реферат, рефераты скачать
 

Рынок ГКО Российской Федерации


Рынок ГКО Российской Федерации

РЫНОК ГОСУДАРСТВЕННЫХ КРАТКОСРОЧНЫХ

БЕСКУПОННЫХ ОБЛИГАЦИЙ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

П Л А Н

1. Краткая история государственных краткосрочных облигаций в РФ.

1.1. Рынок государственных ценных бумаг в России.

1.2. Подготовка к выпуску ГКО.

2. Цели создания рынка ГКО.

3. Инструменты рынка ГКО.

4. Методика расчёта доходности ГКО.

4. Участники и организаторы рынка ГКО.

4.1. Интересы участников.

А) Банки-дилеры.

Б) Клиенты-юридические лица.

5. Процедура первичного размещения.

6. Обращение ГКО.

7. Процедура погашения и учёт облигаций.

8. Краткий обзор и анализ рынка ГКО.

9. Заключение: перспективы развития рынка.

Рынок государственных ценных бумаг в России.

История рынка государственных ценных бумаг в РФ вкратце такова.

В конце 1991 года в России был принят закон "О государствен-

ном долге", который можно считать отправной точкой на пути к циви-

лизованному регулированию доходов и расходов государства, денежно-

го обращения, объёмов централизованных инвестиций и пр. Этот закон

- предпосылка к созданию финансового рынка, своего рода правила

участия государства в этом рынке.

В это же время Банк России провёл экспериментальный аукцион

по размещению Первого внутренннего республиканского займа РСФСР

1991 г. Характеристики этого займа:

-срок обращения - 3 года

-купонная ставка - 8.5%

В ходе аукциона было реализовано облигаций на сумму 55 млн.

рублей и, кроме того,были опробованы новые для России технологии

выпуска и размещения облигаций:

-безбумажный выпуск (в виде записей на счетах владельцев)

-аукционный сбор заявок

-определение цены реализации на основе конкуренции ценовых

предложений продаца и покупателей.

Опыт этого аукциона показал, что для создания широкого рынка

государственных ценных бумаг необходимо:

-совершенствование нормативной базы, что в некоторых случаях

требует законодательно-нормативного определения новых понятий, та-

ких, как дисконт, электронные платёжные документы;

-создание негосударственной (коммерческой) сети организаций,

прежде всего банков, осуществляющих роль посредников-организаторов

рынка между ЦБ и массой инвесторов;

-техническое обеспечение современного уровня осуществления

торговли, расчётов и учёта.

Следующим этапом на пути становления рынка ГКО стала начатая

10 августа 1992 г. ЦБ РФ постоянная торговля облигациями Государст-

венного республиканского внутреннего займа РСФСР 1991г.("тридцати-

летний заём")

Его основные параметры:

-объём -80 млрд руб.

-номинал облигаций -100.000 руб

-срок обращения -30 лет (с 1 июля 1991г. по 30 июня 2021г.)

Этот заём был первым, котируемый ЦБ.

Для осуществления прорыва на рынке важно было обеспечить по-

явление краткосрочных бумаг ( срок обращения 3-6 мес.), торговля и

расчёты по которым требуют внедрения новых технологий, обеспечива-

ющих быстрые расчёты и масштабную торговлю.

ПОДГОТОВКА К ВЫПУСКУ ГКО.

Дальнейшие события оказали существенное влияние на ход подготовки

к выпуску государственных краткосрочных облигаций.

В мае 1992г. был создан "Российско-Американский банковский

форум", инициированный с американской стороны делегацией банкиров,

прибывших в Москву во главе с Президентом Федерального резервного

банка Нью-Йорка Дж. Кариганом с целью предложить свой опыт для со-

вершенствования российской банковской системы. В рамках Форума ор-

ганизовались 3 совместные рабочие группы, одна из которых ставила

своей целью разработку и осуществление "демонстрационного" рабоче-

го проекта по выпуску в России краткосрочных государственных цен-

ных бумаг. Первоначально предполагалось, что в рамках проекта бу-

дет идти речь о долговых обязательствах ЦБ.

В мае того же года в ЦБ было создано Управление ценных бумаг,

включающее среди прочих Отдел размещения и обслуживания государст-

венных займов ( для проведения аукционов и первичного размещения

гос. облигаций), Отдел вторичного рынка (для технического осущест-

вления операций на "открытом рынке "), Отдел расчётов ("бэк-офис"

для оформления расчётных документов, ведения учёта и отчётности по

операциям и выполнения функции центрального депозитария по госу-

дарственным ценным бумагам).

