| |||||
МЕНЮ
| Русская правда как источник раннефеодального праваp> Эти юридические особенности обусловлены источниками Русской Правды. Включенные в него нормы и принципы обычного права несовместимы с абстрактным понятием юридического лица. Для обычая все субъекты равны, и все они могут быть только физическими лицами. Другой источник – княжеская судебная практика – вносит субъективный элемент в определение круга лиц и в оценку юридических действий. Для княжеской судебной практики наиболее значительными субъектами являются такие, которые ближе всего стоят к княжескому двору. Поэтому правовые привилегии распространяются прежде всего на приближенных лиц. Нормы Русской Правды защищают частную собственность (движимую и недвижимую), регламентируют порядок ее передачи по наследству, по обязательствам и договорам. Обязательственные могли возникать из причинения вреда или из договоров. За невыполнение обязательств должник отвечал имуществом, а иногда и своей свободой. Форма заключения договоров было устной, они заключались при свидетелях, на торгу или в присутствии мытника. В Русской Правде упоминаются договоры: купли-продажи ( людей, вещей, коней, самопродажи), займа ( денег, вещей), кредитования ( под проценты или без), личного найма (в услужение для выполнения определенной работы ), хранения, поручения. Преступления и наказания Уголовное право как совокупность норм, представляющих собой обособившуюся отрасль права, сформировалось на стадии позднего феодализма и продолжало развиваться в буржуазный период. Поэтому для более раннего времени правильнее говорить об уголовном законодательстве, в центре которого стоят две категории – преступление и наказание. В Х-ХV вв. такие понятия как: вина, соучастие, подготовка к совершению преступления, находились в зачаточном состоянии и на протяжении ХVI-ХVII вв. постепенно формировались. Лишь в Уложении 1649 г. они находят более или менее полное отражение. В арабских источниках, летописях, договорах Руси с Византией имеется
достаточно сведений о караемых государством криминальных посягательствах в Субъектами преступлений, то есть лицами, способными отвечать за криминальные действия, могли быть свободные люди. Любое преступление подразумевало выплату штрафов и имущественные взыскания, для чего требовалось наличие собственности. Холопы и рабы, сами будучи разновидностью собственности, таковой не имели и имущественную ответственность за них несли хозяева. Очень трудно определить влияние на положение субъекта сословного статуса. Мы не имеем сведений документов о последствиях, например драки дружинника и крестьянина, хотя наиболее правдоподобная версия возникновения Древнейшей Правды связывается именно с побоищем между княжеской дружиной Ярослава Мудрого и новгородскими горожанами. Русская Правда ничего не говорит о совершении преступлений женщинами, о возрасте преступников. С принятием христианства возраст преступника стал определяться на основе церковных установлений. В Русской Правде отражены только два вида преступлений: против личности (убийство, телесные повреждения, оскорбления, побои) и против собственности (разбой, кража, нарушение земельных границ, незаконное пользование чужим имуществом). Закон защищал интересы индивидуума, который, выделившись из общинной системы, нуждался в охране как своей личности, таки своего хозяйства. Государственные преступления в Русской Правде не упоминаются, весьма нечетко обрисованы деяния против «княжеской администрации» (например, убийство конюха). На данном этапе еще не существовало абстрактного понимания государства и его интересов, вред государству отождествлялся с вредом князю, и посягательства против князей рассматривались как тяжкие деяния. К участникам восстаний применялась казнь на месте преступления, часто - массовая. Князья в борьбе за власть порой прибегали к весьма недостойным приёмам, но вопрос об ответственности решался в их среде. Измена князю так же рассматривалась в княжеском окружении, а ответственность во многом зависела от расстановки политических сил. В Русской Правде доминируют штрафы, хотя на практике арсенал уголовных кар был довольно велик. Утвержденный вскоре после принятия христианства кодекс, будучи государственным законодательством, порывал с морально нравственными установками язычества, но новые христианские ценности усваивались постепенно. В таких условиях единственным критерием интересов индивидуума мог быть только денежный эквивалент причиненного ущерба, что и закрепляла система штрафов. Сыграло роль и то, что жесткие виды наказаний противоречили христианской доктрине гуманности, они в кодекс не вошли. По этой же причине Русская Правда является сугубо светской, уголовные наказания против интересов церкви устанавливались в церковных уставах. На практике применялись следующие виды наказаний: кровная месть (ее
