реферат, рефераты скачать
 

Структурные проблемы организации научных исследований и условия их организации


Структурные проблемы организации научных исследований и условия их организации

Канашский филиал

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

по НИР


Вариант 3

Студента 2 курса  экономического факультета

Асанова     Алексея    Викторовича

Шифр:  04653033      Учебная группа: 53-06

Домашний адрес:

Работа выслана в Чувашский госуниверситет

«____» ____________2008 г.

Передана на кафедру «Экономики и управления»

Оценка___________ «___» _____________2008г.

Преподаватель: Краснова Ольга Александровна

Возвращена в деканат______________________


Структурные проблемы организации научных исследований и условия их организации.


План:


Введение

1. Положения об организации научных исследований

2. Организация Министерством образования России

научных исследований по проблемам образования

Заключение

Список использованной литературы

Введение


Научная (научно-исследовательская) деятельность (далее научная деятельность) - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе: фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды; прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.

Экспериментальные разработки - деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направлена на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование.

Государственная научно-техническая политика - составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Научный и (или) научно-технический результат - продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.

Научная и (или) научно-техническая продукция - научный и (или) научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации.

Гранты - денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

1. Положения об организации научных исследований


Приказом Министерства образования Российской Федерации

от 17.07.2000 N 2219

Положение об организации научных исследований, проводимых подведомственными учреждениями в рамках тематических планов по заданиям Министерства образования Российской Федерации и финансируемых из средств федерального бюджета (далее - Положение), разработано в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральными законами Российской Федерации "О науке и государственной научно-технической политике" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Настоящее Положение устанавливает порядок планирования, организации и приемки результатов научно-исследовательских работ, проводимых по заданиям Министерства образования Российской Федерации(далее - Министерства) и финансируемых из средств федерального бюджета, и распространяется на образовательные учреждения высшего профессионального образования и научные организации Министерства (далее - вузы и организации), проводящие научные исследования, предусмотренные их уставной деятельностью и финансируемые из средств федерального бюджета Министерством.


Организация Министерством образования России научных исследований по проблемам образования


Министерство образования России рассматривает научные исследования как один из важнейших факторов модернизации российского образования, в первую очередь профессионального. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, указывается, что в ближайшие годы особое внимание будет уделено развитию в российской высшей школе научных исследований и разработок, оказывающих решающее влияние на укрепление кадрового и технологического потенциала народного хозяйства страны.

Основные усилия и средства Министерства образования Российской Федерации в организации научных исследований в 2003 году были направлены на сохранение и развитие научно-педагогических коллективов вузов, привлечение и закрепление талантливой молодежи в сфере науки и образования, создание условий для проведения научных исследований на высоком уровне и повышение престижности научно-педагогической деятельности.

Российская образовательная система начала ХХI века включена в решение целого ряда многоуровневых социальных и культурных проблем, связанных с определением стратегических перспектив развития нашего общества. Социально-гуманитарные науки призваны осмыслить эти проблемы и ориентировать систему образования на производство кадрового потенциала будущей России. Это и определяет важное место, занимаемое социально-экономическими и гуманитарными науками в системе российского образования.

В структуру Минобразования России входит 332 вуза и 135 самостоятельных научных организаций, в которых работает 181250 человек профессорско-преподавательского состава и 15431 научный сотрудник. При этом 35% вузов осуществляет подготовку по гуманитарным и социально-экономическим специальностям. В системе Минобразования России работает 22614 докторов наук и 97129 кандидатов наук, из которых представителями социально-гуманитарных дисциплин являются 36756 человек, что составляет 30% от общего числа специалистов высшей квалификации.

Основными источниками финансирования научных исследований, проводимых вузами и научными организациями Минобразования России, являются средства федерального и региональных бюджетов (около 40%) и внебюджетные средства (около 60%).

Основными формами организации научных исследований, финансируемых  Минобразованием России из федерального бюджета являются тематические планы вузов, научно-технические программы и гранты.

 Доля научно-исследовательских работ по общественным наукам составляет 35%, по естественным и точным наукам – 23%, по техническим и прикладным наукам – 36.7%, по общеотраслевым и комплексным проблемам – 5.3% от общего объема НИР, финансируемых Минобразованием России из средств федерального бюджета.

Особое внимание Министерство уделяет фундаментальным научным исследованиям, рассматривая их и как основу дальнейшего развития науки, и как фактор модернизации образования. Поддержка этих исследований (в том числе исследований по проблемам гуманитарного и социально-экономического образования) осуществляется Министерством в рамках тематических планов вузов, грантов и отраслевой программы «Университеты России».    Кроме того, фундаментальные исследования составляют значительную долю работ, выполняемых по федеральным целевым программам, в первую очередь по ФЦП «Интеграция науки и образования России на 2002-2006 годы», ФЦП «Русский язык» на 2002-2005 годы и грантам, предоставляемым вузовским ученым международными организациями. По тематическим планам НИР вузы Министерства проводят исследования по широкому спектру научных направлений в соответствии со сложившимися научными школами, кадровым потенциалом, научными интересами и ресурсными возможностями, которые охватывают практически все основные области знаний, характерные для высшей школы России. В 2002 году 21.08% исследований проводились в области общественных наук, 40.17% - в области естественных и точных наук, 35.33% - в области технических и прикладных наук, 3.42% - по межотраслевым проблемам. Всего 2002 году по тематическим планам вузов было выполнено 2592 НИР, а объем их финансирования составил 337.5 млн. рублей. Такое соотношение работ является стабильным на протяжении многих лет. Можно констатировать, что проведение НИР по тематическим планам вузов является наиболее отработанной составляющей системы обеспечения научной деятельности высшей школы.

