реферат, рефераты скачать
 

Социология религии. Секуляризация


 - язык - отдельные слова и целые предложения, содержащие наставления о том, с кем и как надо общаться; этот способ фиксации отношений называется языковым (предметы, вещи, персоны, образы, слова обладают символическими свойствами, являются знаками, которые выражают религиозные значения и смыслы, «прочитываются» всту­пающими в связь индивидами).

В зависимости от вида религиозной деятельности религиозные от­ношения подразделяются на внекультовые и культовые отношения. Вли­яние и распространенность религиозных отношений в системе обще­ственных отношений находится в непосредственной связи с тем, какое место занимает религия в обществе, каково ее влияние на обществен­ную жизнь. Религиозные отношения могут иметь разный характер: со­лидарности, терпимости, нейтралитета, конкуренции и конфликта, а также борьбы с сильной тенденцией религиозного фанатизма. Однако даже при «мирном сосуществовании», как правило, имеется представ­ление о превосходстве данного объединения, конфессии, направления, религии.

Религиозные организации.

 Религиозные идеи всегда имеют свое­го носителя, и этим носителем является определенная социальная общ­ность. На протяжении длительного периода, охватывающего примитив­ную и архаическую религии, социальным носителем религии была не специфическая религиозная группа, но общество в целом. Исторически ранние религиозные общности — это общности «витального» типа (та­кие как семья, род, племя, народ, государство). Сами эти общности об­ладают сакральным характером. А на более поздних стадиях, в обще­ствах Древнего Востока, например, государственное и религиозное устройство совпадали. Религиозная принадлежность определяется здесь не принадлежностью к какой-либо системе веры или специфической ре­лигиозной группе, но принадлежностью к данному социальному цело­му. Такие религии называют «народными религиями», подразумевая, что их социальным носителем, «телом» является народ (для их обозначения используется также термин «диффузная религия», которое ввел М. Йин-гер, говоря о религиях родового общества). Самые первые религиозные организации создаются в таких обществах с диффузной религией преж­де всего у малых девиантных групп, которые стремятся к изоляции от «большого общества» посредством создания особого религиозного об­щества, собственной религиозной организации. Например, на первых порах христианская община — это харизматическая группа (термин М. Вебера), включавшая в себя Учителя и его учеников, которых отличало от всех остальных («непосвященных» и «заблудших»), не знающих исти­ны и идущих путем гибели, знание этой истины и путей спасения (Хри­стос говорит: «Я есть истина и путь»). Исторические религии впервые создают специфически-религиозные общины - отдельные, обособивши­еся от естественных социальных сообществ (семьи, племени, народа, государства). Тем самым эти естественные социальные сообщества пе­рестают быть религиозными, утрачивают сакральный характер, стано­вятся «профанными» (мирскими, светскими). Индивид, поскольку он является членом такого сообщества, оказывается пребывающим «вне священного», в изоляции от него. Поэтому исторические религии ока­зываются обремененными новой функцией - миссионерской, стремле­нием вовлечь в религиозную общину как можно больше людей («спас­ти», «поставить на путь истинный»). Община становится массовой, но за счет людей, которые, в отличие от учеников пророка, лишены непос­редственного религиозного опыта, переживания божьего «дара», благо­дати. Вот почему особая организация берет на себя миссию распределе­ния благодати - возникает учреждение (например церковь) с особой организационной структурой, иерархией. Харизматическая благодать, которая в первоначальной общине была достоянием каждого (Учителя и его учеников), теперь становится доступной через систему «таинств», выполняемых священником.

Для всех религий характерно наличие общин верующих, но спосо­бы организации таких общин весьма разнообразны. Существуют четы­ре основных типа религиозных организаций: церковь, секта, деномина­ция (или вероучение) и культ. Различие между церквями и сектами впервые было проведено М. Вебером и его коллегой, историком рели­гии Эрнстом Трёльчем.