В июле ЦБ провёл опрос (на конкурсной основе) профессиональ-

ных участников рынка ценных бумаг в Москве, чтобы выяснить, какой

из существовавших в то время бирж можно поручить создание и под-

держание технологической части рынка - торговой, расчётной и депо-

зитарной системы.Четыре московские биржи представили свои проекты

на конкурс и стали объектами конкурсного отбора( Московская между-

народная фондовая биржа, Московская центральная фондовая биржа,

Московская межбанковская валютная биржа, Российская международная

валютно-фондовая биржа). По итогам конкурса победу одержала ММВБ.

Именно ей ЦБ предложил взять на себя роль технического организато-

ра рынка. Одновременно был проведён предварительный отбор дилеров

- организаций, способных взять на себя посредничество между ЦБ и

широкими слоями инвесторов при проведении операций с государствен-

ными облигациями.

В декабре на ММВБ устанавливается модельная версия торговой

системы, депозитария и рабочая версия расчётной системы. Начинает-

ся обучение дилеров ведению операций с использованием указанных

систем.

И, наконец, 18.05.1993 на ММВБ состоялся аукцион по размеще-

нию первого выпуска государственных краткосрочных бескупонных об-

лигаций РФ. В этом аукционе приняли участие 24 организации, упол-

номоченные ЦБ - Дилеры.

ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ РЫНКА ГКО.

Государственные ценные бумаги, выпускаемые в виде срочных

долговых обязательств, являются одним из инструментов управления

государственным долгом.

Обращение ГКО в России регламентируется "Основными условиями

выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций РФ",

утверждённых Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1993г.

N 107 Cовета Министров.

Создание рынка ГКО решает следующие задачи:

- финансирование бюджета из неинфляционного источника ( прив-

лечение финансовых ресурсов с рынка);

- определение реальной стоимости обслуживания государственно-

го долга (процентная ставка ГКО определяется рынком);

- установление ориентира для рыночных ставок по другим инст-

рументам финансового и денежного рынков;

- предоставление участникам рынка высоконадёжного, высоколик-

видного инструмента для размещения свободных финансовых ресурсов;

- предоставление в распоряжение ЦБ инструмента для проведения

денежно-кредитной политики посредством операций на " открытом рын-

ке";

- организация широкой сети коммерческих посредников, охваты-

вающих значительные слои инвесторов;

- внедрение современной электронной технологии торговли,

расчётов и депозитарного учёта.

ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА ГКО.

ГКО являются высоконадёжным финансовым инструментом, так как

являются государственными обязательствами. ГКО обращаются в безбу-

мажной форме - в виде записей на счетах владельцев, что резко су-

жает круг возможных махинаций, исключает возможность краж и подде-

лок.

Все облигации являются именными.

Облигации выпускаются на срок 3 и 6 месяцев.

Эмиссия облигаций осуществляется периодически в форме отдель-

ных выпусков.

Каждый выпуск производится, как правило, один раз в месяц.

ГКО всех выпусков имеют одинаковую номинальную стоимость -

100 тысяч рублей. Цены на облигации устанавливаются в процентах к

номиналу с точностью до 0,01%. Облигации размещаются с дисконтом,

то есть по цене ниже номинала.

пример: цена облигации - 96.340 рублей -записывается в виде

96.37% или просто 96.37.

Такой способ выпуска позволяет удешевить обслуживание займа,

а также избежать ряда проблем, связанных с изменением учётных ста-

вок.

Доходом по ГКО считается разница между ценой реализации и це-

ной покупки. Так как доход по ГКО приравнен к доходу по процентам

по государственным ценным бумагам, то он не облагается налогом.

При совершении сделок с ГКО с покупателя взимается налог на

операции с ценными бумагами в размере 0.1% от величины сделки.

Реальная доходность от вложений в ГКО определяется с учётом

размеров налогообложения субъектов инвестирования: для банков -

30%, для небанковских организаций - 32%. Следовательно при прочих

равных условиях доходность по ГКО для небанковских организаций

несколько выше. Она может быть использована для сравнения и при-

нятия решения при выборе объектов инвестирования.

МЕТОДИКА РАСЧЁТА ДОХОДНОСТИ ГКО.