Ниже, в таблице 1. представлено распределение объемов финансирования и количества НИР, проводимых в 2003 г. по тематическим планам вузов и организаций по гуманитарным и социально-экономическим областям знания.

Распределение объема финансирования и НИР, проводимых в 2003 г. по тематическим планам вузов и организаций по гуманитарным и социально-экономическим областям знания



Области знания

Коды ГРНТИ

Кол.

НИР

% от общ. числа НИР

Объем финансирования, руб.

% от общ. объема финанс.

Средний объем одной НИР, руб.

Общественные науки, в том числе:

00-26

477

17,97

78251106

17,3

164048

Философия

02

21

0,79

2640791

0,58

125752

История

03

38

1,43

6418303

1,41

168903

Социология

04

15

0,56

1739049

0,38

115937

Экономика

06

144

5,42

22826894

5,00

158520

Юридические науки

10

10

0,38

1505609

0,33

150561

Политические науки

11

7

0,26

841582

0,18

120226

Науковедение

12

35

1,32

5066024

1,11

144744

Культура

13

12

0,45

2427555

0,53

202296

Педагогика

14

104

3,92

19633241

4,30

188781

Психология

15

16

0,60

2051135

0,45

128196

Языкознание

16

35

1,32

4633218

1,01

132378

Литература,

17

3

0,11

423250

0,09

141083

Информатика

20

    28

1,05

6292912

1,38

224747


Практика конкурсной поддержки фундаментальных научных исследований, проводимых отдельными учеными или малыми научными группами, существует уже больше 10 лет, как система грантов Минобразования России. В настоящее время отработана технология организации и проведения конкурсов по гуманитарным, естественным и техническим областям знания а также конкурсов для молодых ученых, проводящих исследования совместно с зарубежными партнерами. По всем конкурсам НИР выполняемых в 2003 году по общественным наукам финансирование составило 24.6 млн. рублей или 15.1% от общего объема финансирования. Так, например, по конкурсу на соискание грантов «Фундаментальные исследования в области гуманитарных наук» в 2003 году финансирование составило 14.652 млн. рублей на 291 грант.

Распределение объема финансирования по конкурсу на соискание грантов «Фундаментальные исследования в области гуманитарных наук» в 2003 году


Область знания

Кол-во НИР

В % от общего числа НИР по конкурсу

Объем финансирования


% от общ. объема финанс.

Средний объем одной НИР, руб.

Гуманитарные науки,

в том числе:

102

35

14652000

35,8

50350

Философия

20

6,9

1010988

6,9

50549

История

20

6,9

1010988

6,9

50549

Юридические науки

9

3

439560

3

48840

Психология

11

3,8

556776

3,8

50616

Языкознание

19

6,5

952380

6,5

50125

Литературоведение

12

4,1

615384

4,2

51282

Культурология и искусствоведение

11

3,8

556776

3,8

48840

Социально-экономические науки, в том числе:

89

31

4468860

30,5

50212

Социология

13

4,5

644688

4,4

49591

Политология

6

2

293040

2

48840

Экономические науки

70

24

3516480

24

50235


Программа «Университеты России» создана с целью возрождения ведущей роли университетов в развитии фундаментальных исследований, поддержки ранее сформировавшихся научных школ, подготовки высококвалифицированных специалистов, способных быстро адаптироваться к условиям рыночной экономики, а также с целью интегрирования университетов в международную систему образования и науки. Общая сумма финансирования Программы в 2002 году составила 45 млн. рублей, количество НИР – 697, в 2003 году – 55 млн. рублей. В рамках Программы реализуется 13 научных направлений, в том числе направление – гуманитарные науки.

В гуманитарных и социально-экономических областях знания объем  финансирования по программе «Университеты России» в 2003 году составил 5.225 млн. рублей, что составляет 10.2% от общего объема финансирования. Количество выполняемых проектов – 71, средняя стоимость проекта – 74.6 тыс. рублей.

Распределение объема финансирования НИР, проводимых по программе «Университеты России» по гуманитарным и социально-экономическим областям знания в 2003 году


Области знания

Кол-во

НИР

% от общего

 числа НИР


Объем НИР, руб.


% финансир. от общего объема

НИР

Средний

объем одной НИР, руб.

Гуманитарные

науки

6

8,45

447600

8,57

74600

История

13

18,31

969800

18,56

74600

Власть и общество

1

1,41

74600

1,43

74600

Лингвистика

1

1,41

74600

1,43

74600

Филология

9

12,68

671400

12,85

74600

Востоковедение

4

5,63

298400

5,71

74600

Философия

6

8,45

411800

7,88

68633

Культурология

7

9,86

486400

9,31

69486

Политология

2

2,82

149200

2,86

74600

Социология

3

4,23

223800

4,28

74600

Психология

6

8,45

447600

8,57

74600

Проблемы и перспективы фундаменталь-ного образования в России

11

15,49

820600

15,71

74600

Экономика и право

2

2,82

149200

2,86

74600

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.