Церковь - религиозная организация, в основе которой лежит еди­ный символ веры, определяющий религиозную этику и религиозную деятельность. Церковь представляет собой общепризнанную и прочно укоренившуюся в обществе религиозную организацию значительных размеров. Она характеризуется рядом признаков: утверждает себя как сакральное установление сверхъестественного происхождения, как мистическое «тело Христово», ведает священными институциями - «таинствами», с которыми внут­ренне связаны духовные дары, которые могут быть переданы верую­щим, а священники в ней являются функционерами церкви, церковь всегда есть церковь священников (хотя на разных этапах церковной истории были попытки преодолеть идею распределяющих благодать священнослу­жителей, но преодолена она так и не была, даже в протестантизме, провозгласившем идею «всеобщего священства»). Церковь всегда претендует на непогрешимость в качестве авторитета в вопро­сах вероучения и выступает как форма власти, господства, она всегда есть институт принуждения (преследования еретиков, инквизиция - насильствен­ные средства, с помощью которых церковь стремилась обеспечить свою власть не только над телом, но и над душой своих чад).

Секта — религиозная группа, возникающая как оппозиция к той или другой церкви. Обычно секты образуются в тех случаях, когда неболь­шая группа представителей церкви, неудовлетворенная традиционны­ми ритуалами, отделяется и создает новую религию. Секты сравнитель­но малы; обычно они стремятся найти свой «истинный путь» и следовать ему. В работе «Хозяйство и общество» М. Вебер разработал социологи­ческое понимание церкви и секты, сопоставляя их по трем признакам (вернее — по трем группам признаков): 1) отношение к «миру»; 2) крите­рий членства; 3) организационная структура.

1) Отношение к «миру». В отличие от церкви (которая не противопоставляет себя «миру», принимает его культуру и соглашается с его порядком) секта тяготеет к неприятию, осуждению «мира», мирских порядков, ей свойственна тен­денция к изоляционизму и замыканию в пределах своей общины. Чле­ны секты считают господствующую церковь продажной.

2) Критерий членства. В церкви отсутствует постоянное и строго контролируемое член­ство. Критерии членства в церкви таковы, что практически каждый мо­жет быть и оставаться членом церкви. Крещение в детском возрасте — логическое следствие такой позиции. Членство в секте предполагает добровольное, сознательно принимаемое решение. Отсюда - крещение взрослых: членами секты становятся не по рождению, а по своей воле; в секту принимают в зависимости от соответствия определенным кри­териям, необходимым для вступления. Обычно необходимым считается «обращение» (как свидетельство того, что вступающий преобразуется из «падшего», «поврежденного» состояния). Нарушение моральных принципов группы или отступление от учения наказывается исключе­нием. Считается, что спасение достигается лишь совершенствованием, моральной чистотой, а поскольку это требует преодоления мирских со­блазнов (алкоголь, курение и т.п.), для секты характерен аскетизм, само­ограничение, суровость нравов.

3)Организационная структура. Церкви свойственна бюрократическая организация. Руководство в церкви принадлежит специально подготовленному профессионально­му духовенству. Большинство сект почти или совсем не имеют профес­сиональных священнослужителей и подчеркивают равенство всех сво­их членов, в них отсутствует деление на священства и мирян. Секта тяготеет к руководителю харизматического типа (церковь - админист­ративного).

Деноминация — третья форма религиозной организации, признаю­щая возможность духовного возрождения для всякого верующего. От­личается терпимостью, отсутствием жесткой дисциплины и давления догматики. С точки зрения Р. Нибура, деноминация представляет собой промежуточное звено между сектой и церковью: секта, деноминация, церковь - основные этапы в процессе развития религиозной организа­ции. Например, Мартин Лютер восстал против католицизма, изложив 95 тезисов своего нового вероучения на дверях местной церкви в 1517 г. В настоящее время лютеранство - официальная религия во многих Скандинавских странах и одна из многих протестантских деноминаций в Америке. Подобная эволюция происходит под влиянием нескольких факторов:

•    с течением времени в любой группе складываются определенные ри­туалы и правила;

•    секта должна создать систему сохранения своей духовной сущности, своих целей и задач, чтобы обеспечить последовательную смену ли­деров; это также способствует формированию более четких норм и ритуалов;

• по мере увеличения секты она должна финансировать свою деятель­ность за счет пожертвований членов, благотворительных базаров и т.д.

Все эти факторы способствуют превращению некоторых сект в де­номинации, где складывается бюрократический порядок (деноминаци­ям присуща четкая организация как по горизонтали, так и по вертикали) и более широкие связи с обществом. Вместе с тем судьба сект неодина­кова: одни распадаются, другие, вписавшись в общество, расширив свои ряды и развив бюрократическую структуру, превращаются в деномина­цию, третьи (например квакеры) достаточно эффективно используют средства самосохранения и остаются сектой.