# Доходность по ГКО рассчитывается по формуле:

Д=(Цпогаш.-Цприобр.*1.001)/Цприобр*1.001/(1-Н)*(365/С), где:

Цпогаш. - цена погашения или продажи облигации;

Цприобр. - цена приобретения облигации;

Н - величина налоговой ставки для владельца облигации;

С - срок обращения облигации;

1.001 - коэффициент, учитывающий налог на операции с ценными

бумагами.

# Для того, чтобы рассчитать общую доходность по ГКО ( или

общее состояние рынка ) была введена агрегированная характаристика

- индекс рынка.Он рассчитывается по формуле:

I= Si*Ti*Qi/ Ti*Qi , где :

i=1 i=1

Ti - количество дней до погашения;

Qi - обьём выпуска (по номиналу);

Si - доходность выпуска к погашению;

Однако эти формулы отражают доходность ГКО вообще. Существует

также ряд формул, отражающих доходность ГКО для банков-дилеров и

для клиентов.

Действительная доходность ГКО для клиента определяется по фо-

рмуле:

Вкл.-Зкл. Тгод.

Д=---------- * ------ * 100 , где

Зкл. Ткл.

Вкл. - выручка от реализации ГКО, которая поступает непосред-

ственно клиенту;

Зкл. - затраты клиента на приобретение ГКО;

Ткл. - время, в течение которого клиент лишён возможности уп-

равлять своими средствами, вложенными в ГКО.

Вкл. рассчитывается по формуле:

Вкл.=Цпог.*(100-Кбир.)/100-В1дил. , где

Кбир. - комиссия биржи

В1дил. - вознаграждение первого дилера за продажу или погаше-

ние ГКО. Формула В1дил. зависит от схемы расчёта вознаграждения

дилера, зафиксированной в договоре между дилером и клиентом.

Владельцами ГКО могут быть юридические и физические лица. Для

каждого выпуска отдельно могут устанавливаться ограничения на по-

тенциальных владельцев. Облигации не могут отчуждаться никаким

иным способом, кроме продажи.

УЧАСТНИКИ И ОРГАНИЗАТОРЫ РЫНКА ГКО.

Система участнмков рынка ГКО достаточно проста. В неё входят

организаторы рынка, организации, обеспечивающие функционирование

рынка и непосредственные участники рынка.Это проявляется на следу-

ющей схеме:

организаторы рынка

БАНК РОССИИ----------->МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ

____________________________________________

организации, обеспечивающие функционирование рынка

-----------------------------------------------------

ДЕПОЗИТАРИЙ РАСЧЁТНАЯ СИСТЕМА ТОРГОВАЯ СИСТЕМА

_____________________________________________________

дилер дилер N1 ................. дилер N 25

Банка

России инвесторы инвесторы

Эмитентом ГКО является Министерство Финансов РФ. Банк России

является генеральным агентом Министерства Финансов по обслуживанию

выпуска ГКО. Он гарантирует своевременность погашения выпущенных

облигаций.

Поддержание технологической части рынка - торговой, расчётной

и депозитарной - осуществляется организациями, являющимися техни-

ческими посредниками.

Все операции по размещению и обращению, включая расчёты и

учёт владельцев облигаций, осуществляются через учреждения Банка

России или уполномоченные организации - Дилеры, определяемые Бан-

ком России.

Депозитарием является организация, обеспечивающая учёт вла-

дельцев облигаций и движение облигаций между ними. На рынке ГКО

используется двухуровневая система депозитарньго учёта, состоящая

из центрального депозитария и сети субдепозитариев.

В центральном депозитарии открываются счета зарегистрирован-

ных дилеров.Существует два типа счетов: счёт"А" и счёт "В".На

счёте "А" учитываются облигации, принадлежащие дилеру, а на счёте

"В"-облигации клиентов. Счета открываются отдельно по каждому вы-

пуску. На счету у каждого дилера в центральном депозитарии имеется

специальный "торговый" субсчёт, предназначенный для резервирования

облигаций, с которыми дилер немерен осуществить операции по их

продаже в данный торговый день.

