| |||||
МЕНЮ
| Сравнительный анализ функциональных и семантических характеристик глагола to make в разговорном, газетно-публицистическом и научном стиляхСравнительный анализ функциональных и семантических характеристик глагола to make в разговорном, газетно-публицистическом и научном стиляхМинистерство Российской Федерации Самарский государственный университет Филологический факультет Кафедра английской филологии Дипломная работа Сравнительный анализ функциональных и семантических характеристик глагола to make в разговорном, газетно-публицистическом и научном стилях Студентки V курса, специализации «Романо-германские языки и литература» Е.А. Хлопуновой Научный руководитель К.ф.н., доцент Э.П. Васильева _______________________ /подпись/
Работа защищена « » 2001 г. Оценка «_______________» Председатель ГАК Самара 2001 Оглавление:
Введение Материалом изучения в данной работе послужили образцы таких функциональных стилей как разговорная речь, газетно-публицистический стиль и научный стиль, поэтому необходимо остановиться на их характеристиках подробнее. Известно, что проблема разграничения языковых стилей представляет
большую сложность, так как признаки одного языкового стиля частично
повторяются не только в другом или других языковых стилях, но и являются
характеристиками самого литературного языка вообще. Этот момент находит
отражение в определении стиля, данном Р.А. Будаговым: «Языковой стиль – это
разновидность общенародного языка, сложившаяся исторически и
характеризующаяся известной совокупностью языковых признаков, часть из
которых своеобразно, по-своему, повторяется в других языковых стилях, но
определённое сочетание которых отличает один языковой стиль от другого».[1] Выполнение языком ряда функций в разных сферах социальной жизни приводит к его неизбежному расслоению на ряд функциональных стилей (ФС) среди которых общепризнанными являются: научный, разговорный, деловой, художественный и газетно-публицистический стили. [3] Языковые особенности этих ФС стали объектом исследования в многочисленных статьях, сборниках, монографиях.[4] Наметились более четкие позиции, в соответствие с которыми, как отмечает Н.М. Разинкина, происходит выделение и описании той или иной коммуникативной функционально-стилевой системы.[5] К числу таких позиций относится необходимость рассмотрения языковых особенностей того или иного стиля в связи с экстралингвистическими условиями его существования; наличие определенной целевой заданности, обусловливающей как само выделение ФС, так и отбор ряда разноуровневых языковых средств; необходимость сопоставления различных ФС с целью более глубокого проникновения в их языковую специфику. Одновременно эти вопросы являются составляющими в определении самого понятия «функциональный стиль». Поскольку само понятие «функциональный стиль» возникло на основе идеи
устойчивости в отборе языковых средств, то другая сторона этого понятия, а
именно, динамичный характер устойчивости, не получила столь же широкого
освещения в лингвистике, хотя она и не менее важна, о чём пишет Н.М. «Языковые особенности ФС определяются взаимодействием двух противоборствующих тенденций, имеющих центростремительных характер и создающей то, что принято называть ФС, и тенденцией, носящей центробежный характер. Центробежные силы, действующие одновременно с центростремительными, создают подвижность в языковом составе конкретных текстов, принадлежащих тому или иному ФС. Именно они обусловливают постоянную динамику в развитии ФС и позволяют говорить о закономерностях языкового отбора».[6] Рассмотрим каждый из исследуемых нами стилей более подробно. В
лингвистике существует много определений разговорной речи (РР), освещающих
разные её черты и признаки. П.В. Глаголев определяет РР следующим образом: О.А. Лаптева отмечает существенную черту РР – наличие собеседника, т.е. диалогичный характер.[9] Без направленности каждого высказывания «от себя», без фиксации ответной реакции слушающего речь не существует, т.к. она теряет свой целенаправленный характер. Возможность опоры высказывания на предыдущую реплику дает говорящему возможность использования в нем лишь строго необходимых для общения компонентов, т.е. возникает возможность использования неполных предложений. При описании РР обычно различают две её разновидности – диалогическую и монологическую[10]. Диалогу свойственна быстрая смена реплик собеседников, краткость, синтаксически зависимый характер и своеобразный состав предложений. В диалоге часто встречаются вопросительные ответные, побудительные предложения, а также присоединительные конструкции, переспросы, реагирующие предложения. Монолог – это более продолжительное высказывание одного лица, обычно на определённую тему, чаще это рассказ о чём-то. Предложения монолога более самостоятельны, чем диалогические реплики. Ситуативная обусловленность в монологе, как правило, меньше, чем в диалоге. Необходимо отметить экстралингвистические факторы, формирующие стилевые особенности РР. Ю.М. Скребнев выделяет следующий их ряд: устный характер речевого продуцирования – это родовой признак РР. Но он не может считаться определяющим, т.к. устное продуцирование свойственно не только РР, но и ряду других видов речевой деятельности; бытовая тематика; стереотипность; зависимость от внеречевой деятельности участников; спонтанность, неподготовленность, вызванная потребностью в незамедлительной языковой реакции. Эта черта является важнейшей в характеристике психологической сущности РР; эмоциональная насыщенность, аффективность РР; непосредственность общения – этот признак, по мнению многих лингвистов, является важнейшим в создании стилевых особенностей РР; неофициальность отношений между участниками речевого акта. Как особый стиль, РР характеризуется отличительными особенностями на всех уровнях своей системы. Так, С.