991. - 205с.

5.     Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» - СПб.: Союз, 1997. - 91с.

6.     Говорун Д.И. «Творческое воображение и эстетические чувства» - Киев: Высшая школа, 1990. - 141с.

7.     Ермолаева-Томина Л.Б. «Психология художественного творчества» Учебное пособие для ВУЗов. - М.: Академический проект, 2003. - 302с.

8.     Кириллова Г.Д. «Начальные формы творческого воображения у детей»- Л.: Ленингр. гос. пед. ин-т, 1999. - 147с.

9.     Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры»- М.: Музыка, 1987. - 240с.

10.Немов Р.С. «Психология» - Кн.1. - М.: Владос, 2001. - 686с.

11.Педагогическая энциклопедия в 4-х т. // Гл. ред. Каиров А.И., Петров Ф.Т. - Т.1. - М.: «Советская энциклопедия» 1964. - 832с.

12.Петрушин В.И. «Музыкальная психология»- Изд. 2. - М.: Владос, 1997. - 383с.

13.Ражников В.Г. «Резервы музыкальной педагогики» - М.: Знание, 1980. - 96с.

14.Розет И.М. «Психология фантазии» - Минск: Университетское изд., 1991. - 339с.

15.Савшинский С.И. «Работа пианиста над музыкальным произведением» - М.: Классика XXI, 2004. - 192c.

16.Столяренко Л.Д. «Основы психологии» - Изд.4. - Ростов-н/Дону: Феникс, 2001. - 671с.

17.Страхов И.В. «Психология творчества»- Саратов: Саратовск.гос. пед. ин-т, 1968. - 79с.

18.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.- М.: АПН РСФСР, 1947. - 336с.

19.Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. Пособие для учащихся муз. отд. педвузов и консерваторий. - М.: Интерпракс, 2003. - 215с.

20.Чайковский П.И., Танеев С.И. Письма. - М.: Роскультпросветиздат, 1951. - 557с.


Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.