Расчётная система- это организация, имеющая право на ведение

расчётных операций и уполномоченная обеспечивать денежные расчёты

по облигациям. Каждый дилер открывает счёт в расчётной системе,

через которую он осуществляет платежи. Денежные средства зачисля-

ются на этот счёт и списываются с этого счёта через счёт системы в

РКЦ. Расчёты по сделкам с облигацмями между дилерами осуществляют-

ся в течение одного дня, а расчёты дилеров с другими организациями

-в обычном порядке. В зависимости от того, имеет дилер банковскую

лицензию или нет, ему в расчётной системе открывается либо коррес-

пондентский счёт, либо специальный счёт с правом его использования

только для расчётов по облигациям. В расчётной системе на счетах

дилеров выделены специальные "торговые" субсчета, предназначенные

для резервиривания денежных средств, необходимых дилерам для опла-

ты облигаций, купленных в течение одного торгового дня.

Участники расчётной системы могут иметь в их офисах рабочие

места, специально оборудованные электронной техникой,через которую

они могут передавать платёжные поручения в систему и получать всю

отчётную документацию.

Торговая система -это организация, уполномоченная Банком Рос-

сии обеспечивать технические средства и регламент совершения сде-

лок с облигациями.Система не имеет права выступать в роли покупа-

теля, продавца или посредника на рынке облигаций. Заключение сде-

лок помимо торговой системы запрещено.

В настоящее время в Москве функции всех трёх систем выполняет

ММВБ.

Дилером считается любое юридическое лицо, являющееся инвести-

ционным институтом (по действующему законодательству) и заключив-

шее договор с ЦБ на выполнение функций по обслуживанию операций с

компаниями. Любая организация, желающая стать дилером подаёт заяв-

ку в ЦБ, после чего проходит проверку, и в случае отсутсивия пре-

тензий со стороны контролирующих органов, включается в список кан-

дидитов. Из-за жёстких требований ЦБ сейчас кандидитами являются

лишь банки и крупные инвестиционные компании. Дилер выполняет сле-

дующие функции:

-выступает посредником при заключении сделок купли-продажи на

рынке, т.к. все сделки с ГКО совершаются только в рамках Торговой

системы ММВБ;

-ведёт учёт владельцев облигаций; для этого каждый дилер ста-

новится членом Депозитария и организует у себя субдепозитарий;

-обеспечивает своевременность и точность расчётов по своим

операциям и операциям своих клиентов; для этого дилер становится

членом Расчётной системы по сделкам с облигациями день-в-день и

обеспечивает такой режим функционирования счетов дилеров, при ко-

тором невозможно заключение сделок без покрытия.

Инвестором считается любое юридическое или физическое лицо,

имеющее право на владение ГКО. Для того, чтобы приобрести или про-

дать облигацию необходимо заключить договор с одним из дилеров,

т.к. только дилеры имеют доступ к Торговой системе и право на зак-

лючение сделок с облигациями. Такой порядок позволяет достичь кон-

центрации спроса и предложения в одном месте, рыночности установ-

ления цены и высокой ликвидности облигаций.

ИНТЕРЕСЫ УЧАСТНИКОВ РЫНКА.

1) Банки-дилеры.

Банки должны стать основными участниками рынка облигаций.

Большие объёмы имеющихся свободных средств, вложенных на короткое

время в ГКО, могут сделать операции банков-дилеров достаточно

привлекательными и , главное, стабильными в смысле получения дохода.

Их участие будет определяться возможностями осуществления следую-

щих операций с целью получения максимального дохода:

- услуги на коммерческих началах инвесторам, не являющимся

дилерами по покупке-продаже ГКО, обеспечение их достоверной анали-

тической информацией относительно конъюнктуры рынка;

- оперативный доступ к торговым, депозитарным и прочим акти-

вам, благодаря которым дилеры выигрывают как минимум 1 день на

операциях;

- аккумуляция перед торгами для перечисления на биржу средств

клиентов на короткое время;

- вложение средств в практически безрисковый доходный финан-

совый инструмент

Важную роль играют также высокая ликвидность этих операций с

учётом прямого доступа к торговой системе.

Интересы банков-дилеров формируются так, чтобы им было выгод-

ней всего привлекать не своих собственных клиентов - юридических

или физических лиц, а клиенов других банков, не явлющихся дилерами.

Это является лишним стимулом для банков стать официальными дилера-

ми Банка России.

2) Клиенты - юридические лица.

Предприятиям и организациям операции с ГКО в целом менее вы-

годны, чем банкам. Большое влияние на привлекательность этих

финансовых инструментов оказывает относительное снижение доходнос-

ти вследствие увеличения сроков перевода средств ( например, сред-

ства для покупки ГКО должны сначала аккумулироваться в банке-диле-

ре, а затем перечисляться на ММВБ для участия в торгах). Кроме то-

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.