Культ.

 Упадок традиционных религий, вызванный процессом секу­ляризации, способствует успеху и усилению влияния новых религиоз­ных движений. Термин «культ» ввел в социологию религии Г. Беккер для обозначения таких религиозных групп, которые существуют исклю­чительно благодаря энтузиазму своих приверженцев, не опираясь при этом на организацию. В настоящее время это термин используется для обозначения достаточно различных образований:

•    малая религиозная группа без бюрократической структуры, часто воз­главляемая харизматическим лидером и использующая эзотерические и оккультные идеи (такое образование можно рассматривать как на­чальную стадию образования харизматической секты);

•    совокупность людей, объединенных общим взглядом на какой-то ас­пект действительности (люди, увлеченные парапсихологией, верящие в жизнь после смерти, в возможность общения с духом умершего);

•    начальная фаза развития новой религии, отличительный признак ко­торой - требование полного разрыва с существующими религиозны­ми традициями (в этом их отличие от сект, которые всегда ориентиру­ются на возвращение к «истинным истокам» веры и сознают себя как хранители «древней веры» в ее чистоте).

Культам часто присущ мистический или экстатический опыт, а не апелляция к письменным источникам. Культы призывают к радикаль­ным изменениям индивида, общества или того и другого одновремен­но. К ним принадлежат люди, которые отвергают ценности окружаю­щего их мира. Главное внимание в культах придается индивидуальному опыту, что приводит к объединению людей со схожим образом мыслей. Они не формально присоединяются к культу, но скорее придерживаются одних и тех же теорий или предписываемой манеры поведения. При­мерами современных культов могут служить группы, объединяющие верящих в спиритизм, астрологию, трансцендентальную медитацию, НЛО и т.д. В России кризисная ситуация и обострение разнообразных проблем породили обилие культов, наиболее знаменитым из которых стало движение «Белого братства» во главе с «Марией Дэви Христос». Зачастую культы прославляют лживого «мессию», обманывающего слишком доверчивых или несчастных людей. В последние годы в Рос­сии родители приверженцев культа (обычно подростков, молодых лю­дей) бьют тревогу, обращаются в средства массовой информации с просьбой помочь им, покончить с влиянием культа на их детей. Культ способен к институционализации: если он не умирает, то пре­вращается в институционализированную религию.

Американский социолог О'Ди отмечает противоречие, внутренне присущее религиозной институционализации: институционализация религии необходима для обеспечения ее стабильности и передачи пос­ледующим поколениям, но она приводит к утрате «творческой силы» и интенсивности религиозных переживаний. Церковь и культ - противо­положны с этой точки зрения: на одном полюсе строго фиксированные ритуалы, на другом - эмоциональное, спонтанное выражение веры.


Формы религии.

В этой связи следует различать институциональные (традицион­ные) и внеинституциональные (нетрадиционные) формы религии. К институциональной религии, или религиозному институту, относят церковь, установившуюся секту, деноминацию. Внеинституциональная религия- это, во-первых, различные культы и неустановившиеся секты (неустойчивые, аморфные, со слабой организацией, а иногда при пол­ном ее отсутствии), а во-вторых, «субъективная», «невидимая» религия индивида, зависящая от его предпочтений, установок и свободного вы­бора, проявляющаяся в непосредственной связи с потусторонним ми­ром, истинность которой устанавливается самим верующим в религи­озном опыте.

Функции религии.

Религия выполняет в обществе ряд определен­ных социальных функций (табл. 2).