С. Беркнер отмечает, что в области гласных наблюдается сокращение долгих гласных в целом ряде позиций (please, see, people). Наряду с этим заметна противоположная тенденция – удлинение кратких гласных: big, his, is, good.[11] В морфологии обращает на себя внимание вытеснение из разговорного языка формы whom и полная «легализация» объектного падежа личных местоимений после глагола to be: I don’t know who to suggest; it’s me вместо it’s I[12]. В системе прилагательных заметна тенденция к употреблению аналитической формы образования степеней сравнения прилагательных more и most вместо синтетической формы. В области функционирования глагола отмечается стирание различий между вспомогательными глаголами shall и will в образовании форм будущего времени. Есть изменения и в употреблении артиклей: в целом ряде случаев он просто опускается: on radio, on television. С.С. Беркнер отмечает, что в лексической сфере наблюдается большой
удельный вес неполнознаменательных слов, местоимений, частиц, междометий,
наличие специфических пластов словаря – жаргонизмов, коллоквиализмов,
своеобразных словообразований. Пополнение лексики полностью идёт за счёт
внутренних ресурсов. Часть пополнения лексики происходит за счёт Синтаксис английской диалогической речи детально изучен Л.П. Таким образом, РР имеет целый ряд отличительных особенностей, оформляющих его как отдельный стиль. Теперь обратимся к изучению газетно-публицистического стиля. Можно выделить общие черты газетно-публицистического стиля (ГПС), поскольку система экстралингвистических стилеобразующих факторов имеет много общего даже в разных типах газетных материалов, несмотря на их жанровое многообразие. Организация же языковых элементов стиля здесь самым тесным образом зависит от экстралингвистических факторов. Социальная ситуация общения для газеты весьма специфична и эти же особенности влияют на отбор языковых средств. А.А.Стриженко отмечает, что газета – это одно из важнейших средств
информации и средств убеждения. Она рассчитана на массовую и притом очень
неоднородную аудиторию, которую она должна удержать, заставить себя читать. Газетно-публицистические тексты, как и РР, имеют свои отличительные особенности, как на лексическом, так и грамматическом уровнях. Остановимся на них подробнее. При количественно-качественной характеристике газетной лексики исследователи отмечают большой процент собственных имен: топонимов, антропонимов, названий учреждений и организаций и т.д., высокий процент числительных, обилие дат. С точки зрения этимологической характерно обилие интернациональных слов и склонность к инновациям, которые, однако, весьма быстро превращаются в штампы.[16] Английская и американская массовая пресса, учитывая экспрессивную
направленность стилистических стыков, использует также и элементы
разговорной речи.[17] Подробно рассматривает функции лексики разговорной
речи в газетном стиле В.С. Жук и отмечает, что если в своей «родной»
языковой среде форма слова РР остаётся незамеченной, то в газетном тексте
она начинает передавать дополнительную информацию, становится значимой.[18] В стилистическом плане для обширного слоя лексики ГПС характерно наличие эмоционально-экспрессивных компонентов значения, что сближает ГПС и РР. В частности, следует отметить тенденцию к гиперболизации, которая проявляется в развитии усилительного значения у прилагательных (massive) и модальных слов (surely, really), которые приобретают статус интенсификаторов. В газетном тексте эти слова являются средством усиления эмоционального отношения к теме сообщения, а, следовательно, и усиления положительной или отрицательной оценки, которая участвует в воздействии на читателя. Структурные и семантические характеристики РР используются в газетном тексте для целей компрессии передаваемого сообщения. Тем самым лексика РР способствует созданию краткости, которая является одним из ведущих признаков газетного стиля и о которой речь пойдет ниже. Т.А. Заводовская обращает внимание на проникновение просторечной
лексики в язык газеты.[20] Автор отмечает действие социально-
коммуникативной установки, которое проявляется в особенностях
функционирования просторечной лексики в «качественной» и «массовой» прессе. Т.А. Заводовская, разделяя газетные жанры на три группы К числу языковых особенностей ГПС относится и широкое использование таких средств как клише. А.А. Барченко высказывает мнение о том, что высокая насыщенность клишированными средствами выражения характерна для всех жанров английского газетного стиля. Преимущество клишированных языковых средств в том, что они узнаются и понимаются мгновенно.[21] В статье А.А. Барченко «О системном анализе газетного клише» отмечается, что стилистические газетные клише английского языка характеризуются как принадлежащие к нейтральной литературно-книжной лексике.[22] В составе клише не должно быть компонентов, относящихся к нелитературной лексике. В качестве дополнительного выступает признак отсутствия эвфонии у клише. Существенным для клише является его свойство выступать в качестве средства эксплицитной или имплицитной оценки. Грамматическое своеобразие языка газеты в информационном стиле исследовано В.Л. Наер.[23] Автор отмечает, что использование грамматических средств в газете характеризуется определенной спецификой. Так, бросаются в глаза своеобразие в использовании времён и залогов, высокий удельный вес неличных форм, обилие сложных атрибутивных образований, особые формы введения прямой речи и преобразования её в косвенную, своеобразный порядок слов. Газетному стилю английского языка чрезвычайно свойственны традиционные формы выражения, т.