реферат, рефераты скачать
 

СОИ (стратегическая оборонная инициатива США)


 Если в начале «ядерной эры» средства нападения были однотипными и сравнительно легко отождествимыми (тяжелые бомбардировщики и мощные МБР), то сейчас они стали весьма разнообразными и изощренными (ракеты различных типов, самолеты любого веса, крылатые ракеты, ядерная артиллерия, а в перспективе возможны «космические мины», наземные мобильные носители и т.п.). Поэтому граница между носителями ядерного оружия и всеми иными подвижными объектами, постоянно понижается, и соответственно уменьшается устойчивость военно-стратегического равновесия. Понижение порога дискриминации выражается в увеличении числа ложных срабатываний в системах раннего обнаружения. Но ведь предотвращали ошибочные решения ЭВМ до сих пор люди, время реакции у которых (минуты) было короче подлетного времени ракет (десятки минут). В случае же перспективной системы космической ПРО перехват ракет должен производиться на активном участке их полета, длительность которого может быть сокращена до 100 с. В этом случае вмешательство человека исключается, и ошибочное решение управляющей системы об «ответном ударе» в действительности может стать решением о начале третьей мировой войны.


ПРОБЛЕМА РАЗГРАНИЧЕНИЯ СИСТЕМ ПРО


  В практическом плане проблема разграничения стратегической и нестратегической (тактической) ПРО возникла в течение последних 4-5 лет. Дело в том, что на время подписания Договора по противоракетной обороне 1972 г. существовали системы ПВО и системы ПРО. Последние были представлены такими противоракетными системами СССР и США, которые были предназначены для борьбы с атакующими стратегическими ракетами друг друга. В ту пору угроза для их безопасности от других видов ракетного оружия не существовала. В последние годы ситуация стала значительно меняться. По оценкам Центрального разведывательного управления США, сегодня от 20 до 30 государств мира располагают потенциалом для создания ядерного, химического и биологического оружия. Примерно такое же количество государств обладают ракетной технологией, продолжается процесс совершенствования ракет, особенно в направлении увеличения дальности их полета и полезной нагрузки.

  Непосредственным импульсом для усиления внимания к противоракетным системам ТВД (особенно в США) послужила война в зоне Персидского залива. Именно здесь впервые были развернуты в массовом масштабе противоракетные комплексы "Пэтриот", которые оказались малоэффективными в борьбе с морально устаревшими иракскими ракетами типа "Скад". Это серьезно встревожило Вашингтон, чьи группировки войск развернуты в тех регионах мира, которые могут быть подвергнуты ракетным ударам. После длительных обсуждений Конгресс США утвердил законопроект, в котором предусматривается создание нестратегической ПРО и одновременно проведение разработки национальной системы противоракетной обороны. При этом решение о развертывании национальной ПРО должно приниматься приблизительно к 2003 г. в зависимости от реальности угроз и эффективности перспективной системы обороны. Это была очередная попытка покушения на Договор по ПРО, который однозначно запрещает не только развертывание территориальной ПРО, но даже создание основы такой системы.

 Эти действия привели к тому, что в настоящее время в США одновременно отрабатывается целый ряд противоракетных систем, направленных на создание многоэшелонной ПРО. К ним относятся: "Пэтриот" ПАК-3, который представляет усовершенствованный вариант "Пэтриот"; система обороны территории морского базирования (Navy Area Defense), основанная на широком использовании компонентов корабельной системы ПВО "Иджис", с ракетами "Стандарт"; усовершенствованная система ПВО "Хок", состоящая на вооружении корпуса морской пехоты. Анализ характеристик этих противоракетных систем показывает, что они предназначены для перехвата ракет малой дальности и не представляют реальной угрозы для стратегических ракет. Их использование для обороны значительных территорий неэффективно.

  Одновременно проводятся работы по созданию систем, способных обеспечивать перехват ракет большой дальности: система ТХААД, которая представляет собой мобильный противоракетный комплекс наземного базирования, предназначенный для перехвата ракет за пределами атмосферы; система обороны театра военных действий морского базирования (Navy Upper Tier), основанная на использовании РЛС системы "Иджис" и модифицированного перехватчика системы ТХААД; системы перехвата ракет противника на активном участке траектории наземного, морского и воздушного базирования. В этих системах наряду с традиционными средствами предполагается использование мощного химического лазера, установленного на борту "Боинга-747". Известно, что США планируют ввести в боевой состав первую партию из семи "Боингов" с лазерами к 2008 г. Барражируя на высоте около 12 тыс. м, они должны обнаружить ракету сразу же после старта и нанести ей поражение во время разгона на дальности в сотни километров. Планируемое использование этих противоракетных систем подтверждает жизненность второй, третьей, четвертой и пятой стратегических концепций СОИ. От первой концепции (антироссийской) руководство США официально открещивается.