Таблица 2

                            Классификация основных функций религии

Социальная функция

Общество

Личность

Мировоззренческая

Религиозное мировоззре­ние   задает   «предельные» критерии Абсолюта, с точки зрения которых осмыслива­ется мир, общество и чело­век

Удовлетворяет потреб­ность личности в опреде­ленном типе миропонима­ния, мировосприятия и ми­роощущения - в религиоз­ной вере

Коммуникативная

Развивает личность члена религиозной общины, спо­собствует      поддержанию традиций

Удовлетворяет потреб­ность в общении с другими верующими и с Богом

Регулятивная

С    помощью    системы норм, ценностей, образцов поведения, традиций осуще­ствляет управление созна­нием и поведением индиви­дов, групп, общин

Воспитывает в каждом чувство долга и совесть, включая самооценку совер­шенного и ответственность перед собой и Богом

Компенсаторная

Компенсация   неудовле­творенности     социальных групп своим положением в обществе и обретение наде­жды на лучшую жизнь

Удовлетворение потреб­ности в психологической защите, утешении, восста­новлении душевного равно­весия

Интегрирующе-дезинтегрирующая функция

Укрепляет     социальное единство, сплачивает соци­альные   группы   (интегри­рующая). Ослабляет     социальное единство, если в обществе существуют различные про­тивостоящие   друг   другу конфессии (дезинтегрирую­щая)

Удовлетворяет    потреб­ность личности в единении с другими людьми. Удовлетворяет    потреб­ность личности в «поиске врага»

Культуротрансли-рующая

Способствовала    разви­тию письменности,  книго­печатания,   искусства,   со­хранению и развитию цен­ностей религиозной культу­ры, передаче накопленного наследия  от  поколения   к поколению

Участие в ритуальной церемонии подготавливает индивида к социальной жиз­ни, способствует формиро­ванию определенных по­требностей, интересов, об­разцов поведения и ценно­стных ориентации


3. СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ И БУДУЩЕЕ РЕЛИГИИ

Вплоть до XIXв. во всех существовавших обществах религия слу­жила фундаментом формирования мировоззрения, лежащего в основе той или иной культуры. Уже в эпоху Просвещения начался процесс се­куляризации (от позднелат. saecularis - мирской, светский), противопос­тавив религии самостоятельный и независимый от нее человеческий ра­зум. Сегодня во многих странах утвердилось секулярное общество: в понятиях светского государства, светского общества выражается тот факт, что отношения между людьми в обществе перестали быть религи­озно обусловленными. Вместе с тем в обществе имеют место две противоположные тен­денции:

•    секуляризация - процесс, в результате которого все большие секто­ра общества, культуры, различные социальные группы и отдельный индивид освобождаются от религиозного санкционирования и влия­ния;

•    сакрализация (от лат. sacra - священный) - процесс придания влас­ти, ценностям, территории и т.д. особого смысла, связанного со свя­щенным (например, освящение той или иной территории при помо­щи специальных ритуалов).

Современное общество тяготеет к выработке своего мировоззрения, независимого от религиозных символов и мифов, опирающегося на на­уку, обретающего опору в широком распространении и повышении уров­ня образования.

3.1. Причины секуляризации.

В социологии религии существуют значительные различия в пони­мании причин и последствий секуляризации. По мнению В.И. Гараджи, выделяются три группы концепций:

1.Секуляризация как утрата священного и угроза социальному по­рядку и согласию (П. Бергер). С точки зрения американского социолога Питера Бергера, религия выполняла важную функцию в обществе - она создавала «священный космос». Религия окружала аурой святости ус­тои жизни и наделяла их безусловным смыслом. Общность религиоз­ных верований была тем «клеем», который связывал общество воедино. Секуляризация ведет к представлению о том, что ничего святого нет, абсолютные ценности становятся относительными, и это ведет к кризи­су - утрате смысла, аномии, дезориентации человека. Таким образом, секуляризация враждебна религии и вместе с разрушением религии ста­вит под угрозу стабильность общества.

2.Секуляризация как вытеснение религии наукой, рациональным мышлением, светской этикой. Эта точка зрения, согласно которой рели­гия ослабевает и будет ослабевать по мере развития науки и роста обра­зованности общества, является сегодня господствующей. Уже М. Вебер говорил о «разволшебствлении» мира, в результате чего утрачивается вера в чудо, мистику, магию. Американский исследователь О'Ди отме­чает в этой связи два обстоятельства:

•    происходит «десакрализация» восприятия человеком окружающего мира, поэтому область сверхъестественного существенно сокраща­ется;

•    имеет место рационализация мышления, человек обретает веру в ра­зум, логику, науку.

В результате в мире не остается места для тайн священного. О'Ди в отличие от Бергера позитивно оценивает последствия этого процесса для общества: наука и светская этика достаточно эффективно помогают решать стоящие перед современным миром проблемы, делая излишни­ми апелляцию к Богу и религиозной вере.