е. на протяжении многих десятилетий в XIX и в начале XX вв. репортеры следовали так называемому правилу 5-w-h: who-what-why-where- when, но с течением времени журналисты начинают отказываться от этого правила. Традиционный порядок слов в газетной информации все чаще нарушается, и это прежде всего относится к месту обстоятельства времени в предложении.[24] Например, обстоятельство времени встречается в конце простого предложения, части сложноподчиненного или сложносочиненного предложения: A judge suggested yesterday that hire purchase deals should be publicly registered to prevent fraud (Daily Herald); обстоятельство времени внутри сказуемого, выраженного аналитической временной формой: Thirty-two Labour M.P. s had by yesterday afternoon signed the motion
criticizing remarks made to a Nottingham jury by Mr. Justice Stable (Daily При наличии в предложении нескольких разных обстоятельств обстоятельство определенного времени должно по правилам нормативной грамматики стоять последним, однако, в газете этот порядок часто нарушается, поскольку информацию несут больше обстоятельства места, а не времени, обстоятельства места выражаются оборотами из нескольких слов и отдвигаются в конец предложения. Нередко нарушения диктуются простой необходимостью, элементарной логикой; иногда нарушение вызывается стремлением выделить какие-то части высказывания. В.Л. Наер обращает внимание в своей статье на положение обстоятельств времени не в начале и не в конце предложения, как обычно, а между подлежащим и сказуемым, что конкретизирует своей необычностью внимание на сказуемом: The Argentine Navy yesterday renewed its call for President Frodizi to
resign as the country’s political crisis drifted into its tenth day (Daily Само обстоятельство времени при этом отодвинуто в тень, оно не существенно, т.к. газетная информация, как правило, описывает события, имевшие место накануне. Следует также обратить внимание на такую отличительную черту ГПС как стремление к краткости, которая отмечается многими исследователями. Обычно краткость связывается с исторически изначальной, информационной функцией газеты, а поэтому усматривается прежде всего в таких её жанрах как информационные сообщения, заголовки, реклама.[25] Чаще всего под языковой краткостью понимается выражение определенного содержания при некоторой экономии языковых средств. Краткость в таком определении отнюдь не предполагает широкого использования в газете коротких предложений, а чаще всего, наоборот, ведет к их сильному распространению и большой семантической ёмкости. В газетных информационных сообщениях языковая краткость есть результат
стремления дать как можно больше фактов ограниченным объёмом текста. На основании проведенного обзора характеристик ГПС можно сделать вывод, что данный стиль обладает своими отличительными особенностями как на лексическом, так и на грамматическом уровнях языковой системы. Комплекс этих особенностей позволяет газете наиболее эффективно выполнять присущие ей функции, а в теоретическом плане позволяет говорить о правомерности оформления этих особенностей в рамках одного стиля. Специфика газеты как общественного явления и вообще специфика массовой коммуникации объективно приводят к необходимости признания ГПС как одного из функциональных стилей. Теперь обратимся к особенностям третьего из исследуемых нами стилей – научного стиля. Сфера научного общения отличается тем, что в ней преследуются цели наиболее точного, логичного, однозначного выражения мысли. Главнейшей формой мысли в области науки оказывается понятие, а языковое воплощение динамики мышления выражается в суждениях и умозаключениях, следующих одно за другим, в строгой логической последовательности. Мысль здесь строго аргументирована, ход логических рассуждений особо акцентируется. Назначение науки – вскрыть закономерности. Отсюда обобщенный и абстрагированный характер мышления, определяющий своеобразие научной речи. Н.М. Разинкина относит к задачам научной прозы доказательство определенных положений, гипотез; аргументацию; точное и систематическое изложение научных вопросов в целях описания, определения и объяснения явлений природы и общественной жизни, в целях передачи суммы знаний, сообщения новых результатов исследования.[26] Самыми общими специфическими чертами научного стиля являются
отвлеченность, обобщенность и подчеркнутая логичность изложения. По мнению Чем же достигаются и как выражаются основные стилевые черты научной речи? Отвлеченность и обобщенность непременно пронизывают собой каждый научный текст. Это сказывается прежде всего в широком употреблении в нём абстрактной лексики. Кроме того, как указывает И.В. Арнольд, для любого научного текста характерны следующие черты: слова употребляются любо в основных прямых, либо в терминологических значениях, но не в экспрессивно- образных. Помимо нейтральных слов и терминологии употребляются так называемые книжные слова. Слова других стилей не используются.[29] Однако Н.М. Разинкина обращает внимание на проникновение явлений разговорной речи в письменный научный текст.[30] Это объясняется двумя причинами: во-первых, особенностями самих явлений разговорной речи, поскольку, как известно, они неоднородны с точки зрения своей потенции проникновения в письменный текст, и, во-вторых, особенностями самих письменных текстов, которые действуют в высшей степени избирательно.[31] |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|