  Ряд разрабатываемых систем, особенно во взаимодействии с космическими средствами наблюдения, сопровождения и целеуказания, способны решать задачи по перехвату стратегических ракет. Правда, их нынешнее состояние вряд ли соответствует требованиям высокой эффективности, однако дальнейшее развитие и совершенствование систем, будет способствовать постепенному созданию основ многоэшелонной национальной ПРО. Это свидетельствует о том, что проблема разграничения стратегической и тактической ПРО приобрела политический характер и стала во многом определять взаимоотношения России и США в военной сфере.

ПЕРЕГОВОРЫ О РАЗГРАНИЧЕНИИ

  Переговоры в рамках Постоянной консультативной комиссии (ПКК) о разграничении систем ПРО были начаты в 1993 г., и их ход наглядно демонстрировал, какие серьезные трудности стоят на пути решения этой проблемы. Ужесточение позиции США в вопросах создания ПРО, обусловленное победой республиканской партии на последних выборах в конгресс, создало дополнительные трудности в достижении взаимного согласия на переговорах.

  США негативно отнеслись к самой идее разграничения, стараясь избежать создания системы контроля над разработками в области ПРО. Американская делегация  настаивала на принятии такого правила, чтобы каждая сторона обладала правом самостоятельно определять принадлежность той или иной системы ПРО к разряду стратегических и тактических. Однако в этом вопросе российская сторона твердо заявила "нет".

 В ходе переговоров США своими действиями невольно показывала, что ее долгосрочной конечной целью является развертывание широкомасштабной национальной ПРО. Эта стратегическая цель диктовала тактику поэтапного решения частных задач. На первом этапе оставалась задача : за счет либерализации ограничений на тактическую ПРО придать противоракетным системам определенную способность перехватывать стратегические ракеты так, чтобы, не нарушая Договор по ПРО, заложить основы национальной обороны территории страны. На втором этапе, используя определенные военно-политические условия, объявить о выходе США из Договора и завершить в короткий срок строительство системы национальной ПРО. При этом делегация неуклонно настаивала на принятии основного критерия разграничения: система ПРО может быть отнесена к стратегической только в том случае, если она испытана против стратегических ракет. Если не испытана - значит, система тактическая и не подпадает под ограничения Договора, несмотря на ее, быть может, высокие потенциальные возможности в стратегическом плане.

 Главными  целями России на переговорах были: сохранение Договора по ПРО,  предотвращение гонки вооружений и милитаризации космического пространства. Как задача-минимум рассматривалось недопущение выхода США из Договора по ПРО по крайней мере до тех пор, пока экономические возможности России не позволят ей принять действенные меры по нейтрализации односторонних шагов США в нарушении стратегического баланса.

 Сложности, лежащие на пути разграничения, состоят в том, что принципиально не существует однозначной границы, отделяющей стратегические системы ПРО от тактических. Система, обладающая высокой эффективностью по перехвату ракет малой дальности, может иметь некоторую, возможно, и немалую, способность бороться со стратегическими ракетами.

 Несмотря на определенные трудности в ходе переговоров, постепенно удалось добиться согласования параметров разграничения так называемых низкоскоростных систем, которые не могут быть превышены при создании и испытании таких систем или их элементов. Значительные сложности при согласовании позиций проявились в ходе обсуждения параметров высокоскоростных нестратегических систем ПРО, обладающих наибольшими потенциальными возможностями в борьбе со стратегическими ракетами, и в развертывании которых США заинтересованы в наибольшей степени. Делегации двух стран не смогли преодолеть разногласий, и к концу 1996 г. переговоры практически зашли в тупик. И, как это уже не раз бывало, США решили перенести рассмотрение проблемы разграничения на высший политический уровень, рассчитывая там переиграть своих оппонентов, увязать ее с теми вопросами, в решении которых Россия особенно заинтересована.