3.Секуляризация как эволюция религии и ее видоизменение в ходе социальных перемен. При этом изменение религии не обязательно ве­дет к уменьшению ее значения. Согласно Т. Парсонсу, религия в каче­стве социального института оказывает меньше прямого влияния на го­сударство, экономику, образование и т.д. Однако современный человек живет в социальной системе, впитавшей в себя религиозные идеи, и поэтому находится под опосредованным влиянием религии. Упадок цер­ковной религиозности сопровождается усилением «невидимой религии» (человек направляет свои действия, зачастую не отдавая себе отчета в этом, под воздействием христианской этики).Вместе с тем влияние ре­лигии уменьшается в каждом из трех аспектов секуляризации (Э. Гидденс):

Первый аспект связан с тем, сколько людей принадлежит к церкви или какой-либо другой организации, насколько часто они посещают церковную службу и другие ритуалы; за исключением США, секуля­ризация в таком понимании весьма характерна для промышленно-развитых стран;

Второй аспект имеет отношение к тому, в какой степени церкви и дру­гим религиозным организациям удалось сохранить их общественное влияние, богатство и престиж; в XX веке религиозные организации постепенно утратили большую часть общественного и политическо­го влияния, которым некогда обладали (вспомним Средние века), и эта тенденция наблюдается повсеместно;

Наконец, третий аспект секуляризации имеет отношение к веровани­ям и ценностям, что обозначается термином «религиозность»; не вы­зывает сомнений, что в настоящее время люди придерживаются ре­лигиозных верований гораздо в меньшей степени, чем раньше, особенно если понимать под термином «религия» весь круг сверхъестественных явлений, в которые многие когда-то верили; большин­ство из нас просто не воспринимает окружающую среду населенной божественными существами или духами.

Секуляризации современного общества способствуют многие фак­торы. Как отмечает Н. Смелзер, среди них можно назвать:

1. Развитие науки. Человек утратил желание принимать на веру идеи,  которые нельзя доказать или наглядно подтвердить.

2.Развитие государства. Современное государство отделено от церкви. Большинство государств (светских) заняты удовлетворением материальных потребностей граждан, а не заботой об их духовном здо­ровье.

3.Развитие капитализма. Капитализм подрывает влияние церкви, ориентируя людей на накопительство и стремление к материально обес­печенной жизни. Под влиянием капитализма даже великие «церковные праздники» (такие как Рождество и Пасха) превратились просто в «дни отдыха» с чрезмерным потреблением мирских благ — в эти дни люди покупают дорогие подарки, новую одежду и т.п.

4.Компромиссы по спорным вопросам религии. Например, в католи­ческой церкви наблюдаются определенные компромиссы - она офици­ально отказалась от традиционной римско-католической литургии (месса читается на языке слушателей), Библия давно уже выпускается в пере­ воде на многие языки.

5.Утрата общности. Например, в США граждане постоянно пере­езжают из одного штата или города в другой, и поэтому им трудно со­хранить длительные связи с одной религиозной общиной.

6.Другие институты. Не только Рождество или Пасха были ком­мерциализированы, но и многие светские праздники и дела заменили церковные мероприятия для верующих.

4. Заключение

Оценивая место и роль религии в современном мире, нельзя забы­вать о том, что мировые религии во многом способствовали формиро­ванию внутреннего духовного мира современного человека, и сегодня они в состоянии ответить на те фундаментальные вопросы человече­ского бытия (о смысле и цели жизни например), по поводу которых наука и рационализм хранят молчание. И сегодня на основе религии оказывается возможным «совершенствование внутреннего строя души» (С.Л. Франк), «духовное самосозидание» (С.Н. Булгаков), «самоисправление» (П.А. Флоренский). Речь идет о том, что каждый человек рано или поздно встает перед проблемой обуздания «демонов души» (К.Г. Юнг), преодоления «темного начала хаоса» (B.C. Соловьев). В этом плане религия дает верующему особое видение мира: она не только опи­сывает мир, каким он является, но и показывает, каким он должен быть. Только религия дает человеку веру в то, что истина и справедливость в конце концов восторжествуют, страдание не случайно и жизнь имеет смысл. При этом именно в религии происходит сакрализация ценнос­тей, которые становятся неколебимыми и безусловными.














Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.