лишь условно можно отнести к наказаниям), «поток и разграбление», смертная
казнь, уголовные штрафы, заключение в темнице, членовредительные кары. Об убийствах упоминается в договоре с Византией 911г. (в случае
убийства кого-либо убийца должен «умереть на месте». Если же виновный
успевал скрыться, вступала в действие имущественная ответственность: имущие
лица отдавали свою часть собственности в качестве выкупа, не обладавших
собственностью родственники убитого преследовали до отмщения. Статья 1 Нанесение побоев, оскорбления, телесные повреждения карались денежными штрафами. Русская Правда уделяет внимание не характеру нанесённых повреждений, а рассматривает орудия, которыми наносятся побои: батог, жердь, ладонь, чаша, рог, тупая сторона острого орудия. Такой перечень говорит о том, что закон не учитывает степени опасности для здоровья потерпевшего того предмета, которым наносятся побои. Важно не причинённое телесное повреждение, а оскорбление непосредственно нанесённое ударом. В этом случае потерпевший имеет право на немедленную месть. Если же обиженный сразу не отомстил обидчику по той или иной причине (не настиг), то последний подвергается денежному взысканию в размере 12 гривен. Также об оскорблении гласят ст. 23 ПП (удар мечом, не вынутым из ножен) и ст. КП (вырывание бороды и усов). Обе эти статьи предусматривают наказание за преступление в размере 12 гривен. Отнятие руки, а также лишение возможности ею пользоваться в древнерусском праве приравнивалось к смерти, поэтому за данное оскорбление назначалось наказание, приравнивавшееся к наказанию за убийство, т.е. налагался штраф в размере 40 гривен. За отрубание пальца выплачивалось 3 гривны. Угроза оружием наказывалась штрафом в 1 гривну. Хотя штрафы дифференцированы в зависимости от тяжести увечья, ясного Понимания степени вреда в Русской Правде нет, поэтому можно говорить о принципе казуальности: в кодексе перечисляются случаи нарушения телесной неприкосновенности с конкретными штрафами, но без попыток обобщения. Больше всего внимания в Русской Правде уделяется краже. Подробно
расписывается, какой штраф обязан уплатить уличенный вор за коня, корову,
утку, дрова, сено, холопки т.д. Законодатель, стремясь ничего не упустить,
включает в этот список и зерно, и ловчих птиц, и охотничьих собак. Общий
принцип таков, что пострадавшему следует полностью компенсировать
материальный урон, поэтому виновный должен выплатить стоимость украденного
и заплатить штраф. Сословная защита имущества встречается редко. Например,
за кражу княжеского коня устанавливался штраф в 3 гривны, за коня смерда - Русская Правда не знает смертной казни, но она применялась на практике за антигосударственную деятельность, за участие в восстаниях, разбойничьих шайках. Любопытно, что уже в Х-ХI вв. это наказание регулировались государством. Сведения, о применении смертной казни правителем Руссов имеются в
арабских источниках IХ-Х вв. Там говориться, что разбойника могли лишить
жизни через повешение. Применяли варварские казни княгиня Ольга и князь В таком виде система уголовных штрафов вошла в Русскую Правду в XIв. Штрафы были ведущим и основным видом наказания по Русской Правде, применялись за все виды преступлений и служили источником существенного пополнения государственной казны. Размер штрафа колебался от 1 до 80 гривен серебра, а в церковных уставах - до 100 гривен. С точностью определить, какая часть шла потерпевшим, а какая - государству, не представляется возможными Продажа - самый распространенный штраф, выплачиваемый за нанесение побоев, посягательства на собственность, оскорбления. Его размер составлял от 1 до 12 гривен. В некоторых статьях лишь указана сумма штрафа без упоминания «продажи». В кодексе есть прямые указания, что продажа платится князю, это - публичный штраф, свидетельствующий о свободном состоянии виновного. Вира - представляла собой уголовный штраф, который выплачивался только
за убийство и только свободного человека. В Русской Правде нет упоминаний
об убийстве феодалов, за это полагалось более суровое наказание, нежели