 В ходе Хельсинкской встречи президентов России и США в марте 1997 г. наряду с проблемами разграничения систем ПРО обсуждались предложения России о продлении срока выполнения Договора СНВ-2, об открытии переговоров в формате СНВ-3, о присоединении России к семи ведущим государствам мира. Подписание совместных заявлений в отношении ПРО и дальнейших сокращений СНВ позволило разблокировать ситуацию, сложившуюся на переговорах в ПКК, в результате чего стало возможным подписание 26 сентября министрами иностранных дел соглашений по разграничению систем ПРО.

 Первое согласованное заявление предусматривает критерии разграничения в отношении низкоскоростных систем нестратегической ПРО. Максимальная скорость перехватчиков таких систем не должна превышать 3 км/с. Установление такого количественного критерия определяется тем, что он фактически фиксировал уже достигнутые в настоящее время основные параметры систем ПРО ТВД.

Второе согласованное заявление направлено на предотвращение обхода Договора по ПРО в ходе создания высокоскоростных систем. При этом стороны заявили об отсутствии планов проведения испытаний перехватчиков наземного и воздушного базирования со скоростью свыше 5,5 км/с и перехватчиков морского базирования со скоростью выше 4,5 км/с. В первом и втором заявлении установлены жесткие ограничения на условия проведения испытаний: максимальная скорость ракеты-мишени не должна превышать 5 км/с, а ее дальность полета - не более 3500 км, что соответствует основным параметрам ракет, которые могут появиться у других стран в недалеком будущем.

 Подписанное соглашение зафиксировало важные принципы, которыми должны руководствоваться стороны в ходе разработки и при оценке разрабатываемых систем ПРО ТВД и условий их возможного применения. Во-первых, разрабатываемые системы не должны создавать реальной угрозы стратегическим ядерным силам другой стороны и не испытываться в этих целях. Во-вторых, создаваемые системы ПРО не должны развертываться для применения друг против друга. В-третьих, развертывание систем ПРО ТВД по их количественному составу и географическому размещению должны соответствовать реальной угрозе от нестратегических ракет третьих стран. Этими принципами надлежит также руководствоваться при рассмотрении сторонами каждой конкретной военно-политической ситуации, оценке реальности угроз и путей их парирования. Принятие этих принципов явилось значительным успехом российской дипломатии.

Если рассуждать теоретически, то географическое размещение российских МБР, их удаленность от возможного нахождения американских перехватчиков наземного и воздушного базирования делают возможность их уничтожения на активном участке траектории маловероятной. В этом отношении большую опасность должны представлять перехватчики морского базирования. Однако в соответствии с достигнутыми договоренностями США, например, не имеют права размещать свои авианосцы с перехватчиками в районах развертывания российских ПЛАРБ. Следует обратить внимание на обязательство сторон не создавать, не испытывать и не развертывать элементы ПРО ТВД в космосе - противоракетное оружие на новых физических принципах. Это создает определенные гарантии, что противоракетное оружие в космос выводиться не будет.

 Весьма важным компонентом "пакета" является соглашение о мерах укрепления доверия, предусматривающее проведение комплекса мер, которые в совокупности с основными параметрами разграничения и условиями проведения испытаний обеспечивают жизнеспособность Договора по ПРО. Решению этой задачи будет способствовать регулярный обмен информацией о проводимых работах, основных характеристиках противоракетных средств, планах и программах сторон в области нестратегической ПРО.

В документах, подписанных в Нью-Йорке, зафиксированы обязательства сторон в отношении приверженности Договору по ПРО, который остается "краеугольным камнем стратегической стабильности". Поскольку "пакет" документов в отличие от политических деклараций и заявлений президентов подлежит ратификации парламентами, он после завершения этой процедуры приобретает международно-правовой характер, подлежащий неуклонному исполнению.


Однако вряд ли было бы оправданным изображать подписанные соглашения лишь в розовом цвете. Следует признать, что они не решают, как, впрочем, и все другие соглашения в области контроля над вооружениями, всех проблем, связанных с предотвращением создания в США стратегической ПРО. Практически все нынешние программы в области ПРО, разрабатываемые в США, будут продолжаться. Некоторые из них  смогут противостоять стратегическим ракетам, однако с учетом достигнутых ограничений они вряд ли будут соответствовать требованиям по критерию "стоимость-эффективность", что явится серьезным препятствием на пути их развертывания.

  Многие критики соглашений уделяют особое внимание предельным значениям скоростей перехватчиков, которые в системе нестратегической ПРО имеют значительное, но отнюдь не решающее значение. Большую роль играют информационно-разведывательные компоненты систем, особенно космического базирования: средства обнаружения ракет, их сопровождения, выделения боеголовок на фоне ложных целей, активных и пассивных помех. Например, объединение нестратегической ПРО типа ТХААД с такой информационно-разведывательной системой придаст ей новое качество, определенную способность противостоять стратегическим ракетам. Подписанные соглашения не обеспечивают запрета на подобную интеграцию систем ПРО. Эту проблему еще предстоит решать.

  Давая общую положительную оценку подписанным соглашениям, следует признать справедливость утверждения о том, что дипломатия есть искусство возможного. Не следует забывать, что на этих переговорах стороны выступали в разных весовых категориях: за спиной США огромная экономическая и военная мощь, у России - кризисная экономика и находящиеся в тяжелом положении Вооруженные силы. Если раньше в ответ на СОИ Советский Союз мог противопоставить эффективные ответные меры, то в настоящее время Россия вынуждена в наибольшей степени полагаться на меры политического и дипломатического характера. Это потребует проведения дальнейших переговоров, что предусматривается подписанными соглашениями.

  Следует подчеркнуть, что устойчивость Договора по ПРО и подписанных соглашений вплотную зависит от общего состояния российско-американских отношений, выполнения СНВ-1, ратификации СНВ-2, перспектив дальнейшего процесса ядерного разоружения. В целом эти соглашения соответствуют современным политическим, военно-стратегическим и экономическим интересам России, служат поддержанию и укреплению международной стабильности. Необходим спокойный и взвешенный подход к всесторонней оценке соглашений, что, несомненно, будет способствовать их успешной ратификации российским парламентом, и они не повторят судьбу СНВ-2, уже пять лет томящегося в ожидании решения своей судьбы. [2]


ПАРИТЕТ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВООРУЖЕНИЙ


       В условиях сокращения вооруженных сил РФ президент США в объявил о продолжении работ по созданию системы ПРО Америки и потребовал от России ратификации договора СНВ-2. Организованы "утечки" информации о неком "прогрессе" США в разработке ПРО и их готовности выйти из договора по ПРО 1972 года.
        На разработку системы были выделены огромные средства — в течение 5 лет было израсходовано около 15 миллиардов долларов. В итоге пятилетних разработок выяснилось, что "непроницаемый щит" на основе лазерных станций обойдётся США в сумму, превышающую 500 миллиардов долларов, и в 15-20 лет интенсивных разработок. При этом его эффективность не превышает 56%. Поэтому параллельно с ним, следовало развернуть эшелон кинетических ракетных перехватчиков, число которых, по самым скромным расчётам, должно было быть около 100 тысяч штук при стоимости каждого около 2 миллионов долларов. Подобные расходы были велики для США. Идея СОИ "мумифицировалась" до лучших времен.

     Соглашение СНВ-1 уже вносило диспаритет в соотношение стратегических вооружений СССР и США, и было выгодно преимущественно США, но оно ещё не создавало непосредственной опасности для СССР, так как сохранявшиеся вооружения были вполне достаточны, например, для нанесения удара возмездия по любому противнику, не исключая США. Однако, началось свертывание военно-космических программ России, подкрепляемое  заявлениями США о неразработке перехватчиков со скоростью более 3 км/с.