вира. За 40 гривен по ценам того времени можно было купить 20 коней. Уроками назывались штрафы за истребление собственности и имущества. Русская Правда ничего не говорит о телесных наказаниях и лишении свободы. Тюрем в Древней Руси еще не было, как и осознания тюремного влияния на преступника. Применялось заточение в «проруб». (подвал) высокопоставленных лиц, князей, посадников, лиц княжеского окружения. Эта мера являлась временным ограничением свободы до наступления определенных событий. Телесные наказания также применялись, но государство все же отдавало предпочтение штрафам. Законодатель сознавал, что степень тяжести преступления может зависеть
как от преступника, так и от внешних обстоятельств. Однако эти элементы он
не мог формулировать в абстрактном виде, отягчающие обстоятельства,
соучастие, формы вины и т.д. - продукт более позднего времени. В трех
случаях она предусматривает групповые кражи скота ( ст. 40, 41, 43 ПП) и
устанавливает, что каждый участник должен заплатить штраф в полном объеме. Карательные нормы Русской Правды продолжали действовать, но к концу XV
в. была подготовлена база для качественно нового уровня уголовного права. Судопроизводство Древнейшей формой судебного процесса был суд общины, члены которой в
равной степени обладали правами и обязанностями в судебных
разбирательствах. Состязательность сторон сохранялась долгое время, поэтому
процесс в Древней Руси называют состязательным (реже - обвинительным). Ему
присущи такие отличительные черты, как относительное равенство сторон и их
активность при рассмотрении дела, в сборе доказательств и улик. Поводами к возбуждению процесса служили жалобы истцов, захват
преступника на месте преступления, факт совершения преступления. Процесс
делился на три этапа (стадии). Первый – «заклич» означал объявление о
совершившемся преступлении ( например, о пропаже имущества), производился в
людном месте, «на торгу», объявлялось о пропаже вещи, обладавшей
индивидуальными признаками, которую можно было опознать. Давался
трехдневный срок для возвращения похищенного, по истечении которого лицо, у
которого обнаруживались искомые вещи, считалось ответчиком и должно было
вернуть имущество и доказывать законность его приобретения. Можно
предполагать, что использовались различные виды доказательств:
свидетельские показания, вещественные доказательства («поличное»), Вторая стадия процесса – «свод» (ст. 35-39) – напоминала очную ставку. Третья стадия судебного процесса – «гонение следа» –представляло собой розыск преступника по следам. В случае убийства наличие следов преступника в какой-либо общине обязывало ее членов выплачивать “дикую виру” или разыскивать виновное лицо. При терявшихся следах на пустошах и дорогах поиски прекращались (ст. 77 ПП). Строй процесса по Русской Правде является бесспорно состязательным (
или обвинительным), что характерно для эпохи раннего феодализма. Русская Правда, существование в Киевской Руси судебного поединка отрицается многими исследователями. Их довод, кажущийся очень сильным, это отсутствие упоминания о поединке в Русской Правде. Но вместе с тем и указания арабских писателей, и договор с немцами, 1229 года (ст. ст. 15 и 16), и юридические поговорки («В поле две воли, кому бог поможет») подтверждают древность происхождения и прочность института судебного поединка. О причинах отсутствия указаний на поединок в “Русской Правде” можно
только строить предположения. Нельзя отрицать возможности некоторого
воздействия, так сказать, механического порядка на текст “Правды” со
стороны церковников. Поединок, бесспорно имевший место в жизни Киевской Заключение Бесспорно, Русская Правда является уникальнейшим памятником древнерусского права. Являясь первым писаным сводом законов, она, тем не менее, достаточно полно охватывает весьма обширную сферу тогдашних отношений. Она представляет собой свод развитого феодального права, в котором нашли отражение нормы уголовного и гражданского права и процесса. Русская Правда является официальным актом. В самом её тексте
содержатся указания на князей, принимавших или изменявших закон (Ярослав Русская Правда во всех её редакциях и списках является памятником
громадного исторического значения. На протяжении нескольких веков она
служила основным руководством при судебном разбирательстве. Русская Правда
настолько хорошо удовлетворяла потребности княжеских судов, что её включали
в юридические сборники вплоть до XV века. Списки Пространной Правды активно
распространялись ещё в XV - XVI вв. И только в 1497 году был издан Судебник Список использованной литературы
Московского университета, 1953г. М.: Юристъ, 1999г. -----------------------
Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|