 Скорость спутника перехватчика прямо связана с шириной спектра перехвата баллистической ракеты. Если на скоростях 2-2,5 км/с на гарантированный перехват ракеты необходимо три перехватчика, то на скоростях свыше 5,5 км/с точность наведения возрастает на порядок, так как резко увеличивается время на обработку цели. И вероятность перехвата приближается к величине 0,9 — 1. Хотя финансирование этих программ действительно сократилось с 250 млн. долларов в 1991 году до 20 млн. в 1992 году. Но уже в 1996 году на эти работы было выделено 88 млн. долларов. То есть на самом деле работы по созданию орбитального перехватчика идут полным темпом. Тем более что еще в 1991 году США провели летные испытания одной из систем. В России, за исключением устаревшей морально и физически модели перехватчика, предложенной НПО "Салют", никаких других разработок нет, и идет полное свертывание этой тематики. Американцы давно занимаются малогабаритными перехватчиками "ВР" — "бриллиантовые камешки", где вес перехватчика уменьшен до 37,5 кг. Наш же салютовский "истребитель" должен был иметь вес свыше тонны. И значит, наш носитель "Протон" выводил на орбиту всего шесть спутников, а американская баллистическая ракета — десять боеголовок весом всего 130 — 140 кг. Несложно подсчитать, что с учетом расчета даже два перехватчика на одну головную часть мы попросту разорялись до нитки на одной доставке на орбиту достаточного количества перехватчиков. Ведь на 1300 кг. американской РГЧ нам надо было вывести на орбиту минимум 26 тон перехватчиков. Кстати, один килограмм забрасываемого на орбиту груза нам обходится в 1 000 долларов.(Американцам — 4500долларов) Совокупный же залп американских СЯС порядка 1100 тон…      
  Большая часть советских баллистических ракет, и почти вся стратегическая авиация остались за рубежом. Там же осталась и значительная часть средств, обеспечивавших управление стратегическими вооружениями, прежде всего радиолокационные станции ПРО, пункты слежения за космосом и т.п. Под патронажем Ельцина было заключено соглашение о сокращении стратегических наземных вооружений "СНВ-2.При реализации этого соглашения ракетно-ядерные вооружения России в своем количественном и качественном отношении приближаются к самой грани опасного порога ядерного противостояния, при котором система ПРО США становится технически реализуемой, имея приемлемые эффективность и стоимость. По мере совершенствования средств ПРО США допустимая высота этого порога будет непрерывно повышаться и неминуемо окажется выше, чем уровень стратегических вооружений, установленный для России соглашением СНВ-2. Именно поэтому сегодня США вспомнили о СОИ. И вот почему.

    Главный удар соглашение СНВ-2 наносит по российским межконтинентальным ракетам с разделяющимися головными частями, получившими на Западе название "Сатана". Эти ракеты, несущие по 10 боевых блоков, необходимо перехватывать до разделения их головных частей на блоки. В противном случае потребуется перехватывать вместо одной цели десяток, да ещё и искать эту цель среди множества ложных целей, которые выбрасываются вместе с боевыми блоками по завершении активного участка траектории ракеты.

   На сегодняшний день для атаки ракеты до разделения головной части, средства перехвата должны быть размещены недалеко от точки старта (не более 2-2,5 тысяч км). Единственно возможным местом такого размещения средств перехвата является космическое пространство. Причём эти средства должны быть расположены достаточно плотно с тем, чтобы хотя бы одно из них за время существования факела двигателя ракеты, составляющее всего 3-5 минут, было способно до неё долететь при приемлемом значении требующейся для этого скорости. Если же одновременно из ограниченной области земной поверхности стартуют несколько ракет, то необходимо соответственно и большее число перехватчиков, причем, поскольку момент старта неизвестен, эти перехватчики должны быть равномерно распределены вокруг всей земли. Сосредоточить их над точками предполагаемых стартов, используя классический военный приём сосредоточения сил на главном направлении удара, невозможно. Что делает систему ПРО неэффективной.

     Замена же многозарядной "Сатаны" моноблочным "Тополем" приводит к тому, что средствам ПРО становится принципиально безразлично, на каком участке траектории они будут осуществлять перехват, и поэтому они могут быть установлены в непосредственной близости от защищаемых объектов. Требования к радиусу действия перехватчиков при этом существенно снижаются. В результате соответственно уменьшается и стоимость перехватчиков, и системы в целом.

     Аргументы сторонников замены существующих ракет на ракеты "Тополь" опираются на способность последних к защитному манёвру. Но это преимущество существенно снижается вследствие того, что разрабатываемые за рубежом перехватчики также обладают высокими маневренными возможностями и наводятся на цели из космоса, откуда регистрируются все маневры атакующей ракеты. А с вводом в строй лазерных средств перехвата, например, размещённых на самолётах (вводятся в строй в 2007 году), это преимущество будет сведено к нулю. В этих условиях наиболее эффективным способом борьбы со средствами ПРО является их перегрузка за счёт одновременного пуска большого числа ракет или, что дешевле, пуска многозарядных ракет и ложных целей. Каждый из боевых блоков такой многозарядной ракеты при отсутствии у противника космических средств перехвата эквивалентен ракете "Тополь". Что касается защитного манёвра боевых блоков — то вот обширное поле для модернизации существующих ракет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.